Добровольная пожарная охрана. проблемы финансового обеспечения
Содержание:
- Добровольная пожарная дружина на предприятии
- Порядок создания
- Порядок создания
- По каким правилам принимаются люди в добровольные пожарные
- Обязанности членов внештатных пожарных формирований
- Классификация (виды, типы)
- Основные задачи ДПД
- Государственная регистрация добровольной пожарной дружины
- I. Общие положения
- Задачи
- Будущее добровольной пожарной охраны
Добровольная пожарная дружина на предприятии
ДПО не является обязательной на предприятиях. Но, существует смысл организовать ее на предприятиях с пожароопасным производством, при наличии больших объемов материальных ценностей и штате более 50 человек.
Инициатором создания ДПД могут выступить как работники предприятия, так и работодатель.
Предприятие (организация), принявшая решение о создании ДПД должна провести следующие мероприятия.
- Разработать Положение о ДПД на предприятии. В него включают описание функционала членов и их руководителя, вносят расчет расходов на содержание дружины, прописывают меры стимулирования участников. Положение согласовывают с профсоюзом или трудовым собранием и отправляют на утверждение руководителя предприятия.
- Составить ведомость материально-технического оснащения ДПД на год. Данная ведомость составляется каждый год до принятия бюджета предприятия. Ведомость оснащения указывается в Положении о ДПД.
- Подготовить приказ о назначении начальника и участников дружины. На основании этого приказа устанавливаются ответственные лица, происходит направление участников на обучение.
- Подготовить план работы ДПД и график тренировок. План помогает упорядочить мероприятия по подготовке личного состава и распределить затраты на материальное оснащение. Необходимо вести табель занятий.
В интересах работодателя сформировать дополнительный приказ о согласии на создание дружины, с указанием в нем помещений, которые ДПД может использовать для тренировок, хранения инвентаря и проведения учебных занятий.
Порядок создания
Существует Федеральный закон, утвержденный 6.05.2011 года под номером 100-ФЗ и под названием: «О добровольной пожарной охране». В нем четко описано, как можно организовать добровольную пожарную охрану. Здесь три этапа:
- Провести организационные мероприятия.
- Разработать проект положения для организации или ее устава.
- Провести регистрацию в государственных органах. Эта позиция не обязательна.
При этом в Федеральном законе четко обозначено, что охрана (добровольная) может быть организована в двух правовых формах:
- организация общественного типа,
- учреждение этого типа.
В первом случае объединяются между собой обычные люди (их должно быть не меньше трех человек) или общественные организации (по собственной инициативе). Есть третий вариант – объединение людей, как физических лиц, и общественных организаций.
При этом организация добровольной пожарной охраны занимается теми же функциями, что и профессиональные подразделения. Но с одной оговоркой, если это не противоречит уставу объединения. Членам обязательно выдаются удостоверения определенного образца.
Что касается общественного учреждения, то отличие его состоит в том, что в их состав входят добровольцы, которые хотят помочь при тушении пожаров, при проведении профилактических мер и при спасательных мероприятиях. Они не являются членами общественных пожарных организаций, это просто добровольные помощники. Их объединяют в команды и дружины. Такие команды организовываются в городах, поселках, на предприятиях. Никаких ограничений в месте их расположения нет. Это обычные люди, которые обучены мерам противопожарной безопасности, и правилам применения средств тушения пожаров. Чаще всего они группируются по месту жительства или работы.
Это интересно: Контур загрязнения
Порядок создания
Существует Федеральный закон, утвержденный 6.05.2011 года под номером 100-ФЗ и под названием: «О добровольной пожарной охране». В нем четко описано, как можно организовать добровольную пожарную охрану. Здесь три этапа:
- Провести организационные мероприятия.
- Разработать проект положения для организации или ее устава.
- Провести регистрацию в государственных органах. Эта позиция не обязательна.
При этом в Федеральном законе четко обозначено, что охрана (добровольная) может быть организована в двух правовых формах:
- организация общественного типа,
- учреждение этого типа.
В первом случае объединяются между собой обычные люди (их должно быть не меньше трех человек) или общественные организации (по собственной инициативе). Есть третий вариант – объединение людей, как физических лиц, и общественных организаций.
При этом организация добровольной пожарной охраны занимается теми же функциями, что и профессиональные подразделения. Но с одной оговоркой, если это не противоречит уставу объединения. Членам обязательно выдаются удостоверения определенного образца.
Что касается общественного учреждения, то отличие его состоит в том, что в их состав входят добровольцы, которые хотят помочь при тушении пожаров, при проведении профилактических мер и при спасательных мероприятиях. Они не являются членами общественных пожарных организаций, это просто добровольные помощники. Их объединяют в команды и дружины. Такие команды организовываются в городах, поселках, на предприятиях. Никаких ограничений в месте их расположения нет. Это обычные люди, которые обучены мерам противопожарной безопасности, и правилам применения средств тушения пожаров. Чаще всего они группируются по месту жительства или работы.
По каким правилам принимаются люди в добровольные пожарные
Любой человек, изъявивший желание стать добровольным пожарным, подает заявление в общественную добровольную пожарную охрану. Для этого необходимо предъявить следующие документы:
- само заявление;
- справку из медицинского учреждения, которая подтверждает, что по состоянию здоровья заявитель может принимать участие в тушение пожаров.
Заявление будет рассмотрено в течение времени, которое указано в уставе.
Подготовка добровольцев и их обучение
Задачи добровольной пожарной охраны достаточно просты – участвовать во всех мероприятиях по тушению очагов возгорания и спасть людей (и их имущество). Поэтому каждый доброволец должен обучаться пожарному делу, потому что к этим мероприятиям допускаются только профессионалы.
Для этого разработаны специальные программы, утвержденные исполнительной властью федерального уровня. Их две: первоначальная подготовка и профессиональная. Оба вида обучения проводятся на базе общественной противопожарной организации, так происходит чаще всего. Но можно обучать добровольцев и на базах Государственной противопожарной службы, в учебных центрах специального назначения или в коммерческих структурах, которые имеют лицензию на проведение обучения.
Необходимо отметить, что в основе обучающих программ для членов добровольной пожарной охраны заложены основы обучения профессиональных пожарных. При этом первоначальная подготовка – это комплекс обучающих мероприятий, осуществляющихся в объеме, который необходим для получения требуемых знаний основ тушения пожаров. Первоначальная подготовка проводится с учетом технического оснащения добровольной организации.
Обучающие программы разрабатываются с учетом занимаемых должностей. То есть, для руководителей программа одна, для моториста, диспетчера или водителя другая. Все они чем-то отличаются друг от друга, но основа одна. Добровольцы, которые не входят в штат, выбирают обучающую программу по своему усмотрению в зависимости от умений или профессиональных навыков. К примеру, шофера чаще выбирают программу водителя пожарной машины.
Как дежурят добровольцы
В принципе, дежурства проходят точно так же, как и в профессиональных подразделениях. Но есть и отличительная черта. Дежурить можно в течение 24 часов на базе или дома в режиме ожидания.
Поэтому, если поступил вызов о пожаре, добровольцам сообщается точный адрес, куда они прибывают самостоятельно или в группе с пожарными и техникой.
Обязанности членов внештатных пожарных формирований
Члены внештатных пожарных формирований обязаны:
- знать и соблюдать законодательство о пожарной безопасности и международные акты;
- вести разъяснительную работу среди работников организации, в (на базе) которой создано внештатное пожарное формирование, по соблюдению законодательства о пожарной безопасности и международных актов;
- информировать руководство организации, в (на базе) которой создано внештатное пожарное формирование, о фактах нарушения на объектах организации законодательства о пожарной безопасности и международных актов;
- при обнаружении пожара или другой чрезвычайной ситуации незамедлительно сообщить по номерам телефонов 101 или 112 либо непосредственно в пожарное аварийно-спасательное подразделение адрес и место пожара или другой чрезвычайной ситуации, принять возможные меры по оповещению людей и их эвакуации, а также по тушению пожара, в том числе имеющимися первичными средствами пожаротушения;
- выполнять с учетом специфики деятельности организации иные обязанности в области обеспечения пожарной безопасности, возложенные приказом руководителя организации, в (на базе) которой создано внештатное пожарное формирование.
Члены пожарных команд помимо выполнения обязанностей, указанных выше, обязаны:
- участвовать в предупреждении и тушении пожаров;
- соблюдать меры безопасности при тушении пожаров;
- знать месторасположение, противопожарное состояние и конструктивные особенности зданий и сооружений, состояние противопожарного водоснабжения, проездов в районе выезда;
- повышать уровень знаний, умений и навыков для успешного решения задач по предупреждению и тушению пожаров;
- прибыть к месту дислокации (сбора) пожарной команды или возникновения пожара при получении соответствующей информации;
- выполнять распоряжения начальника пожарной команды;
- при тушении пожара выполнять распоряжения руководителя тушения пожара, а до его прибытия – распоряжения начальника пожарной команды;
- принимать меры по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим от пожара.
Члены пожарных дружин помимо выполнения обязанностей, указанных выше, обязаны:
- участвовать в предупреждении и тушении пожаров в соответствии с планом действий работников на случай возникновения пожара, установленным руководителем организации, в которой создана пожарная дружина;
- соблюдать меры безопасности при тушении пожаров;
- выполнять распоряжения начальника пожарной дружины;
- при тушении пожара выполнять распоряжения руководителя тушения пожара, а до его прибытия – распоряжения начальника пожарной дружины;
- принимать меры по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим от пожара.
Члены пожарно-технических комиссий помимо обязанностей, указанных выше, выполняют обязанности, возложенные на них руководителями организаций, в которых созданы пожарно-технические комиссии.
Работники, являющиеся членами внештатного пожарного формирования, освобождаются от работы для участия в тушении пожаров в соответствии с законодательством о труде и Законом «О пожарной безопасности».
Классификация (виды, типы)
Классификацию подразделений добровольной пожарной охраны проводят в зависимости от уровня их обеспечения специализированным инвентарем и техникой, и организации дежурств личного состава. Различают отдельные нижеперечисленные виды (типы) ДПО:
Добровольная пожарная команда первого типа — ДПК-1. Представляет собой отряд ДПО, личный состав которого несет круглосуточное дежурство. ДПК-1 оснащена одним или несколькими пожарными автомобилями, размещается исключительно в здании пожарного депо и является частью расписания выездов ПСГ (пожарно-спасательного гарнизона)
Важно, чтобы здание, где размешена команда, было оснащено телефонной и радиосвязью.
Добровольная пожарная команда второго типа — ДПК-2. Является отдельным отрядом ДПО, который имеет в своем оснащении пожарный автомобиль или другую технику, официально приспособленную для ликвидации очагов возгорания
Круглосуточное дежурство на месте, осуществляется только водителем, остальной состав команды находится в режиме ожидания и готовности, и оповещается о возгорании по средствам связи. ДПК-2 располагается в специальном здании, в котором предусмотрен гараж или стоянка для пожарного автомобиля (специального технического средства), специализированное помещение для отдыха и принятия пищи водителем, и отдельный склад для хранения оборудования и специального снаряжения. Здание должно быть оснащено радио и телефонной связью. Команда является частью расписания выездов ПСГ.
Добровольная пожарная команда третьего типа — ДПК-3. Отряд ДПО, имеющий в наличии пожарный автомобиль или другое техническое средство, официально подходящее для ликвидации возгорания. Дежурство личного состава и водителя является круглосуточным и проходит в режиме готовности и ожидания оповещения о возгорании по средствам связи. Команда является включенной в расписание выездов ПСГ, размещается в здании, с оборудованным местом для хранения специального снаряжения и оборудования.
Добровольная пожарная дружина первого типа — ДПД-1. Представляет собой отряд ДПО, который обязательно оснащен мотопомпой и исходными средствами тушения очагов возгорания, а также основным пожарным инвентарем. Дежурство членов ДПД-1 происходит в режиме ожидания оповещения о пожаре по средствам связи. Дружина владеет помещением, в котором хранится мотопомпа и основные средства тушения пожара.
Добровольная пожарная дружина второго типа — ДПД-2. Отряд ДПО, оснащенный ручным пожарным инструментом, первичными средствами пожаротушения. Дежурство происходит в режиме постоянной готовности и ожидания оповещения о возгорании по средствам связи.
Организовывать дежурства в отрядах ДПО, имеет право исключительно руководитель каждого отдельного подразделения. Также он регламентирует порядок прибытия личного состава к месту возгорания.
Основные задачи ДПД
2.1. Основными задачами добровольной пожарной дружины (ДПД) являются организация предупреждения пожаров и их тушение, и включают в себя:
2.1.1. Контроль за соблюдением работающими и другими гражданами установленного в учреждении (на территории, в зданиях и сооружениях, при проведении технологических процессов) противопожарного режима.
2.1.2. Разъяснение работающим основных положений общеобъектовой инструкции о мерах пожарной безопасности.
2.1.3. Надзор за исправным состоянием средств противопожарной защиты и готовностью их к действию.
2.1.4. Дежурство в праздничные и выходные дни.
2.1.5. Участие в проверке фактов пожаров, установлении их причин и последствий, а также в разработке противопожарных мероприятий.
2.1.6. Контроль за проведением временных взрывопожароопасных работ (сварка, окраска, применение открытого огня и т. п.).
2.1.7. Вызов подразделений пожарной охраны в случае возникновения пожара, принятие необходимых мер по спасанию людей, имущества и ликвидации пожара имеющимися в учреждении первичными средствами пожаротушения.
Государственная регистрация добровольной пожарной дружины
Рассмотрим порядок создания и государственной регистрации объектовой добровольной пожарной дружины.
Итак, объектовая добровольная пожарная дружина является разновидностью общественных учреждений пожарной охраны, которые могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц. Участники объектовой добровольной пожарной дружины — это физические лица из числа работников организации.
Учредители объектовой добровольной пожарной дружины — это добровольные пожарные из числа работников организации, выступающие таковыми с согласия собственника имущества организации или руководителя организации.
Управление объектовой добровольной пожарной дружиной и ее имуществом осуществляется руководителем объектовой добровольной пожарной дружины, который назначается на должность и освобождается от должности решением ее учредителя (учредителей).
В своей деятельности добровольная пожарная дружина руководствуется Федеральным законом «О добровольной пожарной охране», а также:
- уставом (в случае регистрации в качестве юридического лица);
- положением о добровольной пожарной дружине (в случае, если регистрация в качестве юридического лица не осуществлялась).
Указанными документами в том числе определяются структура добровольной пожарной дружины, права и обязанности работников и добровольных пожарных.
В случае государственной регистрации добровольной пожарной дружины данная добровольная пожарная дружина осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Количество учредителей добровольной пожарной дружины не может быть менее четырех.
Устав добровольной пожарной дружины должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в добровольную пожарную дружину и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника добровольной пожарной дружины и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации добровольной пожарной дружины.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) добровольной пожарной дружины принимается Минюстом.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации подобного юридического лица, включает в себя:
- заявление;
- устав в трех экземплярах;
- сведения об учредителях и др.
Дополнительно следует отметить, что согласно пункту 4 Порядка формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных (утв. приказом МЧС России от 04.08.2011 № 416) сведения о созданных общественных объединениях физических и (или) юридических лиц — общественных объединений, основной уставной целью которых является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ, включаются в реестр общественных объединений пожарной охраны.
Таким образом, руководителю добровольной пожарной дружины после государственной регистрации такой дружины в качестве юридического лица необходимо направить в главное управление МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации заявление о регистрации общественного объединения в реестре общественных объединений пожарной охраны, с приложением копий:
- свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;
- устава добровольной пожарной дружины;
- свидетельства о постановке на учет добровольной пожарной дружины в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.
Главное управление в установленные сроки направляет руководителю добровольной пожарной дружины выписку из реестра, подтверждающую факт регистрации общественного учреждения.
Остались вопросы?
Пишите или Звоните!
8(495)003-45-71 (МСК),
8(812)629-00-03 (СПБ),
8(800)100-60-71 (по России).
Вам также может быть интересно:
- Регистрация общественной организации
- Формы некоммерческих объединений в 2021 году
I. Общие положения
1. На должность специалиста по
противопожарной профилактике назначается лицо, имеющее высшее образование –
бакалавриат или среднее профессиональное образование по программе подготовки
специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки
по направлению пожарной безопасности.
2. Опыт практической работы при
наличии среднего профессионального образования не менее одного года в должности
инструктора по пожарной безопасности.
3. Назначение на должность специалиста
по противопожарной профилактике, а также освобождение от нее производится
приказом руководителя организации.
4. Специалист по противопожарной
профилактике должен знать:
4.1. Нормы и требования
общеотраслевых, отраслевых правил, регламентов, требования локальных
нормативных документов по пожарной безопасности
4.2. Противопожарные
требования строительных норм, правил и стандартов
4.3. Пожарная
опасность контролируемых объектов
4.4. Технологии, основные
производственные процессы организации, особенности эксплуатации оборудования,
применяемого в организации, продукции организации, материально-технических
ресурсов, используемых при производстве продукции, специфика отдельных видов
работ
4.5. Средства пожаротушения,
используемые на объекте
4.6. Схемы
действий персонала организации при пожарах
4.7. Причины
пожаров и взрывов и их основные поражающие факторы
4.8. Организационные
основы обеспечения пожарной безопасности в организации
4.9. Конструктивные
особенности, технические характеристики эксплуатации средств противопожарной
защиты объекта
4.10.
Требования пожарной безопасности электроустановок, систем отопления, вентиляции
4.11.
Требования пожарной безопасности к технологическим установкам, к
взрывопожароопасным процессам производства
4.12.
Порядок аварийной остановки технологического оборудования
5.13.
Нормы и правила пожарной безопасности при проведении сварочных работ
4.14.
Пожароопасность основных производственных и технологических процессов
организации
4.15.
Особенности эксплуатации оборудования, применяемого в организации
4.16.
Необходимые мероприятия, направленные на предотвращение пожара в организации,
техники, способы и приемы обеспечения пожарной безопасности, технические
средства и способы их применения для обеспечения пожарной безопасности
4.17.
Порядок рассмотрения и согласования проектной документации на строительство и
реконструкцию зданий и сооружений в части пожарной безопасности
4.18.
Методику расчета количества, типа и ранга огнетушителей, необходимых для защиты
конкретного объекта, устанавливаемых исходя из величины пожарной нагрузки,
физико-химических и пожароопасных свойств обращающихся горючих материалов
(категории защищаемого помещения), характера возможного их взаимодействия с
огнетушащими веществами и размеров защищаемого объекта
4.19.
Требования нормативных документов, определяющих номенклатуру и
тактико-технические характеристики огнетушителей
4.20.
Порядок обучения руководителей, специалистов и работников организации мерам
пожарной безопасности и пожарно-техническому минимуму
4.21.
Меры оказания первой помощи пострадавшим от опасных факторов пожара
4.22.
Порядок расследования несчастных случаев на производстве и случаев пожара
4.23.
Технические и организационные требования к содержанию территории, зданий и
помещений организации в рамках противопожарного режима
4.24.
Требования к содержанию путей эвакуации
4.25.
Системы пожарной сигнализации и пожаротушения, системы противодымной защиты,
системы оповещения людей о пожаре, применяемые на объекте
4.26.
___________________________________________________________________________
5. Специалист по противопожарной
профилактике подчиняется непосредственно ____________.
6. На время отсутствия специалиста
по противопожарной профилактике (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности
исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает
соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
7.
________________________________________________________________
Задачи
Самой главной задачей дружины является ежедневное осуществление строгого контроля за соблюдением правил и мер противопожарного режима на вверенном объекте.
Ст.9 ФЗ «О добровольной пожарной охране» устанавливает основные задачи ДПД. К ним относят:
- Полноценную профилактику пожаров и возможных возгораний.
- Спасение жизней и материального имущества при возникновении пожара.
- Проведение аварийно-спасательных работ.
- Предоставление первой медицинской и иной помощи потерпевшим.
- Содействие в ликвидации очагов возгорания.
Каждый добровольный пожарный обязан знать и четко выполнять правила пожарной безопасности. Дружинники должны останавливать ведение огневых работ без письменного разрешения свыше, не допускать курения в неположенных местах, следить за своевременным выключением осветительного и электрооборудования по завершению работ.
Содержание внутренних пожарных кранов, огнетушителей, сирен в исправном техническом состоянии, также относится к задачам добровольных дружинников. Каждый состоящий в ДПД, должен быть постоянно готов к уничтожению пожара.
Будущее добровольной пожарной охраны
Уже сегодня в России насчитывается более 800 тысяч добровольных пожарных. В МЧС рассчитывают и на широкую пропаганду добровольчества. «В России уже был хороший опыт добровольного движения до революции — Императорское добровольное пожарное общество, которое традиционно возглавляли члены императорской семьи. Но потом за долгие годы был утрачен корпоративный дух, когда люди, которые хотели помогать обществу, близким, заниматься героическим делом, находили такую возможность именно в добровольных отрядах, и это становилось их образом жизни. Сегодня это надо восстанавливать».
В Челябинской области на 2013 год числилось свыше 15 тысяч добровольных пожарных. По заявлению, поступившему в правоохранительные органы от сотрудника МЧС они существовали лишь в отчетах, а деньги выделяемые на них — шли на другие цели.
Это интересно: Температура самовоспламенения — в общих чертах