Законно ли видеонаблюдение на рабочем месте?

Содержание:

Общие положения закона о видеосъемке в общественных местах

Ситуация такова, что в российском законодательстве нет самостоятельного акта, посвященного запрету на видеосъемку. Пребывая в людных местах, граждане должны осознавать, что они могут оказаться в объективе видеокамеры каждую секунду, и это не будет считаться нарушением их права на частную жизнь. Но то, что закон о запрете видеосъемки без согласия или ее разрешение не оформлены отдельно, не означает, что в законодательном своде нет других инструментов для регламента этого процесса. На текущий момент операторы-любители или фотографы могут прибегать к статье 29 Конституции РФ, в которой сказано, что каждое лицо может изготавливать и добывать информацию с помощью подручных средств в любых местах массового скопления людей.

Еще одним актом, регулирующим положения о видеосъемке в местах публичного пользования, можно считать Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» N 149-ФЗ (27.07.2006). Последняя редакция данного закона была произведена 25.11.2017. В п. 1 ст. 7 закона указано, что информация, не имеющая ограничения к их доступу, имеет статус общедоступной. Это, как подчеркивается в пункте 2, дает право любым лицам свободно использовать такие сведения, соблюдая соответствующие ограничения. Препятствие съемке и непосредственно физическая агрессия по отношению к ее инициатору будут восприняты как нарушение правопорядка.

Когда допустима видеосъемка должностных лиц?

Случаются ситуации, когда рядовые граждане пытаются запечатлеть на видео сотрудников государственных служб. В частности, мотивом может быть превышение служебных полномочий, некорректное поведение, нарушение прав гражданского лица или любые другие причины. Часто рядовые граждане опасаются того, что за действия такого рода они сами могут привлекаться к ответственности. Однако реального повода для опасений нет: установлено, что должностное лицо не может препятствовать видеосъемке с его участием в месте общественного пользования. Применение силы к лицу, проводящему съемку, считается самоуправством и может быть зафиксировано как административное правонарушение в соответствии со статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации АП.

Если при подобных действиях инициатору видеосъемки был причинен вред, то нарушителя можно привлечь к уголовной ответственности по статье 330 Уголовного Кодекса. К тому же, если инициатор пытался запечатлеть совершение должностным лицом какого-либо правонарушения, то препятствие видеосъемке может рассматриваться как незаконное вмешательство в ход следствия. Этот тезис отображен в ст. 3 ФЗ 273 «О противодействии коррупции».

Еще одним законодательным актом, подтверждающим право граждан проводить видеосъемку должностных лиц при исполнении, можно считать Указ Президента РФ №2234 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (31.12.1993). Согласно п.3 данного закона, деятельность должностных лиц и государственных институтов власти, госпредприятий и заведений подчиняется принципам открытости в вопросах информации. Ситуация касательно проведения видеосъемки сотрудников МВД и ГИБДД отображена в ФЗ 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Закон подтверждает, что представители данных служб не могут возражать против записывания аудио-, фото- и видеоматериалов водителями и пассажирами автомобилей и пешеходами.

Содержание закона о видеосъемке физических лиц

Любой гражданин, посещающий публичные места, может быть запечатлен на камерах наблюдения или в ходе другого съемочного процесса. Его личное согласие на это не требуется. Конституция РФ разрешает проведение съемки в местах общественного назначения, будь то любительская или профессиональная видеосъемка. Выступать авторами видео могут как представители СМИ, так и обычные граждане (закон о СМИ здесь:). Нельзя считать нарушением права на частную жизнь видео- и фотоматериалы, полученные в ходе съемки в публичных местах. Автор съемки, изготовивший и опубликовавший фото или видео без разрешения запечатленных на них лиц, не понесет ответственность перед лицом закона. К нему не будут применены меры закона и в том случае, если съемка проводилась в целях причинить моральный ущерб лицу, запечатленном на видео. Доказать последнее будет крайне трудно.

Не накладывается вето на съемку в учреждениях культурного назначения и посещающих их лиц, если она не проводится с целью получения коммерческой выгоды. Фотографирование и видеосъемка несовершеннолетних в общественном месте не являются запрещенными законом.

Законны ли треноги?

В ведении ГИБДД находятся только стационарные комплексы видеофиксации нарушений ПДД, которые устанавливает Центр безопасности движения РФ. Это камеры на жесткой опоре типа «Рапира», «Арена», «Крис», «Стрелка», смонтированные над проезжей частью дорог на участках дороги с высокой аварийности. Они не меняют места расположения, устанавливаются вне зон действия временных знаков, обозначены дорожными знаками «Видеофиксация» (8.23) и передают данные на стационарные посты ДПС, откуда информация стекается в центр обработки административных нарушений ГИБДД. 

