Правила пожарной безопасности на азс
Содержание:
- Регламентирующие документы: наиболее часто используемые
- Разработка правил под виды построек
- Правила поведения клиентов на АЗС
- Безопасность
- Устройство автозаправочной станции (АЗС)
- Правила заправки ТС на АЗС и ГАЗС
- Можно ли «развести» топливо?
- «Извините, идет прием топлива». Как журналист принимал на АЗС нефтепродукты.
- Возможная обстановка при пожаре
- Прочие факторы возникновения заряда
- Меры, принимаемые на АЗС во избежание трагедии
- Правила пожарной безопасности
- Дополнительные меры предосторожности
- План пожаротушения на АЗС
- Виды АЗС
- Заключение
Регламентирующие документы: наиболее часто используемые
- Закон о ЗПП №2300-1.
- СанПиН 2.1.7.1322-03, описывающий правила обезвреживания отходов производства.
- СанПиН 2.1.6.1032-01 о качестве атмосферного воздуха.
- ФЗ РФ № 52 о эпид. благополучии…
- СП 2.1.7.1386-03 о санитарных правилах об определении класса токсичности отходов.
- СП 1.1.2193-07 о производственном контроле.
- СанПиН 2.2.4.1294-03 требования я аэроионному составу воздушной среды.
- СП 3.5.1378-03 требования к дезинфекции.
- СП 2.2.2.1327-03 требования к организации технологических процессов.
- СП 156.13130.2014 требования ПБ.
- НПБ 02-93 правила, определяющие степень участия ГПН в выборе территории для автозаправки.
- НПБ 03-93 акт, определяющий моменты согласования проекта и сметной документации с ГПН.
- НПБ 111-98 основные нормы противопожарной безопасности.
- РД 153-39.2-080-01 правила эксплуатации АЗС.
- СНиП 2.07.01-89* / СП 42.13330 (Градостроительство, определяет минимальное расстояние до автодорог и жилых улиц от АЗС).
Разработка правил под виды построек
Объёмы размещённого топлива, хранящегося на таких заправках, часто достигают многих десятков кубических метров, а результаты проведённых проверок выявляют нарушения разработанных правил противопожарной безопасности. Поэтому контроль со стороны государственных органов является неусыпным.
Современные автозаправки считаются объектами с достаточно высоким риском появления пожара, что говорит о повышенном внимании составлению, а также последующему соблюдению всех правил разработанной безопасности.
Подготовленная инструкция по такой безопасности, созданная для современных АЗС, состоит из достаточно большого числа пунктов, предъявляемых для изучения каждому из сотрудников, действующих на этом серьёзном объекте.
Современные заправочные станции являются большими комплексами с расположенными на их территории различными по назначению и функциональности строениями и объектами. Это могут быть подземные просторные вместилища для хранения топлива, специальные колонки для его разлива, площадка под размещение автоцистерн, заправленных топливом.
Также на территории заправочных станций размещаются здания и постройки для персонала, автотранспортная стоянка, действующая на дизельном топливе котельная и различные виды очистительных сооружений.
Каждый из подобных объектов обязательно учитывается при создании правил соблюдения безопасности для современных станций, нормами которых предусматриваются допускаемые противопожарные расстояния между данными сооружениями.
Инструкция по соблюдению пожарной безопасности для таких объектов должна составляться чётко с охватыванием всего спектра работ, затрагивать каждого из сотрудников, территорию автозаправки, а также поведение водителей. Инструкции по противопожарной безопасности обладают значительными отличиями для современных станций различных типов.
Так, станции, относящиеся к стационарным, оснащены расположенными подземными резервуарами с размещёнными независимыми подающими топливными колонками. Блочные станции являются похожими на стационарные, но их колонки размещаются над подземными хранилищами топлива.
Современные станции мобильного вида оснащены надземными просторными резервуарами, размещёнными совместно с колонками и остальным важным оборудованием прямо на общей платформе. Автозаправочные станции передвижного типа являются мобильной крупной установкой, размещённой на определённом транспортном перемещающемся средстве.
Соблюдение разработанных норм действующим персоналом станции контролируется в ходе проведения регулярных видов инспекционных проводимых проверок с обязательным изучением следующей присутствующей в наличии документации:
- планировка автозаправочной станции с обязательным указанием всех расположенных на территории строений;
- сертификаты, важные лицензии, а также полученные разрешения на проведение работы с размещёнными горючими материалами;
- разрешительная документация на эксплуатацию различного оборудования;
- разработанные планы эвакуации людей и находящихся автомобилей, быстрой ликвидации возникшего огня, а также схемы размещённых вблизи источников воды;
- инструкции по соблюдению пожарной разработанной безопасности;
- графики проверок и журнал учёта.
Это интересно: Обеспечение пожарной безопасности при проведении огневых работ
Правила поведения клиентов на АЗС
Создано 20.08.2021
Управление РИ по обеспечению деятельности, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций напоминает автовладельцам, что заправочная станция это зона повышенной опасности и вести себя на таком объекте нужно соответственно правилам. Запомните и придерживайтесь общих правил, они могут помочь вам избежать трагедии.
— Перемещение по территории АЗС осуществлять в соответствии со схемой движения, размещенной на въезде.
— Соблюдать требования дорожных знаков, указательных и предупреждающих табличек, размещенных на территории АЗС. По территории АЗС движение – одностороннее, скорость движения – не более 5 км/ч.
— Не создавать помех для выезда транспорта с территории АЗС.
— Подъезд к топливораздаточным колонкам (далее – ТРК) осуществлять со стороны топливного бака автомобиля.
— Заправлять транспортные средства в порядке очереди.
— Соблюдать расстояние между транспортным средством, стоящим под заправкой, и следующим за ним не менее 3 м, а между последующими, находящимися в очереди, – не менее 1 м.
— Мотоциклы, мотороллеры, мопеды перемещать к ТРК и от них вручную, с заглушенным двигателем. Пуск и остановка двигателя должны производиться на расстоянии не менее 15 м от ТРК.
— Заправку транспортного средства проводить находясь в непосредственной близости от ТРК и при заглушенном двигателе.
— Случайно облитые нефтепродуктами части транспортного средства до пуска двигателя водитель обязан протереть насухо.
— В случае пролива нефтепродуктов немедленно сообщить оператору АЗС. Пролитые при заправке нефтепродукты силами персонала АЗС должны быть засыпаны песком (сорбентом), а песок собран в металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой.
— В случае аварийной ситуации с розливом нефтепродуктов не запускать двигатель, транспортное средство удалить на безопасное расстояние вручную.
— После заправки автомобиля установить топливораздаточный кран в ТРК.
— В случае возникновения пожара принять меры к удалению транспортного средства с территории АЗС.
— Перед заправкой высаживать пассажиров в специально отведенном месте (за исключением пассажиров четырехдверных легковых автомобилей).
— Заправку транспортных средств сжиженным газом осуществлять при открытых капоте и крышке багажника (для микроавтобусов – задних дверок).
— Перед заправкой транспортных средств сжиженным газом указать персоналу обозначенное место для присоединения заземляющего проводника.
— На территории АЗС запрещается курить, применять открытый огонь (спички, зажигалки и др.).
Запрещается:
— Заливать нефтепродукты в стеклянную, пластиковую тару без антистатического покрытия и в открытую тару;
— Ззаправлять автомобили, перевозящие опасные грузы;
— Заправлять автомобили во время грозы.
Если вы попали в чрезвычайную ситуацию и вам нужны помощь – единый номер для вызова всех экстренных служб «112». Вызов на номер«112» возможен, даже если у вас нет средств на счету.
Безопасность
Как определяется безопасная дистанция?Дети в машине: думаем о безопасности Осторожно: вас снимает скрытая камера!Пьянству за рулем – бой!За безопасность на дорогах России правительство заплатит почти 99 млрд. рублей Лихачей на дорогах столицы скоро поубавится Мужчины против женщин: какие водители более осмотрительные? Подрезали? Простые правила поведения с хамами на дорогах.Как избавиться от страха перед вождением?Как лечиться водителям? Какие таблетки нельзя пить?Каблуки и машина — сочетаемость нулевая?Как водить беременной?Подушки безопасности: как минимизировать риск травм?Как могут разблокировать сигнализацию?Как не купить авто, которое в кредите?При какой температуре менять зимнюю резину?Как преодолеть страх перед первым выездом на дорогу самостоятельно?Аквапланирование и дорога в дождьШины не по сезону? Не стоит рисковатьЭволюция системы безопасности автомобиляИстория возникновения краш-тестовНовые системы безопасности ТойотаСамые распространенные ошибки водителей, имеющие опасные последствияПравила безопасности на заправкеНедолив топлива на заправках: как не дать на себе нажитьсяНекачественное топливо: можно ли уберечь свой автомобиль?Как распознать поддельные шины?
Устройство автозаправочной станции (АЗС)
Высокая пожаровзрывоопасность СУГ, в основном, объясняется низким концентрационным пределом распространения пламени (1,6% объемных) и высокой плотностью по отношению к воздуху (1,5). Это говорит о том, что для образования горючей среды достаточно даже небольшой утечки газа и маломощного источника зажигания. Зона загазованности представляет собой стелющееся по земле облако, толщина которого достигает нескольких метров, а длина и ширина могут достигать несколько сот метров. Этот газ может скапливаться в подвалах зданий, технологических колодцах и в низких местах на местности, вблизи дорог и др.
Правила заправки ТС на АЗС и ГАЗС
13.06.19
АЗС и АГЗС – предприятия повышенной пожаро- и взрывоопасности, поэтому при заправке транспортных средств необходимо соблюдать ряд обязательных правил.
Когда необходимо отправиться на заправочную станцию для пополнения запаса топлива?
Не следует ждать момента, когда начнет мигать лампочка, свидетельствующая о низком уровне топлива, а стрелка датчика приблизится к нулю. Желательно заправить автомобиль, когда объем горючего составит менее половины объема бака.
Если датчик не откалиброван, то его показатели могут быть неверными. Есть несколько признаков, свидетельствующих о снижении количества топлива ниже допустимого уровня:
- Появление в двигателе посторонних шумов с постукиванием.
- Дополнительная вибрация автомобиля, возникающая из-за обеднения смеси.
- Ухудшение плавности движения при неизменном положении педали газа.
- Снижение мощности автомобиля.
Правила заправки автомобилей на АЗС
Для обеспечения безопасности заправки ТС необходимо соблюдать следующие условия:
- Мотоциклы, мотороллеры, мопеды необходимо заглушить на расстоянии не менее 15 м от топливораздаточных колонок и подвести мототехнику вручную.
- Заправка автомобиля должна осуществляться при выключенном двигателе в присутствии водителя. Двигатель разрешается держать включенным только в условиях низких температур, когда его повторный запуск является затруднительным.
- Части ТС, облитые топливом, необходимо протереть ветошью насухо. Пятна нефтепродуктов на асфальте засыпают песком, который собирают в специальные металлические контейнеры. Из контейнеров песок вывозят в места, специально предназначенные для этой цели.
- Дистанция между автомобилями в очереди на заправку должна быть не менее 1 м, между заправляющимся авто и предыдущим – не менее 3 м.
- Машины должны располагаться так, чтобы выезд с АЗС оставался свободным и предоставлял свободу маневрирования.
Как проверить топливораздаточную колонку перед ее эксплуатацией?
Визуальный осмотр ТРК позволяет установить:
- отсутствие наружных повреждений корпуса;
- четкость надписей на табличке и меток на приборах разового и суммарного учета отпущенного топлива;
- чистоту стекол на приборах учета отпуска нефтепродукта.
Этапы опробования оборудования:
- включение электродвигателя;
- включение насоса, заполнение гидросистемы топливом;
- выдержка колонки под давлением при включенном насосе и закрытом раздаточном кране, остановка насоса, выдержка в течение одной минуты;
- проверка мест соединений.
При осмотре мест соединений ТРК и раздаточного крана не должно наблюдаться даже следов топлива.
Правила заправки автомобиля на АГЗС
Заправка транспорта с газобаллонной системой регламентируется федеральными нормами и правилами. Меры безопасности:
- перед заправкой пассажиров необходимо высадить из автомобиля;
- при заправке водитель должен выйти из автомобиля и находиться рядом с ТРК;
- водитель должен обеспечить свободный доступ к заправочному устройству, присоединить переходник.
Краткий обзор оборудования для заправки транспортных средств на АЗС и АГЗС
- Топливораздаточные колонки. Предназначаются для раздачи одного или нескольких видов нефтепродуктов в топливные баки ТС или тару клиента, учета разового или общего расхода нефтепродукта. ТРК могут быть рассчитаны на раздачу жидкого топлива, сжиженного или сжатого газа.
- Раздаточный пистолет (топливозаправочный кран). Служит для управления подачей топлива в горловину бака и отсекания нефтепродукта при переполнении бака. Заправочные пистолеты бывают механическими и автоматическими. Механическое оборудование отличается простой конструкцией и не имеет функции автоматического прекращения подачи топлива. В автоматических моделях при соприкосновении носика пистолета с верхним уровнем топлива в баке происходит прекращение подачи нефтепродукта. Эта функция особенно удобна при заполнении крупногабаритных баков.
- Передаточные кассовые лотки. Этот обязательный атрибут современных АЗС и АГЗС обеспечивает безопасность передачи банкнот, картридеров и документов от клиента и обратно. Лотки монтируются в перегородках, отделяющих помещение кассира от остальной площади.
- Системы громкой связи. Включают системы «кассир-клиент» и динамики громкой связи. Используются для информационных сообщений и оповещений в случае экстренных ситуаций.
- Урны, сервис-боксы, контейнеры для замазученных отходов. Благодаря этому оборудованию обеспечивается порядок и пожарная безопасность на станции, поскольку весь мусор сразу распределяется по категориям, а затем утилизируется согласно нормам и правилам для АЗС и АГЗС.
Показать все
Можно ли «развести» топливо?
Поговорим о «разбавлении» бензина. В обязанности оператора, принимающего топливо, входит и такая проверка. Вот тут Александру и требуется каска, так как придется залезать вверх, на цистерну. Люки там тоже опломбированы. В руках у Александра специальная штука, типа автомобильного щупа для проверки уровня масла. Выглядит как полутораметровая (примерно) металлическая линейка с делениями. Перед тем как опустить ее в люк, на кончик ее наносится специальная смазка-индикатор. Это для того, чтобы узнать, присутствуют ли в цистерне вода и другие непредусмотренные вещества. Если да, то смазка должна приобрести малиновый цвет. Нет, цвет остался прежним. Чтобы все-таки продемонстрировать, что индикатор в порядке, на него капают водой, цвет смазки мгновенно меняется.
«Извините, идет прием топлива». Как журналист принимал на АЗС нефтепродукты.
Нередко, приезжая на АЗС, сталкиваешься с табличкой «Извините, идет слив топлива». Бывает, что АЗС не работает полностью, бывает, только некоторые ТРК (топливораздаточные краны), тогда прямо на них закрепляются таблички: «Извините, идет прием топлива».
Понятное дело, никто не ждет, пока его (топливо) откуда-то сольют и куда-то примут, а сразу отправляется на другую автозаправочную станцию.
А на самом деле, что кроется за этой табличкой, как происходят те самые, невидимые клиентам, слив и прием топлива?
Задавшись такими и другими вопросами и предварительно оговорив время прибытия бензовоза, Татьяна Кудряшова из «Лидской газеты» отправилась на одну из автозаправочных станций «Белоруснефть», обслуживаемых ОАО «Лиданефтепродукт», – в Цыборы.
Возможная обстановка при пожаре
Для прогнозирования возможной обстановки на пожаре необходимо иметь следующие расчетные модели:
- площадь разлива продукта при неконтролируемом выходе СУГ или бензина;
- интенсивность испарения разлитого нефтепродукта;
- возможность образования и величины зоны взрывоопасных концентраций;
- ударная волна при взрывании СУГ с воздухом, её последствия;
- воздействие пожара в районе горения и взрыва на окружающие объекты и людей.
Тушение пожара на АЗС
Многочисленными исследованиями установлено, что для оценки разрушения при возможных взрывах газо-воздушного облака СУГ следует принимать от 2 до 10% энергии сгорания от всей массы выбрасываемой из аварийной системы парогазовой среды. Температура горения шара на оболочке газового облака может достигать 1000 С, при этом величина теплового излучения от шарового выброса пламени может быть в 1,5 и более раза больше чем от обычных пожаров нефтепродуктов.
Дополнительно ознакомьтесь с материалом из энциклопедии:
При разливе и горении под автомобилем перевозимого СУГ, воздействие тепловых потоков на емкость увеличивается быстро. Угол в течении 7-12 минут, в зависимости от степени заполнения емкости цистерны, наступает предельно – допустимая температура для стенок цистерны (около 600С).
Следовательно, требуется как можно быстрее поводить охлаждение стенки цистерны водой или раствором пенообразователя от пожарных автомобилей или стационарных устройств.
Для стационарных АЗС можно рекомендовать для быстрого рассеивания СУГ (пропана) водяные завесы. Они могут быть как стационарно – устроенными на АЗС, так и приводимым и создаваемыми с помощью пожарных автомобилей. Для этого используются щелевые и водные распылители: с различным расходом воды, её дисперсности и величинам защищаемой площади. Давление в этих приборах 50 – 60 м, а общие расходы воды зависят от размеров резервуаров. Эта система наиболее эффективна, если она выполнена стационарно на АЗС и находится в постоянном дежурном режиме.
Специалистами МЧС РФ достаточно хорошо изучены и разработаны подобные специальные системы защиты и уже применяются на практике как при защите промышленных установок так и пожарной техники при тушении пожаров. Доказано экспериментально. Что наиболее эффективна защита горящих и схожих с ним резервуаров орошением водой ручными, лафетными стволами или различными стационарными веерными распылителями (типа РВ – 12) с требуемой интенсивностью не менее 0,1 а/м2с.
Более подробно об устройстве резервуаров и их тушении Вы можете прочитать в материале:
Прочие факторы возникновения заряда
Электризуются мобильные телефоны, канистры из пластика, бутыли с охлаждающей жидкостью, бутылки с питьевой водой. Держать бензин в канистре из пластмассы нельзя. Именно поэтому на АЗС запрещается наливать бензин в пластиковые емкости и производить любые действия с жидкостями, кроме заправки. Статическое электричество не редкая причина почему горят автомобили.
На АЗС нельзя разговаривать по телефону. Сотовый в паре с работающим двигателем опасны по той причине, что телефонный передатчик генерирует высокочастотное поле. Оно пробуждает блуждающий ток на поверхностях окружающих объектов, а система зажигания машины распространяет электромагнитные поля. Заряд свечи зажигания может пробить на корпус.
Разумеется, для того чтобы заправиться на АЗС, переодеваться никто не станет. Перепоручить залить бензин можно служащим АЗС. А вот требования безопасности – обязательны к соблюдению. Это не прихоть, а требование безопасности во избежание пожаров.
Просмотров:
1 115
Меры, принимаемые на АЗС во избежание трагедии
Практически на всех АЗС в зоне колонок с топливом круглосуточно находятся работники, помогающие водителям с заправкой автомобилей. Наличие в штате АЗС служащих, исполняющих эти обязанности, связано не только со стремлением обеспечить клиентам максимальный комфорт. Зачастую именно работники АЗС помогают предотвратить возгорание топлива.
Немалая часть автомобилистов не умеет правильно осуществлять процедуру заправки машины топливом на АЗС. Неумение автолюбителей выполнить эту несложную задачу грозит на АЗС взрывами и возгораниями. Владельцы АЗС нанимают специальный персонал. Служащие носят пропитанную от огня спецодежду, знакомы со специальными правилами техники безопасности. Содержать штат таких работников намного выгодней, чем затрачивать значительные средства на устранение последствий возгорания.
Правила пожарной безопасности
Изложены в разделе XVII «ППР в РФ» о требованиях к автозаправочным станциям:
- Выходы паров нефтепродуктов в атмосферу должны осуществляться только через деаэрационные трубопроводы резервуаров хранения ГСМ или дыхательные клапаны цистерн автотранспорта, перевозящих топливо. Необходимо проводить их периодическую проверку и обновлять аппаратуру. Подробнее в каталоге https://zavod-volna.com/product/rezervuarnoe-oborudovanie/klapany-dykhatelnye/
- Перед проведением ремонтных работ на технологическом оборудовании – резервуарах, емкостях, трубопроводах, колонках для раздачи ГСМ должна быть проведена очистка от следов нефтепродуктов, их паров, для исключения возникновения возгорания при проведении огневых работ, включая газовую, электрическую сварку металлических конструкций.
- При проведении ремонтно-восстановительных работ на АЗС ее руководитель, ответственный за ПБ должны обеспечить необходимые противопожарные меры.
- Запрещается устанавливать технологическое оборудование, предназначенное для работы со взрывопожароопасными углеводородными материалами, не соответствующее используемой на АЗС технологической системе, технико-эксплуатационным, конструкторским документам.
- При заполнении наземных, подземных резервуаров жидкими нефтепродуктами запрещено использовать больше 95% их внутреннего объема хранения, при этом работы по наполнению должны производиться исключительно закрытым способом.
- Запрещено перекрывать деаэрационные трубопроводы резервуаров хранения моторного топлива при операциях слива-налива.
- Работы по техническому сервису, ремонту внутри резервуаров допускается производить только в тех случаях, когда концентрация паров нефтепродуктов составляет не больше 20% нижней концентрации предела распространения огня; проводя непрерывный контроль газовоздушной среды.
В период заправки автотранспорта необходимо соблюдать такие требования:
- Мотоциклы, мопеды подаются к колонкам, раздающим топливо, с заглушенными двигателями, останавливаемыми и запускаемыми не ближе 15 м от колонок; автомашины – собственным ходом.
- Следует соблюдать расстояние не меньше 1 м между стоящими в очереди к топливораздаточной колонке автомобилями, чтобы обеспечить им возможность маневра, выезда с территории АЗС в случае возникновения пожара, аварийной ситуации.
- Проливы нефтепродуктов следует засыпать песком, удалять специальными адсорбирующими веществами, удаляя их, а также обтирочные материалы, загрязненные ГСМ, в плотно закрывающиеся ящики из металла, вывозя их с территории по окончании рабочих смен.
Запрещается:
- Заправлять любой автотранспорт с не заглушенным двигателем.
- Движение автотранспорта над подземными резервуарами, кроме случаев, предусмотренных технико-эксплуатационным регламентом.
- Сливо-наливные работы на резервуарах хранения, заправка автотранспорта как в период грозы, так и при ее приближении.
- Допускать к работе дежурный персонал, сотрудников подрядных организаций в спецодежде, загрязненной ГСМ; обуви, способной вызвать искры.
- Заправку грузовых автомашин, любой специальной техники с пассажирами в кабинах.
- Заправлять автотранспорт, перевозящий различные виды опасных грузов – от сжатых, сжиженных горючих газов, ЛВЖ до взрывчатых, ядовитых веществ, радиоактивных материалов, который необходимо заправлять на специальных АЗС.
- Въезд на территорию тракторов, не имеющих на выхлопных трубах искрогасителей, во время проведения сливо-наливных работ, выдачи бензина.
Довольно много противопожарных мероприятий регламентирует РД 153-39.2-080-01 – о правилах технической эксплуатации автозаправочных станций, в частности:
- АЗС должны быть обеспечены молниезащитой зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций.
- Запас ЛВЖ в мелкой таре не должен превышать 5 суточный объем торговли, при этом в операторной, торговом зале АЗС не должно находиться больше 20 единиц тары технических жидкостей для автомобилей.
- На всех АЗС должны разрабатываться, утверждаться «Планы ликвидации аварий, пожаров».
Дополнительные меры предосторожности
Как правило, топливо по безналу скупают крупными объемами, что в некоторой мере упрощает деятельность мошенников — пропажу нескольких десятков литров удается выявить не всегда. Вы усложните их «работу», если выполните следующие действия:
- сверка объема в накладной с фактическим;
- регулярная калибровка емкости;
- корректное заполнение документации — в ней следует указывать фактический объем залитого топлива.
Если факт мошенничества доказан, это достаточный подов отказаться от оплаты топлива. Деньги за него перечислены? Значит, придется предъявлять претензию поставщику в предусмотренном договором порядке и требовать, чтобы он оплатил недостающий объем.
План пожаротушения на АЗС
План локализации и ликвидации аварий и пожаров на АЗС освещает следующие вопросы:
- Прогноз количества пострадавших от теплового излучения.
- Поражение объектов и людей в случае взрыва резервуара.
- Тепловая защита горящих и не горящих резервуаров и прочих объектов с помощью передвижных средств.
- Расчет сил и средств для ликвидации возможных типов возгорания.
- Действия по осаждению газовоздушного облака.
При разработке плана рекомендуется учитывать следующие параметры:
- планировка здания;
- проемы, входы и выходы из здания;
- местоположение гидрантов, кранов и прочих источников воды;
- подъездные пути.
Исходные сведения
Составление плана пожаротушения является следующим шагом прогнозирования пожарной обстановки. В процессе используются схожие данные, то есть:
- площадь растекания топлива;
- скорость испарения продукта;
- площадь зон взрывоопасных концентраций;
- сила взрывной волны и ее последствия;
- воздействие аварии на людей и здания в зоне поражения.
Некоторые значения приблизительны, например:
- температура газового облака по его окружности – 1000 градусов Цельсия;
- величина теплового излучения превышает нормативный показатель в 1,5 раза;
- при расчете разрушительной силы взрыва принимают 2–10% энергии сгорания от массы выделяемого газа.
Расчет тушения
Расчет сил для устранения воспламенения на станции или складе ГСМ ведется по четырем видам сценариев:
- Нормативный. Тушение осуществляется с помощью пожарной техники. Единственный параметр, требующий расчета – интенсивность подачи огнетушащего вещества в наземные емкости с топливом.
- Обширный. Обязателен расчет мер по ликвидации пожара сразу в трех локациях: в резервуаре, на запорной арматуре и в обваловке.
- Переходный. Требует расчета действий при перемещении огня на другие емкости с нефтепродуктами.
- Тотальный. Предусматривает распространение пламени по всей территории станции и за ее пределами. Как правило, расчет по данному сценарию производится органами МЧС.
Графическая часть
Графическая часть плана (то есть схема) в первую очередь оценивается прибывшими на место спасателями. На ней отображается следующая информация:
- пути ликвидации огня;
- схема расстановки пожарных машин;
- действия по борьбе с огнем;
- расположение объектов на территории АЗС.
Образцы и бланки
В текстовой части документа прописываются наиболее эффективные способы ликвидации пламени на разных участках территории. Рассчитывается уровень риска, прописываются подходящие методы тушения, определяются наиболее опасные участки АЗС.
Виды АЗС
В настоящее время в эксплуатации на территории России находится несколько видов автозаправочных станций (АЗС):
- традиционные АЗС – с подземными резервуарами;
- блочные АЗС – с подземными резервуарами и топливно-раздаточными колонками (ТРК) над ними;
- модульные АЗС – с надземными резервуарами, от которых разнесены топливно-раздаточные колонки на сравнительно ограниченной территории;
- контейнерные АЗС – с наземными резервуарами, где в контейнере находятся и топливно-раздаточные колонки;
- топливно – раздаточные пункты АЗС – располагаются на территории предприятия для заправки автомобильной техники этого предприятия;
- передвижные АЗС – автомобили, прицепы или полуприцепы.
Большую пожарную опасность представляют и автомобили – бензовозы, в емкостях которых перевозятся и пропан, и бутан.
За последние годы в г. Москве были случаи, когда в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием автомобиля, перевозившего бензин, происходил разлив топлива с последующим его воспламенением. В результате чего, полностью уничтожались автомобили, находившиеся рядом с ДТП, и были жертвы среди людей.
Устройство автозаправочной станции (АЗС)
Высокая пожаровзрывоопасность СУГ, в основном, объясняется низким концентрационным пределом распространения пламени (1,6% объемных) и высокой плотностью по отношению к воздуху (1,5). Это говорит о том, что для образования горючей среды достаточно даже небольшой утечки газа и маломощного источника зажигания. Зона загазованности представляет собой стелющееся по земле облако, толщина которого достигает нескольких метров, а длина и ширина могут достигать несколько сот метров. Этот газ может скапливаться в подвалах зданий, технологических колодцах и в низких местах на местности, вблизи дорог и др.
Заключение
Благодаря стремительному развитию систем пожарной безопасности на сегодняшний день существует множество различного оборудования, которое позволит защитить от пожара такие сложные и опасные объекты, как заправочные станции
Важно только правильно подобрать систему под конкретный объект и настроить ее на корректную работу. Это позволит не только уберечь материальные ценности, а и гарантировать высокий уровень безопасности клиентов заправки и работающего там персонала
Чтобы правильно подобрать и установить средства пожарной безопасности нужно обратиться за помощью в специальные компании, которые имеют квалифицированных сотрудников, соответствующее оборудование и разрешение на проведение подобного рода работ.