11 крупнейших катастроф на воде

Подводные препятствия

Подобные аварии уже случались с подлодками США. В 2005 году атомная USS San Francisсo в подводном положении на полном ходу задела скалу на глубине 160 м. Тогда погиб один американский моряк, а 98 человек (почти весь экипаж) получили травмы и ранения. Лодке с трудом удалось всплыть на поверхность и вернуться на базу. Точно установить, с чем она столкнулась тогда, удалось только при осмотре в сухом доке.

— Много подобных происшествий происходит из-за неоткорректированных карт, которыми пользуется штурман на корабле. Экипаж должен знать обстановку в районе, отслеживать, к примеру, коралловые рифы, мели, которые могут менять свое положение, другие подводные объекты, — объяснил «Известиям» бывший командир подводной лодки контр-адмирал Всеволод Хмыров. — Мы не можем делать предположений по этой конкретной ситуации, поскольку неизвестно, на какой глубине и в каком режиме шел корабль. Но одной из причин всегда оказываются действия экипажа. Кроме исправности техники важны готовность и профессионализм личного состава, который должен уметь управлять подводной лодкой так, чтобы подобных инцидентов не было.

Бывший командир атомного подводного крейсера капитан 1 ранга Игорь Курдин считает, что исключать версию столкновения с другой субмариной, несмотря на заявления США, нельзя.

Морской сбой

USS San Francisco

Фото: commons.wikimedia.org/U.S. Navy/Nathanael T. Miller

— Есть так называемая безопасная глубина плавания. Это 45 м и у нас, и у американцев, — рассказал эксперт «Известиям». — Это означает, что мы не можем столкнуться ни с каким надводным кораблем или судном, включая даже супертанкеры, потому что ни у кого такой осадки нет. Если бы дело было в арктических районах, это могло быть столкновение с айсбергом. Но в теплом Южно-Китайском море их нет. Поэтому можно предположить лишь один вариант — столкновение с другой субмариной.

Несмотря на то что и российские, и американские, и другие подводные лодки оборудованы современными сонарами и другими средствами обнаружения, такие столкновения происходят регулярно, добавил Игорь Кудрин. Из-за особенностей водной среды две субмарины могли просто оказаться друг у друга в зоне «акустической тени».

По морским традициям, в случае столкновения обе подводные лодки должны всплыть и сделать донесения об этом, запросить оппонента и оказать помощь, пояснил капитан 1 ранга. Но, как правило, один из участников инцидента предпочитает скрыться, чтобы остаться неизвестным.

Профилактика ЧС на водном транспорте

Основные правила безопасного поведения должны быть известны каждому, кто шагнул на борт корабля. Их соблюдение поможет в случае возникновения ЧП быстро сориентироваться и принять верное решение. Правила высадки с судна в шлюпки:

  • покидать корабль нужно только по команде капитана судна;
  • право первыми воспользоваться спасательными шлюпками принадлежит детям, женщинам, раненым, пожилым людям;
  • перед посадкой в шлюпку, желательно как следует утеплиться (большое количество одежды предохранит от переохлаждения). Без спасательного жилета вход на шлюпку запрещен;
  • по возможности, с собой необходимо взять теплые одеяла, питьевую воду, еду. Не помешает также аварийное радио;
  • при отсутствии другого выхода и необходимости прыгать в воду нужно выбирать места не выше 5 метров от водной глади. Одной рукой необходимо крепко держаться за спасательный жилет, а второй плотно закрыть нос и рот.

Правила поведения в лодке:

  • чтобы сохранить тепло пострадавшим рекомендуется держаться как можно ближе друг к другу, а также выполнять физические упражнения;
  • желательно не мочить ноги. Для предотвращения их отека рекомендуется регулярно двигать ногами;
  • питье изначально нужно предлагать раненым и больным (из расчета 0,5 литра воды в сутки на взрослого человека). Морскую воду пить нельзя;
  • спасательные шлюпки должны держаться вместе, неподалеку от места крушения;
  • использовать дымовые шашки можно только при наличии возможности заметить их спасательной группе. Применение нескольких шашек одновременно запрещено.

Что делать при пребывании в воде? Правила поведения:

чтобы сохранить тепло нужно совершать минимум движений. Рекомендуется сгруппироваться: руками следует обхватить грудную клетку, как можно выше подняв бедра;
сигналы спасательной группе принято подавать путем поднятия руки

Также можно привлекать внимание свистком;
если отсутствует спасательный жилет, то нужно ухватиться за любой плавающий по близости предмет;
поза отдыха – лежа на спине.

Адские корабли

В результате успешного наступления японцев в Юго-Восточной Азии в их руки попали тысячи английских, американских, голландских, индийских и австралийских военнопленных. Уже в 1942 году японцы начали переправлять пленников в метрополию, используя транспортные суда. Условия содержания и перевозки на них были такими, что эти корабли стали называтьадскими судами». На них погибло около 20 000 человек, причём значительная часть — в результате атак американских подводных лодок.

Судьба военнопленных, оказавшихся на гибнущих кораблях, была ужасна: вооружённые охранники препятствовали их спасению, часто военнопленных расстреливали с борта соседних японских кораблей.

Двадцать четвёртого октября 1944 года японский транспортАрисан-Мару» был повреждён американской подводной лодкойШарк». Эскортирующие судно японские эсминцы потопили лодку, после чего сняли с тонущего транспорта экипаж и охрану. Все военнопленные — 1781 человек — были оставлены на борту гибнущего транспорта, из них удалось спастись девятерым.

Незадолго до этого, седьмого сентября 1944 года, американская субмаринаПэддл» потопила японский транспортШинью Мару», на борту которого находились 750 американских военнопленных. Из них только 85 человек смогли спастись, вплавь добравшись до филиппинского берега. По свидетельству уцелевших, японские боевые корабли, подбиравшие экипаж потопленного судна, открыли пулемётный огонь по спасающимся военнопленным. Несколько человек, поднятых на борт японских миноносцев, были убиты после спасения.

Капитан Дадли Мортон, командир подводной лодкиВаху»

Но наверное, наиболее вопиющий инцидент, связанный с гибелью военнопленных, произошёл 26 января 1943 года. Американская подводная лодкаВаху» атаковала два японских судна —Фукуей-Мару» иБуйё-Мару», — потопив торпедами оба корабля. На бортуБуйё-Мару» находилось около 500 индийских военнопленных.

После того как судно затонуло, часть японцев и индийцев спасались на спущенных на воду шлюпках. Командир американской лодки капитан Дадли Мортон приказал открыть по ним огонь из бортового орудия и пулемётов. Впоследствии он оправдывал свой приказ тем, что якобы японские солдаты начали обстреливать лодку из ручного оружия. Из 1195 человек, находившихся на борту судна, 195 индийцев и 87 японцев погибли от взрыва торпеды и последующего обстрела с борта подводной лодки.

Несмотря на то, что действия американского капитана прямо нарушали положения Гаагской конвенции 1907 года, он избежал судебного преследования. Одиннадцатого октября 1943 года американская субмарина была потоплена со всем экипажем японским самолётом.

«Кап Аркона»

«Кап Аркона» было одним из крупнейших пассажирских судов Германии, водоизмещение – 27 561 тонн. Пережив практически всю войну, «Кап Аркона» погибло уже после взятия Берлина союзными войсками, когда 3 мая 1945 года лайнер был потоплен английскими бомбардировщиками.

Биньямин Якобс, один из узников, бывших на «Кап Арконе», в книге «The Dentist of Auschwitz» писал: «Внезапно появились самолёты. Мы ясно видели их опознавательные знаки. „Это англичане! Смотрите, мы КаЦетники! Мы узники концлагерей!“ — кричали мы и махали им руками. Мы махали нашими лагерными шапками в полоску и указывали на нашу полосатую одежду, но не было к нам сострадания. Англичане стали бросать напалм на сотрясающийся и горящий „Cap Arcona“. На следующий заход самолёты снизились, теперь они были на расстоянии 15 м от палубы, мы хорошо видели лицо пилота и думали, что нам нечего бояться. Но тут из брюха самолета посыпались бомбы… Некоторые падали на палубу, другие в воду… В нас и в тех, кто прыгнул в воду, стреляли из пулемётов. Вода вокруг тонувших тел сделалась красной».

11 Сель

Сель — это грязевой или грязекаменный поток, внезапно формирующийся в руслах горных рек в результате ливней, бурного таяния ледников или сезонного снежного покрова. Решающим фактором возникновения может послужить вырубка лесов в горной местности — корни деревьев держат верхнюю часть почвы, что предотвращает возникновение селевого потока. Это явление кратковременное и обычно длится от 1 до 3 часов, характерное для малых водотоков длиной до 25-30 километров. На своем пути потоки прокладывают глубокие русла, которые в обычное время бывают сухими или содержат небольшие ручьи. Последствия селей бывают катастрофическими.

Представьте, что на город со стороны гор обрушилась масса земли, ила, камней, снега, песка, подгоняемая сильным потоком воды. Этим потоком будут снесены находившиеся у подножия гор дачные строения вместе с людьми, животными и фруктовыми садами. Весь этот поток ворвётся в город, обратит его улицы в бушующие реки с крутыми берегами из разрушенных домов. Дома сорвуться с фундаментов и вместе с людьми унесутся бурным потоком.

Авианосный квартет

Регион, в котором получила повреждения подводная лодка Connecticut, считается одной из горячих точек мира. В последние годы в Южно-Китайском море растет напряженность из-за территориальных споров Китая и окружающих его стран, поддерживаемых США.

В минувшие выходные там прошли масштабные военно-морские учения ударных авианосных групп США, Соединенного Королевства и Японии. В них приняли участие также корабли Нидерландов, Канады и Новой Зеландии — всего 17 вымпелов.

Морской сбой

USS Ronald Reagan (на переднем плане)

Фото: commons.wikimedia.org/U.S. Navy/Todd P. Cichonowicz

В водах к юго-востоку от японского острова Окинава встретились авианесущий эсминец JS Ise морских сил самообороны Японии, американские ядерные авианосцы USS Ronald Reagan и USS Carl Vinson, а также новейший британский Queen Elizabeth. Их сопровождал внушительный эскорт из крейсеров и эсминцев с крылатыми ракетами и мощным зенитным вооружением.

Сводная эскадра отработала защиту от воздушных угроз и нанесение ударов по морским целям. О действиях подводных лодок не сообщалось, но обычно каждую авианосную ударную группу сопровождает по крайней мере одна АПЛ. Она выслеживает субмарины противника и увеличивает ударный потенциал группы своими крылатыми ракетами.

7 Извержение вулкана

Извержение вулкана — это процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой. Сильнейшее извержение вулкана может иметь временной период от нескольких часов до многих лет. Раскаленные облака пепла и газов, способные передвигаться со скоростью в сотни километров в час и подниматься в воздух на сотни метров. Вулкан выбрасывает газы, жидкие и твердые вещества с высокой температурой. Это часто становится причиной разрушения строений и гибели людей. Лава и другие раскаленные извергаемые вещества стекают по склонам горы и выжигают все, что встречают на своем пути, принося неисчислимые жертвы и поражающие воображение материальные убытки. Единственной защитой от вулканов является всеобщая эвакуация, поэтому население должно обязательно быть знакомо с планом эвакуации и беспрекословно подчиняться властям в случае необходимости.

Стоит заметить, что опасность от извержения вулкана существует не только для региона вокруг горы. Потенциально вулканы угрожают жизни всего живого на Земле, поэтому не стоит относиться со снисхождением к этим горячим ребятам. Опасны почти все проявления вулканической деятельности. Само собой понятна опасность кипящей лавы. Но не менее страшен и пепел, который проникает буквально всюду в виде непрерывного серо-чёрного снегопада, который заваливает улицы, пруды, целые города. Геофизики утверждают, что некоторые вулканы способны к извержениям в сотни раз более мощным, чем наблюдавшиеся когда-либо. Крупнейшие извержения вулканов, впрочем, уже происходили на Земле — задолго до появления цивилизации.

Утечка дизельного топлива в Норильске

Это экологическая катастрофа общероссийского и мирового масштаба, произошедшая в конце мая 2020 года во время разгерметизации бака, в котором находилось дизельное топливо на ТЭЦ в окрестностях Норильска. Катастрофа создает угрозу для экосистемы всего Северного Ледовитого океана.

Еще с 2016 года Роспотребнадзор не имел доступа к резервуару, из которого вытекло в общей сложности свыше 20 тыс. тонн дизтоплива. При этом контролирующий орган неоднократно проверял компанию «Норильский никель» о возможной катастрофе. Комиссия, которая расследовала обстоятельства экологической катастрофы, обнаружила микротрещины на резервуаре с топливом. Сама же компания не платила государству налоги за загрязнение окружающей среды.

29 мая произошла разгерметизация бака резервного топлива на третьей теплоэлектроцентрали. Оттуда начала течь река дизельного топлива. Ее сняли на видео проезжавшие мимо мужчины.

В результате утечки 6 тыс. тонн топлива попали в почву, а около 15 тыс. тонн – в реку Далдыкан, впадающей в реку Амбарную, а затем – в оз. Пясино. Под угрозой оказалась экосистема Карского моря. Загрязненность превышала ПДК в десятки тысяч раз.

Экологические катастрофы оказывают губительное воздействие на живое. Особую опасность представляет загрязнение воды. Экологические бедствия ухудшают и без того напряженную ситуацию с водными ресурсами. Перед мировым сообществом стоит задача не допустить повторения экологических катастроф для сохранения жизни на планете.

Тренер Картер (2005)

В список фильмов про спорт, основанных на реальных событиях, входят не только кинокартины о выдающихся спортсменах и знаковых состязаниях. Один из лучших примеров такого кино – драма «Тренер Картер». В основе сюжета лежит реальная история, произошедшая в 1999 году в Ричмонде. Посреди сезона тренер школьной баскетбольной команды Кен Картер запретил игрокам выходить на площадку из-за низкой успеваемости. Баскетболистам было запрещено тренироваться до тех пор, пока они не улучшат оценки. Стоит отметить, что съемки фильма проходили в присутствии настоящего Кена Картера.

Кен Картер – тренер, который не просто учит своих подопечных баскетболу, но побуждает их заботиться о своем будущем. Кинофильм показывает, что недостаточно быть победителем лишь в спорте.

Оригинальное названиеCoach CarterВ главных роляхСэмюэл Л. Джексон, Роб Браун, Роберт РичардСтранаСША, ГерманияРейтингКинопоиск – 8.0, IMDb – 7.3Возрастные ограничения16+

1 Землетрясение

Землетрясение — это подземные толчки и колебания поверхности Земли, вызванные естественными причинами. Небольшие толчки могут вызываться также подъёмом лавы при вулканических извержениях. Ежегодно на всей Земле происходит около миллиона землетрясений, но большинство из них так незначительны, что они остаются незамеченными. Самые сильные землетрясения, способные вызвать обширные разрушения, случаются на планете примерно раз в две недели. Большая их часть приходится на дно океанов, и поэтому не сопровождается катастрофическими последствиями если землетрясение обходится без цунами.

Землетрясения наиболее известны по тем опустошениям, которые они способны произвести. Разрушения зданий и сооружений вызываются колебаниями почвы или гигантскими приливными волнами (цунами), возникающими при сейсмических смещениях на морском дне. Мощное землетрясение начинается с разрыва и перемещения горных пород в каком-нибудь месте в глубине Земли. Это место называется очагом землетрясения или гипоцентром. Глубина его обычно бывает не больше 100 км, но иногда доходит и до 700 км. Иногда очаг землетрясения может быть и у поверхности Земли. В таких случаях, если землетрясение сильное, мосты, дороги, дома и другие сооружения оказываются разорванными и разрушенными.

Крупнейшей природной катастрофой считается землетрясение магнитудой 8,2 балла 28 июля 1976 года в китайском городе Таншане, провинция Хэбэй. По официальным данным властей КНР, количество погибших составляло 242 419 человек, однако, по некоторым оценкам, количество погибших доходит до 800 тысяч человек. В 3:42 по местному времени город был разрушен сильным землетрясением. Разрушения имели место также и в Тяньцзине и в Пекине, расположенном всего в 140 км к западу. Вследствие землетрясения около 5,3 миллионов домов оказались разрушенными или повреждёнными настолько, что в них невозможно было жить. Несколько афтершоков, сильнейший из которых имел магнитуду 7,1, привели к ещё бо́льшим жертвам. Землетрясение в Таншане является вторым в истории по количеству жертв после самого разрушительного землетрясения в Шэньси в 1556 году. Тогда погибло около 830 тысяч человек.

Такие суда покупают по цене внедорожника

Моряки в соцсетях 46-летний сухогруз называют «корытом» и грешат не столько на сильный шторм, сколько на состояние корабля.

«Я отработал на этом судне контракт в 2001 году. Уже тогда оно было проблемным», — пишет Константин Сорокин.

Наталья Димова на Arvin работала в 2009 году, рассказывает, что впечатления после рейса не самые приятные.

«То есть и было корыто. Очень нехорошие воспоминания остались от того рейса. Судном тогда владели турки, снабжения практически не было, из продуктов — просроченная курятина, спаржа, макароны и обезжиренный йогурт. Офицерский состав — турки и азербайджанцы. Меня хватило на 1,5 месяца, — вспоминает условия на Arvin Наталья. — В 2010-м оно стояло на ремонте в Турции с развороченной носовой частью».

То, что такие суда еще на плаву, Наталью не удивляет, но то, что они уже не должны ходить, уверена.

— А почему моряки соглашаются работать на таких сомнительных в плане безопасности судах? — спрашиваю.

— По разным причинам. Кто-то по возрасту уже не подходит, кто-то для практики, многие, такие как я, например, из-за незнания английского. На таких судах много русскоговорящих экипажей. Кто-то от безысходности, — отвечает Наталья.

— Да, одному из выживших всего 20 лет…

— У нас были и 18-летние, кадеты, работавшие за $200. Такие суда однозначно нельзя выпускать в рейс, тем более по морю, — говорит Наталья.

Так затонувший Arvin выглядел в 2010 году на ремонте. Фото: Наталья Димина

Кон-Тики (2012)

Можно ли покорить бесконечные просторы Тихого океана на деревянном плоту? В 1947 году шесть скандинавских героев доказали, что можно. Отдавшись на волю течений и ветров, Тур Хейердал вместе с командой таких же авантюристов совершил невероятное путешествие. И эта экспедиция запомнилась, как самая дерзкая в мировой истории путешествий. Эффектный интересный фильм про норвежских первопроходцев и исследователей основан на реальных событиях и получил массу отличных отзывов зрителей.

Оригинальное названиеKon-TikiЖанрПриключения, биографияАктерыПол Сверре Валхейм Хаген, Андерс Баасмо Кристиансен, Тобиас Зантельман…СтранаНорвегия, Великобритания, Дания, Германия, ШвецияРейтингКинопоиск – 7.3, IMDb – 7.2Возрастные ограничения6+

Трансатлантический пассажирский турбоход из Великобритании «Лузитания»

Судно было введено в эксплуатацию в 1907 году. Изначально судно строилось с расчетом на то, что в случае начала боевых действий, оно будет переоборудовано в крейсер. Однако впоследствии, правительство Великобритании решило отказаться от этой идеи. Причиной этого являлся довольно внушительный расход угля судна.

Корабль представлял собой роскошный лайнер. Его единственной целью было перевозка людей из Великобритании в США и обратно. Однако несмотря на то, что данное судно не относилось к числу военных кораблей, затонуло оно из-за попадания торпеды.

На британском турбоходе было закрашено название. Также на корабле отсутствовал флаг какого-либо государства. Вполне возможно, что именно из-за этого военные, которые были на борту немецкой подлодки приняли решение атаковать британский корабль. Трагедия произошла 7 мая 1915 года. Немецкая подложка выпустила торпеду, которая попала в правый борт корабля.

Судно исчезло под водой всего за 18 минут. В результате данной трагедии погибло 1 тыс. 198 человек. При том, что на борту корабля в момент атаки немецкой субмарины находилось 1 тыс. 959 человек.

Волновать опасно

В августе Государственная инспекция по маломерным судам озвучила данные: с начала года произошло 38 аварий с участием маломерных судов, то есть тех, что в длину не превышают 20 м и перевозят не более 12 пассажиров. Для сравнения, в 2019 году таких происшествий было 50.

К слову, в Москве этим летом, по официальным данным, не допущено ни одного происшествия с маломерными судами, зато нарушителей (и потенциальных источников аварий) — порядка 130. Как уточняли в пресс-службе столичного ГУ МЧС РФ, больше всего протоколов составлено за нарушение правил эксплуатации судов и управление судном лицом, не имеющим права на управление (таких 90). Более 20 протоколов составлено за нарушение правил плавания.

По словам начальника отдела ГИМС управления безопасности людей на водных объектах МЧС России Андрея Печенина, основными причинами инцидентов на воде стали опасное маневрирование и превышение скорости.

Рассекая волны

Совместный рейд государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Камчатскому краю и линейного отдела полиции на транспорте по проверке выполнения владельцами катеров, лодок, гидроциклов правил эксплуатации маломерных судов

Фото: РИА Новости/Александр Пирагис

«Крупное судно, имеющее значительное водоизмещение, проходя на высокой скорости рядом со стоящими судами, создает значительные волны, — объяснил журналистам Андрей Печенин. — Волны могут повредить другие суда или перевернуть их, а также вызвать падение с них за борт людей».

Похожая ситуация в августе произошла в Тверской области: из-за рассекавшего по волнам мощного судна на реке Шоша перевернулся и затонул небольшой катер. Владелец, его дочь и трехлетняя внучка, к счастью, не пострадали — все были в спасжилетах, да и до берега было недалеко. Зато капитан катера даже не остановился.

«Раньше в правилах был пункт, запрещающий создавать опасное волнение, но в последней редакции этот пункт почему-то трагически исчез. Здесь, конечно, серьезная недоработка людей, которые редактировали правила плавания по внутренним водным путям», — говорит в беседе с «Известиями» исполнительный директор межрегиональной общественной организации «Национальная ассоциация маломерного судоходства» Алексей Смирнов. Запретить заходить мощным, «серьезным» яхтам в небольшие речушки, конечно, не запретишь. Как замечает эксперт: «Серьезное» судно ничем не отличается от «несерьезного» — просто нужно вести себя на воде аккуратно».

Каких-то единых требований к скоростному режиму на водоемах страны нет, но ограничения можно ввести на региональном уровне. Штраф за превышение скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, остановку или стоянку судна в запрещенных местах — от 500 до 1 тыс. рублей или лишение прав до полугода. Правда, поймать лихачей на нарушении того же скоростного режима сложно.

Рассекая волны

Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

«Так, в правилах есть ограничение: например, двигаться по малым рекам, каналам Санкт-Петербурга со скоростью не более 8 км/ч. Но технически проверить это невозможно — прибор измерения скорости предусматривает стационарное наблюдение. На катере при относительном движении двух объектов точного результата не достигнешь», — говорит «Известиям» председатель совета Ассоциации владельцев маломерных судов Санкт-Петербурга Александр Камелин.

Кстати, отсутствие спасжилетов на маломерном судне может реально стоить жизни. В мае на озере Болонь в Хабаровском крае перевернулась моторка: две женщины утонули, судоводитель и еще одна женщина спаслись. На суде мужчина признался, что оставил спасжилеты дома.

«Маломерные суда крайне неустойчивы, поэтому их эксплуатация без спасательного жилета создает необоснованную угрозу для водителя и пассажиров. При этом, как показывает практика, надеть в воде жилет практически невозможно», — предупреждают в МЧС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector