Главные изменения в гражданской обороне на сегодня! готовимся к войне?

Содержание:

План приведения в готовность

Состоит из трех разделов:

Раздел 1. Общие положения

  • выписки из нормативных актов;
  • описание мероприятий по решению задач ГО;
  • список действий по повышению уровня готовности к ведению ГО.

Раздел 2. Мероприятия, включаемые в План (примерный список):

  • оповещение;
  • подготовка и устройство связи;
  • проверка готовности сил и средств;
  • уточнение перечня документации, планов, обеспечения (финансы, средства защиты, и пр.);
  • принятие НПА согласно ситуации;
  • уточнение работ по взаимодействию с госорганами;
  • проведение предварительных работ по маскировке;
  • проверка технической готовности транспорта для эвакуации;
  • прочие действия, в зависимости от категории и организации предприятия.

Раздел 3. Список документов по реализации Плана

  • акты о выполнении, введении в действие и т.д. мероприятий по подготовке ГО;
  • планы проведенных совещаний;
  • доклады о выполнении пунктов плана и иных мероприятий;
  • другие возможные документы.

Порядок проведения мероприятий установлен в Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ 1297-53-ПП РФ от 07.10.2019 г. – «О порядке приведения в готовность ГО», а началом служит время получения сигнала о принятии Президентом решения о подготовке к переводу на работу в условиях военного времени.

Также нужно учитывать временные сроки проведения всех мероприятий. Для каждого пункта Плана временной показатель прописан в Приложении № 1 к документу (1297-53-ПП РФ).

План уточняется ежегодно, сделать это нужно до первого февраля текущего года (учитывая данные на 1 января).

Точный перечень мероприятий/ показаний/ необходимых для заполнения пунктов планов зависит от категории предприятия и его организации, учитывая требования законодательства в области ГО. Если какие-то мероприятия организацией не проводятся, – это указывается в плане, если есть дополнительные мероприятия, обязательные для исполнения, они дописываются в план.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

План гражданской обороны с приложениями в организации | образец 2019

плана гражданской обороны напрямую зависит от того, к какой категории относится организация. В статье мы расскажем, как составить данный документ для предприятий, работающих в военное время, и тех, которые не отнесены к определенным категориям.

Что такое и для чего составляется план гражданской обороны

ПГО – это один из основных регламентирующих документов по гражданской обороне на предприятии.

Его наличие и содержание проверяется во время проверки МЧС по чек-листу.

Цель документа – снижение человеческих и материальных потерь в результате возможных техногенных катастроф, террористических угроз, а также в случае военного конфликта.

План ГО для некатегорированного объекта

Те компании, которые не имеют категории по ГО и (или) прекращают свою деятельность в военное время, при этом расположенные вне зоны потенциально возможных ЧС, химического заражения, затопления (в нижнем бьефе ГЭС, к примеру), зоны радиационного загрязнения, не составляют свои собственные планы ГО. В этом случае защиту работающего населения осуществляет управа города или района. Следовательно, нет никаких обязанностей по составлению документа по ГО. Таким организациям и ИП необходимо только проводить вводный инструктаж по гражданской обороне, а также курсовое обучение каждый год, не менее 16 часов в год, в группах не более 25 человек в каждой.

Как составить план ГО

Структура плана данного документа должна отвечать требованиям Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС № 70 (дсп).

Проект можно разработать своими силами, а можно привлечь стороннюю подрядную фирму. В любом случае, ответственность за наличие документа и его содержание несет хозяйствующий субъект

Структура плана ГО содержит разделы:

  • основные положения;
  • календарный план мероприятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

Документ составляют в таком количестве экземпляров, сколько существует пунктов управления на предприятии. Его следует ежегодно уточнять и вносить изменения во все учтенные экземпляры по количеству пунктов управления.

План ГО должен быть согласован с органом местного самоуправления, а если организация находится под надзором федерального органа власти, то и еще и с ним.

Пример: работодатель с зарегистрированными опасными производственными объектами размещается в городе Дзержинском Московской области.

Следовательно, План мероприятий по ГО должен быть согласован с отделом ЧС города Дзержинска и с территориальным управлением Ростехнадзора по Московской области (Центральный федеральный округ).

План утверждается руководителем предприятия. Срок действия документа не определен. Он является бессрочным. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации вводится в действие президентом РФ. С этого момента вводятся в действие все планы ГО в РФ на каждом уровне самоуправления.

Письмо на согласование документа ГО и ЧС

Согласование документа производится в течение 30 календарных дней. Руководитель категорированной организации передает в соответствующий орган МЧС проект документа, составляет при этом сопроводительное письмо в произвольной форме, ссылаясь на Приказ МЧС от 16 февраля 2012 года № 70.

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

С какой периодичностью перерабатывается план го в организации

План ГО уточняется каждый год, а вот переработка происходит в случае изменений структуры организации по решению ее руководителя (по решению МЧС России).

Корректировка

Корректировки вносятся в план каждый год каждое первое число января. Это необходимо сделать до 1 марта.

Если документ претерпел корректировку, то отредактированный план также согласовывается с надзорным федеральным органом исполнительной власти, к примеру, Рособром, Роспотребнадзором, Ростехнадзором, с главным управлением по месту нахождения юридического лица или ИП – МЧС по г.Москве и МЧС России.

Как проверяется реальность планов гражданской обороны организации

Проверка планов на реальность проверяются в ходе командно-штабных учений, а также во время проведения плановых проверок по чек-листу МЧС России.

2.1. Принцип организации системы Гражданской обороны Российской Федерации

Гражданская оборона в Российской Федерации организована по территориально-производственному принципуна всей территории страны с учётом особенностей регионов, районов, населённых пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальность гражданской обороны состоит в том, что она организуется на территориях республик в составе РФ, краёв, областей, городов, районов, посёлков согласно административному делению России.

Производственная составляющая заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.

Основные понятия и задачи

Точное понимание целей и задач служб ГОЧС (расшифровка — гражданская оборона и чрезвычайные ситуации), методы их решений — важное условие продуктивной деятельности в этой сфере. Основные направления для выполнения главной цели по защите населения прописаны в Федеральном законе «О гражданской обороне»

К ним относятся:

  1. Предварительная подготовка населения — включает в себя планирование и проведение обучения граждан с обеспечением нормативно-методическими материалами. Образование, обеспечение учебных центров и других учреждений, предназначенных для дополнительного образования должностных лиц и сотрудников ГО. В общеобразовательных школах преподают предмет по обеспечению безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) гражданской обороны. На сайте Сергея Кульпинова участники подразделений делятся друг с другом наработанным опытом при устранении результатов чрезвычайных ситуаций.
  2. Своевременное информирование граждан об угрозах, которые возникают при военных конфликтах, чрезвычайных положениях природных и техногенных свойств. Для этого проводится комплексное применение средств единой сети связи, радио, телевизионного вещания и других способов технической передачи информации.
  3. Обеспечение граждан предметами индивидуальной и коллективной защиты. Для решения этой задачи проводится строительство и техническое обслуживание подземного оборудования или использование уже готовых строений. Кроме того, силами ГО обеспечивается накопление и хранение необходимого количества индивидуальных защитных средств.
  4. Определение перечня объектов и проведение работ по обеспечению их светомаскировки.
  5. Осуществление аварийно-спасательных работ, если есть любая степень угрозы населению при военных конфликтах или ЧС природного характера. В этом случае проводятся действия по спасению населения с использованием современных технологий и технических устройств.
  6. Силами ГО и ЧС осуществляется жизнеобеспечение граждан, пострадавших в результате военных конфликтов или при чрезвычайных положениях. Для этого выполняется планирование и организация важных видов обеспечения безопасности жизнедеятельности (ГО БЖД).
  7. Мероприятия, связанные с тушением пожаров, которые возникли в результате военных действий или чрезвычайных случаев природного происхождения. Чтобы выполнить эти функции, проводится формирование противопожарных подразделений и обеспечение их необходимыми материалами и оборудованием.

Нормативные акты, которые определяют работу организации по ГО и ЧС

Перечень основных документов по ГО в организации разрабатывается на основании Федеральных законов, Постановлений Правительства и приказов МЧС России.

Федеральные законы:

  • от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (действует в редакции от 23 июня 2016 г.) — обязывает планировать и организовывать защиту сотрудников от чрезвычайных ситуаций, обеспечивать обучение по ГО (инструктажи, курсы, тренировки), создавать и поддерживать в рабочем состоянии системы оповещения;
  • от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» — определяет полномочия организаций в области гражданской обороны.

Постановления Правительства РФ:

  • от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;
  • от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»;
  • от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»;
  • от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

Кроме того, с 1 января 2021 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерарасчетов и журналов. ». Постановление носит временный характер, будет действовать до конца 2026 г.

Приказы МЧС России:

  • от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»;
  • от 18 декабря 2014 г. № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне»;
  • от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»;
  • от 21 июля 2005 г. № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время»;
  • от 24 апреля 2013 г. № 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Что нового?

Обязательство руководства по инструктированию сотрудников строго не позднее тридцати дней от начала их деятельности стало основным нововведением весны текущего года, подготовленным МЧС. По действующим положениям знакомство с мерами по ГО будут проводить все организации и действующие индивидуальные предприниматели.

В регламенте подразделений МЧС по ГО уточнено, что его главным предметом являются юр лица и все предприниматели, несмотря на область своей работы и количество присутствующих в рабочем штате сотрудников.

Также потребуется выполнение следующих задач:

  • Программа для проведения вводного инструктажа на современных действующих предприятиях.
  • Обучение и тренировочные мероприятия по ГО.

Известно, что совсем недавно вводный инструктаж по ГО и ЧС в организации проводился по желанию непосредственного руководства, а рабочий персонал подготавливался следующим образом:

  • разработка необходимой программы для обучения ГО;
  • обучение новых принятых на работу сотрудников.
  • создание ресурсной и материальной базы.

Сегодня проводятся такие занятия по ГО в организации:

  1. Беседа об опасных для жизни факторах разных источников при ЧС, а также об оружии для массового уничтожения.
  2. Беседа о сигнале воздушной тревоги, а также выполнении положенных действий.
  3. Тренировка по применению защитных средств.
  4. Комплексное занятие по исполнению работниками грамотных действий при внезапном ЧС.
  5. Ряд комплексных занятий по выполнению работниками всех действий при начавшемся военном конфликте.
  6. Тренировка по оказанию незамедлительной помощи медицинского характера.
  7. Проведение беседы о необходимых действиях со стороны сотрудников при достаточно опасных факторах.

Организацией и управлением ГО занимается российское правительство. В сфере ГО политикой занимается исполнительная власть, которая решает ряд задач по ГО и устранению последствий произошедших масштабных стихийных бедствий.

Управление ГО в органах федерального значения и в различных организациях выполняют их руководители. Руководящей работой ГО в субъектах РФ занимаются главы органов субъектной исполнительной власти РФ, а также непосредственное руководство действующих органов местного самоуправления.

Непосредственные руководители действующих федеральных органов исполнения и организаций персонально отвечают за такое дело, как гражданская оборона и чрезвычайные ситуации на предприятии.

Силами обеспечения ГО являются организованные воинские формирования, решающие различные задачи в сфере ГО. Они объединяются в войска или в специальные аварийно-спасательные подготовленные службы, необходимые для спасения гражданского населения. Войска, присутствующие в составе сил ГО, являются воинскими организованными формированиями, необходимыми для решения различных задач в сфере ГО.

На вооружении таких войск присутствуют специальная современная техника, а также различные виды используемого оружия. Военнослужащим войск ГО обязательно выдаются подтверждающие личность удостоверения соответствующего образца, которые подтверждают их статус, а также специальные международные знаки отличия ГО.

Военнослужащие служат в федеральном органе исполнительной власти, решающем различные задачи в области ГО.

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований

Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде – федеральному правительству, в Норвегии и Испании – министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.)

Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны

Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Бункеры гражданской обороны

Гражданская
оборона в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской
Федерации.

Руководство
гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях
осуществляют их руководители, которые по должности являются руководителями
подразделений гражданской обороны указанных органов и организаций.

Гражданскую
оборону на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований возглавляют соответственно руководители исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов
местного самоуправления, являющиеся по должности руководителями органов
гражданской обороны.

Для
осуществления мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные,
республиканские, краевые, областные, автономические округа, районные и
городские службы гражданской обороны и службы гражданской обороны организаций.

Военные
формирования, специально созданные для решения задач гражданской обороны и
организационно интегрированные в силы гражданской обороны и организации
гражданской обороны.

Военные
части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, а также другие
войска и воинские формирования привлекаются к выполнению задач гражданской
обороны в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Аварийно-спасательные
службы привлекаются к решению задач в области гражданской обороны в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Армия
гражданской обороны имеет специальное оборудование, а также ручное
огнестрельное и холодное оружие.

Деятельность
войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны,
фактического начала военных действий или введения военного положения
Президентом Российской Федерации на территории Российской Федерации или на
отдельных территориях Российской Федерации, а также в мирное время при
стихийных бедствиях, эпидемиях, заболеваниях животных, серьезных авариях,
катастрофах, угрожающих здоровью населения и требующих проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Граждане
Российской Федерации могут быть приняты в организации гражданской обороны:
мужчин в возрасте от 18 до 60 лет и женщин в возрасте от 18 до 55 лет, за
исключением призывников по призыву на военную службу, инвалидов I, II и II
групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет,
женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование и имеющих детей в
возрасте до трех лет.

Организация в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • планировать и организовывать мероприятия по гражданской обороне;
  • осуществлять деятельность по поддержанию их устойчивого функционирования во время войны;
  • готовят своих сотрудников к защите от опасностей, возникающих в результате ведения военных действий или в результате таких действий;
  • создавать локальные системы сигнализации и поддерживать их в состоянии постоянной готовности;
  • Создание и поддержание запасов материальных, технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов для целей гражданской обороны.

В
целях обеспечения осуществления деятельности в области гражданской обороны в
Организации создаются штаб-квартира и службы гражданской обороны, которые
проводят работу на основе решений руководителя службы гражданской обороны —
главы Организации.

Работу
Аппарата ГО возглавляет Руководитель Аппарата, который является Заместителем
Руководителя по Гражданской Защите Организации и несет полную ответственность
за выполнение задач, возложенных на Центральный аппарат.

Как
правило, в организации создаются следующие сервисы: предупреждение и связь,
радиационная и химическая защита, медицина, экстренная инженерия,
противопожарная защита, охрана общественного порядка и др.

В
средних учебных заведениях в зависимости от образовательного профиля,
количества учителей и учеников и наличия учебных материалов могут быть созданы
следующие объекты: спасательные группы, посты радиационного и химического
наблюдения, группы по охране общественного порядка и подразделения гражданской
обороны для размещения в убежищах и жилых помещениях. Они укомплектованы
учителями, репетиторами и учениками.

Перечень мер второй очереди по гражданской обороне

Разработка плана мероприятий второй очереди включает вопросы увеличения защиты граждан, успешного исполнения поставленных перед ГО задач в военный период.

  • Оповещение, мобилизацию сотрудников, руководящих и уполномоченных лиц, уточняется обстановка и ставятся задачи по реализации намеченных мер.
  • Поддерживается готовность систем радиосвязи, оповещения, защитных укрытий, метрополитенов, убежищ.
  • Переводится в режим круглосуточно работа руководства по ГО соответственно боевым расчетам.
  • План мер второй очереди включает также переоборудование обычных защитных убежищ под сооружение противорадиационных укрытий.
  • Полная готовность сети наблюдения, а также лабораторных исследований объектов гражданской обороны.
  • Ускоренный режим завершения строительства защитных сооружений ГО.

Вторая очередь предусматривает уменьшение до минимума объемов химических компонентов, которые требуются для технологических опасных производств. Активно снижается также запас взрывопожароопасных средств. Предусматривается передача пакетов индивидуальной защиты, поставка приборов химической, радиационной, биологической защиты, дозиметров для персонального пользования на пункты выдачи.

Комплекс мероприятий предусматривает установку круглосуточного дежурства структурных формирований ГО для обслуживания предприятий. Полная готовность обеспечивается для аварийно-спасательных подразделений. Важным элементом разработки мер этой очереди является подготовка разворачивания медучреждений в безопасных условиях в загородной зоне, обеспечение необходимыми медикаментами, инструментами, имуществом этих лечебных учреждений.

  • Проводится подготовка для безаварийной остановки тех производств, технологических процессов, промышленных предприятий, которые прекращают выпуск продукции в военный период.
  • Оперативно разворачиваются медицинские пункты, санитарные блокпосты на предприятиях, которые продолжают работать в военный период.
  • Срочно выписываются из ЛПУ больные, способные лечиться в амбулаторных условиях, сокращается курс лечения и период госпитализации лежачих больных.
  • Обеспечивается возможность проведения иммунных инъекций, вакцинации людей соответственно особенностям эпидемиологических показаний.
  • При необходимости организуется производство самых простых средств индивидуальной защиты собственными силами.

Отдельное внимание уделяется мероприятиям для повышения стабильности работы объектов, помогающих выживать населению в условиях военного времени. В этот период подготавливаются к вывозу ценные документы, казначейства, активы банков, культурные, товарно-материальные ценности в более безопасные территории

Непрерывно снижается минимум взрывоопасных, пожароопасных веществ на производствах, которые располагаются в городской местности, обозначенной группой ГО. Также планируется проведение подготовительных этапов, направленных на перевод строительных компаний на изготовление быстровозводимых сооружений для убежищ, противорадиационных укрытий.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Заключение

С
1961 года гражданская оборона выполняет стратегическую оборонную задачу: защита
населения и промышленности от оружия массового поражения вероятного противника.
Большая часть населения получила защиту в надежных оборонительных сооружениях,
были созданы достаточные запасы средств индивидуальной защиты, средств
радиационной и химической разведки. Многое было сделано для повышения
устойчивости промышленных предприятий.

Но
время неумолимо. Меняются политические структуры государств, социально-экономические
условия, технологии производства и системы вооружений, соответственно меняются
и военные доктрины. Появилась концепция национальной безопасности России,
законы «Об обороне», «О гражданской обороне», «О мобилизационной
подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера».

Регулирование
гражданской обороны затрагивает не только безопасность нашей страны, но и
особенности современной международной политики и отношений государств
многополярного мира.

Конечно,
эти факторы не могли не влиять на состояние современной гражданской обороны и
перспективы ее развития.

Выводы по второму учебному вопросу

1. Система гражданской обороны в Российской Федерации организована по территориально-объектовому принципу. При этом ответственность за проведение мероприятий гражданской обороны на территориях РФ несут соответствующие руководители органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а в министерствах, ведомствах и организациях — руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители организаций. Общее руководство гражданской обороной на территорией Российской Федерации осуществляет премьер-министр.

2. Система гражданской обороны РФ состоит из органов управления, сил и средств, фондов и резервов, а также систем связи, оповещения, управления и информационного обеспечения, имеющих иерархическую структуру.

3. В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов: повседневной деятельности, повышенной готовности или в чрезвычайном режиме. Введение и отмена режимов функционирования системы на территориях РФ осуществляется соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в министерствах, ведомствах и в организациях (на объектах) — руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководителями организаций (объектов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector