Пожарно-тактические учения (пту): виды, методика проведения
Содержание:
- Противопожарные тренировки на предприятии нормативный документ — СИЗ, нормы, инструкции
- Тактические возможности пожарных расчетов
- Противопожарные мероприятия в школе
- Тренировки по эвакуации при пожаре
- Тактика при различных условиях тушения огня
- Тактика и выполнение боевой задачи
- Учения в школе
- Основные моменты пожарных учений
- Имитация ситуаций
- Пожарно-тактические учения: на предприятии, виды учений, как провести учения?
- Цели проводимых учений
- Управление ходом тренировок
Противопожарные тренировки на предприятии нормативный документ — СИЗ, нормы, инструкции
Если на предприятии или в организации работает 50 и больше сотрудников, то нужно позаботиться об обеспечении противопожарной безопасности с целью обеспечения согласованных действий сотрудников при пожаре.
Пожарная безопасность обеспечивается с помощью проведения регулярных мероприятий, цель которых – предупредить распространение пожара и создать условия для молниеносного вызова пожарной бригады и своевременного гашения пожара.
Организация тренировок по эвакуации при пожаре
Практическая отработка эвакуации – важная составная часть подготовки работников организации. Она является основной формой контроля подготовленности работников к тушению пожаров и действиям при чрезвычайных ситуациях.
Во время тренировок у работников вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию, работу по его тушению, правильно применять средства пожаротушения.
График проведения противопожарных тренировок
На каждом объекте в рамках годового плана-графика работы с работниками должен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем объекта.
В графике указываются:
- месяц проведения тренировки,
- вид тренировки,
- тренирующаяся смена или структурное подразделение.
Типовой Приказ с графиком “О подготовке и проведении противопожарной тренировки” Вы можете скачать после статьи.
Годовой план-график разрабатывается совместно с руководителями структурных подразделений организации. На основе этого плана каждое структурное подразделение составляет свой годовой план-график работы с работниками.
Противопожарные тренировки подразделяются
- на объектовые,
- тренировки структурных подразделений,
- совместные с подразделениями ГПС
- индивидуальные.
Объектовой противопожарной тренировкой следует считать тренировку, темой которой является нарушение по причине пожара режима работы объекта в целом и в ней задействованы работники всего объекта.
Руководителем объектовой противопожарной тренировки является руководитель или главный инженер организации.
Тренировкой структурного подразделения следует считать тренировку, темой которой является нарушение режима работы одного структурного подразделения и в которой требуется участие работников только этого подразделения.
Более подробно вы сможете прочитать в документе: Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре.
На период совместной тренировки распоряжением руководителя объекта выделяются консультанты из числа ИТР, которые обязаны следить, чтобы распоряжения и действия руководителя тренировки и РТП соответствовали требованиям действующих на объекте правил техники безопасности.
Индивидуальные тренировки проводятся для вновь принятых работников после прохождения инструктажа на рабочем месте.
Тренировка по эвакуации назначается приказом руководителя объекта о подготовке тренировки, в котором отражаются цель, дата и время проведения, указываются руководитель тренировки, начальник штаба тренировки.
Начальником штаба тренировки разрабатывается план проведения тренировки, в котором указываются тема тренировки, ее цели, состав участников и календарный план подготовки и проведения.
В календарном плане отражаются этапы подготовки и проведения тренировки, задачи штабу, работникам, посредникам и участникам с указанием мест проведения, времени и ответственных исполнителей.
Порядок (этапы) проведения тренировки могут быть определены как календарным планом, так и отдельным документом, утвержденным руководителем тренировки.
Тактические возможности пожарных расчетов
Эффективность тушения пожара зависит от оснащенности самих пожарных, а также, каким оборудованием они владеют. Отталкиваясь от этих двух факторов, решается задача возможного максимального объема выполняемой работы с учетом конкретного пожара. Еще один немаловажный фактор – это эффективное взаимодействие между боевыми расчетами, а также между ними и руководством.
То есть, чтобы построить эффективную пожарную тактику, необходимы и надежная взаимосвязь, и четкая структура. Именно поэтому в пожарных подразделениях действует военная иерархия, которая определяет четкие действия всех.
На пожаре должна быть организована четкая связь
Фактор оснащенности определяет, насколько пожарные части и подразделения смогут бороться с огнем. И если тактика тушения пожаров определяет четкое распределение звеньев по объекту, плюс, правильное их действие с учетом меняющейся обстановки. То оснащенность позволяет эффективно бороться с пожаром в плане тушения огня, где нередко количество используемого огнетушащего вещества играет важную роль. Поэтому руководство старается предвидеть, как будет развиваться ситуация на объекте. И, отталкиваясь от этого, направляет на пожар расчеты с определенным количеством пожарных стволов, огнетушащих средств и прочего оборудования.
Немаловажным фактором выступает и сам объект:
- из каких материалов он возведен;
- размеры и форма;
- есть ли системы пожаротушения;
- хорошо ли продуманы пути эвакуации;
- работает ли противодымная защита и прочее.
Противодымная защита
Противопожарные мероприятия в школе
Противопожарная безопасность в школе включает в себя следующие мероприятия:
- Приобретение и поддержание в исправном техническом состоянии средств тушения очагов возгорания. Сюда входят огнетушители, ящики с песком, и прочее.
- Проведение установки системы сигнализации, которая отслеживает противопожарное состояние здания школы в автоматическом режиме.
- Монтаж системы тревоги, которая должна оповещать людей о случившемся пожаре.
- Разработанный план и схема эвакуации из здания.
- Наличие эвакуационных маршрутов и выходов. Последние всегда должны находиться в работоспособном состоянии.
- Эвакуационные таблички, размещенные на всех этажах и выходах.
- Стенды, на которых располагается информация о правилах и мероприятиях по пожарной безопасности объекта.
- Систематическое проведение занятий на темы правил пожарной безопасности в школе. Занятия проводятся и с учащимися, и с учителями по отдельности. Для этого разрабатываются специальные учебные инструкции, в основу которых ложатся стандартные правила.
- Проводятся учения, в которых в основном применяются правила эвакуации людей из здания школы.
Ответственность за проводимые мероприятия ложится на директора и его заместителей. Это ответ на вопрос, кто в школе должен отвечать за пожарную безопасность. При этом ответственность также ложиться на учителей, в ведомстве которых есть кабинеты и учебные мастерские.
Учения по пожарной безопасности проводятся совместно с представителями пожарных частей, которые предварительно объясняют, как должна проводиться эвакуация, на какие тонкие моменты должно быть обращено внимание, в какой очередности эвакуируются ученики и сотрудники школы. Противопожарные средства в школе
Противопожарные средства в школе
Тренировки по эвакуации при пожаре
Практическая отработка эвакуации – важная составная часть подготовки работников организации. Она является основной формой контроля подготовленности работников к тушению пожаров и действиям при чрезвычайных ситуациях.
Во время тренировок у работников вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию, работу по его тушению, правильно применять средства пожаротушения.
Виды
Противопожарные тренировки подразделяются на:
- объектовые;
- тренировки структурных подразделений;
- совместные с подразделениями ГПС;
- индивидуальные.
Объектовой противопожарной тренировкой следует считать тренировку, темой которой является нарушение по причине пожара режима работы объекта в целом и в ней задействованы работники всего объекта. Руководителем объектовой противопожарной тренировки является руководитель или главный инженер организации.
Тренировкой структурного подразделения следует считать тренировку, темой которой является нарушение режима работы одного структурного подразделения и в которой требуется участие работников только этого подразделения.
В совместных тренировках участвуют работники организации и подразделения ГПС. Совместные тренировки позволяют отработать взаимодействие и взаимопонимание работников на объекте и подразделений ГПС.
Более подробно читайте в методических рекомендациях от МЧС России:
Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре.
На период совместной тренировки распоряжением руководителя объекта выделяются консультанты из числа ИТР, которые обязаны следить, чтобы распоряжения и действия руководителя тренировки и РТП соответствовали требованиям действующих на объекте правил техники безопасности.
Индивидуальные тренировки проводятся для вновь принятых работников после прохождения инструктажа на рабочем месте.
Тренировка по эвакуации назначается приказом руководителя объекта о подготовке тренировки, в котором отражаются цель, дата и время проведения, указываются руководитель тренировки, начальник штаба тренировки.
Эффективность проведения тренировки во многом зависит от действий посредников и самих работников. Посредники назначаются из числа ИТР объекта, а при совместной тренировке – дополнительно из личного состава подразделения ГПС. Количество посредников определяет руководитель тренировки.
Подготовка к тренировке по эвакуации при пожаре
График проведения
На каждом объекте в рамках годового плана-графика работы с работниками должен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем объекта.
В графике указываются:
- месяц проведения тренировки,
- вид тренировки,
- тренирующаяся смена или структурное подразделение.
Образец приказа с графиком «О подготовке и проведении противопожарной тренировки» доступен по кнопке СКАЧАТЬ после статьи. Тренировка по эвакуации при пожаре
Годовой план-график разрабатывается совместно с руководителями структурных подразделений организации. На основе этого плана каждое структурное подразделение составляет свой годовой план-график работы с работниками.
Тактика при различных условиях тушения огня
Условия возникновения и распространения огня разные. Поэтому руководители пожарных подразделений определяют тактику с учетом этих условий. К примеру, если количество требуемой воды недостаточно, чтобы потушить очаг возгорания. Для этого руководитель организует поиск дополнительного источника и формирует отряды, которые будут заниматься подвозом воды к месту назначения. Для этого используются все имеющиеся транспортные средства: автоцистерны, молоковозы, поливочные автомобили, бензовозы и прочие.
Дополнительно разбираются конструкции, которые стоят на пути движения огня. То есть создается разрыв, который пламя не сможет преодолеть. И обязательно организуется своевременная заправка пожарных машин огнетушащими средствами и топливом.
Еще один пример тактики пожаротушения при неблагоприятных условиях – тушение пожара при низких температурах. Сложность ситуации заключается в том, что подаваемая по шлангам вода может замерзнуть. И если дополнительно присутствует сильный ветер, то ситуация осложняется быстрым распространением пламени и появлением новых очагов возгорания. Появляется вероятность окружения пожарных огнем и разрушением строительных конструкций.
Все эти ситуации рассматриваются на курсах повышения квалификации руководящего состава пожарных частей. Здесь последние проходят не только обучение, но и экзаменовку, для чего используются тесты по тактике тушения пожаров. Большое количество литературы дает возможность ознакомиться с пожарной тактикой. Одну из книг можно скачать здесь (http://nucfps.ru/libraryFiles/d11_2012poz%20takt.pdf).
В видео по полочкам разложена, что такое пожарная тактика:
Тактика и выполнение боевой задачи
Разобравшись, что является задачами пожарной тактики, переходим непосредственно к ее применению. Сами действия пожарных происходят по нескольким этапам:
- прием сигнала о начавшемся пожаре;
- выезд боевых расчетов;
- проведение разведки и сбор информации;
- проведение эвакуации;
- развертывание пожарных средств;
- ликвидация горения;
- проведение специальных работ;
- сбор средств и сил;
- возвращение на базу.
Важным этапом является разведка, в процессе которой выявляются оперативные и технические характеристики возгорания. Именно они и являются основой тактики. То есть по ним производиться распределение оборудования и расчетов, собирается информация о месте нахождения людей, а соответственно определяются пути их эвакуации. Разведка дает возможность спрогнозировать дальнейшее развитие пожара, а также точно определить пути перемещения пожарных расчетов.
Спасательные работы на пожаре
Что касается проведения спасательных работ, то тактика их проведения основывается на позиции, а есть ли внутри горящего здания люди. Если разведка подтвердила, что внутри никого нет, то спасательные работы отменяются, и пожарные приступают к тушению очага возгорания.
Ликвидация пожара – это не только тушение огня, это ликвидация его последствий: дыма, высоких температур. На этом этапе пожарные решают и еще одну важную задачу – предотвратить повторное воспламенение, взрыва или тления. Для этого используются все имеющиеся в наличии средства и силы.
К специальным работам относится ряд процессов, которые характеризуются вспомогательными операциями, не связанными с тушением пожара. Но они не менее важные. К ним относится:
- оказание первой медицинской помощи:
- эвакуация с высоту с помощью специальных приспособлений и оборудования;
- организация линий связи;
- установка и настройка оборудования;
- в ночное время монтаж осветительных приборов.
Но в основе пожарной тактики лежит один процесс – тушение очагов возгорания.
Тушение пожара
Учения в школе
Проводимые учения по пожарной безопасности в школе – это практические занятия. Проводятся они на высоком уровне, предшествует им серьезная подготовка. В первую очередь готовится план проводимых мероприятий. Обязательно директором создается приказ о проведении учений, в котором обозначаются сроки, время, ответственные. В основу документации закладывается план эвакуации: его графическая и тестовая часть.
Предварительно с учениками проводятся занятия, в которые повторяются правила эвакуации. На них же еще раз обозначаются эвакуационные пути, маршруты и выходы. Такие же занятия проводятся с учителями и техническими работниками школы. Проводит их директор или один из его заместителей.
Утверждается список наблюдателей, которые будут оценивать проводимые мероприятия. Обычно в этот список входят учителя из других школ, а также представители отдела образования администрации города или района. Нередко в состав комиссии входят фотографы или видеооператоры, которые полностью зафиксируют проводимые мероприятия.
Эвакуацию проводят парами, учитель впереди
Тренировка по эвакуации начинается с пожарной тревоги. Действия учителя таковы:
- Обеспечить слаженность эвакуации учеников из своего класса. Главная задача преподавателя – исключить панику среди детей.
- Он должен оценить ситуацию и понять, по какому маршруту выводить детей будет более безопасно.
- Производит раздачу индивидуальных средств защиты: смоченные платки и тряпки.
- Не допустить, чтобы дети бросились тушить очаг возгорания. Необходимо объяснить, что этим будут заниматься подготовленные профессионалы.
- Объясняется и ситуация, связанная с личными вещами учеников. Брать их с собой нельзя, потому что портфели и рюкзаки только будут мешать при эвакуации.
- С собой учитель должен взять только журнал.
- Эвакуация производится слажено по намеченному маршруту.
- После того как класс покинул здание школы, учитель должен отвести группу на безопасное расстояние от горящего здания и провести перекличку на предмет наличия всех учащихся.
- После чего он должен доложить результат переклички директору школы.
Существуют определенные правила эвакуации детей и сотрудников из школы. Первыми выводят учеников, которые оказались ближе всего к очагу возгорания. В приоритете школьники, которые учатся в классах, расположенных на верхних этажах. Идеально – если школу первыми покидают малыши. Но тут по ситуации.
Каждый класс покидает здание парами. Первым идет учитель, показывая направление движения. Последними идут крепкие мальчики. Они обеспечивают порядок и создают условия оказания помощи более слабым своим товарищам. На них возлагается обязанность закрыть за собой двери. Таким образом предотвращается распространение огня. Директор, его заместители и ответственные за ПБ покидают школу последними.
К мерам пожарной безопасности в школе необходимо относится ответственно. Это серьезные мероприятия, которые гарантируют высокую степень противопожарной безопасности объекта.
Основные моменты пожарных учений
Пожарно-тактические учения с полной эвакуацией людей из зданий, привлечением техники, скорой помощи и использованием средств имитации пожара крайне необходимы в наше время. Основной целью таких мероприятий всегда является проверка слаженной работы служб по эвакуации людей из зданий и оказания помощи пострадавшим.
И что особенно важно — это помогает запомнить людям их правильные действия в случае пожара. А некоторых психологически подготавливает к спокойному и рассудительному поведению в чрезвычайной ситуации
Перед проведением тренировочных мероприятий идет подробная разработка плана действий. Эти учения записываются в специальный документ, в котором есть исходные данные по помещению и водоснабжению, а также тактический замысел.
В план пожарно-тактических учений также включены и данные об окружающей обстановке. Возможно, что они будут проводиться ночью в экстремальных условиях. Наряду с этим прогнозируется расчёт сил и средств пожаротушения.
Маневры
Противопожарные учения проводятся энергично. В ходе мероприятий совершенствуются навыки работы пожарных подразделений, их физическая подготовка и умение взаимодействовать с другими службами по спасению людей
И что немаловажно — это тренировка волевых качеств состава и их способность переносить неблагоприятные условия
Помимо этого при пожаре тренируется и руководящий состав. От их тактического мышления и способности адекватно оценивать сложившуюся ситуацию зависит вся работа команды.
Сейчас выделяют несколько видов:
тренировочное
На тренировочных учениях отрабатываются конкретные шаги по ликвидации пожара. Это наиболее часто используемый вид подготовки.
проверочное
В случае проверочных учений определяется степень подготовки руководства по управлению тушением. Также определяется слаженная работа всего гарнизона пожарной охраны.
показное
Новые способы и методы организации деятельности используются при показном учении пожарной бригады. Проверяющие лица оценивают слаженную работу начальников гарнизонов и подразделений пожарной охраны, действия дежурных и оперативных служб.
Эти тренировки проводятся два раза в год при разных погодных условиях.
Среди них выделяют два подвида:
опытное
Проверка новой техники и видов огнетушащего состава используется при опытных противопожарных учениях. Все исследования проводятся на специальных полигонах или объектах. В таких учениях можно максимально полно воссоздать картину экстремальной ситуации.
комплексное
Данные пожарно-тактические учения являются результатом всех тренировок команды и являются итогом деятельности гарнизона. По результатам работы выставляется оценка.
Моделирование ситуации и результаты
Для имитации экстренной ситуации принято использовать следующие средства:
- красный флажок — очаг пожара;
- синий флажок — незначительное задымление;
- жёлтый флажок — сильное задымление и места выделения вредных газов, запрещаются работы без противогаза;
- дымовые шашки, световые фонари и люминесцентные предметы наиболее точно могут имитировать возгорание.
За всеми действиями по имитации пожара следят руководитель пожарных учений и его заместители. Помощники фиксируют все принятые решения и отданные приказы. После окончания учений эти данные разбираются на заседании.
После завершения всех мероприятий составляется подробный отчет о проведённых учениях. Он позволяет оценить действия всего подразделения по ликвидации возгорания, а также выявить слабые места при проводимых тренировках.
Руководитель противопожарных учений даёт полную характеристику каждому составу, делает общие выводы о проведённой работе и даёт рекомендации по дальнейшей подготовке.
Имитация ситуаций
Чтобы привести проводимые мероприятия к реальным условиям и ситуациям, используют различные формы подготовки. К примеру, для задымленности объекта применяют дымовые шашки, осветительные приборы, которые имитируют возгорание, и прочее.
Нередко в качестве имитации применяют обычные разноцветные флажки. К примеру:
- красный – это очаг возгорания;
- желтый – участки высокой задымленности и появления большого количества угарных газов, здесь необходимо работать только в противогазах;
- синий – малая степень задымленности.
За всеми проводимыми процессами следят руководители пожарной охраны. Они обозначают, правильно ли действует дежурный расчет. В конце учений составляется акт с подробным описанием проведенных мероприятий. Этот документ позволяет объективно оценить работу каждого подразделения и пожарного гарнизона в целом. В отчете указываются слабые места, над которыми придется поработать в дальнейшем усиленно. На основе проведенных пожарных учений руководитель гарнизона определяет дальнейшие действия, связанные с повышением уровня подготовки каждого подразделения и его личного состава.
Пожарно-тактические учения: на предприятии, виды учений, как провести учения?
Эффективной формой подготовки персонала МЧС к тушению огня являются пожарно-тактические учения. Мероприятия позволяют выявить недостатки в навыках, ознакомиться с новинками техники, усовершенствовать организационные моменты и тактики ПТУ.
Виды пожарно тактических учений
Учения по пожарной безопасности бывают нескольких видов.
Занятия тренировочного типа проводятся для наработки опыта тушения огня персоналом. Мероприятия организуют руководители ФПС.
Целью контрольно-проверочных тренировок является оценка уровня готовности подразделений к тушению возгораний, определение уровня подготовки руководящего состава. Мероприятия проводятся для подразделений и территориальных отделений МЧС.
Показательные мероприятия предназначены для демонстрации:
- приемов борьбы с огнем;
- правильного руководства подразделениями;
- технических новинок для огнетушения.
Отработки показательного характера проводятся в зимнее и летнее время.
Опытные занятия являются разновидностью показательных мероприятий. Цель проведения – изучение и испытание технических новинок для тушения возгораний, методик борьбы с огнем, профессиональных веществ для огнетушения.
На комплексных учениях объединяются все виды тренировок. Они помогают получить полную картину готовности сотрудников и подразделений всех уровней.
Виды пожарно-тактических учений выбираются, исходя их поставленных целей проведения тренировок.
Методика проведения пожарно-тактических учений
Для отработки подбирается тактика, которая позволит совершенствовать и поддерживать навыки персонала МЧС на должном уровне. Руководитель выбирает объекты повышенной этажности, расположенные в локациях различной сложности. Затем:
- определяется цель тренировки;
- тактический замысел;
- согласовывается с руководителем время проведения;
- перед отработкой инспектируются пути эвакуации;
- проверяется работа гидрантов для обеспечения противопожарной безопасности;
- исследуется исправность внутренней водопроводной системы;
- обследуется работа вентиляции.
В ходе подготовки проверяется возможность подъезда пожарных машин, установки лестниц.
Кто проводит ПТУ и их периодичность
Организацию пожарной безопасности на предприятии обеспечивает ответственное лицо. Обучения персонала проводятся 2 раза в год, в нерабочее время. На них могут присутствовать сотрудники МЧС.
Профессиональные ПТУ проводятся согласно разработанным планам.
Тип мероприятия | Организатор | Периодичность |
Тренировочное | Руководители пожарных частей ФПС | 1. Плановые занятия для личного состава дежурных смен.
2. Не реже 2 раз в год, ночью. При составлении плана смены чередуются так, чтобы занятия были распределены равномерно. |
Заместители руководителей частей ФПС | Не менее 1 тренировки в год | |
Начальники смен | 1 отработка для руководителя дежурной смены | |
Контрольно-проверочное |
Руководитель службы пожаротушения гарнизона | 2 отработки/год |
Начальник отряда ФПС | 1 раз/год для каждого подразделения | |
Руководитель гарнизона пож. охраны | 1 раза/год | |
Начальники смены территориального гарнизона | 2 тренировки/год | |
Начальники службы пожаротушения тер. гарнизона | 2 раза/год | |
Должностные лица, состоящие в комиссиях региональных центров ГУ во время инспектирований ФПС | По плану проверок |
Профессиональные тренировки проверяющего, начальствующего состава и подразделений завершаются анализом состоявшихся занятий и оформлением соответствующих документов.
Перечень объектов, на которых проводятся ПТУ
Обучение навыкам борьбы с пожарами проводится в сельских населенных пунктах, на социальных объектах, а также:
- в высотных сооружениях;
- на объектах с большим уровнем взрыво-, пожароопасности;
- в локациях, имеющих решающее значение для государственной безопасности;
- метро;
- в местах, относящихся к культурному наследию;
- на объектах спортивно-массового и культурно-зрелищного назначения.
Регулярная отработка навыков пожаротушения необходима для совершенствования работы личного и руководящего состава, наработки опыта использования новой техники и методик тушения огня.
Цели проводимых учений
Основная цель пожарно-тактических учений – поднять на новый уровень практические навыки и тактическое мышление начальствующего состава. Это мероприятие показывает профессиональную подготовку командиров подразделений. Как они могут правильно организовать тушение пожаров, как они управляют вверенными им силами и средствами. При этом проверяется уровень всего командного состава в независимости от занимаемой должности.
Главная технология обучения пожарных – практика. То есть создаются условия, близко приближенные к реальным. И в этой обстановке оттачиваются навыки личного состава, где грамотные команды руководителей подразделений направляют всю работу пожарников на эффективную борьбу с огнем. При этом командиры показывают на практике, что и как делать, и все это сопровождается устными замечаниями или приказами.
То есть на учениях дается возможность командирам показать все, что они получили в процессе обучения в профильных учебных заведениях. Здесь на полигоне соединяются воедино практические навыки и теоретические знания. Сами учения всегда проводятся на специальных объектах или в реальных населенных пунктах. То есть условия максимально приближены к реальным.
Пожарные ученья, приближенные к реальным условиям
Управление ходом тренировок
Ответственное за ПБ на объекте лицо назначает руководителя текущей тренировки и контролирует ее прохождение. Приказы этого руководителя обязательны к исполнению всеми, кто задействован в мероприятии. Отменять их может только ответственное лицо. Занятия проходят вне рабочего времени. Периодичность тренировок — не менее двух раз в год. Продолжительность не может превышать 3 часа. На инструктаже могут присутствовать сотрудники МЧС.
Тренировка проводится поэтапно, включает следующие действия:
- планирование, издание приказа о проведении тренировки;
- теоретические и практические занятия для сотрудников;
- создание учебного пожара и его тушение;
- анализ мероприятия, подведение итогов, выводы.
Занятия могут быть плановыми и внеочередными. Причиной для внеочередной тренировки становится какое-либо событие или же распоряжение руководства. Тренировки проводятся как групповые, так и в индивидуальном формате. По их итогам руководитель занятия оценивает действия участников и заносит результаты в журнал. Индивидуальные тренировки проводятся в следующих случаях:
- для только что принятых на работу сотрудников;
- по распоряжению руководства организации;
- при неудовлетворительных результатах, продемонстрированных сотрудником на экзаменах.
Перед началом мероприятия руководитель доносит до сотрудников поставленные перед ними задачи и порядок действий на всех стадиях тренировки (отработка эвакуации, оказание помощи пострадавшим, использование первичных средств пожаротушения и т. д.). Также изучаются имеющиеся эвакуационные маршруты, особенности планировки здания, расположение технических средств пожарной безопасности.