Пожарная автолестница

Как спасались постояльцы гостиницы «Россия»

В 1977 году, во время пожара в гостинице
«Россия» (12 этажей), туда вызвали все пожарные
автолестницы, имевшиеся в столице и Подмосковье. Однако
практически все они дотягивались лишь до 7-8
этажа, пишет «Московский комсомолец».

Коридоры заполнились дымом, и многие из
тех, кто пытался добраться до лестниц, теряли сознание.
Те, кто остался в номерах, выбивали стекла, но сквозняк
только быстрее затягивал пламя в комнату. Практически
все, кто попытался спастись, спрыгнув вниз, разбились
насмерть.

В наиболее пострадавшей от огня зоне
уцелел армейский генерал. Он законопатил мокрыми
тряпками все вентиляционные отверстия, все щели вокруг
входной двери и постоянно поливал ее водой.

А несколько постояльцев-японцев выжили,
сделав себе повязки на рот из ткани, смоченной водой.
Они легли на пол и ждали прихода спасателей.

Ресторан «Кремлевский», расположенный на
самом верхнем этаже гостиницы, тоже наполнился дымом, и
все, кто там находился, могли бы задохнуться. Но
посетители разбили окна, и дым немного рассеялся. Когда
заметили, что пол нагревается, срезали с него ковровое
покрытие, а обнажившийся бетон поливали водой, которую
носили с кухни в кастрюлях. Лишь через три часа до этих
людей добрались спасатели. 43 человека спустили по
штурмовым лестницам на наружной стене, остальных – по
главной лестнице, когда дым рассеялся.

Нина Кайшаури

Милосердие.Ru — 26.03.2018.

Эвакуационный и аварийный выход

Эвакуационными и аварийными могут называться следующие пути:

  • с первого этажа постройки напрямую на улицу либо же через такие помещения, как коридор, лестничный марш или вестибюль;
  • дорога в другое помещение на этом же этаже, которое обустроено вариантами для эвакуации;
  • дорога с другого этажа (включительно с кровли), через лестницу, фойе или коридор к выходу на нижний этаж.

Говоря об эвакуационных путях из подвала, их необходимо планировать таким образом, чтобы они выходили сразу на внешнюю сторону постройки. Эвакуационный маршрут ни в коем случае не должен предусматривать наличие подъемных и раздвижных дверей, ворот, а также пропускных турникетов и дверей-вертушек.

https://youtube.com/watch?v=mSTwq7egKAI

Что касается длины эвакуационного пути, он не должен превышать 60 метров. Если он оказался больше, его потребуется разделить.

Для этого перекрытие пути можно осуществить посредством противопожарной перегородки, которую изготавливают из огнестойкого материала. Общее количество эвакуационных путей всегда зависит от того, каким является максимальное количество людей в конкретном здании.

Требования к материалам, устройству и содержанию наружных пожарных лестниц

Все эвакуационные лестницы, независимо от ширины, изготавливаются из разных видов прочного металла. Самым предпочтительным из них в данной ситуации является нержавеющая сталь. Каждый элемент должен быть защищён обработкой и грунтовкой антикоррозионными составами. Каждая деталь, которая подготавливается к сварке, также обязана быть обработана. В процессе монтажа недопустимо оставлять какие-либо заусенцы, кромки или выступы, способные нанести травму человеку.

Касательно крепления наружного пожарного выхода к зданию, оно должно быть сверхнадежным. Здесь ни в коем случае не допускаются развалы металла и трещины. Конструкция должна крепиться к выступам балки. Если этот вариант не подходит, лестницу можно замуровать в стену, что также обеспечит ей необходимую жесткость и прочность.

Все наружные лестницы для эвакуации требуют постоянного ухода. В первую очередь не стоит забывать о чистке от атмосферных осадков, которые оседают на конструкцию. В данном случае актуальной будет обработка средством, не позволяющим льду налипать на конструкцию. То же самое касается и грязи, она ни в коем случае не должна скапливаться на лестнице.

Заграница нам поможет

Как можно уяснить из приведенной выше таблицы отечественный производитель с трудом закрывает лишь некоторые позиции в сегменте автомобильных пожарных лестниц. В категории свыше 60 метров безраздельно властвуют зарубежные гранды, производители пожарной и спасательной техники с многолетней историей и потрясающим опытом инновационного конструирования.

В крупных мегаполисах высотная застройка давно шагнула на высоты далеко за 60 метров и необходимость в наличии именно техники сверхвысотного сегмента становится первостепенной задачей. Основная проблема сверхвысотных конструкций это их устойчивость, как статическая, так и динамическая.

Именно поэтому, большинство зарубежных серьезных производителей использует пневматическую и гидропневматическую подвеску с возможностью пространственной корректировки и выравнивания установки по горизонту. В то же время в ряде отечественных конструкций  для увеличения жесткости шасси при работе лестницы используется такой анахронизм как выключатель рессор.

Морально и физически устаревшая техника продолжает составлять основу отечественного парка специальной техники

Основой европейского парка специальных пожарных машин, в том числе автомобильных лестниц является продукция таких фирм как Магирус, Метц, Циглер, Розенбауэр, Камива, Бронто Лифт.

Американская техника у нас — гость исключительной редкости, что однако никоим образом не умаляет ее технического совершенства

Цена такого оборудования высока, однако оно служит не один год и способно выполнять такие работы, какие способна теоретически обосновать не каждая ведомственная инструкция.

Отечественная промышленность, будучи не в состоянии изготовить отвечающие требованиям времени образцы специальной техники, еще с советских времен восполняла технический дефицит закупками за рубежом

Кроме высокой цены существенной преградой, помимо целого ряда объективных факторов, выступает их сложность и невозможность проведения даже текущего ремонта своими руками, для проведения качественного сервиса справедливо подразумевается наличие достаточной технической базы.

Требования к пожарным лестницам

У многих зданий и сооружений имеются пожарные лестницы. При этом, в подавляющем большинстве они смонтированы и эксплуатируются с отступлениями от требований ГОСТ. В данной статье рассмотрим подробно, в каких случаях требуется монтаж лестниц, какие технические требования к ним предъявляются и как они должны эксплуатироваться.

Основным нормативным документом, устанавливающим требования является ГОСТ Р 53254-2009 «Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний» .

Пожарные лестницы бывают двух видов — вертикальные и маршевые.

Вертикальные лестницы требуются для целей тушения пожара и обслуживания здания, а м аршевые лестницы к тому же могут использоваться как эвакуационные пути.

Необходимость устройства пожарных лестниц:

Для зданий высотой 10 метров и более от уровня проезда пожарных машин до верха наружной стены (парапета) или до карниза кровли должны предусматриваться выходы на кровлю, в том числе по наружным пожарным лестницам.

Число выходов на кровлю следует выполнять не менее, чем один выход:

  • на каждые полные и неполные 100 м длины здания с чердачным покрытием;
  • один выход на каждые полные и неполные 1000 м 2 площади кровли здания с бесчердачным покрытием для зданий классов Ф1, Ф2, Ф3 и ф4;
  • по пожарным лестницам через 200 м по периметру производственных зданий;
  • на каждые полные и неполные 40000 м 2 кровли производственных зданий (наружные лестницы допускается использовать при условии высоты здания до отметки чистого пола верхнего этажа не более 30 м).

Допускается не предусматривать пожарные лестницы:

  • на главном фасаде здания, если ширина здания не превышает 150 м, а со стороны, противоположной главному фасаду, имеется линия противопожарного водопровода;
  • для выхода на кровлю одноэтажных зданий с покрытием площадью не более 100 м 2

Вертикальная лестница — это пожарная лестница, конструктивно состоящая из двух параллельных вертикальных тетив, жестко соединенных поперечными опорными ступенями.

В каких случаях используют вертикальные пожарные лестницы:

  • для подъема пожарных на высоту не более 20 метров;
  • в местах перепада высот кровли зданий более 1 м, но не более 20 м;

Пожарные лестницы должны выполняться из негорючих материалов.

При высоте лестницы более 6 м, должно быть предусмотрено ограждение.

Прямоугольные площадки вертикальных лестниц для выхода на кровлю должны иметь длину не менее 0,8 м.

Допускается выполнять нижнюю секцию вертикальной лестницы выдвижной с обеспечением надежной фиксации в рабочем положении.

Ограждения кровли не должны пересекать выход на кровлю с площадок лестниц.

Размеры элементов вертикальных лестниц

Маршевая лестница — это пожарная (эвакуационная) лестница, состоящая из жестко соединенных между собой маршей и площадок.

Маршевые наружные лестницы бывают эвакуационными (3-го типа — наружные открытые) или пожарными типа П2, предназначенными для обеспечения тушения пожара и проведения спасательных работ (с допустимым углом наклона до 80,5 º ).

Необходимость устройства маршевых пожарных лестниц:

М аршевыми должны быть пожарные лестницы, предназначенные для подъема пожарных на высоту более 20 метров и в местах перепада высоты кровли более 20 метров.

Необходимость устройства эвакуационных лестниц определяется исходя из требуемого количества эвакуационных выходов.

Размещение маршевых лестниц:

Наружные эвакуационные лестницы должны располагаться не ближе 1 м от окон, предпочтительно у глухих (без световых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже REI 30.

Пожарные лестницы (в том числе ступени и площадки) должны выполняться из негорючих материалов.

Направление открывания двери, ведущей из здания на наружную лестницу, не нормируется.

Для маршевых лестниц должны соблюдаться следующие размеры:

  • ширина сту пени — не менее 0,25 м;
  • высота ступени — не более 0,22 м;
  • высота ограждений маршей и площадок — не менее 1,2 м;
  • ширина лест ниц — не менее 0,9 м.

Для эвакуационных лестниц ширину определяют расчетом, исходя из числа людей (по СП 1.13130.2009).

Не допускается выполнять ступени с различной шириной и высотой в пределах одного марша эвакуационной лестницы.

Между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей следует пред усматривать зазор шириной не менее 75 мм (для прокладки пожарных рукавов ).

Расстояние от нижней ступени пожарной лестницы до земли выполняется не более шага ступеней в лестничном марше.

Размеры элементов лестничных маршей в зависимости от угла наклона маршей:

Какие существуют средства эвакуации

Спасательный рукав. Фото с сайта
rettung.ru

В высоких зданиях «через 15–20 мин от
начала пожара огонь может распространиться вверх по
балконам, лоджиям, оконным переплетам и через оконные и
дверные проемы перейти в помещения вышерасположенных
этажей». Эвакуация должна проходить очень быстро. Но все
существующие технические средства имеют свои недостатки.

Например, вертолет при сильном ветре не
сможет подлететь к зданию. Чтобы установить автолестницу
или подъемник в нужном месте, автомобиль пожарной охраны
еще должен проехать по двору, заставленному другими
машинами.

«Когда в 2005 году горел жилой высотный
дом в Сетуньском проезде, – рассказывал Борис Кашевник,
директор ООО “Спасснаряжение”, – она (автолестница)
добиралась до места пожара по забитым машинами улицам, в
сопровождении ГАИ… 2,5 часа. А людям надо было уйти из
огня в первые 15 минут – потом было поздно».

В арсенале пожарных есть и другие
приспособления, помогающие эвакуировать жильцов верхних
этажей. Например, спасательный рукав. Это гибкая
эластичная труба, верхний конец которой крепится на
высоте, а нижний – на уровне земли. Рукав применяется до
25 этажа включительно и подходит для каждого. Впрочем,
есть мнение, что ребенок может «пролететь» через него
слишком быстро, а крупный человек может в нем застрять.

Штурмовые лестницы применяются на
достаточно большой высоте. «Создавая цепочку из
штурмовых лестниц, практически можно достичь любого
этажа», – пишет «Пожарный клуб». По ним сперва
поднимаются спасатели, закрепляют их, а потом эвакуируют
пострадавших. Естественно, пользоваться ими, даже со
страховкой, не слишком просто.

Слип-эвакуаторы используются для спуска
по веревке. Подоконники, балконы и другие выступающие
части здания могут стать помехой для неподготовленного
человека, которому придется покидать дом с их помощью.
Высота спуска обычно ограничивается 15-30 м (30 м — это
приблизительно 9-10 этажей).

Надувное тормозное устройство
представляет собой надувной волан большого диаметра,
внутри которого находится человек. Его можно
использовать на любой высоте, оно не требует особых
физических данных и навыков. Однако стоит оно достаточно
дорого, нуждается в частном обслуживании при хранении,
позволяет спасти только одного человека.

Комплект группового спасения с высоты –
это закольцованный трос, пропущенный через ролик наверху
и через тормозное устройство внизу (или наоборот).
Эвакуируемых поочередно прикрепляют к тросу.
Пользоваться им можно только при участии специалистов.

Регламент застройки

Приступая к застройке, подрядчик обязательно согласовывает план с управлением МЧС на момент его соответствия требованиям регламентирующих документов. Есть два основных понятия:

  • пожарный проезд, обеспечивающий сквозное проникновение спецтехники через территорию;
  • пожарный подъезд, гарантирующий движение транспорта непосредственно в зоне возгорания.

Эти участки должны иметь универсальные габариты, независимо от того, пожарные машины какой высоты и ширины имеются на вооружении у ближайшей станции спасателей. И все же при планировании застройки индивидуально рассчитывают ширину проездов и подъездов и подбирают разновидности этих зон.

Расчет ширины

Чем меньше этажность зданий, тем уже проезд для спецмашин. Все дело в том, что чем меньше строение, тем легче провести в нем спасательную операцию. Современные градостроители придерживаются следующих показателей:

Количество этажей Ширина проезда (м)
до 5 3.5
6 – 16 4.2
больше 17 6

В ограниченном пространстве в этот размах могут включаться тротуары, но при условии, что пешеходные дорожки проложены с учетом нагрузки более 16 тонн.

Высота

Высота пролета рассчитывается при возведении арки, ведущей в закрытые и полузакрытые дворы. Она остается прямо зависимой от высоты пожарных машин с лестницей как основного вида техники, стоящей на вооружении МЧС. Минимально арочный проезд для пожарной машины возвышается на 4.25 м. При условии поочередного размещения закрытых дворовых территорий такие арки размещают через каждые 300 метров. Эти нормы прописаны в СНиП 2.08.02-89.

Расчет длины

Длина – важный параметр для создания свободного пожарного подъезда, который должен вести к самому зданию. При его расчете также учитывается этажность. Длина подъезда – расстояние от его ближайшего края до стены.

Количество этажей Длина подъезда (м)
до 10 5 – 8
более 10 8 – 10

Если в конце проезда тупик, то обязательно оборудуют свободную площадку 15×15 м для разворота спецтранспорта. Длина тупикового проезда не должна превышать 150 м.

Габариты автомобиля важны и при расчете высоты расположения патрубков для подключения пожарных машин. Сухотрубы являются обязательным атрибутом системы пожарной безопасности при возведении производственных и жилых зданий. Команда спасателей, прибыв по вызову, ориентируется на специальные таблички на фасаде здания.

Согласно п. 7.4.4 СП 54.13330.2016, являющихся нормативным документом для проектирования многоквартирных домов, допускается оборудование зданий до 50 метров внутренней системой подачи воды для тушения пожара. Часть труб при этом вместе с запорными клапанами и полугайками для подключения воды выводится наружу. Соединительные части в этом случае располагают на фасаде на высоте 0.8 – 1.2 метра от земли в зоне площадки подъезда для двух автомобилей.

В основном для МЧС СП 10.13130.2009 регламента расположения патрубков для подключения ПА нет. В проекте – внесение изменений, в которых будет прописано, что «установка патрубков унифицирована с ПК зданий. Верхняя точка при этом будет 1.35 м от пола для одиночных выходов. Для спаренных – для нижнего 1±0.15 м и 1.5±0.15 м для верхнего».

Никаких усов, бороды и пирсинга

— Особые требования к спасателям — не носить усов, бороды и пирсинг. Почему?

— Усы, бороду, пирсинг нельзя носить, потому что это противоречит нашим требованиям безопасности, — поделился Денис Сечко, заместитель начальника Слуцкого РОЧС по идеологической работе и кадровому обеспечению. — Работа спасателей и пожарных — определённый риск для их здоровья и жизни в силу специфики профессии. Поэтому эти вещи могут вызвать дополнительный травматизм, что негативно скажется на их здоровье.Денис Сечко, заместитель начальника Слуцкого РОЧС по идеологической работе и кадровому обеспечению

Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям

8. Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям

8.1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:

— с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;

— со всех сторон — к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.

8.2. К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:

— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;

— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

8.3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:

— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;

— двусторонней ориентации квартир или помещений;

— устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.

8.4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

8.5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.

8.6. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

— 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

— 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;

— 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров.

8.7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

8.8. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:

для зданий высотой до 28 метров включительно — 5 — 8 метров;

для зданий высотой более 28 метров — 8 — 10 метров.

8.9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

8.10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

8.11. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.

8.12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

8.13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

8.14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

8.15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.

8.16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

8.17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.

8.18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.

Зачем это нужно

При строительстве многоквартирных домов, зданий промышленного, общественного и административного назначения одно из обязательных требований — обеспечение возможности эвакуации при пожаре.

Впрочем, давайте оставим канцеляризмы и сформулируем проблему простым языком.

В любом доме всегда найдется пища для огня. Занавески, деревянные полы, мебель — все это может прекрасно гореть. Стоит пожару разгореться — и возникающая во всех вертикальных шахтах, вентиляции и межэтажных проемах тяга превращает небольшое пламя в бушующий огненный шторм, пожирающий все горючие материалы. В том числе — способные воспламеняться при очень высоких температурах.

Если на начальной стадии пожара можно отстоять горящее помещение, воспользовавшись огнетушителем, то буквально несколькими минутами позже изменить ситуацию может лишь применения тяжелой пожарной техники. Обитателям дома остается лишь одно — срочная эвакуация.

В многоэтажных зданиях пламя всегда распространяется снизу вверх — благодаря пресловутой тяге. Внутренние лестницы очень быстро оказываются задымленными, с непригодным для дыхания воздухом; к тому же этот воздух вскоре нагревается до опасных температур. Единственным путем эвакуации остаются наружные лестницы.

На фото хорошо видно, что все пути вниз внутри здания отрезаны огнем. Единственный маршрут для эвакуации — наружная маршевая пожарная лестница.

Это интересно: Сертификат соответствия пожарной безопасности: как получить и что это?

Виды и типы пожарных кровельных лестниц

Все наружные пожарные лестницы кровли делятся на две основные группы. Вертикальные лестницы группы П1, которые идут от основания здания до уровня кровли и имеет при этом специальную переходную площадку на крыше. И здесь есть еще две подгруппы: П1.1 – вертикальные пожарные лестницы без ограждения. Их высота не достигает 6 метров. П1.2 – это вертикальная пожарная лестница уже с ограждением, и ее высота более 6 метров.

Но вот также, что вы должны знать про требования безопасности, которые установлены федеральным законом, гласят, что в зданиях и сооружениях с уклоном кровли более 12% и высотой до карниза от 7 метров необходимы ограждения на кровле. То же касается зданий с уклоном кровли не более 12%, но высотой до карниза от 10 метров.

Поэтому все сварные работы при изготовлении такой лестницы производятся только на специальном оборудовании

Ведь крайне важно исключить любые некачественные соединения, прожоги и будущие места коррозии. Вы ведь хорошо понимаете, что, если человек в случае пожара или с целью ревизии поднимется по такой лестнице, но она окажется некачественной, все может закончиться трагично

А под влиянием высоких температур такая лестница в первую очередь обрушится в таких местах, поэтому их быть вообще не должно.

По внешнему краю боковых тетивы пожарной лестницы расстояние должно быть равным 80 сантиметрам. А вот расстояние между поперечинами должно равнятся 30 сантиметрам, и это значительно отличаются от обычных бытовых хозяйственных лестниц. Почему такие параметры? Они адаптированы для возможности использования такой лестницы людьми самого разного роста и комплектации. А для вертикальных лестниц – это единственный способ упростить и так сложный подъем и спуск. Всего же отклонение от параметров допустимо только в пределах 5%.

Согласно действующим СНИПам 21-01 при устройстве аварийных выходов на кровлю из мансардных этажей также нужно предусматривать специальные площадки и переходные мостики с ограждением, на которые, в свою очередь, будут установлены лестницы второго и третьего типа. В таких местах, и особенно в местах опасных перепадов, высота ограждения должна быть не менее чем 1 метр 20 сантиметров. Ограждение нужно делать непрерывным, с оборудованными поручнями и рассчитывать на горизонтальные нагрузки не менее 0.3 КН/м.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector