Профессиональное становление личности. статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования сибири. статья по психологии на тему

Трейдер-адепт

Фаза адепта — это период обучения профессии. В эпоху Средневековья адептами были ученики, поступающие на обучение к мастеру. В наши дни эта фаза для большинства совпадает с получением образования в колледже или вузе. А в трейдинге это период интенсивного самообразования с первыми попытками применить знания на практике.

Трейдеры-адепты вгрызаются в гранит науки, пытаясь «прожевать» многочисленные биржевые термины; выясняют, как торговать фьючерсами; знакомятся с различными стратегиями торговли; поглощают специализированную литературу

На этом этапе важно выстроить систему самообучения, чтобы не бросаться из стороны в сторону. Также потребуются упорство и чёткое видение цели

Очень важно вовремя перейти к практике. Самые смелые адепты сразу пытаются торговать (некоторые даже не до конца разобравшись с терминами)

Другие надолго зависают с теорией, мучаясь перфекционизмом. Оптимальный вариант — начать практику в тот момент, когда вы уже  разобрались с основами торговли. Поскольку первые опыты вряд ли будут удачными, необходимо выделить некоторую сумму «на пробу»: поторговать на «Форексе» или микрофьючерсами на CME. Задерживаться с практикой не стоит, иначе трейдингу не научиться.

Стадии выработки высшего профессионализма

Иную версию плана периодизации трудовой самореализации предложил российский (в прошлом ещё советский) психоаналитик Евгений Александрович Климов.

По его мнению, первая ступень в пирамиде самореализации – это период предстоящей игры. Здесь формируется восприятие окружающего мира через игру. Протекает он с 0 до 3-х лет.

Затем, с 4-х до 7-ми лет наступает непосредственно сам игровой этап. На нём происходит познание истин, присвоение понятий “хорошо” и “плохо” в повседневной жизни.

С 8-ми до 12-ти лет наступает стадия изучения. В процессе наступает развитие многих функций своего тела и внутренних способностей.

После этого с 13-ти до совершеннолетия подросток ощущает на себе ответственность за свой выбор.

На следующем, более зрелом этапе происходит подготовка к труду.

А затем и завершение всего процесса обучения.

После это наблюдает вхождение в выбранную профессию и оттачивание мастерства.

Как только, достигаются первые успехи, персоне присваивается звание мастера. В свою очередь мастер может стать наставником для новичков для того, чтобы помочь им на становлении в жизни.

Зачем необходимо профессиональное развитие личности?

Неспроста существует понятие: “Век живи, век учись”. Его же можно применить и к профессиональной сфере деятельности. Обретя работу, особенно желанную, появляется стимул совершенствовать себя, как специалиста. Поэтому здесь пригодятся курсы по повышению квалификации и улучшению собственной работоспособности. Также с годами трудовой деятельности опыт значительно накапливается, что повышает нашу ценность для потенциальных работодателей.

Профессиональное развитие личности важно для любого, кто уважает свой труд и желает достигнуть большего. Это не обязательно должны быть заядлые карьеристы, такой путь совершенствования подходит каждому, кто относится серьёзно к своей рабочей деятельности

Прогресс в любой сфере необходим, будь то специальность психолога или сантехника, а может быть учителя или воспитателя детского сада. Если за длительное время работы навыки не стали лучше, то стоит призадуматься, а всё ли правильно вы делаете в своей работе?

Развитие личности в профессиональной деятельности

В процессе профессионального развития мы также становимся лучше, как личность, приобретая новые для себя качества и индивидуальные манеры поведения, мнения. Прогрессирование личности в данной сфере станет помощником для достижения новых высот. Например, недостаточно один раз стать специалистом своего дела, необходимо постоянно подпитывать свои знания, ни то со временем они попросту устареют и окажутся больше не актуальными.

Совершенствуя себя, как профессионала, мы также приобретаем совершенно новый опыт, который отражается на поведении и оценке окружающей нас действительности. Кого-то профессиональный рост делает более открытым обществу, а кого-то наоборот апатичным и нелюдимым, некоторые приобретают циничность, а другие учатся доверять людям. Часть своей жизни мы проводим за работой, поэтому подходить к выбору сферы деятельности стоит с умом

Всегда важно помнить, что развиваясь в правильном направлении, вы меняете себя только в лучшую сторону!

Процесс формирования психологии

С позиции психологии труда, психика трактуется как «наполненная» специфическим профессиональным содержанием. Такая «профессиональная» психика формируется и развивается в процессе профессионального обучения и накопления опыта работы; она накладывает свою печать на все характеристики человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Таким образом, с одной стороны, личностные качества работника влияют на процесс и результат его труда, с другой стороны, формирование профессионализма человека и личности специалиста происходит в процессе профессиональной деятельности и под ее влиянием. Деятельность осуществляется в условиях конкретных социально-экономических условий и социально-профессиональной среды.

Методологически мы исходим из позиции, согласно которой в процессе формирования профессионализма личности изменению подвергаются все уровни человека — уровень биологического индивида, уровень личности, уровень субъекта деятельности и уровень индивидуальности предпосылки для такого понимания формирования человека-профессионала можно найти у Б. Ливехоэда, который выделяет три аспекта развития человека:

  • Биологическое развитие;
  • Духовное развитие;
  • Духовная эволюция.

Здесь можно увидеть следующие аналогии с профессиогенезом человека:

  • Биологический аспект — с индивидуальными особенностями специалиста; психический аспект — с его личностью;
  • Духовный аспект — с творческой индивидуальностью;
  • Отметить процессы прогрессивного развития и деградации профессионализма.

Эти процессы связаны, прежде всего, с изменениями, происходящими на личностном уровне.

Термин «становление» раскрывается как философская категория, выражающая оформление явлений, приобретение ими новых свойств в процессе развития. Становление — это еще не бытие становящегося, а лишь движение к бытию. Как утверждал Аристотель, ничто не может возникнуть из небытия. Таким образом, достичь профессионализма можно только на основе уже существующих качеств человека, или его внутренних потенциалов (ресурсов).

Результат формирования профессионализма во многом зависит от качеств личности, от сложившейся системы отношений, ценностей. Выполняя ту или иную работу, относясь к ней определенным образом, человек воспроизводит, даже на личностном уровне, новые характеристики и качества. В процессе профессионального развития они сочетаются с уже имеющимися качествами и образуют набор качеств личности специалиста. Е. Е. Сыманюк и Е. Ф. Зеер включает в структуру развития профессионального потенциала специалиста образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социальные и профессионально важные качества (PQ). Реализация потенциала человека зависит от многих факторов, но ведущим фактором профессионального развития человека является система требований к нему, которая определяется деятельностью и в процессе которой формируются новые свойства и качества. Упомянутые исследователи утверждают, что профессиональное развитие — это совершенствование и разрушение одновременно.

Есть основания полагать, что противостоять разрушению можно только в том случае, если у человека есть необходимые внутренние ресурсы. Мы ввели понятие «индивидуальный ресурс профессионального развития» (ИРПР). Она включает в себя, с одной стороны, реальные способности человека, его готовность к профессиональной деятельности, а с другой — (пока) нереализованные профессиональные качества, в том числе внутренние резервы человека .

Профессионализм, как продукт развития человека в процессе профессионализации, становится фактором дальнейшего профессионального жизненного пути.

Профессионализация понимается как специфическая форма трудовой деятельности индивида на этапе профессиональной жизни, отражающая процесс его социализации и профессионального развития. Весь период профессионализации связан с формированием личности, которое происходит особенно интенсивно в изменяющихся условиях и требованиях деятельности и профессиональной среды и вызванных этим процессах психологической профессиональной адаптации.

Трейдер-оптант

Фаза оптации — это период, когда человек заинтересовался профессией. Его пока нельзя и новичком-то назвать: возможно, он походит вокруг да около, подумает и… передумает.

Это, конечно, не детские мечты наподобие «хочу стать космонавтом». Оптант начинает собирать информацию о профессии.

В традиционной системе профессионального становления оптанты — преимущественно старшеклассники, сделавшие выбор, какие экзамены сдавать и куда поступать. Небольшую долю составляют люди, меняющие профессию.

Однако в наши дни процент зрелых оптантов неуклонно возрастает. Это связано с динамикой рынка труда, повышением профессиональной мобильности и появлением специальностей, требующих самообразования. В будущем, согласно прогнозам экспертов, эти процессы будут набирать обороты, а значит, оптантами всё чаще будут становиться люди самых разных возрастов.

В трейдинге этот тренд уже очевиден. В нашу профессию приходят и совсем юные, чтобы заработать первый миллиард ещё до своего тридцатилетия, как Джон Арнольд, и семидесятилетние, чтобы удивить скептически настроенных родственников неожиданными миллионами — как Ингеборга Моотц.

Впрочем, значительная доля трейдеров-оптантов так и не переходит на следующую ступень. Кого-то отпугивают риски, кто-то ищет занятие попроще, кто-то боится не справиться с противодействием родственников. Это нормально — отсев есть в любой профессии. Но если вы загорелись идеей трейдинга, если всерьёз хотите стать биржевым волком — начинайте обучение! Пора становиться адептом.

Типы людей по сходным формам поведения

I. В. Калинин сравнивает состояние человека в кризисе с состоянием потери удержания в невесомости и выделяет типы людей по сходным формам поведения.

Первая группа людей, переживающих кризис, начинает активный поиск ценностных ориентиров. Сначала наблюдается либо полный отказ от «старых» ценностей с переходом к системе новых ценностей, которые часто прямо противоположны ранее осознанным, либо приобретение каких-то других, возможно, даже экзотических ценностей, на которые субъект раньше не обращал внимания. Однако позже эта группа обычно склоняется к конструктивной позиции, или, после тщательного рассмотрения реалий текущего момента, опирается только на ценности, которые действуют сейчас, или полностью меняет систему ценностей, выходя на новый уровень личностного роста.

Вторая группа реагирует пассивно, впадает в своего рода стагнацию и не предпринимает активных конструктивных действий в смысле перестройки своей внутренней системы ценностей. Для этой группы характерна активность в одном деле: активное игнорирование противоречивых ценностных оснований и откладывание решения актуальных смысловых и ценностных проблем на будущее. По нашему мнению, именно эта группа реагирует различными ипохондрическими и депрессивными состояниями, часто пытаясь переложить ответственность за свое состояние на других, а не на себя.

Третья группа людей, которые находятся в ситуации внутренней невесомости, занимает промежуточное положение между первой и второй группами. Они занимают выжидательную позицию и надеются, что все образуется само собой.

Четвертая группа демонстрирует непоследовательный стиль принятия решений при столкновении с ценностными проблемами, проявляя крайнюю активность и крайнюю пассивность, изматывая себя и окружающих таким стилем поведения в ответ на ситуацию внутренней невесомости.

В момент кризиса человек очень уязвим, и если с ним что-то случится сейчас, он запомнит это на всю оставшуюся жизнь. Человек часто не осознает, что находится в кризисе. Его первая нормальная реакция на боль — уйти от нее, убежать, обвинить кого-то другого. Обычно они обвиняют тех, кто ближе всего к нему — жену, детей. Затем обвините его работу, начальника и т.д.

Рекомендуется преодолевать кризисы в том порядке, в котором они происходят. Вы не должны пропускать кризис, задвигать его «под ковер» и т.д. В противном случае он может созреть, как абсцесс, и через несколько лет разорваться, как бомба.

В семейной жизни многие трудности возникают из-за асинхронного развития супругов. Предположим, что муж сейчас находится в кризисе, а жена — нет. Или оба находятся в кризисе одновременно, но он — номер 3, а она — номер 2. Во всех этих случаях лучший рецепт — не мешать любимому человеку разрешать свои кризисы. Никто не может сделать это за него, никто не может ему помочь.

Кристина и Станислав Гроф считают, что из-за существования многочисленных форм кризисов, они протекают с неодинаковой интенсивностью, и в зависимости от ситуации требуется разная помощь. Есть примеры, когда психологическая помощь ограничивается самой базовой поддержкой человека, переживающего кризис. В других случаях лучше привлечь родственников, друзей и специальные группы поддержки, а возможно, потребуется постоянное присутствие профессионального психотерапевта. Работа с людьми в кризисной ситуации должна быть гибкой и творческой, основанной на понимании индивидуального характера кризиса и использовании всех подходящих методов.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные стратегии совладания и формы поведения человека при внезапной утрате близкого человека
  2. Проблема детских страхов
  3. Невербальная коммуникация у детей и подростков — Общетеоретическая характеристика невербального компонента общения
  4. Роль клинического психолога в организации мероприятий первичной профилактики
  5. Формирование психодиагностической тактики в работе медицинского психолога с пациентом
  6. Гендерные различия в формировании и проявлении профессионального стресса
  7. Рисуночные тесты, их значение для психодиагностики нарушений развития
  8. Учебная мотивация младших школьников
  9. Взаимосвязь мышления и речи
  10. Девиации в зрелый период

Вторичная профессионализация

дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит его к вторичной профессионализации. Отличительной особенностью этого этапа является качественное и высокопродуктивное выполнение профессиональной деятельности. Способ реализации имеет очень индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. У него есть социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка. Коренным образом перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяется способ выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новый этап профессионального развития, поскольку эти изменения приводят к существенной трансформации как социальной ситуации, так и ведущей деятельности.

Стабилизация всех аспектов профессиональной жизни может способствовать профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда вплоть до выхода на пенсию.

Во многих случаях качественное и продуктивное осуществление деятельности приводит к тому, что личность как бы «перерастает» свою профессию. Неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением становится сильнее. У человека есть потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между профессиональным желанием и реальными перспективами приводят к развитию профессионального кризиса. В то же время самовосприятие подвергается серьезному пересмотру, вносятся коррективы в существующие трудовые отношения. Можно констатировать, что происходит реструктуризация ситуации с профессиональным развитием.

Возможные пути выхода из кризиса: увольнение, освоение новой профессии в рамках той же специальности, продвижение на более высокую должность.

Одним из продуктивных вариантов устранения кризиса является переход на следующий этап профессионального развития, этап мастерства.

6 Этот этап характеризуется творческим уровнем выполнения профессиональной деятельности. Потребность в самореализации, самореализация, ведущая к неудовлетворенности собой, окружающими людьми, обстоятельствами и, конечно, профессией, становится движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности.

Кризис нереализованных возможностей, а точнее, кризис социально-профессиональной самореализации, — это глубокая неудовлетворенность собой. Продуктивным выходом из этого состояния являются инновации, изобретения, быстрая карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивными вариантами кризисного копинга являются противоправные действия, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия, развитие профессиональных деформаций. Этот кризис не относится к нормативным, потому что не каждый профессионал способен подняться до уровня мастерства.

Последний нормативный кризис работника связан с его выходом на пенсию. Когда он достигает определенного возрастного рубежа, он выходит на пенсию и переживает кризис потери карьеры. Выход на пенсию означает сужение социально-профессионального поля и контактов, сокращение финансовых возможностей. Острота кризиса потери профессии зависит от типа работы. В становлении личности наступает момент, когда человек перерастает возможности дальнейшего развития в рамках данной профессиональной деятельности. И тогда главной движущей силой становится стремление к самореализации. Это предполагает наличие сверхнормативной активности в личности, только в этом случае возможно реальное жизненное творчество. При рассмотрении этого типа кризисов было обнаружено, что они тесно связаны с жизненными кризисами. Возможно, это связано с тем, что процесс личностного саморазвития одинаково важен как для самого человека, так и для его профессиональной биографии. В процессе развития человек сознательно погружается в кризисы самореализации, которые в большей степени обусловлены внутренней логикой развития личности.

Профконсультация как вид профориентационной работы психолога. Принципы организации и проведения профконсультации

Вопрос 1Верно ли высказывание: «Групповая профконсультация предоставляет широкие возможности для профдиагностики интересов и склонностейa. неверно Для решения каких задач наиболее всего подходит диагностическая групповая профконсультация c. все ответы верны Любая форма по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой является b. групповой профконсультацией На каком из этапов групповой диагностической консультации профконсультант объясняет цель консультации, гарантирует неразглашение (без согласия консультируемых) сведений, которые будут получены в ее процессе, излагает необходимый теоретический материал c. на первом этапе Назовите основные источники профессиограмм, в которых собраны актуальные на сегодняшний день описания профессий b. методическое обеспечение со стороны Федеральной службы занятости c. проект «Атлас профессийОсновным видом деятельности профконсультанта являетсяb. индивидуальная профконсультация как процесс активного взаимодействия профконсультанта с клиентом с целью оказания помощи в решении проблем профессионального самоопределения Различают два вида профконсультационной работы. Укажите, какиеc. групповое и индивидуальное профконсультирование Чтобы определить сформированность профессиональных планов в процессе групповой профконсультации используют метод b. анкетирования В основе какой из допустимых стратегий профориентационной работы лежит использование стандартизированных испытаний профпригодности f. тестологическая В развернутой схеме профконсультирования, с чего начинается работа профконсультанта a. с выявления интересов, склонностей, профессиональных предпочтений В случае применения поэтапной схемы профконсультирования, какова основная задача профконсультанта на подготовительном этапеc. составить общее представление о проблеме клиентаВ случае применения поэтапной схемы профконсультирования, какова основная задача профконсультанта на шестом этапе профконсультированияd. составление окончательного протокола консультацииК допустимым стратегиям профориентационной помощи относяc. все ответы верны Назовите стратегию профориентационной работы, для которой характерна ограниченная помощь, например, только профдиагностика или только профинформирование, или помощь в принятии решения b. «частичные услугиНазовите стратегию профориентационной работы, для которой характерно: «реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии являйся активная, творческая позиция самого профконсультанта, поскольку клиент и консультант фактически образуют единую систему и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать единым субъектом решенияпрофконсультационной проблемыb. активизирующая Развернутая схема профконсультирования применяется b. в ситуациях максимальной неопределенности выбора для клиентов школьного возраста Сколько всего этапов содержит поэтапная схема профконсультированияd. подготовительный и 6 основныхТрадиционно выделяют две стратегии профориентационной помощиc. диагностическую и развивающую

Трейдер-интернал

Перед нами уже вполне оперившийся профессионал. Можно сказать — трейдер-середнячок. Звёзд с неба не хватает, но прибыль у него всё-таки перевешивает убытки. В офисе и на производстве ему соответствуют линейные специалисты. Но если в обычных профессиях до интернальной стадии «доживает» большинство (чтобы тянуть лямку до пенсии), стать интерналом в трейдинге — это уже реальное достижение. Только 5% трейдеров способны остаться на рынке. Вылетает 19 из 20.

Но останавливаться на достигнутом не стоит. Трейдеру-интерналу нужно:

  • получать стабильную прибыль;
  • совладать с жадностью, которая соблазняет многих середнячков, мечтающих сделать рывок вперёд;
  • повышать профессиональный уровень;
  • разобраться в себе, чтобы выработать индивидуальный стиль торговли с учётом темперамента, тау-типа, акцентуаций и других особенностей психики — это залог перехода на новый уровень.

Трейдер-авторитет

Или, можно сказать, эксперт. Это мастер, чьё имя становится активом. Он известен в профессиональной среде, пользуется уважением. Деньги, как правило, становятся второстепенным мотивом. В мотивации преобладают жажда социального признания и самоактуализация — высшая ступень пирамиды потребностей.

Эксперты активно участвуют в профессиональных семинарах и конференциях, пишут статьи, продвигают своё имя (кстати, многие отличаются от мастеров именно социальной активностью). На этой ступени некоторые трейдеры возглавляют хедж-фонды, другие пишут книги. У них стараются учиться, берут интервью. Примеры экспертов с мировым именем — в книге .

Главное на этой ступени — «не зазвездиться». Как показывает практика, даже трейдеры-звёзды не застрахованы от ошибок. Причём стоимость этих ошибок может превышать миллиард долларов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector