Анализ требований и изменений в законе о пожарной безопасности
Содержание:
- Противопожарный режим на территории объекта, в подвальных и чердачных помещениях, содержание помещений.
- Полномочия служб на различном уровне
- Требования к безопасности зданий, сооружений, площадок
- Структурные изменения в новых ППР
- Основные предписания действующего законодательства
- Нормативными документами по пожарной безопасности определяются:
- Для каких объектов не требуется
- Требования к территориям и зданиям
- Система обеспечения пожарной безопасности
- История образования пожарной службы в России
- Частная ПО
- Добровольная ПО
- Условия соответствия объекта защиты
Противопожарный режим на территории объекта, в подвальных и чердачных помещениях, содержание помещений.
Для обеспечения противопожарного режима на предприятии необходимо выполнить следующие организационные мероприятия:
- Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
- Правила применения на территории предприятий открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения временных пожароопасных работ устанавливаются обще объектовыми инструкциями о мерах пожарной безопасности.
- На каждом предприятии приказом (инструкцией) должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:
определены и оборудованы места для курения;
определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;
определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
- В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов), при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
- Руководитель (предприниматель) объекта с массовым пребыванием людей (50 человек и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре обязан разработать инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодке должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
- Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время.
Работники предприятий, а также граждане обязаны:
соблюдать на производстве и в быту требования пожарной безопасности, стандартов, норм и правил, утвержденных в установленном порядке, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим;
выполнять меры предосторожности при пользовании газовыми приборами, предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами и оборудованием;
в случае обнаружения пожара сообщить о нем в пожарную охрану и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.
Граждане обязаны предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность государственным инспекторам по пожарному надзору проводить обследования и проверки, принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.
Лица, которым поручено проведение мероприятий с массовым участием людей (вечера, дискотеки, торжеств вокруг новогодней елки, представления и т.п.), обязаны перед их началом тщательно осмотреть помещения и убедиться в полной готовности их в противопожарном отношении.
Руководители (предприниматели) предприятий, на которых применяются, перерабатываются и хранятся опасные (взрывоопасные) сильнодействующие ядовитые вещества обязаны сообщать подразделениям пожарной охраны о них данные, необходимые для обеспечения безопасности личного состава, привлекаемого для тушения пожара и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на этих предприятиях.
Полномочия служб на различном уровне
Полностью раскрыты вопросы о создании новых либо же изменении старых законодательных, нормативных и регламентирующих актов, относящихся к сфере пожарной безопасности.
Органы государственной власти могут влиять на изменения в организациях, которые попадают в сферу их влияния и работают в области пожарной безопасности.
Присутствует упоминание об на объектах, информировании и образовании населения для улучшения общей безопасности. В полномочия органов власти включены разработка, исполнение, финансовое планирование и внедрение федеральных программ.
Местные администрации и подобные органы обеспечивают посильное тушение пожаров, когда пожарные расчеты еще не приехали, дополнительно способствуют образованию добровольческих организаций, принимают различные меры по информированию людей о возникшей опасности.
В населенных пунктах должно быть достаточное количество огнетушителей, инвентаря и подручного инструмента для тушения пожара. Органы местного самоуправления обеспечивают наличие и исправность источников огнетушащих веществ.
Для городов федерального значения условия зависят от требований соответствующих законодательных актов, где описаны полномочия городских, поселковых администраций.
https://youtube.com/watch?v=7X8ScUXqzC0
Требования к безопасности зданий, сооружений, площадок
Для обеспечения надежности зданий на этапе их проектирования следует предусматривать такие конструкции, инженерное оборудование и стройматериалы, которые соответствуют предусмотренным законом специальным характеристикам. Это значит, что при пожаре обеспечивается возможность:
- эвакуировать людей до причинения вреда жизни и здоровью;
- осуществить мероприятия по спасению;
- доступа подразделениям спасателей и доставки средств тушения в помещения;
- подать вещества для тушения в очаг пожара;
- предотвратить распространение пожара на иные здания и сооружения, расположенные рядом с адресом горящего здания.
Устанавливаемые в зданиях системы защиты должны давать возможность эвакуировать людей.
Системы снабжения зданий и сооружений электричеством должны быть оборудованы устройствами защитного отключения.
Пути эвакуации должны иметь аварийное освещение (требования пожарной безопасности ФЗ-123) с автономными источниками питания, дающими возможность бесперебойной работы во время процесса эвакуации.
В зданиях монтируются автоматические установки тушения с тем расчетом, чтобы:
- оповестить людей о пожаре, объявление должно быть слышно всем;
- тушащего вещества было достаточно для прекращения огня в конкретном помещении.
Системы оповещения о чрезвычайной ситуации действуют с помощью подачи световых, звуковых и(или) речевых сигналов во все помещения, где пребывают люди.
К обустройству производственных площадок также установлен определенный перечень:
- наличие средств тушения пожара;
- наличие двух и более въездов с разных сторон;
- у въездов размещаются планы защиты от пожара;
- наличие свободного подъезда к местам концентрации стройматериалов;
- наличие щитов с оборудованием для тушения огня;
- исправность водопроводных сетей.
Структурные изменения в новых ППР
Начнём со структуры этих актов. Как нам известно, старые ППР в РФ содержат 22 раздела и 8 приложений (№ 1, 2, 2 (1), 3, 4, 5, 6, 7). В новых же ППР в РФ к раннее существовавшим двадцати двум разделам с частично изменёнными названиями добавилось два новых раздела:
- ;
- .
В указанных разделах наряду с требованиями пожарной безопасности, перешедшими из других разделов старых ППР в РФ, изложены и абсолютно новые требования.
Также значительные изменения претерпела и структура приложений. С 01.01.2021 будут отсутствовать требования к форме наряда-допуска на выполнение огневых работ Нажмите для перехода на ПожВики (приложение №4 старых ППР в РФ). Требования к сведениям, которые должны содержаться в указанном наряде, теперь изложены в . В новом же содержатся требования к Порядку использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов.В настоящее времяПорядок использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса утвержден приказом МЧС России от 26 января 2016 г. № 26. Но он, как и ряд других актов МЧС России, содержащих обязательные требования, прекращает своё действие с 01.01.2021 на основании постановления Правительства РФ от 11.07.2020 №1034.
Необходимо отметить, что с 01.01.2021 вводится требование о необходимости разработки Паспорта территории организации отдыха детей и их оздоровления, а также территории садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных Нажмите для перехода на ПожВики пожаров Нажмите для перехода на ПожВики. Форма паспорта установлена , а требования к необходимости и порядку разработки указанного Паспорта определены .
При этом в случае нахождения детского лагеря, объектов садоводства или огородничества на территории населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, в соответствии с административно-территориальным делением паспорт составляется только на населенный пункт. Указанный паспорт оформляется также и для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений физических лиц, не прошедших реорганизацию в соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Заканчивая анализ структурных изменений, обратим ваше внимание, что в следующих статьях мы проведём краткий сравнительный обзор основных требований пожарной безопасности по отдельным разделам старых и новых Правил противопожарного режима в РФ.
Подробный сравнительный анализ изменений читайте в статьях:«Изменения в Правилах противопожарного режима в РФ в 2021 году: сравнительный анализ ППР №1479 и №390 (часть 2)»
← ПредыдущаяСледующая →
Возврат к списку
В разделе:
Читай также
Больше популярных статей
Изменения в Правилах противопожарного режима в РФ в 2021 году: сравнительный анализ ППР в постановлениях Правительства №1479 и №390 (часть 2)
Продолжаем знакомиться с последними изменениями в Правилах противопожарного режима (ППР в РФ), которые вступят в силу с 1 января 2021 года. В этой статье мы проведем подробный сравнительный анализ и выясним, какие изменения содержатся в Правилах противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 (редакция 23.04.2020), по сравнению с Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479.
читать полностью
Все, что нужно знать о журнале эксплуатации систем противопожарной защиты: содержание, форма, образец заполнения, разъяснение МЧС
На основании требований пунктов №№ 17, 30, 42, 43, 48, 50, 52, 54, 60, 95, 124, 412 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима», с 1 января 2021 года в организациях необходимо обеспечить ведение нового журнала, который называется «Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты». Об этом и поговорим в данной статье.
читать полностью
Отличия СП 1.13130.2020 от СП 1.13130.2009. Часть 4. Изменения в общих требованиях к лестницам и лестничным клеткам
Очередная часть нашего анализа по сравнению требований веденного в действие с 19 сентября 2020 года свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» от действовавшего ранее СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» будет посвящена отличиям в общих требованиях к лестницам и лестничным клеткам.
читать полностью
S-619 (А003)19698
Основные предписания действующего законодательства
Свод законов о пожарной безопасности касается всех сторон проектирования, строительства и эксплуатации различных объектов. В нем есть следующие предписания:
- Организовывать полный комплекс мероприятий по пожарной безопасности на строящихся и введенных в эксплуатацию зданиях (внедрение систем дымоудаления, оповещения о пожаре, автоматического тушения, установки средств пассивной защиты и элементов для первичного тушения).
- Составление проектных документов (с указанием мест огнетушителей, противопожарных дверей, негорючих перегородок, запасных выходов), планов эвакуации для персонала и посетителей, расчетов пожарного риска. Правильное категорирование помещений с соответствующими обозначениями.
- Проведение экспертиз по испытанию пожарных лестниц, ограждений, крыш, ширине проходов и количеству запасных выходов, корректности срабатывания электронных систем, кранов. Аудит документации.
Нормативными документами по пожарной безопасности определяются:
- Правила отнесения зданий, сооружений и пожарных отсеков к классам по конструктивной пожарной опасности.
- Правила и методы исследований (испытаний и измерений) характеристик систем предотвращения пожаров.
- Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей.
- Группы легковоспламеняющихся и особо опасных легковоспламеняющихся жидкостей, воспламенение паров которых происходит при низких температурах.
О необходимых документах по пожарной безопасности на предприятии можно почитать в статье: https://pojarunet.ru/dokumenty-po-pozharnoj-bezopasnosti
Для каких объектов не требуется
ГрК РФ в ст. 49 говорит о том, что экспертизу можно не проводить в части проектных документов по некоторым видам жилых домов, многоквартирных, отдельно находящихся объектов с высотой не больше 2 этажей и с общей площадью не больше 1500 м². Исключение составляют особенно опасные, технически сложные, уникальные сооружения, которые:
- неприменимы для проживания, производственной деятельности;
- применимы для производства, но не требуют конструирования санитарно-защитных зон;
- применимы для производства, и санитарно-защитные зоны уже установлены в границах участка, на котором они стоят.
Это значит, что обязанность составлять декларацию по подобным сооружениям отсутствует. Такой документ можно составить на добровольных основах.
Требования к территориям и зданиям
Требования к пожаробезопасной эксплуатации зданий, сооружений и территорий изложены в правилах противопожарного режима ППР.
Территория населенных пунктов и предприятий в пределах противопожарных разрывов между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары и т.д.
Противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями не допускается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки автотранспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.
Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободны для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
Территория населенных пунктов и предприятий должна иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря.
В зданиях, сооружениях предприятий и организаций запрещается:
а) хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы;
б) использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, а также для хранения оборудования и других предметов;
в) размещать в лифтовых холлах кладовые, ларьки и другие подобные помещения;
г) устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения;
д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов;
е) производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты;
ж) загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, заваривать и загромождать люки на балконах и лоджиях квартир;
з) проводить уборку помещений и стирку одежды с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб с применением открытого огня;
и) остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;
к) устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
л) устраивать в производственных и складских помещениях зданий антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла;
м) устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров;
н) загромождать и закрывать проходы к местам крепления спасательных устройств.
Система обеспечения пожарной безопасности
Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются:
- органы государственной власти,
- органы местного самоуправления,
- организации,
- граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
- нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
- создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
- разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
- реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
- проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
- содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
- научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
- информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
- осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
- производство пожарно-технической продукции;
- выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
- лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее – лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее – подтверждение соответствия);
- тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
- учет пожаров и их последствий;
- установление особого противопожарного режима.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:
- систему предотвращения пожара,
- систему противопожарной защиты,
- комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
История образования пожарной службы в России
Древесина — одна из самых больших ценностей нашей страны. Русские строили из дерева дома, деревни, села, города. Всем хороша древесина, но это очень горючий, легко воспламеняемый материал. Огонь всегда был главным врагом наших предков. Что уж говорить о всей Руси, если Москва сгорала более, чем 100 раз.
Тушение пожаров на Руси
Царь Алексей Михайлович Романов, прозванный «Тишайшим» за доброту и рассудительность, известен своими государственными реформами. 30 апреля 1649 года он подписал «Наказ о градском благочинии». И хотя до этого документа правители занимались защитой от пожаров, даже была создана первая команда для тушения огня, именно в нем появились первые очертания пожарной службы.
Городской наказ содержал сведения о количестве тушителей, финансировании их деятельности. Он обязывал служивых нести дежурство, а нарушители правил обращения с огнем подвергались наказанию. За 369 лет развития служба ПО появилась в каждом селе, городе, крупных предприятиях, а 30 апреля отмечается день ПО России.
Частная ПО
По сути Частная ПО является коммерческой организацией. Организовать деятельность Частной ПО может юридическое лицо, обладающее лицензией МЧС России на выполнении услуг пожарной службы. Такие компании заключают договора на предоставление услуг по обеспечению противопожарной безопасности. Перечень услуг может быть следующим:
- Тушение пожара.
- Профилактика и контроль.
На первый взгляд функции те же, что и в других видах ПО, но здесь есть своя специфика. Частная ПО работает с определенными объектами на условиях заказчика. Нередко у заказчика возникает потребность в специалистах, личном составе, при этом автомобильный парк и средства пожаротушения собственные. Пожарные по договору должны привести технику в рабочее состояние, проводить техническое обслуживание. Они должны контролировать противопожарный режим и выполнять еще целый комплекс других обязанностей.
Почему на территории Российской Федерации наряду с другими видами охраны появилась Частная ПО? Ответ очевиден, это выгодно большим предприятиям. Содержание собственного штата вылетает в копеечку. Личный состав нужно обучать, снабжать полным социальным обеспечением, поощрять денежными премиями и т.д. А Частные ПО нередко выигрывают в споре за клиентов за счет демпинга (снижения стоимость услуг).
При этом нельзя сказать, что услуги выполняются некачественно. Скорее наоборот, договорные отношения позволяют жестко контролировать деятельность, выставлять претензии, начислять штрафы. Кроме того, специалисты в них высокой квалификации, так как нередко в такие организации идут работать пенсионеры государственной противопожарной службы, то есть вполне здоровые мужчины с большим опытом.
Частные ПО также взаимодействуют с федеральными службами, входят в состав пожарного гарнизона. Они выезжают на тушение пожаров в соответствии с планами привлечения сил и средств.
Добровольная ПО
Добровольцем называется человек, который выполняет определенную деятельность по собственному желанию, можно сказать – по велению души, при этом, не рассчитывая на материальное вознаграждение. Добровольная ПО на предприятиях создается с привлечением добровольцев, которые изъявили желание вступить в борьбу с возгоранием. Потребность в организации добровольной пожарной дружины (ДПД) может возникать по таким соображениям:
- Предприятие находится в черте города, но проезд затрудняется пробками, неудобными транспортными развязками, узкими дорогами и т.д.
- Предприятие находится в сельской местности: при нормативе приезда на возгорание в 20 минут после вызова, имущество успевает сгореть.
Добровольные пожарные дружины
Сами пожарные часто советуют начинать тушение пожара до приезда спасателей, ведь дорога каждая секунда. Поэтому создается отряд, члены которого выполняют следующие функции:
- Следят за соблюдением противопожарного режима.
- Проверяют системы оповещения и тушения.
- При возгорании оказывают первую помощь пострадавшим, организуют эвакуацию, используют имеющиеся средства тушения.
Добровольцы обязательно проходят обучение, принимают участие в учениях, в том числе совместных с государственной ПС.
Популярное пожелание пожарных
Условия соответствия объекта защиты
Одно из условий:
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и пожарный риск не превышает допустимых значений (10−6);
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности.
Собственник объекта защиты должны в рамках реализации мер пожарной безопасности разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности.