Дерево опасностей по бжд

Дерево старое и перестало плодоносить

Порой вместе с участком от прежних хозяев достаются и «долгожители» в саду – старые деревья, которые уже не плодоносят. Расти они могут и до сотни лет, но это уже банальное существование растения, которое не несет никакой пользы владельцу участка. Обычно продуктивный возраст плодового дерева – 30 лет, но это если оно на семенном (сильнорослом) подвое. Сады на карликовом подвое живут обычно 15-20 лет. Периодичности, как правило, у таких деревьев нет, они плодоносят ежегодно и обильно. Правда, с годами объем урожая снижается. Конечно, можно провести омолаживающую обрезку и продлить жизнь растения еще лет на пять, но не более. Оставлять такие насаждения нет смысла, моложе они не станут и большим урожаем не порадуют. Но если не терять время, на месте старого дерева можно высадить молодой перспективный саженец. Да, некоторое время вы все равно будете без плодов, но хороший урожай еще впереди.

1.3. Основные принципы обеспечения безопасности

Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью. В производственных условиях могут быть реализованы следующие принципы обеспечения безопасности:

  1. Гуманизация деятельности (труда) — освобождение человека от выполнения механических, стереотипных, тяжелых и опасных видов труда для выполнения творческих действий.
  2. Классификация — состоит в делении объектов на классы и категории признакам, связанным с опасностями (санитарно-защитные зоны, категории производств (помещений) по взрывопожарной опасности, категорирование помещений по электроопасности и др.).
  3. Защита расстоянием — применение дистанционного и автоматизированного управления технологическими процессами, машинами и механизмами.
  4. Защита временем — сокращение времени воздействия на работающего опасных и вредных факторов (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, сокращенный рабочий стаж).
  5. Информирование — заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности (обучение, инструктажи, цвета и знаки безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.).
  6. Введение слабого звена — в рассматриваемую систему (объект), в целях обеспечения безопасности вводится элемент, устроенный так, что он воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасные явления (предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители).
  7. Нормирование — установление таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимые концентрации или уровни, нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.).

Норма — руководящее начало; правило; образец; узаконенный порядок; установленная мера; средняя величина чего-нибудь.

Норма выполняет ряд функций:

  1. Регулятивную;
  2. Систематизирующую;
  3. Оценочную.

Нормирование освещенности, например, производится по минимальной величине, химическое, пылевое загрязнение — предельно допустимым концентрациям (ПДК), шумовое загрязнение, вибрация, электромагнитные излучения — по предельно допустимому уровню (ПДУ), ионизирующее излучение — по предельно допустимой дозе (ПДД).

ПДК — максимальные концентрации, которые в пределах установленного рабочего времени (не более 40 часов в неделю) и всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или осложнений в состоянии здоровья самого человека и его потомства. Единица измерения — мг/м3 или мг/л.

ПДД — годовой уровень облучения, который не вызывает, при равномерном накапливании дозы в течении 50 лет, обнаруживаемых современными медицинскими методами контроля неблагоприятных изменений в состоянии здоровья самого человека или его потомства. Единица измерения — зиверт (Зв) или биологический эквивалент рентгена (БЭР). Зиверт и БЭР характеризуют эквивалентную дозу ионизирующего излучения.

Дерево постоянно болеет

К сожалению, причин, почему болеют деревья, может быть множество, начиная от особенностей сорта до воздействия соседних деревьев. И речь не о парше, мучнистой росе или ржавчине, а об опасных инфекционных болезнях плодовых (рак,бактериальный ожог,шарка сливы). Вылечить их крайне сложно, практически невозможно.

Такие деревья корчуйте сразу после того, как определили неизлечимую болезнь. И желательно вывезите почву с участка, в которой дерево росло, пролейте яму раствором марганцовки и засыпьте ее новым грунтом. Не выращивайте на этом месте плодовые деревья лет 5.

Почему гниют деревья в саду — 5 основных причин Плодовое дерево в саду начало гнить, причем процесс не ограничился одной веткой? Разбираемся в причинах и ищем способы борьбы.

Источники и причины

Источники формирования опасности:

  • сам человек, его деятельность, средства труда;
  • окружающая среда;
  • явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды.

Опасность не возникает ниоткуда, она порождается возникновением, накоплением и действием негативных факторов (разрушающих, отвлекающих, блокирующих, старящих и иных) для данного объекта. Для того чтобы оценить содержание какой-либо опасности или угрозы, необходимо выявить и проанализировать факторы, их вызывающие. Например, для оценки опасности криминализации группы учащихся необходимо выявить неблагоприятные факторы, влияющие на группу: бесконтрольность, безволие, безответственность, незанятость, дурной пример, подстрекательство и пр.

Опасный фактор – это неблагоприятный природный, социальный, техногенный или смешанный процесс (явление, предмет, вещество), воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

Опасный фактор может быть внешний, внутренний, скрытый, явный; он может быть уменьшен, увеличен, предотвращен, устранен, блокирован и т.д. Накопление внешних и внутренних опасных факторов повышает степень опасности и формирует развитие опасной и даже чрезвычайной ситуации. Опасные факторы есть везде и всегда, но не все из них реально действуют (ружье на стене, змея в лесу).

Воздействие опасного фактора на какой-либо объект может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

В социальном плане опасный фактор – это такое неблагоприятное явление в человеческих отношениях, воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

Уровень опасности или угрозы зависит от количества и силы действия опасных факторов, имеющихся в данный момент времени для данного объекта. Чем их больше, тем скорее опасность перерастает в угрозу и опасную ситуацию. Уровень опасности или безопасности может служить «индикатором» признаков устойчивого развития социальной системы, а процессу обеспечения безопасности — роль одного из механизмов управления социальной системой, нацеленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения при соблюдении требований безопасности человека и окружающей его среды.

Опасная ситуация – совокупность уже действующих неблагоприятных факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития данной системы, любая неблагоприятная обстановка, в которой уже реально действуют опасные факторы. Накопление опасных факторов предваряет зарождение любой опасной ситуации, и предшествуют возникновению всех видов происшествий, аварий, катастроф и ЧС. При правильном поведении и принятии необходимых защитных мер опасная ситуация может благополучно разрешиться без последствий, и не перерасти в происшествие, аварию, катастрофу, экстремальную или чрезвычайную ситуацию.

Процесс появления, накопления и воздействия опасных факторов, их развития в опасные ситуации имеет определенные этапы (стадии).

Накопление опасных факторов и их перерастание в опасные ситуации и далее в ЧС можно условно представить следующим образом:

ОФ + ОФ → Опасность → Опасная ситуация → Экстремальная ситуация → ЧС

Воздействие какой-либо опасности на человека, машину или иной объект можно рассматривать в статике и в динамике.

В статике рассматривают и анализируют:

  • объект, подвергающийся опасному воздействию, и его элементы;
  • источники и факторы опасности;
  • цели, векторы, причины воздействия на объект;
  • средства, которыми источник опасности может воздействовать на объект;
  • элементы системы безопасности объекта;
  • результаты и последствия этого воздействия.

Рис. 1. Взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности

В динамике изучают:

  • механизм воздействия источника и факторов опасности на объект;
  • стадии (этапы) развития опасной ситуации до ее завершения;
  • взаимодействие элементов систем безопасности объекта при обеспечении безопасности;
  • поведение объекта на разных стадиях опасной ситуации.

На рис. 1 представлены взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности.

Базовая математическая основа

События в дереве отказов связаны со статистической вероятностью, иными словами, вероятность каждого события оценивается на практике.

Например, сбои в работе компонентов, как правило, происходят с некоторой постоянной интенсивностью λ.

В этом простейшем случае вероятность отказа зависит от интенсивности λ, времени t и описывается экспоненциальным законом:

Вероятность того, что отказ данного узла или компоненты оборудования произойдет в течение t часов эксплуатации системы, равна 1 — exp(-λt).

Дерево отказов часто нормировано на заданном временном интервале, например, час полета или среднее время.

Вероятность события зависит от отношения функции опасности к данному интервалу.

В отличие от обычных диаграмм логических символов, в которых входы и выходы принимают двоичные значения (Правда – 1, ложь -0), символы вероятности выходного события дерева отказов связаны с набором операций булевой логики.

Вероятность выходного события зависит от вероятности события входа.

Символ «И» представляет собой сочетание независимых событий. Это значит, что любое событие входа не зависит от других событий входа. По теории множеств это равнозначно пересечению событий входа, вероятность выхода определяется по формуле:

P (A and B) = P (A∩B) = P (A)P(B)

«ИЛИ», наоборот, соответствует объединению.

P (A or B) = P (A ∪ B) = P(A) + P(B) — P (A ∩ B)

Так как вероятность отказа в дереве отказов, как правило, небольшая (<0.01), P (A∩B) обычно становится очень малым, выход символа «ИЛИ» может быть приблизительно оценен из предположения, что входы – взаимоисключающие события:

P (A or B) ≈ P(A) + P(B), P (A ∩ B) ≈ 0

Исключающий символ «ИЛИ» с 2 входами представляет собой вероятность того, что активны либо один, либо другой вход, но не оба одновременно:

P (A xor B) = P(A) + P(B) — 2P (A ∩ B)

Т.к. P (A∩B) обычно мало, исключающее «ИЛИ» имеет ограниченное значение в дереве отказов.

«Дерево причин и опасностей» как система

Любая опасность реализуется,
принося ущерб, благодаря какой-то причине или
нескольким причинам.

Реальных опасностей
без причин не существует, поэтому 
предотвращение опасностей или защита
от них возможны только при выявлении 
причин.

 Между реализовавшимися 
опасностями и причинами существует 
причинно-следственная связь: опасность
есть следствие некоторой причины, которая,
в свою очередь, является следствием другой
причины и т.д.

 Таким образом, 
причины и опасности образуют 
иерархические, цепные структуры 
или системы. Графическое изображение 
таких зависимостей представляет собой ветвящееся
дерево.

 В зарубежной литературе,
анализирующей безопасность объектов,
используют такие термины как 
«дерево причин», «дерево отказов»,
«дерево опасностей», «дерево 
событий» и др.

 В строящихся деревьях 
имеются ветви причин и ветви опасностей, что позволяет
отразить  диалектический  характер
причинно-следственных связей.

 Разделение этих 
ветвей нецелесообразно, а иногда 
и невозможно, поэтому полученные 
при анализе графические изображения 
называют «деревьями причин и опасностей».

 Построение «деревьев» 
является эффективной процедурой 
выявления причин различных нежелательных 
событий (аварий, травм и т.п.).
Многоэтапный процесс ветвления 
«деревьев» требует введения 
ограничений для определения 
его пределов. Границы ветвления 
определяется логической целесообразностью получения
новых ветвей.

1.5. Тяжесть и напряженность труда. Условия труда

Тяжесть труда — характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой понимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей дозы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Условия труда — совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) — такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) — характеризуются такими уровням факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относятся к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм и/или его потомство.

I степень 3 класса (3.1) — условия труда, характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

II степень 3 класса (3.2) — уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленных заболеваний (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков легких (без потери профессиональной трудоспособности) формы профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительного воздействия (часто после 15 и более лет);

III степень 3 класса (3.3) — условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно — обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

IV степень 3 класса (3.4) — условия труда, при которой могут возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отличается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуется уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе тяжелых форм.

1.1. Понятие среды обитания

Среда обитания – окружающий человека внешний мир, существующая совокупность факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдалённое воздействие на существование и деятельность человека, его здоровье и потомство.

Среда обитания человека представляет из себя совокупность различных систем (сред обитания): социальной, производственной, природной, местной (городской, сельской), бытовой и т.д. Таким образом, система «человек – среда обитания» состоит из множества взаимодействующих элементов, имеет упорядоченность в определённых границах и обладает специфическими свойствами. Взаимодействие внутри системы определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на составляющие среды обитания.

В системе «человек – среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Величина потоков вещества, энергии и информации во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Человек и его среда обитания гармонично взаимодействуют лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых и человеком, и природной средой. Любое отклонение уровней потоков от оптимальных значений сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) окружающую среду.

Существуя в этой системе, человек – с помощью среды обитания – непрерывно решает как минимум две основные задачи:

  1. Обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе.
  2. Создаёт защиту от негативных воздействий со стороны среды обитания и со стороны себе подобных.

Среда обитания неразрывно связана с биосферой.

Биосфера – область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы.

Среда обитания человека подвержена постоянным изменениям в результате действия как космических факторов, так и в результате развития человеческой цивилизации. К настоящему времени система «человек – среда обитания» потеряла устойчивость в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация. Это в свою очередь вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост антропогенного воздействия на среду обитания. Кроме того, с середины XX века человек стал обладать способностью инициировать крупные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые экологические изменения, соизмеримые с последствиями стихийных бедствий.

В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания – техносфера.

Техносфера – регион бывшей биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.

Техносферными областями являются, например, города, промышленные зоны, производственная или бытовая среда.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, во многом не оправдала надежды людей. Техносферные условия обитания в городах и промышленных центрах, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований, а зачастую – и враждебными людям.

Признаки

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. Данное определение опасности в безопасности жизнедеятельности поглощает существующие стандартные понятия (опасные и вредные производственные факторы), являясь более объемным, учитывающим все формы деятельности.

Опасность хранят в себе все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Опасность — понятие относительное.

Признаками, определяющими опасность, являются:

  • угроза жизни и здоровью живых объектов;
  • возможность нанесения ущерба здоровью и окружающей среде;
  • возможность нарушения условий нормального функционирования организма человека и экологических систем.

Близкое расположение грунтовых вод

Частой причиной гибели плодовых деревьев бывает высокий уровень грунтовых вод. Зачастую этот уровень не приводится в норму на низинных участках даже после осушения. Тут наблюдается такая картина: пока растение еще не выросло, и корни до воды не достают, саженец развивается хорошо. Но через время корни проникают вглубь и, достигнув уровня воды, попадают в условия нехватки воздуха, из-за этого они частично гибнут и весной не способны полноценно кормить зеленую массу дерева. При этом у растения снижается морозостойкость. Слива или яблоня могут загнить, сбросить листву и постепенно погибнуть.

Важно заранее определить глубину залегания грунтовых вод. Для высокорослых деревьев уровень должен составлять не менее 3 м, для среднерослых – 2-2,5 м

Если вода подступает к поверхности ближе, чем на 2 м, на участке можно высаживать только карликовые сорта плодовых культур. Можно попытаться решить проблему при помощи насыпного холма, но если такой возможности нет, дерево рано или поздно придется выкорчевывать.

Дерево причин опасностей

Графическое изображение таких зависимостей между реализованными опасностями и причинами принято называть «деревьями причин опасностей» по сходству с ветвящимися деревьями. В строящихся деревьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно-следственных связей. В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины, как «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий».

Построение «деревьев» целей, задач, связей факторов является эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т.д.). Многоэтапный процесс ветвления «дерева» требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения целиком зависят от целей исследования. В общем, границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей.

Рис. 2. Дерево отказов в системе «человек – машина»

Логические операции при анализе безопасности систем принято обозначать соответствующими знаками (рис. 2): прямоугольник – рассматриваемое событие (основное); круг – исходное событие (первоначальное); ромб –неопределенное или несущественное событие; треугольник «и» – вентиль, обозначающий образование одного выходного события из двух-трех входных событий, появляющихся одновременно; треугольник «или» – вентиль, обозначающий образование одного выходного события из одного или нескольких исходных, возникающих не одновременно.

Головное событие (несчастный случай) образуется из двух основных событий через вентиль «и», а именно: опасного отказа машины, т.е. возникновения опасной зоны на рабочем месте (выброс сливной стружки, отказ блокировочных средств и т.д.); опасной ошибки (отказа) человека, т.е. появления его в опасной зоне вследствие неоправданных действий, неточностей, допущенных самим потерпевшим или другим работником (или одновременно обоими).

Каждое из основных событий (отказов, причин) является следствием одного или нескольких других событий. Построение «дерева отказов» и его анализ завершают, когда устанавливают первоначальное событие – отказ – как исходные причинные факторы несчастного случая или на таком уровне, где дальнейший анализ невозможен по каким-либо причинам.

Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорно, т.е. до или после нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым и обратным. Априорный и апостериорный анализы дополняют друг друга. Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия. При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины, т.е. анализ начинается с венчающего события. Конечная цель всегда одна — предотвращение нежелательных событий. Имея вероятность и частоту возникновения первичных событий, можно, двигаясь снизу вверх, определить вероятность венчающего события.

При анализе проблем безопасности необходимо установить границы анализа системы. Например, обеспечить безопасность выпускного вечера в образовательном учреждении. Если проблема будет чрезмерно сужена, то появляется возможность получения неполных выводов и мероприятий, некоторые опасные ситуации могут остаться без внимания, например, качество пирожных летом, транспортные опасности, наличие пьяных на воде (названы реальные причины травматизма и гибели выпускников). Если рассматриваемая система и ее проблемы описаны слишком широко, то сложно выделить главное, можно увязнуть в мелочах, упустить слабые элементы.

Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Поэтому точнее называть полученные в процессе анализа безопасности объектов графические изображения «деревьями причин и опасностей».

При изучении опасностей выделяют три стадии:

Стадия I – предварительный анализ опасности.

Шаг 1. Выявить источники опасности.

Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.

Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т.е. исключить опасности, которые не будут изучаться.

Стадия II – выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.

Стадия III – анализ последствий.

Сравнение с другими аналитическими методами

FTA – дедуктивный, нисходящий метод, направленный на анализ последствий возникновения неисправностей и событий в сложной системе. Это противоположность анализу характера и последствий отказов (АХПО), который является индуктивным, восходящим методом анализа, направленным на анализ эффектов одного компонента или функции аварии на оборудовании или подсистеме.

FTA очень хорошо показывает, как устойчивые системы в одиночку или вместе инициируют неисправности. Это не хорошо для поиска всех возможных возникающих неисправностей. АХПО хорош для исчерпывающей классификации возникающих неисправностей, а так же для идентификации их локальных эффектов. Но он не подходит для изучения множественных отказов или их эффектов на системном уровне.

FTA рассматривает внешние события, АХПО нет.

В аэрокосмической отрасли в обычной практике выполняют оба анализа, АДО и АХПО, с суммарным эффектом режима неудач (СЭРН), в качестве интерфейса между АХПО и АДО.

Альтернативы FTA включают диаграмму зависимости (ДЗ), так же известную как блок-схема надежности или анализ Маркова. Диаграмма зависимости эквивалентна анализу дерева успехов (АДУ) и изображает систему, используя пути вместо символов.

Методы анализа безопасности системы

Анализ эксплутационной 
безопасности системы осуществляется априорно или апостериорно, т.е.
до или после возникновения нежелательного
события. В обоих случаях используемый
метод может быть прямым или обратным.

Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы
предвидеть последствия. При обратном
методе анализируются последствия, чтобы
определить причины.

Априорный анализ – исследователь выбирает такие нежелательные
события, которые являются потенциально
возможными для данной системы, и пытается
составить набор различных ситуаций, приводящих
к их появлению.

Апостериорный
анализ – выполняется после того как нежелательное
событие уже произошло.

Оба вида анализа дополняют 
друг друга. При изучении системы, характеристики
которой могут быть четко определены
(например, машина или установка), предшествующий
опыт позволяет осуществить весьма детализированный
априорный анализ. При дополнении априорного
анализа данными апостериорного, основанного
на исследовании событий, имевших место
во время функционирования системы, он
(анализ) становится более полным и ценным.

Выводы по первому учебному вопросу

Таким образом:

  1. Основными категориями дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» являются «опасность» и «безопасность».
  2. Опасности по природе происхождения подразделяются на естественные и антропогенные.
  3. Последствия опасных воздействий подразделяются по времени наступления на первичные и отдалённые.
  4. Как правило, опасные факторы среды обитания локализуются во вполне определённых и зачастую прогнозируемых пространственных и временных границах. Данные области пространства именуются опасными зонами.
  5. Попадание человека в опасную зону ведёт к возникновению опасной ситуации, которая при определённых условиях может трансформироваться в экстремальную.
  6. Жизнедеятельность человека потенциально опасна, вследствие чего достижение полной, абсолютной безопасности невозможно. Усилия должны быть направлены на недопущение возрастания вероятности реализации негативного для здоровья или жизни человека события более величины приемлемого риска.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector