10 интересных фактов о катастрофах
Содержание:
- Основные черты экологических катастроф
- Техногенные катастрофы
- 2 декабря 1997 года — взрыв метана на шахте «Зыряновская»
- Природные и техногенные катастрофы
- Стихийные явления природы
- Катастрофы акваторий
- Экологическая катастрофа в Средиземном море
- Классификация техногенных катастроф
- Обвалы
- Взрыв баллистической ракеты на космодроме Байконур (1960 год)
- Основные источники ЧС
- Крушение Ми-8 в ЯНАО. Погибли 19 человек
- Крушение Як-42 под Ярославлем. Погибли 44 человека
- Крушение танкера «Эксон Валдез»
- Причины техногенных катастроф
- Пожар в командном модуле Аполлон-1 (1967 год)
- Данные по России и Украине
- Причины чрезвычайных природных явлений
Основные черты экологических катастроф
По оценкам специалистов в настоящее время при экологической катастрофе:
- наблюдается постепенный процесс повышения температуры на планете и изменение климата;
- миграция животных, связанная с необходимостью поиска других мест обитания;
- загрязнение воздушной, земляной и водной среды;
- разрушение биосферного экрана;
- под влиянием антропогенного фактора нарушаются естественные природные связи.
Современные экологические катастрофы характеризуются тем, что восстановить разрушения, которые они несут, невозможно. Ущерб, который они наносят, бывает различный по своим масштабам. Поэтому происходящие бедствия подразделяются на глобальные, региональные и местные или локальные.
Техногенные катастрофы
Вспомним Чернобыльскую аварию на АЭС: погибли люди, экономике
нанесен материальный ущерб, возникла экологическая катастрофа.
Техногенные катастрофы могут быть спровоцированы либо
человеческим фактором (в том числе – халатностью), либо
воздействием внешних обстоятельств. Подразделяются на 2
подвида:
-
индустриальные, т.е. случившиеся в ходе
производственной деятельности человека. Самая крупная произошла в
Индии в 1984 году, в результате отравления парами метилизоцианата
погибли 18 тысяч человек (3 тысячи – в первые дни после катастрофы
на химическом заводе, 15 – в течение нескольких лет после
этого); -
транспортные, т.е. на самолетах, водных судах,
поездах.
2 декабря 1997 года — взрыв метана на шахте «Зыряновская»
В результате взрыва метана на шахте «Зыряновская» в Кемеровской области погибли 67 человек. Сообщалось, что авария произошла во время пересменки в очистном забое. Основной причиной был назван человеческий фактор: комбайнер раздавил шахтерский самоспасатель (средство индивидуальной защиты от токсичных продуктов горения), который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли.
За неделю до взрыва на шахте произошла вспышка газа, в результате которой пять рабочих получили ожоги. Однако эксплуатация рудника не была остановлена. Специалисты отмечают, что никто из руководящего состава шахты по итогам расследования наказан не был. На протяжении десяти последующих лет авария в Новокузнецке оставалась самой крупной катастрофой в Кузбассе.
Природные и техногенные катастрофы
Любая развитая цивилизация может быть разрушена в результате катастрофы глобального масштаба. Человек не способен противостоять таким явлениям, как извержение вулкана, наводнение, цунами, землетрясение. Даже нашествие саранчи способно ему навредить. Кроме этого, многочисленные несчастные случаи и катастрофы вселенского масштаба происходят и внутри цивилизации, которая чем больше развивается и растет, тем больше превращается в некую губительную силу для всего живого. Природные и техногенные катастрофы сопровождают развитие Земли и человечества во всех периодах становления.
Стихийные явления природы
Мир природы постоянно был и остается источником опасностей. Потеря значительных экономических, человеческих ресурсов часто связанна со стихийными явлениями природы. Стихийные бедствия – это опасные формы разных природных явлений, которые являются разрушителями, оказывают существенное влияние на окружающую среду и ее обитателей. В разных частях Земли регулярно происходят опасные стихийные явления, которые наносят непоправимый вред природе и людям.
К основным видам стихийных опасных явлений относятся: землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, атмосферные катастрофы и др. Рассмотрим и проанализируем особенности стихийных природных явлений и бедствий, ознакомимся с причинами возникновения и способами предупреждения стихий.
Катастрофы акваторий
Одна из экологических катастроф – это значительная потеря воды Аральского моря, уровень которой за 30 лет понизился на 14 метров. Оно разделилось на два водоема, а большинство морских животных, рыб и растений вымерло. Часть Аральского моря пересохла, покрылась песком. В этом районе существует дефицит питьевой воды. И хоть ведутся попытки восстановить акваторию, существует большая вероятность гибели огромной экосистемы, которая будет потерей планетарного масштаба.
Очередная катастрофа произошла в 1999 году на Зеленчукской ГЭС. В этой местности происходило изменение рек, переброска воды, и значительно уменьшилось количество влажности, что способствовало уменьшению популяций флоры и фауны, был уничтожен Эльбурганский заповедник.
Одной из самых глобальных катастроф считается потеря молекулярного кислорода, содержащегося в воде. Учеными установлено, что за последние полвека данный показатель упал более чем на 2%, что сказывается крайне негативно на состоянии вод Мирового океана. Из-за антропогенного воздействия на гидросферу замечен спад уровня кислорода в приповерхностной толще воды.
Пагубное влияние на акватории оказывает загрязнения вод пластиковыми отходами. Попадающие в воду частицы, способны изменить естественную среду океана и оказать крайне негативное воздействие на морских обитателей (животные принимают пластик за еду и ошибочно заглатывают химические элементы). Некоторые частицы настолько малы, что заметить их невозможно. Вместе с тем они оказывают серьезное влияние на экологическое состояние вод, а именно: провоцируют изменение климатических условий, накапливаются в организмах морских жителей (многие из которых употребляет человек), снижают ресурсность океана.
Одной из катастроф мирового масштаба считается повышение уровня воды в Каспийском море. Некоторые ученые считают, что в 2020 году уровень воды может подняться еще на 4-5 метров. Это приведет к необратимым последствиям. Города и промышленные предприятия, расположенные вблизи воды, будут затоплены.
Экологическая катастрофа в Средиземном море
В конце зимы десятки тонн нефтепродуктов были выброшены на большую часть средиземноморского побережья Израиля. Из-за загрязнения закрылись пляжи, промысловые предприятия, находящиеся в эпицентре катастрофы. На берегу оказалось множество мертвых морских животных и птиц. Полная ликвидация последствий катастрофы и реабилитация экосистемы на побережье страны может занять десятки лет.
По информации властей виновником происшествия стало одно из 9 судов, пострадавших от шторма в этот период. Компенсация за ущерб, нанесенный экосистеме Израиля и водам Средиземного моря, может обойтись владельцам аварийного судна в миллионы долларов.
Классификация техногенных катастроф
Классификация по масштабу происшествия
- локальные или объектовые — аварии, произошедшие на локальном производстве или небольшом объекте, не выходящие за границу объекта, которые могут быть ликвидированы собственными силами без вмешательства извне;
- местные — чрезвычайные ситуации, границы распространения поражающих факторов которых представляют собой населенный пункт: поселок, город, муниципальный район;
- территориальные — границей их распространения является субъект государства (область, край, автономный округ, штат);
- региональные — происшествия, затронувшие несколько субъектов (2-3) государства;
- федеральные — аварии, территория поражающего распространения которых — более 4 субъектов;
- глобальные — катастрофа выходит на мировой уровень, за пределы государства.
Справка:
Классификация по происхождению (виду)
- ЧС на транспорте — аварии, произошедшие с участием различных видов транспорта: автомобилей, речных и морских судов, самолетов, на транспортных магистралях;
- ЧС с пожарами и взрывами — в основе таких аварий всегда присутствует пожароопасная ситуация, взрыв или угрозы взрыва на предприятиях и различных социально значимых объектах инфраструктуры;
- ЧС с выбросами химических веществ — аварии на крупных производственных мощностях, крупных элементах транспортной инфраструктуры (например, железнодорожных и морских вокзалах и портах), которые могут привести к заражению окружающей среды опасными для человека химическими элементами;
- ЧС с выбросами радиоактивных веществ — в этом случае под угрозу техногенной катастрофы прежде всего попадают крупные государственные оборонные предприятия и объекты энергетической сферы;
- ЧС с выбросами биологически опасных веществ — аварии на объектах производства, науки транспорте, связанные с наукой, медициной, оборонной сферой;
- ЧС, вызванные обрушениями зданий, транспортных магистралей, вызванные недостатками конструкции и различными природными катастрофами (землетрясения, наводнения, обвалы);
- ЧС на предприятиях коммунальной сферы — аварии на энергетических станциях, очистных сооружениях, водопроводе.
Справка:
Обвалы
Обвалом называется отделение массы горных пород на крутом склоне с углом больше угла естественного откоса, происходящее вследствие потери устойчивости склона под влиянием различных факторов (выветривание, эрозия и абразия в основании склона и др.).
Обвалы относятся к гравитационному движению горных пород без участия воды. Чаще всего обвалы появляются в периоды дождей, таяния снега, весенних оттепелей. Обвалы могут быть вызваны взрывными работами, неправильным ведением горных и строительных работ, заполнением горных речных долин водой при создании водохранилищ, вырубкой лесов на склонах гор и другой деятельностью человека.
Обвалы часто происходят на склонах, нарушенных тектоническими процессами и процессами выветривания. Легко возникают обвалы тогда, когда на склоне массива слоистой структуры пласты падают в том же направлении, что и поверхность склона, или когда высокие склоны горных ущелий и каньонов разбиты вертикальными и горизонтальными трещинами на отдельные блоки.
Одной из разновидностей обвалов являются вывалы – обрушение отдельных глыб и камней из скальных грунтов, слагающих отвесные склоны и откосы выемок.
Взрыв баллистической ракеты на космодроме Байконур (1960 год)
Это была крупнейшая и единственная катастрофа, которая случилась на космодроме Байконур во времена космической гонки между СССР и США. Она произошла во время подготовки к запуску абсолютно новой баллистической ракеты P-16 в 1960 году. Запуск был приурочен к 43 годовщине Октябрьской революции.
По некоторым данным трагедия на Байконуре забрала жизни 126 человек
Так как работы велись в условиях тотальной спешки во время ее сборки было допущено множество серьезных ошибок, а также нарушены правила техники безопасности. Все это привело к трагическим последствиям. В результате преждевременного запуска двигателя воспламенилось и затем взорвалось ракетное топливо. В итоге было уничтожено все, что находилось рядом с ракетой. Заживо сгорели и погибли от сильных ожогов, по разным данным, от 76 до 126 человек.
Информация о трагедии сразу же была засекречена, как и многие другие катастрофы в СССР. Поэтому никаких официальных заявлений от властей не последовало. Родные и близкие погибших рассказывали о несчастном случае, который не был связан с космодромом.
Основные источники ЧС
Наибольшее число ЧС природного происхождения обусловлено:
- наводнениями 34%
- ураганами, бурями, тайфунами, смерчами 19%
- сильными, продолжительными дождями 14%
- землетрясениями 8%
- сильными снегопадами, метелями 8%
- оползнями, обвалами 5%
Основными источниками ЧС техногенного характера и технологических катастроф всё же является человеческий фактор. Классификация наиболее опасных ЧС техногенного характера может быть представлена следующим образом.
Транспортные аварии (катастрофы):
- аварии товарных поездов;
- аварии пассажирских поездов, поездов метрополитенов;
- аварии речных и морских грузовых судов;
- аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов;
- авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах;
- авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов;
- аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные катастрофы);
- аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и в тоннелях;
- аварии на магистральных трубопроводах.
Пожары, взрывы, угрозы взрывов:
- пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;
- пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, пожары (взрывы) на транспорте;
- пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;
- пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социальнобытового, культурного назначения;
- пожары (взрывы) на химически опасных объектах;
- пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах;
- обнаружение неразорвавшихся боеприпасов;
- утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).
Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):
- аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);
- аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) ХОВ;
- образование и распространение ХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;
- аварии с химическими боеприпасами, утрата источников ХОВ.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ):
- аварии на атомных станциях (АЭС), атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ;
- аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла (ЯТЦ);
- аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом РВ на борту;
- аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;
- аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;
- утрата радиоактивных источников.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):
- аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях);
- аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;
- утрата БОВ.
Внезапное обрушение зданий, сооружений:
- обрушение элементов транспортных коммуникаций;
- обрушение производственных зданий и сооружений;
- обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.
Аварии на электроэнергетических системах:
- аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;
- аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;
- выход из строя транспортных электроконтактных сетей.
Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения:
- аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;
- аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;
- аварии в системах снабжения населения питьевой водой;
- аварии на коммунальных газопроводах.
Аварии на очистных сооружениях:
- аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;
- аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.
Гидродинамические аварии:
- прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;
- прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек др.) с образованием прорывного паводка;
- прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях. Ущерб при механических повреждениях и разрушениях сооружений определяют исходя из их возможной степени повреждения – в долях от первоначальной сметной стоимости. Ущерб при коррозийных повреждениях объектов в обычной и агрессивных средах определяют с учетом вероятности повреждения в долях от нормативного срока службы.
Крушение Ми-8 в ЯНАО. Погибли 19 человек
Вертолет Ми-8 авиакомпании «Скол» разбился в Ямало-Ненецком автономном округе 21 октября 2016 года. Погибли все 19 человек, находившихся на борту.
Согласно официальному заключению МАК, причиной катастрофы стала «потеря экипажем пространственной ориентировки». Вертолет совершал вынужденную посадку из-за малого количества топлива ночью, в сплошной облачности, без световых ориентиров на земле.
В качестве других факторов, которые способствовали крушению, эксперты назвали:
- недостатки во взаимодействии членов экипажа;
- принятие командиром судна необоснованного решения на вылет при имевшейся информации о метеорологических условиях в районе пункта дозаправки;
- недостатки в подготовке членов экипажа по действиям во внештатных аварийных ситуациях.
Фото: 66.ru |
---|
Чаще всего причиной авиакрушений называют именно ошибки пилотов. Но, по мнению экспертов, любой авиакатастрофе предшествует целая череда проблем и недочетов. |
Крушение Як-42 под Ярославлем. Погибли 44 человека
В сентябре 2011 года Як-42 авиакомпании «Як Сервис» должен был вылететь из Ярославля в Минск. Во время разбега самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, взлетел на несколько метров, врезался в радиомаяк и рухнул на берегу реки Туношонки. В авиакатастрофе погибли 36 пассажиров (в основном — игроки ХК «Локомотив» и их тренеры) и 8 членов экипажа.
Непосредственной причиной катастрофы МАК назвал нажатие кем-то из пилотов на тормозные педали во время разбега самолета. Несмотря на нештатную ситуацию, экипаж не предпринял попытку прекратить взлет, а продолжил набирать скорость, пытаясь поднять судно в воздух. Также МАК отмечает, что в организме второго пилота были найдены следы фенобарбитала, оказывающего тормозящее действие на центральную нервную систему.
Кроме того, МАК установил ряд факторов, способствовавших катастрофе:
- серьезные недостатки в переучивании членов экипажа на самолет Як-42: навыки пилотирования Як-40 применили на Як-42, из-за чего кто-то из членов экипажа перепутал расположение педалей;
- ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке и расчете параметров взлета, а также в процессе разбега;
- несогласованные, нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега.
Крушение танкера «Эксон Валдез»
23 марта 1989 года из терминала в аляскинском порту Валдиз отплыл полностью загруженный нефтью танкер «Эксон Валдез», который направлялся в калифорнийский порт Лонг-Бич. Выведя судно из Валдиза, лоцман передал управление танкером капитану Джозефу Джефри, а тот уже к тому времени был «навеселе». В море были айсберги, поэтому капитан вынужден был отклониться от курса, оповестив об этом береговую охрану. Получив разрешение от последней, он поменял курс, а в 23 часа покинул рубку, оставив управление судном на третьего помощника и матроса, которые перед этим уже отстояли свои вахты и нуждались в 6-часовом отдыхе. Фактически танкером управлял автопилот, руководствовавшийся навигационной системой.
Перед уходом капитан проинструктировал помощника, что через две минуты после прохождения траверза острова нужно изменить курс. Помощник передал этот приказ матросу, но либо он сам запоздал, либо запоздало его исполнение, но в половине первого ночи 24 марта танкер врезался в Блайт-риф. В океан в результате катастрофы вылилось 40 000 кубометров нефти, а экологи считают, что значительно больше. Загрязнению подверглись 2400 км береговой линии, что сделало эту аварию одной из самых значительных экологических катастроф в мире.
Причины техногенных катастроф
Различные аварии и катастрофы могут сопровождаться взрывами, выбросом всяческих веществ, в том числе радиоактивных, возникновением пожаров и так далее. В большинстве случаев техногенная катастрофа возникает вследствие умышленных или неумышленных действий человека. Основные причины аварий:
- Многочисленные просчеты в процессе проектировки современных зданий.
- Недостаточный уровень безопасности сооружений.
- Отступление от намеченного проекта и некачественное строительство зданий.
- Размещение производства в непродуманном месте.
- Недостаточная профессиональная подготовка персонала, его недисциплинированность и халатность, что способствует нарушению основных требований технологического процесса.
Пожар в командном модуле Аполлон-1 (1967 год)
Трагедия хоть и далеко не самая масштабная, тем не менее ужасает своими подробностями. Она произошла в самый разгар лунной гонки. Американцам было известно, что СССР хоть и серьезно отстает от США, но тоже работает над лунным челноком. Поэтому программа “Аполлон” реализовывалась в сильной спешке.
Тренировка экипажа Аполлона-1 в 1967 году
В 1966 году прошли первые успешные испытания «Аполлонов-1» в беспилотном режиме. В конце февраля 1967 года должны были состояться пилотируемые запуски челнока. Для подготовительных тренировок на Мыс Канаверал в январе 1967 года доставили первую версию командного модуля. Практически сразу же выяснилось, что модуль имеет серьезные недоработки. Некоторые изменения инженерам приходилось выполнять прямо на месте.
Трагедия случилась 27 января в процессе имитационной тренировки экипажа. Задача состояла в том, чтобы проверить работу приборов. Члены экипажа зашли в кабину около часа дня. В качестве искусственной атмосферы в модуль был закачан чистый кислород. Во время тренировки постоянно возникали неполадки. Периодически с космонавтами прерывалась связь, от них поступали сообщения о появлении странных запахов. В результате тренировка периодически прерывалась, однако так и не была отменена полностью.
Экипаж челнока Аполлон-1 незадолго до трагедии
Во время очередной проверки датчиков космонавтами был зафиксирован сильный скачок энергии. Спустя 10 секунд, в 18:31 по местному времени один из членов экипажа прокричал, что в кабине пожар. Камеры запечатлели, как космонавт пробрался к люку и попытался его открыть, но попытки были тщетны в результате плохо продуманной конструкции люка. Другие космонавты через радиосвязь просили о помощи, однако вскоре связь с ними прервалась.
Подоспевшие люди обнаружили, что все член экипажа уже мертвы. После этого события материалы внутри модуля были заменены на негорючие, провода стали изолировать тефлоном, конструкцию люка доработали. Кроме того, в качестве искусственной атмосферы стали использовать смесь кислорода и азота в пропорции 60% и 40%.
Данные по России и Украине
Катаклизмы происходили в России нередко. Как правило, они ознаменовывали конец предыдущей эпохи и начало новой.
Например, в 17 веке произошли крупные бедствия, после чего началась новая эпоха, более жестокая. Тогда случились набеги саранчи, уничтожившие посевы, великое затмение солнца, зима была очень мягкой – реки не покрыло льдом из-за чего весной они вышли из берегов и произошли наводнения. Также лето было холодным, а осень жаркой, как следствие в середине декабря степи и луга покрылись зеленью. Все это привело к тому, что появились пророчества о предстоящем конце Света.
Как показывает статистика катаклизмов, в России от них ежегодно гибнут и страдают тысячи людей. Бедствия приносят убытки стране в размере до 60 млрд. руб. в год. Большую часть всех катаклизмов составляют наводнения. Второе место занимают смерчи и ураганы. За период с 2010 по 2015 год количество стихийных бедствий в России возросло на 6%.
Большую часть катастроф в Украине составляют оползни, наводнения и сели. Так как в стране огромное количество рек. На втором месте по разрушительности – пожары лесов и степей, сильные ветры.
В апреле 2017 года произошел последний катаклизм в стране. От Харькова до Одессы прошел снежный циклон. Из-за него более трехсот населенных пунктов оказались обесточены.
Статистика катаклизмов в мире последнее время возрастает. Некоторые бедствия невозможно предугадать. Но есть и те, которые можно спрогнозировать и предотвратить. Дело лишь за тем, чтобы руководство каждой страны вовремя принимало адекватные меры.
Причины чрезвычайных природных явлений
В первую очередь продолжить разговор про стихийные бедствия следует уточнением вопроса о том, почему же все-таки случаются подобные катастрофы, к чему они могут привести, как с ними бороться, как предотвратить их возможное возникновение и что следует делать для того, чтобы обезопасить свою собственную жизнь и жизни своих близких. И начнем мы с вероятных причин возникновения ЧС — стихийных бедствий. Почему же природа буйствует?
Как уже было сказано выше, происходить подобные природные стихийные бедствия могут как по вине человека, так и вне зависимости от него. Если коснуться более подробно этого вопроса, то среди факторов, влияющих на «пробуждение» природных скрытых сил, назвать можно, помимо человеческого воздействия, следующие: во-первых, это неэффективный мониторинг окружающей среды и/или его полное отсутствие; нахождение в ненадлежащем состоянии различных защитных сооружений, в том числе противооползневых, либо их отсутствие; недостоверные прогнозы об опасных природных явлениях и о возможности их активизации; внезапный выброс внутренней энергии Земли; очень сильный ветер; увеличение уровня воды в водоемах, будь то река, озеро или море, и так далее.