Первый салют

ПРИКАЗ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО

Об овладении городами Орел и Белгород

№ 2     5 августа 1943 года

Генерал-полковнику Попову

Генерал-полковнику Соколовскому

Генералу армии Рокоссовскому

Генералу армии Ватутину

Генерал-полковнику Коневу

Сегодня, 5 августа, войска Брянского фронта при содействии с флангов войск Западного и Центрального фронтов в результате ожесточенных боев овладели городом Орел.

Сегодня же войска Степного и Воронежского фронтов сломили сопротивление противника и овладели городом Белгород.

Месяц тому назад, 5 июля, немцы начали свое летнее наступление из районов Орла и Белгорода, чтобы окружить и уничтожить наши войска, находящиеся в Курском выступе, и занять Курск.

Отразив все попытки противника прорваться к Курску со стороны Орла и Белгорода, наши войска сами перешли в наступление и 5 августа, ровно через месяц после начала июльского наступления немцев, заняли Орел и Белгород.

Тем самым разоблачена легенда немцев о том, что будто бы советские войска не в состоянии вести летом успешное наступление.

В ознаменование одержанной победы 5, 129, 380-й стрелковым дивизиям, ворвавшимся первыми в город Орел и освободившим его, присвоить наименование «Орловских» и впредь их именовать: 5-я Орловская стрелковая дивизия, 129-я Орловская стрелковая дивизия, 380-я Орловская стрелковая дивизия.

89-й гвардейской и 305-й стрелковым дивизиям, ворвавшимся первыми в город Белгород и освободившим его, присвоить наименование «Белгородских» и впредь их именовать: 89-я гвардейская Белгородская стрелковая дивизия, 305-я Белгородская стрелковая дивизия.

Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород, двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий.

За отличные наступательные действия объявляю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в операциях по освобождению Орла и Белгорода.

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей Родины!

Смерть немецким оккупантам!

            Верховный Главнокомандующий

            Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

5 августа 1943 года, № 2

Развитие искусства создания фейерверков

Настоящий бум развития фейерверков приходится на XIII век. Именно тогда была придумана технология, которая позволяла «небесным брызгам» быть не только веселыми и шумными, но ещё и разноцветными. Чуть позднее фейерверки начали приобретать разнообразные формы, что уже в XIV веке позволило фейерверкам, поразившим воображения иностранных купцов, попасть в Европу и плотно обосноваться там. Секретность формул и скрытность китайских умельцев не смогли помешать иностранцам постичь искусство производства фейерверков. Наибольших успехов в данном ремесле достигли жители Италии.

Техника безопасности

Фейерверк в Суботице, 1 января 2017 года

  1. Приобретение. При покупке фейерверочных изделий необходимо убедиться, что упаковка не повреждена, инструкция на упаковке составлена на языке страны, в которой продается изделие, продавец имеет сертификаты соответствия и заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы МОЗ, проверить срок годности.
  2. Транспортировка и хранение. При транспортировке следует исключить встряхивание, переворачивание и падение фейерверочных изделий. Хранить изделия в сухих, теплых помещениях (до 30°С), недоступных для детей.
  3. Эксплуатация. На упаковке изделия в инструкции по применению указаны радиус безопасной зоны и другие условия использования изделия. Как правило, это должна быть ровная площадка, свободная от домов, деревьев и линий электропередач, радиусом не менее 100 м. Во избежание опрокидывания следует укрепить изделие песком, снегом или кирпичами и убедиться, что изделие размещено строго вертикально. Поджечь фитиль вытянутой рукой, не наклоняясь над изделием. После поджога фитиля следует немедленно удалиться на безопасное расстояние. В последнее время, перед новогодними праздниками, объявляют расположение специально отведенных мест для массового запуска фейерверков.
  4. Если не сработало. Если фитиль догорел, но фейерверочное изделие не сработало, необходимо выждать 15 минут, затем утилизировать изделие в воде.

Детям до 16 лет по Российскому законодательству фейерверки не продаются, и им использовать их категорически запрещается.

Европейский этап

Когда появились фейерверки в Европе точно сказать сложно. Считается, что произошло это в ХII-ХIII веке нашей эры. Тайну изготовления пороха привез в Венецию из Китая известный путешественник Марко Поло. «Огненные забавы» быстро приобрели в Италии популярность и стали эффектным элементом знаменитых венецианских карнавалов.

После того как другие европейские страны приобщились к салютам, история создания фейерверков вышла на новый уровень. Ученые взялись за усовершенствование формулы позаимствованного у китайцев пиротехнического состава. Первым проявил себя Роджер Бэкон, но поскольку о его трудах было мало кому известно, изобретателем пороха признан Бертольд Шварц. К 1550 г. ученые разработали тот состав, который используется и по сей день.

Активное развитие фейерверков, как искусства, наблюдалось в эпоху Ренессанса. Наибольшее распространение в то время получили наземные композиции – в создании эффектного представления принимали участие не только пиротехники. Идеи придумывали художники и архитекторы, воплощали их в жизнь слесари и плотники. Результатом становились макеты дворцов, театров и арок, фигуры мифических существ. Такие декорации подчеркивали красоту огненных фонтанов, придавали представлению смысл.

В России «потешные огни» появились в XIV веке при правлении Дмитрия Донского. Они были привезены из Германии и долгое время оставались эпизодическим и очень дорогим развлечением царского двора. Только спустя 2 века появилась должность «порохового воеводы», отвечающего за проведение «огненных забав».

Первый масштабный салют в России был дан по приказу Петра Первого в 1683 г. Самодержец собственноручно разрабатывал составы для фейерверков и даже создавал эскизы декораций. Во время правления Петра Первого стали использоваться не только низовые, но также верховые и срединные фейерверки. Создавались картины охоты, битв и морских баталий, воплощались в жизнь сюжеты мифов. Активное развитие «огненных забав» наблюдалось во времена Анны Иоанновны, а затем – Елизаветы Петровны, возродившей традиции Петра Первого и назначившей обер-фейерверкмейстером Ломоносова. Эстафету приняла Екатерина II – большая любительница огненных шоу. Дореволюционный период развития пиротехники завершился в 1915 г., когда салют ознаменовал взятие Перемышля. Возродилась традиция уже в годы Великой Отечественной войны, после чего она уже не предавалась забвению.

Фейерверки Петра I

Как фейерверки делают разноцветными

Завод по производству фейерверков.

После расчета высоты полета и разброса все разработки отправляются на завод, и именно там фейерверкам придают окраску.

В них добавляют специальные таблетки. Это пироэлементы, которые сгорая в воздухе, излучают то самое цветное свечение.

Главный пиротехнический элемент фейерверка — селитра. Именно она влияет на то, каким будет цвет фейерверка. Каким он получится, зависит от набора вспомогательных химических элементов.

Пироэлементы сами серого цвета, но цветовая гамма может быть белой, красной, желтой, фиолетовой. Все зависит от селитры: стронций – красный цвет, натрий – желтый, барий – зеленый и так далее.

Бывает, порох перемешивается с таблетками разных цветов, в итоге фейерверк получается совсем другим.

Кто и как придумал салют

Петр Сальников | 10.05.2015

9 мая в Москве и еще 25 городах России прогремел праздничный салют, посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Первый документально подтвержденный салют в России состоялся в 1709 году, когда в Москву после победы под Полтавой вошли войска Петра I во главе с императором. Практика поджигания взрывоопасных предметов, которые ярко и весело бабахают, зародилась еще раньше, более тысячи лет назад. Отвратительные мужики рассказывают о том, как из бамбуковой палки салют эволюционировал в событие, которое показывают по крупнейшим телеканалам.

Первыми до изобретения фейерверков додумались китайцы. Изначальная форма была довольно аскетичной. Бамбуковую палочку бросали в огонь, и через какое-то время полая емкость разрывалась с громким хлопком — предполагалось, что шум отпугивает злых духов. Легенда гласит, что простой китайский повар смешал нитрат калия, уголь и серу, в результате заодно придумав ранний прототип пороха. Эту смесь засыпали в бамбук и бросали в костер — тогда взрыв получался еще громче и заодно сопровождался скромной иллюминацией. Цели, правда, были прежними: защититься от привидений.

Статуя Ли Тяня в Люянге, Китай

Согласно самой популярной версии происхождения фейерверков, начало древней традиции положил монах Ли Тянь из города Люянг, Китай. Люянг до сих пор является крупнейшим производителем фейерверков в мире, а еще в эпоху Империи Сун (960 — 1279) в честь Ли Тяня был построен храм. Китайцы ежегодно посещают его, чтобы почтить память изобретателя — традицию принято поддерживать 18 апреля.

Позже китайские вояки догадались, что взрывоопасной смесью можно пугать не только бесплотных духов, но и врагов. Порошок засыпали в бумажные трубки, которые затем крепились к стрелам — те, в свою очередь, взорвали немало монгольских задниц.

Спустя еще пару сотен лет китайцы стали использовать фейерверки не только в боевых, но и в навигационных целях. Запущенная в воздух стрела с взрывным багажом освещала дорогу. Таким образом, фактически, была придумана первая сигнальная ракета. А заодно — современная технология салюта, которая предполагает взрывы в небе, а не на земле.

В XIII веке метод изготовления пороха стал активно распространяться по Европе. В средневековой Англии праздничными огоньками заведовали так называемые «зеленые люди» — специально обученные мужчины, которые прикрывали головы листьями из соображений безопасности. Во время празднования они шли впереди процессии, разбрасывая яркие огоньки из специальной емкости, закрепленной на шесте. Это была довольно опасная профессия.

Сам образ «зеленого человека» уходит корнями в историю многих европейских народов и широко представлен в архитектуре и фольклоре

Фейерверки и салюты особенно полюбились европейским правителям, которые взяли за правило украшать бойкой иллюминацией свои замки по особым поводам. Один из первых прецедентов был зафиксирован в 1486 году, когда женился король Англии Генрих VII. В 1685 году придворный пиротехник английского короля Джеймса II устроил настолько впечатляющий салют, что немедленно был посвящен в рыцари.

К концу эпохи Возрождения специалистов по пиротехнике централизованно обучали в специальных школах. Особенно широкое распространение эта наука получила в Италии; именно итальянцы стали первыми для разнообразия добавлять в привычную формулу цветные элементы.

С тех пор принцип не претерпел критических изменений: что 1000 лет назад, что сейчас, основа салюта — трубка с взрывоопасной смесью, с добавлением различных окрашивающих металлов. Тем не менее, формулу до сих пор активно развивают, стараясь сделать ингредиенты безопасными для окружающей среды.

https://youtube.com/watch?v=MUOnJtD1h5U

Сейчас в России можно посмотреть салют на 23 февраля, 9 мая, 12 июня, 7 ноября и в Новый год.

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Типы фейерверков.

С древних времен известны виды фейерверков.

Высотный фейерверк – это профессиональный тип фейерверка. Он проводится на открытой и ровной площадке вдали от деревьев и строений. При высотном фейерверке используются ракеты, кометы, и фейерверочные шары различного калибра, которые, поднявшись на высоту от 40 до 300 и более метров, разрываются с сильным звуком, разбрасывая горящие пироэлементы, создавая в небе различные фигуры, например, хризантемы, пионы, кометный дождь и др.

Парковый фейерверк проводится наиболее часто. По сравнению с высотным он не требует больших материальных затрат и осуществляется как прелюдия к высотному фейерверку или в случае, если по каким-либо причинам невозможно организовать высотный. Это — огненное представление в небе на высоте от 10 до 80-ти м. При организации и проведении паркового фейерверка используют: — статические и динамические фигуры; пироэлементы устанавливаются таким образом, чтобы образовывались различные изображения, типа «бабочка», «колесо», «колосок» и т.п.; — горящие панно, изображающие буквы, цифры, эмблемы; — водопады — пиротехнические элементы устанавливаются на высоте от 2-х м и выше над землёй, чтобы при горении, падая вниз, образовать огненный дождь; — фонтаны, вспышки и вулканы; — «римские свечи», из которых по очереди вылетают «звездочки» различного цвета с разнообразными эффектами, поднимаясь на высоту до 20 м; — кометы, горящие ярким пламенем с сильно искрящимся хвостом, поднимаются на высоту до 30м.

Наземный фейерверк – это фейерверк, все зрелищные эффекты которого, происходят на уровне земли (на высоте до 10 м). Для него используют такие пиротехнические элементы, как фонтаны, мельницы, колеса, хвост павлина, огнепады, вспышки, статические и динамические фигуры, надписи и логотипы.

Наиболее интересны для проведения наземных фейерверков динамические и статические пиротехнические фигуры. Огненные фигуры состоят из двух и более фонтанов, различного цвета искр и различного цвета пламени (красный, желтый, оранжевый, зеленый).

Концертный фейерверк осуществляется в помещениях и на открытых площадках. Основное требование к подобным фейерверкам – низкая температура горения пироэлементов, отсутствие дыма, запаха и вредного воздействия на организм присутствующих. Самым традиционным видом фейерверка в помещении являются «фонтаны», «вспышки», «водопады» и тортовые свечи.

Пневматический фейерверк производится с помощью пневматических хлопушек, выстреливающих серпантин, конфетти или метафан различного цвета на высоту 20 м, после чего составляющие залпа медленно осыпаются на землю. Также могут быть использованы пневматические машины, выдувающие конфетти на высоту от 3 до 10 с диаметром оседания эффекта от 5 м и более. Пневматический фейерверк проводится как в помещениях так и на открытых площадках.

Водный фейерверк.Фейерверк на воде чаще всего представляет собой фейерверочные шары, которые заранее устанавливаются на воде либо выстреливаются на нее. После горения на воде в виде разноцветных свечей или фонтанов они разрываются с громким хлопком и различными эффектами. Иногда огненные фигуры устанавливали не только на поплавках, плотах и лодках, но и на фейерверочном пароходе. Из его трубы бьет сноп ослепительных искр, колеса бешено вращаются, рассыпая огненные звезды, веера огненных брызг. Когда-то русские пиротехники разыгрывали целые морские битвы между флотами. Корабли, проигравшей стороны в финале сражения разлетались на куски, изображая взрыв пороховых погребов.

Дневной фейерверк устраивается исключительно в дневное время с помощью салютных установок, когда пиротехнические заряды выстреливаются с земли на высоту до 80 м, образуя разноцветный дым. Такой дым может образовываться локально наземными установками.
А можете ли Вы представить себе дневной фейреверк?
«Ничего особенного, — скажете Вы, — не очень впечатляющее зрелище.
На голубом небе салют практически не виден». Да? Вы до сих пор так думаете? И правильно делаете! Потому что классический салют действительно нужно смотреть на темно-синем ночном небе.
В зависимости от конструкции классический фейерверк делится на три класса фигур:низовые, верховые, средние.

Когда и где был запущен первый фейерверк

На самом деле, датой запуска первого фейерверка можно назвать 9 век, потому что именно в этот период порох получил очень широкое распространение в Китае. Уже в этот период порох использовался не только для военных целей, но и для изгнания злых духов. Китайцы научились делать залпы из бамбуковых трубок. И все же полноценные фейерверки на территории Китая появились только к 12 веку, именно в этот период Китайцы целенаправленно стали применять пороховые смеси для увеселения. Вот еще несколько интересных фактов о первых фейерверках в разных странах и технологиях:

  • В России первые фейерверки появились при Стрелецком полку только в 1545 году, а официальные фейерверки были запущены в 1674 году в Устюге.
  • Первые фейерверки в Китае были использованы для того, чтобы отгонять злых духов. Бамбуковые палки со специальной смесью бросались в костер, а после залпа китайцы верили, что все злые духи уходят прочь.
  • Первые пиротехники также появились на территории Китая, когда новый Император Ю-Сун ввел особую монополию на использование пороха. Огненные зрелища могли устраивать только специальные монахи, которые и стали официальными, профессиональными пиротехниками.
  • С XV века профессиональную традицию запуска пиротехники уже имели в каждой стране. В Италии и Германии были сформированы первые пиротехнические школы. В этот же период люди стали заботиться не только о технической стороне вопроса, но и о цветовой схеме. С конца XV века палитра цветов существенно расширилась.

История фейерверка в России

История российского фейерверка начинается ещё задолго до того, как появились сами фейерверки. Наши предки, славяне, многие праздники связывали с огнём — это игрища, посвящённые чествованию Купалы, бога солнца Ярилы и многих других.

Первый документально подтвержденный российский фейерверк был устроен в 1674 году во время царствования отца Петра I — Алексея Михайловича. Иногда любили поиграть с огнем и в других городах. Например, в городе Устюге для увеселения голландского купца было пущено несколько ракет и шутих. Устойчивую моду отмечать праздники «потешными огнями» ввел лично Петр I.
В небе «выжигали» картины с дворцами, водопадами и фонтанами, воплощали в огне библейские сюжеты и сцены военных баталий. Пётр I, который сам занимался изготовлением «потешных огней» и целых фейерверочных композиций, сделал огненное искусство общегосударственной задачей, когда пиротехникой занимались учёные академии наук.
В Центральном государственном архиве древних актов хранится собственноручные записи Петра I, как снаряжать «бураки», «светящиеся ядра», делать составы «белого и синего огней» и множество других затей. В его делах хранится рукописная книжка «Известное описание, выбранное из лучших авторов или творцов, как к потешным, также и воинским фейерверкам различные составы сочинять». Историк И. Голиков в своей книге «Дополнения к деяниям Петра Великого» (1795 г.) сообщает, что в библиотеке Петра была «книжка с разными математическими и фейерверочными задачами, из коей последние пять листов писаны собственною же рукою его величества, и при оном рисунок и несколько записок».

В фейерверки, которые были любимым занятием Петра , настоящей страстью, он вкладывал всю душу, удачно сочетая редкие часы досуга с политической пропагандой. Царь участвовал во всех стадиях создания фейерверка: от работ в пиротехнических лабораториях по приготовлению фейерверочного состава до разработки сюжета фейерверка и его управления. При этом Петр очень часто объяснял зрителям значение тех или иных фигур, сюжетов, надписей, а также раздавал своему окружению абрисы- заранее подготовленные оттиски гравюр, изображавшие сжигаемый фейерверк. Поскольку среди именитых гостей Петра всегда присутствовали иностранные дипломаты, то увиденное ими зрелище, запечатленное в записках и полученных от Петра абрисах, по приезде на родину, было формой пропаганды внешнеполитических успехов России за границей. Другой были фейерверки, проходившие непосредственно за границей при европейских дворах, однако они могли быть только в тех странах, позиция которых была благожелательна по отношению к России. В итоге военные победы России были отмечены фейерверком в Голландии, Дании, Бранденбурге(с 1701г-Пруссия) и Саксонии.

Распространение в мире

Долгое время секрет фейерверков оставался в строжайшем секрете от чужестранцев. В Европе они впервые появились благодаря Марко Поло, который контрабандой доставил их в Италию в конце XIII – начале XIV века. Китайская «огненная забава» быстро приобрела популярность среди знати и простого народа. К XV веку уже в каждой европейской стране были свои традиции применения пиротехники и открывались специальные школы, где можно было обучиться данному мастерству. Однако, они все равно проигрывали в красоте и масштабности «китайским цветам» (так называли фейерверки древние арабы).

В России применение «огненных потех» началось еще при Иване Грозном. Однако, наибольшее развитие данная забава получила при Петре I, который в юности увлекался созданием фейерверков. В 1680 году в Москве для повышения качества пиротехнических средств было создано специализированное ракетное заведение. Специалисты использовали в работе современные достижения зарубежных коллег и внедряли собственные разработки.

Сегодня Китай остается лидером производства фейерверков. Китайские производители постоянно работают над совершенствованием изделий, созданием новых эффектов для развлекательной пиротехники. Их изделия успешно продаются во многих странах мира, и их можно купить как для домашних торжеств, так и для массовых мероприятий.

Отличие №1. Исторические факты о происхождении

Слово «Салют» («Salut») – французское по происхождению, которое пришло из латыни и переводе обозначает «Приветствие». Термин пришел к нам из лексикона морского флота. Если посмотреть уточнения в толковых словарях Даля, Брокгауза и Ефрона, то можно понять, что глагол «салютовать» обозначает «отдание чести лицу, событию или флагу, которое сопровождается установленным количеством выстрелов из корабельных пушек или оружия».

Именно здесь и заложено главное отличие. Салюты выстреливаются залпами на большую высоту из специально подготовленных салютных батарей.
Фейерверки, наоборот, представляют собой отдельные пиротехнические заряды, которые вспыхивают в небе или взрываются с коротким интервалом – от 1 до 5 секунд. В зависимости от типа зарядов будет отличаться получаемый эффект и цвет разрывов в небе. Альтернативное название фейерверков – «потешные огни». Если переводить с немецкого, то дословно термин «feuerwerk» будет обозначать «работу огня».

По своей сути фейерверк является демонстрацией различных пиротехнических эффектов с вырисовыванием уникальных фигур или цветовых залпов. В свою очередь, салют – это масштабный залп из одиночных зарядов, который сопровождается громким взрывом на высоте и озарением всего ночного неба.

ИСТОРИЯ ПЕРВОГО САЛЮТА. ВОСПОМИНАНИЯ ЖУРАВЛЕВА

К лету 1943 года москвичи уже отвыкли от грохота орудий. И вдруг они снова услышали стрельбу. Но это были уже не те залпы, что раздавались в трудные дни 1941-го. Это были залпы салютов. Они вызывали радость в сердцах советских людей, всех друзей вашей Родины.

Первый салют прозвучал 5 августа 1943 года в честь освобождения Орла и Белгорода войсками Западного, Центрального, Воронежского, Брянского и Степного фронтов.

И. В. Сталин, находившийся в то время в войсках Калининского фронта, распорядился отметить освобождение Орла и Белгорода поторжественнее — лучше всего салютом из орудий. Прежде мне никогда не приходилось выполнять таких поручений. К тому же мы не имели холостых снарядов, а стрелять боевыми было опасно: осколки, падающие на город, могли поразить людей.

Мне и генералу П. А. Артемьеву предложили подумать, где взять холостые снаряды, а также решить все другие вопросы, связанные с организацией салюта.

Пришлось поставить на ноги своих артснабженцев во главе с начальником этой службы полковником М. И. Бобцовым. Проверили все склады. Боевых снарядов было предостаточно. Но где взять холостые? Мы давно забыли, что они существуют в перечне боеприпасов для зенитных пушек. И все же кто-то вспомнил, что такие снаряды есть. В предвоенные годы в нашем Костеревском лагере имелась пушка, из которой каждый вечер давали выстрел, означавший, что наступило время сна. Оказалось, что для этой цели было запасено более тысячи снарядов. Они-то нам и пригодились.

Я тоже сделал счастливое открытие: вспомнил, что в Кремле видел дивизион горных пушек. Немедленно позвонил коменданту Кремля и выяснил, что у него есть 24 горных орудия и к ним холостые снаряды. Это была удачная «находка», в какой-то мере облегчавшая нашу задачу. Когда у нас появилась ясность, каким количеством холостых снарядов мы располагаем, взялись за подсчеты. Прикинули, что к салюту нужно привлечь около сотни зенитных орудий, иначе залпы не будут слышны в городе. Значит, на каждый залп необходимо израсходовать сто снарядов, а у нас их 1200 штук. Следовательно, можно дать двенадцать залпов. Если учесть, что вместе с нашими орудиями будут стрелять и кремлевские горные пушки, то получится салют из 124 орудий.

К вечеру меня и генерала Артемьева вызвали в Кремль. Только что вернувшийся в Москву И. В. Сталин и члены правительства заслушали наше сообщение о плане организации салюта. Он был утвержден.

Мы еще раз детально уточнили места расположения салютных точек. Группы орудий поставили на стадионах и пустырях в разных районах Москвы, чтобы раскаты залпов были слышны повсеместно. Старшими на каждой из салютных точек решили назначить ответственных работников штабов Московской зоны обороны и Особой московской армии ПВО. Помню, П. А. Артемьев выделил для этой цели даже начальника артиллерии зоны генерала Г. Н. Тихонова, моего предшественника на посту командира 1-го корпуса ПВО.

Когда все эти соображения и план размещения салютных точек вновь доложили правительству, И. В. Сталин сказал:

— В прежние времена, когда войска одерживали победы, звонили в колокола во всех церквах. Мы тоже достойно ознаменуем нашу победу. Смотрите, товарищи, — обратился он к нам, — чтобы все было в порядке…

Как только по радио закончилось чтение поздравительного приказа Верховного Главнокомандующего, над Москвой прогремел артиллерийский залп. Через 30 секунд — второй, потом третий… Последний, двенадцатый, грянул ровно через шесть минут после первого.

Эти шесть минут заставили меня поволноваться. Стоя на вышке командного пункта с секундомером в одной руке и телефонной трубкой — в другой, я подавал команду «Огонь!». Признаюсь, после каждой команды не без волнения ждал ее выполнения. Проходили секунды, и в темноте ночи в разных концах Москвы возникали багровые всполохи, слышался гул залпов. Наша наскоро созданная система управления сработала надежно. Не подкачали и орудийные расчеты, а боеприпасы сохранили свои качества за годы хранения: осечек не было.

Среди зенитчиков, принимавших участие в первом салюте, было немало героев боев с фашистской авиацией. Например, батарея старшего лейтенанта Н. Редькина.

Такова история первого за годы Великой Отечественной войны победного салюта. А всего за время войны их прозвучало более трехсот пятидесяти. Случайно родившиеся цифры — 124 орудия, 12 залпов — в дальнейшем стали традиционными. Изменился только темп стрельбы. Во время первого салюта интервал между залпами был 30 секунд. Впоследствии по указанию И. В. Сталина его сократили до 20 секунд.

(Даниил Арсентьевич Журавлев — бывший командующий Московским фронтом противовоздушной обороны, генерал-полковник артиллерии)

Добавление цвета

Изобретение Древнего Китая продолжало свое развитие. Усиливалась мощность  фейерверков, создавались дополнительные спецэффекты, расширялась цветовая палитра.

Разработка цветных взрывов впервые встречается в военных трактатах XIV века. К основной формуле добавлялись определенные химические вещества для получения соответствующего цвета. Подобная технология продолжает свое существование и в современной пиротехнике.

Для получения различных цветов в современных пиротехнических соединениях используют следующие металлы:

  • красный – литий или стронций;
  • оранжевый – кальций;
  • желтый – натрий;
  • зеленый – барий;
  • синий – цезий или соединения меди;
  • золотой – железо, древесный уголь;
  • белый – алюминий, бериллий, магний или титан.

Пиротехника в Эпоху Возрождения

О пиротехнике, как массовом явлении в деле развлечения, можно говорить, начиная с Эпохи Возрождения. Помимо знаний о порохе, человечество к тому времени обогатилось массой других знаний, научилось строить сложные устройства и машины. Все это использовалось в создании «пиротехнических шоу». Все эти шоу, как правило, были наземными — сложными конструкциями с аллегорическим сюжетом, декорациями, с сложными «спецэффектами» — к примеру, «огням, которые бежали по доскам, не сжигая их», а также с фонтанами из огненных искр, колесами и шарами из огня и так далее. Думается, многие из этих «допотопных» феерверков могли дать фору многим современным! Хотя бы потому, что устраивались они в основном для вельмож и царствующих особ, и в их создании принимали участие лучшие умы своего времени: художники, изобретатели, декораторы…

С того момента, когда первобытный человек в первый раз сумел добыть огонь и развести костер, когда он остановился, пораженный силой и красотой этой природной стихии, и до сегодняшнего дня — несмотря на множество современных технологий, огонь продолжает волновать душу человека. И пиротехника, создающая в небе композиции из огненных цветов, комет и звезд, всегда будет удивлять и приводить в восторг.

Другие материалы по этой теме:

  • История пиротехники в России: от Киевской Руси до XVIII века
  • Фейерверки в Греции
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector