Конвенции и соглашения
Содержание:
- 1960–1969 годы
- Права
- Применение
- Правоприменение
- Откуда обычные солдаты узнают о правилах? Или в ответе только генералы?
- Наследие
- Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны
- Новые испытания
- Женевские конвенции до 1949 г.
- Женевские конвенции сегодня
- Часть I. Общие положения
- А ядерное оружие запрещено международным гуманитарным правом?
1960–1969 годы
1969 год | HTML | |
---|---|---|
Венская конвенция о праве международных договоров | 128 KB | 2.4 MB |
Конвенция о специальных миссиях | 82 KB | 976 KB |
Факультативный протокол об обязательном разрешении споров к Конвенции о специальных миссиях | 12 KB | 976 KB |
Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью | 542 KB |
1968 год | HTML | |
---|---|---|
Договор о нераспространении ядерного оружия | 34 KB | 382 KB |
Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества | 20 KB | 213 KB |
1967 год | HTML | |
---|---|---|
Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке | 1 MB | |
Протокол, касающийся статуса беженцев | 21 KB | 220 KB |
Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство | 21 KB | 196 KB |
1966 год | HTML | |
---|---|---|
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела | 33 KB | 619 KB |
Международный пакт о гражданских и политических правах (См. также Второй Факультативный протокол) | 91 KB | 2.5 MB |
Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах | 20 KB | 492 KB |
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (См. также Факультативный протокол) | 51 KB | 1.2 MB |
1965 год | HTML | |
---|---|---|
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации | 66 KB | 718 KB |
Рекомендация о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков | 15 KB | 234 KB |
1964 год | HTML | |
---|---|---|
Конвенция о политике в области занятости | 20 KB |
1963 год | HTML | |
---|---|---|
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов | 43 KB | |
Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой | 148 KB | |
Венская конвенция о консульских сношениях | 2.7 MB | |
Факультативный протокол о приобретении гражданства к Венской конвенции о консульских сношениях | 11 KB | 53 KB |
Факультативный протокол об обязательном разрешении споров к Венской конвенции о консульских сношениях | 121 KB |
1962 год | HTML | |
---|---|---|
Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков | 17 KB | 306 KB |
Протокол об учреждении Комиссии примирения и добрых услуг для разрешения разногласий, которые могут возникнуть между государствами, участвующими в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования | 279 KB |
1961 год | HTML | |
---|---|---|
Конвенция о сокращении безгражданства | 44 KB | 496 KB |
Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом о поправках к Единой конвенции о наркотических веществах 1961 года | 2.3 MB | |
Венская конвенция о дипломатических сношениях | 70 KB | 1.3 MB |
Факультативный протокол о приобретении гражданства к Венской конвенции о дипломатических сношениях | 11 KB | 79 KB |
Факультативный протокол об обязательном разрешении споров к Венской конвенции о дипломатических сношениях | 13 KB | 118 KB |
1960 год | HTML | |
---|---|---|
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (См. также Протокол об учреждении Комиссии примирения и добрых услуг) | 34 KB | |
Принципы, которыми государства — члены Организации должны руководствоваться при разрешении вопроса о том, обязаны ли они передавать информацию, предусмотренную статьей 73 е Устава Организации Объединенных Наций | 17 KB | 308 KB |
Права
Согласно принятым документам, интернированным и военнопленным гарантирована сохранность здоровья и жизни, а также защита от различных насильственных действий. При этом противоборствующая сторона должна уважать их достоинство, религиозные и политические убеждения, предоставлять основные судебные права, возможность переписываться с семьями и т.д. Запрещено принуждать пленных к службе в армии противника и брать заложников.
Женевская конвенция 1949 года закрепила право больных и раненых на медицинскую помощь независимо от того, на чьей стороне они воевали. Кроме того, должна быть гарантирована охрана как медицинского персонала, так и медучреждений, а также их оборудования и транспорта. Защитным знаком для них должна служить эмблема красного креста или полумесяца, изображенных на белом фоне. Объекты и люди, носящие такие знаки, не должны подвергаться нападениям.
Применение
Данные международные соглашения должны действовать в случае возникновения любых вооруженных столкновений даже тогда, когда одна из противоборствующих сторон не признает своего участия в войне, а также оккупации территорий. Страны, где действует Женевская конвенция, обязаны выявлять и наказывать тех лиц, которые приказывали осуществлять или сами совершали действия, нарушающие пункты этих документов. Таких людей должны судить те государства, на территории которых были совершены преступления. Также трибунал может состояться и в любой другой стране-участнице, ратифицировавшей эти конвенции, если она располагает неопровержимыми доказательствами их вины.
Документы, подписанные в Женеве в 1949 году, вступили в силу через год, 21 октября. Швейцария была первой страной, которая ратифицировала данные соглашения. СССР подписал конвенции только через два года после их вступления в силу.
Правоприменение
Защитные силы
Термин « защитная сила» имеет особое значение в соответствии с настоящими Конвенциями. Держава-покровительница — это государство, которое не участвует в вооруженном конфликте, но согласилось защищать интересы государства, которое является стороной в конфликте. Сила защиты — это посредник, обеспечивающий обмен информацией между сторонами конфликта. Охраняющая держава также контролирует выполнение этих Конвенций, например, посещая зону конфликта и военнопленных. Сила защиты должна действовать как защитник заключенных, раненых и гражданских лиц.
Серьезные прорывы
Логотип Международного уголовного суда
Не все нарушения договора рассматриваются одинаково. Наиболее серьезные преступления называются серьезными нарушениями и дают юридическое определение военного преступления . К серьезным нарушениям Третьей и Четвертой Женевских конвенций относятся следующие действия, если они совершены против лица, защищаемого Конвенцией:
- умышленное убийство, пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты
- умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или телесных повреждений
- принуждение защищаемого лица к службе в вооруженных силах враждебной державы
- умышленное лишение защищаемого лица права на справедливое судебное разбирательство по обвинению в военном преступлении.
Также серьезными нарушениями Четвертой Женевской конвенции считаются следующие:
- взятие заложников
- обширное разрушение и присвоение имущества, не оправданное военной необходимостью и осуществляемое незаконно и необоснованно
- незаконная депортация , перевод или заключение под стражу .
Страны, являющиеся участниками этих договоров, должны принять и обеспечить соблюдение законодательства, предусматривающего наказание за любое из этих преступлений. Государства также обязаны разыскивать лиц, предположительно совершивших эти преступления, или лиц, отдавших приказ о их совершении , и предавать их суду независимо от их гражданства и независимо от места совершения преступлений.
Принцип универсальной юрисдикции также применяется к обеспечению соблюдения серьезных нарушений, когда Совет Безопасности Организации Объединенных Наций утверждает свои полномочия и юрисдикцию в соответствии с Уставом ООН на применение универсальной юрисдикции. СБ ООН сделал это , когда они создали Международный уголовный трибунал по Руанде и Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии по расследованию и / или осуществлять судебное преследование предполагаемых нарушений.
Право на справедливое судебное разбирательство при отсутствии заявлений о преступлении
Солдаты, как военнопленные, не будут подвергнуты судебному разбирательству, если не будет сделано обвинение в военном преступлении. Согласно статье 43 Конвенций 1949 года, солдаты нанимаются для военной службы; участие в вооруженном конфликте законно и не является серьезным нарушением. Если солдат арестован воюющими силами, он считается «законным комбатантом» и получает статус военнопленного под протекторатом до прекращения конфликта. Закон о правах человека применяется к любому заключенному, включая право на справедливое судебное разбирательство. Обвинения могут быть предъявлены вражескому военнопленному только после справедливого судебного разбирательства, но первоначальное обвиняемое преступление должно быть явным нарушением соглашений, более серьезным, чем просто драка против похитителя в бою. В противном случае в соответствии с законодательством о правах человека в отношении захваченного в плен солдата не будет проводиться никакого судебного разбирательства. Этот элемент конвенции был запутан во время прошлых инцидентов задержания американских солдат в Северном Вьетнаме, когда режим пытался судить всех заключенных солдат в суде за совершение серьезных нарушений, ошибочно полагая, что их единственное существование в качестве врагов государства нарушило международное право.
Откуда обычные солдаты узнают о правилах? Или в ответе только генералы?
Солдаты «Лейбштандарта СС Адольф Гитлер» в Лихтерфельде. Берлин, 1935 год
Здесь лучше начать с ответа на второй вопрос — про ответственность. За нарушения Женевских конвенций отвечают и те, кто отдавал преступный приказ, и те, кто его сознательно исполнял.
Безусловно, военные, которым отдают преступный приказ, находятся перед тяжелым выбором: нарушить присягу или закон. Чем выше в государстве уважение к праву в целом, тем лучше соблюдается и международное гуманитарное право.
Широко известен пример австралийских летчиков, десятки раз отказавшихся исполнять приказы командования в 2004 году в Ираке: если пилоты сомневались, что атакуют законную цель, они не выпускали ракеты или даже уничтожали уже выпущенные. К слову, это еще одна иллюстрация, что гуманитарное право работает.
Международное гуманитарное право изучают в академиях и на службе. Соответствующие правила внесены в воинские уставы. Во многих странах с этими правилами знакомят не только военных, но и медицинский персонал, военных корреспондентов, а в идеальном случае — каждого школьника.
Но нужно понимать, что гуманитарное право не какая-то хитрая наука. Многие его нормы устроены так, что понятны каждому человеку: убивать пленных, грабить и насиловать плохо. И зачастую людей сдерживают общие представления о добре и зле.
Наследие
Хотя методы ведения войны кардинально изменились после Женевских конвенций 1949 года, они по-прежнему считаются краеугольным камнем современного международного гуманитарного права . Они защищают комбатантов, оказавшихся вне боя , и защищают мирных жителей, оказавшихся в зоне боевых действий. Эти договоры вступили в силу во всех недавних международных вооруженных конфликтах, включая войну в Афганистане , вторжение в Ирак в 2003 г. , вторжение в Чечню (1994 г. — настоящее время) и российско-грузинскую войну . Женевские конвенции также защищают тех, кто пострадал в результате немеждународных вооруженных конфликтов, таких как гражданская война в Сирии .
Границы между комбатантами и гражданскими лицами стираются, когда действующими лицами не являются исключительно Высокие Договаривающиеся Стороны (ВДП). После распада Советского Союза HCP часто сталкивается с негосударственным субъектом, как утверждал генерал Уэсли Кларк в 2007 году. Примеры такого конфликта включают гражданскую войну в Шри-Ланке, гражданскую войну в Судане и вооруженный конфликт в Колумбии. , а также большинство военных действий США с 2000 года.
Некоторые ученые считают, что Общая статья 3 касается этих ситуаций, дополненная Протоколом II (1977 г.). Они устанавливают минимальные правовые стандарты, которые необходимо соблюдать при внутренних конфликтах. Международные трибуналы, в частности Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), разъяснили международное право в этой области. В решении по делу Обвинитель против Душко Тадича 1999 года МТБЮ постановил, что серьезные нарушения применимы не только к международным конфликтам, но и к внутренним вооруженным конфликтам. Кроме того, эти положения считаются обычным международным правом .
Полемика возникла над США обозначением нерегулярных противников как «незаконное вражеских комбатантов » (см также незаконное комбатанта ), особенно в Скот судебных актов за Гуантанамо — Бей Бриг объекта Хамди против Рамсфелда , Хамдан против Рамсфелда и Расул против Буша , и позднее Бумедьен против Буша . Президент Джордж Буш при помощи генеральных прокуроров Джона Эшкрофта и Альберто Гонсалеса и генерала Кейта Б. Александера заявил о своих полномочиях в качестве главнокомандующего вооруженными силами определять, что любое лицо, включая американского гражданина, подозреваемого быть членом, агентом или сообщником Аль-Каиды , Талибана или, возможно, любой другой террористической организации, является «комбатантом противника», который может содержаться под стражей в вооруженных силах США до окончания боевых действий в соответствии с международным правом войны.
Применение Женевских конвенций к конфликту 2014 года в Украине (Крым) представляет собой серьезную проблему, поскольку часть личного состава, участвовавшего в боевых действиях против украинцев, не опознавалась по знакам отличия, хотя они носили форму военного образца. Виды поведения, квалифицируемые как вероломство согласно доктрине jus in bello , перечислены в статьях 37–39 Женевской конвенции; запрет на поддельные знаки различия перечислен в статье 39.2, но закон ничего не говорит о полном отсутствии знаков различия. Статус военнопленных, захваченных в этом случае, остается под вопросом.
Образовательные учреждения и организации, включая Гарвардский университет , Международный комитет Красного Креста и Еврейский учебный институт Рора, используют Женевскую конвенцию в качестве основного текста при расследовании пыток и войн.
Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны
Принята 12 августа 1949 года Дипломатической конференцией для составления
международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве
с 21 апреля по 12 августа 1949 года
Раздел III.
Статус покровительствуемых лиц и обращение с ними
Часть I.
Положения, общие для территорий сторон, нходящихся в конфликте, и для оккупированных территорий
Статья 27
Покровительствуемые лица имеют право при любых обстоятельствах на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. С ними будут всегда обращаться гуманно, и, в частности, они будут охраняться от любых актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы.
Женщины будут специально охраняться от всяких покушений на их честь, и в частности от изнасилования, принуждения к проституции или любой другой формы покушений на их нравственность.
С учетом положений, касающихся состояния здоровья, возраста и пола, состоящая в конфликте сторона, во власти которой находятся покровительствуемые лица, будет со всеми ими обращаться одинаково, без какой-либо дискриминации, в частности по причинам расы, религии или политических убеждений.
Однако в отношении этих лиц стороны, находящиеся в конфликте, могут принимать такие меры контроля или меры обеспечения безопасности, которые могут оказаться необходимыми вследствие войны.
Статья 28
Присутствие покровительствуемого лица в каких-либо пунктах или районах не может быть использовано для защиты этих мест от военных операций.
Статья 29
Находящаяся в конфликте сторона, во власти которой находятся покровительствуемые лица, ответственна за обращение своих представителей с покровительствуемыми лицами, причем это не снимает личной ответственности с этих представителей.
Статья 30
Покровительствуемым лицам будут даны все возможности обращаться к державам-покровительницам, к Международному комитету Красного Креста, к национальному Обществу Красного Креста (Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца) страны, в которой они находятся, а также к любой организации, которая может оказать им помощь.
Власти предоставят этим различным организациям все возможности для этого в пределах, допускаемых военными требованиями или соображениями безопасности.
Помимо посещений делегатов держав-покровительниц и Международного комитета Красного Креста, предусмотренных в статье 143, державы, во власти которых находятся покровительствуемые лица, или оккупирующие державы будут способствовать, насколько это возможно, посещениям покровительствуемых лиц представителями других организаций, целью которых является оказание духовной или материальной помощи покровительствуемым лицам.
Статья 31
Никакие меры принуждения ни физического, ни морального порядка не должны применяться к покровительствуемым лицам, в частности, с целью получения от них или от третьих лиц сведений.
Статья 32
Высокие Договаривающиеся Стороны специально соглашаются о том, что им запрещается принятие каких-либо мер, могущих причинить физическое страдание или привести к уничтожению покровительствуемых лиц, находящихся в их власти. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья и медицинские или научные опыты, которые не вызываются необходимостью врачебного лечения покровительствуемого лица, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны представителей гражданских или военных властей.
Статья 33
Ни одно покровительствуемое лицо не может быть наказано за правонарушение, совершенное не им лично. Коллективные наказания, так же как и всякие меры запугивания или террора запрещены.
Ограбление воспрещается.
Репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества воспрещаются.
Новые испытания
Искусственный интеллект и автономные системы оружия, такие как военные роботы и кибероружие, создают проблемы в создании, толковании и применении законов вооруженных конфликтов. Сложность этих новых задач, а также скорость их разработки усложняют применение Конвенций, которые не обновлялись долгое время. Эту проблему усугубляет очень медленная скорость процесса разработки новых договоров, касающихся новых форм войны, и определения согласованных толкований существующих, а это означает, что к тому времени, когда решение может быть принято, вооруженный конфликт, возможно, уже закончится. эволюционировали таким образом, что изменения устарели.
Женевские конвенции до 1949 г.
Конвенция 1864 г.
Исходный документ, отдельная страница в PDF, 1864 г.
Первая Женевская конвенция, проходящая 22 августа 1864 г., родился из желания улучшить участь раненых на поле боя. Его происхождение тесно связано с происхождением Красного Креста . Оба созданы по инициативе женевца Анри Дюнана , возмущенного печальной судьбой раненых после битвы при Сольферино (1859 г.).
В августе 1864 года конвенцию подписали двенадцать европейских государств: Великое герцогство Баден , Бельгия , Дания , Испания , Франция , Великое герцогство Гессен , Италия , Нидерланды , Португалия , Королевство Пруссия , Швейцария и Королевство. Вюртемберга . Норвегия и Швеция будут добавлены в декабре. Это официальное рождение международного гуманитарного права .
Конвенция защищает раненых сотрудников по оказанию помощи: согласно условиям статьи 1 «машины скорой помощи и военные госпитали признаются нейтральными и как таковые находятся под защитой и уважением воюющих сторон». Отличительный знак — красный крест на белом фоне — позволяет различать людей, идущих на помощь раненым.
Конвенции 1906 и 1929 гг.
В 1906 и 1907 годах было созвано новое собрание. Он пересматривает протоколы, опубликованные в 1899 году, и принимает новые. Следующая конференция не может быть созвана в назначенный срок из-за начала Первой мировой войны . В июле 1929 г
была проведена новая конференция , на которой, помимо пересмотра протоколов 1906 г., особое внимание уделялось проблеме военнопленных.
Женевские конвенции сегодня
Некоторые критики предположили, что конвенции, которые применяются только к международным вооруженным конфликтам (за исключением статьи 3, общей для четырех конвенций, которая также охватывает немеждународные вооруженные конфликты), больше не подходят для современной войны, в которой участвуют регулярные армии. против вооруженных групп, в то время как большинство конфликтов происходит внутри государств, а не между ними. Сторонники договоров, в том числе Международный комитет Красного Креста, утверждают, что правила по-прежнему актуальны и что конвенции вместе с дополнительными протоколами к ним по-прежнему обеспечивают наилучшую имеющуюся основу для защиты гражданских лиц и тех, кто не воюет. Конвенции были дополнены дополнительными протоколами и важными нормами, разработанными в обычном международном гуманитарном праве, что еще больше усилило защиту гражданских лиц, особенно в немеждународных вооруженных конфликтах.
12 ноября 2019 года Россия вышла из статьи 90 Первого дополнительного протокола к Женевским конвенциям, утвержденного Верховным Советом Советского Союза 4 августа 1989 года. Эта статья позволяет Международной гуманитарной комиссии устанавливать факты расследования совершенных военных преступлений. против гражданских лиц государством-участником. Однако, по оценке России, «риски злоупотребления Комиссией властью в политических целях со стороны недобросовестных государств [] значительно возросли». «Другими словами, — объясняет Ла Круа , — Кремль опасается быть выделенным или даже привлеченным к ответственности за возможные нарушения гуманитарного права на поле боя, где присутствуют его солдаты . По тем же причинам ни Соединенные Штаты, ни Китай, ни Франция из числа пяти постоянных членов Совета Безопасности не присоединились к Международной гуманитарной комиссии по установлению фактов. «
Часть I. Общие положения
Стороны ЖК I – IV и PI – III |
Стороны ЖК I – IV и PI – II |
Стороны ЖК I – IV, PI и III |
Стороны ЖК I – IV и PI |
Стороны ЖК I – IV и P III |
Стороны ЖК I – IV и отсутствие P |
Это устанавливает общие параметры GCIV:
Статья 2: Применение Конвенции
В статье 2 говорится, что подписавшие стороны связаны конвенцией как во время войны, вооруженных конфликтов, где война не была объявлена , так и при оккупации территории другой страны.
- В дополнение к положениям, которые будут применяться в мирное время, настоящая Конвенция будет применяться ко всем случаям объявленной войны или любого другого вооруженного конфликта, который может возникнуть между двумя или более Высокими Договаривающимися Сторонами, даже если состояние войны не узнал один из них.
Сфера применения статьи 2 широка:
- Хотя одна из находящихся в конфликте Держав не может быть стороной настоящей Конвенции, Державы, участвующие в ней, останутся связанными ею в своих взаимоотношениях.
В комментарии к статье Жан Пикте пишет:
- Они все меньше и меньше рассматриваются как контракты, заключаемые на основе взаимности в национальных интересах сторон, и все больше и больше как торжественное подтверждение принципов, уважаемых ради них самих, серия безусловных обязательств по часть каждой из Договаривающихся сторон «по отношению» к другим.
Статья 3: Конфликты немеждународного характера
В статье 3 говорится, что даже там, где нет конфликта международного характера, стороны должны как минимум соблюдать минимальные меры защиты, описанные как: некомбатанты , военнослужащие, сложившие оружие, и комбатанты , вышедшие из строя. (вне боя) из-за ран , задержания или по любой другой причине при любых обстоятельствах следует обращаться гуманно , со следующими запретами:
- а) насилие над жизнью и личностью, в частности, убийства всех видов, нанесение увечий , жестокое обращение и пытки ;
- (б) захват заложников ;
- (c) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее достоинство обращение;
- d) вынесение приговоров и приведение в исполнение приговоров без предварительного приговора, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, с предоставлением всех судебных гарантий, которые признаны необходимыми цивилизованными народами.
Статья 4: Определение лиц, пользующихся защитой
Статья 4 определяет, кто является защищаемым лицом :
- Лица, защищаемые Конвенцией, — это те, кто в данный момент и каким бы то ни было образом оказывается, в случае конфликта или оккупации, в руках стороны в конфликте или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются.
Он прямо исключает «граждан государства, не связанного Конвенцией», а также граждан нейтрального государства или союзного государства, если это государство поддерживает нормальные дипломатические отношения «внутри государства, в руках которого они находятся».
В ряде статей указывается, как державы- охранники , МККК и другие гуманитарные организации могут помочь защищаемым лицам .
Определение защищаемого лица в этой статье, возможно, является самой важной статьей в этом разделе, поскольку многие из статей остальной части ЖКIV применимы только к защищаемым лицам .
Статья 5: отступления
В статье 5 предусматривается приостановление действия прав лиц по Конвенции на время, пока это «наносит ущерб безопасности такого государства», хотя «с такими лицами, тем не менее, должны обращаться гуманно и в случае суда они не должны быть лишенным права на справедливое и регулярное судебное разбирательство, предусмотренное настоящей Конвенцией «.
Согласно распространенному толкованию статьи 5, ее сфера действия очень ограничена. Отступление распространяется только на лиц, «подозреваемых в совершении определенных действий» или «участвующих в деятельности, направленной против безопасности государства». Во втором абзаце статьи упоминается «шпион или диверсант».
А ядерное оружие запрещено международным гуманитарным правом?
Взрыв водородной бомбы «Майк» в рамках операции «Плющ» ВС США на атолле Эниветок. 1952 год
Применение ядерного оружия подпадает под безусловный запрет международного гуманитарного права, потому что это оружие нельзя направить только на воюющих и военные объекты: оно неизбирательно. Кроме того, ядерное оружие причиняет чрезмерные страдания. Но позиции государств разнятся, и поэтому полностью ядерное оружие не запрещено до сих пор. Полный запрет означал бы, что нельзя не только применять ядерное оружие, но и разрабатывать его, испытывать, хранить, приобретать и перевозить.
Соответствующий договор разработан (Договор о запрещении ядерного оружия), его торжественно подписали 26 сентября 2019 года в Нью-Йорке. Но государства с ядерным арсеналом договор не поддержали.