Контрольные (надзорные) мероприятия

Содержание:

Результаты проверки.

По окончанию любой проверки (плановой и внеплановой) составляется:

  1. Акт проверки;
  2. Нарушения и предписания по устранению;
  3. Решение (постановление) и Протокол об административном нарушении;
  4. Сведения об отборе образцов производимой продукции;
  5. Другие процессуальные документы (протокол об осмотре места, определение о возбуждении и т.д.).

Теперь подробнее.

В результате любой проверки инспектор должен составить как минимум два акта проверки — один из них проверяемому лицу на подпись.
Процесс оформления акта подробно расписан в ст.16 ФЗ №294-ФЗ от 22.12.08.

Кроме акта инспектор должен поставить отметку в журнале учета проверок.

Согласно ст.17 п.1 поз 1 ФЗ №294-ФЗ от 22.12.08, выявив все нарушения, сотрудник МЧС составляет Предписание по устранению нарушений.
В предписании обязательно должно быть указано, ГДЕ произошло нарушение, и согласно какому пункту норматива.

Кстати, норматива по срокам устранения нарушений как такового не существует, поэтому инспектор сроки назначает САМ (поз.2 п.59 Приказ МЧС №375 от 28.06.1).
Если юр лицо не согласно с решением инспектора (или сроками устранения), то решение всегда можно обжаловать в пятнадцатидневный срок в досудебном порядке.

При внеплановой проверке.

Одним из условий проведения внеплановой проверки (напомним) является проверка устранения нарушений, выявленных при проведении прошлой проверки.
Если указанные нарушения не были устранены, то назначаются новые сроки устранения, а также дополнительные санкции, согласно законодательству РФ (ст.19.5 КоАП РФ- до полумиллиона рублей).

Кстати, если во время проведения внеплановой проверки по устранению нарушений были замечены другие нарушения, не выявленные во время прошлой проверки, то инспектор не имеет право вносить новые нарушения.
Для внесения в протокол новых нарушений, проверяющий должен снова получить разрешение и начать процедуру проверки с самого начала.

Для привлечения нарушителей по пожарной безопасности инспектор составляет административный протокол.

Важно! Протокол должен содержать, какие конкретно были допущены нарушения, а также ссылки на пункты и статьи норматива. Также инспектор должен разъяснить эти нарушения, нормативы и права ответчика, соответственно дать информацию, где и в какое время будет рассматриваться административное дело.
Ответчик имеет право в протоколе (в соответствующей ячейке) прописать замечания или объяснения по делу

Они также будут учитываться при вынесении постановления

Также инспектор должен разъяснить эти нарушения, нормативы и права ответчика, соответственно дать информацию, где и в какое время будет рассматриваться административное дело.
Ответчик имеет право в протоколе (в соответствующей ячейке) прописать замечания или объяснения по делу. Они также будут учитываться при вынесении постановления.

В копии протокола обязательно должна фигурировать подпись проверяемого.
Постановление об административном правонарушении выносится не позднее 15 суток после составления административного протокола.

Обратите внимание, если устранить нарушения до момента вынесения постановления, то есть возможность, что санкции в виде штрафа или других наказаний могут быть смягчены. Подведем итоги

Подведем итоги.

Основные направления проверок бывают плановые и внеплановые.

О предстоящей проверке инспектор должен предупредить:

О плановой за 3 дня;
О внеплановой за 24 часа.

Перед началом проверки инспектор должен предъявить:

  1. Служебное удостоверение;
  2. Оригинал (или заверенную копию) распоряжения от вышестоящего начальства;
  3. Распоряжение из Прокуратуры (если проверка внеплановая, и проводится по жалобе).

Проведением проверки занимаются только те лица, которые перечислены в распоряжении.
Штрафные санкции всегда можно снизить в досудебном порядке, устранив вовремя указанные инспектором нарушения, либо оспорить решение в суде.

Важно! Проверка по пожарной безопасности проводится не с целью запугивания предпринимателей или вставки палок в колеса производства.
Первоначальная задача инспектора указать на моменты, из-за которых возможен пожар (или просто возгорание) и соответственно штрафные санкции и уголовное наказание

Регламент проверок МЧС на объекте

Плановый аудит пожарной безопасности на объекте проводится в соответствии с утвержденным планом (ознакомиться с ним можно на сайте Генпрокуратуры РФ). При этом частота проверок зависит от категории опасности объекта. Для первой категории (школы, общежития, пансионаты, концертные залы, опасные производственные сооружения и т. д.) — 1 раз в 3 года. Аудит для второй категории (жилые комплексы, здания с одновременным пребыванием 50–200 человек, территории с угрозой возникновения лесных пожаров) проводится не чаще 1 раза в 4 года. Объекты третьей категории (административные и офисные здания высотой от 6 до 15 м, организации обслуживания населения с одновременным пребыванием 50 человек) относятся к средней степени опасности и проверяются 1 раз в 5 лет. Четвертая (умеренная) категория присваивается многоквартирным и одноквартирным жилым домам, учреждениям на открытом воздухе и офисам высотой до 6 м — их проверяют 1 раз в 10 лет. Объекты с низким уровнем пожарной опасности (киоски, временные сооружения) относятся к пятой категории и не подлежат плановому мониторингу.

Общая продолжительность плановых и внеплановых проверок в течение года не может превышать 20 рабочих дней.

Полезная рассылка по технической эксплуатации зданий

Каждую неделю совместно с техническим отделом мы готовим полезный практический материал для своих клиентов. Примеры наших писем.

Услуги обслуживания системы пожаротушения в зданиях с большим скоплением людей Услуги по обслуживанию систем пожаротушения в торговом центре
Услуги обслуживания систем пожаротушения в ресторанах и кафе

Внеплановая пожарная проверка

Рассмотрим, в каких случаях ГПН может провести внеплановую пожарную проверку.

Основания для проведения внеплановой проверки:

  • Во-первых, органы ГПН вправе провести внеплановую проверку пожарной безопасности в случае истечения срока исполнения организацией ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения.
  • Во-вторых, внеплановая проверка может проводиться при поступлении в орган ГПН сведений от проверяемой организации о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;
  • В-третьих, основанием для проведения внеплановой пожарной проверки является поступление обращений от граждан, организаций или поступление информации от органов власти, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара. Поскольку любые нарушения требований пожарной безопасности создают указанную угрозу, то поводом для внеплановой проверки по этому основанию может быть жалоба о любом нарушении в данной области.
  • В-четвертых, внеплановая пожарная проверка может быть проведена на основании поручения Президента РФ или Правительства РФ. Такие поручения как правило издаются после резонансных пожаров с гибелью людей, при этом проверкам подлежат все здания и сооружения определённой отрасли.
  • В-пятых, внеплановая проверка МЧС может быть инициирована на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В этом случае должностное лицо органа ГПН участвует в проводимой органом прокуратуры проверке в качестве специалиста, дает пояснения и представляет информацию в рамках своей компетенции. При этом орган ГПН имеет право получать для ознакомления документы, касающиеся предмета проверки, только через орган прокуратуры, организовавший проверку. Кроме того, возбуждение должностным лицом органа ГПН дел об административных правонарушениях, подготовка и выдача предписаний об устранении нарушений по результатам участия должностного лица органа ГПН в проверке в рамках прокурорского надзора не производится.
  • И в-шестых, при наличии акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

О проведении внеплановой проверки организации, в отношении которых проводится проверка, уведомляются органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Предварительное уведомление о проведении внеплановой проверки на основании информации, обращений и жалоб о нарушении требований пожарной безопасности, а также при наличии акта о невозможности проведения внеплановой проверки, не требуется. То есть проверка по этим основаниям может проводиться без уведомления проверяемой организации.

Статью прислал: inzhener

0 45

Проверка МЧС: что проверяют пожарные при проверке организаций

Опубликовано: 6 марта, 2018

Правовое регулирование

Проверка МЧС: что проверяют пожарные при проверке организаций

Опубликовано: 6 марта, 2018

При осуществлении плановой пожарной проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности в организации…

  • Переносные огнетушители. Передвижные огнетушители. Установка огнетушителя.
  • Нарушение пожарной безопасности: виды ответственности и наказания
  • Предписание МЧС: как обжаловать предписание Госпожнадзора

Какие документы нужно подготовить для проверки пожарной безопасности

Конкретные документы, которые могут потребовать сотрудники МЧС, зависят от сферы деятельности компании и категории пожарной опасности. Могут смотреть общие документы компании и бумаги, относящиеся к обеспечению пожарной безопасности.

Общие документы:

  • свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя либо компании;
  • свидетельство, подтверждающее запись в ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • устав юридического лица;
  • документы, подтверждающие право пользоваться помещением: свидетельство о собственности или договор аренды с собственником;
  • выписку из ЕГРН на недвижимость, в которой содержатся сведения о ее характеристиках.

Также нужно назначить уполномоченного представителя компании, который будет общаться с сотрудниками МЧС. Подтвердить его права можно приказом о назначении уполномоченного представителя или генеральной доверенностью на право представления интересов компании. Если общаться с сотрудниками МЧС будет сам индивидуальный предприниматель, основатель или генеральный директор, дополнительные документы не понадобятся.

Документы, относящиеся к пожарной безопасности:

  • договор на обслуживание средств оповещения, пожаротушения и дымоудаления;
  • акты, подтверждающие огнезащитную обработку горючих конструкций — например, деревянных строений;
  • точные графики очистки воздуховодов, вытяжек и систем вентиляции;
  • протокол испытания пожарного водопровода — его нужно составлять два раза в год;
  • сертификаты на средства пожаротушения: огнезащитные составы, огнетушители, рукава, шкафы.

Придется предоставить проверяющим доказательства того, что сотрудники проходят постоянные инструктажи, а здания и средства пожаротушения в нем отвечают требованиям безопасности. Всего нужно подготовить от десятка до сотни разных документов. Повторимся: все зависит от ниши бизнеса и класса пожарной опасности.

Если нужен точный список документов — запросите его в региональном отделении МЧС. Узнайте класс пожарной опасности и расскажите, чем занимается компания: сотрудники скажут, что будут смотреть на плановой проверке.

Основания для контрольных мероприятий

Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:

  • Ввод в эксплуатацию новой постройки.
  • Изменение класса пожарной безопасности.
  • Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.

Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения

Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.

Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:

  • Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
  • Введение специального противопожарного режима.
  • Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
  • Завершение капитального ремонта.
  • Поступление жалоб.
  • Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.

Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.

Это интересно: ПТМ (пожарно-технический минимум): цели, задачи, обучение

Что проверяют в ходе проверки

Перечень вопросов, на которые обращает внимание проверяющий, включает в себя следующие пункты (ч. 6 раздела 10 Методических рекомендаций):

  • условия, в которых содержатся здания, прилегающая территория, технологические установки, инженерные сети и т.д.,
  • полнота соблюдения всех мероприятий, необходимых для предотвращения пожаров,
  • наличие и уровень работоспособности устройств индивидуального и коллективного спасения,
  • общее состояние механизмов, призванных обеспечить противопожарную защиту (пожарные лестницы, системы защиты от дыма, системы оповещения о чрезвычайной ситуации и др.),
  • также проверке подвергается и сам персонал организации. Проверяющий инспектор устанавливает степень готовности сотрудников к действиям в случае возгорания,
  • наличие на предприятии специальных веществ, предназначенных для тушения пожара.

Отдельным этапом проверки выступает обследование территории, зданий и пристроек, сооруженных в организации

В рамках этого направления пожарный инспектор обращает внимание на следующие нюансы:

  • наличие свободных выездов и въездов, площадок для размещения пожарной техники, а также их состояние,
  • уровень защиты от коротких замыканий,
  • системы вентиляции и отопления,
  • соответствие параметров здания требованиям, прописанным в нормативных актах о пожарной безопасности и др.

Какие документы проверяются при проверке

Одним из обязательных этапов выступает проверка состояния документации организации. Должностное лицо ГПН может запросить и исследовать на предмет нарушений следующие виды бумаг:

  • организационно-распорядительные документы, в которых прописан порядок организации процесса обучения кадров правилам пожарной безопасности,
  • лицензию ООО или индивидуального предпринимателя на осуществление деятельности, связанной с пожарной безопасностью,
  • декларацию (сертификат) о соответствии реализуемой продукции нормативным требованиям противопожарного законодательства (в случаях, когда это необходимо),
  • техническую документацию на производимые или поставляемые вещества, материалы или продукцию. Тут проверяется наличие сведений о показателях пожарной безопасности и соответствующих мерах, которые должны соблюдаться при обращении с тем или иным видов изделий,
  • иные бумаги, имеющие отношение к проверке.

Нормативно-правовая база проведения проверок

Ключевые требования к юридическим лицам и предпринимателям в отношении выполнения требований пожарной безопасности содержатся в Федеральном законе от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Этот документ устанавливает порядок обеспечения пожарной безопасности на местах, регламентирует действия сотрудников предприятия в ходе наступления чрезвычайной ситуации, устанавливает нормативы проектирования помещений и оборудования их техникой и средствами, предназначенными для пожаротушения, и определяет ответы на многие другие вопросы, связанные с реализацией требований пожбезопасности.

В свою очередь, основные положения, связанные с частотой проведения проверок, порядком их реализации и другими аспектами осуществления функций надзорных организаций освещены в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Срок информирования о проведении проверок

Проверки соблюдения условий, обеспечивающих требуемый уровень безопасности при пожарах, как и другие виды проверок со стороны государственных ведомств, делятся на плановые и внеплановые. Тем не менее, в обоих случаях компания должна быть уведомлена о готовящейся документарной проверке — различаться будут лишь сроки предоставления соответствующего уведомления.

Так, если речь идет о плановой проверке, сведения о ней будут доступны на официальном интернет-ресурсе проверяющего органа еще в начале соответствующего календарного года. Кроме того, не позднее, чем за три дня до начала мероприятия руководство компании будет проинформировано о нем. Если же речь идет о внеплановой проверке, обязанность по уведомлению проверяемого юрлица или индивидуального предпринимателя наступает у проверяющего органа не позднее, чем за 24 часа до визита на предприятие. Несоблюдение этих сроков представляет собой нарушение, которое может стать основанием для обжалования процедуры проверки.

Кроме того, представителям проверяемых субъектов рекомендуется тщательно следить за соблюдением условий, указанных в уведомлении о проведении контрольного мероприятия. Так, в частности, в нем должны быть зафиксированы фамилия, имя, отчество и должность ответственного инспектора. Направление для проведения проверки другого сотрудника будет являться неправомерным.

Порядок проведения документарной проверки

В ходе реализации документарной проверки пожарной безопасности контролирующие органы проверяют наличие и правильность оформления следующих документов:

Сколько времени занимает проверка

Общий срок любой проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Для малого предприятия это время не превышает 50 часов в год, микроорганизации – 15 часов в год. В том случае если плановая проверка связана с длительными и сложными испытаниями, специальными экспертизами, исследованиями, расследованиями, она может продлеваться, но не более чем на 20 рабочих дней; а по отношению к малым предприятиям и микроорганизациям – не более чем на 15 часов.

Рекомендуем обращаться к опытным юристам, если возникнут вопросы по пожарной проверке.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже

Чего не следует допускать на предприятии?

Нельзя хранить на объектах непроизводственного назначения взрыво- и огнеопасные составы. Запрещено хранить бумагу, документацию, рядом с возможными источниками воспламенения. Курить строго в отведенных местах. Применять огнеопасные составы и устройства разрешено исключительно по назначению. Нельзя устанавливать в цоколе здания помещения хозяйственного назначения. Запрещено размещать склады на лестничных площадках, заставлять эвакуационные пути.

Большинство возгораний на производстве случается по причине неправильного обращения с установкой. Вторая по популярности причина пожара – это неправильная организация рабочих мест и неподготовленность персонала.

Видео

Кто может проводить пожарную проверку

В соответствии с п.1 Постановления правительства РФ от 12.04.2012 года № 290 проверять выполнение требований, предписанных в законодательстве о пожарной безопасности, уполномочены должностные лица органов государственного пожарного надзора.

В качестве проверяющих лиц выступают аттестованные государственные инспекторы. Они должны соответствовать следующим требованиям:

  • иметь при себе служебное удостоверение,
  • действовать на основании распоряжения руководителя государственного органа, осуществляющего пожарный надзор (этот документ должен быть с собой).

ВНИМАНИЕ. В случае несоблюдения перечисленных выше условий, организация имеет полное право не пустить проверяющего на свою территорию.

Права и обязанности проверяющих

Права и обязанности, которыми наделяются государственные инспекторы при проведении проверки в области пожарного надзора, подробно раскрыты в упомянутом выше Постановлении Правительства РФ.

К основным полномочиям проверяющих относятся следующие пункты (п. 9):

  • проведение проверки на предмет соблюдения организациями и ИП правил, прописанных в противопожарном законодательстве,
  • беспрепятственное проникновение на территорию предприятия, которое необходимо осмотреть (при предъявлении удостоверения и соответствующего распоряжения),
  • организация исследований, экспериментов, а также иных мероприятий в целях реализации контроля,
  • при необходимости проверяющее лицо может привлечь эксперта,
  • инспектор вправе запросить у руководства компании любую документацию, связанную с проверкой,
  • предъявление требований об устранении выявленных недочетов,
  • расследование пожаров и совершенных нарушений,
  • составление протоколов о выявленном административном правонарушении.

Помимо прав, инспекторы по пожарной безопасности также имеют и ряд обязанностей. Заключаются они в следующем (п. 17):

  • своевременное выполнение поставленных задач – предотвращение, выявление и наказание за несоблюдение норм и правил пожарной безопасности,
  • строгое соблюдение законодательства, регулирующего данную сферу,
  • инспекторы должны действовать на основании официального распоряжения,
  • проводить проверку можно только в рабочее время при наличии документов, подтверждающих такое право (распоряжение и удостоверение),
  • проверяющее лицо не может запрещать руководству компании принимать участие в процедуре,
  • ознакомление представителей организации с документами, относящимися к надзору в области пожарной безопасности,
  • проверяющий должен ознакомить всех участников проверки с ее результатами,
  • умение обосновать законность своих действий в случае, если проверяемая компания пожелает их оспорить,
  • четкое соблюдение сроков процедуры,
  • внесение соответствующей записи в журнал учета проверок,
  • инспектор обязательно должен ознакомить руководство организации с содержанием административного регламента, согласно которому проводится проверка.

Перечень документов по пожарной безопасности

Состав документации включает в себя обязательные для всех организаций бумаги и журналы, которые необходимо издать и утвердить локально, а также дополнительные, которые необходимы в конкретном отраслевом разрезе организации.

Локальные документы по ПБ

В перечень локальных нормативных актов компании в области пожарной безопасности (ПБ) включаются:

  1. Приказ об обеспечении ПБ с назначением ответственного лица.

Это основной документ в области соблюдения в организации мер ПБ. Ответственным может любой штатный сотрудник организации. Законодательство не ограничивает руководителя в выборе работника, кому будет поручено разработать инструкции по ПБ, программы проведения инструктажей, журналы их учета. Затем эти документы утверждаются отдельно.

Ответственное лицо необходимо обучить в специализированном учебном центре, по результатам обучения он должен сдать нормативы пожарно-технического минимума с получением соответствующего удостоверения.

И другие приказы:

  • скачать приказ о запрете курения в определенных местах. doc;
  • скачать приказ об осмотре помещений в конце рабочего дня.
  1. Инструкции по ПБ.

Организация должна разработать и утвердить руководителем инструкции в отношении каждого объекта (территории компании, всего здания, а также отдельных помещений). Допускается составление одного общего документа, где будет прописан точный адрес объекта. Однако для производственных и складских помещений обязательно оформляются отдельные инструкции.

  1. Документы, удостоверяющие прохождение ответственным персоналом обучения по пожарному минимуму.

Обучению персонала следует уделить особое внимание. На этот факт всегда обращают внимание проверяющие лица

Подтвердить аттестацию по пожарно-техническому минимуму необходимо руководителю компании, ответственным за пожарную безопасность в организации, работникам, занятым на пожароопасных работах, например, газоэлектросварщикам.

  1. Инструкции по проведению инструктажей и их программы

Инструктаж по пожарной безопасности является обязательным условием функционирования организации. Он проводится в несколько этапов и является вводным, первичным, повторным, внеплановым, целевым. Программу работы с персоналом разрабатывает лицо, назначенное приказом в качестве ответственного за ПБ в организации. При этом учитывается специфика деятельности компании.

  1. Журналы учета проведения инструктажей и огнетушителей

Отчетной формой учета факта работы с сотрудниками по ПБ является журнал учета инструктажей. Этот регистр обязательно проверяется надзорными органами.

Дополнительно должен вестись журнал учета огнетушителей, которыми должны быть оборудованы объекты организации в необходимом количестве. Огнетушители в установленные сроки должны проверяться, перезаряжаться и обновляться. Каждый факт должен фиксироваться в журнале.

  1. План эвакуации при пожаре.

Составляется ответственным за ПБ, утверждается руководителем организации и размещается на видном месте в помещении (п. 7 Правил противопожарного режима в РФ, утвер. ПП от 25 апреля 2012 № 390).

  1. Документы по пожарной сигнализации и автоматическим системам тушения пожаров.

Этот перечень является обязательным для каждой организации. Помимо перечисленных документов в зависимости от специфики работы организации необходимо дополнительно разработать и утвердить локальные акты.

Дополнительные локальные документы по ПБ в зависимости от отраслевой принадлежности

К иным противопожарным мероприятиям можно отнести:

  1. При наличии помещений для производственных работ и хранения продукции – инструкции, разработанные для минимизации рисков возникновения пожаров и взрывов.
  2. Расчет пожарного риска и декларация пожарной безопасности.
  3. На опасных объектах производственного назначения – положение о создании служб аварийно-спасательной и газоспасательной, инструкции для обслуживающего персонала, работающего на опасных производственных объектах.
  4. Для работ, опасных по возникновению пожара или взрыва, — технологические карты, планы производства работ.
  5. Для пожаро- и взрывоопасных материалов и веществ, используемых в производстве – соответствующие сертификаты.
  6. Наряды допуски на выполнение опасных работ.

При отсутствии необходимых документов руководителю организации грозит наложение административного наказания в виде штрафа. Его максимальное значение составляет 200 000 рублей для компании и 15 000 рублей для должностного лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector