Правила безопасного поведения в школе

Содержание:

Поведение на льду

Следующий инструктаж учитель проводит в период ледостава

Он рассказывает о мерах предосторожности на льду и вблизи водоемов. Строго запрещается выходить еще на неокрепший лед и гулять вблизи незнакомых водоемов без присутствия взрослых людей

Бывает, что ребенок оказывается на льду и понимает, что лед начинает трещать, он должен медленно по своим следам вернуться назад. Если вдруг случиться так, что кто-то провалится под лед, никогда нельзя подходить близко к пострадавшему. Нужно срочно звать на помощь, звонить в МЧС и попытаться дать человеку опору, за которую он мог схватиться и зацепиться. После извлечения провалившегося из воды, не дать ему замерзнуть. Если в такой ситуации оказались конкретно вы, возьмите себя в руки, не паникуйте, попытайтесь выбраться, обязательно зовите на помощь. Ни в коем случае нельзя проверять прочность льда, путем удара его ногой.

При ведении инструктажа по этой теме, преподаватель может не только наглядно подкрепить свои слова, но и привести факты из реальной жизни. Так дети лучше усвоят, насколько опасен период ледостава.

Что будет, если не уделять внимания охране труда и технике безопасности в школе

Каждый трудящийся должен работать в здоровых и безопасных условиях. Это право гарантировано ст. 212 и ст. 219 ТК. Если работодатель не считает важным заниматься охраной труда, в дело вступает ст. 5.27.1 КоАП, согласно которой проверяющими лицами выдаются предупреждения либо накладываются штрафы:

  • на должностных лиц – 2000–5000 руб.;
  • на юридических лиц – 50000–80000 руб.

Есть нарушения, к которым законодательство относится гораздо суровее. Это:

  • Непроведение спецоценки условий труда. Влечет предупреждение либо штраф 5000–10000 руб. на должностное лицо и 60000–80000 руб. на юридическое.
  • Допуск к выполнению работ трудящегося, который не прошел обучение по ОТ или медосмотр. Штраф 15000–25000 руб. на должностное лицо и 110000–130000 руб. на юридическое.
  • Необеспечение работников СИЗ. Штраф 20000–30000 руб. на должностное лицо и 100000–150000 руб. на юридическое.

Повторное нарушение «стоит» дороже:

  • должностное лицо – штраф 30000–40000 руб. или дисквалификация на 1–3 года;
  • юридическое лицо – штраф 1000000–200000 руб. или приостановление деятельности максимум на 90 суток. Поскольку приостановить деятельность школы обычно проблематично, более вероятен штраф.

Поведение

Первое, о чем пойдет речь, это о поведении в школе. Все дети начальной школы должны посещать уроки. Если ребенок отсутствует на уроке, учитель должен быть об этом предупрежден и предоставлен документ, подтверждающий обоснованность отсутствия. Также дети должны готовиться к уроку до звонка, приводить учебное место в надлежащий вид, иметь все необходимые вещи для урока. Соблюдение тишины во время занятия — основа всего урока. По окончании занятия, как правило, детям дают домашнее задание. Выполнение этого задания учениками обязательно. Школьник должны беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок.

При посещении столовой вести себя спокойно и мыть руки, как перед приемом пищи, так и после. Также к общим правилам поведения относится школьная форма. Преподаватель еще до начала учебного процесса должен проанализировать вид детей, опрятны ли они и соответствует ли их одежда нормам.

Эти основы относятся к первичному инструктажу. Проведение других видов инструктажей педагогом осуществляется в зависимости от многих факторов. Так, например, тематикой следующего инструктажа являются правила пожарной безопасности.

Техника безопасности в Новый год

Еще один инструктаж проводится перед проведением праздника, посвященного Новому году, перед зимними каникулами. Первой опасностью в этот период являются фейерверки и бенгальские огни. Дети такого возраста не должны иметь ничего общего с подобными вещами. Наблюдать за этой красотой можно только с родителями. Также разговор посвящается правилам дорожного движения в зимний период. В это время года нужно быть намного внимательнее на дороге, ведь день короче, и раньше темнеет. В темноте очень просто ошибиться и неправильно определить расстояние до предметов. В снегопады замедляется как движение пешеходов, так и транспорта. Зимнее солнышко тоже порой является помехой для хорошей видимости, поэтому нужно быть предельно внимательным. В период оттепелей нужно медленно передвигаться по улице, так как под образовавшимися лужами находится лед. И если рядом проезжая часть, нужно осмотреться, лучше переждать, когда не будет рядом с пешеходом машин, а потом переходить дорогу.

Повседневное безопасное поведение

В течение учебного дня можно выделить периоды, во время которых нарушение правил может повлечь за собой опасность причинения вреда здоровью как самого нарушителя, так и окружающих

В этих случаях соблюдение требований безопасного поведения особенно важно

Безопасность на переменах

Перемены между уроками существуют для того, чтобы школьники могли отдохнуть, перейти из одного кабинета в другой, подготовиться к следующему уроку или зайти в буфет. Некоторые учащиеся понимают отдых как беготню по коридорам и лестницам, катание по перилам и возню с одноклассниками. Такие действия опасны. За порядком во время перемены наблюдают дежурные учителя и учащиеся старших классов, которые вынуждены останавливать слишком расшалившихся, чтобы не допустить травм.

Безопасное поведение в школе во время перемены:

  • по коридорам и лестницам идти шагом, не бежать, не расталкивать окружающих;
  • держаться правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными;
  • на лестнице придерживаться за перила, не съезжать по ним, не прыгать через ступеньки;
  • выполнять требования дежурных старшеклассников и учителей.

Безопасность в классе

Даже такое, казалось бы, спокойное место, как предметный кабинет может оказаться источником опасности. Во время урока неосторожный ученик может защемить пальцы откидной крышкой парты, ящиком стола, между стульями. Раскачиваясь на стуле, можно случайно придавить ногу себе или соседу. Тонкие края листов учебника или тетради грозят торопливым или невнимательным школьникам порезами, а еще более того опасно точить карандаши ножом или лезвием. Даже обычный грифель острого карандаша бывает причиной травмы. Кабинетная дверь при неаккуратном обращении способна прищемить руку или ударить по лбу.

Чтобы подобного не случилось, нужно:

  • на уроке аккуратно обращаться с учебными предметами и мебелью;
  • для заточки карандашей использовать безопасные точилки;
  • входя в класс или выходя из него, резко не распахивать и не захлопывать дверь.

Работа в лабораториях и мастерских

На уроках физики, химии и биологии требуется особая осторожность при выполнении лабораторных работ. То же самое можно сказать о занятиях в учебных мастерских

Приборы, химические реактивы, столярные и слесарные инструменты требуют строгого выполнения правил техники безопасности и определенных навыков использования.

  • перед началом работы выслушать инструктаж учителя о технике безопасности;
  • во время работы точно следовать инструкциям;
  • не допускать шалостей или небрежности при выполнении работ или нахождении рядом с работающими;
  • не использовать оборудование и реактивы не по назначению.

Безопасное поведение в спортивном зале и на спортивной площадке

На уроках физической культуры может представлять опасность как оборудование спортивного зала или школьного стадиона, так и собственное поведение школьников. Урок физкультуры воспринимается многими как разрядка, возможность в движении сбросить напряжение, накопленное во время остальных занятий.

Тем не менее все перечисленное должно происходить в рамках правил:

  • заходить в спортивный зал или на площадку только с разрешения учителя;
  • иметь для занятий установленную спортивную форму;
  • перед выполнением упражнений внимательно выслушать объяснения;
  • не трогать спортивных снарядов и оборудования без позволения учителя;
  • соблюдать правила культурного поведения, не нарушать дисциплину в зале, на площадке и в раздевалках.

Эти правила безопасного поведения в школе установлены для обычного течения учебного процесса. Однако не исключено возникновение чрезвычайных ситуаций, во время которых неумение грамотно действовать может стоить здоровья, а то и жизни, и часто не одному человеку, а многим.

Безопасное поведение в условиях экстремальной ситуации

Во время занятий могут возникнуть ситуации, нарушающие привычное течение школьной жизни.

Среди них можно выделить следующие:

  1. Пожар, задымление.
  2. Угроза урагана или наводнения.
  3. Обнаружение взрывоопасных предметов, боеприпасов.

Каждая из перечисленных ситуаций предусматривает определенный порядок действий, но самое первое, что необходимо сделать при возникновении любой из них – оповестить об этом сотрудников школы, а в случае надобности и специализированные службы: полицию или МЧС.

Действия при пожаре или задымлении

Если во время занятий в школе обнаружен очаг возгорания или сильное задымление, самое главное – не впадать в панику и сохранять спокойствие. Из-за панических действий во время чрезвычайных ситуаций страдает больше людей, чем собственно от опасности. Знание того, как следует поступить, и отработка необходимых навыков помогут избежать серьезных потерь.

Действовать при пожаре или задымлении следует так:

Если непосредственной опасности для находящихся в классе нет и сигнала об эвакуации не поступало, правильным будет не покидать помещения, закрыть окна и вентиляционные отверстия и заложить щели мокрыми тряпками во избежание попадания дыма и отравления продуктами горения, после чего спокойно дождаться пожарных.
При получении сигнала о необходимости эвакуации ученики совместно с учителем организованно выходят на улицу по пути, предусмотренному планом пожарной эвакуации. План должен располагаться на видном месте. Рассмотреть его и разобраться в способах выхода лучше заранее, в спокойной обстановке, не дожидаясь необходимости.
Верхнюю одежду из гардероба школьники во время эвакуации могут забрать только при отсутствии непосредственной опасности подхода и возникновения давки, по указанию учителя. В остальных случаях школу покидают без верхней одежды и на безопасном расстоянии ожидают дальнейших распоряжений директора или других ответственных лиц.
При проходе по задымленным коридорам или лестницам надо помнить, что внизу дыма меньше. Идти лучше пригнувшись, а если нужно – то и на четвереньках

Ни в коем случае не отставать от товарищей.
Почувствовав себя плохо, и поняв, что продолжать движение невозможно, рекомендуется громко кричать, привлекая внимание учителя и одноклассников. Учителю в такой ситуации сложно уследить за состоянием каждого, поэтому его нужно оповестить о плохом самочувствии, своем или товарища

По возможности следует использовать индивидуальные средства защиты, например, прикрыть лицо мокрым платком, варежкой или шапкой для защиты органов дыхания от дыма.
Покинув опасную зону, требуется проверить количество вышедших, установить, не отстал ли кто-нибудь, и оказать необходимую помощь пострадавшим.

Угроза стихийного бедствия

При возникновении угрозы стихийного бедствия, например, урагана или наводнения, нет возможности ни оставить учащихся в школе, ни отпустить домой, не подвергая их опасности. Как начальник штаба гражданской обороны школы, директор ознакомлен с правилами действия в опасных ситуациях и полностью отвечает за безопасность учащихся, поэтому принимает решение о необходимости использования подготовленных убежищ.

Обнаружение взрывоопасных предметов, боеприпасов

В случае нахождении на территории школы взрывоопасных предметов, например, боеприпасов времен войны, единственное, что должен делать ученик – не приближаться и тем более не прикасаться к ним. О находке оповестить старших, которые вызовут специалистов. В случае объявления эвакуации соблюдать те же правила, что и при пожаре: выходить организованно, проверив, не остался ли кто-нибудь в опасной зоне.

При нахождении подозрительных сумок, пакетов и тому подобного действовать требуется так же: ничего не трогая, сообщить старшим.

Соблюдая правила безопасного поведения в школе, можно избежать ситуаций, опасных как для себя, так и для окружающих.

Проблемы обучения правилам безопасности детей

Хотя средства массовой информации ныне переполнены сообщениями о несчастьях с детьми и их неразумном опасном для жизни и здоровья поведении, все равно следует признать, что абсолютное большинство этих происшествий случаются вне стен образовательных учреждений. Таким образом, непосредственной вины педагогов в таких случаях нет и быть не может. Однако их распространенность свидетельствует о том, что работа по обучению детей безопасности далеко не всегда оказывается эффективной.

Кроме случаев формального отношения к ней, существуют и вполне объективные причины. Едва ли не важнейшей из них является присущее людям (и молодым в особенности) стремление к самоутверждению через риск. Это качество, правильно нацеленное, может быть очень полезно, оно порождает первооткрывателей и борцов. Но в условиях недостатка реальных впечатлений оно может выразиться у детей в стремлении демонстративно нарушать любые правила, лишь бы доказать свою смелость и независимость. Это стремление усугубляется усилиями информационного пространства, прививающего культ пренебрежения правилами.

Кроме того, в наше время очень часто случается, что родители, и особенно учителя, боясь ответственности за ущерб детям, стремятся оградить их вообще от каких-либо рисков, даже иллюзорных. Но маленький синячок или царапина никакого вреда здоровью ребенка не причинят. Напротив, их отсутствие может оказаться куда опаснее, поскольку ребенок не будет видеть возможных последствий своих действий и не будет мотивирован прислушиваться к требованиям безопасности. Это положение в свое время было блестяще разработано советскими педагогами супругами Никитиными.

Наконец, самый большой вред компьютерных «стрелялок» скорее не в том, что они учат насилию (хотя и это плохо), а в том, что в любой момент в них можно «перезагрузиться». Таким образом, ребенку прививается представление о том, что любая, самая опасная ситуация может быть легко исправлена. И как ему понять, что это не так, если в жизни ему не пришлось столкнуться даже с самой крошечной опасностью?

Пройдите обучение в государственном ВУЗе:

Профессиональная переподготовка специалистов по охране труда

250 часов 1 раз

Специалисты по охране труда не имеющие профильного образования по охране труда.

Дистанционная, очно-заочная Выдается ДИПЛОМ

Подробнее

Дополнительное образование по охране труда

250 часов 1 раз

Все желающие получить новую профессию специалиста по охране труда.

Дистанционная, очно-заочная Выдается ДИПЛОМ

Подробнее

Повышение квалификации специалиста по охране труда

72 часов 1 раз / 5 лет

Специалисты по охране труда, желающие пройти курсы повышения квалификации.

Дистанционная, очно-заочная Выдается удостоверение

Подробнее

Обучение и проверка знаний требований охраны труда

40 часов 1 раз / 3 года

Руководители, ИП, специалисты по охране труда, члены комиссий по охране труда.

Дистанционная, очно-заочная Выдается удостоверение

Подробнее

Гололед

Следующий инструктаж проводится в весенний период, ведь это время гололеда. Передвижение по улице должно быть острожным, ведь падение может быть опасным для здоровья. Если же все-таки случилось так, что вы потеряли равновесие, то лучше присядьте, это поможет вам удержаться на ногах. Учитель просит детей одевать мало скользящую обувь и не передвигаться рядом со стенами зданий, потому что возможен сход снега.

Также детей информируют об опасности нахождения на воде, особенно в темное время суток. Преподаватель говорит о правилах, о которых информировал учащихся в период ледостава.

Оглавление

Глава 1. Пожарная безопасность

  • 1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
  • 1.2. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
  • 1.3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах

Глава 2. Безопасность на дорогах

  • 2.1 Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей
  • 2.2. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров
  • 2.3. Велосипедист — водитель транспортного средства

Глава 3. Безопасность на водоемах

  • 3.1. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
  • 3.2. Безопасный отдых на водоемах
  • 3.3. Оказание помощи терпящим бедствие на воде

Глава 4. Экология и безопасность

  • 4.1. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
  • 4.2. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

  • 5.1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
  • 5.2. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
  • 5.3. Обеспечение радиационной безопасности населения
  • 5.4. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
  • 5.5. Обеспечение химической защиты населения
  • 5.6. Пожары и взрывы на взрывопожаро-опасных объектах экономики и их возможные последствия
  • 5.7. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
  • 5.8. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
  • 5.9. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

Глава 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

  • 6.1. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
  • 6.2. Эвакуация населения
  • 6.3. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Глава 7. Основы здорового образа жизни

  • 7.1. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
  • 7.2. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
  • 7.3. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества
  • 7.4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
  • 7.5. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
  • 7.6. Вредные привычки и их влияние на здоровье
  • 7.7. Профилактика вредных привычек
  • 7.8. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Глава 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

  • 8.1. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение
  • 8.2. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (практическое занятие)
  • 8.3. Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие)
  • 8.4. Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие)
  • Знаки приоритета
  • Запрещающие знаки
  • Предписывающие знаки
  • Знаки особых предписаний
  • Информационные знаки
  • Знаки сервиса
  • Знаки дополнительной информации (таблички)

Летние каникулы

Перед уходом на летние, самые заветные и длительные каникулы, также проводится инструктаж по технике безопасности. Лето — время жаркого солнца и посещения водоемов. Учитель рассказывает о правилах поведения на солнце, в какое время лучше купаться, чтобы не перегреться. Находиться на реке можно только в присутствии взрослых. Заходить в воду очень аккуратно, не нырять в незнакомых местах, особенности с помощью какого-либо инвентаря.

Так как во время летних каникул дети посещают разные места, ходят на экскурсии, ездят с родителями на отдых, учитель проводит инструктаж правил безопасности при обращении с взрывоопасными устройствами. Основой этого инструктажа является то, что ни в коем случае нельзя трогать оставленный пакет, коробку или что вы заметили в конкретном месте. Нужно срочно сообщить об этом водителю, если вы находитесь в транспорте, сообщить дежурному сотруднику полиции. Соблюдая правильные действия, вы можете избежать страшных последствий.

Правила проведения инструктажа по технике безопасности в начальных классах регламентируется соответствующими нормативно — правовыми документами

Предоставление этой информации детям является обязательной и очень важной. Надеюсь, что наша статья была полезной и информативной

Цикличность мероприятий по охране труда в школе

Обычно график мероприятий по охране труда привязывается к календарному году. В конце года сдаются отчеты, готовятся и утверждаются планы работы на следующий год. В школе же учебный год стандартно начинается 1 сентября, поэтому мероприятия по охране труда в школе привязаны также к этой дате. К началу учебного года образовательные организации должны быть приняты специальными комиссиями, в состав которых входят представители этих организаций, органов исполнительной власти, коммунальных служб по всем направлениям, профсоюзов, комиссий по делам несовершеннолетних, при необходимости – других органов. Готовность школы к началу нового учебного года нужно подтвердить не позже 20 августа. Если этого не сделать, начинать учебный процесс в этой школе нельзя.

В процессе работы комиссия проверяет:

  • были ли устранены нарушения, выявленные в прошлых периодах;
  • выполнены ли мероприятия, включенные в типовой перечень по подготовке школы к учебному году;
  • выполнение предписаний, выданных органами госнадзора;
  • наличие и состояние эвакуационных выходов;
  • организован ли доступ в помещения школы лицам с ограниченными возможностями (пандусы, кнопки вызова дежурных с улицы);
  • надежность, безопасность, техническое состояние электроустановок, систем водо- и теплоснабжения, водоотведения, молниезащиты;
  • соблюдение требований к подготовке персонала, обеспечение его СИЗ;
  • наличие средств пожаротушения, их исправность;
  • наличие плана и возможность реализации мероприятий по защите населения, территорий, товарно-материальных ценностей во время чрезвычайных ситуаций, ситуаций из сферы ведения ГО;
  • наличие обязательной документации (например, инструкций по охране труда) в службе ОТ и на всех рабочих местах в школе.

Поскольку в работающей организации, особенно находящейся на бюджетном финансировании, нарушения обычно находятся, составляется график мероприятий по их устранению. Результаты приемки отображаются в Акте приемки готовности организации. Он оформляется в 2 экземплярах. Один из них хранится в учреждении образования, второй – в курирующем ее органе исполнительной власти.

Пожарная безопасность

Учитель объясняет, как опасен пожар и подкрепляет свои слова наглядностью в виде распечатанных картинок, презентаций или видеороликов. В инструктаже говорится о том, что нельзя играть со спичками, это опасно для жизни. Нужно аккуратно обращаться с нагревательными приборами и не пользоваться ими в отсутствии взрослых. Если вдруг кто-то заметит возгорание, нужно вызвать пожарных по номеру 01. Находясь на природе, нельзя оставлять горящие костры, рядом с ними быть осторожными и ничего самостоятельно не поджигать.

Если в школе сработает пожарная сигнализация, происходит эвакуация школы.

Основные мероприятия по охране труда, которые должны быть проведены в школе

Мероприятия следующие:

  • спецоценка условий труда;
  • обеспечение учащихся питьевой водой;
  • проверка и испытания электрооборудования, аппаратуры, устройств РЗиА, электросетей, заземлителей;
  • выдача работникам и ученикам СИЗ, смывающих и обеззараживающих средств в соответствии с нормами. Следует разработать порядок обеспечения работников СИЗ, порядок их хранения, проверки исправности, стирки, ремонта и т.д., порядок приемки СИЗ от поставщиков, критерии оценки СИЗ, порядок взыскания с работников средств за умышленную порчу СИЗ или их утерю;
  • приведение уровней освещенности учебных и рабочих мест, коридоров, санитарно-бытовых помещений к нормативным;
  • обустройство уголков по ОТ. Их оборудуют, чтобы быстро доносить до работников важную информацию. Часто кабинет по ОТ совмещен с кабинетом ОТ, в котором размещается соответствующая служба. В организациях численностью менее 100 человек в них проводят обучение и инструктажи. Небольшой уголок по ОТ оформляется также в каждом кабинете. В нем вывешиваются инструкции по ОТ, БЖД для конкретного кабинета, по отдельным видам работ, занятий, образцы заполнения журналов инструктажей и другая необходимая учителю и ученикам информация;
  • обучение трудящихся по ОТ;
  • инструктажи по БЖД с учениками. Инструктажи проводятся в начале года, перед важными событиями (каникулами, походами, праздниками, спортивными соревнованиями), перед началом летнего или зимнего сезона (купание в водоемах, пребывание на жаре или на холоде, др.);
  • медосмотры сотрудников и учеников. Сотрудники обязаны проходить медосмотр, даже если время их работы совпадает со временем отсутствия в школе детей. Например, если во время летних каникул директор нанимает бригаду маляров, они должны полностью пройти медосмотр. Это касается и работников, которые непосредственно не контактируют с детьми (например, служба кадров, бухгалтера).

Откуда брать средства? Согласно п. 7.2.2. Отраслевого соглашения по организациям МОН РФ, учреждения образования, в том числе и школы, должны выделять на ОТ минимум 2% от фонда оплаты труда и не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов. Так что средства на ОТ в организации всегда должны находиться. Если вы докажете, что запланированные вами мероприятия охрана труда и техника безопасности в школе снизят уровень производственного травматизма, то можно будет вернуть до 20% суммы страховых взносов.

Итак, вы узнали, как и на основании каких нормативных документов в школе организуется работа по охране труда и технике безопасности, в каких основных направлениях, кем и как именно она ведется, что грозит директору и должностным лицам, которые не уделяют ОТ должного внимания.

Также советуем почитать:

  • Причины пожаров в быту и на работе
  • ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения»
  • Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях
  • Программы обучения по охране труда по профессиям
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector