Боевые действия по тушению пожаров
Содержание:
- определение (Понятие) решающего направления на пожаре. Основные принципы (условия), на основе которых определяется решающее пожаре на направление.
- Принцип и порядок создания
- Профилактика
- Организация работоспособности
- Гигиена труда при пожаротушении и АСР
- Схемы и карточки объектов
- Основные понятие и задачи
- Задачи оперативного штаба пожаротушения
- Что нужно для выполнения основной боевой задачи
- Основные требования при заступлении на смену, приемка вооружения:
- Эффективность работы подразделений
- Работа с механизированным оборудованием:
определение (Понятие) решающего направления на пожаре. Основные принципы (условия), на основе которых определяется решающее пожаре на направление.
проведении При боевых действий по тушению пожаров на пожара месте определяется направление, на котором использование средств и сил подразделений пожарной охраны, участвующих в боевых проведении действий по тушению пожаров, в данный времени момент обеспечивает наиболее эффективные условия выполнения для основной боевой задачи.
Решающее пожаре на направление всегда одно, но в ходе проведения действий боевых по тушению пожаров на месте пожара может оно меняться при выполнении поставленных зависимости в задач от оперативно-тактической обстановки на пожаре и тушения условий.
При определении решающего направления оперативному старшему должностному лицу пожарной охраны, управляет которое на принципах единоначалия участниками боевых тушению по действий пожара, следует исходить из следующих условий основных:
– реальная угроза жизни людей, в числе том участников боевых действий по тушению месте на пожаров пожара, при этом их самостоятельная невозможна эвакуация – силы и средства подразделений пожарной направляются охраны на спасение людей;
– угроза взрыва обрушения или строительных конструкций – силы и средства пожарной подразделений охраны сосредоточиваются и вводятся на направлениях, предотвращение обеспечивающих взрыва или обрушения строительных охват;
– конструкций пожаром части здания (сооружения) и угрозы наличие его распространения на другие части сооружения (здания) или на соседние здания (сооружения) – средства и силы подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и направлениях на вводятся, где дальнейшее распространение пожара привести может к наибольшему ущербу;
– охват пожаром стоящего отдельно здания (сооружения) и отсутствие угрозы огня распространения на соседние здания (сооружения) – силы и подразделений средства пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся в наиболее местах интенсивного горения;
– охват пожаром сооружения (здания), не представляющего на момент прибытия подразделений охраны пожарной ценности, и наличие угрозы перехода соседние на пожара здания (сооружения) – силы и средства пожарной подразделений охраны сосредоточиваются и вводятся на защиту горящих, не соседних, зданий (сооружений).
Понятие, схемы и управления принципы силами и средствами на месте пожара.
управлении При силами и средствами на месте пожара осуществляется РТП деятельность по руководству проведением боевых тушению по действий пожаров.
Управление силами и средствами на пожара месте предусматривает:
– оценку обстановки и создание по РТП решению временно формируемого нештатного органа боевыми управления действиями по тушению пожаров на месте установление;
– пожара компетенции должностных лиц оперативного месте на штаба пожара;
– планирование проведения боевых тушению по действий пожаров, в том числе определение сил необходимых и средств подразделений пожарной охраны, решений принятие по организации проведения боевых действий по пожаров тушению;
– постановку задач участникам боевых тушению по действий пожаров, обеспечение контроля и реагирования на обстановки изменение при пожаре;
– своевременное реагирование на оперативной изменение обстановки на месте пожара;
– применение средств и сил подразделений пожарной охраны для боевых проведения действий по тушению пожаров, а также документации ведение оперативного штаба на месте пожара (образцы рекомендуемые приведены в приложениях №№ 5 – 7 к настоящему Боевому мероприятия);
– уставу, направленные на обеспечение проведения боевых тушению по действий пожаров.
Непосредственное руководство проведением действий боевых по тушению пожаров на месте пожара РТП осуществляется, которым является:
– командир отделения – работе при на пожаре одного отделения;
– начальник при – караула работе на пожаре караула в составе более и двух отделений одного подразделения пожарной старшее;
– охраны должностное лицо местного (территориального) при – гарнизона работе на пожаре двух и более отделений (караулов) разных подразделений пожарной охраны;
– старшее иное должностное лицо федеральной противопожарной Государственной службы противопожарной службы.
Указания РТП исполнению к обязательны всеми должностными лицами и гражданами на местности участке, на которой осуществляются боевые действия по пожаров тушению.
Никто не вправе вмешиваться в действия или РТП отменять его распоряжения.
РТП отвечать должен за выполнение основной боевой задачи, за участников безопасность боевых действий по тушению пожаров
добавления Дата: 2020-08-06 ; просмотров: 4542 ; ЗАКАЗАТЬ Принцип
Принцип и порядок создания
Опорный пункт тушения крупных пожаров
Необходимое количество ОПТКП на территории субъекта Российской Федерации определятся начальником ГУ МЧС России, с учетом:
- возможных рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, существующих на территории субъекта Российской Федерации;
- необходимости рационального размещения техники и имущества подразделений ФПС, обеспечения своевременного создания и эффективного применения СМО при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
- возможности передислокации СМО, создаваемых на базе ОПТКП, за пределы зоны обслуживания ОПТКП, без снижения необходимого уровня готовности пожарно-спасательных гарнизонов (ПСГ) к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
- иными местными условиями.
При создании на территории субъекта Российской Федерации нескольких ОПТКП, каждому из них присваивается порядковый номер, определяются зоны их обслуживания из расчета охвата всей территории субъекта Российской Федерации.
ОПТКП создается на базе пожарно-спасательной части ФПС приказом начальника соответствующего ГУ МЧС России.
В приказе о создании ОП указывается:
- цель создания, место дислокации и подчиненность ОПТКП;
- зона обслуживания ОПТКП;
- иные необходимые данные.
В качестве приложений к приказу о создании ОПТКП приводятся:
- план приведения ОПТКП в готовность;
- план формирования СМО на базе ОПТКП;
- иные необходимые приложения.
Соответствующая информация о создании ОПТКП, зоне его обслуживания вносится в План привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории субъекта Российской Федерации, расписания выездов подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Начальник пожарно-спасательной части ФПС, на базе которой создан ОПТКП:
- распределяет задачи по обеспечению готовности ОПТКП к действиям по предназначению между должностными лицами подчиненного подразделения;
- обеспечивает учет имущества ОПТКП;
- организует эксплуатацию и содержание в надлежащем состоянии пожарной техники и имущества ОПТКП;
- принимает участие в обучении личного состава подразделений ФПС, включаемого в состав СМО, приемам и способам использования пожарной техники ОПТКП, в том числе в ходе пожарно-технических учений, сборов и иных гарнизонных мероприятий;
- разрабатывает схемы оповещения и обеспечивают привлечение личного состава подчиненного подразделения, свободного от несения службы, к тушению пожаров с использованием техники и имущества ОПТКП;
- обеспечивает разработку и корректировку документов, регламентирующих деятельность ОПТКП;
- осуществляет иные необходимые мероприятия, направленные на своевременное приведение в готовность техники и имущества ОПТКП.
Профилактика
Одной из основных задач пожарной охраны являются профилактические меры, помогающие минимизировать появления пожаров. Надзорные органы контролируют соблюдение всех норм пожарной безопасности и требований законодательства.
Для этого периодически инспектированию подвергаются все предприятия, чтобы вовремя выявить недочеты. Соответствующие предписания на предприятии устраняют лица, ответственные за пожарную безопасность.
Проводятся обследования, включающие изучение документооборота, наличие необходимых противопожарных устройств, оборудования, обустройство эвакуационных выходов и другие важные детали.
Также проверку проходят проекты будущих зданий и сооружений. Без одобрения надзорных органов принятие строительного объекта в эксплуатацию невозможно. Способ воздействия на нерадивых руководителей и их работников — предписания и штрафы.
Помимо инспектирования большую роль в предупреждении пожаров играет обучение и информирование населения. Сезонные пожары лесов, торфяников, других засушливых зон часто возникают из-за действий человека, также как и опасные ситуации в быту. Поэтому специалисты прибегают к обращениям через СМИ, плакатам, организовывают ликбезы для детей и взрослых.
Перечисленные меры дополняются обязанностью федеральных органов власти регулировать и обновлять нормативно-законодательную базу в данной сфере. От них зависит функционирование системы в целом и способы работы ее частей.
Также чиновники заведуют финансовыми вопросами целевых программ федерального уровня. В последнее время из-за закона «О техническом регулировании» многие нормативные документы приобрели вид регламентов, действие которых распространяется на подразделения МЧС.
Организация работоспособности
Пожарная охрана — сложный государственный инструмент. Управлять такой системой можно лишь при планировании и жестком контроле. Работа любого органа, подразделения и даже добровольца регулируется Федеральной противопожарной службой.
Чтобы обеспечить исправное функционирование системы необходимо знать реальное положение дел в пожарной охране. Производится сбор и обработка данных о технических средствах пожаротушения.
Контролируется работа всех подразделений, принимаются меры по модернизации оборудования, повышения квалификации служащих. Также Федеральная служба решает административные вопросы, связанные с кадрами, курирует материально-техническое обеспечение.
Согласно регламентам принимает участие и содействует проведению специальных экспертиз противопожарного оборудования и работам по лицензированию.
Отчасти координирует деятельность аккредитованных органов сертификации в пределах своей компетенции. Это касается и испытательных лабораторий. Организации должны входить в систему МЧС.
Немаловажна охрана труда и жизни сотрудников пожарной охраны. Силами МЧС разработаны и внедрены нормативные акты для пожарных, определяющие меры их защиты.
Работники Государственной противопожарной службы имеют право на получение бесплатной одежды и экипировки специального назначения. Поставляемые машины, оборудование для тушения, средства индивидуальной защиты и подлежат сертификации.
Оценка эффективности производится благодаря показателям. Так, реализация целевых программ безопасности прошлых лет привела к снижению смертности, общего количества пострадавших, экономического ущерба более чем на 20 % при пожарах. Программы направлены на внедрение передовых технологий и улучшение материальной базы.
Гигиена труда при пожаротушении и АСР
Этот вопрос регламентируется Правилами по охране труда в отделах ФПС.
Ответственными за соблюдение нормативов являются руководители соответствующих подразделений.
Указанный документ предусматривает следующие меры безопасности во время учений, решения боевых задач:
- после сигнала тревоги каждый сотрудник должен спокойно следовать к месту посадки в автомобиль, не создавая толкотню;
- машина выезжает в зону чрезвычайно ситуации только после того, как весь расчет расположился в кабине, и ее двери закрыты;
- в пути водитель обязан соблюдать правила дорожного движения для спецмашин, оборудованных сиреной и световым маяком;
- по прибытии в зону катастрофы личный состав может покинуть автомобиль только по команде начальника отделения;
- пожарная машина устанавливается с наветренной стороны объекта на защищенном расстоянии;
- при прокладывании рукавов выбираются безопасные маршруты, производят крепеж вертикальных рукавных линий, только после этого включается подача смеси или воды;
- во время эвакуации населения по наружным лестницам обязательно использование страховки и спасательного каната;
- запрещается производить транспортировку людей без проверки узлов и соединений приспособлений, применения мокрых веревок;
- не допускается нахождение специалистов на нижних этажах зданий, в подвале во время угрозы обрушения строения;
- в зоне повышенного теплового излучения сотрудник МЧС обязан находиться в специальной одежде, необходимо определить пути отхода на случай увеличения интенсивности облучения;
- при выполнении высотных работ обязательно использовать страховочные тросы, веревки, предупреждается личный состав о перемещении эвакуационной лестницы;
- если работы производятся в холодный период, в зоне мероприятий организуются пункты обогрева и оказания медпомощи, предусмотрена постоянная ротация личного состава;
- во время катастроф с горящими резервуарными нефтепродуктами, если присутствует угроза разлива горючих жидкостей, назначается ответственный за технику безопасности, в обязанности которого входит организация оповещения людей о направлениях отхода в защищенное место, вдаль от опасных зон.
Таким образом, основы организации борьбы с огнем и проведения аварийно-спасательных работ – это совмещение ресурсов и средств для осуществления эффективных мероприятий по спасению людей и имущества от огня, ликвидации возгорания с соблюдением мер безопасности сотрудниками пожарной службы МЧС.
Документ: О Методических рекомендациях по составлению планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров
Схемы и карточки объектов
Документация – полезный инструмент для пожарных. Карточки, схемы содержат описание действий и важные данные для построения правильной работы пожарных подразделений.
К таким относят предприятия нефтегазоперерабатывающего и добывающего комплекса, химической, электроэнергетической, машиностроительной сферы промышленности. В этот перечень также входят объекты, отдельное оборудование повышенной взрывоопасностью, производственные корпуса, транспортные компании, здания общественно-административного назначения.
https://youtube.com/watch?v=-Z-9QwV-Y6I
Схемы должны содержать характеристику конкретного объекта. Они описывают действия работников предприятия и взаимоотношения персонала предприятия во время тушения с пожарной охраной. Эти планы-схемы создают для наглядности.
На них изображают объект и ближайшие здания, расположение боевых расчетов, обозначают источники воды, которые можно использовать для тушения. К оформлению таких схем предъявляют особые требования.
Карточки включают описание объекта в виде таблицы и графическую часть. В ней схематически изображают контуры объекта, прилегающих зданий, водоисточников, прокладку рукавов, точки установки оборудования.
Основные понятие и задачи
Тактика тушения пожаров и соответственно выбор средств для ликвидации возгорания зависит от обстановки на пожаре. При использовании средства учитывают площадь, скорость развития пожаров, степень задымленности и температуру пожара, вероятность угрозы жизни людей.
Обстановка на пожаре также зависит от размещения электрооборудования на объекте, близости источников воды, материально-технической оснащенности подразделений и психологического состояния бойцов.
Пожарная тактика решает несколько задач. Она помогает идентифицировать процессы на конкретном пожаре и установить связи между ними. Вторая задача заключается в изучении действий пожарной охраны и улучшении приемов и способов для всех необходимых работ, в том числе аварийно-спасательного характера. Помимо этого, пожарная тактика затрагивает и область организационных мероприятий, психологического состояния бойцов.
Задачи оперативного штаба пожаротушения
Оперативный штаб на месте пожара в обязательном порядке создается в следующих случаях:
- привлечение для проведения боевых действий по тушению пожаров сил и средств подразделений пожарной охраны по повышенному номеру (рангу) пожара (№ 2 и выше);
- организация на месте пожара трех и более БУ;
- необходимость согласования с администрацией организаций проведения боевых действий по тушению пожаров.
Работой оперативного штаба на месте пожара должен руководить начальник, одновременно являющийся заместителем РТП.
В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП включается руководящий состав органов управления и подразделений пожарной охраны, который может состоять из следующих нештатных должностей оперативного штаба на месте пожара:
- заместитель начальника оперативного штаба;
- начальник тыла;
- начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС;
- ответственный за охрану труда;
- должностные лица оперативной группы.
В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП могут включаться представители администрации организаций и служб жизнеобеспечения.
Работа оперативного штаба на месте пожара осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.
По номеру (рангу) пожара № 1 (№ 1-«бис») РТП имеет право назначать должностных лиц, указанных в пункте 55 Боевого устава, без создания оперативного штаба на месте пожара.
Основными задачами оперативного штаба на месте пожара являются: сбор, обработка и анализ данных об обстановке на месте пожара, передача
- необходимой информации РТП и диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны);
- определение потребности в силах и средствах подразделений пожарной охраны, подготовка предложений для РТП;
- обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
- организация подготовки и обеспечение проведения боевых действий по тушению пожаров;
- ведение документации (рекомендуемые образцы приведены в приложениях №№ 5 – 7 к настоящему Боевому уставу);
- составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений пожарной охраны на различных этапах проведения боевых действий по тушению пожаров с использованием условных обозначений и допускаемых сокращений, приведенных в приложениях №№ 10 – 11 к настоящему Боевому уставу;
- создание при пожаре резерва сил и средств подразделений пожарной охраны;
- обеспечение работы ГДЗС и связи при пожаре;
- обеспечение мероприятий по охране труда участников боевых действий по тушению пожаров при пожаре;
- реализация мер по поддержанию боеготовности сил и средств подразделений пожарной охраны, участвующих в проведении боевых действий по тушению пожаров;
- организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций, а также с вышестоящими органами управления.
3 учебный вопрос: – 5 минут.
Что нужно для выполнения основной боевой задачи
Для решения поставленной цели в соответствии с Уставом (п. 6 444 Приказа МЧС) проводятся мероприятия с привлечением личного состава бригад и технических средств.
Определение решающего направления
Основные действия пожарных.
Основная задача при тушении пожара состоит из двух видов деятельности: спасение населения и уничтожение огня.
При выборе направления, в котором необхо-димо действовать в первую очередь, для выполнения главной цели придерживаются следующих принципов:
- В зоне возгорания находятся люди, которые не имеют возможности выбраться из нее самостоятельно. В этом случае все ресурсы пожарных подразделений направляются на спасение людей.
- Огонь приближается к взрывоопасным помещениям, появляется вероятность обрушения здания. Тогда силы пожарных направляются на предотвращение взрыва, уменьшение опасности разрушения строения.
- Пламя, охватившее сооружение, может перекинуться на соседние здания. Подразделения МЧС проводят мероприятия, пресекающие опасность распространения огня.
- Пожар разгорелся в здании или на территории, которые на момент начала тушения уже не представляют ценность. Силы и средства бригады направляются на пресечение распространения пламени.
- Горит отдельно стоя́щее сооружение, угрозы экспансии пожара на другие объекты нет. Разрабатываются тактические мероприятия в первую очередь по локализации пламени на наиболее интенсивных участках горения.
Технические средства
Основная задача на пожаре не может быть решена без применения специального оборудования.
Для ее выполнения бригады МЧС используют:
- Средства индивидуальной защиты:
- для органов дыхания (противогазы, респираторы);
- от теплового воздействия (спецодежда, комбинезоны);
- личные спецсредства (карабины, огнеупорные веревки).
- Пожарные машины для тушения огня, эвакуации пострадавших, дымо- и газозащиты.
- Инструменты, специальные приспособления.
- Химические средства ликвидации возгорания, составы для пожаротушения.
- Оборудование для обеспечения связи, освещения.
- Медицинские аптечки, приспособления для оказания первой помощи, носилки.
- Другие виды специальных технических ресурсов.
Форма, по которой производится ревизия, определена в 444 Приказе МЧС:
Подраз-деления МЧС | Дата и время прибытия на место | Количество спасателей в расчете | Время получения сообщения. Главная задача | Номер участка, на котором произошел пожар | Время начала тушения (подключения первого ствола) | Время окончания работ (отбытия в часть) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Основные требования при заступлении на смену, приемка вооружения:
- Командир. Табель обязанностей боевого расчета пожарной охраны предписывает ему принять фонари, мобильную рацию, справочник расположения источников воды, планшет, СМЗОД, веревку, баллоны резерва, журнал, инструмент и другое снаряжение по регламенту конкретной части противопожарной охраны.
- Пожарный 1. Старший команды обязан принять стволы, средства защиты от электрического тока: перчатки, ножницы, обувь, коврик, устройства заземления.
- Пожарный 2. Пожарник с личным номером отвечает за рукава, крепежи и задержки, которые должен осмотреть и проверить перед дежурством.
- Пожарный 3. Этот сотрудник пожарной охраны принимает обувь, отражающую тепло одежду, ручной инструмент: от пил до топоров.
- Пожарный 4. Четвертый в расчете принимает снаряжение для обращения с противопожарными сетями, подающими огнетушащие вещества: от головок до гидратных ключей.
- Водитель автомобиля. Водитель при приемке машины проверяет работоспособность мотора, бортовой электрики, наличие смазочных материалов, заполнение топливного бака и другие системы и устройства, включая механизмы управления. Также он должен проверить инструмент, аптечку, радиостанцию, огнетушитель, наличие в машине огнетушащего состава и его объем.
Расчет сотрудников для автоцистерны
Эффективность работы подразделений
Успех операции зависит от боевой готовности и боевой способности. Первое понятие включает в себя состояние сил и средств гарнизона, подразделения, караула ПО для выполнения задач, возложенных на них Уставом. Боеспособность предполагает возможность выполнения основной задачи в пределах имеющихся тактических возможностей.
Показателем эффективности считается состояние гарнизона, подразделения, караула ПО максимально быстро перейти от дежурства к выполнению боевой операции.
В основе работы на месте ЧС лежат определенные закономерности. Одна из них – слаженность в работе личного состава подразделений
Это особенно важно в современных условиях, когда в тушении задействовано большое количество вооружения. Именно поэтому в подразделениях постоянно проходят тренировки с отработкой типовых ситуаций
Существуют и другие закономерности, повышающие эффективность боевых действий:
- качественное оснащение подразделения;
- техническая оснащенность;
- параметры развития пожара;
- использование конкретных способов и приемов эвакуации людей и имущества.
Эти закономерности носят объективный характер, хотя в повышении эффективности ведения БД имеет значение и субъективный фактор, заключающийся в непосредственных действиях РТП. Правильная организация работы и распределение обязанностей уже на предварительной стадии тушения всегда ведет к успеху выполнения всей операции.
Работа с механизированным оборудованием:
- Командир. Руководитель отделения координирует аварийно-спасательные работы, соблюдение требований техники безопасности. Командир взаимодействует с другими отрядами и службами, работающими на пожаре. Собирает информацию и передает ее на ПСЧ.
- №1. Отвечает за своевременную подачу инструмента в рабочую зону и приведение его в готовность. По приказу руководства может действовать вместе со старшим расчета.
- №2. По приказу руководства работает инструментом один или вместе со вторым. Контролирует безопасное выполнение работ. При необходимости использует средства пожаротушения.
- №3. Собирает сведения на месте возгорания. Информация должна оперативно предаваться командиру.
- №4. Занимается обеспечением технической стороны при выполнении оперативных работ. По мере возможностей участвует в оперативных мероприятиях или выполняет приказы руководства. Если рабочая зона затемнена, помогает водителю автоцистерны освещать его.
- Водитель. Контролирует безопасность автомобиля. При необходимости, вместе с четвертым пожарным освещает рабочую зону.
Заправка водой пожарной машины
Скачать официальный и полный текст Приказа №167 ГПС МЧС, в котором утвержден табель основных обязанностей на пожарной автоцистерне в таблице можно по этой ссылке.