Пожарные самолеты и авиация в мчс россии: основные модели и их лтх

Пожарные самолеты

Это летающие средства, оборудованные специальными емкостями для огнетушащей жидкости и задействованные для гашения возгораний на обширных территориях.

Применение

Ввиду того что самолеты имеют значительную подъемную силу, высокую скорость (по сравнению с наземными транспортными средствами), используются они в чрезвы-чайных ситуациях на труднопроходимых или больших по площади территориях.

Пожарный самолет доставляет на место возгорания оборудование, спасателей, пламягасящие жидкости. Также забирает людей из зоны бедствия.

Преимущества

Тушение пожара.

Летающие пожарники применяются там, где недоступны другие средства спасения.

Во-первых, это горящие леса. В 2019 году тайгу в Сибири удалось потушить только с помощью спасательного полка МЧС.

Во-вторых, это возгорания на крупных складах боеприпасов, где существует опасность поражения снарядами.

В-третьих, самолет для пожаротушения гасит пламя в труднодоступных местах, например, в горах.

Также авиация может быстро передислоцироваться в нужный район, доставить специалистов, оборудование. Некоторые летательные аппараты способны заправляться пламягасящей жидкостью, сбрасываемой впоследствии на зоны возгорания.

Недостатки

Самолеты для тушения пожаров имеют и ряд минусов в использовании:

  • необходим аэропорт со взлетно-посадочной полосой, на котором можно произвести заправку топливом и тушащей жидкостью;
  • дорогая эксплуатация;
  • невозможность точечного сброса огнетушащего состава или воды.

Самый большой пожарный самолет в мире

Evergreen 747 SuperTanker.

Летающее противопожарное устройство, принадлежащее американской компании Global SuperTanker Service, было разработано конструкторами Боинг и Evergreen International Aviation на основании модели Boeing 747-100.

Назвали это средство для тушения пожаров Evergreen 747 SuperTanker. Запас прочности позволяет перевозить 74,2 т пламягасящей жидкости на расстояние до 6 400 км. Максимальная развиваемая скорость составляет 970 км/ч.

Самолет принимал участие в тушении пожаров 5 раз: в Испании, Израиле, Чили и дважды в США. Американское Лесное управление посчитало, во сколько обходится один день эксплуатации – 120 тыс. $. Такие затраты были признаны нецелесо-образными. Из-за этого почти все время Evergreen 747 Supertanker простаивает в ангаре.

Каждый год в мире где-нибудь начинают гореть леса. Единственная возможность прекратить это бедствие – использование самолетов пожарной авиации. Самым сильным и оснащенным авиаотрядом планеты на 2020 год являются соединения МЧС России.

Детальная информация видна на видео:

Ан-32П

Самолет создан на базе серийного транспортного самолета Ан-32 и обеспечивает выполнение следующих операций по охране и защите леса:

  • тушение лесных пожаров огнетушащими веществами;
  • десантирование парашютистов-пожарных, специального оборудования, снаряжения и грузов к местам лесных пожаров.

В течение более чем 10 лет эксплуатации были подтверждены расчетные летно-технические характеристики самолета. При сбросе 8 т огнегасящей жидкости из двух групп баков с высоты 40-50 м, при скорости самолета 240-260 км/ч на поверхности земли создается водяное пятно с концентрацией жидкости более 1 л/м2 длиной 120-160 м и шириной 10-35 м. Слив огнегасящей жидкости может происходить одновременно (залпом) или последовательно из двух баков одного борта, а затем другого с автоматической задержкой или с ручным управлением.

Два самолета использовались при тушении горно-лесного пожара в окрестностях Ялты, (Украина). Опыт их применения (около 100 полетов над горной местностью) показал высокую эффективность этих самолетов. Три самолета были направлены на опытную эксплуатацию в Португалию. Работая очень напряженно (в день на каждом самолете совершалось до 10-12 вылетов), группа выполнила 545 вылетов на тушение пожаров. Летные качества и эффективность самолета как средства тушения пожаров были высоко оценены участвующими в опытной эксплуатации специалистами.

Ан-32П (общий вид)

В период отсутствия пожаров предусмотрено переоборудование самолета в аэродромных условиях в стандартный транспортный вариант для перевозки грузов.

Для выполнения транспортных операций на самолете имеются:

  • большой грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа, закрывающийся рампой, которая может опускаться на землю и служить трапом или сдвигаться под фюзеляж, что обеспечивает быструю загрузку грузов в самолет с борта автомобиля и удобство при парашютном сбросе грузов и людей;
  • погрузочное устройство грузоподъемностью 3 т.

Размеры грузовой кабины (длина 12,48 м, ширина 2,78 м и высота 1,84 м) и люка обеспечивают перевозку различных грузов, самоходной и несамоходной колесной техники. Грузовая кабина герметична и оборудована системой кондиционирования воздуха.

Самолет обладает следующими основными особенностями:

  • высокой степенью надежности конструкции и систем, безопасностью эксплуатации, проверенными в процессе длительного срока службы базового самолета Ан-32;
  • возможностью эксплуатации на грунтовых аэродромах благодаря конструкции шасси с пневматиками низкого давления и высокому расположению двигателей, исключающему попадание посторонних предметов в воздухозаборник
  • высокой энерговооруженностью, позволяющей выполнять полеты с крутыми траекториями при работе в горных условиях;
  • автономностью эксплуатации с возможностью запуска двигателей от ВСУ;
  • способностью выполнять полеты в сложных метеоусловиях.

Авиарегистр Межгосударственного Авиационного Комитета и Укравиатранс в 1995 году выдали Сертификаты типа специальной категории на самолет Ан-32П.

Серийное производство самолета выполняется на «Серийном заводе «Антонов».

Технические характеристики Ан-32П

Наименование показателя Значение
Экипаж, чел 3
Размах крыла, м 29,20
Длина самолета, м 23,78
Высота самолета, м 8,75
Площадь крыла, м2 74,98
Масса, кг
– пустого самолета 16800
– максимальная взлетная 27000
– топлива 5445
Тип двигателя 2 ТВД Прогресс АИ-20Д сер. 5
Мощность, э.л.с. 2 х 5180
Максимальная скорость, км/ч 530
Крейсерская скорость, км/ч 500
Макс. скорость при пожаротушении, км/ч 220-230
Перегоночная дальность, км 1700
Дальность действия, км 330
Практический потолок, м 9400
Полезная нагрузка: 27-30 пожарных-десантников со спец. снаряжением, 8 т огнетушащего вещества

Ми-26Т

Прототипом вертолета Ми-26Т стала военно-транспортная модель Ми-26. Сейчас этот транспорт незаменим при перевозке крупногабаритных грузов. Используется он как на территории России, так и за рубежом.

Способен транспортировать грузы до 20 тонн, как внутри грузового отсека, так и по воздуху с использованием специальной подвески. Лебедка установленная на летательном средстве способна поднять на борт груз массой до 500 кг.

Модель транспортно-десантного назначения обладает вместимостью – 82 человека, включая вооружение. Модель вертолета МИ-26Т в “санитарном исполнении” способна вместить 50-60 носилок с пострадавшими.

Главными задачами являются:

  • Выполнение разведовательных задач;
  • Участие в поисково-спасательных операциях;
  • Тушение пожаров;
  • Транспортировка грузов.

Скорость полета составляет до 275 км/ч. Высота полета достигает 6500 м. Способен преодолевать расстояние 800 км без посадки. Вместимость пассажирской кабины – 82 человека. Максимальная масса при взлете не должна превышать 56 тонн.

Дополнительный материал по теме: МИ-26ТП – винтокрылый пожарный тяжеловоз.

Автожир Калидус

Осуществляет охрану лесопосадок с воздуха и контроль за паводковой активностью, участвует в разведывательных операциях, оказывает помощь в спасательных операциях МЧС.

Визуальная разведка осуществляется только днем. Вместимость топливного бака составляет 68 литров. На одной полной заправке, вертолет может осуществлять полет на протяжении 3,5 часа.

Имеется только 2 посадочных места для экипажа, оборудованные привязными ремнями безопасности. Кабина имеет специальную защиту из поликарбонатного стекла. Дальность полета ограничена 560 км.

Вес автожира Калидус без груза 262 кг. Грузоподъемость при взлете не должна превышать 188 кг.

Автожир Калидус

Модели пожарных самолетов

Авиация МЧС постоянно развивается. Под ее нужды используются переоборудован-ные военные судна. Модернизируется и пополняется существующий парк.

Детальная информация видна на видео:

Бе-12 П

Был разработан в 1960 г. на основе противолодочной летающей амфибии Бе-12 в ТАНТК им. Г. М. Бериева.

При разработке этого самолета для тушения пожаров использовалась способность его аналога глиссировать по поверхности воды. С Бе-12 сняли бомбовооружение, установили в грузовом отделении цистерну на 4,5 т жидкости. Еще две емкости объемом по полторы тонны разместили в носовом отсеке.

Бе-200

Как и предыдущая модификация, этот новый летательный аппарат самостоятельно набирает воду в естественных водоемах. Самолеты для тушения пожаров Бе-200 впервые приняли участие в уничтожении возгорания в 1998 г. С тех пор на его базе были разработаны поисковый, патрульно-спасательный летательные аппараты.

Многоцелевой самолет-амфибия Бе200 ЧС выпускается серийно и активно используется в авиаотряде МЧС.

Это уникальное по своим характеристикам летательное средство. Он может производить взлет и посадку на землю и на воду. Остальные параметры разместим в таблице:

Летно-тактические характеристики Параметры
Кол-во членов экипажа, человек 2
Разрешенное к перевозке число пассажиров, человек 43
Размеры, метры

Длина

Высота

32,05

8,90

Крыло

Размах, метры

Площадь, квадратные метры

32,70

117,44

Вес самолета без загрузки, тонны 28
Разрешенная одновременная нагрузка

Груз, тонны

Вода в 8 резервуарах, тонны

5

12

Взлетная масса, тонны

С воды

С суши

С глиссирования

37,9

41

43

Тяга, килограмм в секунду 2*7500
Скорость, километры в час

Максимальная (высота 7 км)

Крейсерская

При взлете

При посадке

При наборе воды

700

550–610

220

195

180

Максимальная высота подъема, метры 8 100
Скорость подъема, метры в секунду 8

Бе-200 может производить забор воды из природного источника при высоте волн до 1,2 метра.

Детальная информация видна на видео:

Ил-76 ТДП

ИЛ-76 пожарный. Это самый известный российский пожарный самолет. Он может преодолевать рас-стояния до 6 500 км. Дальность полета зависит от того, сколько тонн груза на борту. Его максимальная загрузка составляет 60 т.

Особенность этого летающего средства в том, что он может перевозить одномомент-но 42 тонны воды. Самолет тушит пожар, сливая всю огнегасящую жидкость из резервуаров на очаг возгорания 6–8 секунд, благодаря установленной на нем системе ВАП (выливной авиационный прибор). Подобных показателей не смогли добиться разработчики ни одной страны мира.

ИЛ-76 ТДП принимал участие в различных авиашоу, салонах. Вылетал на испытания в Великобританию. На его счету множество потушенных пожаров. В сети можно посмотреть видео и фото с участием водного бомбардировщика на гашении возгораний в Чили, Боливии, Греции, Турции.

Ан-32 П

Ан-32 П.

Этот самолет был переоборудован из серий-ного АН-32 в 1992 году. Он был оснащен двумя баками, вмещающими по 4 тонны жидкости каждый.

Отличается точностью сброса воды – до десяти метров, скорость – до 10 секунд.

Перегоночная дальность полета – 1 700 км. При тушении пожаров под нагрузкой пролетает до 330 километров. На одном баке совершает 10–15 заходов на объект.

В 2005 году получил международный сертификат, после чего 4 самолета были проданы в Ливию.

Данное летательное средство используется пожарными службами Украины.

Martin Mars

Это патрульный четырехмоторный самолет США дальнего радиуса действия. Он может производить посадку на воду.

В 70-х годах прошлого века «Марсы» были оборудованы более сильным двигателем. На них установили системы сброса воды.

Летающая лодка может поднять в воздух 27 750 литров жидкости и 2 270 л пенообра-зующего концентрата.

Последний раз самолет Martin Mars принимал участие в тушении пожара в 2013 году. Сейчас один оставшийся «Марс» стоит в ангаре американской компании-владельца.

Bombardier (Canadairs CL-415)

Используется пожарными службами Канады, Франции, США. Сейчас в эксплуатации находится около 70 машин из произведенных 88 экземпляров.

Это противопожарная амфибия с двумя турбовинтовыми двигателями. Он может взять на борт 6,12 т воды.

Максимальная дальность полета 2 425 км.

Его легко переоборудовать из транспортного в пожарный и обратно. Может производить забор воды из естественных водоемов.

Bombardier (Canadairs CL-415)

В декабре 1986 года компания «Canadair Ltd» была куплена фирмой «Bombardier Inc.», а в августе 1988 года образовалась группа «Canadair Group of Bombardier Inc.». Эти исторические события произошли в период, когда «Canadair» вела разработку турбовинтового варианта летающей лодки-амфибии CL-215. Замена поршневых моторов турбовинтовыми двигателями обещала повышение летных данных, увеличение тяговооруженности и облегчала снабжение самолета топливом и запасными частями. В 1991 году улучшенный вариант амфибии получил обозначение CL-415, чтобы не путать с турбовинтовой конверсией CL-215T поршневого самолета. Официальная презентация новой модификации состоялась в октябре 1991 года – после получения первого заказа от Франции.

Первый CL-415 поднялся в воздух 6 декабря 1993 года, канадский сертификат летной годности был получен в июне, а сертификат США – в октябре 1994 года. В декабре 1994 года первую машину передали Франции. Изначально предполагалось построить 50 самолетов первой производственной серии, но к маю 2009 года заказчики получили 67 самолетов, к этому времени компания получила заказы на 71 машину.

CL-415 унаследовал проверенный планер амфибии CL-215, хотя в конструкцию самолета внесли ряд изменений, самым важным из которых стала установка двух турбовинтовых двигателей Pratt & Whitney Canada PW123AF, гондолы которых разместили над крылом, чтобы поднять выше ось вращения новых четырехлопастных винтов Hamilton Standard. К другим заметным внешним отличиям относятся небольшие винглеты на концах крыла, установленные для повышения поперечной устойчивости. С целью компенсации потери путевой устойчивости из-за перемещения вверх двигателей, доработали хвостовое оперение. Также была увеличена мощность приводов поверхностей управления, установлена система централизованной заправки топливом под давлением, приборное оборудование выполнено по принципу «стеклянной кабины», заменена электросистема, установлен кондиционер кабины. Конструкция планера усилена с целью увеличения максимальной взлетной массы, установлены четыре бака для воды или противопожарной смеси суммарной емкостью 6140 л.

Bombardier (Canadairs CL-415) (общий вид)

В стандартном варианте амфибия CL-415 предназначена для тушения пожаров, а также перевозки грузов и пассажиров. Обычно самолет обозначают просто «415» или «415 Superscooper». Противопожарный самолет может быть достаточно легко переоборудован в транспортный. Даже в противопожарном варианте самолет способен перевозить до восьми пассажиров, после переоборудования пассажировместимость возрастает до 30 человек. Если установленные над полом кабины баки для воды не демонтируются, то самолет способен перевозить груз и до 11 пассажиров, кресла для пассажиров ставятся перед и за баками. «Canadair» также предлагает вариант CL-415M, предназначенный для патрулирования морских акваторий, выполнения поисково-спасательных и специальных задач. На CL-415M предусмотрена возможность установки РЛС, современной навигационной системы и другого специального оборудования. В серию самолет запущен как Bombardier 415MP.

Всего на 2014 год построено 88 самолетов, из которых в эксплуатации находятся порядка 70 машин. Самолет занимает довольно узкий рынок специальных самолетов, но в этой области он хорошо распространен в Европе и Северной Америке.

Технические характеристики Bombardier (Canadairs CL-415)

Наименование показателя Значение
Экипаж, чел. 2
Размах крыла, м 28,63
Длина самолета, м 19,82
Высота самолета, м 8,98
Площадь крыла, м2 100,33
Масса пустого самолета, кг 12860
Максимальная взлетная, кг:
– с воды 17230
– с суши 19890
Внутреннее топливо, л 5800
Тип двигателя 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW123AF
Мощность, л.с. (кВт) 2 х 2380 (1774)
Максимальная скорость, км/ч 359
Крейсерская скорость, км/ч 333
Скорость сваливания, км/ч 126
Дальность действия, км 2443
Практический потолок, м 4500
Скороподъёмность, м/с 8,1
Полезная нагрузка 26-30 пассажиров или 3864 кг груза, или 6,12 т огнетушащего вещества
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector