Порядок действий подразделений по тушению пожаров
Содержание:
- определение (Понятие) решающего направления на пожаре. Основные принципы (условия), на основе которых определяется решающее пожаре на направление.
- Требования к оформлению и содержанию
- Этапы
- Приведение в готовность
- Порядок взаимодействие ГПС с другими видами ПО
- Поступление вызова и порядок его отработки
- Методические рекомендации
- Порядок привлечения СиС ПО
- Основные средства
- Классификация действий при пожаротушении
- Выводы
определение (Понятие) решающего направления на пожаре. Основные принципы (условия), на основе которых определяется решающее пожаре на направление.
проведении При боевых действий по тушению пожаров на пожара месте определяется направление, на котором использование средств и сил подразделений пожарной охраны, участвующих в боевых проведении действий по тушению пожаров, в данный времени момент обеспечивает наиболее эффективные условия выполнения для основной боевой задачи.
Решающее пожаре на направление всегда одно, но в ходе проведения действий боевых по тушению пожаров на месте пожара может оно меняться при выполнении поставленных зависимости в задач от оперативно-тактической обстановки на пожаре и тушения условий.
При определении решающего направления оперативному старшему должностному лицу пожарной охраны, управляет которое на принципах единоначалия участниками боевых тушению по действий пожара, следует исходить из следующих условий основных:
– реальная угроза жизни людей, в числе том участников боевых действий по тушению месте на пожаров пожара, при этом их самостоятельная невозможна эвакуация – силы и средства подразделений пожарной направляются охраны на спасение людей;
– угроза взрыва обрушения или строительных конструкций – силы и средства пожарной подразделений охраны сосредоточиваются и вводятся на направлениях, предотвращение обеспечивающих взрыва или обрушения строительных охват;
– конструкций пожаром части здания (сооружения) и угрозы наличие его распространения на другие части сооружения (здания) или на соседние здания (сооружения) – средства и силы подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и направлениях на вводятся, где дальнейшее распространение пожара привести может к наибольшему ущербу;
– охват пожаром стоящего отдельно здания (сооружения) и отсутствие угрозы огня распространения на соседние здания (сооружения) – силы и подразделений средства пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся в наиболее местах интенсивного горения;
– охват пожаром сооружения (здания), не представляющего на момент прибытия подразделений охраны пожарной ценности, и наличие угрозы перехода соседние на пожара здания (сооружения) – силы и средства пожарной подразделений охраны сосредоточиваются и вводятся на защиту горящих, не соседних, зданий (сооружений).
Понятие, схемы и управления принципы силами и средствами на месте пожара.
управлении При силами и средствами на месте пожара осуществляется РТП деятельность по руководству проведением боевых тушению по действий пожаров.
Управление силами и средствами на пожара месте предусматривает:
– оценку обстановки и создание по РТП решению временно формируемого нештатного органа боевыми управления действиями по тушению пожаров на месте установление;
– пожара компетенции должностных лиц оперативного месте на штаба пожара;
– планирование проведения боевых тушению по действий пожаров, в том числе определение сил необходимых и средств подразделений пожарной охраны, решений принятие по организации проведения боевых действий по пожаров тушению;
– постановку задач участникам боевых тушению по действий пожаров, обеспечение контроля и реагирования на обстановки изменение при пожаре;
– своевременное реагирование на оперативной изменение обстановки на месте пожара;
– применение средств и сил подразделений пожарной охраны для боевых проведения действий по тушению пожаров, а также документации ведение оперативного штаба на месте пожара (образцы рекомендуемые приведены в приложениях №№ 5 – 7 к настоящему Боевому мероприятия);
– уставу, направленные на обеспечение проведения боевых тушению по действий пожаров.
Непосредственное руководство проведением действий боевых по тушению пожаров на месте пожара РТП осуществляется, которым является:
– командир отделения – работе при на пожаре одного отделения;
– начальник при – караула работе на пожаре караула в составе более и двух отделений одного подразделения пожарной старшее;
– охраны должностное лицо местного (территориального) при – гарнизона работе на пожаре двух и более отделений (караулов) разных подразделений пожарной охраны;
– старшее иное должностное лицо федеральной противопожарной Государственной службы противопожарной службы.
Указания РТП исполнению к обязательны всеми должностными лицами и гражданами на местности участке, на которой осуществляются боевые действия по пожаров тушению.
Никто не вправе вмешиваться в действия или РТП отменять его распоряжения.
РТП отвечать должен за выполнение основной боевой задачи, за участников безопасность боевых действий по тушению пожаров
добавления Дата: 2020-08-06 ; просмотров: 4542 ; ЗАКАЗАТЬ Принцип
Требования к оформлению и содержанию
Нормы оформления документов прописаны законом. Ниже приведено краткое изложение основных требований.
Образец плана тушения пожара
ПТП
План тушения оформляют в виде книжки формата А4 и больше. В состав брошюры входят следующие элементы:
- Титульный лист.
Отражает место, где используется документ. На первом листе представлены следующие сведения: название предприятия, контактные данные, грифы утверждения и согласования.
В нем перечисляются все пункты и разделы плана, включая приложения, со страницами, где эти разделы начинаются. Если план содержит не больше 10 страниц, то содержание в него можно не включать.
- Основная часть.
Состоит из текстового и графического раздела.
В первом разделе отражены следующие пункты:
- данные о предприятии;
- возможный прогноз воспламенения;
- инструкция действий рабочих до приезда спасателей;
- организация помощи пострадавшим;
- кооперация пожарных с другими аварийно-спасательными предприятиями;
- организация процесса ликвидации воспламенения;
- раздел оперативных действий;
- охрана труда на объекте;
- журнал учета использования документа.
В графический раздел включают:
- схему здания с общими сведениями о планировке и средствах борьбы с огнем;
- ситуационный план, отражающий основные параметры, нужные для проведения операции спасения пострадавших и ликвидации возгорания;
- планы отдельных этажей и помещений для более подробной информации.
- Приложения.
КТП
Карточки оформляют на стандартных бланках размерами 15 на 20 см и складывают в книжку. Все, что написано на титульном листе, должно быть в виде прописных букв высотой от 8 до 12 мм. Масштаб черчения может быть от 1:200 до 1:500. Допускается черчение планов на листах размерами 30 на 20 см, сложенных до размера брошюры.
Образец карточки тушения пожара
Требования к обозначениям и информации, указываемой на схемах, зависят от специфики здания. На схемах указывают следующие данные:
- Общий план: контуры здания, пути подъезда, смежные здания, водоисточники, места установки специализированной техники.
- Поэтажные схемы: планировка, проемы, перегородки, число людей в помещениях, места отключения электричества, расположение лифтов, места расположения персонала.
- Детские учреждения: помещение, в котором дети находятся в ночное время, обозначается красным фоном. Персонал учреждения обязан ежедневно сообщать в пожарную охрану количество детей, остающихся в строении на ночь.
- Торговые помещения и склады: информация о пожаро- и взрывоопасных, отравляющих и прочих опасных веществах, возможных опасных ситуациях, которые могут возникнуть при возгорании. В схему также включают сведения о расположении материальных ценностей.
- Кабельные туннели: входы, люки, порядок активации противопожарной системы, меры по организации безопасности пожарных, процесс выдачи допуска на тушение пожара.
Этапы
Боевое развертывание состоит из следующих этапов:
- Подготовка к развертыванию;
- Предварительное развертывание;
- Полное развертывание.
Подготовка
Подготовка к развертыванию – проводится по прибытии на место пожара, аварии или другой чрезвычайной ситуации по команде руководителя тушения пожара (РТП).
Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну к подъезду здания, провести подготовку к оперативному развертыванию (указать с установкой или без установки на пожарный гидрант или водоисточник) – марш!».
Подготовка к развертыванию включает в себя:
- Установку пожарного автомобиля (ПА) на пожарный гидрант или другой водоисточник с присоединением всасывающих пожарных рукавов и подачей воды в насос пожарного автомобиля;
- Снятие с креплений необходимого пожарно-технического или аварийно-спасательного оборудования;
- Проведение других подготовительных мероприятий (определение путей прокладки рукавных линий, необходимости развертывания аварийно-спасательного оборудования и т.п.).
Подготовка к развертыванию отделения на автоцистерне без установления ее на водоисточник предусматривает:
- приведение пожарного насоса в рабочее состояние;
- присоединение рабочей рукавной линии с пожарным стволом к напорному патрубку насоса.
Подготовка к боевому развертыванию отделения
а) на автоцистерне без установки на водоисточник; б) на автоцистерне с установкой на водоисточник; в) на автонасосе с установкой на водоисточник
Предварительное
Предварительное боевое развертывание подразделения, прибывших на место пожара, проводится в случае когда по внешним признакам пожара (пламя, дым) можно определить направление прокладки магистральной линии или это направление указанно лицом, назначенным РТП для встречи подразделения по команде руководителя тушения пожара. Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну на пожарный гидрант № 5, предварительное развертывание в направлении здания – Марш!».
Предварительное боевое развертывание отделения
а) на автоцистерне без установки на водоисточник; б) на автоцистерне с установкой на водоисточник; в) на автонасосы с установкой на водоисточник
Предварительное развертывание включает в себя:
- Выполнение всех работ, которые предусмотрены при подготовке к развертыванию;
- Прокладку магистральных рукавных линий;
- Установку рукавных разветвлений, расположение около них напорных пожарных рукавов и стволов и ПТО, необходимого для тушения пожара.
Полное
На эту тему ▼
Прокладка рукавных линий вертикально снаружи здания
Полное развертывание – проводится сразу после прибытия на место пожара, если при оценке обстановки можно сразу определить решающее направление и позиции ствольщиков, а также после подготовки к развертыванию, предварительного развертывания или по распоряжению РТП.
По команде руководителя тушения пожара. Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну на пожарный гидрант № 5, один ствол «А» и один ствол «Б» на тушение здания – Марш!».
При полном развертывании сил и средств на пожаре ствольщики выходят на свои позиции, указанные РТП, начальниками оперативных участков короткими и наиболее безопасными путями.
Полное боевое развертывание отделения
а) на автоцистерне без установки на водоисточник с подачей одного ствола «А»; б) на автонасосы с установкой на водоисточник с подачей трех стволов «Б»; в) на автоцистерне с установкой на водоисточник с подачей двух стволов «Б».
Если на пути есть препятствия, то их устраняют путем вскрытия и разборки конструкций (применяют, например, ручной аварийно-спасательный инструмент) или обеспечивается выход на позиции с помощью ручных пожарных лестниц, автоподъемников, автолестниц и тому подобное.
Во время оперативного развертывания пожарные автомобили и оборудование должно быть размещено таким образом чтоб:
- Не мешать расстановке сил и средств, прибывающих подразделений;
- Обеспечить, при необходимости, быстрое сосредоточение необходимых сил и средств на оперативных участках;
- Обеспечить сохранность и целостность рукавных линий, обеспечить исправное дорожное движение у места пожара;
- Обеспечить место расположения резервной пожарной техники, желательно возле источников водоснабжения.
Таким образом, правильное и грамотное боевое развертывание пожарных подразделений даст возможность РТП в кротчайшие строки обеспечить ликвидацию пожара (чрезвычайной ситуации).
Приведение в готовность
Порядок приведения в готовность ОПТКП (без создания СМО), определяется планом приведения ОПТКП в готовность.
В указанном плане в обязательном порядке отражается следующее:
- В режиме «Повседневная деятельность» техника, имущество и личный состав пожарно-спасательной части, на базе которой создан ОПТКП, находятся по месту постоянной дислокации, выполняют задачи по предназначению.
- В режиме «Повышенная готовность» пожарно-спасательная часть, на базе которой создан ОПТКП, приводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, а также по решению начальника ГУ МЧС России, начальника указанной пожарно-спасательной части.
При введении режима «Повышенная готовность» проводятся следующие мероприятия:
- оповещение руководящего и личного состава пожарно-спасательной части, на базе которой создан ОПТКП, о введении режима «Повышенная готовность»;
- руководство пожарно-спасательной части, на базе которой создан ОПТКП, прибывает к месту несения службы не позднее 1 часа после получения сообщения;
- свободный от несения службы личный состав пожарно-спасательной части, на базе которой создан ОПТКП ФПС, прибывает в подразделение не позднее 2 часов после получения сообщения;
- личный состав, прибывший к месту несения службы, вводит в расчет технику и имущество ОПТКП, при необходимости, усиливает дежурные караулы (дежурные смены) подразделения, а также обеспечивает выполнение иных необходимых мероприятий.
В режим «Чрезвычайная ситуация» приводится пожарно-спасательная часть, на базе которой создан ОПТКП, при возникновении чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, по распоряжению начальника ГУ МЧС России, начальника местного ГПО.
При ведении режима «Чрезвычайная ситуация» проводятся следующие мероприятия:
- оповещение руководящего и личного состава пожарно-спасательной части, на базе которой создан ОПТКП, о введении режима «Повышенная готовность»;
- руководство пожарно-спасательной части, на базе которой создан ОПТКП, прибывает к месту несения службы не позднее 1 часа после получения сообщения;
- свободный от несения службы личный состав пожарно-спасательной части, на базе которой создан ОПТКП, прибывает в подразделение не позднее 2 часов после получения сообщения;
- личный состав, прибывший к месту несения службы, усиливает дежурные караулы (дежурные смены) подразделения, вводит в расчет технику и имущество ОПТКП, обеспечивает формирование СМО.
Срок полного приведения в готовность техники и имущества ОПТКП к передислокации для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ не должен превышать 6 часов с момента принятия решения о формировании СМО.
При возникновении крупного пожара и (или) необходимости проведения аварийно-спасательных работ в районе выезда пожарно-спасательной части, на базе которой создан ОПТКП, и при отсутствии необходимости создания СМО, техника и имущество ОПТКП, по решению начальника пожарно-спасательной части, может направляться для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ в районе выезда указанной пожарно-спасательной части.
В этом случае, о принятом решении немедленно сообщается в ЦУКС ГУ МЧС России и центральный пункт пожарной связи отряда ФПС (ЕДДС муниципального образования).
Пожарно-спасательная часть, на базе которой создан ОПТКП, может приводиться в режим «Повышенная готовность» и «Чрезвычайная ситуация» при инспектировании оперативно-служебной деятельности указанного подразделения.
Порядок взаимодействие ГПС с другими видами ПО
Взаимодействие ГПС с другими видами ПО, ведомственными, территорииальными (муниципальными), объектовыми службами жизнеобеспечения по обеспечению готовности к тушению пожаров и ПАСР регламентируется соглашениями (инструкциями) в части, не противоречащей федеральному законодательству и «Порядоку тушения пожаров подразделений пожарной охраны».
Порядок привлечения СиС региональной ПО (включая пож.тех.образовательные учреждения) к тушению пожаров и ПАСР на территории других федеральных округов (межрегиональный уровень) определяется ГУГПС, согласовывается с полномочными представителями Президента РФ в пределах федеральных округов и утверждается Министром РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Порядок привлечения СиС ПО субъектов РФ к тушению пожаров и ПАСР в пределах Федерального округа, на территории которого они постоянно расположены (Региональный уровень), определяется структурными подразделениями регионального центра по делам ГО, ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими управление и координацию деятельности ГПС в пределах федерального округа, согласовывается с органами гос.власти субъектов РФ и утверждается начальником регионального центра.
Порядок привлечения СиС ПО муниципальных образований к тушению пожаров и ПАСР в пределах субъекта РФ, на территории которого они постоянно расположены (республиканский, краевой, областной уровень), определяется структурными подразделениями органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, осуществляющих управление и координацию деятельности ГПС в пределах субъекта РФ, согласовывается с органами местного самоуправления и утверждается органом гос.власти субъекта РФ.
Порядок привлечения СиС ПО муниципальных образований объявляется приказом начальника органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС субъекта РФ.
Порядок привлечения СиС ПО ЗАТО (закрытых объектов) к тушению пожаров и ПАСР на территории муниципального образования, а также привлечение СиС ПО муниципальных образований к тушению пожаров и ПАСР на территории ЗАТО определяется совместным соглашением, утвержденным органом местного самоуправления муниципального образования и администрацией ЗАТО и объявленным совместным приказом начальника органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС субъекта РФ и начальника управления ГПС (начальника отдела ГПС) по охране ЗАТО.
При наличии соглашения силы и средства муниципальной ПО и ПО ЗАТО включаются в расписание выезда (план привлечения СиС).Порядок привлечения к тушению пожаров и ПАСР на территории РФ СиС других государств, а также привлечение СиС ГПС к тушению пожаров и ПАСР за пределами РФ регулируется межгосударственными соглашениями.
Поступление вызова и порядок его отработки
Сообщение о возгорании поступает . Получение вызова является моментом, когда начинаются боевые действия, проводимые до прибытия к месту пожара. Сотрудник на диспетчерском пункте обязан:
- принять вызов и зарегистрировать его, зафиксированная информация должна содержать: адрес происшествия, объемы и виды опасности для человека, ФИО заявителя, особенности организации, дополнительные сведения;
- дать оценку полученным сведениям;
- принять решение о следовании личного состава на ЧС, численности и привлечении дополнительных сил;
- включение сигнала «Тревога» в районе происшествия;
- передача руководителю караула путевки и других документов о происшествии;
- передача информации по инстанциям в соответствии с действующим порядком.
Разведка на объекте
Методические рекомендации
Вся деятельность пожарных по спасению людей, имущества, приравниваются к боевым действиям. Каждый шаг, работа, поступки, начиная с поступления вызова на возгорание, выполняются в строгом порядке. Этот порядок устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями, введенными в действие указанием МЧС № 43-2007-18 от 26.05.2010 г. Вся деятельность подразделяется на следующие направления:
- Прием вызова, обработка звонка о пожаре.
- Выезд, следование к объекту возгорания.
- Проведение разведки.
- Спасательные работы.
- Развертывание сил и средств на пожаре.
- Тушения огня.
- Сбор, возвращение.
К силам и средствам относится:
- личный состав (пожарные) ;
- пожарная, спасательная техника;
- средства связи;
- огнетушащие вещества;
- иные технические устройства.
Развертывание означает действия личного состава по установке на позиции спасательных и , приведение их в состояние боевой готовности к тушению огня. Позиция – это место, на котором располагаются силы, средства для ведения спасательных работ, боевых действий по тушению возгорания.
Порядок привлечения СиС ПО
Силы и средства пожохраны участвуют в ликвидации огня при необходимости в расширенном составе, включая учебные заведения специалистов МЧС.
СИС ПО могут использоваться на территории любых федеральных округов. Порядок привлечения регламентируется ГУ пожарной службы и направляется на согласование полномочному представителю Президента. Утверждается МЧС.
Обычно СиС ПО используются на территории именно того округа, где они расположены.
Порядок привлечения определяется органами местного управления и объявляется распоряжением начальника отдела, уполномоченного для решения задач гражданской обороны.
Использование СИС ПО на зарубежных территориях регламентируется межгосударственными соглашениями.
Основные средства
Ведение БД по тушению пожаров предполагает использование технических средств. К ним относят:
- Пожарную технику, среди которой первичные средства пожаротушения, мобильная пожарная техника, установки пожаротушения, пожарное оборудование, средства защиты.
- Вспомогательную технику.
- Аварийно-спасательную технику.
- ОТВ.
- Систему водоснабжения.
- Инструмент и оборудование для оказания помощи пострадавшим.
- Средства связи.
Основную нагрузку берут на себя пожарные автомобили, используемые согласно назначению по общей классификации. В дополнение к ним на пожар выезжают вспомогательные техсредства: топливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, оперативно-служебные автомобили.
Классификация действий при пожаротушении
Во время чрезвычайной ситуации требуется быстрое реагирование и молниеносное начало операции спасателей. Поэтому заранее готовятся структурные схемы и этапы мероприятий. Систематизация работы производится по двум параметрам.
По характеру
Действия пожарных расчетов делятся на 2 группы: общие, применимые для всех типов пожаров, и частные, зависящие от вида ЧС.
В случае присутствия угрозы для здоровья населения, если необходимы мероприятия по разборке завалов, демонтажа строений и других специфических элементах пожарной обстановки, осуществляются специальные мероприятия, называемые частными действиями по ликвидации возгораний. В такой ситуации спасение населения – это основная задача, но она не относится к общим операциям, так как выполняется при необходимости и на части возгораний.
Частные действия осуществляются совместно с общими во время развертывания боевых подразделений и выполнения основной задачи – ликвидации ЧС.
По назначению
В этой категории выделяются три группы. Первая – это подготовительные работы, которые создают условия для начала гашения огня.
Вторая – это ликвидации пожара подразделением МЧС.
Третья группа – обеспечивающая. Под мероприятиями 3 категории подразумеваются работы по подготовке среды для борьбы с огнем.
Под предварительными действиями понимаются такие, которые создают условия для проведения основных действий по устранению катастрофы.
Обеспечивающие действия создают условия для выполнения основной боевой задачи.
Выводы
Пожароопасные работы устанавливаются «противопожарным режимом», где описываются основные требования к огневым работам.
Документы предварительного планирования на объектах помогают заранее спрогнозировать развитие критической ситуации и подготовиться к худшему сценарию. Спасатель, взявший документ в руки, получит всю нужную для проведения спасательной операции информацию.
План тушения характерен для объектов повышенной пожаро- и взрывоопасности. В нем прописываются прогнозы распространения возгорания и самые эффективные методы борьбы с ним.
Карточка тушения часто разрабатывается для мест общественного пребывания, детских учреждений и мест пребывания людей на круглосуточной основе. В ней указываются данные о числе людей в помещениях, а также отмечаются места их наиболее вероятного пребывания.
Оба документа предусмотрены для помещений с большим количеством людей, не способных позаботиться о себе, или же для объектов крайне высокой пожаро- и взрывоопасности.
Порядок учета пожаров и их последствий разработан с целью статистического наблюдения за возгораниями на территории РФ, а также оценки последствий с учетом принятых мер пожаротушения.
В документе указаны основные положения, технические характеристики приборов, спецтранспорта, численность личного состава, другие сведения, этим документом является справочник руководителя тушения пожара.