Понятие катастрофа, чрезвычайная ситуация и авария

При каких условиях и кем вводится режим ЧС и ЧП

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — ФЗ о ЧС), чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ, «О чрезвычайном положении» (далее — ФКЗ о ЧП), чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Конечно, оба эти термина могут показаться схожими. Однако объявление чрезвычайной ситуации не означает изменения правового режима деятельности органов власти, и не должно вести к сужения прав граждан или к возложению на них дополнительных обязанностей

Официальное определение чрезвычайного положения, напротив, заостряет внимание на изменениях в деятельности органов власти (с возможностью предоставления множества дополнительных полномочий так называемым «силовым органам»), а также прямо говорит о сужении прав граждан и возложении на них дополнительных обязанностей

В то время как чрезвычайная ситуация объявляется в тех или иных регионах РФ достаточно часто (классический пример — введение режима ЧС в некоторых районах Дальнего Востока из-за паводков), чрезвычайное положение за всю историю России с 1991 года вводилась лишь дважды. Причем оба раза достаточно давно и по достаточно весомым поводам: в 1992 году из-за осетино-ингушского конфликта (на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской республики) и в 1993 году в связи с насильственным разгоном Верховного Совета Российской Федерации (на территории Москвы). На всей территории РФ ни режим чрезвычайной ситуации, ни чрезвычайное положение не вводились ни разу.

Кто может вводить режим чрезвычайной ситуации? Правительство РФ — в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера; органы государственной власти субъектов РФ — в случае чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера; органы местного самоуправления — в случае чрезвычайной ситуации муниципального характера.

Что касается чрезвычайного положения (ЧП), то оно вводится только Указом Президента РФ, причем вне зависимости от того, распространяется оно на всю территорию РФ или только на отдельные местности. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, по истечении указанного срока (72 часа), утрачивает свою силу.

Таким образом, на основании проанализированных норм, мы можем сформировать сравнительную таблицу между режимами ЧС и ЧП.

Вчера, сегодня, завтра

Опасность ТЧС в нашей державе увеличивается. Это связано с нарастанием количества предприятий. Многие промышленные объекты выработали свой ресурс на 70% и более. Нередки случаи обнаружения при проведении инспекции предаварийного уровня. Сказываются иные неблагополучные факторы, включая низкий профессиональный уровень в силу отсутствия специализированных учебных заведений. Производственные методы нередко отстают, а безопасные технологии внедряются слишком медленно. Риск на потенциально опасных объектах в нашей стране больше, нежели это считается нормальным на международном уровне.

Всего в нашей стране есть не менее 45 тысяч потенциально рисковых объектов, из которых более трех с половиной тысяч в случае аварии станут источниками химических выбросов. Более восьми тысяч объектов опасны с точки зрения возможности взрыва, пожара. Есть промышленные энергетические, исследовательские ядерные установки, а также комбинаты, ответственные за работу с радиоактивными отходами. Все эти объекты – потенциальные источники техногенной опасности. Если случится катастрофа, произойдет авария, возможны негативные последствия, которые охватят до 10 миллионов людей. Химическое заражение в случае аварии может охватить территории, на которых проживает более 60 миллионов человек.

Каковы последствия техногенных катастроф

Любая техногенная катастрофа относится к чрезвычайным ситуациям со всеми вытекающими социальными, юридическими и экономическими последствиями в сфере общества, которые носят глобальный характер.

Аварии и катастрофы

На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ, которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь. В связи с этим последствия техногенных катастроф обычно разделяют на шесть групп :

  • Человеческие жертвы.
  • Ущерб здоровью людей.
  • Ущерб окружающей природной среде.
  • Материальные потери.
  • Нарушение условий жизнедеятельности людей.
  • Полное уничтожение объектов (процессов).
  • восполняемые, невосполнимые;
  • опасные, вредные.

Любая техногенная катастрофа несет за собой последствия, которые оказывают влияние практически на все сферы жизни человеческого общества и прежде всего на жизнедеятельность людей и в огромном количестве на окружающую природную среду.

Данное выделение денежных средств и осуществление мероприятий помогает защитить население, а также снизить социально-экономический ущерб и повысить уровень безопасности и защищённости.

К экономическим последствиям техногенных катастроф в целом относятся:

  • сокращение основных производственных механизмов за счет их полного или частичного разрушения;
  • выход сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;
  • разрушение объектов социально-культурной сферы;
  • сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;
  • снижение уровня жизни населения;
  • косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;
  • расходы государства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

При оценивании экономического ущерба принимаются во внимание только прямые материальные ценности. С принятием федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций

Одна из основных целей этого закона — снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.

Зачастую серьезные масштабные чрезвычайные ситуации приводят к психологическим отклонениям у людей. Каждый человек по-разному реагирует на ту или опасность. У многих людей нервная система слабая.

  • непосредственный, возникающие во время самой ТК;
  • ближайшие, могут возникнуть в течение следующего года как произошла ТК;
  • среднесрочные, возникновение их может быть в течение 5 лет как произошла ТК;
  • отдаленные, могут возникнуть и через пять лет.
  • медицинские — диссоциативные расстройства, нарушения в поведении, психосоматические заболевания, а также злоупотребление психоактивными веществами;
  • психологические — стигматизация и дискриминация, злость, ожесточение, изменение иерархии ценностей, нарушение в межличностных отношениях, формируется в своем роде месть;
  • социальные — снижение социальной активности, уменьшение работоспособности, антисоциальное поведение.

Социальный ущерб населению и территории в результате воздействия факторов ТК оказывают отрицательное влияние на физическое, материальное и моральное состояние людей, снижают их благополучие и жизнедеятельность.

Одним из важных видов социальных последствий ТК является снижение качества жизни, особенно таких её показателей как: состояние здоровья, степень удовлетворения жизненных требований населения, резкое нарушение привычного уклада жизни, личные невзгоды, физические и моральные страдания.

Социальные последствия ТК оказывают существенное влияние на демографическую ситуацию в стране, выражающуюся в снижении численности населения в районах бедствия за счет вынужденных переселенцев из этих районов, в изменении профессиональной структуры населения, его возрастного состава и т.д. Социальные и другие последствия могут негативно сказываться на реализации социальных и экономических программ, тем самым снижая экономические возможности государства.

Таким образом, анализ последствий техногенных катастроф показывает, что затраты на их ликвидацию, создание приемлемых условий для жизнедеятельности населения могут существенно влиять на социально-экономическое развитие государства и даже подрывать его основы. Последствия техногенных катастроф носят всеобъемлющий характер. Поэтому катастрофу лучше предотвратить.

Таблица ЧС природного характера

Виды и классификация чрезвычайных ситуаций природного характера изложены в таблице.

Группа ЧС Вид ЧС
Геологические Землетрясения.
Обвалы, осыпи.
Просадки (провалы) земной поверхности.
Карстовые провалы.
Метеорологические Сильный ветер, включая шквалы и смерчи.
Сильные пыльные бури.
Крупный град.
Очень сильный дождь (ливень).
Очень сильный снегопад.
Налипание мокрого снега и сложные отложения (слой льда, изморози, мокрого снега).
Сильные метели.
Сильный гололед.
Очень сильный мороз.
Очень сильная жара.
Сильный туман.
Засуха.
Заморозки.
Высокая пожарная опасность лесов.
Гидрологические Высокие уровни воды (при наводнениях, половодьях, дождевых паводков).
Заторы.
Низкие уровни воды.
Ранний ледостав и появления льда на судоходных реках, озерах, водохранилищах.
Повышения уровня грунтовых вод (подтопления).
Пожары в природных экосистемах Лесные пожары.
Торфяные пожары.
Подземные пожары горючих ископаемых.
Инфекционные заболевания людей и эпидемии Единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний.
Групповые случаи опасных инфекционных заболеваний
Эпидемическая вспышка инфекционных заболеваний.
Эпидемия.
Заболевания людей не выявленной этиологии.
Отравления и токсические заболевания людей Отравления людей в результате употребления воды, продуктов питания.
Отравления людей токсичными и другими веществами.
Эпизоотии Случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных.
Массовые заболевания сельскохозяйственных животных.
Массовые отравления сельскохозяйственных животных Массовые отравления сельскохозяйственных животных
Массовая гибель диких животных Массовая гибель диких животных
Поражение с/х растений и лесных массивов болезнями и вредителями Панфитотия.
Прогрессирующая эпифитотия.
Заболевания с/х растений невыявленной этиологии.
Массовое распространение вредных растений.
Заражение лесов вредителями и болезнями

Данная таблица наглядно демонстрирует какой из подклассов относится к классу ЧС природного характера.

Чрезвычайные ситуации классифицируют также по

1. скорости развития:

  • взрывные;
  • внезапные;
  • скоротечные;
  • плавные.

2. по возможности предотвращения ЧС:

  • неизбежные (природные);
  • предотвращаемые (техногенные, социальные);
  • антропогенные.

Чрезвычайные ситуации могут быть преднамеренными и непреднамеренными (стихийными).

Классификация ЧС природного и техногенного характера может быть дополнена рассмотрением такой группы, как экологические ЧС

Они сегодня все большее привлекают внимание общественности

В основу их классификации определяются следующие виды:

1. Природные явления:

  • оползни, сходы лавин;
  • обвалы земель и горных пород из-за добывающих работ.

2. Негативное влияние хозяйственной деятельности человека:

  • отсутствие должной переработки мусорных отходов;
  • увеличение выбросов вредных веществ в окружающую среду;
  • исчезновение некоторых видов животных и растительных организмов.

Химия и не только

Опасности техногенного характера создаются за счет влияния на организм человека химических агрессивных факторов. Принято выделять несколько групп. Есть общие отравляющие вещества, есть раздражающие и увеличивающие сенсибилизацию, а также провоцирующие мутации, злокачественные процессы. Есть химические факторы, меняющие репродуктивные качества персоны. Отталкиваясь от особенностей проникновения в человеческое тело, внедрили классификационную систему. По ней все опасные вещества делят на попадающие через кожу, с дыханием и посредством пищеварительного тракта.

Биологические – это такие объекты, чье влияние провоцирует болезни, травмы. К числу опасных принадлежат различные микроскопические формы жизни. Биологическая опасность связана с бактериями, грибками, но кроме того – с различными животными и растениями.

Некоторые опасности техногенного характера обусловлены психофизическими факторами. Такие бывают физическими избыточными нагрузками, недостаточной двигательной активностью и перегрузками нервно-психического типа. Последнее наблюдается, если работник сталкивается с умственным перенапряжением, работает монотонно, из-за работы его эмоциональное состояние нестабильно.

ПРИКАЗ от 8 июля 2004 г. N 329

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334, , Приказом МЧС России (по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается, исх. N 07-02-1277-97 от 12.08.97 г.) и в целях совершенствования статистического учета чрезвычайных ситуаций приказываю:

1. Утвердить прилагаемые критерии информации о чрезвычайных ситуациях, представляемой в МЧС России.

2. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации при ведении статистического учета и представлении данных о чрезвычайных ситуациях по формам 5ЧС, 7ЧС-9ЧС Табеля срочных донесений МЧС России (Приказы МЧС России от 25.06.96 N 427, от 09.02.97 N 66 и от 30.12.03 N 774) руководствоваться утвержденными критериями информации о чрезвычайных ситуациях.

3. Признать утратившими силу критерии информации о чрезвычайных ситуациях ( к Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 07.07.97 N 382).

4. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, начальников федеральных государственных учреждений «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» и «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций», начальника 151 Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России в установленном порядке.

5. Возложить ответственность за организацию выполнения настоящего приказа на заместителя Министра М.И. Фалеева.

Министр С.К.ШОЙГУ

Приложение

Опасности угрожающие из Космоса

Астероиды – это малые планеты, диаметр которых колеблется в пределах 1 – 1000 км. В настоящее время известно около 300 космических тел, которые могут пересекать орбиту Земли. Всего по прогнозам астрономов в Космосе существует примерно 300 тыс. астероидов и комет.

Встреча нашей планеты с небесными телами представляет серьезную угрозу для всей биосферы. Расчеты показывают, что удар астероида диаметром около 1км сопровождается выделением энергии, в десятки раз превосходящей весь ядерный потенциал, имеющийся на Земле.

Предполагается разработать систему планетарной защиты от астероидов и комет, которая основана на двух принципах защиты, а именно изменения траектории опасных космических объектов или разрушения его на несколько частей.

Огромное влияние на земную жизнь оказывает солнечная радиация.

Солнечная радиация выступает мощным оздоровительным и профилактическим фактором, в то же время она представляет достаточно серьезную опасность, чрезмерное солнечное излучение приводит к развитию выраженной эритемы с отеком кожи и ухудшением состояния здоровья. В специальной литературе описывают случаи возникновения рака кожи у лиц, постоянно подвергающихся избыточному солнечному облучению.

Причины и следствия

Техногенные опасности – это явления, обусловленные работой технологических объектов. Причины, из-за которых появляются риски, объясняются человеческой активностью – в первую очередь персон, ответственных за обслуживание конкретного участка. Влияние на человека на его рабочем месте анализируется с учетом природы воздействия и самого такого явления. Внедрены специальные нормативные акты, которыми ограничены максимальные степени воздействия. Из документации следует деление всех рисков на психологические и физиологические, на биологические, химические, физические, механические.

Похожие термины:

  • К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальны

  • К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет н

  • обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате стихийного природного бедствия, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью люд

  • обстановка, сложившаяся в результате крупных аварий, катастроф и иных бедствий, последствия которых влекут за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, материальные пот

  • К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свы

  • обстановка на производственном объекте или определенной территории, сложившаяся в результате возникновения аварии, катастрофы, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, в

  • обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия, при которой на акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей и мор

  • обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации — лесного пожара (лесных пожаров), который может повлечь или повлек за со

  • К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо матер

  • обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия, требующая в целях защиты жизни и здоровья граждан, а также защиты окружающей среды обяза

  • прогрессирующее нарастание численности инфекционных больных в эпидемических очагах, приводящее к нарушению сложившегося ритма жизни населения данной территории; возможности выноса возбудител

  • К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает тер

  • К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо ма

  • обстановка, сложившаяся в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории, когда нарушаются нормальные условия жизни и деятельности люде

Причины ЧС

Прежде чем выяснять, как осуществляется классификация ЧС, причины таких ситуаций должны быть тщательно изучены. Они подразделяются на две большие группы:

  • Внутренние, в которые включены: использование сложнейших технологий на производстве, низкая степень квалификации работающего персонала, погрешности в проектах, работа на изношенном оборудовании, отсутствие трудовой дисциплины.
  • К внешним причинам относятся: различные стихийные бедствия, военные действия, терроризм, внезапное прекращение снабжения газом, электричеством.

Если рассматривать обстоятельства, при которых могут произойти ЧС, то они могут быть следующими:

  • Если имеется источник риска в виде взрывчатых или радиоактивных веществ.
  • Осуществляется воздействие факторов риска, таких как возгорание, взрыв, утечка газа.
  • Нахождение в зоне поражения населения, животных и сельскохозяйственных посевов.

Ученые, которые занимаются изучением ЧС различного происхождения, выяснили, что все они отличаются наличием различных периодов в своем протекании. Всего выделяют несколько стадий:

  • Постепенное накопление негативных факторов, которые приведут к аварии.
  • Развитие катастрофы.
  • Экстремальный период с выделением основной дозы энергии.
  • Стадия затухания интенсивности ситуации.
  • Ликвидация последствий.

Изучение ЧС в России позволило выяснить основные причины аварийных ситуаций и травматизма:

  • Более чем в 50,1% случаев виноват человеческий фактор.
  • По вине старой техники и оборудования аварии случаются в 18,1%.
  • Неправильная технология выполнения сложных работ – 7,8%.
  • Внешняя среда виновата в ЧС в 16,6% случаев.
  • 7,4% занимают прочие факторы.

Из представленных данных можно сделать вывод, что классификация ЧС может быть абсолютно разной, но человеческий фактор в их возникновении играет главную роль.

Основные мероприятия

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются (п. 28 постановления Правительства):

в режиме повышенной готовности

  • усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
  • введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
  • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
  • уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
  • приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
  • восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в режиме ЧС

  • непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
  • оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
  • проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
  • организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
  • информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector