Виды и техника слушания
Содержание:
- 3 главных задачи эмпатического слушания
- Классификация
- Сферы применения активного слушания
- Как слушать активнее
- Методы эмпатического слушания
- Приемы активного слушания
- Техника активного слушания
- Правила активного слушания
- Эффективные приемы активного слушания
- Что понимается под техническими приемами?
- Использование в психологии общения
- Активное слушание упражнения
3 главных задачи эмпатического слушания
Эмпатическое слушание решает сразу несколько проблем, но в психологии выделяют четыре основные задачи, которые помогает решить этот метод.
Первая задача – это помочь человеку выговориться
Ты, наверняка, замечала, что иногда можешь долго крутить в голове проблему и не находить решения. Но стоит рассказать об этой проблеме другому, как решение само появляется, как инсайт или вдохновение.
Фото Mimi Thian on Unsplash
Все дело в том, что наше мышление – это слова. Наш мозг, решая какую-то задачу, «думает» словами. Внутри нас идет постоянный монолог. Когда ты пытаешься озвучить проблему, ты приводишь свой поток мыслей в порядок, чтобы преподнести собеседнику информацию доступно и понятно.
Тем самым ты объясняешь это самой себе. Хаос мыслей приводишь в логическую цепочку. И ответ становится очевидным. Так и для другого человека. Прежде чем начать давать ему советы, дай ему возможность выговориться. Тогда он и сам поймет суть проблемы.
Вторая задача – помочь человеку пережить чувства
То, что он сидит отвернувшись, и сложив руки на груди, еще не значит, что он ничего не чувствует. Наоборот, его переполняют и обида, и боль, и сожаление, и гнев, и раздражение… Но он переживает все внутри себя. И ничем хорошим это не заканчивается.
К подобным «молчаливым» переживаниям своих чувств очень склонны мужчины, потому что над ними довлеют социальные нормы, стереотипные взгляды и родительские установки. «Мальчики не плачут». «Не истери». «Не веди себя как маленький». «Мужчина должен быть сдержанным». И много других токсичных идей, которые в психологии выражаются просто – запрет на чувства
Мужчины мы или женщины – это не важно. Все мы люди
И все мы имеем право испытывать чувства.
Эмпатическое слушание – это когда ты «возвращаешь» ему право чувствовать то, что он чувствует. С помощью слов, интонации, мимики, ты доносишь простую мысль: чувствуй. Это нормально. Я принимаю тебя с твоими чувствами. Со мной это безопасно. Тебя никто не осудит. Тебя не высмеют. От тебя не отвернутся.
Фото автора cottonbro: Pexels
Подобные установки помогают собеседнику «выдохнуть» и выразить все, что в нем копилось. И после этого ему сразу станет легче. Теперь он «может дышать».
Третья задача – укрепить отношения
Эмпатическое слушание сближает людей. Вы не только лучше узнаете друг друга, вы начинаете друг другу доверять и рассказывать абсолютно все. Вы чувствуете, что вас понимают и принимают. В таких отношениях всегда больше искренности и меньше конфликтов. Ведь часто конфликт это не просто проблема.
Это долгое время нерешенная, замалчиваемая проблема. Или несколько проблем, которые нарастают как снежный ком, погребая под собой наши отношения. Но когда люди умеют друг друга слушать, принимают друг друга, они говорят о проблеме сразу, еще до того, как она переросла в конфликт.
Некоторые люди обладают врожденной эмпатией, поэтому большая часть их общения включает в себя эмпатическое слушание. Этому методу может научится каждый, главное больше практиковаться. Тем самым мы можем выстроить крепкие и доверительные отношения, избежать многих конфликтов и обрести гармонию с окружающими.
Классификация
Американский исследователь коммуникации Келли выделяет четыре типа слушания.
Целенаправленное, критическое слушание. При таком типе слушания коммуникатор сначала проводит критический анализ сообщения (часто это делается упреждающе, т.е. он приходит с установкой на критическое восприятие информации), а затем пытается понять его. Он полезен при ситуативном использовании и подходит, например, для деловых встреч, дискуссий, конференций, т.е. там, где обсуждаются решения, проекты, идеи, новый опыт, точки зрения и т.д. Когда обсуждается новая информация, передаются новые знания, например, на лекции, презентации, информационном докладе, семинаре, критическое слушание имеет мало перспектив.
Установка на отвержение информации не позволяет нам слушать ее; она требует, чтобы мы концентрировали внимание только на том, что подтверждает нежелательность прослушивания. В результате все ценное пролетает мимо, интерес к информации пропадает, человек просто теряет время и остается неудовлетворенным
Эмпатическое слушание. При эмпатическом слушании участник делового взаимодействия уделяет больше внимания «чтению» чувств, а не слов, чтобы понять, как человек относится к тому, что он говорит. Эмпатическое слушание эффективно, когда говорящий вызывает положительные (стенические) эмоции (радость, надежду на лучшее, уверенность в себе, будущем, удовольствие, удовлетворение и т.д.) и неэффективно, когда говорящий вызывает отрицательные (астенические) эмоции (страх, тревогу, печаль, разочарование, безнадежность, ощущение «тупика» и т.д.).
Нерефлексивное слушание. Этот вид аудирования предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной концентрации на ней. Внимательное молчание, не вмешиваясь в речь партнера замечаниями, репликами, комментариями, демонстрируя благожелательность и поддержку, облегчает говорящему выразить себя и помогает слушающему понять смысл информации и понять, что стоит за словами.
Этот тип прослушивания уместен в следующих ситуациях:
(a) партнер хочет выразить свое мнение, свое отношение к чему-либо; б) партнер хочет обсудить неотложные дела, испытывает негативные эмоции: тревогу, обиду, недовольство; в) партнеру трудно выразить словами то, что его беспокоит; любое вмешательство в разговор создает еще большие трудности; г) партнер застенчив, не уверен в себе, ему легче «общаться» с техникой, вещами, чем с самим собой; д) партнер просит: «Выслушай меня до конца, а потом посоветуй, что делать». В этой ситуации возможна временная «ловушка», поэтому необходимо определить продолжительность инструкции и согласовать ее со своими временными возможностями. Если этого не сделать заранее, вы можете оказаться в сложной ситуации, когда невозможно слушать и неуместно перебивать после того, как вы обещали слушать.
Во время нерефлексивного слушания уместно подавать партнеру сигналы, подтверждающие ваше понимание и участие, такие как «Угу», «Да, да», кивок головой, «Хорошо, хорошо», «Продолжайте, я слушаю», «Я понимаю», «Правда? Иногда достаточно просто внимательно слушать партнера, но если ваша точка зрения отличается от мнения собеседника, необходимо вступить в разговор и высказаться, то есть перейти к рефлексивному слушанию. Активное рефлексивное слушание. Такое слушание обеспечивает такую организацию общения, что партнеры лучше понимают друг друга: Они говорят все более осознанно, проверяют и уточняют свое понимание, вместе проверяют его адекватность.
Во время такого прослушивания устанавливается обратная связь с говорящим, что позволяет снять барьеры, информационные искажения, проявить эмпатию, сочувствие и желание помочь.
Слова и жесты имеют много значений в деловом общении и, как уже отмечалось, могут быть расшифрованы слушателем по-разному.
Иногда говорящий, особенно в волнении, увлекается словами, дает слишком большую волю чувствам, выражаемым растерянным жестом, — все это может исказить смысл высказываний настолько, что говорящий перестает думать о том, о чем говорит.
Сферы применения активного слушания
Изначально активное слушание появилось как психотерапевтическая техника и использовалось только психологами в процессе работы
Но как эффективно работает этот метод в общении, например, с детьми! Важно понять ребенка, сказать, что ты понимаешь, что он чувствует, что тоже переживаешь и поддерживаешь его. «Тебе обидно и хочется плакать, ты хочешь сделать это, а мама не разрешает тебе
На твоем месте я бы тоже плакал». Ребенок видит, что взрослый понимает его и сопереживает ему. Это останавливает его от дальнейших слез и переживаний. Таким образом, можно свести конфликтные ситуации в семье к минимуму. Взаимопонимание в детско-родительских отношениях крайне важно. Оно делает их крепкими. Попробуйте поговорить так с ребенком.
Кстати, активное слушание — это залог успешных партнерских отношений. В супружеской жизни активное слушание поможет наладить контакт между партнерами.
Разговоры супругов часто сводятся к банальным темам: «Что на ужин?», «Как прошел день?», «Кто пойдет гулять с ребенком?» В основном, это обсуждение бытовых проблем. Согласитесь, после тяжелого рабочего дня хочется поесть и поспать. И никаких разговоров о «вечном». Из-за этого супруги часто отдаляются, особенно если такое происходит только с одной стороны. Например, муж приходит уставший с работы, а жена ждет его дома в надежде на прекрасный вечер. Отсутствие у мужа сил и желания разговаривать приведут к ссорам, недопониманию и, как итог, разводу. Вот тут эффективен метод активного слушания, где мужу достаточно будет выслушать жену и услышать ее ожидания от вечера, а жене услышать и понять эмоции и усталость мужа.
Используйте метод активного слушания и на работе при общении с клиентами или коллегами. Клиент останется доволен обслуживанием, если увидит, что его слушают и понимают. А в коллективе это создаст комфортную атмосферу.
Метод активного слушания эффективен как в профессиональной деятельности, так и в обычной жизни. Прислушивайтесь к тому, что говорят вам люди, и давайте им понять, что слышите их.
Статья подготовлена психологом Еленой Любовиниковой
Чувствуете отсутствие эффективной коммуникации с ребенком? Он перестал слушаться, капризничает, проявляет агрессию? Найти решение этих проблем и укрепить теплые доверительные отношения с своим ребенком помогают методики активного слушания и «Ты»- и Я-сообщения». Научиться лучше и глубже понимать своего ребенка, а также выражать эмоции, переживания можно в любое, удобное Вам время, на онлайн-тренинге для родителей «Как понять ребенка? Активное слушание». Подробнее.
Как слушать активнее
В пособиях для профессионалов, которым приходится много взаимодействовать с людьми, указывают, что активное слушание подразумевает до двадцати разных навыков и умений — от общего «быть настолько открытым, эмпатичным и стремиться понять себя и других, насколько это возможно» до более конкретного «избегать размытых, нечётких и неоднозначных высказываний». Конечно, на то, чтобы освоить все двадцать, потребуется много времени и сил — а нужны они далеко не каждому. Хорошая новость в том, что для бытовой коммуникации бывает достаточно нескольких простых приёмов.
Первая и самая главная рекомендация, которую обычно приводят, говоря об активном слушании, — собственно, сосредоточиться на разговоре, убрав все отвлекающие факторы (никаких разговоров параллельно с инстаграмом, рабочими чатами или пролистыванием журнала)
Многим поддерживать внимание помогает зрительный контакт, но слишком фиксироваться на нём не обязательно — в конце концов, человек может, например, стесняться, а внимательно слушать чужие слова гораздо важнее, чем просто молча смотреть на другого. Можно время от времени показывать собеседнику, что вы по-прежнему внимательно за всем следите — например, кивком или коротким «ага». Не стоит собеседника — да, так вы с большей вероятностью выскажете всё, что собирались, но вряд ли узнаете, что пытался сказать другой — а задача любого диалога в том числе и в этом
Точно так же не стоит продумывать, что вы скажете в ответ, пока говорит ваш собеседник — возможно, вы придумаете отличную реплику, но можете потерять нить разговора или ответить совсем не на то, что говорит ваш собеседник
Не стоит собеседника — да, так вы с большей вероятностью выскажете всё, что собирались, но вряд ли узнаете, что пытался сказать другой — а задача любого диалога в том числе и в этом. Точно так же не стоит продумывать, что вы скажете в ответ, пока говорит ваш собеседник — возможно, вы придумаете отличную реплику, но можете потерять нить разговора или ответить совсем не на то, что говорит ваш собеседник.
Второй важный принцип активного слушания — не пытаться предугадать, что думает или пытается сказать собеседник, и не торопиться с выводами. Главная задача активного слушания — убрать несоответствия между тем, что говорит ваш собеседник, и тем, как вы его понимаете. Это непросто и требует усилий — но есть несколько способов, которые помогут с этим справиться. Например, можно подытоживать или уточнять то, что сказал собеседник («Правильно ли я понимаю, что…», «Ты имеешь в виду…» и так далее). Делать это лучше до того, как вы выскажете собственное мнение — просто чтобы быть уверенным, что вы говорите об одном и том же. Можно попробовать понять чувства, которые стоят за теми или иными словами собеседника — по интонации, жестам и позе — или прямо спросить об этом («Тебе, должно быть, сейчас очень страшно?», «Мне бы на твоём месте было грустно»). Возможно, поняв, чужие эмоции, понять, что именно он или она пытается вам сказать, тоже будет легче.
Важно, что все эти техники нужно использовать искренне — если вам совсем неинтересен собеседник, даже идеально точный пересказ его слов будет выглядеть так же отстранённо. В конце концов, залог лучшего разговора — в искреннем интересе к тому, с кем вы говорите, тогда не терять нить разговора будет гораздо проще. ФОТОГРАФИИ: nordiskagalleriet
ФОТОГРАФИИ: nordiskagalleriet
Методы эмпатического слушания
Методы во многом совпадают с методами активного слушания. А именно:
Знаки внимания. Просто слушать собеседника в эффективной беседе недостаточно — это может выглядеть несколько аморфно. Место этого мы активным демонстрируем свое участие в диалоге: кивки головой, междометия типа «угу» и «ага», «вспышки» глазами.
Подбадривания собеседника словами типа «не может быть» важно, но без других методов недостаточно. Люди не любят формальности в общении
Им важен эмоциональный контакт. Зрительный контакт, мимика, мягкость тона позволяют наладить контакт. К знакам внимания можно отнести и другие приемы.
Парафраз или пересказ. Краткое изложение слов или чувств собеседника. Парафраз чувств в нашем случае в большинстве своем будет более «тематическим». Этот прием дает понять, как мы видим ситуацию, дает визави обратную связь. Вместе с этим парафраз позволяет перефразировать, амортизировать негатив собеседника.
Например, собеседник говорит:
«Ты предатель»
«Ты ожидал поддержки с моей стороны, но я не встал на твою сторону»
Парафраз полезен в том случае, если собеседник явно не способен адекватно и конструктивно сформулировать свои мысли. Нас могут обвинять в чем только можно. Хотя причина лишь в небольшом раздражении или негодовании. Например, когда один из супругов заявляет — «я тебя ненавижу». Это могут быть эмоции и перефразирование позволит направить диалог в конструктивное и более позитивное русло.
Повтор или эхо. Мы просто повторяем слова собеседника. С одно стороны этим мы демонстрируем то, что слышим его. Повтор слов в вопросительной интонации будет мягким запросом на уточнение информации. Например:
«Я не злюсь на тебя»
«Ты не злишься на меня?»
Метод эхо несмотря на свою простоту, имеет высокую эффективность. Психологи провели эксперимент — подговаривали официантов в ресторанах при приеме заказов повторять слова клиентов. После подсчитывали количество чаевых и сравнивали с результатом контрольной группы официантов, которые не повторяли слова клиентов. Простой повтор слов увеличивал лояльность и размер чаевых.
Уточнение. Нет ничего дурного в том, чтобы прямо просить уточнение смысла в случаях, когда это необходимо. Например:
«Что ты имеешь в виду?» или «Ты недоволен тем, что…?»
Если мы будем спешить с ответом на вопросы собеседника или с реакцией на его слова, то рискуем ошибиться. Даже если контекст может казаться очевидным, не стоит делать преждевременных выводов. Простой уточняющий вопрос поможет избежать недопонимания.
Сообщение о восприятии. Этот прием означает, что мы озвучиваем чувства собеседника. Мы демонстрируем, что понимаем своего визави. Это можно назвать парафраз чувств. Например:
«Я понимаю, что это не справедливо по отношению к тебе, на твоем месте я бы чувствовал то же самое»
Также верным ходом будет демонстрация того, что наши эмоции синхронны. Для этого озвучиваем то, что наши эмоции и чувства совпадают с внутренним состоянием визави. Например:
«Я искренне рад, что у тебя все получилось»
Если мы будем говорить собеседнику «я тебя понимаю», то с большей вероятностью он просто закроется. Действительно, мы можем понять собеседника? Или это дежурная фраза? Собеседник находится под действием эмоций и тут мы со своим «я тебя понимаю». Какая тут может быть реакция? А озвучивание восприятия эмоций собеседника или своих собственных создаст позитивный контакт.
Молчание или пауза. Этот метод особенно ценен в любом общении. Пока говорим мы, собеседник вынужден молчать. Часто может показаться, что любая пауза в диалоге затягивается непозволительно долго. Но это лишь иллюзия и все идет как надо. Пусть у визави будет пара лишних секунд, чтобы что-то сказать.
Поддержание эмоций. Верный способ отдалить от себя другого человека — это продемонстрировать непонимание его чувств. Сопереживание внутреннему верный ход.
Например, ваш оппонент сообщает о том, что испытывает угнетение. Слова типа «да ты не переживай» не всегда работают. Эмпатическое слушание подразумевает, что мы добиваемся эмоционального сближения, то вместо этого зададим вопрос о его внутреннем состоянии.
Приемы активного слушания
Паузы
Когда клиент заканчивает говорить, необходимо выдержать паузу. Это создаст впечатление обдумывания сказанного и позволит повысить уровень доверия между вами.
Парафраза
По сути, этот прием связан с повторением слов собеседника, но своими словами. То есть, краткая констатация сказанного.
Уточнение
Психологу очень важно понимать, что, рассказывая о каком-либо событии из жизни, человек может теряться в деталях или описывать несущественное. Поэтому, выслушав рассказ, необходимо задать наводящие вопросы, которые позволят уточнить общую картину
Собственное восприятие
Высказывание собственного восприятия также является отличным приемом в общении. Но делать это стоит очень аккуратно, чтобы человеку не показалось что вы на него давите.
Если для вас, к примеру, что-то кажется очевидным вместо «Это точно так» можно транслировать «У меня есть предположение…» или «У меня сложилось ощущение…».
Сообщение о восприятии себя
Это очень полезный прием. Обычно он применяется в гештальт-подходе. Психолог может в некоторых случаях сообщить клиенту о том, как изменяется его собственное состояние во время беседы
Например, «Мне было важно это услышать»
Раппорт
Раппорт – это возможность создать для собеседника наиболее комфортную обстановку. Такую, в которой ему было бы легче раскрыться.
Раппорт включает в себя в некотором смысле «присоединение» к человеку с помощью интонации, темпа речи, дыхания. Иногда эти «каналы» дополняются отзеркаливанием движений.
Интонация
Одни и те же фразы, произносимые в разной интонации, могут по-разному воздействовать на человека. Например, обычное «Да», сказанное громко и четко, вызывает чувство подавленности. А «Да», сказанное легко и непринужденно, тихим низким голосом, напротив, вызывает чувство доверия.
Темп речи
Этот параметр включает в себя темп и длительность звучания отдельных слов. Слишком быстрая речь может сбить человека с толку. Слишком медленная, напротив, вызывать скуку. Если психолог говорит очень медленно, клиенту может показаться, что он не заинтересован в плодотворной деятельности.
Поскольку чаще всего скорость реакции меланхоликов и флегматиков медленная, им легче воспринимать более медленную речь с паузами и акцентами на отдельных словах. Если психолог экстраверт (например, холерик) с быстрой речью, ему необходимо научиться подстраиваться.
Дыхание
Присоединение к дыханию клиента дает возможность разговаривать с ним в одном темпе. При этом у психолога появляется дополнительная возможность изменить его общее состояние. Сначала присоединившись к дыханию (к примеру, учащенному), можно через какое-то время менять собственное дыхание – делать его более глубоким, медленным, расслабленным. И тогда клиент сделает то же самое. И, соответственно, сможет успокоиться, расслабиться, проявить доверие.
Эмпатия
Эмпатия – это способность чувствовать то, что чувствует другой человек
Психологу очень важно балансировать между эмоциональным присоединением к человеку и с осознанием собственного эмоционального состояния. Это позволит не погрузиться в проблему клиента слишком глубоко. Эмпатия позволяет чувствовать, когда человек правдив, а когда он несколько искаженно преподносит информацию
Эмпатия позволяет чувствовать, когда человек правдив, а когда он несколько искаженно преподносит информацию.
Активное слушание – это один из методов, который позволяет создать эффективное взаимодействие между людьми. Если раньше его применяли по большей части в психологии, то теперь он используется как в бизнес-сфере, так и в сфере бытовой коммуникации.
Приемы активного слушания могут быть полезны как психологам, так и родителям, продавцам, менеджерам, тренерам. Активное слушание позволяет найти общий язык практически с любым человеком.
Техника активного слушания
Ю. Б. Гиппенрейтер в книге «Чудеса активного слушания» заявляет об огромном значении этого явления в жизни каждого человека, желающего иметь эффективную коммуникацию с окружающими людьми.
Выделяют несколько наиболее распространенных техник активного слушания:
- «Эхо» – дословное воспроизведение последней фразы с вопросительной интонацией.
- Перефразирование – краткое изложение основных мыслей из сказанного (как правило, начинается фразой: «Если я правильно понимаю, то …).
- Интерпретация – высказывание мнения о истинных намерениях говорящего, сделанного на основе воспринятых сведений (типичная фраза начинается со слов: «Я думаю, что ты…).
Каждая техника, в свою очередь, включает в себя несколько неотъемлемых составляющих:
- Нейтралитет, то есть безусловное уважение человека без критики, осуждения или субъективной оценки.
- Доброжелательность, дружелюбие, симпатия к собеседнику.
- Искренний интерес к человеку, поощрение желания рассказывать.
Каждый сеанс активного слушания строится по определенному алгоритму:
- Налаживание зрительного контакта (глаза собеседников находятся на одном уровне). Осматривание собеседника с ног до головы или окружающей обстановки может свидетельствовать, что тема беседы неинтересна или второстепенна.
- Умеренное использование мимики и жестов (кивание головой, поддакивание, слушание всем телом).
- Задавание уточняющих вопросов, просьбы разъяснить неясные моменты в речи.
- Учитывание чувств и эмоций партнера по разговору, сопереживание.
Важно! Следует отличать переспрашивание от задавания вопросов. Первое свидетельствует о невнимательном выслушивании собеседника, второе, наоборот, говорит об активной коммуникации
Слушать и слышать
Правила активного слушания
Языковые приемы необходимо дополнять невербальными средствами передачи информации. Выделяют такие инструменты бессознательного взаимодействия:
- зрительный контакт — прямой взгляд выдает уверенность, подсказывает, какие эмоции испытывает собеседник;
- зона комфорта — подаваясь вперед при разговоре, человек проявляет интерес, но нависать над кем-то так, что расстояние составляет менее 40-50 см, не рекомендуется;
- обратная связь — диалог предусматривает активное участие двух сторон (ответы на вопросы, слова поддержки, поддакивание, кивки головой);
- отзеркаливание — повтор позы или жестов подсознательно воспринимается как схожесть;
- выдерживать эмоции оппонента — к негативу или раздражению относиться спокойно, но с участием;
- мимика — приветливая улыбка, бодрый голос вызывают дружелюбную реакцию.
Правила активного слушания.
Эффективные приемы активного слушания
Существует множество способов превращения пассивного слушания в активное. Помимо вышеуказанных базовых факторов, выделяют еще три техники, с которыми также стоит ознакомиться. Они помогают быстро понять процесс.
Техника активного слушания
Особенности
Эхо
Заключается в повторении последних слов партнера, но с вопросительной интонацией
Это нужный момент уточнения и демонстрации важности поступающей от собеседника информации. Акцент на значимости личности.
Интерпретация
Подразумевает высказывание предположений о целях и причинах такой позиции собеседника в диалоге
Часто начинается с фразы «Я предполагаю, что вы хотели вышесказанным достичь…». Позволяет продемонстрировать искреннюю заинтересованность мнением другого человека и уточнить детали.
Перефразирование
Представляет собой краткое повторение сказанного. Началом предложения является фраза: «Если я правильно понял, вы имели в виду…». Позволяет проявить заинтересованность и выяснить нюансы.
Таким образом, активное слушание – технология, практически всегда включающая два компонента:
- уточнение истинных смыслов беседы;
- проявление знаков, подтверждающих ценность диалога.
Ощущая собственную значимость и неподдельный интерес к разговору, собеседник становится более открытым. Это способствует плодотворной взаимовыгодной коммуникации, зарождению доверия, крепких взаимоотношений. Такие результаты ценны в любой сфере жизни (общение с членами семьи и друзьями, сотрудничество с партнерами и коллегами).
Мощным усилителем всех техник и приемов активного слушания является эмпатия. Люди, умеющие чувствовать состояние других, способны быстрее установить положительный контакт, использовать любые методики уместно и деликатно
Поэтому для повышения эффективности применения выбранных приемов (из списка ниже) важно поработать над уровнем эмпатии
Делаем паузу
После того, как оппонент закончил свой рассказ, пару минут стоит просто помолчать. Такая пауза позволит вам лучше переварить услышанное, отделить эмоции от истинного предмета беседы
Говорящему человеку такой перерыв позволит немного передохнуть, вспомнить что-то важное и проговорить его. Часто использование такого приема помогает ему раскрыться после небольшой передышки еще глубже
Просим уточнения
Иногда собеседник упускает в своем рассказе много важных и интересных деталей. Проявление внимания к ним – отличный способ подчеркнуть ценность исходящей от него информации и искреннюю заинтересованность ею. Также этот прием активного слушания поможет избежать недомолвок и укрепить доверительные взаимоотношения, сформировать в воображении полноценную картину по теме беседы.
Развиваем мысль
Порой человек отклоняется от сути беседы или не может подобрать точных слов для продолжения темы. В этом случае отличным помощником станет прием активного слушания по развитию основной мысли разговора. Необходимо вернуть говорящего к главной нити диалога и деликатно развивать ее вместе с ним.
Делаем сообщение
Прием, использование которого помогает деликатно дать обратную связь. В зависимости от ситуативных особенностей, может реализоваться в двух вариантах:
- Сообщение о восприятии. Слушатель делится своими впечатлениями от партнера или непосредственно от произошедшего разговора. Особенно ценен такой подход для укрепления связей между детьми и родителями, супругами.
- Сообщение о восприятии себя. В этом случае слушателем описывается его внутреннее состояние после беседы, произошедшие перемены.
Какой бы посыл ни был заложен в сообщении (положительный или негативный), важно выражать его спокойным, дружеским тоном. Хамство, агрессивные обвинения и прочие отрицательные формы выражения чувств моментально сводят к нулю всю результативность активного слушания
Говорим об эмоциях
Этот прием активного слушания предполагает открытое общение о внутреннем состоянии собеседника с высказыванием желания поддержать или помочь. Например, когда говорящий сильно расстраивается по ходу беседы, этот прием реализуется фразой «Я вижу, как тяжело и больно вам об этом говорить…». Помогает продемонстрировать чуткое отношение, которое часто становится основой доверительных взаимоотношений.
Делаем замечания о ходе беседы
Прием позволяет выразить конечный результат по успешному (или наоборот) развитию разговора. Представляет собой комментарий по поводу достижения общего понимания темы. Если оно не было достигнуто, замечание может отражать проблему недопонимания. Так формируется следующий этап эффективного его разрешения (после точной формулировки предмета спора или недоговоренности).
Что понимается под техническими приемами?
Прием нерефлексивного слушания – это компонент техники данной манеры общения. К ним относят:
- мимику;
- позы тела;
- жестикуляцию;
- короткие реплики и междометия;
- действия, выражающие заинтересованность и участие;
- наводящие вопросы, заполняющие паузы и провоцирующие продолжение речи рассказчика.
Поскольку слушающий человек молчит большую часть времени разговора, собеседник ориентируется на позы его тела, взгляд, выражение лица и прочее
Поэтому крайне важно не просто научиться не перебивать рассказчика и не выносить суждений об услышанном, но и контролировать принимаемые позы, жестикуляцию и мимику
Использование в психологии общения
Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции
Метод активного восприятия – техника, применяемая в психологических практиках, на психотерапевтических консультациях, во время различных тренингов с целью более качественного понимания чувств и переживаний человека.
Техника слушания в психологии общения применяется для:
- направления разговора в нужное русло;
- оказания помощи в понимании, оценивании и запоминании информации;
- побуждения собеседника к ответу на нужные вопросы;
- страховки от неверной интерпретации сведений;
- установления психологического контакта с собеседником и гармоничного выстраивания линии разговора;
- налаживания бесконфликтного сосуществования в социуме.
Активное слушание упражнения
Существует огромное разнообразие различных упражнений на выработку техники активного слушания. Упражнение «активное слушание» предполагает наличие нескольких участников, длиться оно будет 60 минут. Все участвующие садятся по кругу. Упражнение выполняется в парах, поэтому каждому участнику предлагают на выбор подобрать напарника.
Далее раздаются карточки, с написанными правилами активного слушания. В парах распределяются роли. Один партнер будет «слушающим», а второй – «говорящим». Задание включает несколько последовательных этапов, рассчитанных на ограниченный промежуток времени. Ведущий говорит, что нужно сделать, когда начать задание, а когда его закончить.
Итак, первый этап заключается в том, что «говорящий» на протяжении пяти минут рассказывает своему партнеру по паре о трудностях личной жизни, проблемах во взаимодействии с другими
Особое внимание «говорящий» должен уделить тем качествам, которые порождают такие трудности. «Слушающий» в это время должен соблюдать правила активного слушания, тем самым помогая собеседнику говорить о себе. Ведущий через пять минут останавливает общение
Далее, «говорящему» предлагается в течение одной минуты рассказать «слушающему», что помогает открыться и свободно рассказывать о своей жизни, а что, наоборот, затрудняло такое повествование
Ведущий через пять минут останавливает общение. Далее, «говорящему» предлагается в течение одной минуты рассказать «слушающему», что помогает открыться и свободно рассказывать о своей жизни, а что, наоборот, затрудняло такое повествование
К данному этапу важно отнестись серьезно, потому что так «слушающий» может выяснить для себя, что он делает неправильно
По прошествии минуты ведущий дает второе задание. «Говорящий» должен на протяжении пяти минут рассказывать партнеру по паре о сильных сторонах своей личности в общении, что помогает ему устанавливать взаимодействие, строить отношения с другими субъектами. «Слушающий» опять должен активно слушать, используя при этом определенные правила и приемы и учитывая информацию, полученную от своего партнера на протяжении предыдущей минуты.
По прошествии пяти минут ведущий останавливает общение и предлагает третий этап. Теперь «слушающий» должен за пять минут рассказать «говорящему», что он запомнил и понял для себя из двух рассказов партнера о себе. В это время «говорящий» должен молчать и только лишь движениями головы показывать выражает ли он согласие с тем, что говорит «слушающий», или нет. Если «говорящий» показывает, что партнер его не понял, то «слушающий» поправляет себя, пока «говорящий» не кивнет, подтверждая правильность слов. После окончания рассказа «слушающего», его партнер может отметить, что было искажено или пропущено.
Вторая часть упражнение предполагает смену ролей «слушающего» на «говорящего» и наоборот. Эти этапы повторяются, но при этом ведущий каждый раз начинает новый этап, дает задание и заканчивает его.
Последним этапом будет совместное обсуждение того, какая роль бы тяжелее, какие методы активного слушания было выполнять легче, а какие, наоборот, труднее, о чем тяжелее говорить, о трудностях в общении или о сильных сторонах, что чувствовали партнеры в роли «говорящего», какое влияние оказали различные действия «слушающего».
В результате данного упражнения образуется умение слушать партнера по общению, осознаются барьеры слушания такие как: оценка, желание давать советы, поведать что-то из прошлого опыта. Навыки активного слушания позволят улучшить повседневное взаимодействие с людьми в личной жизни, а также в общественной. Также они являются незаменимыми помощниками в ведении бизнеса, особенно, если он связан со сферой продаж.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!