Сама Госавтоинспекция установкой видеокамер не занимается — их монтаж и обслуживание находится в ведении региональных администраций, которые постоянно испытывают  дефицит финансовых ресурсов на содержание инфраструктуры дорожной безопасности. Поэтому стационарных камер видеофиксации не хватает, и местные бюджеты решают эту проблему за счет привлечения коммерческих организаций: передают полномочия по установке и обслуживанию видеооборудования частным коммерческим организациям и ИП на правах аутсорсинга. 

Передача функций видеофиксации нарушений ПДД законна: согласно ФЗ №115 «О концессионных соглашениях» органы государственной власти на местах имеют право по договору передать функции видеофиксации  коммерческим инвесторам. Юридические лица и ИП, подписавшие концессионный договор с муниципалитетами, приобретают, устанавливают и обслуживают видеооборудование за свой счет, за что получают право самостоятельно:

  • фиксировать нарушения ПДД;
  • распечатывать и рассылать фото- и видеофиксации нарушителям;
  • организовывать уплату штрафов.

За выполнение этих работ компании получают либо процент от суммы штрафов, либо фиксированную сумму от каждого уплаченного штрафа (решается в каждом регионе индивидуально). ГИБДД контролирует места установки таких видеокамер на дорогах и визирует разрешение на работу для каждого частного установщика.

Частные обслуживающие организации из коммерческих соображений выбирают для установки мобильное видеооборудование (треноги) типа «Сокол-М», «Беркут», «Бинар», «Искра», «Радиус», «Визир». Эти видеокамеры дешевле стационарных комплексов, их местоположение можно быстро менять, на них не распространяется требование по установке знака «Видеофиксация» и действие временных дорожных знаков. Камеры устанавливаются в непосредственной близости от проезжей части и передают информацию на мобильные устройства операторов, которые могут находиться в припаркованном у обочины автомобиле, либо непосредственно в центр обработки данных ГИБДД.

При таких «льготных» условиях установки и эксплуатации камер видеофиксации, задача поддержания и улучшения безопасности дорожного движения находится в самом конце списка приоритетов для коммерческой обслуживающей компании. Многие частные инвесторы видят здесь только хороший заработок и нарушают правила ведения деятельности для увеличения прибыли, создавая массу проблем для автолюбителей.

Законы о несогласованной съемке в других странах

Не только в России действуют запреты на несанкционированную съемку. В других странах тоже есть свои ограничения. И в некоторых случаях они куда серьезнее.

Законы в США

Уровень суровости наказаний за несанкционированную фотосъемку в США просто зашкаливает. Здесь можно оказаться на лавке суда даже за случайное попадание истца в кадр. А за невинное фото достопримечательности вблизи автострады могут и депортировать.

Помимо автострад под строжайшим запертом на любой вид съемки в стране также находятся:

  • объекты федеральной собственности, включая парки, площади, аэропорты и вокзалы;
  • тоннели и мосты;
  • отдельные здания, имеющие статус культурного наследия Америки.

Так, например, на Аляске нельзя будить медведей, чтобы с ними сфотографироваться. А в Вайоминге запрещено снимать кролей. Правда, это ограничение действует не круглый год, а только в период с января по апрель.

Строгие ограничения в ЕС

Не менее остро обстоят дела со съемкой в странах ЕС. А если учесть еще и закон, принятый в 2018 и запрещающий фотографировать или снимать на видео людей без их согласия, то получается, что свежих изображений той же Эйфелевой башни отныне не получить, по крайней мере, не нарушая введенный тремя годами ранее запрет.

Но одними людьми список запретов, конечно же, не исчерпывается. Так, например, законами Англии запрещена съемка в метро и в частных галереях. В Германии под табу попадают даже такие достопримечательности, как Бюст Нефертити и Статуя Усталого Медведя. А во Франции можно схлопотать серьезные неприятности за съемку Святого Грааля.

В Европе со съемкой все гораздо сложнее. Нельзя снимать посторонних людей, что сильно усложняет жизнь туристам, мечтающих о фото на фоне мировых культурных достояний

Правила в других странах СНГ

В странах СНГ в этом плане законы более лояльны. И если говорить обобщенно, то в принципе, дела в бывших союзных республиках обстоят примерно так же, как и в России. То есть там тоже нельзя открывать фотоохоту на конкретных людей, но за случайные попадания в кадр никто не накажет.

Естественно, в каждой стране есть и свои нюансы. Так, например, в Украине запрещена съемка в Киевском метро ввиду трагического опыта с мужчиной, попавшим под колеса состава в момент фотографирования.

Подытожив все вышесказанное, можно сделать выводы о том, что в России, несмотря на отсутствие соответствующего закона, все же нельзя снимать все подряд. Однако если учесть драконовские запреты на съемку в странах Европы и США, то становится очевидно, что в этом вопросе наше правительство проявляет куда большую лояльность.

Фото и видеосъемка в магазине

Торговые объекты относят к местам общего пользования, следовательно, устанавливать любые ограничения касательно запрета на фото и видеосъемку невозможно. Закон предусматривает, что потребитель вправе получать информацию о товарах и услугах любыми законными способами, в том числе и с помощью фотоизображений и видеороликов.

Даже если в магазине (торговом центре) имеются знаки, запрещающие съемку, они не будут законными. При попытках противодействовать пользователю, решившему вести съемку в магазине, действия сотрудников будут попадать под ст.14.8 КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей».

Можно ли фотографировать в магазине товар с ценами

Многие предприниматели настаивают на том, что цены на товар и внешний вид полок магазина относятся к коммерческой тайне, ссылаясь на соответствующий закон. Подобное утверждение не правдиво и вводит пользователей в заблуждение.

Закон устанавливает запрет на съемку продукции с ценами только в том случае, если процесс не происходит в общественном месте.

Чтобы информация приобрела статус коммерческой тайны доступ к ней нужно ограничить. Следовательно, все объекты, находящиеся в общественном доступе (включая ценники) изначально не могут считаться коммерческой тайной.

Если при попытках провести фото или видеосъемку охрана вызывает полицию, их действия носят противозаконный характер. Фотограф вправе попросить прибывших сотрудников защиты правопорядка привлечь нарушителей к ответственности по ст.19.13 КоАП РФ за ложный вызов полиции.

Законен ли монтаж видеокамер?

Нормы, касающиеся именно видеонаблюдения в фирме, отсутствуют. Соответствующие указания содержатся только в нормативных документах. Они обязывают руководителей ряда компаний устанавливать камеры. Особые указания есть в разъяснениях Роскомнадзора. Разъяснения эти основываются на статье 74 ТК РФ, которая устанавливает необходимость получения письменных согласий от работников в случае изменений на рабочем месте. Из нормативных актов можно сделать вывод о том, что установка камер – это изменение технологического свойства. То есть оно требует получения согласия от сотрудников. Об изменениях нужно уведомить работника заблаговременно.

Вопрос: Имеет ли право работодатель прослушивать телефоны своих работников и водить на рабочем месте видеонаблюдение?Посмотреть ответ

Камеры обязательно должны быть установлены в образовательных и медицинских учреждениях. Эта необходимость оговорена ФЗ №323 от 21 ноября 2011 года. Связана она с необходимостью обеспечения пожарной безопасности. Камеры также помогают предупредить террористические акты. В ФЗ №152 от 27 июля 2006 года указано, что при установке видеонаблюдения нужно разместить соответствующие информационные плакаты. Сотрудники должны знать, что их снимают.

ВАЖНО! Работодатель не имеет права привлекать трудящихся к ответственности на основании записей с камер в том случае, если работник выполняет нормы выработки или дневной план

Отслеживать интернет-трафик и читать переписку

Чтобы следить за рабочим оборудованием, согласие сотрудника не нужно. Поэтому можно прослушивать рабочие телефоны и проверять компьютеры. Личную технику прослушивать нельзя, даже если ее используют для работы.

Андрей в рабочее время с рабочего компьютера зашел в личную почту и стал переписываться с подругой. Работодатель увидел это в программе и выписал штраф. Андрей возмущен: нарушена тайна его личной переписки. Но в этой ситуации он неправ — пользоваться рабочим оборудованием в личных целях нельзя.

Если компания не установила строгие правила, работодатель не может просматривать личную переписку.

Ручную проверку трафика проводят редко, обычно в компаниях устанавливают трекеры для отслеживания активности. Такие трекеры хранят историю просмотров, имеют доступ к переписке и могут делать скриншот рабочего стола в любое время. Если во время скриншота в активном окне окажется личная переписка сотрудника, это проблемы сотрудника, работодатель имеет право ее прочитать.

Сотрудник в рабочее время использовал корпоративную почту и личный почтовый ящик. С помощью программ слежения работодатель заметил, что сотрудник разглашает коммерческую тайну, и уволил его. Сотрудник не согласился, пришлось судиться.

Суд принял переписку с личной почты как доказательство и не посчитал это нарушением личных границ.

Где снимать можно?

Конституционные права позволяют не выправлять специальное разрешение на съемку в общественных местах. Где же фотографировать и делать видео можно, чтобы не нарушать закон?

В музее, кинотеатре, на стадионе

В ФЗ54 «О музейном фонде РФ» нет прямо запрета для тех, кто хочет запечатлеть на века музейные экспонаты или собственную персону на фоне экспозиции, поэтому запреты проносить камеру или взимание платы, по сути, незаконны.

Но стоит помнить:

  • съемка со вспышкой способна навредить ценным реликвиям, поэтому запрет на использование подобной аппаратуры вполне оправдан;
  • полученные изображения не могут использоваться для извлечения прибыли, в том числе изготовления сувенирной продукции.

Не будет нарушен и закон об авторских правах, если зритель захочет снять концерт или спортивный матч для личного архива.

В библиотеке

Некоторые студенты, готовясь к занятиям или экзаменам в библиотеке, сталкиваются с запретом на фотографирование книжных (журнальных) страниц. Но статья 1273 ГК в части 4 разрешает свободное воспроизведение книг без согласия автора и выплаты ему вознаграждения, если полученные изображения используются в личных целях.

Переснять книгу и почитать ее дома можно, если не использовано профессиональное оборудование и не запланировано дальнейшее тиражирование издания для получения дохода.

В магазине, торговом центре

Закон о защите прав потребителей определяет открытость информации о товарах и производителях. Ни ценники, ни сами товары, ни оформление витрин не являются коммерческой тайной, на которую так часто ссылается охрана торговых центров и маркетов при запрете фото- или видеосъемки, а значит, покупатель имеет абсолютное право фотографировать и писать на видео всё, что видит вокруг себя.

На заметку! Если владелец магазина или ресторана запрещает снимать, ссылаясь на частные владения, ему следует напомнить, что сбор информации в процессе фотографирования или видеосъемки не нарушает его права как собственника (фотограф же не пытается завладеть имуществом). Также можно пригрозить ответственностью, начиная от штрафа в 300-500 руб (статья 19.1 КоАП РФ за самоуправство) и заканчивая 7ю годами по ст.203 УК РФ (за превышение полномочий) (если на вас поднимут руку).

Более того, находящиеся в общественном месте сотрудники магазина также могут становиться объектом съемки, а о том, требуется ли их разрешение, речь пойдет ниже.

Сотрудники при исполнении

Спецназовцы, полицейские, инспекторы дорожного движения не могут препятствовать осуществлению фото- или видеосъемки, в том числе применять силу для изъятия оборудования, флешкарт и пр. или выписывать за фиксацию их действий штраф.

Важно! Может налагаться временный запрет на съемку действий сотрудников МВД в связи с проведением спецоперации, но об этом гражданина обязаны предупредить. Право на получение информации о действиях сотрудников госорганов в личных или общественных интересах закреплено:

Право на получение информации о действиях сотрудников госорганов в личных или общественных интересах закреплено:

  • ФЗ-3 «О полиции» (ст.8);
  • ФЗ-8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов» (ст.4);
  • ФЗ-273 «О противодействии коррупции» (ст.3);
  • ФЗ-58 «О системе госслужбы в РФ» (ст.3);
  • Президентский указ 2334 о гарантиях прав граждан на информацию.

Можно ли снимать на камеру человека без его согласия по закону РФ

Вся соль в том, что как такового, закона о разрешении или запрете съемки человека без его согласия не существует. Зато имеется множество нормативно-правовых актов, регулирующих по большому счету лишь конкретные ситуации.

Все это приводит к тому, что для определения правомерности определенных нюансов ведения съемки требуется помощь юриста. Мы же попробуем вычленить основные положения из всего этого веера актов.

О правилах съемки в общественных местах

Фактически съемка в общественных местах не считается правонарушением. Это четко прописано в ст. 152.1 Федерального закона №231-ФЗ от 18 декабря 2006 года («Об охране изображения гражданина»). Также можно сослаться на Конституцию РФ, где в п. 4 ст. 29 черным по белому написано о том, что «каждый имеет право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым способом, не противоречащим действующему законодательству.

Так, общественным можно считать место с неограниченным доступом, то есть территорию, на которую людям можно свободно находиться. Но, опять же, в российском законодательстве нет документа, согласно которому можно четко определить, является ли конкретное место общественное или нет.

Поэтому в данном вопросе приходится руководствоваться только собственной логикой. С другой стороны, тот же торговый центр или супермаркет, который по всем признакам относится к общественным местам, имеет хозяина. А из этого следует, что он является частной собственностью.

Что же касается исключений, согласно которым съемка запрещена даже в общественных местах, то сюда попадают мероприятия с ограниченным доступом. В этом случае снимать на камеру что-либо и кого-либо можно только с разрешения организатора.

Кроме того, съемка будет считаться незаконной, если она препятствует нахождению людей в общественном месте, создавая тем самым угрозу безопасности. А еще нельзя снимать конкретного человека, намеренно выделяя его из толпы, поскольку это нарушает его права на неприкосновенность и частную жизнь.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, съемка в общественных местах не является правонарушением

Условия для съемки на рабочем месте при исполнении обязанностей

В этом вопросе тоже все непросто. И для начала следует определить, ведет ли съемку само должностное лицо или снимают его самого.

В первом случае действуют два условия:

  • законность оснований;
  • предупреждение о том, что ведется съемка.

Другими словами, тот же гаишник имеет полное право снимать человека на камеру без его разрешения, если это обусловлено необходимостью обеспечения соблюдения правил дорожного движения и безопасности на дороге, но! Информация о смонтированной и размещенной фото-/видеотехнике должна быть на видном месте.

Разрешается фото- и видеофиксация деятельности должностных лиц в общественных местах, а значит, можно беспрепятственно снимать даже того самого гаишника, остановившего машину на дороге. Исключением выступают только спецоперации, ход которых, как известно, запечатлеть  на камеру не представляется возможным ввиду строгих ограничений, касающихся утечки информации.

Однако об этом полиция должна сообщать, ссылаясь на конкретный нормативно-правовой акт. А вот в служебном помещении фотографировать или снимать на видео должностное лицо никак нельзя. Для этого требуется его личное разрешение.

Оглавление

Ч.1 статьи 152 ГК РФ

1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.

Ч.2 статьи 152 ГК РФ

2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.

Ч.3 статьи 152 ГК РФ

3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.

Ч.4 статьи 152 ГК РФ

4. В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.

Ч.5 статьи 152 ГК РФ

5. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».

Ч.6 статьи 152 ГК РФ

6. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в пунктах 2 — настоящей статьи, устанавливается судом.

Ч.7 статьи 152 ГК РФ

7. Применение к нарушителю мер ответственности за неисполнение судебного решения не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие.

Ч.8 статьи 152 ГК РФ

8. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.

Ч.9 статьи 152 ГК РФ

9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.

Ч.10 статьи 152 ГК РФ

10. Правила пунктов 1 — настоящей статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня опубликования таких сведений в соответствующих средствах массовой информации.

Ч.11 статьи 152 ГК РФ

11. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Второй комментарий к Ст. 137 УК РФ

1. Объектом преступления является право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, провозглашенную в ч. 1 ст. 23 и ч. 1 ст. 24 Конституции РФ.

2. Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст.137 УК РФ, образуют два вида действий: а) незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо б) распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» сведения о частной жизни лица есть составляющая персональных данных. К ним относится любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу, в том числе, например, фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы.

Под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом. Под использованием персональных данных понимаются действия (операции) с персональными данными, совершаемые в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц.

3. Тайна ― это прежде всего сведения или информация определенного содержания. Так, Закон РФ от 21.07.1993 «О государственной тайне» (с послед. изм.) к государственной тайне относит защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Коммерческая же тайна определяется в законе как используемая в предпринимательской деятельности информация (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Тайна ― это не любые сведения (информация), а лишь такие, которые известны определенному кругу лиц или даже конкретному лицу. Общим для всех видов сведений (информации), составляющих тайну, является ограничение к ним доступа в силу предписаний закона.

4. В ст. 137 УК говорится о неприкосновенности частной жизни. Содержание ее достаточно широко и разнообразно. Однако уголовный закон охраняет не любые сведения (информацию) о частной жизни, а только составляющие его личную и семейную тайну. Личную и семейную тайну образуют самые различные сведения о личной или семейной жизни. Указанные сведения могут быть предметом профессиональной тайны: медицинской, судебной, адвокатской, предварительного следствия, нотариальных действий, денежных вкладов, исповеди, охраняемых законом.

Преступление является оконченным с момента совершения действий, указанных в ч.1 ст.137 УК.

5. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 137 УК, является частное лицо, достигшее 16-летнего возраста.

6. Субъективная сторона — вина в форме прямого умысла.

7. Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, совершенное лицом с использованием служебного положения, т.е. субъектом данного преступления является должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации либо иной служащий (органа местного самоуправления, коммерческой или некоммерческой организации).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector