Пожарный автоподъемник (акп): виды, назначение, устройство

Требования к пожарным автолестницам

Требования к конструкциям определены в нормативных документах, национальных стандартах. Стандарты оговаривают технические нормы к автолестницам пожарным и к отдельным ее узлам для обеспечения эффективного и надежного функционирования оборудования.

Автолестницы изготавливаются в соответствии со стандартами и ТУ. При транспортировке по дорогам лестницы должны иметь гарантированную прочность, исключающую повреждение ее замков, креплений и элементов.

Длина стрелы должна доставать выше самых верхних этажей многоэтажных зданий.

Спасательное оборудование должно обладать устойчивостью и прочностью, которые обеспечивают безопасное проведение противопожарных мер и спасательных работ.

Базовые шасси грузовых автомобилей должны соответствовать массе лестницы. Пожарные автолестницы дополняются аварийным приводом, который приведет ее из развернутого состояния в транспортное.

С той же целью, которая гарантирует надежность и сохранность пожарного оборудования, разработаны правила и условия эксплуатации пожарных автолестниц.

АЛ-50

Пожарная автолестница АЛ-50 транспортирует боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и вспомогательное оборудование к месту пожара. Подъемно-поворотный механизм АЛ-50 используют для проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ на высоте до 50 метров.

Привод подъемного устройства автолестницы АЛ-50 комбинированный. Управление силовой группы облегчают электрогидравлические блоки.

Технические характеристики АЛ-50:

  • полная высота стрелы — 50 метров;
  • масса рабочей нагрузки на вершину лестницы — 300 кг при вылете 16 м и 100 кг — 20 м;
  • при использовании АЛ-50 в качестве крана масса груза 2 тонны;
  • угол наклона стрелы, при производстве пожарных и спасательных работ от — 4° до + 75°;
  • поворот автолестницы вокруг своей оси 360°;
  • максимальное значение длины вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению 16 м;
  • тип привода лестницы — комбинированный (электрогидравлические блоки управления);
  • тип базового шасси КамАЗ-53229 (с низкой кабиной и колесной формулой 6х4), Volvo FL 626;
  • расход лафетного ствола — 20 л/с;
  • состав боевого расчета — 3 человека (водитель, в том числе).

Дополнительные элементы комплектации подъемного устройства АЛ-50 — лифт, люлька и эластичный спасательный рукав. На верхнем колене автолестницы установлен съемный лафетный ствол, с дистанционным электроприводом.

Осмотр и техническое обслуживание, по месту эксплуатации пожарных автолестниц, проводится регулярно. Исправное пожарно-спасательное вооружение и техника должны находиться в состоянии боевой готовности.

Другие полезные статьи:

Пожарные ац на базе камаз

В каких ситуациях используется автолестница

В принципе, ее назначение ничем не ограничено, хотя есть свои определенные, даже можно сказать, стандартные правила применения. Их не так много:

  • тушение очагов возгорания, когда пожарные водой или пеной заливают сверху горящие объекты;
  • проведение спасательных работ, то есть эвакуация людей, которые были отсечены огнем на верхних этажах;
  • доступ спасателей на верхние этажи горящего здания;
  • доставка оборудования, инструментов и техники на требуемую высоту.

При этом высота пожарной машины ограничена лишь паспортными данными автомобиля и самого устройства. Все зависит от типа лестницы.

Пожарная автолестница на пожаре

Расчет ширины проезда для пожарной машины

Ширина считается основополагающим параметром при обустройстве проездов для спецтехники. Зависит она от этажности объектов, так как ликвидация огня на верхних этажах предполагает задействование большого количества техники. По СНИП в размер проезда для пожарных машин можно включать тротуары, но только в том случае, если их конструкция предусматривает нагрузку, равную весу автомобиля.

В п. 8.6 СП 4.13130.2013 определена зависимость ширины ворот для проезда от этажности зданий:

  • до 5 этажей – 3.5 метра;
  • от 6 до 16 – 4.2 метра;
  • от 17 – не менее 6 метров.

В садоводческих массивах ширина рассчитывается с учетом доступности техники ко всем участкам. По нормативам для улиц отводят не менее 7 метров по ширине, а для самих проездов – не менее 3.5 метров.

В зоне противопожарного подъезда не должно быть препятствий даже в виде клумб и деревьев. При объекте до 5 этажей расстояние от края до стены – 25 метров, для девятиэтажек – 8 метров, при большей этажности – не менее 10 метров. В зоне малой этажности край пожарного подъезда находится на расстоянии не более 50 метров.

Минимальная ширина сквозного арочного проезда для пожарной машины – 3.5 метра. Располагаются арочные проемы через каждые 300 метров при современной застройке, при реконструируемых объектах – через каждые 180 метров. Без изменений остаются подъездные пути в исторической застройке.

Для арочных конструкций кроме ширины дороги при проектировании проезда пожарной машины учитывают и его высоту. Минимум – 4.5 метра.

Разработка и производство

АЛ-30 (131) ПМ-506Д является модернизацией АЛ-30 (131) ПМ-506В. Модель же АЛ-30 (131) ПМ-506В, в свою очередь, является последовательной модернизацией более ранней, первой серийной автолестницы производства СССР – АЛ-30 (131) Л21.

Модернизация проведена с целью повышения технических показателей автолестницы.

Модель АЛ-30 (131) ПМ-506В отличается от АЛ-30 (131) Л21 немного увеличенной высотой подъёма – каждому из колен автолестницы добавили 30 см.

Модель АЛ-30 (131) ПМ-506Д отличается от АЛ-30 (131) ПМ-506В основательно переработанной поворотной частью. Заменена гидравлика и органы управления.

Автолестница модели ПМ-506 разработана на Торжокском заводе противопожарного оборудования для замены автолестницы модели Л21. Серийное производство организовано в 1984 году.

Это интересно: Термический (тепловой) удар

Принцип работы с лестницей-палкой

Конструкция этой лестницы позволяет ее переносить в сложенном виде. Основное функциональное назначение – подъем пожарных на нижний этаж через оконные проемы и использование ее внутри в качестве приставной. Нередко, в сложенном состоянии, она применяется как таран, для пробивания завалов и дверей. В развернутом виде лестница может использоваться в качестве носилок.

Конструкция состоит из двух тетив, соединенных восемью ступенями. Ключевая ее особенность состоит в шарнирном креплении последних – оно и позволяет лестницу сдвигать. В обоих концах тетивы имеются углубления. За них и убирается край второй тетивы, когда появляется необходимость составить ступени. В собранном состоянии ступени закладываются в пазы, проделанные в тетиве. Концы опор окованы, что и позволяет пожарным использовать сложенную лестницу в качестве ударного орудия.

Технические характеристики лестницы:

  • длина в собранном состоянии – 3400 мм;
  • длина в рабочем положении – 3116 мм;
  • дистанция между тетивами – 250 мм;
  • расстояние между ступенями – 340 мм;
  • масса – 3,1 кг на один метр; общий вес не должен превышать 10,5 кг.

После каждого использования или раз в год, если лестница-палка пожарным не пригодилась, оборудование должно пройти проверку. Помимо внешнего осмотра, конструкция подвергается испытаниям на прочность.

  • Испытания тетив. Лестница устанавливается на твердую поверхность под углом в 75 градусов. На каждую из опор по центру на 2 минуты вешается груз в 120 кг.
  • Проверка на прочность ступеней. На любую из них подвешивается груз той же массы на то же время.

По окончании испытаний проводится визуальный осмотр. Ни одна из частей лестницы не должна иметь следов повреждений или остаточного прогиба.

Тренировка со штурмовой лестницей

Обозначение и расшифровка

Разберем детально на примере АЦ 3,0-40/4 (4331) мод. XXX A – 01 MC TУ XXX-XX:

  • АЦ – тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР, АЛ и т.д).
  • 3,0 – главный параметр ПА (вместимость цистерны, масса порошка и т.д.).
  • 40/4 – главный параметр основного агрегата (подача насоса нормального/высокого давления и др.).
  • 4331 – индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности (ЗиЛ-4331).
  • А – обозначение модели ПА по системе разработчика с указанием модернизации (А – первая, Б – вторая и т.д.).
  • 01 – двузначный цифровой индекс для обозначения модификаций базовой модели (01, 02, 03 и т.д.).
  • МС – две прописные буквы, указывающие название населенного пункта, в котором предприятие-изготовитель.
  • ТУ – обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).

В обозначениях пожарных автомобилей величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:

  • вместимость цистерны для воды – м3;
  • вместимость бака для пенообразователя – м3;
  • масса вывозимого порошка – кг;
  • масса огнетушащего газа – кг;
  • подача насоса при номинальном числе оборотов – л/с;
  • напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов: нормального давления – м. вод. ст.;
  • высокого давления – м. вод. ст.;
  • расход лафетного порошкового ствола – кг/с;
  • мощность электрогенератора – кВт;
  • длина рукавной линии – км;
  • высота подъема стрелы – м;
  • производительность вентиляторной установки – тыс. м3;
  • число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) – количество;
  • грузовой момент – тм.

Еще примеры:

  • АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.
  • АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м ), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
  • ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.
  • АЛ-30 (4310) – пожарная автолестница с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
  • АСА-20 (4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Для выделения пожарных автомобилей из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Правила эксплуатации

Работа с автолестницей регулируется законом. Любое нарушение техники безопасности может привести к гибели людей и усложнению процесса пожаротушения. Правила следующие:

  • все автолестницы должны проходить плановый технический осмотр, поломки необходимо немедленно устранять;
  • лестницы устанавливают на расстоянии от объекта возгорания, чтобы обеспечить нужный угол наклона;
  • лестницу выдвигают на 1 метр выше кровли здания, а затем сажают на замыкатели;
  • если автолестница опирается на строительные конструкции, необходимо выключить двигатель;
  • специалисты, работающие на автолестнице, должны быть в защитных касках;
  • двигатель не выключают, если на автолестнице есть люлька;
  • запрещено проливать воду на коленья лестницы;
  • водитель не должен оставлять устройство включенным во время своего отсутствия или перерыва;
  • подача с автолестницы активного вещества осуществляется только после звукового или светового сигнала из базы от руководителя пожаротушения.

Почему выбирают C3-лестницы

Если говорить о преимуществах изделий, изготовленных по технологии C3, то в первую очередь, раз мы говорим об инвалидах и мамах с детьми, стоит остановиться на антискользящих свойствах облицовочных плит. Они имеют рельефный рисунок («волна», «габбро» и другие), препятствующий скольжению при любой погоде и это не просто слова. В том, что C3-лестницы не скользят, убедились уже сотни клиентов, а на представленных фото видно, что площадки за счет присутствия рисунка выглядят неповторимо.

Остановиться также хотелось бы на высоких прочностных характеристиках, а марочная прочность изделий, изготовленных по этой инновационной технологии, М1200 сравнима разве что с гранитом. Покрытие пандуса. К тому же, не будет пропускать воду (за счет обработки швов эпоксидной затиркой и покрытия водоотталкивающим гидрофобизатором). Изделия имеют хорошую морозостойкость и способны выдержать 500 циклов замораживания/размораживания и более.

Классификация, назначение и устройство ручных пожарных лестниц

Конструкции производят из первоклассных сортов древесины самых разных пород и высокопрочных металлов. Для изготовления ступеней берут дерево твердых сортов, например, дуб. Деревянные элементы пропитывают специальной олифой и покрывают лаком.

Металлические устройства­ являются более прочными в отличие от деревянных моделей. Среди плюсов можно отметить: легкость, надежность, долговечность. Из минусов – электропроводность и склонность к возникновению коррозии. Помимо классификации по материалу изготовления, также пожарные лестницы различают в зависимости от особенностей конструкции:

Лестница-палка более простое устройство, используемое для подъема. Представляет собой две опорные стойки и ступени. Перекладины с тетивами фиксируются при помощи шарниров. В собранном состоянии ее применяют в качестве ударного инструмента. Ей открывают двери методом тарана, отбивают штукатурку. Также она служит носилками для транспортировки пострадавших.

Лестница-штурмовка оснащена крюком, который необходим для крепления конструкции. Этот крюк применяют для фиксации устройства за какие-либо выступающие части, подоконные плиты. Эксплуатируется как спортивное снаряжение, совместно с автомобильной и трехколенной лестницами. С ее помощью можно свободно проводить работы на «крученных» крышах.

Выдвижная лестница (трехколенная Л-60) применяется для доступа пожарных на 3 этаж. Также используется для поднятия на крышу невысокого здания (максимум 2 этажа). Включает в себя выдвижной механизм, смещения и крепления, 3 металлических колена с 12 ступенями на каждом и 2 тетивы.

Выдвижение Л-60 осуществляется путем передвижения канатика через специальные блоки. Если необходимо остановить выдвижение, достаточно прекратить перемещать канатик. Тогда устройство, отвечающее за остановку, зафиксирует ее в нужном состоянии. Чтобы составить лестницу требуется передвинуть канат. Далее снизить усилия для обеспечения медленного опускания колен.

Самый высокий пожарный автоподъемник

Финской компании Bronto принадлежит рекорд высоты среди телескопических автоподъемников. Их телескопический автоподъемник Bronto Skylift F 112 HLA, способен поднять пожарных на высоту 112 метров. Рекордом является и то, что платформа может находиться на высоте 90 метров при вылете стрелы в строну на 25 метров.

Механизм монтируется на стандартном шасси Mercedes-Benz Actros 7660, доработанном в семиосный автомобиль компанией Paul Nutzfahrzeuge. Пять осей необычного шасси управляемые, а четыре являются приводными. В транспортном положении автоподъемник имеет высоту 4 м и длину 19 м, что позволяет передвигаться по дорогам общего пользования. Снаряженная масса «чемпиона» достигает 77000 кг.

Правила эксплуатации

Инструкция по эксплуатации пожарной автолестницы состоит из следующих пунктов:

Для обеспечения работоспособности пожарной автолестницы, она должна храниться в отапливаемом гараже, при температуре не иже 5 градусов по Цельсию.Машина при этом должна всегда быть в полной боевой готовности: укомплектована принадлежностями и оборудованием, заправлена ГСМ и т.д.
После каждого учения или выезда на пожар конструкция должна быть очищена, протерта, после чего смазана в соответствии с картой смазки

Особое внимание необходимо уделять исправности замыкателей.
В случае обнаружении на тросах обрыва более одной проволоки на участке в 100 мм,их необходимо заменить.
Подъезд автолестницы к объекту следует выполнять из расчета удобства установки и работы автолестницы. Чем выше необходимо поднять лестницу, тем она ближе должна располагаться к обслуживаемому объекту.
Не допускается работа на лестнице, если ее платформа имеет угол наклона к горизонту более чем на 6 градусов

При этом необходимо следить, чтобы задние колеса автомобиля не оказались на крышке шахт, пожарных колодцев, траншеях или на мягкой почве.
Перед подготовкой к работе необходимо затянуть ручной тормоз автомобиля и опустить опорные щеки. Управление лестницей осуществляется при помощи рукояток и маховичков на пульте.
Первым маневром лестницы является ее подъем, так как в транспортном положении все остальные движения заблокированы.
Самым ответственным движением конструкции является выдвижение коленьев до необходимой высоты. Подход вершины первого колена к границе поля движения необходимо выполнять на малой скорости. После того, как вершина лестницы достигнет предельной высоты, коленья необходимо поставить на замыкатели, а двигатель заглушить.
При выдвижении и уборке лестницы нужно следить, чтобы она не коснулась электрических или радиотрансляционных линий.
Спуск и подъем пожарных по прислоненной автолестнице запрещен с интервалом менее чем 3м.

Пожарная автолестница в процессе эксплуатации

Видео в этой статье позволит наглядно посмотреть на работу пожарной автолестницы.

Зона для разворота

При наличии в конце проезда тупика обустраивают площадку для разворота спецтехники. Это делают с целью обеспечения свободного маневрирования машин в условиях ограниченного пространства. Учитывая габариты автомобилей, площадку делают не менее 15×15 метров.

По нормативам платформа может включать в себя и сам проезд, и прилегающий тротуар, а также пространство между тротуаром и стеной при условии, что асфальтное покрытие рассчитано на вес автомобиля при полном снаряжении. При этом в нормативных актах не указана возможность включения в круговой разворотный проезд пожарных машин газонов.

АЛ-50

Пожарная автолестница АЛ-50 транспортирует боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и вспомогательное оборудование к месту пожара. Подъемно-поворотный механизм АЛ-50 используют для проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ на высоте до 50 метров.

Привод подъемного устройства автолестницы АЛ-50 комбинированный. Управление силовой группы облегчают электрогидравлические блоки.

Технические характеристики АЛ-50:

  • полная высота стрелы — 50 метров;
  • масса рабочей нагрузки на вершину лестницы — 300 кг при вылете 16 м и 100 кг — 20 м;
  • при использовании АЛ-50 в качестве крана масса груза 2 тонны;
  • угол наклона стрелы, при производстве пожарных и спасательных работ от — 4° до + 75°;
  • поворот автолестницы вокруг своей оси 360°;
  • максимальное значение длины вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению 16 м;
  • тип привода лестницы — комбинированный (электрогидравлические блоки управления);
  • тип базового шасси КамАЗ-53229 (с низкой кабиной и колесной формулой 6х4), Volvo FL 626;
  • расход лафетного ствола — 20 л/с;
  • состав боевого расчета — 3 человека (водитель, в том числе).

Дополнительные элементы комплектации подъемного устройства АЛ-50 — лифт, люлька и эластичный спасательный рукав. На верхнем колене автолестницы установлен съемный лафетный ствол, с дистанционным электроприводом.

Осмотр и техническое обслуживание, по месту эксплуатации пожарных автолестниц, проводится регулярно. Исправное пожарно-спасательное вооружение и техника должны находиться в состоянии боевой готовности.

Другие полезные статьи:

Пожарные ац на базе камаз

Меры безопасности (охрана труда)

Внимание!!! Запрещается эксплуатация автолестницы не прошедшей технического освидетельствования. При эксплуатации автолестницы ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

При эксплуатации автолестницы ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  1. допуск к управлению автолестницей лиц, не имеющих специального удостоверения;
  2. пребывание посторонних лиц на автолестнице во время ее работы;
  3. находиться под поднятыми коленами;
  4. производить подъем лестницы, пока люди не будут находиться не безопасном для них расстоянии;
  5. работать под линиями электропередач и ближе 30м от них;
  6. нахождение на лестнице и перемещение по ней, людей сверх нормы, указанной в п. 10.6.1. настоящей инструкции;
  7. работать при неисправной гидросистеме;
  8. работать на поверхности с уклоном более 6;
  9. работать с поднятыми опорами;
  10. работать, не убедившись в правильной установке тарелок на грунт и в надежной твердости грунта;
  11. работать при незаблокированных рессорах;
  12. оставлять без надзора с земли автолестницу с поднятыми коленами;
  13. работать без растяжных веревок при скорости ветра более 10 м/с;
  14. работать при обнаружении неисправностей гидразамков, элементов крепления, возникновений опасных колебаний колен и до устранения обнаруженных дефектов;
  15. работать в ночное время на неосвещенной площадке и без освещения обслуживаемого объекта;
  16. работать без колодок под задними колесами;
  17. работать при отказе системы блокировки поля движения;
  18. работать с отключенной автоматикой бокового выравнивания;
  19. проведение маневров лестницы при наличии на ней людей;
  20. регулировка предохранительного клапана при выполнений движений;
  21. работа при отсутствии питания в системе электрооборудования, так как в это время автоматика и блокировка не действует;
  22. выполнение операций при нагреве рабочей жидкости в системе свыше допустимой температуры;
  23. поднимать груз с оттяжкой его в сторону;
  24. поднимать груз примерзший, заваленный другими предметами и привинченный;
  25. работа ручным стволом с неопертой вершиной лестницы;
  26. смазывать беговые дорожки, по которым движутся задние ролики.

Поле движения – зона, находясь в которой вершина лестницы может быть натужена полностью на величину, указанную в технической характеристике.

Устойчивость автолестницы при работе зависит от опрокидывающею момента, действующего на лестницу, который не может превышать определенной расчетной величины. Поэтому вылет лестницы не может быть больше указанного на и ограничивается при работе автоматикой.

При выполнении выдвигания и опускания надо быть особенно внимательным, так как эти два движения ведут к увеличению вылета лестницы и опрокидывающего момента.

Действие автоматики, следящей за вылетом лестницы, необходимо контролировать по световым сигналам и по указателю длины выдвижения на пульте управления.

После окончания работы автолестницы коробка отбора мощности должна быть отключена. Передвижение автомобиля с включенной коробкой отбора мощности ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

При подготовке к работе, техническом обслуживании и ремонте необходимо соблюдать правила техники безопасности, принятые для автомобильного транспорта и грузоподъемных машин.

Для обеспечения безопасности необходимо один раз в месяц, но не реже чем через 50 часов работы автолестницы:

  • проверять толщину зуба червячного колеса редуктора выдвигания, которая в основании (на торце колеса) должна быть не менее 10 мм. При износе зуба до размера 10 мм эксплуатация автолестницы запрещается;
  • проверять уровень масла в редукторе выдвигания, который должен быть не ниже 10-15 мм от нижней кромки отверстия контрольной пробки.

Смотровой лючок редуктора привода выдвигания лестницы (толщина зуба червячного колеса 15 мм)

Лестница-палка: назначение, устройство, техническая характеристика, испытание. Требования техники безопасности при работе с лестницей.

Ручные пожарные лестницы. Назначение. Устройство.

Ручные пожарные лестницыпредназначены для подъема пожарных на верхние этажи зданий и работы внутри помещений. В пожарной охране применяются три вида ручных пожарных лестниц: лестница штурмовая, лестница-палка и трехколенная выдвижная лестница.

Лестница-штурмовка: назначение, устройство, техническая характеристика. Требование техники безопасности при работе с лестницей.

Лестница штурмовая (ЛШ) –лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных поперечными опорными ступеньками, и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность (подоконники, проемы и выступы зданий и сооружений).

Назначение: ЛШ предназначена для подъема пожарных по наружной стене на этажи зданий и сооружений, для обеспечения работ при вскрытии кровли на крутых крышах, а также для учебно-тренировочных занятий и соревнований. Наиболее успешно штурмовую лестницу применяют в сочетании с трехколенной выдвижной лестницей или автолестницей.

Устройство: Штурмовая лестница состоит из двух тетив, соединенных между собой тринадцатью деревянными ступенями, трех стальных стяжек (на концах и посередине тетив) и стального крюка, закрепленного на трех верхних ступенях лестницы. Нижние концы тетив заострены и снабжены металлическими башмаками. Стальной крюк, при помощи которого подвешивают лестницу, имеет хвостовую и консольную части. В хвостовой части для уменьшения деформации ступеней приварены коробчатые втулки. Для уменьшения массы крюка в его консольной части высверлены отверстия, повышение жесткости крюка достигается приваренными продольными металлическими плоскостями (ребра жесткости). Форма крюка обеспечивает по всей длине равную прочность его конструкции при действии изгибающих усилий, а зубья предотвращают скольжение по опорной плоскости.

Тетивы и ступени металлической штурмовой лестницы изготавливают из алюминиевого сплава Д16Т. Ступени закреплены в отверстиях тетив путем развальцовки. Преимуществом металлической лестницы-штурмовки по сравнению с деревянной является ее повышенная надежность и долговечность, что вызвано необходимостью частого ее использования на занятиях по пожарно-строевой подготовке.

1 и 4 – тетивы; 2 и 5 – ступени; 4 – шарнир; 3 – стяжка; 6 – металли-ческие стяжки; 7 – крюк

Лестница-палка: назначение, устройство, техническая характеристика, испытание. Требования техники безопасности при работе с лестницей.

Лестница-палка (ЛП) –лестница ручная пожарная складная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, шарнирно соединенных опорными ступеньками

Назначение: ЛП в рабочем положении предназначена для подъема пожарных и их вооружения на уровень высоты лестницы (в окно первого этажа, для работы на небольшой высоте), для использования в качестве носилок для переноски пострадавших; в сложенном (транспортном) положении используют для пробивания деревянных перегородок и дверных филенок, отбивания штукатурки и выполнения других подсобных работ.

Устройство: Лестница-палка состоит из двух деревянных тетив овального сечения и восьми ступеней, шарнирно соединенных с тетивами. Особенностью лестницы является шарнирное крепление ступеней в продольной плоскости тетив, что позволяет сближать их до полного смыкания при складывании лестницы в виде палки овального сечения. При складывании лестницы ступени ее помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив. На одном конце каждой тетивы при помощи металлического наконечника и стяжки крепят деревянную накладку. Другой конец тетивы защищен металлической накладкой.

Шарнир представляет собой металлическую втулку, плотно вставленную на конце ступени. Через втулку и тетиву пропущена ось шарнира, концы которой расклепаны с образованием полукруглой головки. Во избежание смятия древесины тетив под расклепанные головки подложены шайбы.

1 и 2 – тетивы; 3 – ступени; 4 – шарнир;5 – наделка; 6 – стяжка; 7 – наконечник;8 – металлическая пластина

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Условия эксплуатации

Конструктивные особенности автолестницы позволяют использовать спасательное оборудование в разных климатических условиях. Оборудование выдерживает перепады температур от минус 40 до плюс 40.

Необходимо следить, чтобы не происходил пролив воды на колена стрелы, особенно при минусовых температурах.

Запрещается работа на стреле без растяжных тросов при определенных погодных условиях, при порывистом ветре, когда его скорость достигает 10 м в сек.

Автомобиль, оборудованный автолестницей, должен стоять в отапливаемом гараже, температура воздуха в котором не опускается ниже пяти градусов.

После любого использования, выезда на возгорание или учения, все элементы лестницы должны быть почищены и смазаны.

Работа на оборудовании запрещается, если лестница имеет уклон более 6 градусов к горизонту.

Требования к размещению пожарных лестниц

Статья 90. Обеспечение деятельности пожарных подразделений

п.1.2 Для зданий, сооружений и строений должно быть обеспечено устройство наружных пожарных лестниц и других средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий, сооружений и строений;

п.2. В зданиях, сооружениях и строениях высотой 10 и более метров от отметки поверхности проезда пожарных машин до карниза кровли или верха наружной стены (парапета) должны предусматриваться выходы на кровлю с лестничных клеток непосредственно или через чердак либо по лестницам 3-го типа или по наружным пожарным лестницам.

п.4. Допускается не предусматривать: 1) пожарные лестницы на главном фасаде здания, сооружения и строения, если ширина здания, сооружения и строения не превышает 150 метров, а со стороны, противоположной главному фасаду, имеется противопожарный водопровод; 2) выход на кровлю одноэтажных зданий, сооружений и строений, имеющую покрытие площадью не более 100 квадратных метров.

п.5. На чердаках зданий, сооружений и строений, за исключением зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размером не менее 0,6×0,8 метра.

п.10. В местах перепада высоты кровли (в том числе для подъема на кровлю светоаэрационных фонарей) более 1 метра следует предусматривать пожарные лестницы.

п.11. Допускается не предусматривать пожарные лестницы при перепаде высоты кровли более 10 метров, если каждый участок кровли площадью более 100 квадратных метров имеет собственный выход на кровлю или высота нижнего участка кровли не превышает 10 метров.

п.12. Для подъема на высоту от 10 до 20 метров и в местах перепада высоты кровли от 1 до 20 метров следует применять пожарные лестницы типа П1, для подъема на высоту более 20 метров и в местах перепада высоты кровли более 20 метров — пожарные лестницы типа П2.

п.13. Пожарные лестницы изготавливаются из негорючих материалов, располагаются не ближе 1 метра от окон и должны иметь конструктивное исполнение, обеспечивающее возможность передвижения личного состава подразделений пожарной охраны в боевой одежде и с дополнительным снаряжением.

п.14. Между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей следует предусматривать зазор шириной не менее 75 миллиметров.

СНиП 2.09.02-85 Производственные здания

п.2.61. Для зданий высотой от планировочной отметки земли до верха карниза или парапета более 10 м, а также на перепадах высот и на кровле светоаэрационных фонарей следует предусматривать наружные стальные пожарные лестницы, проектируемые согласно СНиП 2.01.02-85. При определении числа и месторасположения наружных стальных пожарных лестниц следует учитывать наружные лестницы, предназначенные для эвакуации людей (см. п. 2.59), и наружные лестницы, предназначенные для выхода на кровлю (см. п. 2,60)

Конструктивные особенности

Пожарные автоподъемники, как и автолестницы, имеют неповоротную и поворотную части. Неповоротные части и механизмы поворота АЛ и АПК идентичны. Основное их различие заключается в устройстве механизмов выдвижения люльки.

Главными механизмами и агрегатами автоподъемников являются:

  • базовое шасси;
  • платформа с опорными конструкциями для транспортного положения стрелы;
  • силовая группа;
  • гидравлическая система;
  • опорное устройство, включающее раму, выносные гидравлические опоры;
  • подъемно-поворотная часть, состоящая из вращающейся башни, стрел подъемной установки и люльки;
  • встроенные водопенные коммуникации;
  • механизм раскладки стрел, поворота башни и разворота люльки вокруг вертикальной оси;
  • электрооборудование с системой блокировки и сигнализации;
  • органы управления.

Основные виды автовышек и их особенности

Удобство автогидроподъемника (АГП) заключается в том, что с его помощью можно быстро подняться на нужную высоту. Это особенно актуально в тех случаях, когда нужно произвести какие-то кратковременные или разовые операции, не занимающие много времени. Например, установить кондиционер или наружное освещение, выполнить работу, связанную с необходимостью быстрого прохода вдоль отвесной стены (прокладка наружного кабеля или заделка стыков в плитах).

В этих случаях установка строительных лесов нецелесообразна. Поэтому гораздо проще, удобнее и дешевле будет арендовать автовышку.

Локтевая автовышка

Итак, рассмотрим несколько распространенных видов вышек и разберемся, когда стоит использовать ту или иную машину.

Пожалуй, самый важный параметр автовышки — это конструкция рабочего оборудования. По типу стрелы автовышки делятся на три вида:

  1. Локтевые — наиболее простой, универсальный и удобный вариант. Стрела, состоящая из двух или трех коленьев неизменяемой длины, имеет на конце корзину, где располагаются рабочие и инструмент. Платформа со стрелой в большинстве случаев может поворачиваться относительно шасси на 360 градусов. Этот тип автовышек популярен во всех сферах, где требуется подъем на высоту.
  2. Коленчато-телескопические — это модифицированный вариант локтевых вышек. Первое от шасси колено имеет телескопическое строение, благодаря чему значительно возрастает максимальная высота подъема. Такие вышки применяются там, где необходим подъем на большую высоту.
  3. Телескопические. В данном случае стрела имеет телескопическое строение, состоящее из нескольких звеньев. Основное преимущество — отсутствие коленной системы, которая при развороте требует некоторого свободного пространства в зоне вокруг себя. Такая конструкция позволяет проводить высотные работы в стесненных условиях.

Отдельно выделяют так называемые ножничные вышки. Основное их преимущество — относительно большая грузоподъемность и возможность проводить работы в стесненных условиях над объектами, расположенными непосредственно над шасси. Ножничные подъемники повсеместно используются при обслуживании линий электропередач и сетей городского электротранспорта.

Также автовышки различают по грузоподъемности, максимальной высоте подъема, наличию или отсутствию аутригеров, максимальному вылету стрелы. Иногда в технических данных автовышки указываются скорости, с которыми отдельные ее элементы способны совершать рабочие движения.

Телескопическая автовышка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector