Разновидности судовых систем пожаротушения

Действия по тушению

Борьбой с пожаром на судне руководит его капитан или в его отсутствие другие уполномоченные лица. Основные действия при этом:

  1. разведка пожара;
  2. локализация;
  3. предупреждение взрывов;
  4. непосредственно ликвидация.

Разведка позволяет узнать параметры пожара, места возгораний на судне и масштабы происходящего. Одновременно определяют наличие и объем горючих веществ, завалов, особенные условия развития пожара, эвакуационные пути. Разведка заключается в осмотре отсеков, изучении состояния конструкций судна (температура переборок, их целостность).

Если обнаружено задымление, то членов группы разведки обеспечивают средствами индивидуальной защиты органов дыхания и специальными костюмами. Они могут использовать инструмент для расчистки проходов, разборки конструкции, чтобы был доступ к очагу для пожарной техники и средств его тушения.

Немедленно проводится эвакуация людей из опасных зон, при невозможности самостоятельного выхода. Это первоочередная задача, которая выполняется при малейшей возможности. При их эвакуации основная часть средств пожаротушения должна находиться на предполагаемых путях прохождения людей.

Если пожар обнаружил член экипажа, не входящий в состав аварийной или вахтенной службы, то он обязан через ближайший извещатель подать сигнал на все посты. Далее включается система сигнализации. Она также подает различные звуки, по которым члены экипажа узнают о происходящем. Например, сигнал оповещения о пожаре отличается от сигнала перед выпуском пара в отсеки или каюты. Это необходимо для своевременной эвакуации и недопущения нанесения вреда здоровью.

Обнаруживший при возможности должен обесточить электрооборудование, находящееся в опасной зоне. Для дополнительной информативности необходимо стучать в переборки и громко кричать о пожаре. После ликвидации возгораний проводят тщательный осмотр судна.

Если тушение стационарными системами не происходит, то помещение задраивают, закрывают люки. Нагретые конструкции охлаждают огнетушащими веществами из пожарных стволов, когда это безопасно. При тушении подача таких веществ осуществляется через люки.

Железнодорожный транспорт

Поезда широко используют для перевозки пассажиров и грузов, в том числе огнеопасных. Составы могут быть: закрытыми, открытыми, с платформой, цистернами, электровозы, тепловозы.

Причины ЧС

Чаще возгорание появляется из-за:

  • столкновения составов;
  • утечки легковоспламеняющегося вещества;
  • взрыва опасного груза;
  • схода с рельс;
  • наезда на машину или другую технику на переезде;
  • короткого замыкания;
  • применения неисправного оборудования.

Пожарная опасность станций и состава

Нюансов пару. Самыми опасными в плане возгорания считаются станции и пункты, на которых производится сортировка, загрузка. Нужно выделить цистерны с газом, воспламеняющейся жидкостью.

Пожарная опасность на железной дороге характеризуется:

  1. Значительной плотностью застройки станций, выполняющих функцию сортировки, погрузки, многочисленных составов.
  2. Наличием большого числа ТС, перевозящих опасные товары (взрывоопасные, легковоспламеняющиеся).
  3. Незначительным разрывом между поездами, что приводит к быстрому распространению пожара.
  4. Затрудненным подъездом к горящему составу.
  5. Недостаточно развитой ППВ сетью.

Если процесс погрузки, формирования состава оказался нарушенным, это повышает риск возникновения, распространения пожара. Неправильное соединение вагонов может привести к повреждению перевозимых грузов, разливу жидкостей, другим опасным последствиям.

Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на транспорте имеет особенности

Они связаны с тем, что прежде, чем приступать к устранению огня, важно определить свойство груза, обесточить сеть, расположенную непосредственно над очагом возгорания

Ликвидация пожара

Первоочередной задачей при выявлении возгорания на ж/д транспорте является оповещение, помощь при проведении эвакуации пассажиров. После следует расцепить вагоны, приступить к тушению доступными средствами. Вместе с этим ответственное лицо обязано известить о ЧС начальника состава, дежурного по станции, который вызывает АСР-бригаду.

Если пожар возник внутри вагона, принято использовать пенные огнетушители или водяные стволы. На электровозах применяют аэрозольные и порошковые средства

Если состав перевозит груз, важно выяснить его характер, порядок действий, который указан в сопроводительных документах

Противопожарные системы и оборудование

На флоте, неважно морской он или речной, обеспечение ПБ закладывают еще на стадии проектирования судов любого типа, класса; воплощая проектные решения на стадии строительства, а затем оборудования, комплектации, а именно:

  • Производится огнезащита металлических конструкций судна, в предусмотренных проектной документацией местах.
  • Выполняются противопожарные перегородки / переборки между пожарными отсеками / помещениями судов.
  • Устанавливаются противопожарные ворота, двери, люки, в том числе с частичным заполнением противопожарным (огнестойким) стеклом, в проемах таких переборок.
  • В местах прохождения коммуникаций через противопожарные переборки все проемы, отверстия заделываются, герметизируют, в том числе водостойкими огнезащитными штукатурками, огнестойкой пеной.
  • Устанавливаются огнезадерживающие клапаны на вентиляционных системах судна, огнепреградители на трубопроводах закачки топлива, жидких горючих грузов.
  • Прокладываются трубопроводы стационарных систем пожаротушения судна, кабельные трассы автоматической пожарной сигнализации, СОУЭ – оповещения о пожаре.

Для своевременного обнаружения мест возникновения очагов горения, их локализации в отсеках, оперативной ликвидации на судах используются следующие виды, типы систем сигнализации, оповещения, установок тушения пожаров, являющихся важной составной частью их конструкции, оборудования:

  • Автоматическая сигнализация о точном месте обнаружения очага возгорания с максимальными или максимально-дифференциальными типами тепловых пожарных извещателей, датчиками дыма, а также газовыми пожарными извещателями, выбираемыми на стадии проектирования в зависимости от назначения защищаемых отсеков/помещений судна; предстоящей пожарной нагрузки – видов, количества перевозимых в них грузов.
  • Ручные пожарные извещатели для сообщения от члена экипажа судна, первым визуально обнаружившего признаки пожара, дублирования тревожного сигнала.
  • Световые, звуковые пожарные извещатели, оборудование речевого оповещения/громкоговорящей корабельной связи.
  • Водяные установки пожаротушения со спринклерными оросителями, устанавливаемыми для защиты кают экипажа, пассажиров, коридоров, камбуза, общественных помещений, например, кают-компании; дренчерными оросителями – для грузовых отсеков, вспомогательных помещений. Это основной вид установок пожаротушения на судах, как, впрочем, и на суше, учитывая доступность, универсальность такого огнетушащего вещества, как вода.
  • Пенные установки пожаротушения для защиты машинных отделений, где установлены дизельные двигатели; электрогенераторных помещений; насосных отделений судна; грузовых трюмов, отсеков с наличием ГЖ, ЛВЖ.
  • Ограниченно для защиты отдельных особо важных, небольших по площади технических помещений управления, жизнеобеспечения судна используют газовые, порошковые системы пожаротушения.
  • Система внутреннего противопожарного водоснабжения / водопровода, с установленными в рассредоточенных местах судна пожарными кранами, укомплектованными рукавами, стволами.

Вся аппаратура контроля и управления противопожарными системами судна устанавливается, концентрируется в помещении главного командного пункта (рубке) управления, выполняющем функции пожарного поста, откуда капитаном передаются необходимые команды с помощью системы громкоговорящей связи, возглавляется борьба экипажа с возникшим пожаром; организацией, проведением эвакуации пассажиров в безопасные места; отработкой плана действий при авариях и катастрофах.

Кроме стационарных средств тушения пожаров, помещения корабля укомплектовываются порошковыми, углекислотными, хладоновыми огнетушителями, для определения их необходимого количества производится расчет необходимого количества огнетушителей; или оснащение первичными средствами пожаротушения, пожарным инвентарем и ручным инструментом, необходимыми для оперативного устранения небольшого по площади очага возгорания, производится по нормам положенности.

Действия при тушении возгорания

При обнаружении возгорания члену экипажа следует сообщить об этом на вахту, обесточить оборудование, начать тушение огня. Если это сделать невозможно, следует покинуть помещение, задраив все входные отверстия, люки, иллюминаторы, вентиляционные ходы. В прилегающих помещениях убирают способные к воспламенению вещества и предметы, охлаждают переборку водой из пожарной магистрали. Во время эвакуации используют аварийные дыхательные устройства, способные защитить органы дыхания на протяжении минимум 10 минут. При включении звукового оповещения системы объёмного пожаротушения команда должна покинуть помещение. При объёмном пожаротушении вентиляционную систему отключают и применяют её только через 8 часов после ликвидации очага.

Действия команды при тушении пожара включают:

1) прекращение горения веществ и материалов, в том числе путём охлаждения до нижней границы температуры горения;

2) локализацию и изоляцию очага возгорания;

3) вынос пострадавших и оказание необходимой медицинской помощи, охлаждение переборок водой.

При работе в задымленных помещениях команда использует специальную одежду и изолирующие дыхательные аппараты. В жилых каютах и служебных отсеках при тушении огня двери не открывают, пожарные стволы подают через иллюминаторы или филенки. При невозможности потушить пожар в трюме применяют его затопление, учитывая остойчивость и плавучесть судна, вероятность всплытия груза в подпалубное пространство, увеличение объёма грузов. В рефрижераторном отделении выполняют аварийный выпуск аммиака или хладагента.

Снаружи огонь тушат, отведя судно в сторону от конструкций и материалов, подавая воду с наветренной стороны и сбивая мощными струями за борт горящие нефтепродукты. При стоянке судна его располагают так, чтобы пожар был с подветренной стороны, во время движения его скорость уменьшают и минимизируют степень качки. Опасные грузы подготавливают к выброске.

Во время тушения и локализации пожара готовят спасательные шлюпки, снабжая их водой, пищевыми продуктами и спасательными принадлежностями для плавания в море. Одновременно следует изменить курс судна, направив его в сторону ближайшего порта. В качестве последнего спасения судна и груза можно применить затопление судна на мелководье, защищённом от волнения, имеющее глубину, во время прилива достигающую до уровня палубы, с твёрдым песчаным дном. Это место должно располагаться вне фарватера.

Правила противопожарного режима

Даже правильно спроектированное, оснащенное всеми необходимыми инженерными системами, техническим противопожарным оборудованием, средствами для борьбы с пожарами судно остается крайне опасным и уязвимым при возникновении очага возгорания в нем объектом защиты.

Автономность судна, наличие на борту значительных объемов пожарной нагрузки, включая пожароопасные грузы; затрудненность эвакуации людей из-за стесненности основных эвакуационных путей и выходов, ограниченности путей вывода в безопасные места требуют от судовладельца, экипажа во главе с капитаном серьезного подхода, выполнения всех правил и требований ПБ, строгого соблюдения противопожарного режима как во время плавания, так и находясь в порту.

Наиболее частыми причинами пожаров на судах являются:

  • Нарушения противопожарного режима – курение вне отведенных мест, неправильная эксплуатация или использование самодельных электроприборов.
  • Нарушения правил ПБ при проведении различных работ, связанных с использованием открытого огня, в том числе без оформления наряда-допуска на выполнение огневых работ.
  • Механические повреждения электрооборудования, электропроводки судна.
  • Нарушения мер ПБ, ошибки при складировании ЛВЖ, ГЖ, горючих сыпучих материалов в грузовых трюмах, отсеках.
  • Разгерметизация трубопроводов подачи топлива с последующим контактом с горячими рабочими механизмами машин, источниками открытого пламени.
  • Нарушения правил ПБ при эксплуатации котлов, печей.

Суда внутреннего водного транспорта РФ (ВВТ РФ), работа экипажей на их борту должны отвечать требованиям «Правил ПБ на судах внутреннего водного транспорта РФ», причем экземпляр этих правил обязательно входит в судовые документы, отражающие пожарную безопасность судна, и должен находиться на борту любого судна.

Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности на судне возложена на судовладельца, что эксплуатирует его от своего имени, независимо от того, его он собственник или использует его на другом законном основании. На практике ответственным за пожарную безопасность судна является капитан.

Судовладельцам, капитанам судов этими правилами вменены в обязанность организация, проведение следующих основных противопожарных мероприятий:

  • Инструктажи по пожарной безопасности с командным составом, рядовыми членами экипажей судов.
  • Обучение их практическим навыкам борьбы с огнем на борту судна, с использованием имеющегося арсенала противопожарных систем, установок, оборудования, первичных средств.
  • Создание аварийных партий/групп из членов судовой команды для борьбы за живучесть судна при возникновении пожара. Количество, число членов таких партий/групп прямо зависит назначения, типа судна, численности экипажа.
  • Ознакомление пассажиров с противопожарным режимом на судне, планами эвакуации при пожаре, действиями по эвакуации при поступлении сигнала пожарной тревоги.
  • Создание, размещение в наиболее посещаемом или проходном месте на судне стенда (уголка) по пожарной безопасности, где на плакатах, планах-схемах наглядно отражены действия при возникновении пожара; приемы обращения с первичными средствами; характерные нарушения правил ПБ на судах; места размещения средств пожаротушения и другая необходимая информация.

«Правила ПБ на судах ВВТ РФ» в своих разделах дают подробную, исчерпывающую информацию о требованиях ПБ в период эксплуатации – при перевозке пассажиров, при стоянках у причалов и на рейдах; в пунктах приема и отстоя, при проведении пожароопасных ремонтных работ; а также для судов, перевозящих взрывопожароопасные, нефтеналивные грузы.

Пожароопасность самолетов

Быстротечное развитие возгорания на воздушном транспорте свидетельствует о том, что это объект повышенной пожарной опасности, который притом имеет низкую защищенность.

Главная опасность кроется в наличии на борту нескольких десятков и даже сотен тонн авиатоплива. В случае столкновения самолета с препятствием или землей горючее разливается на большую площадь, воспламеняется и даже приводит к взрыву.

Воздушные суда относятся к пожароопасным объектам по причине:

  • большого количества горючих веществ, находящихся на борту;
  • отделки пассажирского салона декоративными материалами, имеющими высокую токсичность (пластмасса, синтетика);
  • большого количества пассажиров;
  • узких эвакуационных путей и выходов;
  • низкой степени огнестойкости фюзеляжа.

Причины возгораний

К наиболее частым причинам возгорания на воздушном транспорте относят:

  • неисправность отдельных систем и узлов самолета;
  • потеря прочности вследствие столкновения с препятствием;
  • неправильная заправка горючими веществами;
  • перемещение транспорта за пределы взлетно-посадочной полосы.

Пожароопасные зоны

В качестве зон, обладающих повышенной пожароопасностью, особенно выделяют:

  • цистерны с гидрожидкостью;
  • аккумуляторы;
  • аппарат с кислородом;
  • масляные резервуары двигателей;
  • установку противообледенения;
  • кондиционеры;
  • топливные баки.

Пожарные корабли

Судно проекта 14613 МАРС

Пожарное судно проекта 14613 МАРС

Такие судна специального назначения считаются вспомогательными транспортными средствами при ликвидации ЧС на воде.

Все они состоят из следующих элементов:

  • корпус, имеющий необходимые надстройки
  • системы орошения
  • насосы
  • иловую установку
  • водопенные коммуникации

Для того чтобы корпус в процессе борьбы с возгоранием избежал повреждений из-за теплового воздействия применяются водяные завесы. Они обеспечивают необходимую защиту по периметру. Корпус же состоит из усиленных отсеков, обладающих водонепроницаемостью.

Надстройки необходимы для размещения бытовых, служебных комнат, кают для отдыха. Для бесперебойного оснащения корабля энергией имеются вспомогательные двигатели. Они состоят из генераторов и оборудованы 2 системами запуска. Осуществлять управление двигателями возможно как из центрального пункта управления, так и из машинного отдела.

На суднах ставят минимум 2, максимум 4 насоса для осуществления ликвидации огня. Для их привода используются отдельные двигатели, иногда возможно применение главных ходовых двигателей. Для быстрого пополнения насосов водой, их расположение должно быть ниже ватерлинии. Среднее количество воды, которое подается ими достигает 1000 м3/ч. При этом напор может быть до 100 м.

Пожарная техника, которой оснащаются корабли, может быть различна. Это зависит от типа судна. Но всегда имеются как минимум 2 лафетных ствола. Один находится на верхней палубе, а другой в той части палубы, от которой он будет отшвартовываться в процессе работы.

Корабль Полковник Чернышев

Тактико-технические характеристики корабля “Полковник Чернышев

Пожарные суда России способны эффективно участвовать в ликвидации пожара при морских волнах до 4 баллов. Обязательно на специальных кораблях МЧС имеется противопожарная система, состоящая из водяной завесы и системы отгона нефтяной пленки. С ее помощью можно тушить пожары различных типов, включая возгорания нефтепродуктов и электрического оборудования.

Для тушения используется как пена, так и вода. Специальные насосы, которые устанавливаются дополнительно к основным, обеспечивают подачу пенообразователя. Лафетные стволы оснащены насадками, которые подают тушащее вещество в очаг пожара. Стволы могут быть стационарными, переносными и ручными.

Для ликвидации крупных огненных катастроф на расстоянии применяется гидропушка. Она способна подавать воду на расстояние до 130 – 140 м. Диаметр спрыска составляет 95 – 110 мм.

Для обеспечения спасательных действий задействуются специальные средства: жилеты и шлюпки. Подруливающее устройство необходимо для удержания судна в зоне возгорания, а также для осуществления маневров. Транспортировка горящих судов осуществляется с помощью электрокрана. Он может поднимать грузы весом до 1 т.

Корабли оснащаются примерно таким же тушащим оборудованием, что и наземный пожарный транспорт.

Судно пожарное 1496МП Морж

Судно пожарное 1496МП Морж

Однопалубный, стальной, одновинтовой катер с дизельной установкой, избыточным надводным бортом, двухъярусной рубкой и приподнятой палубой в носу. Катер предназначен для тушения пожаров на плавсредствах и береговых объектах, а также для проведения аварийно-спасательных работ.

Назван в честь трагический погибшего Прокопчика Игоря Степановича, главного инженера отряда “Центроспас”.

Тактико- технические характеристики

Использование Река-море, ледокольного типа
Экипаж 9 (в том числе 3 матроса-пожарных)
Главный двигатель
Марка TDD604 BL6 (DEUTZ)
Мощность 530 кВт (720 л.с.)
Количество двигателей 1
Электрогенератор дизель-генератор EM62DS, 62 кВт
Марка пожарного насоса EN125-500 (2 шт.)
Количество стационарных лафетных стволов 2
Установка комбинированного пожаротушения Пурга 40.60.100ДУ (2 шт.)
Высота подъема пеногенераторов 15 м
Запас пенообразователя 2 х 2,7 м3
Длина 26,4 м
Ширина 6,3 м
Осадка 2,0
Водоизмещение 162 тонны
Запас хода 1180 миль
Скорость хода 10,7 узлов

Судно пожарное ВЬЮН

Быстроходный противопожарный теплоход типа «Вьюн» проекта 16640 предназначен для оказания экстренной помощи судам, плавсредствам и береговым объектам при пожаре. Пожарные суда доставляют к месту пожара боевые расчеты, средства тушения, и подают воду как по пожарным рукавам, так и из бортовых лафетов.

Суда укомплектованы пенообразователями, пеносместителями для тушения горения нефтепродуктов. С помощью судов осуществляется буксировка горящих объектов в безопасное место, спасения людей и откачки воды из затопленных судов.

Судно пожарное Вьюн

Порошковые огнетушители

Порошковые типы огнетушителей на судне считаются самыми подходящими, так как борются с горением абсолютно всех возможных предметов, жидкостей и оборудования. В процессе выброса огнетушащего состава (смеси аммония и фосфора) к зоне воспламенения доступ кислорода будет перекрыт, однако поврежденная поверхность по-прежнему останется сильно нагретой, что может спровоцировать возобновление горения.

Огнетушители ОПУ

Несмотря на этот недостаток, удобная конструкция запорно-пускового устройства позволяет подавать порошок порционно или непрерывно. Дальность выброса порошка – до 6 м. Порошковые огнетушители на судне можно размещать как на палубах, так и внутри кают и технологических помещений. Если в процессе его работы на палубе ветрено, то следует и тушение производить с наветренной стороны во избежание попадания частиц аммофоса в дыхательные пути.

Судовые системы пожаротушения и огнетушители

Профилактика возгораний

— важнейшая часть борьбы с возгораниями на судне. Во-первых, проверяется исправность технических средств, целостность переборок, работоспособность систем пожаротушения. Все результаты и данные осмотров заносятся в судовой журнал.

Во-вторых, проводится обучение по пожарной безопасности на судах. Члены экипажа сдают экзамены и получают сертификаты и дипломы о прослушивании курса. Своевременные инструктажи закрепляют знания и помогают узнать специфику судна в части пожарной безопасности. Также составляют , на которых указано размещение всех необходимых технических средств и устройств в различных отсеках судна.

На судах в обязательном порядке дежурит пожарная вахтенная служба. В ее обязанности входит проверка соблюдений требований пожарной безопасности членами экипажа, обходы судна, осмотр противопожарных перекрытий. Именно на пост вахтенной службы в первую очередь поступает сигнал об обнаружении возгорания или задымления.

Установлены правила по обращению с электроприборами, пожароопасными веществами, использованию огня на судах, а также обозначены требования к отведению определенных мест для курения и их оснащения средствами безопасности и маркировкой.

Огневые работы часто приходится проводить во время плавания. Однако это может повлечь за собой создание аварийной ситуации, в том числе возникновение пожара на судне. Перед началом таких работ их согласовывают с капитаном и придерживаются всех правил защиты.

Также на судах нельзя загромождать проходы и эвакуационные пути, все оборудование и технические средства пожаротушения должны быть исправны. В зависимости от длины судна создают определенное количество аварийных постов. На одних из них хранят средства пожаротушения и инструмент. В некоторых случаях разрешено объединять посты в один, если размер судна небольшой.

Пенные огнетушители

Пенные огнетушители на кораблях делятся на химические пенные и воздушные пенные. Вторая модель способна справляться лишь с горением твердых и жидких материалов и веществ, а при отрицательной температуре воздуха эффекта и вовсе не будет. Потому применять пенные средства пожаротушения можно лишь внутри отапливаемого помещения.

В качестве стандартного варианта приобретается ОВП-10 с массой пены в 10 л. Такого объема будет достаточно для прекращения горения в небольшом меблированном помещении при отсутствии оборудования с токоведущими элементами. При нажатии на пусковой рычаг пенообразователь смешивается с воздухом и равномерно через распылитель покрывает очаг пламени. Дальность выбрасываемой пенной струи составляет 3 м, что обеспечивает защиту экипажа и пассажиров от ожогов и отравления токсичными продуктами горения.

Пенный огнетушитель ОПВ-100

Химические пенные переносные огнетушители на судах используются редко в виду своей неэффективности. Гидрокарбонат натрия и ПАВы составляют основу огнетушащей смеси, которые быстро перекрывают доступ кислорода к пламени. Но проблема заключается в необходимости очистки сопла огнетушителя непосредственно перед тушением, что отнимает много времени. Манипуляций с конструкционными составляющими тоже предостаточно – это и повороты рукоятки, и переворачивание баллона, и ожидание химической реакции с выделением большого объема углекислого газа. Еще один минус – это отсутствие возможности приостановить работу огнетушителя, как это возможно с современными моделями порошковых и углекислотных баллонов.

Классификация

  • Специфические. Они имеют на борту крупногабаритное мощное противопожарное оборудование, которое не позволяет использовать таковые плавсредства не по назначению.
  • Комбинированные. В группу входят те портовые и пожарные буксиры, на которые установлено пожарное оборудование, не снижающее эффективности их буксировочных свойств даже при применении не по назначению.

Также пожарные суда можно представить в классификации по району плавания:

  • Речные.
  • Морские.
  • Комбинированный тип «река-море» (главным образом, таковые плавательные средства используются в крупных речных руслах).

Индивидуальные действия

Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан:

  • сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику);
  • обесточить электрооборудование;
  • если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными сред­ствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эф­фективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью;
  • если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию, закрыть двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию;
  • убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться;
  • охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.

Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD – Emergency Escape Breathing Device), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 минут (рис. 2).

Рис. 2 Использование аварийного дыхательного устройства

Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объем­ного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector