Практическая работа на пожарном насосе

Разборка и сборка

Отвернуть гайку, снять маховичок 11 и стрелку 5, отвернуть винты, крепящие шкалу 12, снять шкалу; вытянуть дозатор 9, отвернуть гайки болтов, крепящие пробку крана 4; снять корпус; вытянуть сопло 8; отвернуть гайки, крепящие крышку клапана 10; снять крышку и клапан.

Сборка пеносмесителя и его присоединение к насосу производится в обратном порядке.

Насос ПН-40УВ с коллектором и пеносмесителем

Устройство пеносмесителя

1- насос; 2– коллектор; 3- пеносмеситель; 4- кольцо.

Пеносмеситель

Устройство пеносмесителя схема

1,2- кольца; 3- ручка; 4- корпус крана; 5- стрелка; 6- обратный клапан; 7- пробка крана; 8- сопло

Техническое обслуживание

Вакуумный насос АВС-01Э обладает высокой надежностью, при соблюдении правил эксплуатации, изложенных в данном руководстве.

Во избежание выхода изделия из строя необходимо при монтаже, эксплуатации и техническом обслуживании вакуумного насоса учитывать следующие требования:

При монтаже изделия исключить возможность попадания посторонних предметов (частиц) в полость шиберного насоса.

Следить за состоянием системы смазки шиберного насоса: своевременно пополнять масляный бачок и устранять возможные засоры маслопровода и другие неисправности.

Использовать вакуумный насос только по прямому назначению.

Не допускать работу агрегата в режиме перегрузки, в частности:

  • – по времени непрерывной работы;
  • – при попадании в полость шиберного насоса большого количества воды.

Для обеспечения постоянной технической готовности изделия предусматриваются следующие виды технического обслуживания: ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) и техническое обслуживание ТО-1. Перечень работ и технические требования для проведения указанных видов технического обслуживания приведены ниже.

Содержание работ Технические требования (методика проведения)
1. ежедневное техническое обслуживание
1.1. Проверка наличия масла в масляном бачке Поддерживать уровень масла в бачке не менее 1/3 объема
1 .2. Проверка работоспособности вакуумного насоса и функционирования системы смазки шиберного насоса Проверку провести в режиме испытания пожарного насоса на “сухой вакуум” в соответствии с п. 6.2.При включении вакуумного насоса маслоподводящая трубка должна полностью заполняться маслом до жиклера 2 (рис.2)
2. техническое обслуживание ТО-1
2.1. Проверка затяжки крепежных деталей Проверить затяжку крепежа составных частей вакуумного насоса и электрических соединителей
2.2. Проверка расхода масла Средний расход масла за цикл работы в 30 сек. должен быть не менее 2 мл. При несоответствии – см. п. 7.5
2.3. Очистка рабочих поверхностей датчика заполнения Снять датчик поз. 6 (см. рис.1), очистить электрод и поверхность “А” корпуса (см. рис.3) до основного металла.

Подготовка пожарного автомобиля к работе

Пожарные автомобили содержатся в гаражах пожарных частей в полной боевой готовности: заправлены ГСМ; цистерна заполнена водой, пенобак — пенообразователем; укомплектованы пожарным оборудованием.

При подготовке ПА по прибытию на место работы необходимо:

  1. Установить ПА на ручной тормоз;
  2. Установить под колеса противооткатные упоры.
  3. Присоединить необходимые рукавные линии;
  4. Установить рычаг коробки перемены передач в нейтральное положение;
  5. Включить зажигание поворотом ключа вправо до щелчка;
  6. Включить стартер и запустить двигатель.
  7. Нажать педаль сцепления и включить КОМ (для чего переведите рычаг включения коробки на себя и плавно отпустите педаль сцепления);

Дальнейшие операции по пуску насоса зависят от условий работы (подача воды от цистерны, открытого водоема или гидранта). Во избежание выхода из строя выжимного подшипника сцепления не допускается длительная работа силовой передачи с выжатой муфтой сцепления.

Проверка герметичности

Без должной герметичности ни один насос, в том числе пожарный, работать не будет. Поэтому все они проходят проверку на сухой вакуум. Для этого закрывают краны и задвижки агрегата и запускают мотор. При помощи вакуумной системы за 15 секунд создается давление 75-80 кПа. В насосе воздух должен разрядиться до 13 кПа или меньше за 2,5 секунды.

Если проверка на вакуум не пройдена, то смачивают места соединения мыльным раствором и делают опрессовку водой под давлением 0,6 МПа или меньше. Места протечки воздуха будут выдавать себя пузырьками мыльной пены.

Существуют всего 6 видов испытаний, среди которых периодические и типовые. Их разрешено проводить на предприятиях при наличии соответствующего оборудования.

Классификация устройств

Основная классификация заключается в типе применяемого материала при изготовлении корпуса. Другими признаками классификации назовем следующие моменты:

  1. Число рабочих колес может варьировать в определенном диапазоне. Довольно большое распространение получили одно- и двухступенчатые варианты исполнения, также есть многоступенчатые.
  2. Вал, через который передается вращение, может быть расположен вертикально или горизонтально, а также под определенным углом. Расположение вала определяет то, какие подшипники применяются и как они расположены. Во всех случаях подшипники расположены в специальных масляных камерах.
  3. Классификация проводится и по показателю номинального давления. Нормальный показатель составляет 100 метров, более высокий показатель составляет 300 метров. В продаже встречаются комбинированные насосы, которые позволяют выбирать параметр при необходимости. Комбинированный вариант исполнения представлен сочетанием нескольких устройств, которые последовательно соединены между собой. Общий привод позволяет синхронизировать работу всех устройств, сделав блок более эффективным.
  4. На автомобиле устройство может располагаться спереди, сзади, а также в центральной части транспортного средства.

В заключение отметим, что в продаже встречается довольно большое количество различных моделей насосов центробежного типа

При выборе уделяется внимание тому, какое давление нужно создать на выходе, а также некоторые другие моменты. 
 

Классификация ПН

Современные пожарные насосы, назначение и виды предполагают несколько модификаций. На практике преимущественно применяют объемные, струйные, центробежные модификации:

Струйный насос

Этот вид помп классифицируется по двум типам:

  • Водоструйные. Этими установками комплектуется каждая спецмашина. Они разрешают брать воду из водоемов даже с берегами, поросшими водной растительностью, ими же удаляют воду после пожара из помещений. Это оборудование эжекторного типа, в котором потенциал трансформируется в кинетическую энергию.
  • Газоструйные. Агрегаты используются для наполнения центробежных агрегатов и трасс всасывания. Использует отработанные среды ДВС. Проходя по корпусу, рабочая среда создает разряженную зону, которая и осуществляет функционал.

Объемный насос

Передвижение среды в таком агрегате осуществляется посредством изменения объема внутреннего отсека. Объемные устройства классифицируются на несколько групп:

  • Поршневые. В таких модификациях трансформация объема выполняется посредством движений поршневого элемента. Их достоинства — в высоком КПД, отличной всасываемости, а недостаток в том, что подача слаба и ее нельзя регулировать.
  • Пластинчатые. Здесь работает лопатка ротора, вращаясь, она прижимается к гильзе, и формирует полости, изменяющие объем рабочей камеры. Полости движутся в направлении выхода, проталкивая к нему жидкость.
  • Шестеренные. В таких насосах работа выполняется посредством двух колес, одно из которых двигается принудительно, второе — в сцепке с ним свободно.
  • Водокольцевые. Изменения пространства камеры выполняет ротор, ее объем трансформируется до 2 раз. Этот вид характеризует низкий коэффициент полезного действия, а перед началом работы, в насос следует завивать жидкость.

Центробежный насос

Насосы центробежного действия устанавливают на различные виды пожарной техники. Максимально востребованы установки консольного типа с правым вращением. Центробежные агрегаты различаются по показателям давления:

  • до 2,0 МПа;
  • до 5,0 МПа;
  • агрегаты способные создавать и то и другое давление.

Этот тип насосов принято классифицировать по нескольким параметрам:

  • По количеству колес. Насосы бывают 1-ступенчатые, 2-ступенчатые и с большим числом колес.
  • Расположение вала. Элемент может быть расположен под наклоном, вертикально или горизонтально.
  • Максимальный напор. Эта характеристика может быть нормальной – до 100 метров, высокой – до 300 метров, комбинированной – установки способные создавать и нормальный и высокий напор.
  • Размещение в спецмашине. Агрегат может размещаться в автомобиле спереди, посредине и сзади.

Внутри корпуса центробежного насоса есть колесо, которое при вращении передает жидкости энергию, при увеличении скорости повышается давление. «Зуб» направляет воду в диффузор. Так на входе формируется разряженная зона, а на выходе — с избыточным давлением. Закручивание жидкости купируют разделители.

Центробежная модификация

2 Виды и классификация пожарных помп

С целью тушения пожара используются разные виды насосов. В зависимости от принципа действия, пожарный насос ПН может быть:

Объемным:

  • поршневой;
  • шестеренный;
  • пластинчатый;
  • водокольцевой.

Динамическим:

  • Струйный:
  • газоструйный;
  • водоструйный.
  • Тангенциально-дисковый:
  • вихревой;
  • жидкостного трения;
  • инерционный;
  • клапанно-вибрационный.
  • Лопастный:
  • осевой;
  • центробежно-осевой;
  • центробежный.

Насос объемного гидравлического действия перемещает жидкость путем поочередного уменьшения и увеличения объема камеры. Из одного в другой объем жидкость перетекает и выталкивается.

Самым известным подвидом объемного насоса является поршневой. Для ликвидации небольшого очага возгорания применяется ручной пожарный агрегат с поршневым принципом работы.

Динамические устройства всасывают жидкость с помощью сил инерции. Динамический насос может перекачивать грязную воду. Поскольку происходит непрерывное всасывание жидкости, шума создается меньше, чем при использовании объемных механизмов.

По давлению противопожарный насос бывает трех видов:

  • нормального давления (давление на выходе равно или меньше 2 Мпа);
  • высокого давления (2-5 Мпа);
  • комбинированные устройства (два предыдущих типа соединены).

2.1 Пожарный агрегат ПН-40 У и НЦПН-40/100

Самым распространенным типом пожарных насосных установок еще с времен СССР считается пожарный насос ПН-40 У. Такие насосы для систем пожаротушения были практически на всех пожарных машинах. В обозначении указано, что данные агрегаты выдают 40 литров за секунду жидкости, а буква У обозначает «универсальный».

Емкость для масла и корпус выполняются единой деталью. В конструкции есть задвижки, коллектор, два напорных патрубка, водопенные коммуникации со смесителем пены. Рабочее колесо размещено на прочном стальном валу. Детали корпуса и колесо изготавливается из нержавеющего алюминиевого сплава.

Тестирование пожарного насоса

Аэродромный пожарный автотранспорт комплектируется моделями ПН-60. Насосные станции оборудуют моделями ПН-110. Они похожи по устройству и принципу действия, но больше по размеру и массе, поскольку корпус делается из чугуна.

Усовершенствовав проточную часть ПН-40, производители создали более продуктивные насосы пожарные НЦПН-40/100. Такие устройства создают распыляющие тонкие струи. Этим они экономят тушащее средство, при чем имеют повышенный уровень тушащих характеристик.

Современный пожарный насос НЦПН и его модификации устанавливаются на противопожарном транспорте.

2.2 Судовые пожарные установки

Пожарная насосная система на судне проектируется с учетом всех потенциальных угроз возгорания. Основные системы пожаротушения:

  • водопожарные;
  • автоматические и ручные спринклерные;
  • водораспылительные;
  • водяные завесы;
  • водяное орошение;
  • пенотушение (водопенные коммуникации);
  • углекислотные;
  • системы инертных газов;
  • порошковые.

2.3 Повысители для пожарного водопровода

Насосы повысители применяются в системах пожарного водопровода многоэтажных зданий, а также для обеспечения водоснабжения или повышения давления в централизованной сети. Повысители бывают одноступенчатыми или многоступенчатыми.

Пожарный насос ESTERI 10-6000

Производительность одноступенчатых помп 6-200 кубических метров в час, напор 14-98 метров. Многоступенчатые агрегаты имеют производительность 34 – 290 м3/час, напор до 600 м, это идеально для обеспечения противопожарного водопровода высотного здания.

2.4 Пожарная станция

Самым эффективным и традиционным методом ликвидации очагов возгорания является тушение водой. Станция пожаротушения — это установка, что состоит из:

  • смонтированной на опоре группы центробежных насосов;
  • запорной арматуры;
  • напорного и всасывающего коллектора;
  • контрольно-измерительных приборов (тахометр ТС);
  • шкафа управления.

Большим спросом пользуются насосные станции Иртыш, что выпускаются в России. Серия ЦНК Иртыш работает с морской водой. Электрический шкаф управления станцией Иртыш компактный, имеет надежные приборы для контроля, а также автоматику. Любая емкость с водой или водопровод, а также открытые водоемы могут служить источником для станций Иртыш.

Порядок работы

Установка АЦ на пожаре

АЦ должна содержаться в гараже пожарной части, как правило, в полной готовности: заправленной топливом, маслом, с заполненными водой цистерной и пенообразователем – пенобаком, укомплектованной ПТВ.

По прибытию на место пожара, в зависимости от наличия открытого водоема или гидранта, а также, от способа предстоящей работы (подачи воды или воздушно-механической пены) АЦ устанавливается на место, безопасное в отношении воздействия на нее огня и позволяющее, при необходимости, быстро эвакуироваться. При этом надо стремиться, чтобы длина напорной линии и количества изгибов рукавов при прокладке были минимальными.

Убедившись в правильности выбора места, необходимо:

  • установить АЦ с работающим на холостом ходу двигателем на ручной тормоз, рыча переключения передач должен быть в нейтральном положении, а рычаг системы управления подачей топлива в насосном отсеке – в положении холостого хода, т.е. поставлен в крайнее положение «от себя», (работа насоса без воды на больших оборотах или длительное время недопустима);
  • выжать педаль сцепления, включить КОМ и плавно отпустить педаль сцепления (насос включен);
  • при недостаточном внешнем освещении выключателями на электрощитке включить освещение в отсеках кузова и поворотные фары-прожектора;
  • произвести прокладку и подсоединение всасывающих и напорных линий в зависимости от условий работы (от цистерны, водоема или гидранта);
  • открыть дверь насосного отсека.

Дальнейшие операции по пуску насоса зависят от условий работы.

Работа от цистерны

При работе от цистерны необходимо:

  • проверить надежность установки заглушки на всасывающем патрубке насоса;
  • приоткрыть одну из напорных задвижек (вентилей) пожарного насоса для выпуска воздуха и открыть кран на трубопроводе от цистерны для заполнения насоса водой; Примечание. Не рекомендуется для выпуска воздуха открывать крин вакуумного затвора во избежание попадания воды в вакуумный насос;
  • открывать плавно напорные задвижки (вентили);
  • рычаг управления подачей топлива в насосном отсеке выжать «на себя», увеличив обороты двигателя автомобиля и установив необходимый режим работы насоса.

Работа от водоема

При работе от водоема необходимо:

  • вынуть из пеналов и состыковать всасывающие рукава с всасывающей сеткой, присоединить всасывающую линию к трубопроводу забора воды из водоема, конец всасывающей линии с сеткой опустить в водоем (сетка должна быть опущена не менее, чем на 300 мм ниже уровня воды, но не на дно);
  • выключить привод насоса, выжав рычаг выключения сцепления «на себя» и зафиксировав его (допускается привод насоса не выключать, при этом двигатель автомобиля должен работать на холостом ходу);
  • проверить закрытое положение всех задвижек и кранов насосной установки, включить вакуумную систему (открыть вакуумный затвор и включить вакуумный агрегат в автоматическом или ручном режиме согласно РЭ на вакуумный насос или РЭ на НЦПК);
  • после заполнения пожарного насоса водой и выключения вакуумного агрегата (автоматического или ручного) закрыть вакуумный затвор, включить привод насоса, установив рычаг выключения сцепления в исходное положение;
  • увеличить обороты двигателя и. после того, как насос разовьет необходимое давление, плавно открыть напорные задвижки (краны) насоса и установить необходимый режим работы насоса.

При работе со стволом-распылителем высокого давления открыть напорный кран высокого давления и включить ступень высокого давления согласно РЭ на НЦПК.

Работа от гидранта

При работе от гидранта необходимо:

  • открыть крюком из состава ПТВ крышку колодца гидранта;
  • установить пожарную колонку на гидрант и присоединить к всасывающему патрубку насоса водосборник;
  • соединить колонку с водосборником при помощи напорно-всасывающих рукавов диаметром 75 мм длиной 4 м;
  • открыть клапаны гидранта и колонки, открыть одну из напорных задвижек (вентилей] для выпуска воздуха, заполнить насос водой;
  • открыть плавно напорные задвижки (вентили), увеличить обороты двигателя и установить необходимый режим работы насоса.

Как устроен центробежный пожарный агрегат

Без чего совершенно не будет работать центробежный пожарный насос, так это без колеса с лопастями. Вращаясь, лопасти загребают воду, она движется по кругу и вследствие действия центробежной силы ускоряется, прижимается к стенкам и засасывается. Затем проходит по спирали, попадает на площадку и направляется в конусный диффузор, расширяющий и замедляющий поток.

Чтобы поток воды на входе не закручивался, установлен разделитель. А для увеличения скорости предусмотрен переход большего сечения отверстия в меньшее. Такое устройство называется конфузером.

Пожарный насос снабжают пеносмесителем, который позволяет создавать пену, путем смешивания воды и специального вещества (пенообразователя). Для распределения жидкости в рукава предназначен коллектор.

Насосные агрегаты, установленные на пожарных автомобилях, состоят непосредственно из насосов, коллекторов, запорной арматуры, приборов, создающих вакуум, и подающих вещество для образования пены. Температура тушащего вещества должна составлять не более 30 °C. Максимальный размер частиц, которые могут присутствовать в воде, составляет 3 мм, а их концентрации по массе не должна превышать 0,5%.

Вода в таких насосах не должна замерзать, поэтому их устанавливают в отделениях пожарной техники, где поддерживается температура выше 0 °C.

Если установлено одно колесо, то устройство называют одноступенчатым, если колес больше – многоступенчатым. Многоступенчатые противопожарные насосы применяют для создания высокого давления. Число колес в них может достигать 10. Колеса соединяют последовательно, размещая на валу.

Жидкость к рабочему колесу может подаваться с одной стороны (правой или левой) или с двух сторон. Правым называется вращение по часовой стрелке, если наблюдать со стороны привода.

Если насос берет воду из открытого водоема, то вначале включают вакуумный аппарат, который откачивает воздух, что заставляет воду затекать внутрь. После заполнения водой работа по созданию вакуума прекращается, и включают режим вращения лопастей. Когда манометр покажет избыточное давление, открывают клапаны, и пускают воду в пожарный рукав.

Проверка насоса на «сухой вакуум»

При проявлении такого рода условия, вакуумную концепцию следует испытать на содержание «сухого вакуума»

Это очень важно для нахождения последующих операций, сопряженных с возобновлением трудоспособности приспособления. В первую очередность следует закрыть все затворы и вентили на самом устройстве, зачем привести в действие двигатель с целью нагнетания в середине насоса требуемой степени давления

Допустимая норма снижения разрежения внутри вакуумного приспособления является 13 кПа, однако, в случае если данный предел превышен, то насосу непременно понадобится обслуживание. Уменьшить расходы на возобновление работы приспособления легче, в случае если у пользователя еще сохранилась гарантия, согласно которой изготовитель попросту сделает гарантийное обслуживание либо целиком поменяет вакуумнасос на другой. В противном случае, понадобится приглашение профессионалов в данной сфере, сумма оплаты работы которых непосредственно зависит от трудности неисправности.

Комплектность системы автоматизации насосной станции.

Существует три подхода к комплектации оборудования и построения системы.

  1. Два отдельных изделия.
  2. Блочно-модульный подход.
  3. Одно готовое устройство.

Два отдельных изделия.

Система состоит из двух устройств: ПУ и ШАК.

Такой подход четко выражен, например, в оборудовании комплекта Спрут-2.

Имеется специализированный для управления пожарными насосными станциями прибор управления. Прибор управления выполнен, как отдельное изделие, заточенное на применение в системах водяного пожаротушения. В современных приборах управления есть все ништяки: интерфейс RS-485, устройства индикации и дистанционного управления, приборы расширения и т. п.

Вся силовая часть содержится в одном шкафу аппаратуры коммутации, который комплектуется по предварительному заказу и поставляется тоже как готовое изделие.

В зависимости от числа и мощности агрегатов и исполнительных устройств, а также других параметров конкретной насосной станции изготавливается один шкаф с оборудованием коммутации и поставляется, как готовое изделие.

Блочно-модульный подход.

Этот подход реализован в адресных системах пожарной сигнализации, например, в адресной системе Болид и адресной системе Рубеж.

Система управления насосной станцией пожаротушения распределяется по нескольким устройствам.

Специализированный выделенный прибор для реализации логики управления насосной станцией в составе системы есть. Все остальное распределено по нескольким приборам. Отсутствует единый шкаф со всем силовым оборудованием.

На каждый силовой агрегат устанавливается свой шкаф управления. Например, если в составе насосной станцией имеется жокей-насос, два пожарных насоса, обводная задвижка и задвижка наполнения пожарного резервуара, то нам необходимо 5 силовых шкафов управления.

Прибор управления может непосредственно управлять небольшим числом силовых агрегатов и исполнительных устройств. Сигналов о состоянии такой прибор управления тоже может принять небольшое количество.

Для организации сбора информации с достаточного количества датчиков и управления требуемым числом исполнительных устройств и силовых агрегатов необходимо расширение базового функционала.

Для передачи сигналов диспетчеризации и состояния а также диспетчеризации требуется также что-то еще.

Расширит функционал не проблема — это же адресная система.

Только для этого требуется применение сетевого контроллера, под управлением которого элементы распределенной системы взаимодействуют друг с другом.

Стоимость оборудования при таком подходе оказывается меньше ввиду применения более унифицированных приборов.

Но меньше надежность и простота эксплуатации. также придется потратить время чтобы все это настроить и запустить.

Одно устройство.

У зарубежных производителей и их локализаций в России приборы управления и шкафы управления не разделены по отдельным ящикам, а выполнены в виде одного красного ящика. Вероятно, там выгоднее купить готовое устройство, чем проектировать и платить инженерам, соберущим велосипед.

В ящике содержится и слаботочная и силовая часть. Слаботочная часть выполнена в виде платы ПЛК (программируемого логического контроллера) или ПЛК, встроенного в дверь шкафа.

Вся логика работы уже запрограммирована — пользователю необходимо только выбрать необходимые параметры работы.

Выходы контроллера подключены к цепям управления силовой частью, а входы выведены на клеммы шкафа, которые подписаны и однозначно понятно что к ним подключать.

Ящик заказывается нужной комплектации в зависимости от числа и мощности силовых агрегатов.

Но ящик не является штучным изделием: объем выпуска позволяет поддерживать достаточный ассортимент базовых конфигураций в виде готовых изделий.

Ящик управления станцией водяного пожаротушения является одним изделием, полностью готовым к эксплуатации.

Естественно, что если система пожаротушения сложная — такой подход не применим, виду ограниченности базовых конфигураций. Если у вас задвижка 3-х фазная, а ящик заказали с каналом управления 1-фазной задвижкой, то тоже беда беда.

Конечно, такой ящик дороже сборной из нескольких устройств системы.

Разница, как если бы вы купили MP3 плеер или его компоненты из набора шилдов Arduino. Но, в отличии от MP3 плеера, ящик эксплуатирует не покупатель ящика, а обслуживающий персонал или вообще никто.

3.Газоструйные насосы

Газоструйные насосы в пожарной технике нашли применение в качестве вакуумных аппаратов для создания разряжения во всасывающей рукавной линии и в центробежном насосе. Работают от выхлопных газов двигателей пожарных автомобилей, а на мотопомпе МП–800Б – на воздухе, подаваемом одним из цилиндров двигателя, работающем при включении вакуум–аппарата как компрессор. В связи с изложенным, все газоструйные аппараты на всех отечественных эксплуатирующихся пожарных автомобилях устанавливаются на выхлопных тракторах двигателей перед глушителем.

Конструктивно большинство газоструйных вакуумных аппаратов отличаются незначительно.

Назначение – первоначальное заполнение насоса и всасывающей линии водой при работе из водоема осуществляется вакуумной системой, состоящей из вакуумного струйного насоса, установленного на выхлопной линии автомобиля, вакуумного затвора, установленного в верхней части насоса, трубопроводов и рычагов управления.

Рисунок 10 — Затвор вакуумный

Рисунок 11 — Затвор вакуумный

Рисунок 12 — Затвор вакуумный

Вакуумный затвор служит для соединения полости насоса с камерой разрежения диффузора вакуумного струйного насоса при отсасывании воздуха из полости насоса.

При повороте до упора на себя рукоятки 8 (рис. 7) кулачок валика открывает нижний клапан 12 (верхний клапан 7 закрыт) и соединяет полость насоса с камерой разрежения вакуумного струйного насоса. При включении вакуумного затвора кулачок валика открывает верхний клапан (нижний клапан закрыт) и соединяет трубопровод, идущий к вакуумному струйному насосу, с атмосферой через отверстие, имеющееся в корпусе вакуумного затвора, что способствует быстрому сливу воды .из трубопровода.

Блок вакуумного струйного насоса и газовой сирены служит для создания в камере диффузора разрежения и получения сигнала тревоги.

Газовая сирена включается из кабины водителя рычагом 1 (рис. 2) через систему тяг 4 и рычаг 5 (рис. 3). В обычном положении заслонки прижаты пружиной к своим седлам и выхлопные газы проходят свободно по трубопроводам. При включении сирены заслонка 3 перекрывает прямое движение выхлопных газов, и они попадают через распределитель в резонатор /. Положение заслонки фиксируется «рычагом и давлением выхлопных газов.

К нижнему патрубку корпуса через прокладку закреплен диффузор 11 с соплом 10.

Включение вакуумного струйного насоса из насосного отделения производится рычагом 8 (см. рис. 10) через систему тяг 5. При включении заслонки 12 (рис. 10), перекрывается прямое движение выхлопных газов и они попадают в сопло и далее через диффузор в атмосферу.

Камера разрежения соединена через трубу и вакуумный затвор с внутренней полостью насоса.

Чтобы включить вакуумную систему, необходимо открыть вакуумный затвор, включить вакуумный струйный насос и увеличить обороты двигателя. Когда вода заполнит всасывающий рукав, насос и появится в глазке 1 (рис. 7) вакуумного затвора, необходимо закрыть затвор, снизить обороты и включить вакуумный струйный насос.

Рисунок 13 — Система управления двигателем вакуумного насоса

Основные характеристики

Пожарные центробежные насосы всасывают воду с помощью инерционной силы. Они незаменимы в тушении огня. Назначение центробежных агрегатов- подача жидкости или пены для тушения, создание вакуума и прокачка воды в трубопроводах.

Не смотря на разное устройство таких насосов, все они имеют общие характеристики, а именно:

  1. Объем жидкости, что подается, или других веществ для тушения огня за единицу времени (подача измеряется в литрах за секунду или кубических метрах за секунду).
  2. Высота подъема струи или напор, измеряется в метрах. Определяется по показаниям манометра или вакууметра.
  3. Высота всасывания- расстояние между поверхностью воды и горизонтальной осью, м.
  4. Частота вращения вала, об/мин.
  5. Коэффициент полезного действия.

Пожарный насос НЦПН-100/100М

Пожарные насосы высокого давления по нормам должны создавать напор 200 или 400 метров. КПД с нормальным давлением достигает более 60%, при высоком- не меньше 40%. к меню

Устройство центробежных агрегатов

Основным рабочим элементом данного оборудования является колесо с лопастями, что загребают воду. Жидкость движется по кругу, ускоряется с помощью центробежной силы, далее прижимается к стенкам и засасывается. Поток движется по спирали к конусному диффузору, что расширяет и замедляет его.

Центробежные повысители имеют ряд достоинств: равномерность, подача без пульсаций средств для тушения, простое управление, обслуживание, эксплуатация. К тому же, если пожарный ствол перекрывается, засоряется или заломливается рукав, давление в системе чрезмерно не повышается

Оборудование не нуждается в сложном приводе от двигателя, имеет небольшую массу, компактные габариты, что важно для пожарных автомобилей

Есть недостатки – всасывающую линию и насос необходимо предварительно заполнять водой. Для компенсации такого недостатка существуют устройства, что заполняют полости агрегата жидкостью из цистерн. На машинах устанавливаются также вспомогательные насосы, что работают кратковременно для заполнения рукава и насоса.

Если забор воды происходит из водоема, сначала включается вакуумный аппарат для откачивания воздуха. После заполнения системы водой и достижения избыточного давления, открываются клапаны, происходит пуск воды в рукав.

Вакуумный пожарный насос

На пожарный насос устанавливаются водопенные коммуникации. Смешивая воду и пенообразователь, они создают пену. На автоцистернах водопенные коммуникации управляются с помощью вентилей. Более распространена воздушно-механическая пена, поскольку водопенные коммуникации более компактны и удобнее хранение илидоставка пенообразователя к смесителям.

Повысительный агрегат, что устанавливается на пожарном автомобиле, состоит из насоса, коллектора, затворной арматуры, приборов для создания вакуума и подачи вещества для образования пены. к меню

Проверка герметичности

Все агрегаты, повышающие давление, проходят проверку на сухой вакуум. Для этого краны и задвижки закрываются и включается мотор. С помощью вакуумной системы давление 75-80 кПа создается за 15 секунд. В норме воздух в насосе должен разрядиться до 13 кПа или меньше на протяжении 2,5 секунд. Места протечки воздуха проверяются мыльным раствором при опрессовке водой с давлением до 0,6 Мпа.

Категорически запрещается самопроизвольно отвинчивать или ослаблять соединения в процессе работы.

Существует 6 видов периодических и типовых испытаний пожарных насосов, которые проводятся на предприятиях с наличием нужного оборудования. к меню

Особенности использования пожарных насосов зимой

При использовании насоса в условиях отрицательных температур нужно следовать рекомендациям:

  1. Продувать систему после окончания работы. Процедура обеспечивает отсутствие лишней влаги внутри установки.
  2. Использовать второй набор рукавов. Мокрые после работы шланги нужно высушить на станции перед следующим вызовом. На время сушки рукава заменяются вторым комплектом.
  3. Использовать зимние моторные масла для деталей насосной установки. Пониженная вязкость смазочного материала поможет аппарату лучше справляться с нагрузками.
  4. Проверять вакуумный клапан на предмет примерзания. Делать это нужно регулярно, иначе не будет возможности спустить воздух из системы.
  5. Утепление и подогрев системы. Насосный отсек утепляют, нередко проводя в эту часть автомобиля дизельный обогреватель.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector