Что такое операционная система
Содержание:
- В MacOS ваши данные всегда будут в безопасности
- «Unix», стандартизация ОС и POSIX
- Прерывания¶
- Классификация операционных систем по компонентам
- Как выглядит интерфейс Linux
- Где нужен Linux?
- Понятие
- Структура операционной системы компьютера:
- Операционная система UNIX
- Понимание основных средств (основных средств)
- Что значит ядро Linux?
- Возможности MacOS
- Виды операционных систем
- Фаза 4: Ржавчина
В MacOS ваши данные всегда будут в безопасности
Любые действия, которые вы выполняете на MacOS, надежно защищены благодаря специальным уровням защиты и конфиденциальности данных. Такие возможности предусмотрены на всех типах устройств Apple.
- Конфиденциальность. Компания сходится во мнении, что только законный обладатель вправе пользоваться всеми данными, а также контролировать личную информацию. После того, как вы заходите в интернет, Safari выполняет сбор данных о посещенных вами сайтах.
- Безопасность. Что касается работы в МакОс, то здесь используется качественная и передовая система безопасности, которое может уберечь всех пользователей от случайных потерь данных. Благодаря Gatekeeper вы всегда сможете безопасно загружать любые приложения на ваше устройство. Относительно файловой системы Apple – здесь используется специальный шифратор, который позволяет ещё больше обезопасить работу.
«Unix», стандартизация ОС и POSIX
-
Основная статья: «Unix», стандартизация ОС и POSIX
простая метафорика (два ключевых понятия: вычислительный процесс и файл);
компонентная архитектура: принцип «одна программа — одна функция» плюс мощные средства связывания различных программ для решения возникающих задач («оболочка»);
минимизация ядра (кода, выполняющегося в «реальном» («привилегированном») режиме процессора) и количества системных вызовов;
независимость от аппаратной архитектуры и реализация на машиннонезависимом языке программирования (язык программирования «Си» стал «побочным продуктом» разработки «Unix»);
унификация файлов.
ОС, следующие стандарту или опирающиеся на него, называют «POSIX-совместимыми»
Стандартизация ОС гарантирует возможность безболезненной замены самой ОС и/или оборудования при развитии вычислительной системы или сети и дешёвого переноса прикладного программного обеспечения (строгое следование стандарту предполагает полную совместимость программ на уровне исходного текста; из-за профилирования стандарта и его развития некоторые изменения бывают всё же необходимы, но перенос программы между POSIX-совместимыми системами обходится на порядки дешевле, чем между альтернативными), а также преемственность опыта пользователей.
Самым заметным эффектом существования этого стандарта стало эффективное разворачивание Интернета в 90-х годах.
Прерывания¶
Примечание
Эта часть больше относится непосредственно к аппаратной части, но этот механизм стоит освятить, так как именно это основной аппаратный механизм реализации ОС.
Прерывание – сигнал остановки последовательного выполнения программы, для обработки запроса или реакции на событие.
Чтобы получить код обработки прерывания, в памяти расположена специальная таблица обработчиков прерываний, в которой для каждого типа прерывания содержится указатель на тот участок памяти, где расположен соответствующий код обработки данного прерывания.
Инициализация данной таблицы первично осуществялется BIOS’ом в соответствии с архитектурой процессора. После, её инициализирует операционная система для дополнения этой таблицы какими-либо своими прерываниями.
Классификация операционных систем по компонентам
Система состоит из набора программного обеспечения (ПО), которое можно использовать для управления взаимодействием с оборудованием. В этот набор ПО обычно входят следующие элементы:
Ядро: это основные функции операционной системы, такие как управление памятью, процессы, файлы, входы основные выходы и функции связи.
Оболочка: обеспечивает связь с операционной системой через язык управления, позволяя пользователю управлять устройством, не зная характеристик оборудования, управления физическими адресами и т. д.
Первая операционная система была разработана IBM молодым человеком по имени Билл Гейтс. Она могла работать на разных компьютерах от разных производителей и называлась DOS. DOS была просто текстовым экраном с командной строкой, которая сообщала нам о каталоге и ждала от нас руководства. Вы должны были «знать», что писать, чтобы машина «что-то делала». Не было контекстного меню и графических дисплеев, которые могли бы нам помочь.
Вначале только люди, обладающие большими компьютерными знаниями, могли пользоваться компьютерами.
В 80-е годы появляются системы Mac OS и MS-DOS, Windows. Экспоненциальный рост пользователей, большинство из которых не знают языков программирования, начался в 80-х годах. Приоритетом разработки операционной системы стала простота использования, что привело к появлению первых пользовательских интерфейсов.
Macintosh это имя, под которым мы в настоящее время называем любой персональный компьютер, спроектированный, разработанный, построенный и продаваемый Apple Inc.
Macintosh 128K был выпущен 22 июля 1984 г. и был первым успешно проданным персональным компьютером, в котором использовались графический интерфейс и мышь, вместо интерфейса с командной строкой.
Графический интерфейс пользователя использует среду WIMP (windows, icons, menus and pointer – окна, значки, меню и указатель). Фон экрана стал называться рабочим столом и содержать изображения, называемые иконками.
В 1984 году Apple выпустила Macintosh — первый компьютер с мышью и графическим пользовательским интерфейсом (GUI — graphical user interface, графический пользовательский интерфейс).
Несколько лет спустя Microsoft запустил Windows, еще одну операционную систему, основанную на графике и интуитивно понятных инструментах.
Как выглядит интерфейс Linux
Linux может выглядеть как угодно — смотря что вам нравится.
Когда вы смотрите на окна операционной системы, на самом деле вы смотрите на специальную программу-менеджер. Это надстройка над ядром, которая рисует красивые окна. В операционных системах Windows и MacOS оконные менеджеры стандартные и не меняются, а в Linux можно выбрать свой.
Дистрибутивы Linux выглядят по-разному в зависимости от того, какой оконный менеджер там стоит. Можно вообще обойтись без него.
Например, можно поставить себе оконный менеджер KDE:
Или можно использовать GNOME:
Или менеджер Xfce, если железо совсем слабое:
Можно вообще не пользоваться оконным менеджером и управлять всем из командной строки, как это делают на серверах:
Где нужен Linux?
Веб-серверы
Дистрибутивы Linux практически полностью захватили рынок веб-серверов. Согласно рейтингу аналитического агентства W3Techs, на Linux-серверах развернуты 75,1% сайтов.
Мобильные устройства
ОС Android работает на ядре Linux, поэтому она используется и в мобильных устройствах.
Суперкомпьютеры
Это специализированные вычислительные машины, превосходящие по своим техническим параметрам и скорости вычислений многие обычные компьютеры.
Они уникальны, для многих из них требуется особая ОС, способная решать конкретные задачи. Благодаря открытому исходному коду разработчики могут видоизменять ОС так, чтобы она работала и на таких машинах.
Игровые консоли
Linux занял свою нишу и в игровых консолях, но ориентированных на эту ОС игр пока не так много. Компания Steam работает над исправлением ситуации — разрабатывает операционную систему SteamOS. Она будет поставляться вместе с игровой консолью Steam Machine.
Устройства IoT и умная техника
Многие из них созданы на основе Linux. Так, компания Samsung разработала операционную систему Tize, LG — WebOS, а Panasonic и Philips используют FirefoxOS.
Авиация и транспорт
Во встроенных компьютерах Tesla и машинах с автопилотами Google используется операционная система Linux. ПО для отслеживания трафика в США аналогично разработано на этой ОС, а администрация авиации Америки перешла на нее еще в 2006 году.
Понятие
Есть приложения вычислительной техники, для которых операционные системы излишни. Например, встроенные микрокомпьютеры, содержащиеся во многих бытовых приборах, автомобилях (иногда по десятку в каждом), простейших сотовых телефонах, постоянно исполняют лишь одну программу, запускающуюся по включении. Многие простые игровые приставки — также представляющие собой специализированные микрокомпьютеры — могут обходиться без операционной системы, запуская при включении программу, записанную на вставленном в устройство «картридже» или компакт-диске.
Операционные системы нужны, если:
- вычислительная система используется для различных задач, причём программы, решающие эти задачи, нуждаются в сохранении данных и обмене ими. Из этого следует необходимость универсального механизма сохранения данных; в подавляющем большинстве случаев операционная система отвечает на неё реализацией файловой системы. Современные системы, кроме того, предоставляют возможность непосредственно «связать» вывод одной программы со вводом другой, минуя относительно медленные дисковые операции;
- различные программы нуждаются в выполнении одних и тех же рутинных действий. Например, простой ввод символа с клавиатуры и отображение его на экране может потребовать исполнения сотен машинных команд, а дисковая операция — тысяч. Чтобы не программировать их каждый раз заново, операционные системы предоставляют системные библиотеки часто используемых подпрограмм (функций);
- между программами и пользователями системы необходимо распределять полномочия, чтобы пользователи могли защищать свои данные от несанкционированного доступа, а возможная ошибка в программе не вызывала тотальных неприятностей;
- необходима возможность имитации «одновременного» исполнения нескольких программ на одном компьютере (даже содержащем лишь один процессор), осуществляемой с помощью приёма, известного как «разделение времени». При этом специальный компонент, называемый планировщиком, делит процессорное время на короткие отрезки и предоставляет их поочерёдно различным исполняющимся программам (процессам);
- оператор должен иметь возможность так или иначе управлять процессами выполнения отдельных программ. Для этого служат операционные среды — оболочка и наборы утилит — они могут являться частью операционной системы.
Таким образом, современные универсальные операционные системы можно охарактеризовать, прежде всего, как:
- использующие файловые системы (с универсальным механизмом доступа к данным),
- многопользовательские (с разделением полномочий),
- многозадачные (с разделением времени).
Многозадачность и распределение полномочий требуют определённой иерархии привилегий компонентов самой операционной системе. В составе операционной системы различают три группы компонентов:
- ядро, содержащее планировщик; драйверы устройств, непосредственно управляющие оборудованием; сетевая подсистема, файловая система;
- системные библиотеки;
- оболочка с утилитами.
Большинство программ, как системных (входящих в операционную систему), так и прикладных, исполняются в непривилегированном («пользовательском») режиме работы процессора и получают доступ к оборудованию (и, при необходимости, к другим ресурсам ядра, а также ресурсам иных программ) только посредством системных вызовов. Ядро исполняется в привилегированном режиме: именно в этом смысле говорят, что система (точнее, её ядро) управляет оборудованием.
В определении состава операционной системы значение имеет критерий операциональной целостности (замкнутости): система должна позволять полноценно использовать (включая модификацию) свои компоненты. Поэтому в полный состав операционной системы включают и набор инструментальных средств (от текстовых редакторов до компиляторов, отладчиков и компоновщиков).
Структура операционной системы компьютера:
- Ядро ОС – преобразует команды программ в машинные коды, понятные компьютеру.
- Драйверы – программы, предназначенные для взаимодействия компьютера с аппаратными устройствами.
- Интерфейс – программная оболочка для общения пользователя с компьютером.
Выполнение любой работы на компьютере, как правило, сопряжено с обменом файлами устройств между собой. За работу с файлами отвечает группа программ ОС, называемая файловой системой.
За работу с запросами пользователя отвечает часть ОС – командный процессор. Операционная система должна выполнить любые команды пользователя, оперирующие файлами, будь то команды перемещения, удаления, копирования, либо команды обмена файлами между устройствами.
Все устройства компьютера подсоединяются к нему через системную шину. Это и монитор, и клавиатура, и принтер, и дисководы, и различного рода манипуляторы, и другие. Для управления работой всего многообразия устройств современного компьютера для каждого устройства создаются специальные программы, понимающие как команды устройства, так команды процессора, – драйверы.
Пользовательский интерфейс современных ОС является графическим. Это позволяет пользователю вводить команды, указывая при помощи графических манипуляторов (например, мышью) на требуемый объект на экране, не прибегая к вводу команд с клавиатуры.
Неотъемлемой частью операционной системы являются утилиты, или служебные сервисные программы – программы обслуживания дисков, программы-архиваторы, программы работы в сетях и т.д.
К услугам пользователя предоставлена справочная система ОС, которая даёт возможность получения сведений как о работе операционной системы, так и по каждой её части.
Операционная система UNIX
Предполагается,
что компьютерная игра в основном виновата в появлении Unix. Дело в том, что
Кену Томпсону (см. фото слева) непонятно, что он создал с помощью игрушки
«космическое путешествие». Он написал его в 1969 году на компьютере
Honeywell-635, который использовался для разработки мультидисков. Но фокус в
том, что ни уже упомянутая Honeywell, ни имеющаяся в лаборатории General
Electric-645 не подходили для игрушки. И Кену пришлось найти другой компьютер,
18-битный компьютер РДР-7. Кен и мальчики разработали новую файловую систему,
чтобы облегчить им жизнь и работу. Поэтому он решил опробовать свое изобретение
на новой машине. Я попробовал. Весь патентный отдел в Bell Labs был забавен.
Томпсон не думал, что этого достаточно, и начал улучшать систему, добавляя
такие возможности, как inodes, подсистему управления процессами и памятью,
которые позволяют двум пользователям использовать систему в режиме разделения
времени, и простой командный интерпретатор. Кен даже разработал несколько
утилит для системы. На самом деле, сотрудники Кена помнят, как пытали
операционную систему Multics, поэтому один из них, Брайан Керниган, решил дать
ей похожее название — UNICS. Спустя некоторое время название было сокращено до
UNIX (читается так же, просто написать лишнее письмо настоящим прозаикам было
лениво все время). Операционная система была написана ассемблером.
Итак,
мы пришли к тому, что известно в мире как «Первая редакция UNIX». В
ноябре 1971 года было выпущено первое издание полной версии Unix Dock.
Соответственно, операционная система получила название «Первая редакция
UNIX». Второе издание появилось относительно быстро, менее чем за год.
Третья редакция существенно не отличалась. Только то, что Денис Ричи (см. фото
слева) «сидел за словарями», и в результате написал свой собственный
язык, который теперь называется
С.
Здесь 4-е издание UNIX было написано в 1973 году. В июле 1974 года была
опубликована 5-я версия UNIX. Шестое издание UNIX (он же UNIX V6),
опубликованное в 1975 году, стало первым коммерчески распространяемым Unix.
Большая часть была написана на C.
Позже
была полностью переписана подсистема управления оперативной памятью и
виртуальной памятью и одновременно изменен интерфейс драйвера внешнего
устройства. Все это позволило сделать систему легко переносимой на другие
архитектуры и получило название «Seventh Edition» (также известное
как UNIX Version 7). Когда университет Беркли получил «шестерку» в
1976 году, там был местный гуру Unix. Одним из них был Билл Джой.
Собрав
друзей-программистов, Билли начал разработку собственной системы на ядре UNIX.
В дополнение к своим основным функциям он набил кучу своих систем (включая
компилятор Pascal) и назвал всю команду дистрибутива (BSD 1.0). Вторая версия
BSD была почти такой же, как и первая. Третья версия BSD была основана на порте
UNIX версии 7 в семейство VAX, что дало 32/V системе основу для BSD 3.x.
Наиболее важным было развитие стека протоколов TCP/IP; разработка
финансировалась Министерством безопасности США.
Первая
коммерческая система получила название UNIX SYSTEM III и была выпущена в 1982
году. Эта операционная система объединила в себе лучшие возможности UNIX версии
7 и других Unixes, разработанных подобным образом:
Во-первых,
были компании, которые занимались коммерческой миграцией с UNIX на другие
платформы. С этой целью небезызвестная корпорация Microsoft вместе с Santa Cruz
Operation протянули руку помощи и создали легкий вариант UNIX под названием
XENIX.
Во-вторых,
Bell Labs сформировала группу разработчиков Unix и объявила, что все будущие
коммерческие версии UNIX (начиная с System V) будут совместимы с более ранними
версиями.
К
1984 году была выпущена вторая версия UNIX System V, которая включала в себя:
возможность блокировки файлов и записей, копирование страниц общей памяти при
попытке записи (soru-on-write), обмен страницами памяти и так далее. К этому
времени операционная система UNIX была установлена более чем на 100 тыс.
компьютеров.
В
1987 году была выпущена третья версия UNIX System V. Четыре с половиной
миллиона зарегистрированных пользователей этой эпической операционной
системы… Кстати, что касается Linux, то она была выпущена только в 1990 году,
а первая официальная версия операционной системы была выпущена только в октябре
1991 года. Как и BSD, Linux распространялся с исходными текстами, так что
каждый пользователь мог настроить его по своему усмотрению. Он был адаптирован
практически ко всему, что Windows 9x, например, не могла себе позволить.
Понимание основных средств (основных средств)
Основные средства также называются основными активами, то есть это физические активы, которые компании нелегко ликвидировать или продать. Основные средства относятся к категории внеоборотных активов, которые представляют собой долгосрочные инвестиции или активы компании. Долгосрочные активы, такие как основные средства, имеют срок полезного использования более одного года, но обычно они существуют в течение многих лет. Оборотные активы – это краткосрочные активы, которые представляют собой активы на балансе, которые могут быть конвертированы в денежные средства в течение одного года, например, товарно-материальные запасы.
Примеры основных средств включают следующее:
- Машинное оборудование
- Компьютеры
- Транспортные средства
- Мебель
- Здания
- Земля
Инвестиционные аналитики и бухгалтеры используют ОС компании, чтобы определить, находится ли она на прочной финансовой основе и использует ли средства наиболее эффективным и действенным образом.
Для расчета основных средств добавьте сумму основных средств, указанных в балансе, к капитальным затратам. Затем вычтите из результата накопленную амортизацию. В большинстве случаев компании будут указывать свои чистые основные средства в своем балансе при составлении отчета о финансовых результатах, поэтому расчет уже был произведен.
Компания, вкладывающая средства в основные средства, – хороший знак для инвесторов. Основные средства – это значительные инвестиции в будущее компании. Покупка основных средств является сигналом того, что руководство верит в долгосрочные перспективы и прибыльность своей компании. Основные средства – это физические активы компании, которые, как ожидается, будут приносить экономические выгоды и приносить доход в течение многих лет. Инвестиции в основные средства также называют капитальными вложениями. Отрасли или предприятия, которым требуется большое количество основных средств, таких как основные средства, считаются капиталоемкими.
Основные средства могут быть ликвидированы, когда они больше не используются или когда компания испытывает финансовые трудности. Конечно, продажа основных средств для финансирования бизнес-операций – это сигнал о том, что компания может испытывать финансовые затруднения
Важно отметить, что независимо от причины, по которой компания продала часть своих основных средств, вполне вероятно, что компания не получила прибыли от продажи. Компании также могут брать взаймы под свои основные средства ( плавающее право залога ), что означает, что оборудование может использоваться в качестве обеспечения для получения кредита
Хотя основные средства являются внеоборотными активами или долгосрочными активами, не все внеоборотные активы являются основными средствами. Нематериальные активы – это нефизические активы, такие как патенты и авторские права. Они считаются внеоборотными активами, поскольку обеспечивают ценность для компании, но не могут быть легко конвертированы в денежные средства в течение года. Долгосрочные инвестиции, такие как облигации и векселя, также считаются внеоборотными активами, поскольку компания обычно держит эти активы на своем балансе более одного финансового года. Основные средства относятся к определенным основным материальным активам, тогда как внеоборотные активы – это все долгосрочные активы компании.
Что значит ядро Linux?
Ядро Linux — это то, что разработал программист Линус Торвальдс, когда хотел получить основные возможности UNIX, но без ограничения на коммерческое использование.
Ядро операционной системы отвечает за её базовые команды и операции, которые она умеет делать:
- управление памятью — выделить место программе, ограничить, очистить;
- управление процессами — запустить, дать ресурсы, убить;
- управление железом — в ядро встроены драйверы для некоторого набора оборудования, чтобы операционка сразу работала на железе;
- обмен информацией между процессами, службами и программами — чтобы программы могли отправлять запросы в интернет, писать данные на диск, читать с диска, запускать друг друга, обращаться к системе и т. д.
Ядро практически не видимо для пользователя, его нельзя «открыть», у него нет видимых для пользователя окон и кнопок. В ядро даже нельзя ввести команду с клавиатуры. Это как рептильный мозг человека: у нас нет к нему осознанного доступа и мы не можем остановить себе сердце силой мысли, но благодаря этому «ядру» у нас бьётся сердце.
Поверх ядра Linux разные программисты сделали свои версии операционных систем: RedHat, Ubuntu, Mint Linux и много-много других. Вот и получается, что ядро в основе — одно, а дистрибутивов Linux — много.
Возможности MacOS
- Благодаря данной операционной системе есть возможность выполнять операции, которые недоступны на других компьютерах. Все дело в том, что ОС была создана специально под аппаратную часть Mac.
- Стоит отметить, что в МакОс можно найти множество различных приложений.
- Самым интересным нюансом является тот факт, что в неё интегрирован ICloud, благодаря чему имеется возможность получить доступ к любому файлу, который хранится на устройствах Apple.
- Благодаря данной операционной системе у вас есть возможность использовать свой IPhone на все 100%.
- Все права конфиденциальности и безопасности соблюдены, а значит, вы не будете терять данные.
Виды операционных систем
Вообще ОС можно классифицировать на Windows и UNIX-подобные. Это два основных вида/направления/технологии в которых делаются операционные системы.
Обычно операционные системы разделяют на:
- Многопользовательские — когда может быть несколько пользователей
- Однопользовательские — когда разных пользователей создать нельзя
Типы ОС:
- Графические и текстовые
- Платные и бесплатные
- Открытые и закрытые
- Клиентские и серверные
- Высокой или низкой стабильности к сбоям аппаратного обеспечения
- По разрядности: 16, 32 или 64 битные, раньше были вообще 8 битные
- С высоким или низким уровнем безопасности
- Мобильные или настольные
Также их можно классифицировать и по другим признакам, но именно это основные. Рассмотрим самые популярные ОС, которые есть на данный момент.
Windows
Самая популярная операционная система в мире для компьютеров, ноутбуков и планшетов. Ей пользуется более 90% всех пользователей. Первая версия данной ОС вышла еще в 1 985 году.
На данный момент последняя номерная версия — Windows 10 и компания больше не планирует выпускать другие номерные версии. Выходят лишь маленькие и крупные обновления, которые зачастую могут иметь кардинальные изменения в функционал и внешний вид.
Особенности:
- Закрытая OS
- Платная
- Поддержка огромного количества аппаратного обеспечения
- Быстрая работа
- Качественный интерфейс
- Управление различными устройствами ввода
- Простая установка программного обеспечения
- Удобство в управлении
- В новых версиях — хорошая защита
- Огромное количество программ и игр
Mac OS
Операционная система от компании Apple для компьютеров и ноутбуков их бренда. Является закрытой ОС и устанавливается исключительно на продукцию компании.
Красивая и удобная, на данный момент ею пользуется примерно 10% пользователей домашних ПК и ноутбуков. Большинство считают, что использовать ее можно для специфических задач, к примеру, в дизайне или архитектуре. Но это не так, это простая и функциональная ОС, которая скорее не популярна в виду того, что устанавливается только на ПК от Apple.
Особенности:
- Закрытая OS
- Устанавливается только на ПК и ноутбуки Apple
- Платная
- Удобная
- Не подходит для геймеров
- Быстрая работа
- Отличная защита от всевозможных угроз
- Надежность в использовании
- Эффективное распределение ресурсов ПК
Linux
Открытая и бесплатная операционная система для компьютеров и ноутбуков. Пользуется популярностью среди небольшой доли пользователей. Довольно сложная в настройке, не подходит для игр, так как они банально на нее практически не выходят.
Есть множество разных дистрибутивов Линукса, которые могут кардинально отличаться друг от друга. Но большинство выбирает именно Ubuntu, за ее простоту, красивый интерфейс и быструю скорость работы.
Особенности:
- Открытая ОС
- Бесплатная
- Бесплатное ПО
- Программы от Виндовс можно запускать в эмуляторе
- Обеспечивает отличную степень безопасности
- Эффективное распределение ресурсов ПК
- Не подходит для геймеров
- Не такой широкий выбор программного обеспечения
- Сложность в настройке и освоении
- Для кого-то — используемые шрифты
- Как решить, какой-либо вопрос — тяжело найти ответ
- Ограниченная поддержка аппаратного обеспечения
IOS
Операционная система для мобильных устройств компании Apple. Устанавливается на все смартфоны компании. Очень удобная в управлении, быстро работает и красива. Является эталоном для мобильных устройств.
Для многих именно эта ОС является главным важным критерием при выборе себе нового смартфона. Действительно качественное программное обеспечение с множеством возможностей.
Особенности:
- Закрытая OS
- Устанавливается только на iPhone
- Быстро работает
- Управление жестами
- Отличная степень защиты
- Более миллиона приложений
- Частые обновления
- Нет стороннего магазина, только App Store
Android
ОС от компании Google для мобильных устройств. Устанавливается на огромное количество современных смартфонов и занимает львиную долю рынка. Является открытой операционной системой, удобна в работе и очень функциональна.
Появилась, как альтернатива IOS. Постоянно обновляется и является действительно функциональной ОС. В магазине Google Play есть тысячи различных приложений и игр, которые можно установить себе на девайс.
Особенности:
- Открытая ОС
- Бесплатная
- Более миллиона приложений
- Приложения можно устанавливать из сторонних источников
- Поддержка тысяч моделей смартфонов
- Частые обновления
- Хорошая скорость работы
- Удобный интерфейс
- Управление жестами
- Разные оболочки/лаунчеры для управления
В заключение
Теперь вы знаете, какие операционные системы существуют и что они из себя представляют. Все они заслуживают внимания и постоянно обновляются.
Фаза 4: Ржавчина
В этот раз мы будем писать программу, подобную , но уже на Rust. Код пишем в .
Установка Rust и Xargo
Для того, чтоб компилять программы на Rust, нам следует этот самый компейлятор установить. Помимо этого мы установим , который является обёрткой, связанной с менеджером пакетов . Xargo позволяет нам компейлировать наш код для Rasbperry Pi и всего такого.
- Идём на https://rustup.rs/ и следуем инструкциям для установки . Убедитесь, что Rust был установлен корректно, запустив .
- Теперь используем и (который установился вместе с rustc на прошлом шаге) для установки ночной сборки Rust. Заодно и исходники стандартной библиотеки установим. И разумеется.
- Проверяем установленные команды и убеждаемся, что версии всего этого соответствуют тому, чего мы от них хотим:
Теперь у нас есть вполне себе рабочий компилятор Rust.
Написание кода
Для написания кода в файле нужно знать по крайней мере следующие конструкции:
1) Вы можете читать из и писать в то, что находится за голыми указателями () при помощи методов и . Например у нас объявлено такое:
Мы можем записать 32-разрядное целое число без знака с адресом в ячейку с адресом примерно вот так:
2) Локальные переменные обявляются при помощи конструкции .
Можно прочитать из предыдущего примера (т.е. значение, расположенное по адресу ) в переменную вот таким образом:
3) Вызвать функцию можно вот так: .
4) Блок можно использовать для бесконечного повторения чего либо:
5) В Rust есть следующие побитовые операторы:
- — инверсия
- — сдвиг влево
- — сдвиг вправо
- — битовое ИЛИ
- — битовый И.
Теперь вы готовы помигать светодиодом из кода на Rust. Код пишем в . Переведите сишный код в аналогичный rust-код (в функции ). Тут уже объявлены необходимые регистры и функция «сна», которая создаёт задержку на некоторое время. Используйте это всё.
Когда будете готовы проверить свою прогу, скомпилируйте её, запустив в каталоге . Если всё нормально, то создастся файл , который переименовываем в и кладём на microSD-карточку, которую затем вставляем в малинку. Когда светодиодик снова замигает — можно считать, что данная часть туториала завершена.
UPD Следующая серия