Устройство пожарной машины

Сходства и отличия

АПП и АНР схожи во многих показателях:

  1. Класс техники. Обе машины относятся к основным пожарным автомобилям.
  2. Назначение. Оба авто предназначены для оперативной доставки на место происшествия команды и инвентаря.
  3. Цена устройства. Обе машины можно купить у производителей пожарной техники. При этом стоимость автомобилей отличается незначительно.
  4. Конструкция шасси. У обеих моделей имеются вездеходные колеса для передвижения не только по асфальту, но и по газонам, полям и пересеченной местности.

По нескольким параметрам автомобили все же отличаются друг от друга:

  1. Принцип действия. АПП при тушении задействует собственные ресурсы, то есть цистерну с водой или пенообразователь. АНР, в свою очередь, не перевозит с собой огнегасящие вещества. Иногда автомобиль оборудован баком с пенообразователем, но он не входит в обязательное оснащение машины. Насосный автомобиль прокладывает рукавные линии от ближайшего источника воды к месту пожара и с помощью насоса закачивает жидкость для тушения.
  2. Экипировка. Машины первой помощи оснащены цистерной с водой, емкостью с пенообразователем, бензогенератором, огнетушителями, а также всевозможными инструментами для эвакуации пострадавших и дополнительным оборудованием. Насосные автомобили, в свою очередь, перевозят с собой насос повышенной мощности, большой запас пожарных рукавов и иногда емкость с пенообразователем. Инструментов для эвакуации на борту АНР гораздо меньше.
  3. Количество человек в команде. На том месте, где у АПП находится автоцистерна, у АНР расположена вместительная кабина для расчета. К тому же для прокладки длинных рукавных линий и контроля состояния шлангов нужно больше человек, чем для статичного тушения. Количество членов команды АНР доходит до 10.
  4. Область применения. Из-за своей маневренности и скорости АПП используются для тушения пожаров в жилых домах, на дорогах и в частном секторе. АНР по принципу своего действия больше предназначены для ликвидации природных возгораний.

Конструктивные особенности

Пожарные автоподъемники, как и автолестницы, имеют неповоротную и поворотную части. Неповоротные части и механизмы поворота АЛ и АПК идентичны. Основное их различие заключается в устройстве механизмов выдвижения люльки.

Главными механизмами и агрегатами автоподъемников являются:

  • базовое шасси;
  • платформа с опорными конструкциями для транспортного положения стрелы;
  • силовая группа;
  • гидравлическая система;
  • опорное устройство, включающее раму, выносные гидравлические опоры;
  • подъемно-поворотная часть, состоящая из вращающейся башни, стрел подъемной установки и люльки;
  • встроенные водопенные коммуникации;
  • механизм раскладки стрел, поворота башни и разворота люльки вокруг вертикальной оси;
  • электрооборудование с системой блокировки и сигнализации;
  • органы управления.

Виды пожарных рукавов

На сегодняшний день спасатели работают с тремя видами ПР:

  • всасывающими;
  • напорно-всасывающими;
  • напорными.

Всасывающие

Главная характеристика этого вида пожарных рукавов – работа от насоса под давлением. Основной материал производства – вулканизированная резина, выдерживающая большие нагрузки. Их диаметр достигает 200 мм, а вес – 6 кг. Отличительная особенность – отсутствие в комплекте головок. Основное назначение – забор воды из водоисточника и подача ее к месту тушения.

Назначение и использование всасывающих пожарных рукавов определяет их устройство. Основными частями их являются:

  • внутренняя резиновая камера;
  • два текстильных слоя;
  • проволочная спираль, дающая жесткость конструкции, работающей под давлением;
  • промежуточный резиновый слой;
  • внешняя текстильная оболочка.

Всасывающие ПР размещаются в специальных пеналах АЦ.

Напорно-всасывающие

Назначение и устройство этого вида пожарных рукавов сходно со всасывающими. Исключение составляет дополнительная функция – подача воды не только от резервуаров, но и от гидрантов под давлением. Именно поэтому обязательное условие для конструкции ПР – наличие металлического каркаса, закрытого кожухом из грубой ткани. Головки у него также не предусмотрены, то есть такой рукав работает только на перекачку ОТВ. Диаметр ПР – от 50 до 200 мм. Регламент устройства и использования напорно-пожарных рукавов прописан в отдельном ГОСТе 5398.76.

Напорные

Назначение этого вида пожарных рукавов – подача ОТВ к стволу под избыточным давлением около 2.8 атмосфер для дальнейшего непосредственного тушения. Считается самым распространенным типом оборудования, которым обязательно комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли.

Основу их конструкции составляет прочный тканевый кожух, покрытый внутри гидроизоляционными материалами. Снаружи обязательна металлическая арматура. В отличие от других видов эти ПР поставляются в полной сборке. Их диаметр – 300 мм, а масса достигает показателя 7 кг.

НР разделяются по стойкости к внешним воздействиям:

  • износостойкие (И);
  • маслостойкие (М);
  • термостойкие (Т).

Имеют значение и климатические условия их эксплуатации:

  • тропический климат;
  • умеренный (-40…+40°С);
  • холодный (-50…+40°С).

Технические характеристики и составные элементы пожарных автолестниц и подъемника

Устройство пожарного автоподъемника состоит из нескольких взаимодействующих элементов. Самым основным элементом считается стрела (комплект колен) с несколькими секциями, благодаря которой выполняются все операции, предусмотренные техническими данными специализированной лестницы. Кроме этого, в их состав также входят следующие элементы:

  • базовое шасси со встроенными опорными стойками;
  • силовая установка;
  • подъемно — поворотное основание;
  • автоматизированный механизм для управления движения башни и стрелы;
  • гидросистема и другие электрооборудования.

Существует несколько видов автолестниц и подъемников, которые отличаются по нескольким фактором, таким как габариты, способом использования, предназначение, а также технические особенности. Также отличительной особенностью является количество колен лестницы. Минимальное количество колен составляет 3 элемента, в то время как максимальное — 6. Выбор лестницы в данном случае зависит от высоты и сложности места тушения пожара. В целом же, автолестницы и подъёмники бывают:

  • лёгкие, средние и тяжёлые;
  • гидравлические, электрические, механические, а также комбинированные.

Высота автолестницы и подъемника в среднем составляет 30 метров, в то время как механизм устройства зачастую используется гидравлической. Выбор того или иного средства для подъёма на определенную высоту зависит от обстановки, местности и сложности подхода к объекту. Именно поэтому, качественное оснащение пожарных подразделений является неотъемлемым требованием, которое зафиксировано в уставных документах пожарной службы. Стоит также отметить, что такие технические средства необходимы не только для спасательных действий, но и для проведения различного рода восстановительных работ и операций. Это обуславливает тот факт, что пожарные автолестницы и подъёмники являются не только эффективными, но и многофункциональными устройствами.

Статью прислал: Wladimir01

0 42

Пиростикер. АСТ 15

Опубликовано: 13 июля, 2017

Пожарная техника и оборудование

Пиростикер. АСТ 15

Опубликовано: 13 июля, 2017

Пиростикер — это автономное устройство для тушения возгораний на начальной стадии, является разработкой отечественных ученых.

  • Классификация и устройство современных пожарных гидрантов
  • Боевая одежда пожарного. Виды БОП. Укладка и надевание боевой одежды пожарного.
  • Классификация пожарных автомобилей. Основные, специальные и вспомогательные автомобили

Пожарные автомобили КамАЗ

Шасси КамАЗ считается универсальным, поэтому именно на его базе производится большинство ПА, используемых на пожарах в городской черте и в промышленной зоне. Наиболее популярными являются две модели: 43118 и 43253. Из преимуществ шасси КамАЗов выделяют:

  • возможность использования переднеприводной и полноприводной версии одной и той же базы;
  • грузоподъемность до 10 тонн;
  • возможность выбора длины рамы от 470 до 810 см;
  • комплектацию высокотехнологичными и экономичными двигателями с максимальной мощностью 400 л.с.;
  • возможность установки цистерн до 12 тонн;
  • возможность комплектации увеличенным пенобаком до 600 литров.

Пожарные машины этой марки чаще всего комплектуются насосом НЦПН 40/100.

КамАЗ 43118

На базе этого шасси разработано четыре типа автоцистерн. Особенностью этой модификации считается заднее расположение насоса. Цистерна и бак для пенообразователя сделаны из нержавеющей стали. Дополнительно для обогрева используется дизельный отопитель.

Кабина у КамАЗ-43118 сдвоенная, рассчитана на 7 человек. Независимо от комплектации для пожарных автомобилей оставили базовое оснащение силовым агрегатом: это двигатель мощностью 221 л.с., который позволяет развивать скорость до 90 км/ч.

На базе КамАЗ -43118 разрабатывают следующие автомобили:

  • АЦ 6.0/40-70;
  • АЦ 7.0/40;
  • АЦ 8.0/40;
  • АЦ 9.0/40.

КамАЗ-43253

Эти пожарные автомобили используются преимущественно в городской черте. Самая популярная модификация – АЦ 5.0/40-22ВР. Это транспортная единица с модульной кабиной. Главной функцией ее считается отбор ОТВ из бака пенообразователя или воды из водоисточника, включая резервуары и центральные сети.

ПА на базе КамАЗ-43253 всегда переднеприводные, поэтому не используются в сложных дорожных условиях, однако именно они считаются незаменимыми при необходимости выезда на пожар в городской застройке с узкими проездами и ограниченными разворотами. Расширить функциональные возможности автоцистерн удалось за счет установки увеличенного пенобака емкостью 420 литров. Цистерна для воды у АЦ 5.0/40-22ВР – 5 м3.

В отличие от других КамАЗов эта модель предполагает установку насоса типа ПН-40УВ, хотя в ряде случаев возможна комплектация насосами НПУ-40/100, НЦПЦ-40/100 и НПЦ-60/100. Их работа осуществляется через карданную передачу от двигателя и КОМ.

Основные характеристики АГДЗС

Характеристики машин газодымозащитной службы прописаны в утвержденных МВД РФ НПБ-194-2000.  По ним каждая машина должна маркироваться особым способом

Основным параметром АГ является мощность источника питания (кВт) из ряда 8, 12, 16, 20, 30. В дополнение к этому производитель может устанавливать свои значения, которые указывает в технической документации к машинам.

Основными частями всех АГДЗС являются:

  • базовое шасси, дополненное трансмиссией для привода ЭСУ;
  • кабина для боевого расчета;
  • кузов;
  • ЭСУ;
  • комплекс дополнительного электрооборудования;
  • стационарная осветительная мачта.

В отличие от АЦ, которые рассчитаны на доставку боевого расчета в количестве максимум 6 человек, включая водителя, автомобили типа АГ должны оборудоваться кабиной минимум на 7 посадочных мест.

При переоборудовании базового шасси и расчете полной массы АГ и его осевых нагрузок учитывают рекомендации завода-производителя, а также выдерживают собственный баланс: нагрузка на левый и правый борт не должна превышать 1% от общей массы. При компоновке основных частей рассчитывают, чтобы нагрузка на управляемую ось была не менее 25% от полной массы.

Крепление надстройки и оборудования согласовывается с заводом-изготовителем. Размещение оборудования ЭСУ, СИЗОД, ПТВ производится с учетом безопасности и оперативности выполнения боевых задач и ремонта, исходя из основных сфер применения техники и климатических условий ее эксплуатации.

Если оборудование размещено на крыше, то автомобиль дополняется стационарной лестницей с поручнями. Рабочая площадка на крыше предусматривает заградительный бортик высотой не менее 100 мм по всему периметру.

В НПБ-194-2000 прописаны и требования к базовому шасси. Вместимость топливного бака автомобиля должна быть рассчитана на подачу горючего в течение 6 часов. В таком же временном диапазоне должен работать и двигатель, обеспечивающий беспрерывное функционирование ЭСУ.

При доработке шасси под нужды АГ учитывают требования к количеству, месту расположения устройств освещения и световой сигнализации. Они прописаны в ГОСТе-6964, 8769 и 20961. Также конструкция шасси должна быть приспособлена к транспортировке автомобиля газодымозащитной службы наземным транспортом по ГОСТу-15150 и 2349.

Что собой представляет пожарная машина

Определение техники следующее: это транспортное средство, предназначенное для тушения пожара. Однако назначение новых автомобилей одним лишь уничтожением огня не ограничивается.

Существует ряд классификаций пожарной автомобильной техники. Выделяют основные машины, автолестницы, автоцистерны, установки для дымоудаления и т. д. В зависимости от тактико-технического назначения комплектация и внешний вид транспорта разнятся. Ниже предлагаем рассмотреть описание оборудования «классической» машины, выезжающей на место ЧП.

Пожарная машина

Из чего состоит

В состав кузова входит салон для сотрудников пожарной службы, насосы различных мощностей, резервуары для спецсредств (порошковых огнетушителей и др.), отсеки для дополнительного инвентаря (щитов, шлангов), средства связи. В основе лежит шасси высокой проходимости. В кабине водителя расположены многочисленные датчики, отслеживающие работу автомобиля.

Основные параметры

Размеры пожарной машины, в зависимости от завода-изготовителя, разнятся. Габариты КАМАЗа 43114 (наиболее распространенного в РФ), выглядят так:

Длина – 8000 миллиметров, ширина – 2500 миллиметров, высота – 3380, вес – 15535 килограммов. Автоцистерна вмещает шесть бойцов пожарного расчета.

Средняя скорость пожарных машин – 45 километров в час на шоссе с ровным покрытием и 25 километров в час на труднопроходимых дорогах.

Примечательно, что автомобили, выпущенные в Японии и США, имеют другие габариты. Их использование в России допустимо, однако техника должна отвечать требованиям ГОСТов и беспрепятственно входить в пожарные проезды. Согласно нормативным документам, ширина последних – от 3,5 до 6 метров (зависит от высоты здания). Автомобиль должен уместиться в это пространство и спокойно в нем развернуться.

В целом же устройство американских, японских и российских агрегатов схожее. Единственное отличие – зарубежная техника оснащена большим количеством автоматики (встроенная фото- и видеофиксация происходящего, к примеру).

Спецтехника оснащена мощными фарами и дополнительными световыми сигналами, говорящими о целевом назначении автомобиля остальным участникам дорожного движения. Кроме того, пожарный транспорт отличает расцветка. Машины пожарной базы имеют яркий окрас, который регламентирован законом.

Цветографические схемы

В России и многих зарубежных странах пожарная автотехника окрашивается в красный цвет. На кузов спецмашины также наносят контрастные полосы. Их предназначение – уместить данные пожарной части или название частной противопожарной организации. На боковой полосе также указывают номера автомобиля и его территориальную принадлежность.

Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси

Тревожная сигнализация

Для звукового оповещения используют сирены. Характеристики их могут отличаться: мощность современных «сигналок» варьируется от 250 до 650 Гц.

Основное назначение пожарных автолестниц и подъемников

Первое появление пожарной автолестницы зафиксировано ещё в 1778. С тех времён произошло не мало изменений в её составных элементах и принципах работы. На сегодняшний день — это многофункциональные устройства, которые применяются пожарными службами в самых различных условиях, в том числе и в труднодоступных городских застройках. А за счёт подъемников увеличилась грузоподъёмность лестниц, и улучшилась возможность маневрирования.

Таким образом, пожарные автолестница и подъемники предназначены для следующих основоположных действий:

  • подъем пожарных на высокие этажи различных типов сооружений к месту возгорания для обеспечения эвакуации людей, а также тушения пламени;
  • экстренная эвакуация людей в случае, если все аварийные пути в здании заблокированы;
  • подача различных огнетушительных средств на необходимую высоту;
  • использование лестницы в качестве штаба наблюдения за процессом пожаротушения;
  • установка освещения в рабоче зоне;
  • для других экстренных задач, которые могут возникнуть в процессе тушения пожара.

Это интересно: Гарнизон пожарной охраны: цель создания и их виды

Цветографические схемы

Рассмотрим, как в соответствии с правилами окрашиваются пожарные автомобили классификация типы и обозначения которых в большинстве случаев наносятся на корпус.

Основной фон специальной техники – красный, в качестве контрастного используется белый цвет.

Стандарты устанавливают правила нанесения надписей, знаков, цвета, в который должны быть окрашены детали:

  • на дверь кабины наносится номер части и город приписки;
  • в задней зоне ТС белым цветом указывают код, обозначающий вид автомобиля (АП, АЦ и др.), номер подразделения;
  • черный цвет наносится на ходовые детали, диски колес, раму;
  • белым окрашивают бамперы.

Фото или схему нанесения покрытий можно скачать в интернете.

Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси

Регламентируются и требования к цвету сигнала пожарных машин. Он должен быть синим и мерцать с частотой два герца с длительностью темной фазы не менее 0,2 секунды.

Постоянное развитие пожарной техники требует все больших ресурсов для обслуживания и ремонта ТС и их оснащения. Улучшаются характеристики автомобилей, повышаются функциональные возможности, добавляются новые пункты в классификации пожарных машин. Знание тактико-технических характеристик (ТТХ) пожарных автомобилей позволяет вовремя заметить отклонения в работе техники.

Тактико-технические характеристики АПП

Самыми распространенными автомобилями первой помощи считаются машины, разработанные на базе ГАЗ и IVECO.

ГАЗ-330273

Салон этого автомобиля рассчитан на БР из пяти человек, включая водителя. Он сделан единой конструкцией с возможностью размещения внутри двух рядов сидений и средств радиосвязи. Кабина оборудована установкой для поддержания температуры не ниже 15°С.

Кузов в этой модели панельно-каркасного типа, установлен на лонжеронах и не соединен с кабиной. С обеих сторон оборудован дверями, что обеспечивает свободный доступ к ПТВ. Для безопасности двери имеют самосрабатывающие запорные устройства от случайного опускания шторок во время работы на пожаре. Для герметичности и предупреждения попадания внутрь отсеков пыли и атмосферных осадков по периметру дверей проложен уплотнитель. Сами же отсеки имеют сливы для остатков воды и конденсата. Крыша используется в качестве рабочей площадки и имеет заградительный бортик по всему периметру.

Основные части кузова распределены по раме таким образом, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на ось и сохранить базовые технические показатели шасси. Нагрузка на основную ось при этом не превышает 25% от полной массы.

Цистерна для воды сделана из углеродистой стали и рассчитана на перевозку не менее 300 литров. Пенобак цилиндрической формы сделан из нержавеющей стали без применения каркасной технологии, его вместимость – 0.03 м3. В качестве базовой установки пожаротушения используется УПТВ-300.

ГАЗ-2705

Этот АПП используется для выезда на пожары в городской черте с целью проведения операций на начальных стадиях возгорания. Рассчитан на экипаж из шести человек, включая водителя. Особенностью конструкции считается расположение мотонасоса в кабине БР. Это предупреждает промерзание оборудования и позволяет запускать его во время движения автомобиля.

Кузов цельнометаллический  с распашными дверями (не менее 150°) для свободного доступа к ПТВ. В комплект входит насосная установка высокого давления со стационарным стволом-распылителем, набор гидравлического аварийно-спасательного инструмента, режущий инструмент, осветительное оборудование и средства спасения с высоты.

Современные АПП на ГАЗ2705 оборудованы цистерной для воды, рассчитанной на 500 литров, и пенобаком на 0.03 м3. Мотопомпа с базовым стволом-распылителем дает струю не менее 50 м. Номинальная мощность насоса – 1.5-2 л/с. В качестве базового оборудования используется насос МНПВ-90/300. Как правило, колесная формула таких машин – 4×2, хотя есть и полноприводные версии.

ГАЗЕЛЬ NEXT

На сегодняшний день это один из самых востребованных автомобилей типа АПП. Его плюс – неприхотливость в обслуживании и высокая маневренность в условиях ограниченного пространства.

В зависимости от комплектации кузов делают либо цельносварным, либо отдельно установленным на лонжероны. Кабина БР рассчитана на шесть человек вместе с водителем. Переоборудованием базового шасси занимается завод «Варгаши». Для пожарной службы такие автомобили выпускают с колесной формулой 4×2.

Вместимость цистерны для воды у них 1.5 м3, а пенобака – 50 литров, что значительно превосходит параметры других малогабаритных АПП. Производительность насоса составляет 0.5 л/с. Сама же насосная установка стандартная – УПТВ-300.

IVECO Daily

Среди АПП не последнее место занимает автомобиль на шасси IVECO. Он относится L-классу. Использование облегченных материалов позволило снизить общую нагрузку на шасси и сохранить его скоростные характеристики. Пожарная надстройка представляет собой алюминиевый каркас, закрытый алюминиевыми листами без сварки. Дверцы отсеков для ПТВ шторного типа. Цистерна для воды и бак для пенообразователя пластиковые. Их объем – 500 и 50 литров соответственно.

В качестве насосной установки поставлена мотопомпа JOHSTADT ZL1500, производительностью 25 л/с. Длина напорных рукавных линий – 160 метров. Она установлена на выдвижной полке. Кабина рассчитана на 3 человека.

Колесная формула этой модели – 4×2 без возможности перехода в полный привод. Максимальная скорость – 110 км/ч. Снаряженная масса – 4600 кг.

Расшифровка обозначений

На автомобиль для тушения возгораний наносится цифровой код, каждый знак которого имеет определенный смысл.

Формула шифра для автоцистерны (АС): АЦ-В-С(ХХХХ), где В – вместимость емкости в м3, С – мощность насоса (л/с), (ХХХХ) – цифры, обозначающие модель грузовика, шасси которого использовано.

Пример: АС-5-40 (4310) расшифровывается как автомобиль, оборудованный цистерной с емкостью 5 м3, скорость работы насоса 40 л/с, на базе КамАЗа 4310.

Правильное выражение для насосной станции выглядит следующим образом: ПНС-С (ХХХ).

Обычно после указанных формул в документации прописывается еще номер модели.

Пожарные лестницы

Пожарные лестницы относятся к средствам, предназначенным для эвакуации. В пожарно-техническом вооружении различают несколько видов пожарных лестниц:

  • Металлическая пожарная лестница штурмовая. Она используется для подъема по наружной стене сооружений и работ по вскрытии кровли на крутых крышах.
  • Ручная трехколенная пожарная лестница металлическая. Необходима при тушении пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на высотах.
  • Металлическая пожарная лестница-палка. Используется для подъема пожарных не выше первого этажа и демонтажа перегородок и штукатурки.
  • Лестница веревочная спасательная. Применяется для спуска людей с высоты. используется на буровых установках, кранах, при проведении отделочно-ремонтных работ на высоте.

Пожарные рукава

В ПТВ входят пять разновидностей пожарных рукавов.

  • Насосный пожарный рукав для пожарных кранов и переносных мотопомп. Рукав подает огнетушащие растворы под давлением не более 1МПа. Температура использования от минус 60 до плюс 40 градусов.
  • Морозостойкий пожарный напорный рукав. Эти рукава подают раствор под давлением до 1,6МПа и хорошо устойчивы к холодам.
  • Рукав пожарный напорный с внутренним латексным гидроизоляционным слоем. Данными рукавами оборудуют передвижные пожарные бригады в районах с умеренным и холодным климатом.
  • Рукав пожарный напорный с двусторонним полимерным покрытием. Входят в комплектацию передвижных пожарных расчетов и используются при температуре до минус 40 градусов. Максимальное рабочее давление 1,6МПа.
  • Рукав пожарный напорный с допустимым давлением до 3МПа. Данные рукава обладают дополнительной прочностью и могут использоваться в агрессивной среде.

Рукавная задержка и зажим

Рукавные задержки используются для фиксации пожарных шлангов для тушения пожаров на высоте и на лестничных пролетах или стенах. А также при необходимости вертикального подъема.

Рукавные зажимы применяют при повреждении в рукавной линии и для ее починки. Различают ленточные и карсетные зажимы. Первые устраняют повреждения до трех сантиметров, а вторые позволяют залатать рукав с разрезом до десяти сантиметров.

Это интересно: Карантин: кто вводит и снимает, штрафы, ответственность, мероприятия

Пожарные лестницы

Пожарные лестницы относятся к средствам, предназначенным для эвакуации. В пожарно-техническом вооружении различают несколько видов пожарных лестниц:

  • Металлическая пожарная лестница штурмовая. Она используется для подъема по наружной стене сооружений и работ по вскрытии кровли на крутых крышах.
  • Ручная трехколенная пожарная лестница металлическая. Необходима при тушении пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на высотах.
  • Металлическая пожарная лестница-палка. Используется для подъема пожарных не выше первого этажа и демонтажа перегородок и штукатурки.
  • Лестница веревочная спасательная. Применяется для спуска людей с высоты. используется на буровых установках, кранах, при проведении отделочно-ремонтных работ на высоте.

Новые автомобили

За основу взяли грузоподъемность шасси и параметрические данные самих автомобилей. От первого пункта зависит использование колесной формулы как определяющего фактора проходимости машины и удельная мощность автомобиля. Параметрические данные машины определяют тактические, эксплуатационные и конструктивно-технологические особенности этого вида техники. Ключевыми пунктами при разработке ПА являются:

  • объем цистерны для воды;
  • объем пенобака;
  • вместимость бака для порошка;
  • вместимость бака для огнетушащего газа;
  • производительность насоса;
  • расход лафетных стволов;
  • мощность электрогенератора;
  • длина рукавных линий;
  • высота подъема стрелы;
  • количество мест боевого расчета;
  • возможность оборудования дополнительными системами безопасности.

В начале 2000-х была принята концепция типажа новейших пожарных автомобилей, которая ограничила число базовых моделей и сделала акцент на модификациях с расширением функциональности. Перед разработчиками поставили задачи:

  • модернизация имеющихся на вооружении МЧС ПА;
  • создание новых моделей машин;
  • разработка пожарных прицепов с надстройкой, благодаря которым расширялись тактические возможности основного транспортного средства;
  • модернизация базовых шасси.

Отдельно машиностроители получили заказ на создание новых пожарных автомобилей под конкретные условия эксплуатации. Первоочередной задачей была техника для северных регионов, для тушения крупных пожаров, создание комплекса природоохранного назначения.

С каждым годом менялась база для реализации принятой концепции. В 2005 за основу был взят блочно-модульный принцип конструирования ПА. Результатом стало появление новых специальных пожарных автомобилей, однако уже через год после реорганизации ГПС остро стал вопрос о полной модернизации автопарка. Актуальными стали машины, дифференцированные по классам: легкий, средний и тяжелый. Анализ структуры системы противопожарной охраны за рубежом показал необходимость оснащения ПА средствами индивидуальной защиты личного состава, приборами для контроля среды и проведения разведки, первичными средствами локализации возгораний с целью предотвращения катастроф.

Согласно статистическим данным, в начале 2000-х годов потребность службы пожарной охраны в ПА общего применения составляла 75%. Из них на первом месте стояли автоцистерны (85%).

В последние годы в производстве пожарной техники наметился явный прогресс. Растет число инновационных решений, появляются принципиально новые машины. В лидеры по производству шасси для новейших пожарных автомобилей вышли три компании: IVECO-AMT, УРАЛ и КАМАЗ, и все это техника нового поколения. Цена на машины при этом по сравнению с аналогичными моделями зарубежного производства остается на порядок ниже. В процессе производства акцент делается на улучшении дизайна и повышении безопасности ПА. Была переработана конструкция надстроек, стали использовать устойчивые к коррозии материалы. Инновационные технологии применили и при проектировании установок для тушения пожаров.

Признаки и причины неисправностей, возможности восстановления работоспособности

Любые виды пожарных насосов могут выйти из строя, или снизить производительность по ряду причин:

  • неправильное подключение к водопроводным коммуникациям;
  • износ рабочих элементов устройства;
  • снижение герметичности соединений.

Если неисправности не критичны, их можно устранить. В таблице ниже приведены признаки неполадок, причины их появления и способы восстановления работоспособности.

Признаки Причины Способы ремонта
В вакуумной полости не формируется разряжение

1. Открыт кран слива входного патрубка, не закрыта арматура, неплотное прилегание клапанов.

2. Неплотное соединение элементов.

1. Привести арматуру в нужную конфигурацию.

2. Заменить расходники, подтянуть крепежи.

Устройство не заполняется рабочей средой

1. Высота всасывания – больше, чем требуется.

2. Расслоение рукава.

3. Засорилась сетка.

1. Снизить высоту.

2. Поменять рукав.

3. Прочистить сетку.

На манометре не отображается давление

1. Прибор неисправен.

2. В канале замерзла жидкость или образовался засор.

1. Поменять прибор.

2. Очистить канал.

Появление посторонних шумов и вибраций

1. Появилась кавитация.

2. Ослабли крепления.

3. Износ подшипников.

4. Попадание в устройство предметов.

1. Корректировать настройки.

2. Подтянуть крепления.

3. Поменять подшипники.

4. Очистить устройства.

При работе снижается сила струи

1. Засорилась сетка.

2. Нарушена герметичность соединений.

3. Пропускают сальники.

1. Прочистить засор.

2. Поменять кольца.

3. Поменять сальники, проверить объем масла.

Установка не дает должного напора

1. Засор колеса.

2. Износ уплотнителей.

3. Попадание воздуха в систему.

4. Повреждение лопаток колеса.

1. Устранить загрязнения.

2. Поменять уплотнители.

3. Купировать попадание воздуха.

4. Поменять колесо.

Смеситель не подает состав для образования пены

1. Засор в магистрали.

2. Засор на выходе из дозатора.

1. Прочистить магистраль.

2. Прочистить отверстие дозатора.

Перекачка воды из водоема

Системы классификации

Машины, используемые при ликвидации огня, делятся не только по видам работ, но и по их ТТХ:

  • Классификация пожарных автомобилей по проходимости. Категория 1 – авто с ведущими передними или задними колесами, допустимы для городских дорог. Категория 2 – все ведущие колеса, применяют в условиях сельской местности. Категория 3 – универсальная полноприводная техника.
  • Классификация пожарных автомобилей по климатическим условиям. Умеренные (-40…+40°С), северные (-60…+40°С), тропические с охлаждающими агрегаты установками.
  • Классификация пожарных автомобилей по полной массе. Легкие (2000-7500 кг), средние (7500-14000 кг) и тяжелые (более 14000 кг).
  • Классификация пожарных автомобилей по месту посадки. Малые (1+1 или 1+2), средние (1+5 или 1+6) и усиленные (1+8 и выше).

Тема развития материально-технической базы МЧС не теряет своей актуальности. Следственный комитет РФ ежегодно дает статистику по несчастным случаям, связанным со стихией. По этим данным только в 2018 году было около 8 тыс. возгораний на бытовой почве, которые унесли жизни 7296 граждан нашей страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector