Почему первый человек в открытом космосе чуть не сварился заживо и чем закончилась эпохальная операция
Содержание:
- Угрозы
- «Алмаз-2»
- Документальный фильм телестудии Роскосмоса «Алексей Леонов. Прыжок в космос»
- Интересные факты о первом выходе человека в открытый космос
- Опасности выхода в открытый космос
- Гагарин и Терешкова не были первыми
- Реактивный пистолет HHMU
- Как проходил первый в мире выход в открытый космос
- Опасности, поджидавшие Леонова в открытом космосе
- Как работает конспирология
- Личная жизнь
- Значение подвига Алексея Леонова
- Средство передвижения космонавта (СПК) 21КС
- Экипаж космического корабля «Восход-2»
- Выход в открытый космос
- Подготовка к полёту
Угрозы
Вы все, конечно же, смотрели фильм «Гравитация», получивший 7 Оскаров, а потому должны иметь хорошее представление о всех опасностях, угрожающих космонавту в открытом космосе. Это опасность потерять связь с кораблем, опасность столкнуться с космическим мусором и, наконец, опасность истечения запасов кислорода до возвращения на корабль. Помимо этого существует и опасность перегрева или переохлаждения, а также поражения радиацией.
Связь
Леонов был привязан к кораблю прочным фалом длиной пять с половиной метров. В ходе полета, он неоднократно вытягивался на всю длину и снова подтягивался к кораблю, фиксируя все свои действия на кинокамеру. В 60-х еще не существовало ракетных ранцев (устройство для перемещения и маневрирования космонавта) позволяющих полностью свободно отделяться от корабля и возвращаться на него, так что тонкая крепкая веревка на двух металлических карабинах — это в буквальном смысле все, что связывало Леонова с жизнью и возможностью вернуться домой.
Обломки
вероятность столкнуться с каким-либо космическим мусором, вращающимся на орбите Земли, в 1965 году была еще очень мала. До полета «Восхода-2» в космосе побывали всего лишь 11 пилотируемых кораблей и несколько спутников, при этом на довольно низких орбитах с относительно большой плотностью атмосферных газов, соответственно, большая часть мельчайших частиц краски, обломков и прочего мусора, остающегося после этих кораблей, вскоре сгорала, не успев причинить никому вреда. До формулирования синдрома Кесслера было еще далеко, и советская космическая программа не воспринимала эту опасность всерьез.
Кислород
Скафандр «Беркут», разработанный специально для выхода в открытый космос и имевший полную автономность, имел запас всего в 1666 литров кислорода, а для поддержания необходимого давления газа и жизнедеятельности космонавта необходимо было тратить больше 30 литров в минуту. Таким образом, максимальное время пребывания вне корабля составляло всего лишь около 45 минут, и это на все про все: вход в шлюз, выход в открытый космос, пребывание в свободном полете, возвращение в шлюз и ожидание времени его закрытия. Общее время выхода Леонова составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд). Никакого запаса на исправление ошибок или спасение не предусматривалось.
Температурный режим и радиация
Леонов успел фактически чудом успеть завершить свой выход до попадания корабля в тень от Земли, где низкие температуры могли осложнить все его действия и привести к смерти. В кромешной тьме он бы не смог справиться с фалом и входом в шлюз. Нахождение на солнечной стороне в течение каких-то 12 минут заставляло его обливаться потом. «Терпения уже не было, по лицу пот тек не градом, а потоком, да такой едкий, что глаза жгло» — вспоминает Леонов. Что касается радиации, то тут ему относительно повезло. На апогее орбиты почти в 500 километрах над землей, «Восход-2» задевал только нижний край радиационно-опасной зоны, где излучение может составлять до 500 рентген/час (смертельная доза за несколько минут), кратковременное нахождение в ней и хорошее стечение обстоятельств не привели к страшным последствиям. По приземлении у Леонова зафиксировали дозу в 80 миллирад, что значительно превышает норму, но к повреждениям здоровья не приводит.
«Алмаз-2»
Сразу же после подъема на орбиту, экипаж стал готовиться к
выходу в космос. В начале второго витка корабля
вокруг Земли была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры, а через
шесть минут, в 11.34, Леонов вышел из нее в космическое пространство. С кораблем
его связывал фал длиной 5,35 метра, который состоял из стального троса и
проводов для передачи данных о физическом состоянии, технических измерений,
телефонной связи с командиром.
«Первое, что я увидел, когда приоткрылся люк, был
яркий-яркий свет. Проверил на шлеме защитное зеркало из золоченого стекла почти
стопроцентной плотности. Я обязан был закрыть стекло полностью, но оставил
маленькую щель, потому что решил: я должен увидеть Вселенную своими глазами
такой, какая она есть! Однако свет Солнца был сильнее электросварки, и мне
пришлось опустить светофильтр. Вырвалось неожиданное: «А Земля-то
круглая…»», — рассказывает после полета Леонов.
В открытом космосе он выполнил ряд заданий. Совершил пять
отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на
минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а
остальные на полную длину фала.
Дальше последовал короткий доклад на Землю: «Все сделано по плану. «Алмаз-2» готовится к входу». И тут возникли сложности. Инструкция предписывала
возвращаться в шлюз ногами вперед. Леонов подтянулся к обрезу люка, но
втиснуться в шлюз не смог. Как оказалось, его скафандр непомерно раздулся от избыточного
давления и стал более жестким, сковав движения. Он сделал несколько
безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20
минут, которые заканчивались.
«Я принимаю решение сбросить давление, чтобы убрать жесткость
скафандра. А при этом что может произойти? Закипание азота в крови. Тогда
крышка! Глаза проваливаются! Но у меня выбора нет. И я молча все это проделываю.
Сбросив давление, меняю позицию», — продолжает Леонов.
Скафандр немного уменьшился в размерах и вопреки инструкции,
предписывающей заходить в шлюз ногами, космонавт протиснулся в него головой
вперед. Уже в шлюзе он разворачивался, так как иначе ему бы не удалось перейти
в корабль. Сделать это было крайне сложно: внутренний диаметр шлюза — один
метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. Но Леонову удалось. По
его словам, за полтора часа он сбросил 6 килограммов. Первые на орбите: как дворняги космос покоряли
После его отчитали за то, что не доложил о ЧП в Центр управления
полетами и нарушил инструкцию. «Я им говорю: послушайте, у меня оставалось жизни
в скафандре — на тридцать минут. И если бы я вам доложил, что вы стали бы
делать? Вы бы стали немедленно формировать комиссию. И формировали бы ее минут
двадцать. А дальше что? А дальше вы бы меня начали расспрашивать, и расспрашивали
бы минут тридцать», — сетовал Леонов.
Разбор той ситуации прекратил Королев, сказав лишь: «Алеша
прав».
Документальный фильм телестудии Роскосмоса «Алексей Леонов. Прыжок в космос»
Фильм приурочен к 80-летию первого космонавта, который вышел в открытый космос.
Интересные факты о первом выходе человека в открытый космос
- Критическая ситуация при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в тайге (в 180 км севернее города Перми). В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в „запасном районе“», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. Космонавты ночевали в лесу. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”. С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Из воспоминаний Леонова: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали — и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была»
- За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.
Опасности выхода в открытый космос
Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая — возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) — около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.
Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль.
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.
Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.
- 5 интересных фактов из жизни Юрия Гагарина
Гагарин и Терешкова не были первыми
Спойлер: Юрий Гагарин был первым космонавтом
Конец 1950-х и 1960-е годы стали эпохой борьбы СССР и США за лидерство в освоении космоса. Прорывной шаг сделал СССР, запустив в 1957 году первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года — еще одна знаковая дата: Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Однако были и те, кто утверждал, что другие советские космонавты побывали там до Гагарина, но не вернулись обратно.
Братья Юдика-Кордилья, радиолюбители из Италии, еще до полета Гагарина утверждали, что несколько раз смогли перехватить сообщения с советских космических кораблей. В мае 1960 года — сообщение экипажа об отклонении от курса; в ноябре 1960 года — сигнал SOS с корабля, покидавшего земную орбиту; и, наконец, в феврале 1961 года — сердцебиение и другие звуки якобы задыхающегося космонавта, который медленно умирал, дрейфуя в открытом космосе.
Ахилл и Джан Баттиста Юдика-Кордилья на своей станции в Торре Берт недалеко от Турина
Позже они сообщили еще об одной сенсационной записи. Она якобы датирована серединой мая 1961 года и сегодня циркулирует по интернету под названием «Космонавт Людмила». По мнению братьев, они перехватили переговоры советской женщины-космонавта с корабля, который постепенно сгорал в плотных слоях атмосферы. Сама запись звучала еще более душераздирающе, чем предыдущие. Женский голос (правда, почему-то с сильным итальянским акцентом) сообщал о пожаре на борту и много раз повторял «Мне жарко!». Получалось, что первая женщина-космонавт погибла еще за два года до полета Валентины Терешковой.
Само собой, в СССР опровергали такие версии. Опровержениям, разумеется, не верили, ведь сокрытие таких инцидентов выглядело вполне логичным и вполне в духе советской политики — на кону стояла репутация страны как лидера в освоении космоса.
Запись голоса «космонавта Людмилы»
Позднее, во времена Перестройки, когда архивы стали доступны, выяснилось, что в СССР, например, скрывали смерть космонавта Валентина Бондаренко. Правда, погиб он еще на этапе подготовки к полетам. Скрывали и катастрофу на Байконуре в 1960 году, одну из крупнейших в истории ракетных запусков. В ней погибло по разным данным, от 74 до 126 человек. Также была целиком засекречена пилотируемая лунная программа «Н-1». Обо всех этих фактах стало официально известно в 1989 году, хотя слухи ходили и раньше.
Однако о «Людмиле» и остальных «фантомных космонавтах» не было ни слухов, ни документов. Не было инженеров, которые бы работали над этими провалившимися миссиями, не было членов семей якобы погибших космонавтов и каких бы то ни было официальных или неофициальных заявлений.
Джеймс Оберг, один из ведущих специалистов по истории космонавтики СССР и России, даже публиковал подробный разбор доводов братьев Юдика-Кордилья, где объяснял, почему ни он, ни любой другой профессиональный историк космоса им не верит. К ним были технические вопросы: их оборудования едва ли было достаточно, чтобы ловить и записывать сигналы с космических кораблей. Были и фактические вопросы. К примеру, сердцебиение, дыхание и другую биометрию в советских кораблях никогда не передавали по голосовым каналам. Тем не менее, версия про «фантомных космонавтов» жива до сих пор, как и один из братьев.
Реактивный пистолет HHMU
Реактивный пистолет для перемещения.
Примерно так выглядела картина работы в безвоздушном пространстве для первых людей в космосе. В рамках американской программа «Джемини» первое устройство для свободных маневров в космосе было именно «реактивным пистолетом». HMNU (Hand-Helded Maneuvring Unit, или «ручное устройство маневрирования») работало на основе сжатого кислорода, и всякий раз, когда астронавт корабля «Джемини-4» Эдвард Уайт выходил в космос, он брал его с собой. Разумеется, с таким пистолетом до Луны не долетишь, но он все же давал куда более прочную надежду, чем страховочный фал связи с кораблем. Однако минимум одна рука астронавта была занята, и это было не очень хорошо.
Как проходил первый в мире выход в открытый космос
Угрожающих факторов, с которыми мог столкнуться Алексей Леонов за бортом ракеты, было немало: это и потеря связи с кораблем, и столкновение с так называемым космическим мусором, и недостаточный запас кислорода. Кроме того, не исключались перегрев, переохлаждение или поражение радиацией.
Сборка в цехе космического корябля Восход-2
Леонова соединял с кораблем прочный трос длиной 5,5 метров. Алексей то отдалялся от корпуса корабля, то приближался к нему вплотную, снимая весь процесс на кинокамеру. В те годы еще не были изобретены специальные реактивные ранцы, позволяющие космонавтам свободно передвигаться и маневрировать в открытом космосе, а потом возвращаться на корабль. Тонкий прочный трос, снабженный двумя металлическими карабинами, – вот все, что соединяло Алексея Архиповича с кораблём, а значит, и с Землей.
Скафандр Леонова, названный разработчиками «Беркутом», представлял собой полностью автономную защитную систему с максимальным запасом кислорода в 1666 л. При этом космонавт каждую минуту расходовал более тридцати литров. Поэтому на весь процесс выхода в открытый космос Леонову отводилось время одного школьного урока – 45 минут. Пилот должен был успеть переместиться в шлюз, выйти в космос, произвести необходимые действия, вернуться в шлюзовую камеру и дождаться её закрытия. «Лишнего» кислорода на случай неудачи просто не было!
Весь процесс выхода Алексея Леонова в открытый космос занял 23 минуты 41 секунду. За бортом корабля пилот пробыл 12 минут 9 секунд.
Скафандр «Беркут» для выхода в открытый космос.
Леонову повезло: он успел завершить все свои действия до того момента, когда корабль вошел в теневую зону. В противном случае низкие (до минус 100о) температуры могли помешать выполнению программы и даже создать угрозу жизни космонавта. Кроме того, в полной тьме Алексею было бы крайне сложно справиться с тросом и войти обратно в шлюз. Но пребывание на солнечной стороне, где температура достигала +60о, также оказалось сомнительным удовольствием: все двенадцать минут космонавт страдал от нестерпимой жары и обливался потом. По словам Леонова, какой-то особо едкий пот буквально заливал ему глаза, и терпеть жжение было просто невыносимо.
Шлюз был надут на самом первом витке. Беляев и Леонов в скафандрах заняли свои места. Как только ракета пошла на второй виток, Леонов перебрался в камеру шлюза и командир закупорил люк. В 11 ч 28 мин из «Волги» был выкачан воздух, а еще через четыре минуты открылся внешний люк, и Алексей Архипович оказался один на один с бездной. В 11 ч 34 мин Леонов вышел в открытый космос.
Сначала Алексей «отплыл» от ракеты примерно на метр и сразу же вернулся. Его тело могло совершать любые движения в пространстве, свободно переворачиваться. Перед космонавтом развернулась земная панорама, которую он наблюдал сквозь стекло: Черное море с кораблями.
Кадр из фильма «Время первых»
Леонов несколько раз отдалялся от корабля и вновь приближался к нему, раскидывая руки и делая различные развороты в невесомости. Все это время он не переставал общаться с Беляевым и Центром управления полетами на Земле. Когда Алексей «проплывал» над Волгой, командир дал ему возможность послушать сообщение ТАСС о выходе советского пилота в открытый космос. Эту грандиозную новость о самом себе Леонов услышал по телефону, размещенному внутри скафандра и подключенному к радио Москвы. В этот самый момент камеры корабля вели трансляцию на Землю, и все люди планеты смогли увидеть, как Леонов жестом поприветствовал землян прямо из открытого космоса!
Опасности, поджидавшие Леонова в открытом космосе
Во время подготовки к полету космонавты отработали три тысячи потенциально возможных аварийных ситуаций, но Леонов пророчески заметил, что непременно случится еще одна, неотработанная. Алексей Архипович как в воду глядел!
Перепад давлений в открытом космосе (внутри скафандра – 0,5 атмосфер, а снаружи – нулевое) привел к раздуванию мягкого скафандра, отчего руки Леонова, по его словам, «выскочили из перчаток», а ступни – из обуви. По сути, пилот очутился внутри надутого шара. Нарушилась тактильность, утратилось чувство опоры. А ведь было необходимо произвести множество действий: собрать трос в бухту, не запутавшись в нем, а затем войти в тесный люк шлюза с кинокамерой в руке. Решение следовало принять мгновенно, и Леонов с этой задачей справился.
Видеофрагмент документального фильма «10 лет космической эры» (ЦСДФ, 1971 г.), посвященных полету КК «Восход-2» и выходу космонавта в открытый космос. РГАНТД. Арх.№244-4.
Не докладывая на Землю (что считалось вопиющим нарушением) космонавт сбросил давление внутри скафандра в два раза. Все сразу пришло в норму, Алексей смог работать в перчатках. Однако Леонов очень рисковал: из-за быстрого снижения давления ему грозила кессонная болезнь. Кроме того, необходимо было максимально поторопиться, ведь корабль неумолимо приближался к теневой зоне. В условиях кромешной тьмы и космического холода ситуация могла стать неуправляемой.
Кислород заканчивался, а Леонову никак не удавалось войти в узкий люк шлюза. Пилоту пришлось еще раз грубо нарушить инструкцию: он своевольно сбросил давление в скафандре до минимума и, просунув вперёд кинокамеру, втянул себя внутрь шлюза на руках. Правила же диктовали, что космонавт должен проникать в люк исключительно ногами вперед. Оказавшись внутри шлюза, Леонов закупорил люк и только потом выровнял давление. В 11 ч 52 мин смертельная опасность, наконец, миновала: выход в открытый космос был успешно завешен.
Космонавт Леонов А.А. в открытом космосе во время полета КК «Восход-2» Борт КК, 18 марта 1965 г. АПН, Фото из архива РГА НТД.
Алексей Леонов и Павел Беляев прошли и через другие серьезные испытания. После возвращения Алексея на борт приборы неожиданно начали фиксировать неуклонный рост давления в кабине – в конце концов оно превысило норму в несколько раз. В подобных условиях даже самая незначительная искра в приборных электросхемах могла спровоцировать взрыв. Возникли проблемы и с посадкой: её пришлось осуществлять в ручном режиме. Автоматическая тормозная система не сработала, и ракета после семнадцатого витка вместо снижения продолжала нестись по орбите на громадной скорости.
Командир корабля Павел Иванович Беляев вручную сориентировал ракету на приземление в безлюдной местности недалеко от Соликамска. В случае даже не слишком значительного отклонения возникала угроза попасть в густонаселенный район либо вообще на территорию недружественного нам в те времена Китая. Но все обошлось: командиру удалось блестяще справиться с задачей, и аппарат благополучно приземлился в Пермской области с минимальным отклонением от намеченного курса.
Как работает конспирология
Конспирологическая теория, она же теория заговора, представляет события в мире как результат действия неких сил, как правило, таинственных и очень влиятельных. Заговорами объясняют и просто резонансные события, например теракты, и глобальные процессы вроде управления миром. В конспирологической картине мира все наполнено умыслом (обычно недобрым) и есть некий кукловод, который дергает за ниточки ради собственной выгоды. Почему так происходит, мы подробно разбирали в материале «Почему люди верят в теории заговора».
Сторонники теорий заговора все чаще называют себя не конспирологами, а скептиками. Их философия — сомневайся во всем. Во всем, кроме собственных мыслительных установок.
Личная жизнь
Во время службы в кременчугском авиаполке Алексей Леонов познакомился с девушкой по имени Светлана, которая понравилась ему с первого взгляда. Примечательно, что именно в день знакомства Алексею исполнилось 25 лет. Спустя всего три дня Светлана Доценко получила предложение руки и сердца и ответила бравому офицеру согласием. В то время загсы расписывали желающих пожениться прямо в день обращения. Через три дня после первой встречи с девушкой Алексей Леонов стал женатым человеком. А еще спустя сутки ему пришлось отправиться в Германию, к новому месту службы.
Леонов поздравляет супругу с рождением дочери / Александр Моклецов / РИА Новости
Молодая жена смогла приехать туда позднее, лишь после получения соответствующего разрешения. Возвратившись в СССР, Леонов был зачислен в отряд космонавтов и поселился с семьей в Звездном городке. Алексей и Светлана прожили в любви и согласии целых шестьдесят лет. Леонов признавался, что чувствовал себя уютно только если супруга находилась рядом. Тогда он спокойно занимался работой, с удовольствием писал свои картины. Иногда Алексей Архипович проводил у мольберта целые дни. Космонавт рассказывал, что поссорились они с супругой всего раз в жизни, да и то по пустяковой причине.
Дети космонавта Алексея Леонова, Виктория и Оксана, появились на свет в 1961-м и 1967-м годах. Своих дочерей Алексей Архипович обожал. Ему нравилось, когда в доме бывало шумно от детских игр. Правда, Леонов признавался, что несколько расходился с женой во взглядах на воспитание.
Гости любили собираться в гостеприимном и хлебосольном доме Леоновых. Светлана Павловна Леонова работала редактором издательского отдела Центра подготовки космонавтов, но на первом месте у неё всегда стояла забота о благополучии любимого мужа и детей.
Леонов с супругой Светланой и дочерью Викторией / Александр Моклецов / РИА Новости
В 1996 году семью постигло огромное горе: старшая дочь Алексея Леонова, Виктория, скоропостижно скончалась от вирусного гепатита. Молодой женщине было всего 35 лет…
Младшая дочь космонавта, Оксана Алексеевна Леонова, получила специальность переводчика. Оксана родила Леонову двоих внуков – Карину и Дэниэла-Сергея. Кстати, имя Карина Алексей Архипович дал внучке не просто так. Точно так же зовут дочь американского космонавта Тома Стаффорда – коллеги Леонова по работе на «Аполлоне».
В долгой жизни Алексея Архиповича происходило еще много интересных событий, связанных с космосом. Через десять лет после первого космического путешествия Леонов побывал на орбите повторно, участвуя в работе по стыковке с американским кораблем «Аполлон».
Экипажи совместного экспериментального пилотируемого полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон». Осуществлён 15 июля 1975 года.
К концу жизни Алексей Архипович сильно болел: его мучил сахарный диабет. В феврале 2019-го космонавту сделали операцию на ногах, но прожил он после неё всего восемь месяцев. Герой-космонавт ушел из жизни 11.10. 2019.
Значение подвига Алексея Леонова
Всего четыре года минуло с тех пор, как космическое пространство покорил Юрий Гагарин. Между СССР и США разгорелась настоящая гонка за первенство не только на Земле, но и за ее пределами. Обе сверхдержавы уже отправили на орбиту по несколько кораблей с пилотом на борту, в 1964-м советская ракета «Восход» взмыла в небо с экипажем из трех человек. Теперь предстояло поразить мир новым небывалым достижением – выходом в открытый космос.
Алексей Архипович Леонов – пятнадцатый по счету космонавт планеты. А вот среди тех, кто внес принципиальный вклад в освоение космического пространства, Леонов стал первым после Юрия Гагарина. Его смело можно назвать первопроходцем. Подвиг советского космонавта навсегда вошел в мировую историю развития космонавтики.
Средство передвижения космонавта (СПК) 21КС
«Сфоткай, типа в космосе летаю»
В феврале 1990 года космонавты А. Викторенко и А. Серебров получили возможность испытать в космосе устройство СПК 21 КС, поочередно облетев на нем станцию «Мир». Журналисты называли его «космический мотоцикл», но на деле оно оказалось жутко неудобным. Как говорил Серебров, «поскольку руки у космонавта жестко прикреплены к рукояткам, то он толком не мог ничего поделать с грузом, значит для транспортировки СПК использовать невозможно».
21КС (СПК), разработанное в Советском Союзе, могло работать в двух режимах: экономичном и форсированном. Первый режим ограничивал линейные и угловые скорости возле станции или спутника-мишени. Разворот кругом, поскольку угловая скорость была крайне ограничена, длился не менее 20 секунд. Форсированный режим служил для быстрого перемещения на безопасном от станции расстоянии и для экстренного реагирования в случае столкновения. Сжатый воздух, который служил топливом для реактивных сопел, хранился как у дайверов в двух 20-литровых баллонах под давлением 350 атмосфер и выпускался через 32 сопла. Пульты управления располагались на двух консолях — под руками космонавта.
Первые летные испытания 21КС прошли в феврале 1990 года. Серебров и Викторенко выходили в открытый космос из модуля «Квант-2» и удалялись от станции на 35-45 метров. Да, они использовали страховочную лебедку, но в штатном режиме СПК должен был работать без нее, удаляясь от станции «Мир» на 60 метров и от станции «Буран» на 100. Почему такая разница? В случае неполадок СПК «Буран» мог легко догнать космонавта.
Экипаж космического корабля «Восход-2»
На кого возложить эту ответственную миссию решили не сразу. Были проведены множественные тесты на психологическую совместимость. Ведь экипаж должен действовать как единый механизм.
Беляев — выдержан и хладнокровен и мог быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Леонов, полная его противоположность, горяч и стремителен, но очень смел и отважен. Эти два таких разных человека составили отличный тандем для осуществления эксперимента.
В течение 3-х месяцев космонавты знакомились с устройством нового корабля. Тренировки выхода в космос осуществлялись на борту самолета Ту-104, в котором был установлен макет космического корабля «Восход-2» в натуральную величину. Ежедневно советские космонавты бегали кроссы или совершали пробежки на лыжах, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой.
Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов
Из воспоминаний Алексея Леонова о подготовке к выходу в открытый космос: «На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре — около 600 мм, а снаружи — 10 — 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно…»
Выход в открытый космос
В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года выкарабкался наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты — наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии.
У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух:
В открытом космосе Алексей Леонов начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.
В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад. Но сделать это у Леонова не получалось очень долго. Дело оказалось в том, что его скафандр в вакууме сильно раздулся. Настолько, что космонавт просто не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры, а советоваться по поводу этой ситуации с Землей было некогда. Леонов делал попытку за попыткой, но все они заканчивались безрезультатно, а запаса кислорода в скафандре хватало всего на 20 минут, которые неумолимо таяли (космонавт провел в космосе 12 минут). В конце-концов Алексей Леонов решил просто сбросить давление в скафандре и вопреки выданным инструкциям, предписывающим заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» в него лицом вперед. К счастью, это у него получилось. И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды — настолько велика была физическая нагрузка.
1 of 7
Подготовка к полёту
Тренировки проходили очень интенсивно. Леонов вспоминал, как ежедневно пробегал не менее пяти километров и проплывал по семьсот метров. Во время вращения в центрифугах будущие космонавты нередко теряли сознание. Одним из самых тяжких испытаний было длительное пребывание в сурдокамере, в условиях полной звукоизоляции.
Составляя долгосрочные космические программы, и советские, и американские ученые понимали, что будущим космонавтам придется проводить на орбите по многу недель, а то и месяцев. Не исключено, что возникнет необходимость проведения наружных ремонтных или профилактически работ. Естественно, делать это придется самим космонавтам, поэтому нужно как можно скорее разработать эффективную и безопасную систему выхода в открытый космос.
Леонов на лопинге во время тренировки / Валентина Черединцева /Фотохроника ТАСС
В Советском Союзе разработками занимался Сергей Павлович Королёв. Он же подбирал кандидатуру пилота, способного осуществить этот грандиозный проект. Выбор пал на космонавта из первого отряда – Алексея Архиповича Леонова. Как оказалось, Королёв был настоящим романтиком. Он на полном серьезе говорил, что первый человек, увидевший нашу планету из открытого космоса, должен быть не только летчиком, но и художником. Картины Алексея Леонова не раз приводили главного конструктора в восхищение. Генерал Николай Каманин, руководивший первыми космонавтами, также полагал, что именно Леонов лучше других сможет почувствовать и передать «всю красоту и своеобразие этого эксперимента».
Впрочем, зная, что Леонов – человек рисковый, Сергей Павлович Королёв наставлял его «не лезть на рожон», в открытом космосе, а просто выйти из корабля и помахать рукой. Тогда Королев еще не мог предвидеть, насколько сложным окажется для космонавта этот краткосрочный выход в бездну.
Космонавт Леонов А.А. в скафандре в самолете-лаборатории во время тренировки на невесомость в период подготовки к полету на КК «Восход-2». Борт самолета, 1965г. Фото из архива РГА НТД
К концу зимы 1965 года «наземная» часть программы была практически выполнена: создана усовершенствованная версия космической ракеты «Восход-1», на которой годом раньше совершили полёт трое советских пилотов, разработаны надувная шлюзовая система «Волга» и особый защитный скафандр. Экипажу первого «Восхода», В. Комарову, Б. Егорову и К.Феоктистову, пришлось так тесниться в кабине, что полёт проходил без скафандров. В случае разгерметизации корабля это привело бы к немедленной гибели. Поэтому «Восход-2» был сконструирован в расчете на свободное размещение двух пилотов в полном космическом снаряжении.
И все-таки Королёв и Мстислав Келдыш (президент Академии наук СССР), поговорив с космонавтами, решили не менять планов. Была окончательно утверждена дата выхода человека в открытый космос – 16 марта 1965 года.
Главный конструктор С. П. Королёв рассказывает о космическом корабле «Восход-2» и выходе космонавта в открытый космос. Видеофрагмент из документального фильма «Королёв» (Центрнаучфильм, 1986 г.). РГАНТД. Арх. № 934-11
Состав экипажей был оглашен лишь за два дня до старта. Командиром корабля назначили подполковника Павла Беляева, а пилотом, выходящим в открытый космос, – майора Алексея Леонова. Экипаж-дублёр: майоры Дмитрий Заикин и Евгений Хрунов.
Позывной Леонова, «Алмаз-2», аналогичен позывному командира Павла Беляева. Отличались позывные лишь цифрой: Беляев был «Алмазом-1».