Один факт из истории гостиницы метрополь
Содержание:
- Архитектура здания
- События в отеле «Метрополь»
- Отличительные особенности
- Метрополь в годы советской власти и до настоящего времени
- Номера отеля
- Меню
- Услуги
- Как вы решились на отельный бизнес? Окупились ли уже проекты отелей на Садовой?
- Международный скандал
- Внутреннее убранство и услуги
- Эффект «Метрополя»
- Инфраструктура гостиницы
- Здание гостиницы «Метрополь» в центре столицы будет отреставрировано, сообщил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
- От Шаляпина до Джексона
- Что могут консьержи?
- Кто останавливался в «Метрополе»
- Где делают фальшивые деньги
- История гостиницы «Метрополь»
Архитектура здания
Говоря об архитектурных особенностях гостиницы, можно обратиться к мнению специалистов-архитекторов Л. Басиной и И. Калининой:
“любопытное деревянное здание с выразительным силуэтом… Достаточно сложный объем и своеобразное оформление фасадов, исполненное под влиянием модерна и русского стиля, предполагают наличие профессионально выполненного проекта. Угловая часть с главным входом обращена к улице К. Маркса и имеет форму башни — прямоугольной в первом этаже и шестигранной во втором. В уровне кровли башня увенчана высоким шатром. Ризалиты на боковых фасадах, под щипцовыми фронтонами, усиливают оживленный силуэт здания. Над главным входом — двускатный козырек на деревянных кронштейнах своеобразной формы. Тимпан козырька заполнен пропильной резьбой растительного характера. Декоративная пластика характеризуется упрощенной гипертрофированно крупной резьбой наличников, фриза и балконного ограждения. За зданием гостиницы расположен небольшой двор, обстроенный по периметру служебному зданиями из кирпича и песчаника, а на противоположный угол (с ул. Гашека) выходит второй двухэтажный деревянный дом с жилыми помещениями. Все постройки образуют своеобразный гостиничный комплекс”.
События в отеле «Метрополь»
В ноябре 1901 года в Иркутске проходили торжественные празднования 50-летия юбилея существования Восточно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества. В это время в гостинице останавливались ученые Сибири и иностранцы, приехавшие на торжества. Среди них профессор В.В. Сапожников из Томска, краевед, создатель Минусинского краеведческого музея Н.М. Мартьянов, профессор Дижонского университета Жюлб Легра, Оланьен, А. Шварц и многие другие. Здесь же вечером 16 ноября редакция газеты “Восточное обозрение” чествовала обедом приехавших на юбилей ВСОИРГО гостей. На нем присутствовало более 100 человек, в том числе члены комитета по организации юбилейных мероприятий, председатель отдела Н.Е. Маковецкий, прежние редакторы газеты исследователь Сибири и общественный деятель Г.Н. Потанин, писатель М.В. Загоскин, сотрудники редакции. На обеде выступили И.Попов (редактор “Восточного обозрения”), Маковецкий, профессора Сапожников и Легра, Ушаков, Потанин, Загоскин, директор Иркутской магнитной обсерватории А.В. Вознесенский и другие.
Гостиница и ресторан при ней пользовались большой популярностью, что давало возможность содержателям конкурировать с подобными заведениями в городе. Здесь 7 июля 1903 года местная интеллигенция дала прощальный ужин артистам Императорского Малого театра по случаю окончания их гастролей в Иркутске, на котором присутствовало 50 человек. Среди артистов находились А.А. Яблочкина, Е.Д. Турчанинов, которые выступили от лица всех артистов и благодарили иркутян за теплый прием.
Рекламное объявление за 1903 год, размещенное в “Спутнике пассажира по Сибирским железным дорогам”, гласило:
“Гостиница “Метрополь” в центре города, против театра, вблизи банков и магазинов. Вновь отделаны и роскошно обставлены к услугам приезжающих 42 номера, семейные квартиры, первоклассный ресторан, превосходная французская, русская и польская кухня, большой и разнообразный выбор русских и иностранных вин, кабинеты в стилях, биллиарды, ванна со всеми удобствами, телефон, везде электрическое освещение, ко всем поездам посылаются омнибусы. Извозчикам не верить, что все номера заняты или ремонтируются. Управляющий Черных”.
12 января 1904 года через Иркутск проезжала группа иностранных корреспондентов, направлявшихся в Маньчжурию, на предполагаемый театр военных действий.
В гостинице “Метрополь”, где остановились корреспонденты, “подавались свежие омары, икра зернистая, спаржа, цветная капуста, помидоры, салат, артишоки, устрицы, пулярды, цыплята и поросята”.
Отличительные особенности
Многие посетители предпочитают ресторан «Метрополь» другим подобным заведениям, даже несмотря на высокие цены, которые далеко не всем по карману. Здесь всегда много посетителей благодаря следующим особенностям:
Уютная и красивая обстановка, которая позволяет забыть обо всех проблемах и полностью сосредоточиться на отдыхе.
Здесь проходят интересные шоу-программы с участием известных певцов, музыкантов, артистов.
Интерьеры заведения словно созданы для шикарных фотосессий, которые будут напоминать о приятных часах, проведенных в сказочно красивом месте.
Наличие собственной кондитерской.
Здесь большое внимание уделяется детям. Согласитесь, что далеко не в каждом ресторане есть детская комната с большим количеством игрушек, а также специальное меню
Взрослые могут спокойно наслаждаться общением и вкусной едой, не отвлекаясь на придумывание развлечений для детей.
Одним из несомненных достоинств данного заведения является его месторасположение в центре города.
Есть собственная пивоварня и многое другое.
Метрополь в годы советской власти и до настоящего времени
Во время Октябрьских событий 1917 года гостиница «Метрополь» стала местом ожесточенных боев между юнкерами, находившимися в этих стенах, и вооруженными большевиками. Противостояние с применением артиллерии длилось около недели. Руководил штурмовавшими будущий крупный военачальник эпохи Гражданской войны Михаил Васильевич Фрунзе.
После переезда высшего руководства молодой республики в Москву, здание превратили в резиденцию советского правительства, переименовав гостиницу во «Второй Дом Советов» (первой по счету стала гостиница «Националь»).
Заседания ВЦИК проводились в переоборудованном для этих целей ресторане вплоть до 1919 года. В заседаниях регулярно участвовали Владимир Ильич Ленин и Лев Давидович Троцкий. Приемная Якова Михайловича Свердлова размещалась на втором этаже. В гостиничных номерах проживали Георгий Васильевич Чичерин, Николай Иванович Бухарин, Владимир Александрович Антонов-Овсеенко.
В конце 20-х годов прошлого столетия «Метрополь» вновь стал гостиницей мирового уровня. В разные годы здесь останавливались Бернард Шоу, Мао Цзэдун, Джон Стейнбек, Бертольд Брехт, Марлен Дитрих и многие другие. Среди соотечественников были такие знаменитости, как Сергей Сергеевич Прокофьев и Александр Иванович Куприн.
В 1986 году в гостинице начались реставрационные работы, а также реконструкция, которые были завершены лишь к 1991 году. Тогда были восстановлены изначальный облик фасадов, стенные росписи во внутренних помещениях и многие элементы декора.
После открытия 5 декабря этого же года специальная международная комиссия по праву присвоила гостинице «Метрополь» высшую категорию — «5 звезд».
Далее история отеля была связана с именами Жака Ширака, Первеза Мушарафа, Ху Цзинтао, Джорджо Армани, Элтона Джона, Пьера Кардена, Майкла Джексона, Монтсерат Кабалье, Хулио Иглесиаса, Пласидо Доминго, Люка Бессона, Фрэнсиса Форда Копполы, Катрин Денев, Шерон Стоун, Анни Жирардо и многих других.
Помнят эти стены и чествование пары Галины Павловны Вишневской и Мстислава Леопольдовича Ростроповича, которые в ресторане гостиницы «Метрополь» праздновали свою золотую свадьбу. Среди приглашенных были принцессы Испании и Голландии — София и Беатрикс, супруга французского президента Бернадетт Ширак, а также Борис Ельцин с супругой. Здесь же Мстислав Леопольдович отпраздновал свой 80-летний юбилей в марте 2007 года.
Такова история гостиницы «Метрополь», которая уже более века является одним из лучших отелей международного класса в городе Москве.
Адрес гостиницы «Метрополь»: Москва, Театральная площадь, дом 1/4.
Номера отеля
«На третьем этаже граф прошёл по застеленному красным ковром коридору до своего номера, состоявшего из спальни, ванной и столовой, а также просторной гостиной. Огромные окна номера выходили на Театральную площадь».
«Граф осмотрел просторную гостиную с двумя люстрами, прошёлся по небольшой, но уютной столовой с панелями на стенах и остановил взгляд на сложном медном механизме, запиравшем двойные двери спальни. В спальне граф остановился у небольшого столика с мраморной столешницей, где лежало несколько мелких предметов».
«Из окон каждого номера в зависимости от этажа и стороны света, к которой было обращено окно, открывался новый вид. Кроме того, вид менялся в зависимости от времени дня и года. Если вам хотелось посмотреть парад на Красной площади, то лучшим местом для этого являлся номер 322. Если вы хотели незаметно кинуть снежком в прохожих, лучше всего было идти в номер 405 с большими карнизами. Даже из номера 244, который выходил на противоположную от Красной площади сторону и вид из которого был не самым лучшим, можно было увидеть стоявших внизу продавцов овощей и фруктов. Ну, а если бы вы пожелали увидеть, как люди прибывают на представление в Большом, вам стоило пойти в бывший номер графа…».
«Номер 208 был выполнен в стиле венецианского палаццо. Это был один из лучших номеров отеля. Пребывание большевиков с печатными машинками, которые наконец уехали в Кремль, не оставило на номере никаких следов. Потолок был расписан аллегорическими фигурами, смотрящими вниз с небес. Спальня и гостиная были гигантских размеров. На столе в гостиной стояли два огромных букета: один из лилий, а другой из роз с длинными стеблями. Букеты совершенно не соответствовали друг другу, если не считать размера».
Меню
Давайте посмотрим, какие блюда и напитки можно заказать в ресторане «Метрополь». А также будет весьма интересно узнать о ценах в меню. Здесь вы сможете заказать лучшие блюда европейской и русской кухни:
- Каре ягненка с печеными овощами и мармеладом. Цена блюда — 1750 рублей.
- Суфле из щуки с соусом из шпината и свекольным пюре. Стоимость — 720 рублей.
- Свиная грудинка с соусом из квашеной капусты и запеченным картофелем — 780 р.
- Тыквенный крем-суп с ароматом трюфеля. Цена за одну порцию — 450 рублей.
- Лазанья с дальневосточным крабом и цуккини. Стоимость блюда — 920 рублей.
- Классический чизкейк с карамельным сиропом. Цена — 450 рублей.
- Медовик с лимонным кремом — 450 р.
- Штрудель яблочный и вишневый с шариком мороженого. Цена блюда — 420 рублей.
- Среди крепких алкогольных напитков: водка, вермут, коньяк, джин, виски, текила и многое другое.
Средний счет в заведении —1800 рублей.
Услуги
1
Газетный киоск
«Спустившись по мраморным ступенькам, граф прошёл мимо газетного киоска, в котором его внимание пытались привлечь сотни передовиц, на тот исторический момент все напечатанные кириллицей»
2. Цветочный магазин
«Следующим после газетного киоска был цветочный магазин Фатимы Фёдоровны. В тот исторический период людям было не до цветов, поэтому ещё в 1920 году магазин закрылся. Одно из самых красивых мест отеля превратилось в одно из самых унылых. В своё время здесь продавали цветы охапками. Именно этот магазин был ответственным за цветочное убранство фойе, отсюда в номерах гостей появлялись лилии, букеты роз, которые бросали к ногам балерин Большого, а также цветки, украшавшие пиджаки джентльменов, эти букеты бросавших».
3. Парикмахерская
«В конце коридора находилась парикмахерская Ярослава. Это была политически нейтральная страна точности и оптимизма, своего рода Швейцария отеля. Раз уж граф собирался выжить самым практичным образом и преодолеть обрушившиеся на него обстоятельства, ему стоило придерживаться графика еженедельных встреч с Ярославом для стрижки».
4. Швея.
До революции в отеле была комната, где на трёх швейных машинках работали три швеи. После революции её закрыли, однако, как пишет Тоулз, «к 1921 году занавески, постельное белье и салфетки, являвшиеся собственностью отеля, сильно обветшали. Однако никто не собирался их заменять на новые. Поэтому администрация отеля назначила горничную Марину швеёй, и с этих пор добрая традиция чинить одежду и постельное белье в стенах отеля возобновилась».
5. Другие услуги
«В «Метрополе» имелись комнаты за комнатами и двери за закрытыми дверями. Были комнаты, в которых хранили постельное бельё. Кладовые. Прачечная. И даже собственный телефонный коммутатор».
Как вы решились на отельный бизнес? Окупились ли уже проекты отелей на Садовой?
— Первый отель «М–отель» на 75 номеров был сдан в 2009 году, инвестиции, конечно, уже вернулись. Это твердая тройка, с очень располагающей локацией, поэтому загрузка номеров близка к 100%. Отель Majestic — в нем я постаралась воплотить свои архитектурно–дизайнерские наклонности. Я много путешествую, любовь к путешествиям тянется еще с того времени, когда я в детстве пела в хоре Гостелерадио и мы объездили половину мира, сейчас из разных стран привожу идеи, которые потом стараюсь воплотить в бизнесе. Majestic как раз из этой серии. Первый отель начинали строить, еще когда не было такого туристического бума, второй отель, открытый полтора года назад, строили уже в расчете на требовательного лакшери–туриста. Это четырехзвездочный отель «де люкс».
Международный скандал
На «Метрополь» обрушилась волна критики. Римма Казакова назвала альманах «мусором, близким к графомании». Вскоре Ерофеева и Попова исключили из Союза писателей. Для писателя это означало одно: невозможность печататься. Коллеги по альманаху отреагировали однозначно. Аксенов, Битов, Искандер и Ахмадулина отправили письмо протеста. Они грозились выйти из Союза, если Ерофеева и Попова не восстановят. Инна Лисянская и Семен Липкин так и поступили. Вслед за этим о скандале рассказали на «Голосе Америки», а 12 августа в «New-York Times» была опубликована телеграмма титанов американской литературы к советскому Союзу писателей. В поддержку бунтарей выступили Курт Воннегут, Уильям Стайрон, Артур Миллер, Эдвард Олби, Джон Апдайк. Последний и вовсе по приглашению Аксенова опубликовал в «Метрополе» отрывок из романа «Переворот».
Шумиха, возникшая вокруг «Метрополя», напугала Кузнецова. Ерофеева и Попова едва не приняли обратно в Союз писателей, но на деле их призывали написать политического заявление, от чего они отказались. На секретариате, призванном решить судьбу членства авторов в Союзе писателей, бунтарей вызывали по одному. Ерофеев вспоминал: «Меня сразу спросили: считаете ли вы, что участвовали в антисоветской акции? Я понял — шьется дело: участие в антисоветской акции — это 70-я статья, а не прием в Союз писателей».
Это был настоящий разгром. Многие писатели, опубликованные в «Метрополе», потеряли почти все средства к существованию, Аксенов уехал в Америку. Ерофеев сравнивал «Метрополь» с рентгеном, который просветил власть и показал ее загнивающую сущность. «И в то же время эпопея «Метрополя» показала, что той власти можно было сопротивляться и следовало сопротивляться. Более того, стало понятно, как сопротивляться ей».
Внутреннее убранство и услуги
О доходах ресторана в гостинице, а значит, и его популярности, можно судить из материалов архивных документов Иркутской городской управы, относящихся к доходам с трактирного промысла в пользу города. На основании Положения о трактирном промысле, заведения подобного рода (сюда относились и рестораны) открывались в городах только с разрешения городских дум и облагались особым сбором. Причем трактирные заведения делились на торгующие крепкими и не торгующими ими. Распределение заведений на группы производились думой по степени доходности, размерам оборотов, роду и особенностям производимого промысла, по месту нахождения их в городе и т.д. “Метрополь” относился к первой группе, как гостиница с большим количеством меблированных комнат, буфетом и рестораном. С представителей первой группы в доход города в 1906 определялся сбор от 3 до 7 тыс. руб. Список членов этой группы выглядел следующим образом: “Метрополь” — 6 тыс. руб., “Гранд-Отель” — 6,5 тыс. руб, “Континенталь” — 3 тыс. руб., “Марсель” — 3 тыс. руб., “Южный Кавказ” — 3 тыс. руб.
Примечательно, что рекламе заведения придавалось большое значение. В отличие от содержателей других гостиниц, вероятно, владельцами “Метрополя” в начале 1910-х годов была выпущена почтовая открытка, дающая представление о внешнем и внутреннем облике отеля. В этот же период публиковались рекламные объявления, подчеркивавшие особенности гостиницы: “Мои номера заменяют дачу, так, при номерах находится летний сад с роскошным балконом и с электрическим освещением.Мои номера не уступят первоклассным номерам по чистоте и опрятности”. Нужно отметить, что “Метрополь” по количеству номеров был одним из крупных в городе. Так, в 1903 в “Метрополе” было 46 номеров, “Гранд-отеле” — 41, “Континентале” — 21, “Яре” — 14, “Деко” — 26, “Империале” — 12, “Амурском подворье” — 44, “Московском подворье” — 21, “Бристоле” — 16, “Коммерческом подворье” — 21, в отеле Коршунова (на Арсенальской улице) — 6, Онанашвили (в предместье Глазково) — 20. Мы не знаем, каким был уровень комфорта в номерах “Метрополя”, т.к. далеко не все измерялось их количеством. Но и в отношении стоимости имущество Волковых по городской оценке было значительным — 82 тыс. руб., а в случае мобилизации на гостиничных площадях могло разместиться 112 нижних чинов. Для сравнения, имущество гостиницы “Деко” (ул. Сухэ-Батора, 17) по той же оценке составляло 85 929 руб., и разместиться в нем могли 117 человек.
Эффект «Метрополя»
Андрей Корыстов, Шеф-консьерж отеля «Метрополь»
Проходка в Канны и газета к завтраку: как работает московский консьерж
– Когда я начал работать в «Метрополе», довольно быстро почувствовал, что, в отличие от многих сетевых современных гостиниц, это как мир внутри мира. Когда идешь по коридору, испытываешь особенное чувство, из-за которого, я думаю, люди здесь и живут. Приезжают за эмоциями и впечатлениями, и живут потом воспоминаниями и мечтами – и «Метрополь» тут как некая живая субстанция.
Когда я подхожу к нашей стойке ресепшн – ощущений бывает, что как на сцену выхожу, за счет того, что она большая по сравнению с другими гостиницами. И такой же по-барски свободный бэкофис, коридоры большие, я это очень люблю. А еще я, работая здесь, больше полюбил историю, потому что здесь еще острее чувствуешь, что жизнь — не ежесекундная вспышка, что было что-то до и будет после тебя.
Светлана Кондратьева
Инфраструктура гостиницы
Набор услуг на территории отеля «Метрополь» постояльцам предлагается стандартный (для пятизвездочного отеля):
- СПА-центр.
- Парикмахерская.
- Массажный кабинет.
Помимо этого, в отеле «Метрополь» имеется несколько залов для банкетов и конференц-зал на 300 человек. Также в гостинице есть:
- камера хранения багажа;
- прачечная;
- бесплатная парковка;
- химчистка;
- сейф на ресепшене;
- медицинский кабинет;
- обменный пункт и касса театральных билетов;
- сувенирный магазин.
В холле гостиницы практически постоянно играет пианист. Для курящих постояльцев в отеле предусмотрены специально отведенные места. На верхние этажи гости комплекса могут подниматься на лифтах.
Здание гостиницы «Метрополь» в центре столицы будет отреставрировано, сообщил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
26 окт. 2017 г. 12:41
Градостроительная политика
Отель находится в Театральном проезде, д. 2. Здание является одним из самых значимых памятников архитектуры модерна в Москве. Оно имеет богатую вековую историю и формирует неповторимый ансамбль площади Революции.
«Проектом предусмотрена реставрация фасадов, майоликовых панно, люстрового и мозаичного фризов, керамических ваз главных фасадов, металлических ограждений балконов, дворового фасада, а также интерьеров здания», — сказал А. Емельянов.
По его словам, стены главных фасадов очистят от загрязнений, промоют водой, укрепят и усилят. Специалисты восстановят штукатурную отделку, докомпануют лепной декор и заново покроют краской.
Металлические решетки балконов гостиницы очистят от старой краски и ржавчины, фосфатируют и заново покрасят.
Декоративные элементы — панно, фризы, вазы — очистят, обработают антисептическими составами, укрепят, докомпануют, мелкие утраты декора восполнят мастикой, заделают трещины, кладочные швы зачеканят, а кладку пропитают силиконом.
Эти работы направлены на сохранение уникального здания.
Напомним, объект культурного наследия федерального значения «Здание гостиницы «Метрополь», 1899-1903 гг., арх. В.Ф. Валькотт, худ. М.А. Врубель» возвели на месте гостиницы с банями купца Челышева.
Заказчиком был известный меценат, промышленник Савва Мамонтов, задумавший создать в Москве первый в своем роде культурно-досуговый комплекс с гостиницей, рестораном, галереями, театром.
Для реализации этой идеи был выбран проект архитектора Вильяма Валькота, который предлагал перестроить старую гостиницу и объединить ее общими фасадами с новыми корпусами.
Во время строительства магнат разорился. К работе в дальнейшем были приглашены архитекторы Лев Кекушев и Николай Шевяков (в качестве соавторов), проект Валькота был изменен.
В 1901 году пожар уничтожил интерьеры почти готового здания, однако уже в 1905 году состоялось торжественное открытие «Метрополя».
Гостиниц, подобных ему, в то время не существовало: 400 уникально оформленных номеров с холодильными камерами, телефонами и горячей водой.
Годом позже в «Метрополе» открылся первый в городе двухзальный кинотеатр.
Весной 2017 года в перечень выявленных объектов культурного наследия была включена «Ограда с пилонами и металлическими полотнами ворот гостиницы «Метрополь», 1899-1903 гг., архитекторы В.Ф. Валькотт, М.М. Перетяткович», что позволяет обеспечить сохранность единства всего комплекса.
От Шаляпина до Джексона
Олег Кривалев, ведущий инспектор по антиквариату
– Я пришел работать в «Метрополь» в 1984 году, на должность инспектора службы режима. Из 31 года работы 18 лет занимался вопросами безопасности. Через меня проходили все важные гости, и много историй, конечно, можно вспомнить… Например, визит Майкла Джексона. Я его встречал и провожал до номера, и хорошо помню, как он сидел здесь в ресторане. Сначала играл квартет, а на сцене стояла арфа. После выступления музыкантов Джексон поднялся на сцену и немножко попробовал на ней поиграть. Хоть он приехал с поваром, завтракал всегда здесь, на шведском столе. У меня есть фотография с ним.
Что могут консьержи?
Анна Ендриховская, консьерж
– Когда я, уже работая консьержем в одном известном сетевом отеле, проходила мимо «Метрополя», я думала, что он очень красив снаружи, но знала, что по уровню сервиса и отзывам он занимает низкие места в рейтинге гостиниц Москвы. Но два с половиной года назад мой коллега и друг позвал меня работать сюда. В наши задачи, как новой команде «Метрополя», как раз и входило переделать весь сервис отеля. И действительно, за это время отель поднялся в рейтингах в первую десятку. А постоянные клиенты отелей, где мы работали раньше, вслед за нами сменили отель и теперь останавливаются в «Метрополе». Потому что от сервиса и конкретного консьержа в частности зависит, как гость будет вспоминать город и гостиницу.
Консьерж планирует всю программу пребывания гостя. Мы рассказываем людям, куда сходить, что посмотреть, где поесть, заказываем им такси, билеты в театры, концерты. Прислушиваемся ко всем их просьбам, а они бывают самые разные. Но когда долго работаешь в этой сфере, спокойно относишься к селебрити и просьбам из мира люкса, запоминаются какие-то душевные истории. Причем это касается не только постояльцев, а всех, кто пересекает порог.
Например, недавно заходит в холл бабушка, про которых говорят «божий одуванчик». Она спрашивает, где здесь касса с билетами, ей нужен билет в Большой театр. Я объясняю, что кассы давно нет, но билеты можем заказать мы, а внутри уже начинаю переживать, что бабушка расстроится, когда услышит цену этих билетов. Однако она не расстроилась, с готовностью начала выбирать хорошие места, параллельно рассказывая, что к ней в гости приезжает сын из-за границы и она так его ждет. И что она помнит «Метрополь» еще с тех пор, как праздновала здесь в ресторане свою свадьбу. Много душевного рассказала и ушла довольная.
Кто останавливался в «Метрополе»
Гостиница «Метрополь» в начале 1920-х 20-го века представляла собой удивительное место: роскошное здание, на которое почти никак не повлияли революция и Гражданская война. Как и в имперской России, в «Метрополе» продолжала останавливаться элита общества, только теперь царская элита сменилась партийной. Так, в номере 317, где до революции всегда жил граф Ростов и откуда его переселили в скромную комнату на чердаке, стал жить партийный секретарь Тараковский. Кроме того, в отеле останавливалась богема, но если до революции это были в основном театральные актёры (гостиницу часто посещал Фёдор Шаляпин), то в советское время их сменили кинозвёзды, как, например, героиня романа Анна Урбанова. Наконец в «Метрополе» останавливались иностранцы, потому что это был самый фешенебельный отель Москвы того времени.
«Начиная с открытия отеля в 1905 году, там собиралась самая интеллектуальная, влиятельная и блистательная публика».
«Отель «Метрополь, — изрёк «шахматный офицер», — является местом, в котором останавливаются лучшие художники и известные политики. Поселившись в отеле, они должны быть уверены, что будут жить в полном комфорте и их будут обслуживать по самому высшему разряду».
«Надо сказать, что в «Метрополе» довольно часто останавливались гости из Скандинавии».
«Этот персонаж мог оказаться одним из новых постояльцев со второго этажа, человеком, который начинал рабочим, потом стал членом профсоюза в 1912 году, возглавил забастовку в 1916-м, в 1918-м командовал батальоном Красной армии, а сейчас возглавлял одну из отраслей промышленности».
Где делают фальшивые деньги
Составители собирались в маленькой квартире покойной Евгении Гинзбург на Красноармейской. Ерофеев вспоминает: «Звонил в дверь Владимир Высоцкий, на вопрос «кто там?» отзывался: «Здесь делают фальшивые деньги?» Мы хохотали, понимая, что получим за свое дело по зубам, но что те, наверху, совсем озвереют, и в сравнении с нами, «литературными власовцами», настоящие фальшивомонетчики будут для них социально близкими, почти родными, не предполагали». Альманах мастерили вручную: на ватман клеили по 4 печатных страницы. Оформлением занимались Борис Мессерер и Давид Боровский.
«Метрополь» издали в 12 экземплярах и надеялись напечатать в СССР — непременно без цензуры. Составителей позже осуждали в том, что они изначально готовили альманах к публикации на Западе. На самом же деле, лишь два экземпляра отправили за границу, на всякий случай, чтобы сохранить издание в случае потери остальных. Но после того, как разгорелся скандал, руководитель американского издания «Ардис» Карл Проффер, тот самый, который помогал Иосифу Бродскому и многим другим русским писателям, заявил на «Голосе Америки», что экземпляр у него в руках и готовится к публикации.
Альманах «Метрополь». (wikipedia.org)
История гостиницы «Метрополь»
В феврале 1899 года владелица усадебного места на углу Луговой (Марата) улицы, Юнкерского (Я. Гашека) и Большаковского (Большевистского) переулков Агафья Иустиновна Волкова обратилась с ходатайством в городскую управу на возведение “дома-особняка и доходного дома”. Но это было только начало бурного строительства на ее участке. В июне того же года власти разрешили устройство каменного двухэтажного и деревянного одноэтажного домов. Могли быть и более ранние запросы на строительство и полученные дозволения, т.к. уже 1 октября 1899 года гостиница “Метрополь” на 30 номеров на Луговой улице приняла первых постояльцев. Это была первая очередь гостиничного комплекса, который со временем достраивался. В феврале 1901 года было получено разрешение на надстрой второго этажа над существующим деревянным домом. И сразу же вслед за этим, в марте того же года, хозяева просили разрешение на возведение “стеклянной на каменных столбах и рельсах галереи” на углу Луговой и Большаковского переулка. С новыми пристроями увеличивалось и количество номеров.
Первоначально владельцем гостиницы “Метрополь” был Николай Павлович Волков.