Пожарная безопасность в поезде: пассажирском и грузовом

Содержание:

Пожарная безопасность пассажирских поездов

Железнодорожные составы имеют огнетушители, другие устройства, предназначенные для ликвидации огня. Они должны регулярно проверяться, перезаправляться. Этим занимаются ответственные сотрудники, которые проходят специальное обучение, имеют подтверждающий документ.

Перед отправлением поездов проводится инструктаж, о чем делается запись в журнале.

Ответственные работники

Кто несет ответственность за пожарную безопасность эксплуатируемых локомотивов? Их пару. За организацию и тушение пожара в поезде отвечают:

  • начальник состава, электромеханики, ответственные бригадиры;
  • машинисты несут ответственность за локомотив;
  • проводники, механики, экспедиторы, директор ресторана следят за вагонами.

Пожарный надзор

Представители военизированной охраны РЖД занимаются поддержанием должного уровня безопасности на железнодорожных объектах, подвижных составах. Их деятельность закреплена положениями Конституции, других нормативных, законодательных документов.

Пожарный надзор осуществляется совместно с органами Государственной противопожарной службы. К подразделениям, занимающимся деятельностью, относят:

  • военизированную охрану железной дороги;
  • стрелково-пожарные отряды;
  • отдел технических средств, надзора РЖД.

Действия работников при возникновении пожара

6. Обязанности и действия работников при пожаре
6.1. Каждый работник  при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры т.п.) на объектах, подвижном составе, непосредственной близости от территории  ОБЯЗАН любыми средствами связи немедленно сообщить об этом:
6.1.1. Осмотрщик – ремонтник вагонов, слесарь по рпс  передает информацию дежурному оператору, оператор  непосредственно по телефону 9-01 в пожарную охрану и в пожарный поезд (по телефону, указанному в местной инструкции). Дежурному оператору одновременно с вызовом пожарной службы необходимо уточнить ситуацию, попытаться установить характеристики и опасность груза, находящегося в горящем помещении (вагоне) и в зоне пожара.
6.1.2. Принять по возможности меры по эвакуации людей и материальных ценностей, тушению пожара с помощью имеющихся средств пожаротушения и сохранности материальных ценностей.
6.2  Руководитель, должностные лица, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности,
прибывшие к месту пожара,  ОБЯЗАНЫ:
6.2.1  Продублировать сообщение о пожаре в пожарную охрану и поставить в известность вышестоящее руководство.
6.2.2 В случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасение, используя    имеющиеся силы и средства. Эвакуацию проводить согласно «Плана эвакуации работников депо при пожаре и чрезвычайной ситуации».
6.2.3 Проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты.
6.2.4 При необходимости отключить электроэнергию (за исключением системы противопожарной автоматики). Отключение питания (электрическое освещение) осуществляется путем перевода автоматических выключателей в нижнее положение. Щит выключения питания установлен в помещении электрощитовой на первом этаже в здании административно-бытового корпуса. При наличии отдельных щитов питания необходимо дополнительно произвести их отключение.
6.2.5 Остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымления помещений здания.
6.2.6 Прекратить все работы (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мерами по ликвидации пожара.
6.2.7 Удалить за пределы рабочей зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара.
6.2.8 Осуществлять общее руководство тушением пожара до прибытия пожарных подразделений.
6.2.9 Обеспечивать соблюдение требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара.
6.2.10 Одновременно с тушением пожара организовать защиту и эвакуацию материальных ценностей.
6.2.11 Организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.
6.2.12 При необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы города.
6.2.13 По прибытии пожарного подразделения руководитель (или лицо, его замещающее) обязан проинформировать руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых веществ, материалов, изделий и других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара, а также организовать привлечение сил и средств объекта к осуществлению необходимых мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
6.2.14 Сообщить подразделениям пожарной охраны сведения о хранящихся на объекте взрывоопасных, ядовитых веществах для обеспечения безопасности личного состава.
6.2.15 Действия членов добровольной пожарной дружины при возникновении пожара определяются табелем пожарного боевого расчета или инструкцией.

Действия при пожаре на поезде

При первых же появлениях признаков возгорания, следует срочно известить об этом начальника поезда или проводника. Если пламя только начало разгораться, стоит попробовать потушить его собственными силами, используя для этого первичные средства пожаротушения, как то огнетушители, воду, песок, плотные одеяла, в общей все то, что есть в наличии в вагонах. Стоит также покинуть горящий вагон и перейти в другой вагон, не охваченный пламенем. При этом стоит вести себя спокойно и успокаивать других. В случае необходимости помочь это сделать другим людям, в том числе перенести им вещи.

Необходимо воспользоваться стоп-кранами для полной остановки состава. Как только поезд прекратит полностью движение, надо выйти из горящего вагона через окна, двери, люки. Не стоит покидать состав при движении. Не забывать оказывать помощь всем нуждающимся, как то старикам, детям, лицам с ограниченными физическими возможностями. При прибытии пожарных бригад всячески оказывать им содействие и ни в коем случае не мешать.

Нельзя.

— Выпрыгивать из поезда до его полной остановки. — Выходить в сторону, где располагается встречный путь. — Уходить после аварии далеко от поезда.

И все же пожары и крушения на железной дороге случаются не столь часто, и страдает в них людей не так много, как, например, при бое стекол.

Бытовой травматизм в поезде и его профилактика.

Брошенный в поезд камень летит со скоростью как минимум равной скорости состава. Представьте себе, что может сотворить с вашим лицом камень, летящий со скоростью 60 — 100 км/час. Я лично видел обломки кирпичей, навылет пробившие двойное оконное стекло и жесткую обивку на потолке в купе. Такой кирпич уже больше напоминает бронебойный снаряд. Укладываясь спать на нижней против хода поезда полке, лучше развернитесь головой к проходу и обязательно зашторьте окно. Лучше такая, пусть не самая надежная, защита от булыжников и осколков стекла, чем никакая.

От окна в поезде вообще лучше держаться подальше. Мало ли что в него может влететь с земли или идущего встречным ходом поезда. Мне рассказывали случай, когда при перевозке списанной воинской техники у одного установленного на платформе танка на повороте съехала башня, и тяжелое орудие простучало по борту встречного пассажирского состава от первого до последнего вагона. Немало там было разбитых вдребезги стекол и голов. Кроме экстремальных — крушение, пожары, — существуют менее эффективные, так сказать, на бытовом уровне поездные опасности. Например, еда. При чем здесь поезд? А при том, что едут там пассажиры иногда по нескольку дней, холодильников в купе нет, а тепла, напротив, в избытке.

При таких предпосылках отравиться несвежими продуктами — пара пустяков. А мест для страданий по этому поводу в вагоне, между прочим, только два, и то одно проводники обычно закрывают для себя. В более серьезных случаях, когда, например, употребляется подпорченное мясо или колбаса, потерпевшим потребуется уже не санфаянс, а реанимационная палата. Не берите в поезд быстропортящиеся продукты или съедайте их в первый день. Мыло, полотенце, стаканы, туалетные и столовые принадлежности лучше использовать свои. Спать желательно в трико или пижамах. Вообще, чем меньше вы будете контактировать с окружающей средой, тем вам меньше впоследствии чесаться.

Одни мои знакомые, ехавшие на юг, были сняты с поезда и треть отпуска в компании прочих пассажиров вагона провели в дизентерийной палате. Очень им запомнилось это путешествие. Еще одна опасность — чай. Точнее, горячий чай, еще точнее, чай, только что вскипевший. Каждому из нас, наверное, приходилось слышать возгласы возмущения и проклятия ошпаренных каплями выплеснутого из стаканов чая. Я однажды слышал двухчасовые крики обожженного, и очень сильно, ребенка. Боюсь, метки о той поездке на его лице останутся на всю жизнь.

Поэтому, если не хотите доставлять неприятности себе или другим пассажирам, берите кипяток только на стоянках или ровных участках путей, когда вагон не качает и не бросает из стороны в сторону, как штормующий в открытом море рыболовецкий сейнер, и обязательно заполняйте стаканы и кружки не более чем на две трети объема, а лучше используйте специальные глубокие банки, обернутые, для того чтобы не обжечь пальцы, тряпкой.

Действия в случае отставание от поезда.

Единственный совет — не пытайтесь соревноваться с составом в беге наперегонки и прыжках с места в движущийся вагон. Очень многие в этом соревновании проигрывают ноги, руки и жизни. На железной дороге предусмотрены меры помощи пассажирам, отставшим от поезда. Надо лишь обратиться к дежурному по вокзалу или начальнику станции, и вам помогут — и на поезд посадят, и груз доставят, куда надо.

Так что не спешите, выпучив глаза, скакать по платформам. От вас не жизнь уходит — всего лишь поезд. Старайтесь присматривать на перронах за детьми. Я сам в глубоком детстве полежал как то на рельсе перед грязным железным колесом, провалившись в щель между вагоном и платформой. Очень это неприятно. Особенно, когда объявляют отход и отпускают тормоза. Хорошо, что меня вовремя хватились, а то бы я мог наблюдать то же самое колесо, но уже в движении. По собственным ногам.

По материалам книги «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях». Андрей Ильичев.

Что делать, если выход заблокирован

В каждом автобусе возле двери есть специальная кнопка аварийного открытия. Она понадобится в том случае, если огонь повредит пневматическую систему и автоматически открыть дверь не выйдет.

Рисунок 3. В каждом автобусе предусмотрен запасной выход

Если подобное произошло, выбираться из автобуса придется через аварийные выходы. В их роли выступают большие боковые окна и люки в крыше. Если автобус стоит вертикально, проще выбраться из него через окно. Для этого нужно выбить стекло острым предметом или двумя ногами. Предварительно следует убедиться, что все остальные пассажиры находятся на достаточном расстоянии и не получат травмы от осколков стекла (рисунок 3).

Не паниковать

Поскольку возгорание автобуса всегда случается неожиданно для пассажиров, происшествие очень часто сопровождается паникой.

Помните главное правило: паника – злейший враг выживания

В такой критической ситуации очень важно действовать четко, спокойно и слаженно. Поэтому старайтесь не кричать, не делать резких движений, а покидайте салон спокойно и организованно

Если рядом с вами начал паниковать человек, ни в коем случае не поддавайтесь общему настроению. Постарайтесь успокоить других пассажиров. В некоторых случаях помогает строгий тон или даже крик. Человек, будучи шокированным, быстро переключиться с одной эмоции на другую.

Но не стоит забывать и о том, что из горящего автобуса нужно как можно быстрее выбраться. Поэтому все свои усилия все же желательно направить на эвакуацию, а не на борьбу с паникой.

Кто отвечает за безопасность

За пожарную безопасность поезда отвечает проводник, начальник поезда и проездной электромеханик. Все сотрудники железнодорожного транспорта проходят подготовку по пожарной безопасности.

Кроме этого, раз в полгода знания правил безопасности проверяет специальная комиссия. Сведения о прохождении проверки заносятся в журнал и удостоверение проводника. Если сотруднику не удалось пройти проверку, он может быть отстранен от выполнения своих прямых обязанностей.

Проводник может включать и эксплуатировать электроприборы, обесточить их во внештатной ситуации. А вот производить ремонт может только электромеханик.

Проводник на железнодорожном транспорте следит за исправностью проводки и электроприборов, отопительными устройствами и кипятильником. Соблюдает правила пожарной безопасности и смотрит за тем, чтобы их не нарушали пассажиры. При возникновении пожара может принять ряд действий по ликвидации очага и эвакуации людей, находящихся в вагоне.

Это интересно: Требования пожарной безопасности: магазины и объекты торговли

Опасные факторы

Пожарная опасность объектов железнодорожного транспорта обусловлена:

  • скоплением единиц подвижного состава с наличием легковоспламеняющихся жидкостей повышенной пожароопасности;
  • высокой плотностью застройки сортировочных станций с одновременным нахождением на этих участках подвижного состава;
  • наличием узких разрывов, что способствует быстрому распространению огня;
  • развитой сетью путей с нахождением на них составов, что затрудняет подъезд спецтехники;
  • слабо развитой сетью водоснабжения.

Наибольшую опасность представляют пожары пассажирских составов при наличии людей. Скорость распространения огня по вагону – 5 м/мин, что затрудняет проведение эвакуации пассажиров до блокирования основных выходов. К опасным факторам относят также и плотность теплового потока: на расстоянии 9-10 метров она составляет 10 кВт/кв.м. Это влечет за собой быстрое возгорание всего подвижного состава и воспламенение твердых горючих веществ, что создает угрозу для распространения пламени на соседние платформы.

Не менее опасен пожар на грузовом железнодорожном транспорте, где время распространения огня по одному вагону не превышает 20 минут. Скорость распространения огня вдоль всего состава в среднем равна 1,4 м/мин.

Алгоритм действий при пожаре в грузовом поезде

Он практически не отличается. Если говорить об устранении пожара в грузовом поезде на перегоне, то процедура похожа на ликвидацию огня в пассажирском вагоне.

Остановка состава

Независимо от того, какой груз перевозится по железной дороге, при выявлении возгорания, машинист прекращает движение на горизонтальном участке с благоприятным профилем, где пожарные машины смогут беспрепятственно к нему добраться.

Если поезд проезжает неблагоприятный участок пути и не перевозит опасных грузов, он может продолжать движение, сообщив на ближайшую станцию о ЧП. При остановке машинист проверяет, что огонь находится не под стрелками, секционными изоляторами.

Для оповещения сотрудник подает сигнал тревоги (длинный и 2 коротких гудка), связывается с ближайшей станцией для оповещения бригады спасателей.

Определение опасности груза

После остановки машинист знакомится с документами на перевозимый товар, чтобы определить, что находится в вагоне, охваченном пламенем, и смежных с ним. Если выясниться, что там опасный груз, нужно узнать количество, размер расстояния, на которое его следует переместить.

Действия для вагонов и цистерн с газами, ГЖ и ВМ

Если среди перевозимого груза будут горючие материалы, бригада должна произвести расцепку вагонов, отвести их от огня на расстояние свыше 200 метров

При перевозке легковоспламеняющихся жидкостей, емкости важно переместиться к месту, где поблизости нет пожароопасных объектов, тяговых или трансформаторных подстанций

При взрывной опасности цистерны транспортируют на расстояние не меньше 250 метров. Тушение ГЖ и ЛВЖ осуществляется огнетушителями, песком. При утечке жидкости, ее отводят в выемки по созданным канавам с последующим засыпанием землей. При необходимости используются специальные каналы, земляные валы.

Если в составе перевозятся взрывчатые вещества, бригада отводит пострадавшие вагоны на расстояние, прописанное в инструкции. Обычно, оно не менее 800 метров. Порядок действия также должен быть описан в документе на груз.

Тушение пожара

До того, как на место прибудут спасатели, машинист должен предпринять усилия для ликвидации возгорания, опираясь на рекомендации по обращению с конкретным грузом.

Тушение пожара в поезде

Пожарная безопасность пассажирских поездов

Железнодорожные составы имеют огнетушители, другие устройства, предназначенные для ликвидации огня. Они должны регулярно проверяться, перезаправляться. Этим занимаются ответственные сотрудники, которые проходят специальное обучение, имеют подтверждающий документ.

Перед отправлением поездов проводится инструктаж, о чем делается запись в журнале.

Ответственные работники

Их пару. За организацию и тушение пожара в поезде отвечают:

  • начальник состава, электромеханики, ответственные бригадиры;
  • машинисты несут ответственность за локомотив;
  • проводники, механики, экспедиторы, директор ресторана следят за вагонами.

Пожарный надзор

Представители военизированной охраны РЖД занимаются поддержанием должного уровня безопасности на железнодорожных объектах, подвижных составах. Их деятельность закреплена положениями Конституции, других нормативных, законодательных документов.

Пожарный надзор осуществляется совместно с органами Государственной противопожарной службы. К подразделениям, занимающимся деятельностью, относят:

  • военизированную охрану железной дороги;
  • стрелково-пожарные отряды;
  • отдел технических средств, надзора РЖД.

Это интересно: Огнезащита бетона (железобетонных конструкций): требования

Места быстрого набора воды

Пожарный кран – вода подается из системы водоснабжения сильным потоком, необходимым для своевременного тушения.

Кран в служебном отделении вагона – располагается над мойкой и обычно используется для бытовых нужд во во время эксплуатации.

Пожарный кран и схема водоснабжения в вагоне

Фановая труба – данный тип быстрого набора воды доступен только во время стоянки поезда. Для набора воды подобным образом необходимо два человека: первый – держит педаль спуска воды в туалете (возможно использование тяжелого предмета, который кладется на педаль), второй в это время набирает воду под вагоном.

Водопроводные краны в туалете с нерабочего конца – они расположены снизу и сверху от раковины, указывают уровень воды в системе водоснабжения вагона.

Установка водяного пожаротушения (имеются не во всех вагонах) – пожарный рукав, кран и кнопка запуска находятся в нише 2-го и 7-го купе. В случае отказа в работе электронасоса необходимо открыть кран, через который начнет поступать вода самотеком.

Комбинированный кипятильник – для быстрого набора воды необходимо отключить комбинированный кипятильник, перевести трехходовой кран в положение «Закрыто», снять натяжную скобу, стеклянный колпак и сетчатый фильтр. Установить емкость для набора воды под трехходовым краном, перевести ручку крана в положение «Сырая вода».

Первичные средства пожаротушения в поезде

Это оборудование, инструмент и материалы, применяемые для ликвидации огня на начальной стадии (ППБО на ж/д транспорте). Рассмотрим тему с учетом того, какими огнетушителями разрешается тушение горящих частей локомотивов и где устройства располагаются.

Огнетушители в вагоне поезда

Углекислотные

Данный тип огнетушителей (УО) используется для тушения оборудования и установок (до 1000 В). Температура углекислоты на выходе составляет от 70 ̊ С. При тушении открывают пожарный шкаф, срывают пломбу с УО, выдергивают чеку, нажимают на рычаг и направляют раструб в сторону огня. Выдерживают расстояние 3–4 м.

Порошковые

ОП применяются при возгорании электропроводки (менее 1000 В) и ГСМ. Принцип активации струи схож с ОУ, однако вместо раструба используется шланг, установленный на сифонную трубку.

Воздушно-пенные

ОВП используются в целях пожаротушения очагов класса А и B, т. е. в тех случаях, когда конструкции не сильно расплавлены или нагреты и не могут вступить в реакцию с водой. Вместо раструба используется ствол низкой кратности, поэтому воздушно-пенные огнетушители эффективны при ликвидации локальных очагов возгораний, а не пожаров.

Самосрабатывающие

Автоматические огнегасящие устройства в поездах, как правило, представлены самосрабатывающими огнетушителями на порошковой основе (ОСП). Они устанавливаются рядом с пультом управления тока, генераторами. При ремонте электрощитков огнетушитель размещают около приборных панелей.

Огнетушитель самосрабатывающий порошковый (ОСП)

Выброс порошка происходит в результате разрушения стеклянной капсулы за счет давления. Индикатором аварийности является температура окружающего пространства (100 ̊ С). При установке 2 ОСП площадь тушения составляет 10–16 кв. м.

Возгорания на железнодорожном транспорте повреждают не только контактные цепи, обеспечивающие следование в пути, но и внутренний корпус вагона

Причиной воспламенений становятся отопительные батареи, неосторожное обращение с огнем или ненадлежащая транспортировка грузов

В каждом из случаев машинист сообщает о пожаре диспетчерам и другим должностным лицам, после чего они лично осматривают место возгорания, предварительно осуществляя экстренную остановку состава.

Каким должен быть сигнал пожарной тревоги на ж/д, если звук отличается по громкости, продолжительности, другим параметрам.

Общий план действий, первые шаги при пожаре в квартире или здании

Подобные планы разрабатываются специальными инстанциями в соответствии с инструкциями относительно пожарной безопасности. Применяются эти инструкции в соответствии с типом помещения и во время возникновения возгорания. Их содержание нужно детально изучить для того, чтобы можно было справиться с пожаром самостоятельно. Рассмотрим алгоритм стандартных действий.

Датчик оповещения о пожаре

Что делать при пожаре в квартире:

Обязательный вызов пожарной службы. Телефон «112» или «01». Нужно будет сообщить детальную информацию о месте пожара: адрес, характер возгорания, фамилия того, кто звонит, контактный номер телефона.
Если огонь еще не заполонил большую часть территории, можно попробовать потушить пожар самостоятельно с помощью воды или плотной ткани. Электроприборы водой не тушат. Это опасно!
Нужно предупредить соседей о возникновении возгорания.
Если огонь уже распространился в значительной степени, стоит незамедлительно покинуть помещение. Лифтом при пожаре пользоваться запрещено.
Если эвакуационные пути задымлены, нужно воспользоваться маской или влажной тканью для того, чтобы дышать. Во время передвижения необходимо прижиматься к поверхности пола.
Если помещение покинуть невозможно, стоит остаться в комнате и закрыть при этом плотно все щели

Через окно стараться привлекать внимание прохожих.
Если есть возможность, можно встретить пожарных, показывая им удобный путь.

Если все эти факторы будут учтены, нужно корректным образом разработать детальный план тушения и путь к выходу из помещения. Если придерживаться этого плана с точностью, можно будет избежать огромного количества ошибок и предотвратить плачевные последствия.

Первые шаги при возникновении опасности

Приведенный ниже список основных и простейших действий, как вести себя при пожаре дома или в любом другом здании помогут сохранить жизнь.

Основные действия при пожаре в здании (Рисунок 3):

  1. Первым делом необходимо закрыть все двери. Таким образом, вы временно предотвратите распространение огня на другие помещения и перекроете доступ кислорода, который является обязательным в ходе химической реакции, вызывающей огонь;
  2. Также плотно закройте окна по той же причине, что и двери, предотвращая усиление жара;
  3. Намочите тряпку и приложите к носу, дыша через нее. Таким образом, в ваши дыхательные пути в максимальной концентрации не попадут вредоносные продукты горения, такие как углекислый газ;
  4. В обязательном порядке вызовите пожарную службу и покидайте в укоренном темпе жилплощадь, передвигаясь на четвереньках максимально близко к полу.

Рисунок 3. Среди первых действий при пожаре — обеспечить возможность дышать для Вас, положив мокрую тряпку на нос Если рассматривать более подробный план действий при ЧС, связанной с возгоранием, следующие советы помогут вам.

Очаг воспламенения находится на кухне:

  • Когда горит электроплитка или загорелись изначально сухие предметы (шторы, обои, деревянная посуда, стол, полотенца), то они легко тушатся посредством водного воздействия или накрытия источника горения плотным покрывалом, которое предотвратит попадание кислорода и прекратит химическую реакцию;
  • Если горит масло, то ни в коем случае нельзя тушить сковороду или любую другую емкость из-под крана, поскольку водное воздействие только усилит распространение жара на другие поверхности. Лучше воспользоваться подручными средствами: землей из цветочных горшков или песком (который иногда используется для наполнителя лотка ваших питомцев). Также рекомендуется накрыть кастрюлю или сковородку крышкой или плотной тряпкой до момента остывания масла.

Очаг воспламенения дома связан с бытовыми приборами:

При возникших в ходе работы любого прибора искре или перегревании, воспламенение происходит практически мгновенно. В данной ситуации тушить ни в коем случае нельзя водой, поскольку ее воздействие только усилит тяжесть ситуации и способствует распространению жара. Также высок риск пострадать от удара тока, поскольку для электричества водная среда является проводником. Поэтому для начала необходимо отключить прибор от электросети, после чего накрыть плотным пледом, полотенцем или верхней одеждой.

Правила поведения и действия при пожаре в транспорте

Новые виды оружия массового поражения.

· Геофизическое(Геофизическое оружие — широко распространенный за рубежом термин, обозначающий совокупность различных средств, позволяющих использовать в военных целях разрушительные силы природы путем искусственно вызываемых изменений физических свойств и процессов, протекающих в атмосфере, гидросфере и литосфере Земли.)

· Лучевое(Лучевое оружие — это совокупность устройств, поражающее действие которых основано на использовании остронаправленных лучей электромагнитной энергии. Ускорительное оружие является разновидностью лучевого оружия. Поражающим фактором такого оружия служит остро направленный пучок заряженных или нейтральных частиц, разогнанных до больших скоростей. Мощный поток энергии создает на цели механические ударные нагрузки, интенсивное тепловое воздействие и вызывает коротковолновое электромагнитное (рентгеновское) излучение.)

· Радиологическое(Радиологическое оружие — один из возможных видов оружия массового поражения. Его действие основано на использовании боевых радиоактивных веществ (БРВ), применяемых в виде специально приготовленных порошков или растворов веществ, содержащих в своем составе радиоактивные элементы, вызывающие эффект ионизации.)

· Радиочастотное (Радиочастотное оружие — это средства, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитных излучений сверхвысокой частоты (в диапазоне до ЗОГГц) или очень низкой частоты (менее 100 Гц). Оно способно воздействовать на психику, нарушая при этом восприятие окружающей действительности, вызывая слуховые галлюцинации и др.)

· инфразвуковоеи др (Инфразвуковое оружие — средство массового поражения, основанное на использовании направленного излучения мощных инфразвуковых колебаний с частотой ниже 16Гц.)

·

при пожаре в поезде:

1)сообщить проводнику о пожаре или запахе дыма; не поднимая паники, громко и отчетливо сообщить пассажирам о случившемся;

2)потушить малый очаг пожара с помощью огнетушителя и подручных средств;

3) закрыть окна, чтобы ветер не раздувал огонь;

4)не пытайтесь спасать Ваш багаж, если это угрожает Вашей безопасности;

5) уходить от пожара в сторону движения поезда, т.к. набегающий воздух сбивает пламя и ядовитые газы назад, но если это невозможно, то уходить в конец поезда, плотно закрывая за собой двери,.

6)защитить дыхательные пути куском мокрого материала;

7) открытое пламя преодолевать, набросив на голову одеяло, ткань, одежду;

9) при невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом, остановить поезд с помощью стоп-крана;

10)оказать помощь в эвакуации людей из вагона (через двери, аварийные выходы или окна);выполнять указания начальника поезда или пожарных

при пожаре в автомобиле:

1) при первых признаках огня или запаха дыма немедленно остановить машину, вытащить ключ зажигания; и поставить на стояночный тормоз автомобиль, если возгорание в салоне, приступить к тушению;

2) если дым идет из-под капота, (что чаше всего), капот открывать крайне осторожно, отстраняясь, так как из-за притока кислорода возможен выброс пламени, затем приступить к тушению;

3) если тушение не увенчалось успехом, отойти подальше от горящей машины;

при пожаре в автобусе, троллейбусе:

4) Немедленно сообщить о возгорании водителю и пассажирам

5) При заблокировании дверей использовать для эвакуации аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла

6) Выполнять указания водителя, не допускать паники

7) Быть осторожным, т.к в троллейбусах металлические части могут оказаться под напряжением

9) Выбравшись из салона отойти подальше от горящего транспортного средства

Причины возникновения и опасность для человека

Автобус может загореться из-за множества факторов, хотя чаще всего причиной происшествия становятся сами люди. Яркий пример – курение за рулем или перевозка взрывчатых веществ. Оба эти действия запрещены законом, но люди очень часто пренебрегают правилами.

Рисунок 2. Чаще всего виновником пожара становится сам водитель или пассажиры

Кроме того, частой причиной возгорания становится неисправная проводка или оборудование, неосторожное обращение с огнем или ДТП. Не следует исключать и тот факт, что в автобус может попасть молния или транспортное средство подожгут преднамеренно с преступными целями (рисунок 2)

Причины аварии на железной дороге

Передвижение поезда осуществляется по рельсовым путям с использованием локомотивной тяги. Главным недостатком этого транспорта, который может стать причиной для аварии является привязка его к проложенному полотну.

Небольшая неисправность, любой посторонний предмет на ней приведет к тому, что поезд сойдет с рельсов. При этом, учитывая скорость движения состава, не произойдет моментальной остановки.

Часто авария может быть спровоцирована возгоранием, которое способно возникнуть от любой искры из печей, котлов отопления, локомотивов или теплушек. Столкновения составов у поезда возникают и из-за оплошности или рассеянности диспетчеров, машинистов.

В редких случаях причины аварий на железнодорожном транспорте могут заключаться и в таких стихийных явлениях природы, как ураганы, смерчи, землетрясения, завалы, камнепады. Густой туман, ливни ухудшают видимость, что в соединении с человеческим фактором приводят к катастрофе.

При столкновениях или сходе поезда с рельсов сопровождается резкой остановкой и движением по инерции. В результате вагоны переверчиваются, в них возникают пожары и взрывы, травмируется корпус.

Самые негативные последствия аварий на железнодорожном транспорте возникают при перевозке опасных грузов: емкостей с химическими иили радиоактивными веществами, взрывоопасных орудий, топлива. Эти аварии сопряжены с опасностью заражения и отравления большой зоны местности, нанесения значительного вреда экосистеме. Устранить их бывает крайне сложно без последствий, которые дадут о себе знать спустя время.

Для предотвращения катастроф на железной дороге необходимо осуществлять проверку и плановый тщательный осмотр не только подвижного состава, но и вспомогательных устройств, включая противопожарное оборудование и средства защиты

Особую осторожность необходимо соблюдать в тепловозах, электровозах

Как правильно вызвать пожарную охрану

Эти действия должен знать каждый, чтобы не допустить губительных последствий, связанных с пожаром. Прежде всего, нужно вызвать пожарную охрану любым, удобным для вас, способом: это может быть стационарный телефонный аппарат или мобильный телефон.

Причем информация о пожаре должна быть всеобъемлющей и соответствующей действительности, чтобы еще до приезда специализированной пожарной бригады она смогла оценить ситуацию, определиться со способами борьбы с огнем, а также с применением конкретных огнетушащих средств. Кроме этой необходимой информации указывается конкретный адрес возгорания, особенности огня, есть ли угроза для жизни людей и каково приблизительно их количество, как лучше всего и быстрее подойти к горящему зданию и в обязательном порядке назвать свою фамилию и средства связи.

Основные правила

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте предусматривают ряд запретов. Категорически запрещено эксплуатировать электроприборы и отопительные устройства, которые вышли из строя. Нельзя оставлять без присмотра работающие электроприборы.

Для пожарной безопасности на железнодорожном транспорте также запрещено:

  • хранить легковоспламеняющиеся предметы и материалы рядом с котлами, обогревателями, плитами и кипятильниками;
  • класть складируемые вещи на расстоянии менее 50 см от светильников;
  • перевозить в пассажирских вагонах жидкости, что легко возгораются;
  • применять газовые плиты и примусы для приготовления пищи;
  • использовать легковоспламеняющиеся жидкости для разжигания котлов и печей;
  • эксплуатировать котел или кипятильник без воды;
  • использовать розетки и электрические устройства, не соответствующие требования электросхемы;
  • разводить открытый огонь;
  • включать электроприборы при неисправности измерительных устройств (амперметра и вольтметра);
  • применять неисправные аккумуляторные батареи или производить их зарядку неправильным способом;
  • сушить вещи на обогревающих устройствах, кипятильниках и над плитами;
  • производить ремонт электромеханического регулятора напряжения на ходу поезда;
  • заменять вышедшие из строя лампочки лампочками меньшего номинала.

Пассажирам и работникам железнодорожного транспорта запрещается курить в неустановленных местах. Проходы и тамбуры не должны быть загромождены, так как это может препятствовать эвакуации пассажиров в случае возгорания в вагоне. Если поезд движется, нельзя выбрасывать мусор и продукты горения после чистки котлов или печек. Это необходимо делать при остановке поезда в специально отведенных местах.

В случае появления механических повреждений, например, трещин, в отопительных устройствах или плитах, а также нарушения электроснабжения необходимо прекратить их использование. Пожарная безопасность пассажирских вагонов заключается в строгом соблюдении прописанных правил и рекомендаций.

Ответственность пассажиров и внимательность проводников позволяют избежать неприятных ситуаций при стоянии или передвижении поезда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector