Ка-32а11вс
Содержание:
Лётно-технические характеристики
Вертолётов соосной схемы в мире не так много, а сравнивать Ка-32 с одновинтовыми машинами вроде бы не очень правильно. Но можно сопоставить его параметры с ТТХ американского вертолёта S-70 – гражданской версией известного «Чёрного ястреба». Эта машина используется, в том числе, как пожарная и морская.
Ка-32 | Sikorsky S-70 | |
Диаметр несущего винта, м | 15,9 | 14,1 |
Длина, м | 11,3 | 17,1 |
Взлётная масса, т | 11 | 7 |
Максимальная скорость, км/ч | 260 | 361 |
Грузоподъёмность, т | 5 | 4 |
Очевидны преимущества соосной компоновки – Ка-32 меньше по габаритам (особенно со складывающимися винтами), а его грузоподъёмность – выше. Худшие скоростные характеристики для машин такого класса решающими не являются.
Разработка Ка-32 началась ещё в 60-е годы, а запустить его в серию удалось только в середине 80-х годов. Тем не менее, он и сейчас остаётся востребованной машиной, превосходящей конкурентов по ряду характеристик.
Если вспомнить о том, что «тридцать второй» сам по себе один из многих вариантов вертолёта Ка-27, можно сделать вывод: камовцам тогда удалось спроектировать действительно выдающуюся машину, сопоставимую по уровню совершенства с Ми-8.
История применения и модификации
Как только появились первые вертолеты, и в нашей стране, и за рубежом, стала очевидной целесообразность их использования для борьбы с огнем. Работы сосредоточились в основном на создании вертолетов пожаротушения путем бомбардировки водой с помощью ВСУ (водосливных устройств) подвесного и бортового типа. Лидером в этом направлении было и остается КБ им. Миля.
Уже первые легкие Ми-1 и Ми-2 применялись для разведки и переброски людей в зоны пожаров. В СССР на грузоподъемный Ми-4 была установлена мотопомпа М800 и баки на одну тонну воды, которую вертолет мог выбрасывать мощной струей на 30 метров. Правда, создавалась впечатление, что она скорее раздувает пламя, чем тушит.
Ми-6ПЖ был создан в 1967 году и имел ёмкость на 12000 литров воды внутри фюзеляжа с дополнительным баком, содержащим пенообразующие добавки. Наполнялся бак насосами, специальным спускающимся устройством во время зависания над водоемом. Кроме того, вертолет мог доставлять к месту пожара воду на внешней подвеске. Один из Ми-6ПЖ, управляемый летчиком испытателем Гарнаевым, разбился во Франции.
Ми-6ПЖ2 — дальнейшее развитие предыдущей модели. Снабжался водяной пушкой в носовой части и неплохо показал себя при тушениях пожаров. По крайней мере, модификация успешно прошла испытания, было произведено (переоборудовано из транспортных) несколько машин.
Пожарный вертолет Ми-8 ЛТ способен доставлять к месту стихии 4 тонны воды на внешних ВСУ и сбрасывать на очаги пожаров с большой точностью.
Это интересно: Машина пожарной разведки БРОНЯ: назначение и ТТХ
Авиационные происшествия
- 4 июня 1987 года — Ка-32Т: Мурманская область, Кольский район, близ пос. Териберка, погибло 4 человека. Причина — обрыв груза на внешней подвеске, вследствие чего лопнувший трос срезал стабилизатор и намотался на несущие винты.
- 17 августа 1990 года — Ка-32С: Мурманская область, 6 км западнее Ловозеро, погибло 11 человек. Причина — поломка редуктора.
- 27 марта 1991 года — Ка-32С разбился в Ленинградской области. Причина — разрушение лопасти нижнего несущего винта.
- 15 мая 1991 года — Ка-32Т упал в море в Приморском крае.
- 7 октября 1992 года — Ка-32С разбился в Красноярском крае, погибло 4 человека.
- 11 июня 1999 года — Ка-32С разбился в Индонезии, 1 человек погиб. Причина — падение оборотов несущих винтов.
- 4 сентября 2003 года — Ка-32 разбился в Краснодарском крае, 9 человек погибло.
- Апрель 2004 года — Ка-32 разбился в Малайзии, 1 погиб, 2 ранены.
- 4 сентября 2005 года Ка-32 разбился в Малайзии, трое погибли.
- 23 октября 2005 года Ка-32 разбился в Азербайджане, полностью сгорел, 5 человек погибло.
- 28 августа 2006 года Ка-32 потерпел аварию в Турции.
- 6 ноября 2009 года Ка-32А, принадлежавший южнокорейской частной компании-перевозчику “Changwoon Aviation Co., Ltd.”, потерпел крушение на одном из склонов горы Чомбонсан (1424 м) из-за плохих погодных условий. Оба пилота погибли. Вертолёт использовался в подразделении Корейской электрической корпорации (KEPCO), занимающимся монтажом опор ЛЭП. В день крушения вертолёт должен был перевезти груз древесины.
- 23 ноября 2009 года Ка-32А, находившийся в эксплуатации южнокорейской Лесной службы, разбился во время тренировочного полёта в провинции Чолла-Намдо. Погибли пилот вертолёта и два стажёра. Вертолёт столкнулся с поверхностью озера Йонам под углом 70 градусов. Следственная группа пришла к выводу о том, что крушение произошло при имитировании забора воды из озера для тушения лесного пожара. Основными версиями крушения на стадии расследования считались ошибка пилота или отказ оборудования.
- 26 сентября 2010 года Ка-32C (RA-31584) потерпел катастрофу в районе «Лунная Поляна», г. Сочи, Краснодарского края. Катастрофа произошла из-за самовыключения обоих двигателей по причинам применения некондиционного топлива и производственного дефекта регулятора частоты вращения свободной турбины правого двигателя. Погибло 2 человека, 1 пострадал.
- 26 апреля 2012 года Ка-32 (ER-KGD) потерпел катастрофу в районе села Остров в Румынии. Вертолёт летел в Турцию для тушения пожаров. Все 5 человек находившиеся на борту погибли.
- 26 июля 2012 года из-за отказа двигателя Ка-32АО (RA-31579) совершил грубую посадку в районе г. Сочи Краснодарского края. Вертолёт получил незначительные повреждения, жертв нет.
- 9 августа 2012 года Ка-32Т (RA-31596) в 15:20 (по местному времени) потерпел катастрофу в районе села Карачам в провинции Мугла в Турции. Все 5 человек находившиеся на борту погибли.
- 3 сентября 2012 года в районе населённого пункта Мемориа (Memoria) (Португалия) при выполнении полёта по тушению пожаров Ка-32А11ВС (CS-HMO) в результате отказа двигателя, во время забора воды, с последующим разгоном со снижением зацепился внешней подвеской за ограждение и упал. Вертолёт получил значительные повреждения.
- 4 августа 2013 года вертолёт Ка-32А11BC (C-JKHL) совершил грубую посадку в районе населённого пункта Белла Кулла (Bella Coola) (Канада). Вертолёт получил повреждения. Пострадавших нет.
- 11 ноября 2014 года — Ка-32 МЧС РФ в ходе выполнения планового учебно-тренировочного полёта совершил жёсткую посадку в районе населённого пункта Сухая Падина Ставропольского края. Ка-32 получил повреждение и загорелся, четыре человека получили различные травмы, позже один скончался в больнице; погиб командир воздушного судна.
- 3 июля 2017 года — Ка-32С, принадлежащий компании «Авиалифт Владивосток», совершил вынужденную посадку на воду. На борту находились 3 члена экипажа. Никто не пострадал.
Характеристики вертолета Ка-32:
-
Диаметр несущих винтов:15,9м
-
Высота вертолёта:5,45м
-
Длина:12,217м
-
Ширина:3,805м
-
Угол наклона вала несущих винтов:+4°30′ (вперед)
-
Наименьший взлётный вес:7200кг
-
Наибольший взлётный вес:11000кг
-
Наибольший полётный вес с грузом на внешней подвеске:12700кг
-
Наибольший вес груза в грузовой кабине:
-
Ка-32С:3300кг
-
Ка-32Т:3500кг
-
Ка-32А:3700кг
-
Наибольший вес груза на внешней подвеске:5000кг
-
Наибольшая скорость:260км/ч
-
Скорость полета на наибольшую дальность:200км/ч
-
Скорость полета на наибольшую продолжительность:120км/ч
-
Практическая дальность:800км
-
Максимальная скороподъемность:15м/с
-
Практический потолок:5000м
-
Статический потолок:3500м
-
Наибольшая высота площадки для взлёта и посадки с выключением основных двигателей:3000м
Вертолет Ка-32. Галерея.
Ка-32А
Вертолет Ка-32А многоцелевого назначения создан на базе транспортного вертолета Ка-32Т и предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов массой до 5000 кг на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, строительно-монтажных операций, обучения и тренировки летчиков и других целей. Кроме того, вертолет Ка-32А предназначен для тушения пожара на верхних этажах здания и установки защитных пенных полос. Вертолет укомплектован специальным оборудованием для проведения аварийно-спасательных работ.
Хронология создания
- начало разработки – 1990 год;
- изменение конструкции планера и его систем в соответствии с требованиями сертификата, проведение сертификационных испытаний – 1990-1993 годы;
- получение сертификата типа 36-32А на вертолет и сертификата типа 34-Д на двигатель ТВ3-117ВМА – 1993 год;
- начало серийного производства на фирме Камов – 1994 год; завершение сертификации опытного завода фирмы Камов – 1995 год.
Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А с системой горизонтального и вертикального пожаротушения Fire Attack американской фирмы Simplex
У вертолета Ка-32А – планер, несущая система и силовая установка, системы планера и комплекс бортового оборудования такие же, как у вертолета Ка-32Т. В транспортной кабине на откидных сиденьях можно перевозить 13 человек. Для защиты органов дыхания и зрения членов экипажа от дыма и вредных газов в их кабине установлена защитная дыхательная аппаратура, включающая кислородные баллоны и дымозащитные кислородные маски. Вертолет может быть оснащен аварийными посадочными баллонетами по типу баллонетов на Ка-32С.
Пилотажное оборудование Ка-32А по своему функциональному назначению аналогично Ка-32Т, но более современного типа, оно включает два высотомера ВД-10, высотомер ВЭМ-72П, указатели скорости УСВИ-400 и УС-350К, два вариометра ВАР-30М, два авиагоризонта АГР-74В-10, прибор ПНП-72-15, гировертикаль МГВ-1 СУ8, часы АЧС-1М.
Кабина пожарно-спасательного вертолета Ка-32А
Вертолет оборудован системой ограничительных сигналов СОС-В1-32, предназначенной для вычисления текущих значений максимально допустимой скорости, выдачи этих значений в бортовые системы информации, а также для предупредительной сигнализации о достижении максимально допустимой скорости. Указатель скорости УСВИ-400 из комплекта данной системы, расположенный на приборной доске, индицирует текущие значения приборных скоростей и максимально допустимой скорости полета.
Вертолет Ка-32А может быть дополнительно оборудован радиолокационной станцией “Осьминог-ПС-32”, радиотехнической системой ближней навигации и посадки А-340-СВ-БОРТ и навигационной аппаратурой для полетов над без ориентирной местностью.
Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А. Вид спереди
Высокий уровень созданных норм летной годности НЛГ32.29, НЛГ32.02, НЛГ32.33 для вертолета Ка-32А, двигателя ТВЗ-117ВМА и эксплуатационной документации, соответствующий требованиям как отечественных, так и американских норм летной годности, был подтвержден специалистами России, Швейцарии, Канады и Америки. Индекс “А” обозначает, что конструкция вертолета Ка-32А соответствует типовому проекту, который полностью отвечает требованиям сертификационного базиса.
Салон пожарно-спасательного вертолета Ка-32А
Вертолёт отличает усиленная противопожарная защита основных и вспомогательного двигателей, усовершенствованная конструкция колонки несущих винтов.
Летно-технические характеристики Ка-32А
Диаметр главного винта | 15.90 м |
Длина | 12.25 м |
Высота | 5.40 м |
Ширина | 3.80 м |
Масса пустого вертолета | 6000 кг |
Нормальная взлетная масса | 12700 кг |
Тип двигателя | 2 х ГТД ТВ3-117ВМА |
Мощность | 2 х 2200 л.с. |
Максимальная скорость | 260 км/ч |
Крейсерская скорость | 230 км/ч |
Практическая дальность | 800 км |
Скороподъемность | До 15 м/сек |
Практический потолок | 6000 м |
Статический потолок | 3500 м |
Дальность полета | 900 км |
Продолжительность полета | до 6 час |
Экипаж | 1-3 чел. |
Полезная нагрузка | 13 пассажиров или 3700 кг груза или 5000 кг на подвеске |
Эвакуационное-десантное оборудование состоит из спасательной электролебедки с поворотной стрелой, грузоподъемностью 300 кг и десантного спускового устройства “СУР”. Забор и сброс 3200 литров воды в режиме висения – 1,5 мин. При новом заборе воды может добавляться пенообразователь, что позволяет получить 200 тыс. л пены. Водопенные пушки с дальностью струи 45 м и производительностью 40 л/сек.
Винтокрылые спасатели
История отечественной спасательной авиации началась в 1930-е годы, когда при Исполкоме Красного Креста и Красного Полумесяца СССР были созданы первые авиационные подразделения для эвакуации людей, доставки врачей и медикаментов. В 1960-е годы ряды поисково-спасательной авиации пополнились первыми отечественными вертолетами, а модель Ми-2 на долгие годы становится основной летающей машиной скорой помощи. Вертолеты стали незаменимыми помощниками в труднодоступных регионах страны.
Сегодня вертолеты активно применяются в поисково-спасательных операциях. В районах, расположенных вдалеке от крупных населенных пунктов, вертолетные службы выполняют жизненно важные функции. Они помогают искать пропавших людей, спасать потерпевших бедствие на воде, в горах, доставлять пострадавших в медицинские учреждения. Преимущества вертолета в том, что он может садиться на неподготовленные площадки, а в некоторых случаях эвакуировать людей даже без приземления. В условиях городской застройки и плотного трафика вертолет быстрее доберется до места техногенной катастрофы, пожара или дорожно-транспортного происшествия. Вертолетная техника эффективнее других видов транспорта способна укладываться в «золотой час», медицинская помощь в течение которого наиболее результативна.
Ми-2 полярной авиации
В России существует несколько организаций, применяющих вертолеты для спасения людей. Министерство по чрезвычайным ситуациям по данным на октябрь 2019 года владеет парком из 57 вертолетов. Это модели Ка-32А, Ми-8МТВ-1, Ми-26Т и зарубежные машины Bo 105 и ВК 117. Они используются для авиаразведки, борьбы с паводками и пожарами, участвуют в санитарной эвакуации и перевозят гуманитарные грузы. Вертолетчики МЧС работали в местах вооруженных конфликтов, спасали людей во время землетрясений, сильнейших пожаров и наводнений, участвовали в международных операциях.
В 2003 году в Москве был создан Московский авиационный центр, который обеспечивает ежедневное и круглосуточное дежурство вертолетов легкого класса в столице. Такой режим работы был введен к Чемпионату мира по футболу 2018 года и показал свою эффективность. Специалисты МАЦ летают на вертолетах Ми-26Т, Ка-32А, ВК 117С-2 и Bell 429. В 2019 году более 650 человек воспользовались помощью вертолетов Московского авиационного центра, было совершено 46 вылетов на пожары. Более 12 крупных пожаров Москвы потушены в том числе силами вертолетов МАЦ.
Ежедневно дежурство несут два пожарных и три санитарных вертолета. В управлении центра находится 5 вертолетных площадок на территории городских клинических больниц, одна площадка на МКАД и 21 площадка в Новой Москве. Долететь до любой точки Москвы вертолет может за 7-15 минут. С 2019 года при центре работает служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО), бригады которой круглосуточно находятся в повышенной готовности к работе с применением оборудования и средств спасения в случае возникновения ЧС. Спасатели имеют допуск к беспарашютному десантированию с борта вертолета. С помощью спускового устройства спасатель может опуститься, например, на крышу многоэтажки и в сцепке с собой эвакуировать человека.
Кроме того, в настоящее время в рамках национального проекта «Здравоохранение» в России реализуется программа развития санитарной авиации, направленная на обеспечение своевременной медицинской помощью граждан, проживающих в труднодоступных районах нашей страны. На сегодняшний день на дежурстве в регионах РФ находится более 100 санитарных вертолетов, основную массу которых составляют машины типа Ми-8 и «Ансат». За время действия программы, запущенной в 2016 году, в медицинские учреждения было перевезено на вертолетах уже более 20 тысяч пациентов.
Ка-52 характеристики:
-
Модификация Ка-52
-
Диаметр главного винта, м 14.50
-
Длина,м 13.50
-
Высота ,м 4.90
-
Масса, кг пустого 7800
-
Масса, кг нормальная взлетная 9800
-
Масса, кг максимальная взлетная 10400
-
Тип двигателя 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
-
Мощность, кВт 2 х 1638
-
Максимальная скорость, км/ч 300
-
Крейсерская скорость, км/ч 270
-
Практическая дальность, км 1160
-
Дальность действия, км 520
-
Скороподъемность, м/мин 600
-
Практический потолок, м 5500
-
Статический потолок, м 3600
-
Экипаж, чел 1
-
Вооружение: одна 30-мм пушка 2А42 с 460 патронами
-
Боевая нагрузка – 2000 кг на 4 узлах подвески
-
4х3 ПТУР Вихрь или 4 УР Игла-В воздух-воздух или
-
80 80-мм НУР или 10 122-мм НУР
-
или контейнеры с пушками или пулеметами
27.06.2008 – в Арсеньеве (Приморский край) был совершен первый взлет Ка-52.
Серийно производить ударный вертолет начали с конца октября 2008 г. на заводе «Прогресс» им. Сазыкина. Это предприятие способно выпускать до двух экземпляров «Аллигаторов» в месяц.
В декабре 2008 г. завершился первый этап летных испытаний Ка-52, после которого было дано добро на производство опытной партии для завершения ГЛИ.
С 2008 по 2010 г. были выпущены 9 вертолетов.
Летные испытания вертолета полностью завершились в 2011 году.
Начиная с мая 2011 г., Ка-52 эксплуатируется ВВС России.
20.06.2011 глава Рособоронэкспорта г-н Исайкин во время брифинга на авиасалоне в Ле-Бурже рассказал о планах размещать боевые вертолеты Ка-52 на кораблях французского производства «Мистраль».
Общая стоимость производенных самолетов Ка-52 «Аллигатор» в 2011 г. достигла 9,5 млрд. рублей. На четырех экземплярах установили современную бортовую радиолокационную систему «Арбалет».
В течение 2012 г. производство «Аллигаторов» возросло в 2,2 раза сравнительно с 2011 годом.
7.08.2012 представитель предприятия «Вертолеты России» Кирилов Роман заявил о начале изготовления первых опытных экземпляров Ка-52 для вертолетоносцев «Мистраль».
23.10.2012 были завершены испытания навигационно-локационной системы ударного вертолета Ка-52.
Камов и его стиль
На базе опытного авиазавода, имеющего ничего не говорящий непосвященному номер 290, в 1948 году создается КБ, с тоже маловыразительным названием «№ 5». Ничего удивительного во всех этих индексах нет, в сталинские годы и менее важные предприятия могли быть засекречены, а тут, как выяснилось намного позже, строили автожиры, почти забытые в наши дни летательные аппараты. Союзные войска в ходе совсем недавно отгремевшей Второй мировой уже использовали винтокрылые машины, геликоптеры, пока не очень широко, но достаточно для того, чтобы И.В. Сталин понял перспективность нового вида летающей техники. Авиацию «отец народов» любил, она находилась под его неусыпным контролем. Руководить бюро поручили Н.И. Камову, уже в 1940 году сумевшему спроектировать и построить А-7, автожир.
С самого начала КБ установило собственный стиль, по которому вертолеты Камова легко узнаются и сегодня. Главным их признаком можно считать соосную схему, при которой оба несущих винта вращаются встречно, взаимно компенсируя крутящий момент. Рулевой пропеллер в этом случае не нужен.
Эксплуатация
Применять вертолёты Ка-32 начали задолго до их запуска в серию.
Затем, в период с 1983 по 1985 год на «тридцать втором» установили несколько мировых рекордов – по скороподъёмности, высоте полёта и высоте подъёма груза. Причём все рекорды были установлены женским экипажем.
В 1986 году, вскоре после начала массового выпуска «тридцать второго» и его международного дебюта на авиасалоне в Ле-Бурже, вертолёт пригодился при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Высокая маневренность Ка-32 при полётах с грузом на подвеске позволила использовать его для опускания датчиков в вытяжную трубу энергоблока.
Впоследствии, после развала СССР, «тридцать второй» продолжили активно эксплуатировать в России и странах СНГ. И не только: в Испании и Португалии летают пожарные Ка-32, машины КБ Камова активно закупали Канада и Швейцария, а в Южной Корее «тридцать второй» даже приняли на вооружение.
Вооружение Ка-52
Ка-52 можно укомплектовать следующими видами вооружения:
• пушка 2А42 30 мм калибра с боекомплектом 460 зарядов;
• блоки НАР 80 мм калибра;
• ПТУР «Вихрь» (лазерный луч управления);
• управляемые ракеты ПТУР «Атака» с лазерной системой наведения;
• авиабомбы, другое оружие общим весом до 2 т;
• неуправляемые и управляемые ракеты по типу «воздух – воздух»;
• неуправляемые ракеты по типу «воздух – земля».
Ведется разработка системы, которая позволила б использовать в арсенале вооружения Ка-52 управляемые ракеты «воздух − земля».
Стартовая масса ПТУР «Вихрь» составляет 42 кг, ее использование позволяет поражать бронированную технику противника на расстоянии до 8 км. Пробивает бронь до 90 см толщиной.
Масса ракет типа «Игла-В» составляет 10,7 кг, кумулятивная часть – 1,27 кг. Применяются для поражения целей на высотах 10−3500 м. Обладают механизмом самонаведения. В висящем состоянии вертолета скорость ракеты «Игла-1» достигает до 1440 км/час, дальность выпуска – 800−5000 м, перезарядка − 5-6 секунд.
Важным фактором при подготовке Ка-52 к боевым вылетам и замены боекомплекта в условиях эксплуатации является использование на нем различного вида вооружений ВВС России. Оружием класса «Вихрь» оснащены ударные самолеты Су-27, а на боевых машинах десанта и пехоты БМД-2 и БМП-2 установлена пушка 2А4А.
В будущем планируют усилить оружейную оснастку «Аллигатора». Помимо военно-разведывательных функций, Ка-52 может выступать в роли учебно-тренировочного вертолета.
На ударнике Ка-52 установлена современная радиолокационная станция «Арбалет». Кабина вертолета бронирована. Катапультирование экипажа можно осуществлять на высотах от 0 до 4000 м. Прицельным огнем может руководить оператор по вооружению и командир экипажа.
Особенности Ка-22
В состав несущей системы входят крылья с двумя несущими винтами на их концах. Полет на малой скорости и вертолетная вертикальная посадка обеспечивались работой несущих винтов, которые производили необходимую тягу. Закрылки Ка-22 во время медленного полета и посадки поворачиваются вертикально на 90° с целью минимизации потери тяги в результате обдувки крыльев винтами. Чем выше скорость летательного аппарата, тем больше нагрузки в производстве подъемной силы ложится на крылья. Так, на максимальных скоростях за счет крыльев вырабатывается около 90 % подъемной силы винтокрыла.
Именно за счет такой особенности Ка-22 и подобные ему по конструкции летательные аппараты, по сравнению с вертолетами, могут развивать скорость больше в абсолютном значении. Ка-22 достиг предела скорости на испытаниях в 370 км/час. На больших скоростях выполняется разгрузка работы несущих винтов, что тоже выводит винтокрылы вперед своих соперников.
В системе управления можно найти как самолетные, так и вертолетные элементы. Циклическое изменение угла установки лопастей винтов и отклонение самолетного руля высоты характеризует продольное управление. Поперечное управление обеспечивается отклонением элеронов, изменением общего шага несущих винтов. Путевое управление – за счет отклонения рычага управления и дифференциального изменения шага правого и левого несущих винтов.
Также на винтокрыле присутствует система управления (СУ) режимами работы двигателей, СУ общим шагом винтов, автоматическая гидравлическая СУ шагом тяговых винтов, за счет которой происходит переход мощности с несущих винтов на тяговые с увеличением скорости полета.
В кабине экипажа присутствуют такие органы управления: штурвал, педали, сектор газа и рычаг общего газа. Рычаги системой жесткой проводки соединены с золотниками гидроусилителей, которые воздействуют на органы управления Ка-22. Можно с уверенностью сказать, что пилотировать винтокрыл тяжелее, чем самолет или вертолет. Создание конструкторами такой тяжелой схемы управления требовало разработки тренажера для летчиков-испытателей. Хоть такой тренажер в камовском бюро был создан, проект из-за многих недоработок и двух крушений Ка-22 пришлось закрыть, серийное производство этой модели так и не началось.
Ка-22 стал базовой моделью для разработки тяжелых грузовых винтокрылов:
• Ка-34 − имеет поперечную схему конструкции и 4 газотурбинных двигателя, работающих с соосными несущими винтами;
• Ка-35 – имеет подъемные несущие винты и маршевые турбореактивные двигатели.