Как создать службу охраны труда в организации
Содержание:
- Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды
- Возможная схема движения документов
- Какие документы нужно разработать компании, чтобы соответствовать требованиям охраны труда
- Система подзаконных актов (межотраслевые правила по охране труда, приказ № 1100н и т. д.)
- Нормативные требования, действующие на федеральном уровне
- Законодательные основы охраны труда
- Кто контролирует работу служб охраны труда и техники безопасности на предприятиях?
- Зачем державе руководить трудоохранными процессами
- Возможные риски
- Видеоролик Анатолия Терентьева «Нормативные требования охраны труда» (Нормативно-правовые акты по охране труда)
- Охрана труда на предприятии: основные моменты
- Обязанности работника по использованию средств защиты
- Нормативные документы по охране труда
- Что проверит ГИТ по СУОТ?
Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды
Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».
В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:
- Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
- Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
- Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
- Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.
Контролирующие государственные органы по охране труда
Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:
- Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
- Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
- Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
-
Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
- органы местного самоуправления;
- профессиональные союзы работников и их объединения;
- интеграции работодателей;
- другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.
Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:
- Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
- Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.
Возможная схема движения документов
На примере документа, требующего подписание двумя сторонами, рассмотрим предполагаемый процесс работы ФГИС УОТ.
Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда
- Работодатель автоматически формирует и подписывает документ с помощью ЭЦП.
- Работник подписывает его с помощью ЭЦП на сайте Госуслуг или с помощью смс-кода.
- После этого документ автоматически регистрируется во ФГИС УОТ и ему присваивается регистрационный номер документа (РНД).
- Другие субъекты взаимоотношений (ПФР, ГИТ, профсоюзы и т.д.) получают доступ к данному документу, если подобное предусмотрено их функциями и полномочиями.
Какие документы нужно разработать компании, чтобы соответствовать требованиям охраны труда
В соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами на работодателя возлагается обязанность и ответственность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Что такое охрана труда?
В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В процессе формирования системы охраны труда в организации должна быть разработана и утверждена документация по вопросам охраны труда. В случае ее отсутствия работодатель может быть оштрафован на сумму от 2 тысяч до 200 тысяч рублей.
Приведем основной перечень документов, которые могут быть нужны в той или иной организации, кстати, документы по охране труда можно создать в 1С:ЗУП.
- локальные нормативные акты по общим вопросам охраны труда (инструкции по охране труда для работников, технике безопасности отдельных производственных участков (цехов, подразделений, отделов и др.), положение о порядке выдачи работникам средств коллективной и индивидуальной защиты и др.);
- положение о службе охраны труда (разрабатывается на основании Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации);
- приказ о создании службы охраны труда или введении в штатное расписание должности инженера по охране труда;
- приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению вводного и первичного инструктажа;
- должностные инструкции сотрудников службы охраны труда (разрабатываются в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих);
- личные карточки сертифицированных средств индивидуальной защиты;
- журнал регистрации инструкций по охране труда для работников;
- журнал учета выдачи инструкций по охране труда работникам;
- журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
- приказ об утверждении перечня профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа (работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, с хранением и применением сырья и материалов, могут не проходить первичный инструктаж на рабочем месте);
- журналы регистрации проведения инструктажа работников по охране труда (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого);
- программы проведения вводного и первичного инструктажа работников по охране труда;
- инструкция по проведению вводного инструктажа работников по охране труда (разрабатывается на основании утвержденной руководителем организации программы проведения вводного инструктажа, утверждается руководителем);
- график периодических медицинских осмотров (в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными)
- приказ о проведении аттестации рабочих мест
- график по аттестации рабочих мест
- итоговый проток об аттестации рабочих мест
Министерство труда в своем письме от 3 декабря 2018 № 15-2/ООГ-2956 года объяснило работодателям, что они обязаны утверждать и выдавать инструкции по охране труда с учетом требований статьи 212 Трудового кодекса. Для создания таких инструкций можно использовать методические рекомендации Минтруда №80 от 17 декабря 2012 года. В приложениях к этим рекомендациям вы найдете образцы журналов учета инструкций по охране труда. Вести весь блок охраны труда можно в 1С:Зарплата и Управление персоналом КОРП, либо в специализированном решении 1С:Производственная безопасность. Охрана труда. Прямо из этих программ можно отправить через 1С:Отчетность декларацию по соответствии условий труда (СОУТ).
Напоминаем, выдача инструкций по охране труда осуществляется под роспись сотрудника.
Система подзаконных актов (межотраслевые правила по охране труда, приказ № 1100н и т. д.)
Как видите, законов в этой области принято немало, но самый объемный пласт нормативных документов все-таки составляют подзаконные акты. Основой для их разработки и принятия выступает положение, утвержденное постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 27.12.2010 № 1160. П. 2 данного положения определяет примерный перечень подзаконных актов, регулирующих безопасность труда:
- стандарты по безопасности работ;
- правила и инструкции по безопасности труда;
- нормативы по санитарии и гигиене и т. д.
На практике перечисленные акты носят самые различные названия: ГОСТы, межотраслевые стандарты, СНиПы, СанПиНы, приказы министерств и ведомств и т. д.
Особое место среди них занимают межотраслевые стандарты, утверждаемые Минтрудом РФ, среди которых особо выделяются правила охраны труда (ПОТ):
- при работе с инструментом и приспособлениями;
- эксплуатации тепловых энергоустановок;
- выполнении сварочных работ и т. д.
ПОТ являются практическим руководством в сфере охраны труда при проведении работ в промышленности, энергетике, на транспорте и других отраслях хозяйства.
ПОТ, применяемые при работе сотрудников чрезвычайных служб и государственных органов, утверждаются также приказами Минтруда РФ. Например, таким документом является приказ Минтруда РФ «Об утверждении…» от 23.12.2004 № 1100н, устанавливающий ПОТ для работников пожарной охраны МЧС РФ.
Подытоживая проведенный анализ нормативных документов по охране труда, отметим, что отношения в данной отрасли могут регулироваться самыми различными нормативными актами — как профильными, так и посвященными сопутствующим вопросам. Об этом не стоит забывать практическим работникам, чья деятельность связана со сферой охраны труда.
Нормативные требования, действующие на федеральном уровне
Нормативные акты в сфере охраны труда — это наделенные юридической силой документы, регламентирующие все нормы, требования и процедуры, нацеленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников при выполнении служебных обязанностей
Важно уточнить, что в этих документах прописаны требования не только к организации рабочего процесса и к рабочим местам сотрудников
Также в нормативных актах определены:
- нормы, которым должны соответствовать все проектируемые и возводимые (реконструктируемые) объекты
- требования к эксплуатации зданий и сооружений
- требования к эксплуатации зданий и сооружений
- критерии и ограничения при разработке технологических процессов
- особенности транспортировки, хранения и использования материалов разных классов опасности, др.
Согласно законодательным актам, все проекты зданий, сооружений, оборудования и технологий должны соответствовать нормам охраны труда. Новые объекты недвижимости, механизмы, производственные технологии и линии не могут быть введены в эксплуатации до того, пока экспертиза не подтвердит их безопасность для жизни и здоровья работников.
Важно, что еще перед возведением промышленных зданий и сооружений, их проекты должны быть проверены на соответствие требованиям по охране труда и согласованы ГИСН (государственным строительным надзором). Транспорт, оборудование, механизмы, средства коллективной и индивидуальной защиты, спецодежда, инструменты, химические вещества и любые другие предметы, которые эксплуатируются работниками в процессе трудовой деятельности, должны иметь сертификат (либо декларацию) соответствия
Обязательной сертификации подлежит оборудование как отечественного, так и иностранного производства. Провести экспертизу механизмов (инструмента, материалов, др.) перед введением в эксплуатацию может любой центр сертификации, имеющий соответствующую аккредитацию.
Особенно жесткими являются требования нормативных актов, регулирующих эксплуатацию веществ, материалов и химических соединений повышенной опасности. Предприятия, сотрудники которых работают с такими веществами, обязаны обеспечить персонал средствами защиты и соблюдать все требования к перевозке, хранению, складированию, использованию и утилизации опасных материалов. Также они обязаны проводить токсикологическую (медико-биологическую) экспертизу каждой партии вредных для здоровья или опасных для жизни веществ, материалов или предметов.
Если по результатам экспертизы окажется, что класс опасности вещества выше, чем используемых ранее материалов, перед началом его эксплуатации на предприятии необходимо внедрить соответствующие меры для защиты жизни и здоровья персонала.
Законодательные основы охраны труда
В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: «…Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены …».
В «Кодексе законов о труде Российской Федерации» отражены следующие вопросы: в главе Х — «Охрана труда»;в главе XI — «Труд женщин»;в главе XII — «Труд молодёжи».
Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», принятом 23 июня 1999 года. В частности:
признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;
государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;
обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;
обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;
гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.
Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, глава 3).
Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация», которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.
Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения). Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) — утверждают Госстандарт России и Минстрой России.Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) — утверждают федеральные органы исполнительной власти.Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) — утверждает Госкомсанэпиднадзор России.Строительные нормы и правила (СНиП) — утверждает Минстрой России.Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) — утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) — утверждает Минтруд России.Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) — утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора.Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) — утверждают федеральные органы исполнительной власти.Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) — утверждают федеральные органы исполнительной власти.Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) — утверждают федеральные органы исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.
Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.
Кто контролирует работу служб охраны труда и техники безопасности на предприятиях?
Специалист службы охраны труда подчинен руководителю организации либо его заместителю, поэтому для профессионального контроля качества выполнения ими своих обязанностей нужны сторонние организации. По принадлежности они делятся на:
• государственные. Это специально уполномоченные государственные организации: Минтруда, Минздрав, Госгортехнадзор, Госавтоинспекция, Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госстандарт, Государственная противопожарная служба, исполнительные власти федерального и местного уровней. По технологии осуществления госконтроль – межведомственный. Организации, которые его осуществляют, могут проверять любые предприятия и объединения, в которых есть объекты из области их интересов;
• ведомственные. Это контроль подчиненных организаций вышестоящими. В качестве контролирующих органов могут выступать министерства, ведомства, головные предприятия, предприятия-заказчики по отношению к подрядным организациям;
• вневедомственные. Это контроль со стороны ФСС, пенсионного фонда, других фондов и страхователей;
• общественные. Сегодня к традиционному контролю состояния производственной среды, соблюдения работниками требований инструкций по охране труда и технике безопасности со стороны профсоюзов и уполномоченных трудовых коллективов по ОТ часто присоединяются общественные движения, фонды, СМИ и даже отдельные граждане. Отношение администрации предприятий к требованиям техники безопасности активно обсуждают пользователи Facebook, «ВКонтакте», Twitter и других социальных сетей.
О проведении проверки по ОТ проверяющая организация уведомляет предприятие заранее. Результаты проверки оформляются предписанием или другим документом согласно регламенту.
Итак, вы узнали, как осуществляется охрана труда и техника безопасности на предприятии, ознакомились с основными направлениями техники безопасности и функциями службы ОТ, узнали, кто отвечает за безопасность работников, что такое предписание об устранении нарушений, как с ним работать, кто контролирует службу ОТ.
Также советуем почитать:
- Оказание первой помощи при ожогах
- Удостоверение по охране труда нового образца 2021 года
- Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
- Обучение «Техносферная безопасность»
Зачем державе руководить трудоохранными процессами
Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:
- обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
- разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
- проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
- экспертная оценка производственной среды;
- принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
- способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
- помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
- выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
- финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
- обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
- работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
- систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
- введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
- установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
- усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.
Государственное регулирование охраны труда: риск-ориентированный подход.
Возможные риски
Для реализации подхода к трансформации необходимы организационные изменения у каждого из участников сферы охраны труда. Эти изменения, в свою очередь, должны быть взаимоувязаны и синхронизированы с изменениями в информационных технологиях и реинжиниринге процессов. При реализации этого проекта, по нашему мнению, могут возникнуть следующие вопросы:
Хранение
В рамках реализации данного проекта необходимо сформировать требования по хранению электронных документов:
- создать условия, исключающие возможность модификации электронного документа;
- исключить возможность получения доступа к содержанию документа (шифрование) для документов или их частей, не подлежащих автоматическому раскрытию государственным органам или третьим сторонам;
- обеспечить доступность электронного документа в течение всего срока хранения.
Цифровой барьер
Согласно п. 1 Регламента № 910/2014 «Об электронной идентификации и удостоверительных сервисах для электронных транзакций на внутреннем рынке и об отмене Директивы 1999/93/ЕС», принятом Европейским парламентом и Советом Европейского Союза, укрепление доверия к электронной среде является ключевым для экономического и социального развития. Однако сегодня далеко не все доверяют цифровым сервисам и готовы обучаться работе с ними, что, в свою очередь, может вызвать трудности при внедрении единой платформы.
Персональные данные
Необходимо предусмотреть точное соблюдение Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», либо внести в него соответствующие изменения.
Видеоролик Анатолия Терентьева «Нормативные требования охраны труда» (Нормативно-правовые акты по охране труда)
Текст видео:
Нормативно-правовые акты по охране труда содержат в себе обязательные государственные требования как по охране труда, так и по пожарной безопасности.
В каких случаях Вам пригодятся нормативные документы?
√ Вам надо разрабатывать мероприятия по реализации любых видов работ;√ Вам нужно разработать инструкцию по охране труда;√ У Вас случился (не дай Бог) несчастный случай на предприятии, и Вам этот случай надо расследовать.√ Вам надо обосновано доказать инспектору по труду, что нарушений у Вас не было.
Давайте поговорим о том, какие есть государственные нормативные документы, которые в Вашей работе могут пригодиться?
1. Конституция Российской Федерации — прописывается во всех документах, но на практике практически не применяется.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации – это основной документ, который регулирует отношение между работодателем и работником. Трудовой Кодекс специалисту по охране труда условно можно разбить на две части:
1 часть ТК – трудовое право. Если, например, Вас интересует содержание трудового договора, порядок предоставления отпуска, предоставление гарантий и компенсаций.
2 часть ТК— охрана труда, раздел 10. В этом разделе есть:
√ права и обязанности работодателя (указывается что он должен делать, а вот ка делать – не указывается);√ права и обязанности работника;√ порядок расследования и учета несчастных случаев на предприятии.
В Трудовом Кодексе также есть важные разделы, касающиеся государственного контроля надзора в Российской Федерации за соблюдением трудового законодательства, а также контроль и надзор со стороны общественных организаций (профсоюзов)
3. Иные нормативно-правовые акты Российской федерации (субъектов РФ).
√ системы стандартов безопасности труда. Это ГОСТы и технические регламенты;
√ правила по охране труда на каждый вид работ;
√ строительные нормы и правила (СНиПы). Довольно часто в организации проводят совмещенные работы, когда на предприятие приходит строительно-монтажная организация для проведения строительных работ. Возникает вопрос, как правильно допустить эту бригаду, как правильно организовать совместную работу двух организаций? В СНиПах вы найдете ответ на эти вопросы;
√ санитарные нормы и правила (СанПиНы). За выполнение санитарных норм и правил следит Роспотребнадзор. Одним из самых важных СанПиНов называется «Производственный контроль за соблюдением санитарных правил».
√ нормативно-правовые акты по пожарной безопасности. Самым важным документом является «Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
√ требования по опасным производственным объектам (Федеральный закон 116 ФЗ). Применяется исключительно для работников, работающих на опасных производственных объектах.
И не забываем: Согласно статье 212 ТК РФ, комплект нормативно-правовых актов должен быть у нас на предприятии (либо в уголке по охране труда, либо в кабинете по охране труда).
Итак, мы разобрались, в каких документах изложены основные государственные нормативные требования охраны труда, какие нормативные документы по охране труда в 2021 году помогали специалистам по ОТ и ТБ справляться со своими должностными обязанностями, что можно включать в перечень нормативных документов по охране труда на конкретных предприятиях.
Также советуем почитать:
- Как подготовиться к проверке трудовой инспекции
- Выбираем учебный центр по охране труда
- Журнал регистрации инструктажа по охране труда
- Оказание первой помощи пострадавшим на производстве
Охрана труда на предприятии: основные моменты
Правила по охране труда не просто так придуманы законотворцами. Они обеспечивают защиту наемных работников от несчастных случаев, а в случае непредвиденных происшествий, послуживших причиной травм на производстве, являются гарантией того, что сотрудник получит какую-либо компенсацию.
Для каждого вида работ в Трудовом кодексе определены свои требования. За их соблюдением, ровно как за соблюдением санитарных норм и правил, обязаны следить административные сотрудники. Исполнители же, непосредственно занимающиеся производственными процессами, должны строго следовать разработанным инструкциям по охране труда.
Каждый сотрудник должен вносить свой вклад в создание безопасного производства и в случае обнаружения каких-либо неполадок в работе оборудования или пренебрежения к нормам охраны труда со стороны других людей, обязан предупредить об этом своего работодателя.
Это позволит избежать травмоопасных ситуаций и предпринять своевременные меры к обеспечению дальнейшей их профилактики.
Как организовать систему управления охраной труда в организации?
Обязанности работника по использованию средств защиты
Каждый сотрудник, в законном порядке ознакомленный с правилами по охране труда и выполняющий свою работу в условиях, требующих применения защитных средств, обязан:
- использовать средства защиты в течение всей рабочей смены;
- применять защитные средства так, как прописано в правилах их эксплуатации;
- сообщать работодателю обо всех поломках и неисправностях защитных устройств, причем делать это нужно своевременно;
- бережно относиться к защитным приспособлениям;
- повторно проходить обучение по пользованию защитой, если обнаружились факты ее неправильного применения или обновилась модификация.
Нормативные документы по охране труда
В этой статье мы разберемся, какие государственные нормативные требования охраны труда должен знать каждый специалист по ОТ и ТБ, какие нормативные документы по охране труда нужно использовать для решения конкретных производственных задач, что может входить в перечень нормативных документов по охране труда на конкретном предприятии. В конце статьи обязательно посмотрите видеоролик на эту тему.
Чтобы правильно понимать суть своей работы и обеспечивать качественное функционирование СУОТ, профильные специалисты должны четко знать требования действующих нормативных документов по охране труда. Основные наиболее часто используемые документы должны быть всегда под рукой. Какие же нормативные документы по охране труда в 2021 году специалисты чаще всего помещали на свой письменный стол?
Что проверит ГИТ по СУОТ?
При плановых проверках организаций, инспектор руководствуется проверочными листами ГИТ. Для проверки системы управления охраной труда существует проверочный лист №31.
В этом листе прописано лишь два пункта: «Инспектор должен проверить наличие в организации положения о системе управления охраной труда (СУОТ), утвержденного приказом, и наличие политики в области ОТ».
При внеплановых проверках в связи с несчастными случаями, инспектор руководствуется Приказом Роструда 77 от 21 марта 2019 года «Методические рекомендации по СУОТ». Инспектор проведет анализ документов СУОТ организации и условий рабочих мест на предмет соответствия типового положения о СУОТ. Соответственно, будет обязательно проверена работа по спецоценке и профрискам.
Все, что будет проверять инспектор, указано в блок-схеме Приказа Роструда 77: