Выезд и следование к месту вызова, пожара, чс

Диспетчер экстренной службы

Диспетчер пожарной службы является важнейшим звеном в современной части. Он первым принимает поступивший звонок с сигналом бедствия, фиксирует точное место возгорания и количество людей в горящем объекте.

После объявления сигнала тревоги радиотелефонистом по карте определяется точное месторасположение ближайшего гидранта. К нему вычисляется самая короткая дорога.

Работа диспетчера является достаточно сложной, так как он быстро принимает поступившую заявку о пожаре и оперативно занимается разведкой сложившейся ситуации. После сопоставления всей полученной информации диспетчер принимает решение о выезде направляемых на тушение расчётов.

Для принятия решения пожарный диспетчер обязан ориентироваться в сложившейся обстановке того места, куда должен выехать пожарный расчёт, располагать необходимыми сведениями о нахождении рядом с пожаром взрывоопасных объектов. Он обязательно учитывает рабочие характеристики пожарной техники, направляемой для тушения конкретного возгорания.

После выезда спасательной бригады на место пожара диспетчер дальше работает с заявкой. Он сообщает пожарному расчёту о характере произошедшего возгорания, основных особенностях объекта, окружающем уровне загазованности и радиационной обстановке, а также о возможном ближайшем изменении погодных условий. Диспетчер поддерживает связь с помощью рации и при необходимости принимает решение о выезде подкрепления.

Главной обязанностью этого сотрудника части является оперативное оформление путёвки для выезда техники к месту возгорания. Если из пожарной части на тушение отправлены все расчёты, диспетчером в расположение вызывается дополнительный состав.

Эти лица заступают в караул в современной пожарной части. Ночью отдых караула осуществляется по установленному порядку. Заступать в караул могут сотрудники, которые получили специальное образование и сдали зачёт по знанию правил пожарной безопасности.

Численность людей в карауле определяет штат подразделения. Дежурящий личный состав при появлении критической ситуации увеличивается за счёт привлечения другого караула или личного состава другого гарнизонного подразделения, а также привлечения добровольных пожарных.

Другие полезные статьи:

  • Строение пожарной машины
  • Функциональные виды связи пожарной охраны
  • Ранг пожара
  • Деятельность и история службы пожарной охраны

Обязанности и права должностных лиц караула

Они изменяются в любое время, учитывая особенности территории.

Начальника части

Лицо занимается ее управлением. Выезжает на места для ликвидации ЧС. Оценивает случившееся и привлекает все возможное для спасения граждан.

Начальник части доносит необходимую информацию к ЛС о том, какая обстановка на территории происшествия. Такой сотрудник занимается контролем караула. Он ведет работу со служащими, руководит тренировочными занятиями.

Начальника караула

Спасатели, начинавшие с звания рядового и закончившими одним из высших званий-начальник караула пожарной части. Лицо управляет действиями ЛС.

Его обязанности:

  • организовывать службу и проверять наряд;
  • обеспечивать, чтобы выполнялся план подготовки, и вести занятия;
  • следить за соблюдением правил по охране труда и технике безопасности;
  • контролировать соблюдение дисциплины;
  • организовывать мероприятия, поддерживающие технику, вооружение, огнетушащие вещества. В случае выявления проблем, докладывать дежурному;
  • следить за обслуживанием противогазов и вести документы ГДЗС;
  • проводить мероприятия, обеспечивающие соблюдение распорядка;
  • в случае болезни кого-то, отправлять его на лечение и докладывать руководителю;
  • не пропускать посторонних лиц в здание.

Командира отделения

Такое лицо непосредственно руководит им.

Обязанности следующие:

  • проводить усиленную физподготовку состава спасателей;
  • вырабатывать у служащих необходимую выносливость;
  • контролировать состояние пожарной техники, противогазов и другого вооружения;
  • выезжать на территорию возгорания;
  • следить за ношением спецформы.

У командира должно быть среднее образование и соответствующая подготовка. Назначение и снятие с должности происходит согласно законодательству РФ.

Водителя

Лицо имеет подчиненность командиру отделения.

В обязанности входит:

  • держать пожарную технику в боевой готовности;
  • заниматься проверкой машин при смене караулов. Докладывать о найденных недостатках начальству и ликвидировать их;
  • придерживаться правил эксплуатации гаражного оборудования. Вести нужную документацию;
  • обслуживать закрепленный транспорт, следить за производственной санитарией.

Эти обязанности водителя являются основными.

Старшего пожарного, пожарного

Должностная инструкция пожарного. Каждый специалист должен обладать десятками навыков, знать законодательные нюансы. Он подчиняется командующему отделения. На службе принимает инвентарь с оборудованием. Следит, чтобы пожарные выполняли обязанности. Знает о происходящем на месте ЧС, куда отправляется подразделение. Может предлагать руководящему составу вносить изменения, чтобы улучшить условия службы.

Пожарный не имеет права оставлять позицию. На это ему требуется разрешение от коман-дира. Он всегда на связи с руководством и сотрудниками отдела.

Ему необходимо предупреждать граждан об угрозе, эвакуировать их, докладывая об этом начальству.

Диспетчера экстренной службы

Эти сотрудники – главные действующие лица. Без них невозможно представить работу пожарной части. Они принимают входящие тревожные вызовы, фиксируют место, где случилось происшествие, и сколько граждан на объекте. После того, как сигнал получен, находят гидрант, определяют короткую дорогу к нему. Эта работа трудная. Необходимо срочно принять заявку и разведать ситуацию.

Когда диспетчер обработал информацию, он направляет расчеты на выезд. Ему требуется ориентироваться на местности, куда отправляется наряд, иметь данные о том, есть ли рядом взрывоопасные объекты. Такому сотруднику нужно учитывать характеристики техники, отправляющейся на пожар.

Диспетчер ПСЧ при осуществлении своей деятельности обязан:

  • отвечать немедленно на все вызовы по телефону «Пожарная охрана»;
  • вносить в журнал ПСЧ (приложение N 4) подразделения содержание сообщений и принимать по ним соответствующие меры;
  • знать оперативную обстановку в районе (подрайоне) выезда подразделения, перечень объектов, на которые составлены планы и карточки тушения пожаров и при пожаре высылаются силы и средства подразделения по повышенному номеру (рангу) пожара, места расположения важных, взрывопожароопасных объектов, противопожарное водоснабжение, безводные участки, проезды, тактико-технические характеристики пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования, имеющегося на вооружении подразделения;
  • подавать сигнал «Тревога»;
  • принимать при заступлении на дежурство по описи документацию, имущество и технические средства, находящиеся на ПСЧ подразделения;
  • проверять работу технических средств связи на ПСЧ подразделения при заступлении и в процессе дежурства и при обнаружении неисправности записывать в журнал учета неисправностей средств связи;
  • поддерживать связь со службами жизнеобеспечения;
  • докладывать начальнику караула и записывать полученную информацию в журнал учета участков, перекрытых проездов и неисправного противопожарного водоснабжения, расположенных в районе выезда подразделения пожарной охраны (приложение N 5) о закрытии проездов, выходе из строя противопожарного водоснабжения и других изменениях оперативной обстановки;
  • извещать должностных лиц о пожаре, происшедшем вне района (подрайона) выезда, или диспетчера ПСЧ подразделения, в районе (подрайоне) выезда которого произошел пожар, сообщать о полученной информации начальнику караула;
  • доводить до личного состава распоряжения начальника караула;
  • вести журнал учета людей, находящихся в детских, лечебных учреждениях и на охраняемых объектах в ночное время суток (приложение N 6);
  • не допускать в помещения ПСЧ подразделения посторонних лиц;
  • при посещении помещений ПСЧ подразделения должностными лицами, имеющими право на проверку караульной службы, докладывать по форме: «Товарищ майор (Товарищ начальник (руководитель)), диспетчер Еремина. Связь исправна (неисправны следующие аппараты и приборы связи…)»;
  • устанавливать и поддерживать радиосвязь с отделениями, выехавшими к месту пожара (вызова), на ПТУ, ПТЗ. Информацию, поступающую с места их нахождения, незамедлительно вносить в соответствующий журнал;
  • обеспечивать установление и поддержание радиосвязи с отделениями подразделений, работающими на месте пожара (вызова) в районе (подрайоне) выезда данного подразделения, в том числе по повышенному номеру (рангу) пожара, вносит получаемую информацию в соответствующий журнал подразделения, и передавать ее должностным лицам гарнизона пожарной охраны;
  • выяснять по распоряжению РТП с помощью справочной документации, а также через соответствующие службы оперативно-тактические особенности, уровень загазованности, радиационную обстановку на месте выезда подразделения;
  • оповещать личный состав подразделения в целях его сбора;
  • оформлять и подписывать путевку на выезд пожарной техники и аварийно-спасательных автомобилей к месту вызова (путевка оформляется на каждый выезжающий автомобиль, копия остается у диспетчера ПСЧ подразделения);
  • выполнять действия по сигналам гражданской обороны;
  • оповещать личный состав подразделения, используя схемы оповещения по сигналам гражданской обороны;
  • соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности, эксплуатации средств связи и санитарно-гигиенические нормы;
  • запрашивать информацию у РТП с места пожара и проведения аварийно-спасательных работ;
  • вносить предложения начальнику караула по улучшению условий организации караульной службы, содержанию пожарной и аварийно-спасательной техники и средств связи в карауле (дежурной смене).

Как происходит выезд на пожар

Как только дежурный принял сигнал о пожаре, он включает тревогу, которая становится причиной сбора личного состава в гараже в полном обмундировании. Старший командир получает от дежурного путевку, где указывается адрес пожара, а также карточку пожара, она же является оперативным планом тушения.

После чего командир проверяет личный состав на предмет полной боевой готовности. Далее производится погрузка в автомобили. Командир садится в первый из них. Начинается выезд на пожар и движение по намеченному маршруту.

Маршрут следования у всех машин должен быть один. Прибыть подразделения на пожар должны одновременно. Иногда маршруты составляются так, что автомобили едут к месту пожара по разным дорогам. На то должно быть распоряжение начальника караула или должны быть заранее продуманы пути подъезда.

Еще в машине командир подразделения изучает карточку тушения пожара, где особое внимание уделяет местам расположения источников водоснабжения. Он обязательно поддерживает связь с руководством

Выезд пожарной машины на пожар

И еще один момент. Если по пути следования командир подразделения обнаружил другой пожар, то он обязан выделить часть сил и средств для его ликвидации. О чем он должен сообщить дежурному по гарнизону. И другие позиции, касающиеся следования пожарной колоны:

  • если в пути один из автомобилей вышел из строя, другие продолжают движение;
  • если из строя вышла машина, на которое ехал командир, то последний пересаживается в другую;
  • если вышли из строя все машины, то начальник подразделения должен найти возможности следования личного состава (даже пешком), взяв с собой пожарный инструмент и инвентарь;
  • если следование к месту пожара производится по железной дороге или водным путем, то автомобили должны на платформах хорошо быть закреплены;
  • если перевозка производится в зимнее время года, то воду из системы охлаждения машин, а также из цистерн, надо слить;
  • на платформе выставляется постовой или в каждой машине должен находиться водитель;
  • остальные едут в одном месте.

Перевозка пожарных машин на ж/д платформе

Это интересно: Дымоудаление при пожаротушении: установка и использование дымососов

Караул пожарной охраны

Личный состав несет дежурство посменно. Его продолжительность регулируют нормативные документы.

Что это

Караул – личный состав, несущий службу на протяжении дежурства. Получив вызов о чрезвычайной ситуации, он выезжает на место ЧС. Для ликвидации опасности используется специальная техника.

Эти специалисты следующие:

  • начальники части и караулов;
  • командиры отделения;
  • водители;
  • диспетчеры;
  • старший и обыкновенный пожарные.

Начальникам разрешено изменять либо дополнить обязанности.

История создания

Двадцатые годы XVII столетия называют точкой отсчета зарождения караулов. Это произошло в Москве. В ночные смены тогда ходили даже священники. Они брали с собой трещотки. Это помогало оповещать людей в случае появления огня.

После того, как в 1710 году в столице произошел сильнейший пожар, уничтоживший Гостиный Двор за одну ночь, стали срочно строить караульни со складами, где размещались водоливные трубы. Барабанщики подавали сигнал, если при обходе улиц замечали возгорание.

Назначение

Службу создают с целью поддерживания боевой готовности дежурных смен в любое время. Она должны тушить пожары в случае их возникновения в круглосуточном режиме. Этим занимается ЛС подразделения.

Задачи и функции

Караульная служба выполняет следующее:

  • обеспечивает полную боеготовность смен к ликвидации возгораний;
  • занимается созданием условий восстанавливающих сотрудников после задания;
  • контролирует водоснабжение во время ликвидации пожара. Проверяет работоспособность связи, следит за состоянием проездов;
  • поддерживает соблюдение надлежащей дисциплины;
  • охраняет помещения, наводит порядок, участвует в хозработах;
  • делает проверку района, где произошла чрезвычайная ситуация на предмет дополнительного водоснабжения.

Должностным лицам караула пожарной охраны требуется следить за выполнением основных задач, функций.

Принцип формирования

Это происходит по Уставу части. Все положения должны строго соблюденаться

Также берется во внимание распорядок дня в подразделении

Это интересно: Экологически чистый продукт

Снижение ущерба от пожара

Быстрота выезда и следования к месту пожара вызова зависит и от того, как быстро была передана информация о случившемся несчастье. Одно дело, если кто-то позвонил, увидев дым или пламя огня. Другое – если включилась система пожарной сигнализации. В последнем случае все происходит намного быстрее. А значит, приезд пожарных произойдет также быстро, что снизит материальные и людские потери. При этом на начальной стадии горения потребуется меньше сил и средств.

Но необходимо учитывать и тот факт, что сам процесс движения пожарной автоколонны формируется и случайными характеристиками. Иногда лучше провести маршрут по более длинному пути, чем использовать короткий. К примеру, о загруженности города транспортом, о которой уже говорилось выше. Нередко пожарным приходится двигаться не через центр города, а по окраине по окружной дороге. И это получается быстрее.

пожарная машина в пробке

Но существуют правила расположения пожарных гарнизонов, которые оговорены в главном законодательном документе Российской Федерации о пожарной безопасности – ФЗ-123. Где в главе 17, а точнее в пункте 76, указано, что дислокация пожарных подразделений определяется из условия, что пожарные автомобили должны в минимальные сроки доезжать о точки возникновения пожара. В городской черте время прибытия на пожар не должно превышать 10 минут, в сельской местности не более 20 минут.

Поэтому предлагаются способы снижения временных периодов при везде и следовании на пожар кроме месторасположения. Вот они:

  • обеспечение объектов разного назначения автоматическими системами оповещения;
  • модернизация пожарных автомобилей, увеличение их мобильных характеристик;
  • совершенствование пожарной техники;
  • организация дозорной службы;
  • проведение пропаганды противопожарной безопасности;
  • подготовка сотрудников и работников объектов по правилам и нормативам пожарной безопасности.

Пожарная сигнализация увеличивает скорость прибытия пожарных

1 дежурная смена СПТ

Организация газодымозащитной службы (далее ГДЗС) в подразделениях Государственной противопожарной службы (далее ГПС) республики (области, края), обобщение и анализ состояния ГДЗС в подразделениях ФПС, противопожарной службы субъекта(далее ППС), других видов пожарной охраны;

Контроль за организацией и проведением занятий с личным составом ГДЗС в соответствии с «Методическими указаниями по организации и проведению занятий с личным составом ГДЗС ФПС МЧС России» от 2008 года;

Контроль за проведением аттестации газодымозащитников;

Разработка положения и организация соревнований звеньев газодымозащитной службы и проведение смотра-конкурса в подразделениях и отрядах республики (области, края);

Контроль за подготовкой и своевременным обучением старших мастеров газодымозащитной службы отрядов и частей подразделений республики (области, края);

Контроль за правильным применением дымососов и передвижных контрольно-пропускных пунктов в подразделениях ГПС субъекта;

Проведение занятий с газодымозащитниками аппарата Главного управления МЧС России по субъекту, Государственного пожарного надзора (при наличии допуска на право осуществлять функции руководителя тушения пожара);

Контроль за боеготовностью звеньев газодымозащитной службы к работе в непригодной для дыхания среде, техническим состоянием средств индивидуальной защиты органов дыхания, оснащением и содержанием баз и контрольных постов газодымозащитной службы;

Контроль за мероприятиями, направленными на улучшение охраны труда и техники безопасности в СПТ, подразделениях ГПС. Организация изучения документов по охране труда сотрудниками СПТ;

Контроль за своевременным и качественным проведением проверок средств индивидуальной защиты органов дыхания, заполнение документации. Ведение учета за компрессорным оборудованием в подразделениях республики (области, края). Изучение и распространение положительного опыта использования оборудования газодымозащитной службы;

Ведение учета работы газодымозащитников СПТ, аппарата Главного управления МЧС России по субъекту, Государственного пожарного надзора (при наличии допуска на право осуществлять функции руководителя тушения пожара);

Организация стажировки и комиссионного приема зачетов от начальствующего состава по окончанию стажировки при СПТ. Ведение учета лиц прошедших стажировку при СПТ по республике (области, края), а также при службах пожаротушения местных гарнизонов (отрядов);

Контроль за своевременным прохождением медицинского освидетельствования газодымозащитниками подразделений и за подготовкой постовых на посту безопасности;

Контроль за состоянием в учебных классах подразделений плакатов и учебных пособий по средствам индивидуальной защиты органов дыхания, состоянием тренажёров, тренировочного оборудования, а также систем контроля и обеспечения занятий в теплодымокамерах;

Принятие зачетов от начальствующего, личного состава и водителей пожарных автомобилей подразделений ГПС, аттестованных на право работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания, по знанию требований руководящих документов по вопросам организации ГДЗС;

Ведение учета объектов с аварийно-химическими опасными веществами, взрывчатыми веществами, радиоактивными веществами;

Контроль за разработкой и корректировкой соглашений (инструкций по взаимодействию) со службами жизнеобеспечения городов (объектов) республики (области, края) при ликвидации пожаров и аварий согласно специализации смены, их наличие в подразделениях;

Организация и контроль подготовки начальствующего и личного состава по вопросам тушения пожаров на объектах с массовым пребыванием людей (культурно-зрелищные учреждения, гостиницы, общежития), на железнодорожном транспорте, на товарных и сортировочных станциях, на объектах с наличием аварийно-химических опасных веществ, взрывчатых веществ, радиоактивных веществ, а также на базах, торговых предприятиях и складах товарно-материальных ценностей. Учет этих объектов, а также наличие и оснащенность пожарных поездов, дислоцирующихся на территории субъекта. Анализ организации тушения пожаров происшедших на этих объектах, в республике (области, края), ПФО и Российской Федерации, обобщение и распространение положительного опыта тушения таких пожаров;

Подготовка сведений об организации газодымозащитной службы.

Основная задача

Основной задачей является прибытие к месту вызова в минимально короткий срок, чтобы ликвидировать пожар в начальной стадии его развития или оказать помощь в локализации и ликвидации пожара (если подразделение вызывается дополнительно). Для этого необходимо точно принять адрес пожар, быстро собрать подразделение по тревоге и следовать по самому короткому маршруту с предельно возможной безопасной скоростью.

По установленному сигналу тревоги личный состав быстро собирается в гараже и подготавливается к выезду. Старший начальник получает путевку (путевки), оперативную карточку (оперативный план), пожаротушения, проверяет готовность отделений к выезду и первым выезжает на автоцистерне. За ним следует второе отделение, а далее также отделения специальных служб (если они требуются) в последовательности, установленной в пожарной части.

Следование и выезд к месту пожара

Путь следования всех пожарных автомобилей должен быть один. Целесообразно, чтобы на пожар прибыли одновременно все автомобили.

Выезд одного и того же подразделения по разным маршрутам допускается только в тех случаях, когда есть специальное распоряжение начальника караула или заранее определен порядок выезда на отдельные объекты.

В пути старший начальник подразделения при необходимости изучает оперативную документацию (оперативный план или карточку пожаротушения, справочник водоисточников, планшет района выезда части, на территории которой возник пожар) и поддерживает постоянную радиосвязь с центральным пунктом пожарной связи (пунктом связи части – ПСЧ), при наличии технической возможности прослушивает информацию, поступающую с места пожара.

Подразделение пожарной части обязано прибыть к месту вызова, даже если в пути получены сведения о ликвидации пожара или его отсутствии (кроме случаев, когда о возвращении есть распоряжение диспетчера связи гарнизона или старшего начальника).

Если по пути обнаружен другой пожар, возглавляющий подразделение (отделение) начальник (руководитель) обязан выделить часть сил на его тушение и немедленно сообщить об этом на центральный пункт пожарной связи (ЦППС – ЕААС, ПСЧ).

При вынужденной остановке в пути головного пожарного автомобиля, сзади идущие автомобили останавливаются и двигаются дальше только по указанию старшего начальника подразделения.

Он пополняет боевые расчеты отделений (СИЗОД, радиостанции, средства освещения также перекладываются на этот пожарный автомобиль), сам пересаживается на другой автомобиль и продолжает следование к месту вызова. При вынужденной остановке одного из автомобилей колонны (кроме головного) остальные автомобили, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Командир отделения остановившегося автомобиля принимает меры по доставке личного состава, пожарно-технического вооружения, СИЗОД и оборудования к месту пожара.

При вынужденной остановке пожарного автомобиля из-за аварии, неисправности, разрушения дороги старший начальник принимает меры в зависимости от обстановки и сообщает на пульт пожарной связи (ЕААС, ЦППС, ПСЧ).

Если пожарные подразделения следуют по железной дороге или водным путем, необходимо обеспечить сохранность автомобилей при погрузке и выгрузке, надежно закрепить их на платформах и палубах.

Способы погрузки пожарных автомобилей определяет администрация железной дороги или водного транспорта.

Для охраны в пути с каждым автомобилем должен следовать водитель и при необходимости выставляться постовой. Личный состав размещается в одном месте.

Зимой из системы охлаждения двигателей и цистерн сливают воду. Все вопросы доставки определяются в соглашениях, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном порядке.

Расчет времени выезда и следования

Не существует каких-то определенных нормативов, которыми можно обосновать время выезда и следования. Можно провести расчет этих показателей чисто математическим путем. Но и полученный результат нельзя считать окончательным, то есть точным.

Есть формула, по которой проводят расчет времени выезда и следования. Вот она:

Тсл=L/Vсл, где:

  • L – протяженность маршрута, по которому должен двигаться колона до места пожара;
  • Vсл – средняя скорость, с которой колона движется по маршруту следования.

Случайные факторы, мешающие увеличению скорости пожарной машины

Первый показатель – величина относительно стандартная. То есть определяется кратчайший путь, длина которого и закладывается в эту формулу. Что касается скорости движения, то здесь много будет зависеть от большого количества разных факторов. К примеру:

  • движение по городу утром затрудняется большим количеством автотранспорта, владельцы которых спешат на работу;
  • в этом плане ночью двигаться по городу проще и быстрее;
  • движение по дорогам с низким качеством покрытия снижает скорость следования.

Поэтому скорость движения колоны рассчитывается с учетом определенных коэффициентов. То есть:

Vсл= Vmax x C1 x C2, где:

  • Vmax – это максимальная скорость следования, которая обычно варьируется в диапазоне 25-45 км/ч;
  • С1 – это коэффициент, контролирующий качественное состояние дорожного полотна, который варьируется в пределах 0,36-0,4;
  • С2 – коэффициент, определяющий тепловую составляющую работающего мотора пожарной машины, летом коэффициент равен 0,8, зимой 0,9.

В видео показано, как движется по городу колонна из пожарных автомобилей:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector