Доклад на тему: «международное гуманитарное право»

Международный уголовный суд

Для того, чтобы не создавать отдельный трибунал для каждого конфликта, в 1998 году было решено создать Международный уголовный суд, в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция. В 2002 году договор о его создании вступил в силу, однако многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его. Более того, США заключили со многими странами двусторонние соглашения о невыдаче американских граждан Международному уголовному суду (зачастую такие договоры содержали также встречное обязательство со стороны Соединённых Штатов не выдавать граждан второго государства).

Название Обновлен Размер

Презентация.pdf

26 января 2020 3 МБ

Скелет.pdf

26 января 2020 64 КБ

Важные принципы

С правами людей связь имеют принципы:

  1. Человек наделен правом, чтобы его права и юридические гарантии, принятые в обществе, признавались на законодательном уровне. Люди не могут отказываться от прав, даваемых гуманитарными конвенциями.
  2. Любой индивид имеет право на уважение уникальных обычаев, жизни, убеждений, ценностей, семьи, чести, психологической и физической неприкосновенности.
  3. Гражданские лица не могут лишаться собственности при помощи незаконных методов. Оккупанты не являются владельцами гражданских объектов и только распоряжаются имуществом, которое было захвачено. Перед оккупантами стоит обязанность принимать меры по сохранению любого имущества, захваченного во время войны.
  4. Строго запрещено антигуманное наказание, которое является унизительным для человека, и пытки. Нельзя захватывать заложников, наказывать группы людей, проводить репрессалии, нападать на гражданских лиц и объекты правилами гуманитарного права.

МГП и международное право прав человека

Ряд ученых при формулировании определения МГП исходят из смысла, вкладываемого в понятие «гуманитарный»: «относящийся к человеку и его культуре; обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека» <1>. Поэтому такие авторы под МГП понимают совокупность международно-правовых норм, устанавливающих режим прав и свобод человека как в период вооруженных конфликтов (далее — ВК), так и в мирное время. Этой точки зрения придерживаются Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов <2>, А.Я. Сухарев <3> и О.Ю. Смольников <4>. В частности, Г.В. Игнатенко считал, что «МГП представляет собой совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества стандарты прав и свобод человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод, при этом данная отрасль включает в себя нормы трех видов: правила, действующие в мирное время (определенные отступления предполагаются во время чрезвычайных ситуаций); нормы, предназначенные для ВК, с целью их максимально возможной гуманизации; нормы, применение которых возможно в любых ситуациях» <5>. Таким образом, по мнению Г.В. Игнатенко, нормы, регулирующие поведение государств и индивидов во время ВК, — это лишь часть МГП. Сейчас этой точки зрения придерживается А.Я. Капустин, он даже предлагает ввести специальный термин — «МГП, применяемое в условиях ВК» <6>.

<1> Русинова В.Н. Указ. соч. С. 22.<2> Международное право / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. С. 497.<3> Сухарев А.Я. Современные войны: гуманитарные проблемы. М., 1988. С. XIV.<4> Смольников О.Ю., Шапочка А.Г. Красный Крест и международное гуманитарное право в современном мире. М., 1989. С. 9.<5> Международное право / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. С. 497.<6> Капустин А.Я. Международное гуманитарное право. М., 2009. С. 11.

Соотношение международного права прав человека (далее — МППЧ) и МГП — предмет острых дискуссий в МП. Как правило, выделяют три подхода к решению этого вопроса: интеграционистский, состоящий в объединении этих отраслей в одну общую отрасль; сепаратистский, основанный на идее параллельного существования двух совершенно различных отраслей МП; взаимодополняющий, суть которого заключается в том, что МППЧ и МГП признаются разными отраслями, но при этом не отрицается их тесная связь друг с другом <1>. Как отмечает В.А. Карташкин, в последнее время третья точка зрения получает все большее признание как в науке, так и в практике международных отношений <2>.

<1> Русинова В.Н. Указ. соч. С. 22 — 23.<2> Карташкин В.А. Права человека и международное гуманитарное право // Юрист-международник. 2006. N 2; СПС «Гарант».

Исторические аспекты

Международное гуманитарное право отличается продолжительной историей, уходящей собственными корнями в давние устои цивилизаций, которые были на Земле много тысячелетий назад

Также во внимание берутся религиозные традиции наций – во все времена военные действия производились с учетом конкретных обычаев

Гуманитарное право отличается универсальной кодификацией, начавшейся еще в XIX столетии. С того времени страны согласовали определенные практические правила, которые основываются на горьком опыте войн, ведущихся в последние века. Соблюдение правил дает возможность нахождения тонкого баланса непосредственно между военными нуждами стран и различными гуманитарными потребностями.

Международное сообщество постоянно растет и развивается. Огромное количество государств участвует в развитии специальных правил. Сегодня гуманитарное право международного формата – это набор правовых норм, которые являются универсальными.

Подходы к трактовке МГП

В доктрине МП выделяют узкий и широкий подходы к трактовке МГП <1>. В рамках узкого подхода признается, что МГП регулирует деятельность государств только в период вооруженных конфликтов <2>. Такого мнения придерживается большая часть российских и иностранных ученых (Д.Б. Левин, К. Ипсен, Х.-П. Гассер, Х. фон Хайнегг, И.И. Лукашук и др. <3>). Приверженцы широкого подхода (Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов <4>, И.П. Блищенко <5> и др.) включают в понятие МГП иные институты, подотрасли и отрасли МП (например, международное право прав человека, право международной безопасности, международное уголовное право).

<1> Русинова В.Н. Указ. соч. С. 19 — 21.<2> Международное право: Учеб. для бакалавров / Под ред. А.Н. Вылегжанина. М., 2012. С. 582.<3> Обзор мнений ученых см.: Русинова В.Н. Указ. соч.<4> Международное право: Учеб. / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. М., 2007. С. 497.<5> Блищенко И.П. Обычное оружие и международное право. М., 1984. С. 75.

Каковы причины такого отрицательного отношения к МГП?

За последние десятилетия МГП развивалось очень бурно: принимались новые международные договоры, накоплена богатейшая международная и внутригосударственная судебная практика, вооруженные силы во многих странах начали обучать своих военнослужащих МГП и т.д. Одновременно с этим широкая общественность получает всё больше информации о вооруженных конфликтах по всему миру. Все эти изменения являются замечательным достижением и отражают растущую осведомленность о международном гуманитарном праве и интерес к нему.

Несмотря на эти очевидные успехи, четкое понимание разницы между неизбежно трагическими последствиями войны и нарушениями ее законов нередко отсутствует. Война по самой своей природе — разрушительное явление. Но цель МГП не в том, чтобы прекратить войны. Это задача другой отрасли права, закрепленной в Уставе ООН. Исполнение ее положений — дело международного сообщества.

…главная задача МГП — установить ограничения на действия во время войны и смягчить разрушительные последствия конфликтов.

 В действительности главная задача МГП — установить ограничения на действия во время войны и смягчить разрушительные последствия конфликтов, насколько это возможно. Поэтому его главная цель отличается от цели международного права прав человека. Тем не менее, иногда сложно объяснить специфику и тонкости МГП, особенно тем, кто не очень хорошо знаком с этой отраслью права или историей ее создания. Например, как может гибель людей быть частью «юридически приемлемого» сопутствующего ущерба, если убийство — это неприемлемый для человека поступок?

СМИ, а также международные и неправительственные организации регулярно сообщают о нарушениях МГП, привлекают внимание широкой общественности к длинным спискам злодеяний. Такое повышенное внимание к негативу едва ли означает, что МГП утратило актуальность

Скорее, оно отчасти вызвано раздражением в связи с тем, что международные механизмы не могут обеспечить мирного урегулирования существующих конфликтов.

Однако у тех, кто ставит актуальность МГП под сомнение, подобные списки нарушений лишь подкрепляют уже существующую предвзятость и воспринимаются как подтверждающие их точку зрения. Тех же, кто ожидает от МГП многого, подобное отношение обескураживает. И те, и другие в результате видят МГП воспринимают МГП негативно. Таким образом, как отмечают Марко Сассоли и Иветта Иссар, существует противоречие между заслуживающими высокой оценки изменениями права, обещаниями, которые оно в содержит и тем, что оно дает на практике.

Нормализация нарушений может обернуться катастрофой для людей, страдающих от вооруженных конфликтов.

Такое негативное видение МГП может привести к трагическим последствиям. Если все решат, что МГП нарушают все, возникнет серьезная опасность того, что такое поведение станет восприниматься как норма. Нормализация нарушений может обернуться катастрофой для людей, страдающих от вооруженных конфликтов.

Международные соглашения для регулирования прав людей

  • Акты с нормативами и принципами, относящимися к правами людей в условиях мира. Речь идет о таких документах, как Пакт о правах человека, Всеобщая декларация прав человека и некоторых прочих важных документах.
  • Международная документация, регламентирующая ответственность за нарушения прав людей преступным способом во время военных конфликтов и в мирное время. В эту категорию входят приговоры Международных военных трибуналов в Токио, Нюрнберге, приговоры, которые были вынесены Международными военными трибуналами, Конвенция относительно неприменимости срока давности к различным военным преступлениям, которые были совершены в отношении конкретных индивидов и человечества в целом. Конвенция относительно пресечения преступления апартеида, а также наказания за него, Кодекс преступлений различного рода против безопасности людей.
  • Международные Конвенции, в которых прописываются положения относительно защиты прав людей во время военных конфликтов.

Женевская конференции проходила в 2005 году. На ней утвердили новую эмблему гуманитарных общественных собраний международного уровня – Красный кристалл. Логотип выглядит таким образом: на белом фоне нарисован квадрат красного цвета.

Право

  • 15 сложных планов по блоку «Право»
  • Базовые термины по праву, которые проверяют на экзамене
  • Система и отрасли российского права
  • Права, свободы и обязанности человека

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Нормы и функции международного гуманитарного права

Значительное количество норм международного гуманитарного права применяется исключительно во время военных действий. Это объясняется тем, что они регулируют отношения между воюющими сторонами, которые находятся в конфликте.

Формирование норм международного гуманитарного права происходит преимущественно не на основе полученного опыта государств в период вооруженных конфликтов, а на основании заключаемых договоров между ними, а также на основе резолюций международных организаций.

Процесс формирования норм начинается с момента принятия конвенции, в редких случаях – с момента принятия резолюций международной организацией. Следующий этап – это признание государствами и международными организациями соответствующих правил нормами международного публичного права.

Действие норм международного гуманитарного права распространяется и на международные вооруженные конфликты – это вооруженные столкновения конфликтующих государств, и на вооруженные конфликты немеждународного характера – это противоборство между правительственными силами, с одной стороны, и антиправительственными вооруженными формированиями – с другой. Как правило, вооруженные конфликты немеждународного характера происходят внутри самого государства и не выходят за его пределы.

Основные нормы международного гуманитарного права содержатся в международных соглашениях, к которым относятся:

1) Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

2) Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

3) Женевская конвенция от 1949 г. об обращении с военнопленными;

4) Женевская конвенция от 1949 г. о защите гражданского населения во время войны;

5) Дополнительный протокол от 1977 г. к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;

6) Дополнительный протокол от 1977 г. к Женевским конвенциям, касающимся жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера;

7) Гаагская конвенция от 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта;

8) Конвенция от 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду;

9) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия.

Функция международного гуманитарного права – это внешнее проявление своих свойств. Выделяют:

1) организационно-управленческую функцию. Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженного конфликта, основывается на интересах, согласованных между государствами, для достижения цели, связанной с защитой от последствий войны, помимо этого, в условиях неэффективности внутренней правовой системы для решения этой задачи. Отсюда следует вывод, что в указанных условиях эта отрасль выполняет организационно-управленческую функцию;

2) превентивную функцию. Содержание данной функции состоит в ограничении суверенитета государств – участников вооруженных конфликтов в отношении применения ими определенных средств, способов и методов ведения военных действий;

3) правовую функцию. Роль данной функция заключается в регулировании международных гуманитарных отношений, в разработке новых норм, в толковании положений, которые действуют;

4) защитную функцию.

Иными словами, это функция безопасности, которая обязана предоставлять покровительство различным категориям людей и объектов. Кроме этого, защитная функция помогает международному гуманитарному праву претендовать на то, чтобы стать первым сводом международно-правовых норм, которые предназначены для защиты человека в период вооруженного конфликта.

Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям

В течение двух десятилетий после принятия Женевских конвенций в мире наблюдалось увеличение числа немеждународных вооруженных конфликтов и национально-освободительных войн. В ответ на это в 1977 г. были приняты два Дополнительных протокола к четырем Женевским конвенциям 1949 г. Они усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов и налагают ограничения на средства и методы ведения войны. Протокол II стал первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.В 2007 г. был принят третий Дополнительный протокол , который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл, обладающую тем же международным статусом, что и эмблемы красного креста и красного полумесяца.

  • Дополнительный протокол I – международные конфликты
  • Дополнительный протокол II — немеждународные конфликты
  • Дополнительный протокол III – дополнительная отличительная эмблема

Основные нормы

Рассмотрим основные нормы, закрепленные в международном гуманитарном праве.

Запрет использования многих видов оружия (яды, снарядов большого веса, зажигательные)

К запрещенным видам оружия относятся:

  1. Боеприпасы массой до 400 грамм, способные разрываться.
  2. Химическое и биологическое оружие.
  3. Кассетные боеприпасы.
  4. Пули, сплющивающиеся в теле человека.
  5. Оружие, которое порождает осколки, которые не видно на рентгене.
  6. Противопехотные мины.

Статус оружия, действие которого ограничено, имеет:

  1. Зажигательное оружие и боеприпасы.
  2. Лазерное оружие, используемое для ослепления людей.

Международное гуманитарное право выступает за мирное разрешение международных споров. В тех случаях, когда вооруженного конфликта не избежать, должны соблюдаться правила начала военных действий. Согласно положениям III Гаагской конвенции 1907 года, началу войны должно предшествовать:

  • предупреждение о начале боевых действий с обоснованным объявлением войны;
  • ультиматум с условным объявлением войны.

Нейтральные державы также должны быть заранее уведомлены о начале военных действий.

Примечание

Нормы международного гуманитарного права необходимо соблюдать в случае любых военных действий, в том числе и тех, что начаты без официального объявления войны.

Законы и обычаи сухопутной и морской войны, правила нейтралитета при их ведении

Согласно IV Гаагской конвенции 1907 года и дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 года, во время военных действий запрещено:

  • использование ядов;
  • применение отравленного оружия;
  • убийство и ранение противника, который сдался;
  • формулировка приказов не оставлять никого в живых;
  • использование оружия и боеприпасов из запрещенного списка;
  • использование не по назначению флага перемирия, национальных флагов и других знаков и эмблем, в том числе и тех, что определены в Женевской конвенции;
  • уничтожение и конфискация собственности врага, за исключением случаев, обусловленных военной необходимостью;
  • нанесение ударов по незащищенным населенным пунктам и зданиям;
  • лишение прав граждан вражеского государства;
  • использование граждан страны-противника против их страны;
  • бомбежка медицинских и образовательных зданий, исторических и культурных памятников;
  • грабеж и мародерство.

Определение

Нейтралитет — это правовая позиция государства, при которой страна не предпринимает действий, способствующих ее вовлечению в международный военный конфликт.

Права и обязанности нейтральных государств закреплены в V Гаагской конвенции 1907 года:

  1. Территория нейтральных стран считается неприкосновенной, ее запрещено использовать для перемещения войск и грузов, вербовки людей. 
  2. При обнаружении на своей территории войск воюющих сторон, нейтральное государство должно их интернировать на территории, которые находятся как можно дальше военных действий.
  3. При обнаружении на своей территории бежавших военнопленных, нейтральное государство обязано их освободить.

Условия морской войны в Женевской конвенции 1864 года

В Женевской конвенции 1864 года речь шла о сухопутной войне, после 1866 года Италия предложила распространить действие Женевской конвенции и на морские военные действия. В октябре 1868 года в Женеве прошла 2-я конференция, на которой было разработано 15 дополнительных статей, но она не была принята государствами.

Позже этот вопрос поднимался снова в разные годы, но распространение Женевской конвенции на морскую войну было принято только Гаагской конференцией 1899 года в 3-ей конвенции и 2-й Гаагской конференцией 1907 года в 10-й конвенции. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector