Сп 3.13130.2009 системы противопожарной защиты. система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. требования пожарной безопасности
Содержание:
- Введение
- 6 Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях
- 1 Область применения
- Требования к уровню шумов
- СОУЭ 1 типа
- 4 Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому оповещению и управлению эвакуацией людей
- 4 Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому оповещению и управлению эвакуацией людей
- 3 Требования пожарной безопасности к системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
- Книги
- 5 Требования пожарной безопасности к световому оповещению и управлению эвакуацией людей
- Заключение
Введение
Составной частью любого федерального закона являются обязательные к применению своды правил, обеспечивающие выполнение требований ФЗ. Так, основным документом при проектировании СОУЭ является СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, требования пожарной безопасности».
Настоящий период мы называем переходным, так как пока не знаем какой окончательный вид примет окончательная редакция СП 3.13130 и новая редакция 123-ФЗ (16 января 2020 года опубликован проект изменений 123-ФЗ, надеемся, что 84 статью эти изменения не затронут).
Готовящаяся редакция СП 3.13130 по сравнению с предыдущей, более полная
В нее внесены некоторые дополнения, например, относительно специального текста, алгоритма оповещения, добавлен раздел по эвакуации: “Требования к управлению эвакуацией людей при пожаре в здании, сооружении фотолюминесцентными эвакуационными знаками пожарной безопасности”. Другими словами, свод правил расширен, правда, без особых парадигмальных сдвигов. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на некоторые подводные камешки, которые будут ожидать проектировщиков, интеграторов и инсталляторов СПЗ. Нижеследующие замечания будут касаться некоторых принципиальных (методологических) вопросов в основном касающихся раздела 5 “Требования к звуковому оповещению людей о пожаре и управлению эвакуацией людей при пожаре в здании, сооружении” проекта СП 3.13130. . Проектирование и применение СОУЭ обусловлено необходимостью выполнения основного требования 123-ФЗ — обеспечения беспрепятственной эвакуации людей из зданий и сооружений при обнаружении пожара
Именно взаимодействие с людьми накладывает особые требования, как на технические средства СОУЭ, так и на расчетные мероприятия, учитывающие условия распространения звука и особенности человеческого восприятия. Безопасность потому и называется комплексной, что в ее обеспечении принимают участие все составляющие: инженерные системы, системы безопасности и люди. Минимизация интервала между обнаружением пожара и началом эвакуации в большей степени зависит от слаженного взаимодействия технических средств и организационных мероприятий. В этом случае, под общей эффективностью СОУЭ мы понимаем два важных параметра: надежность — способность технических средств оперативно выполнить свою задачу, и достоверность — обеспечение условий хорошего восприятия слушателями передаваемой речевой информации. Вторая задача решается проектировщиком, однако эффективность ее решения зависит не только от него, но и от правильной постановки задачи.
Проектирование и применение СОУЭ обусловлено необходимостью выполнения основного требования 123-ФЗ — обеспечения беспрепятственной эвакуации людей из зданий и сооружений при обнаружении пожара. Именно взаимодействие с людьми накладывает особые требования, как на технические средства СОУЭ, так и на расчетные мероприятия, учитывающие условия распространения звука и особенности человеческого восприятия. Безопасность потому и называется комплексной, что в ее обеспечении принимают участие все составляющие: инженерные системы, системы безопасности и люди. Минимизация интервала между обнаружением пожара и началом эвакуации в большей степени зависит от слаженного взаимодействия технических средств и организационных мероприятий. В этом случае, под общей эффективностью СОУЭ мы понимаем два важных параметра: надежность — способность технических средств оперативно выполнить свою задачу, и достоверность — обеспечение условий хорошего восприятия слушателями передаваемой речевой информации. Вторая задача решается проектировщиком, однако эффективность ее решения зависит не только от него, но и от правильной постановки задачи.
6 Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях
В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика СОУЭ |
Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. Способы оповещения: |
|||||
звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.), |
+ |
+ |
* |
* |
* |
речевой (передача специальных текстов); |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
световой: |
|||||
а) световые мигающие оповещатели; |
* |
* |
* |
* |
* |
б) световые оповещатели «Выход»; |
* |
+ |
+ |
+ |
+ |
в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения; |
— |
* |
* |
+ |
* |
г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением |
— |
— |
— |
* |
+ |
2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения |
— |
— |
* |
+ |
+ |
3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста — диспетчерской |
— |
— |
* |
+ |
+ |
4. Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения |
— |
— |
— |
* |
+ |
5. Координированное управление из одного пожарного поста — диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре |
— |
— |
— |
— |
+ |
Примечания:
1. «+» — требуется; «*» — допускается; «-» — не требуется.
2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3 — 5 типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).
3. В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей). Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей.
4. Выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком.
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях (далее — здания).
1.2 Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий.
Требования к уровню шумов
Рассмотрим действующий СП 3.13130.2009:
В данном требовании все ясно и понятно, оно логично. А вот что в проекте СП 3.13130:
В том, что уровень понижен с 95 дБА до 80 дБА нет ничего плохого
Однако придется обратить пристальное внимание на способ (алгоритм) одновременного включения речевого и звукового оповещателей. При использовании звукового оповещателя речевой просто бессмысленен. Если это так, то величину 80 дБА нужно будет рассматривать как верхний шумовой предел, при котором применяется речевой оповещатель
Но при этом данный пункт вступит в противоречие со следующим пунктом:
Прокомментируем данное требование:
1) В требовании минимальным уровнем шума является величина 105 дБА. Не вступает ли это в противоречие с предыдущим пунктом?
2) Вспомним определение, раскритикованное вначале статьи и зададимся вопросом, а о каких оповещателях здесь идет речь? Только ли о звуковых или о речевых тоже – тогда опять конфликт с предыдущим пунктом.
3) Величина 105 дБА, пусть даже 104 дБА предполагает использование звуковых оповещателей, которые должны обеспечить уровень звука в любой точке или на высоте 1,5 м уровнем 119-120 дБА, а это уже звуковой предел. Таким образом, величину 105 дБА следует заменить на (старое) 95 дБА, тогда в ней есть хоть какой-то смысл.
Что касается уровней шума. Согласно готовящемуся техническому регламенту по проектированию СОУЭ (Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту, методы испытаний на работоспособность), уровни шума для проектируемого здания будет выдавать заказчик. Вопрос: а откуда он будет их брать, и кто при этом будет нести ответственность в случае расхождений? Если эта задача не будет решаться, например, при расчете (независимой оценке) рисков, то это станет перекладыванием ответственности, профанацией и путаницей в компетенциях. Если есть возможность услышать наше мнение, то если вы возлагаете на проектировщика ответственность за выполняемые расчеты, то и уровни шумов пусть он тогда определяет сам. Тем более что одной из его задач является определение величины привнесенных шумов.
В настоящее время для определения уровня шума в защищаемом помещении используется Таблица 1 СП 51.13330.2011 “Защита от шума, актуализированная редакция СНиП 23-10-2003”
Фрагмент шум-таблицы СП 51.13330.2011
В данной таблице приведены: – Предельно допустимые и допустимые уровни звукового давления, уровни звука для 9 октавных частот;– Эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещения жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки.
Актуальность применения данной таблицы связана с тем, что проектировщики имеют дело со строящимися объектами, а, следовательно, с ожидаемыми, а не точными значениями. В связи с этим возникают следующие вопросы:
1) Планируется ли ее актуализация, так как данных таблицы недостаточно для полной классификации всех проектируемых на данный момент зданий и сооружений (в ней нет, например, музеев и мн.др.).
2) Требуются некоторые разъяснения. Если, например, уровни шума в защищаемом помещении будут проверять пожарные инспектора, ориентируясь на однократное измерение (а не на выборку), то проектировщики будут вынуждены использовать максимальное значение, но это не правильно. Эквивалентный уровень более адекватен, так как усреднен во временном интервале. Именно эквивалентный уровень шума ближе всего к суммарному сигналу, взвешенному для 5-ти средне-геометрических частот:
Li – уровень звукового давления шума на частотах 0,25/0,5/1/2/4 кГц△ai – – коррекция по шкале “А”
СОУЭ 1 типа
Любые типы таких систем неразрывно связаны с установками АПС, смонтированных в зданиях, из которых необходимо организовать эвакуацию в случае возникновения пожара. Автоматическая сигнализация – это первичная система, побуждающая к срабатыванию/включению приборов управления и контроля, различных устройств СОУЭ; точно так же как для запуска: насосных станций пожаротушения АУПТ с дренчерными оросителями/противопожарного водопровода зданий/сооружений, а также газовых, порошковых установок пожаротушения.
В несложных по схеме построения и составу установках АПС, что защищают одно/несколько помещений/строений элементы СОУЭ – это ее неотъемлемая/обязательная часть. Напротив, сложные, многофункциональные системы оповещения, а также управлением эвакуационными потокам, защищающие крупные объекты/комплексы зданий различного назначения, как правило, спроектированы/смонтированы отдельно, но всегда имеют связь/блокировку, интеграцию с АПС.
Пример СОУЭ 1-го типа на базе прибора Сигнал-10
СОУЭ первого типа – это только оповещение звуком: сигналами пожарной тревоги, различными по тональности сиренами, ревунами, звонками, сообщающими о срабатывании датчиков дыма, тепловых извещателей; необходимости срочно эвакуироваться из помещений, которые защищает установка АПС, а затем из здания или сооружения.
Все звуковые извещатели, входящие в состав СОУЭ этого типа не должны иметь регулировку громкости, подключаются к кабелям/проводам линий электропитания и управления оповещением пайкой или «под винт» для обеспечения надежного контакта.
Важно: при выборе видов/типов звуковых извещателей необходимо, чтобы по тону узнаваемо они отличались от других сигналов громкой связи, технологического, аварийного извещения. Особенно это относится к производственным цехам, зданиям промышленных предприятий, складских комплексов, спортивных, зрелищных сооружениям
Отличия преимущества и недостатки
В плюс от других типов СОУЭ такие установки отличаются своей простотой, незначительными затратами на приобретение звуковых извещателей/сирен, монтажные работы по их установке, подсоединению к приборам АПС, выдающих управляющий сигнал на их включение/работу.
К минусам СОУЭ первого типа относятся:
- Низкая информативность о происходящем.
- Отсутствие четкого понимания у находящихся в помещениях здания о том, что происходит на самом деле.
- Нет световых или голосовых подсказок о необходимости тех или иных действий, направлении эвакуации, путях и выходах для успешной безопасной эвакуации.
Поэтому говорить о большой эффективности первого типа СОУЭ не приходится. По сути, это просто продублированный по помещениям, где находятся люди; а также по основным путям, у эвакуационных выходов сигнал пожарной тревоги, реализованный в составе установки АПС.
4 Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому оповещению и управлению эвакуацией людей
4.1 Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень
звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми
оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более
120 дБА в любой точке защищаемого помещения.
4.2 Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука
не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в
защищаемом помещении. Измерение уровня звука должно проводиться на расстоянии
1,5 м от уровня пола.
4.3 В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь
уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в
защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения должны проводиться на
уровне головы спящего человека.
4.4 Настенные звуковые и речевые оповещатели должны
располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее
2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя
должно быть не менее 150 мм.
4.5 В защищаемых помещениях, где люди находятся в
шумозащитном снаряжении, а также в защищаемых помещениях с уровнем звука шума более
95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми оповещателями.
Допускается использование световых мигающих оповещателей.
4.6 Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально
слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от
речевых оповещателей должен соответствовать нормам настоящего свода правил
применительно к звуковым пожарным оповещателям.
4.7 Установка громкоговорителей и других речевых
оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и
неравномерное распределение отраженного звука.
4.8 Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их
расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного
или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода
правил.
4 Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому оповещению и управлению эвакуацией людей
4.1 Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.
4.2 Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение уровня звука должно проводиться на расстоянии 1,5 м от уровня пола.
4.3 В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения должны проводиться на уровне головы спящего человека.
4.4 Настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.
4.5 В защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, а также в защищаемых помещениях с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми оповещателями. Допускается использование световых мигающих оповещателей.
4.6 Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать нормам настоящего свода правил применительно к звуковым пожарным оповещателям.
4.7 Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука.
4.8 Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.
3 Требования пожарной безопасности к системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
3.1 СОУЭ должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
3.2 Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей.
3.3 СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных ниже.
Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.
В СОУЭ 3 — 5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения.
Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
3.4 Кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.
Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.
3.5 Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста, диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к указанным помещениям.
Книги
Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература
5 Требования пожарной безопасности к световому оповещению и управлению эвакуацией людей
5.1 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, принцип
действия которых основан на работе от электрической сети, должны включаться
одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.
В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок
включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности.
5.2 Световые оповещатели «Выход» в зрительных,
демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время
пребывания в них людей.
5.3 Световые оповещатели «Выход» следует устанавливать:
в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах
(независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с
одновременным пребыванием 50 и более человек — над эвакуационными выходами;
над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно
наружу или ведущими в безопасную зону;
в других местах, по усмотрению проектной организации, если в
соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка
световых оповещателей «Выход».
5.4 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие
направление движения, следует устанавливать:
в коридорах длиной более 50 м, а также в коридорах общежитий
вместимостью более 50 человек на этаже. При этом эвакуационные знаки пожарной
безопасности должны устанавливаться по длине коридоров на расстоянии не более
25 м друг от друга, а также в местах поворотов коридоров;
в незадымляемых лестничных клетках;
в других местах, по усмотрению проектной организации, если в
соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка
эвакуационных знаков пожарной безопасности.
5.5 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие
направление движения, следует устанавливать на высоте не менее 2 м.
Заключение
Мы разобрали некоторые, на наш взгляд, актуальные вопросы, касающиеся проекта СП 3.13130, и надеемся, что будем услышаны. Но список вопросов можно продолжить, например:
1) Не вполне понятно, почему требования к звуковому оповещению людей и требования к управлению эвакуацией людей при пожаре в здании, сооружении помещены в один раздел.
2) В проекте СП 3.13130 убран полуавтоматический режим управления, что не логично. Эта задача ведь никуда не делась. Ее актуальность подтверждена требованиями к приборам пожарным ППУ (в том числе к управлению оповещением), в частности:
ППУ должны обеспечивать трансляцию сигналов исходя из следующей их приоритетности: трансляция сообщений через микрофоны; автоматическая трансляция сигналов о пожаре; автоматическая трансляция сигналов о других ЧС; трансляция других сигналов.
ППУ должны обеспечивать возможность пуска от органов управления раздельно для каждой зоны оповещения. Использование микрофона относится к процедуре пуска от органов управления. Данная операция должна быть доступна на “уровне 2”. Вот, пожалуйста, полуавтоматический режим. И еще следует заметить, что именно полуавтоматический режим (режим управления) резко понижает надежность СОУЭ в целом.
3) Тревожным симптомом является исключение из определения СОУЭ понятия “комплекс”. Вот определение СОУЭ в проекте СП 3.13130:
В этом определении нет никакого смысла и оно противоречит:– определению в ФЗ-123,– Постановлению №1479 об участии персонала в эвакуации людей;– противоречит необходимости в полуавтоматическом режиме (управлении);– противоречит фактическому (и историческому) определению системы экстренного оповещения как комплекса “Сил и Средств”.
4) Есть вопросы к определениям:
1) Устойчивостью к воздействию ОФП должны обладать все элементы СОУЭ, или это требование по-прежнему следует относить к проводам и кабеле-несущим каналам.
2) Что касается требования к обеспечению надежности. Здесь, скорее всего, имеется в виду требование к устойчивости. Но если нет, то тогда это просто слово, лишенное смысла. Что касается вопроса обеспечения надежности (требующего отдельной статьи). Пока величина надежности не будет конкретизирована, о ней говорить нет смысла. Так, например, даже такого требования к надежности, как: Приборы и функциональные модули должны быть рассчитаны на круглосуточную непрерывную работу. Приборы и функциональные модули должны быть восстанавливаемыми и обслуживаемыми изделиями со средним временем восстановления – не более 6 ч.
Мы рассмотрели лишь некоторую, но на наш взгляд, существенную часть вопросов, и напомним, что их актуальность обусловлена необходимостью выполнения основного требования — обеспечения беспрепятственной эвакуации людей. Разборчивое оповещение повышает вероятность эвакуации путем минимизации задержки между обнаружением и временем начала эвакуации. Можно показать, что задержка, превышающая 1 минуту, резко понижает вероятность эвакуации. Разборчивое сообщение повысит доверие к информации. Не разборчивое же объявление более походит на ложное срабатывание.