Процесс горения протекает при следующих условиях: а) наличие горючего вещества; б) наличие окислителя; в) наличие условий для теплообмена
Содержание:
- Полезные советы
- Признаки химических реакций
- Самовоспламеняющиеся материалы
- Пламя
- Горение условия горения и польза для человека
- Использование мобильных и стационарных средств
- Пожарная опасность жидких горючих веществ
- Классификация веществ по горючести
- Условия, необходимые для возникновения и развития процесса горения
- Особенности и последовательность возникновения возгорания
- Пламя
- Варианты пожаров
- Условия возникновения горения и пожара
- Условия протекания химических реакций
Полезные советы
Важно не только знать причины возникновения — и каковы условия прекращения горения, необходимо также усвоить, хотя бы для того, чтобы предпринять первые спасательные шаги. Если в доме загорается ацетон, бензин, иные легковоспламеняющиеся жидкости, необходимо воспользоваться воздушно-пенным огнетушителем. В случае его отсутствия для ликвидации пожара применяется плотная ткань либо вещи, предварительно смоченные водой
В случае его отсутствия для ликвидации пожара применяется плотная ткань либо вещи, предварительно смоченные водой
Если в доме загорается ацетон, бензин, иные легковоспламеняющиеся жидкости, необходимо воспользоваться воздушно-пенным огнетушителем. В случае его отсутствия для ликвидации пожара применяется плотная ткань либо вещи, предварительно смоченные водой.
Также для устранения очага возгорания можно использовать метод захлестывания. Ветками, одеждой, палками ударяют по кромке образующегося огня.
В случае обнаружения пламени нужно незамедлительно обратиться в пожарную часть.
Признаки химических реакций
Проведем несколько химических реакций. Нагреем в пробирке зеленый порошок малахита (рис. 53) — минерала, в состав которого входят атомы меди, углерода, водорода и кислорода. Порошок малахита начинает «кипеть» из-за выделяющегося газа. Поднесем к отверстию пробирки спичку, она гаснет — это выделяющийся углекислый газ препятствует ее горению. На стенках пробирки заметны капельки воды, на дне остается черный порошок соединения меди (CuO). Наблюдения доказывают, что образуются новые вещества с другими свойствами. Прекратим нагревание. Сразу прекращается выделение углекислого газа — реакция больше не протекает.
Существуют и другие признаки химических реакций. Например, при горении магния излучается яркий свет и выделяется много теплоты (см. рис. 50).
Раньше вспышка магния использовалась для освещения объекта во время фотографирования.
При сливании некоторых растворов наблюдается выпадение осадка (рис. 54). Некоторые осадки можно растворить при помощи других веществ. Например, при сливании растворов соды и известковой воды образуется белый осадок, который легко растворяется в уксусе.
При сгорании спички ощущается резкий запах. Какие еще признаки химических реакций наблюдаются при горении спички?
Изменения, происходящие с веществами, свидетельствуют о протекании химических реакций и являются признаками химических реакций.
Признаки химических реакций: • Выделение газа. • Образование или исчезновение осадка. • Изменение цвета. • Появление запаха. • Излучение света. • Выделение или поглощение теплоты.
Большинство веществ не могут взаимодействовать друг с другом самопроизвольно. Для протекания многих химических реакций необходимо создавать определенные условия.
Самовоспламеняющиеся материалы
К самым известным веществам, способным к самовозгоранию и поэтому обладающим повышенной пожарной опасностью, относятся:
- бурый уголь;
- торф;
- древесные опилки;
- минеральное масло;
- белый фосфор;
- эфир;
- скипидар.
Эти вещества могут самостоятельно загореться, всего лишь контактируя с воздухом. Некоторые из них, как, например, бурый уголь и белый фосфор, вспыхивают при нормальной температуре, другим требуется нагрев окружающей среды для запуска реакции. В соответствии с ГОСТ 12.1.011-78 о классификации взрывоопасных смесей, все подобные элементы делятся на группы по температуре самовоспламенения. Группа Т6 присвоена веществам с наименьшей температурой самовозгорания в пределах 85 ℃, Т1 — с наибольшей, свыше 450 °.
Некоторые вещества загораются при контакте не с атмосферным воздухом, а, например (и как это ни странно) с водой. К ним относятся натрий, гидриды кальция и магния, смесь йода и цинка.
Другие группы веществ могут вспыхивать при контакте с сильными кислотами, например с азотной.
Самовозгорание не всегда сопровождается пламенем. В частности, торф или опилки, контактируя с атмосферой, могут медленно тлеть, образовывая большое количество дыма, но почти не выделяя пламени.
Пламя
Виды горения и условия горения обуславливают множество различных видов основного объекта этой статьи. Человек использует их в зависимости от сферы деятельности, начиная от быта и заканчивая проектировкой космических ракет.
Пламя – часть процесса горения
Однако важно помнить, что на фоне ламинарного или турбулентного г-ния, тления и т. д., оно является, скорее, описанием определенного участка огня. Пламенем обозначают светящуюся зону, образованную в ходе г-ния
Горение природного газа может обуславливать нагревание температуры в воздухе до двух тысяч Кельвинов
Пламенем обозначают светящуюся зону, образованную в ходе г-ния. Горение природного газа может обуславливать нагревание температуры в воздухе до двух тысяч Кельвинов.
Пламя, образованное сгоранием углеродного топлива, способно проявлять взаимодействие с электромагнитными полями. Это говорит о наличии заряженных частиц. Фактически доказано, что пламя может обладать «поведением» слабоионизированной плазмы. Явление, отвечающее за генерацию ионов, называют хемоионизацией.
Горение условия горения и польза для человека
1.3. ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГОРЕНИЯ
Процессы горения жидких, твердых и газообразных топлив широко используются практически во всех отраслях современной техники и технологии. Отметим наиболее важные направления использования процессов горения.
· Наиболее важную роль процессы горения играют в теплоэнергетике. Тепловые электростанции используют энергию горения угля, горючих газов, и жидких углеводородов.
· В технологии получения черных и цветных металлов, стекла, керамики, цемента, и других необходимых материалов также используется энергия горения для нагрева и плавления соответствующих компонентов и сырья.
· Артиллерия, стрелковое оружие и другие виды вооружений используют в качестве источника энергии взрывчатые вещества различных классов.
· Большое народнохозяйственное значение имеют взрывные технологии, применяемые для добычи угля и других полезных ископаемых, при строительных работах (возведение плотин, прокладка туннелей и т.д.), при разрушении ледяных заторов.
· Важным направлением в науке о горении являются экологические аспекты горения, получившие большое развитие в последнее время. К ним относятся технология сжигания бытовых отходов, изучение механизмов образования экологически вредных продуктов сгорания (оксиды азота, сажа, соединения хлора). Эти исследования позволяют найти условия, при которых концентрация токсичных веществ в выбросах минимальна.
· Одним из важнейших направлений науки о горении является изучение пожаров (в жилых помещениях, лесных массивов и т.д.) и разработка методов пожаротушения. Для тушения пожаров используются как физические, так и химические способы, которые способствуют обрыву цепей химической реакции горения.
· Отдельно следует отметить роль процессов горения в двигателестроении, авиации и ракетной технике. Процессы горения используются для получения движущей энергии различных транспортных средств, начиная от паровоза и вплоть до современных ракетных двигателей, автомобилей, самолетов, судов и т.д. В качестве примера рассмотрим схему прямоточного воздушно-реактивного двигателя, приведенную на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Схема прямоточного воздушно-реактивного двигателя:
1 – воздух; 2 – диффузор; 3 – впрыск горючего;4 – стабилизатор пламени;
5 – камера сгорания; 6 – сопло
Помимо жидкостных ракетных двигателей, в которых в качестве горючего используются несимметричный диметилгидразин (гептил) или жидкий водород, а в качестве окислителя – азотная кислота или жидкий кислород, в СССР, США, Японии, Китае, Западной Европе получили развитие ракетные двигатели на твердом топливе. В качестве твердого топлива, способного к самостоятельному горению, чаще всего используется смесь полимерного горючего и порошкообразного окислителя, например, перхлората аммония. Основной задачей при создании топлива является получение наиболее высокого удельного импульса (отношение тяги двигателя к массовому секундному расходу топлива), достигаемого при наиболее высокой температуре и наименьшем молекулярном весе продуктов сгорания. С этой целью в состав твердых ракетных топлив добавляют порошки легких металлов – алюминия или магния. Изучение горения таких сложных систем представляет серьезную задачу в современной физике горения.
Наука о горении продолжает развиваться. В последние годы появились новые направления в науке о горении и технологии, основанные на нем. Это самораспространяющийся высокотемпературный синтез – процесс перемещения волны химической реакции по смеси твердых дисперсных реагентов с образованием твердых конечных продуктов. Данная технология позволяет синтезировать новые материалы и вещества с особыми свойствами. Можно назвать еще целый ряд технологий, число которых постоянно пополняются, где процессы горения и взрыва играют определяющую роль.
Несмотря на длинную историю, количественное описание процессов горения стало развиваться сравнительно недавно. Это связано со сложностью явления, которое включает в себя целый ряд химических реакций, а также такие аспекты, как течение газа, теплопроводность и диффузионный перенос веществ. В последние годы экспериментальная техника и техника компьютерного моделирования поднялись до такого высокого уровня, что многие проблемы горения могут быть описаны количественно.
Использование мобильных и стационарных средств
Существуют основные способы прекращения горения и дополнительные. Какие методы нужно применить, сколько и в каких объемах зависит от особенностей объекта, например одноэтажный дом или многоэтажное сооружение, типа горючих материалов и масштабов возгорания. Методические рекомендации разработаны различными нормативными актами и законодательными нормами. Основные положения начинают преподавать уже в школе, на занятиях БЖД
Важно не только правильно выбрать огнетушащие вещества, но и использовать адекватные средства пожаротушения. Они должны быть предусмотрены на всех объектах, особенно на взрывоопасных производствах и площадка, где материалы склонны к самовозгоранию. Перечень средств классифицируется на такие группы:
Перечень средств классифицируется на такие группы:
- спецтехника;
- подручный инструментарий, такой как огнетушитель;
- автоматические системы с подключением к пункту охраны;
- системы оповещения;
- установки для тушения;
- спасательные средства.
Галоидированные углеводороды
Принципиально все средства пожаротушения подразделяются на два типа:
- Стационарные. Назначение установок определяется огнетушащим веществом. А его выбор зависит от специфики объекта. Установки различаются по принципу тушения, они бывают четырех типов: поверхностные, объемные, локально-поверхностные и локально-объемные. Оборудование рассчитано на на ранней стадии возгорания. Установки могут приводиться в действие механически, автоматически и дистанционно. Оборудование состоит из трубопроводов, средств подачи составов, чувствительных приборов, запорной арматуры и модуля управления. Средства должны постоянно находиться в рабочем состоянии, то есть подлежат регулярным проверкам.
- Мобильные. Это средства, которые перемещаются на пожар самостоятельно. Это автомобили, вертолеты, железнодорожные составы и водные суда. Их классификация определена в Техническом регламенте. Самый простейший вид данной техники – это мотопомпа. Она состоит из мотора и насоса, но использовать ее можно в самых различных целях: для подачи жидкости к огню, для орошения, для откачки воды из цокольных и подвальных этажей, для ирригации.
Огнетушащие вещества в лафетных установках
Пожарная опасность жидких горючих веществ
Пожарная опасность горючих жидкостей определяется температурой вспышки паров испаряющейся жидкости при (внесении источника тепла. Температура вспышки представляет собой наименьшую температуру, при которой пары горючего вещества создают над его поверхностью паровоздушную смесь, воспламеняющуюся при внесении источника тепла (например, открытого огня).
За время вспышки поверхность горючей жидкости не прогревается до температуры, достаточной для интенсивного испарения жидкости, и дальнейшее горение прекращается. Если температура жидкости в момент вспышки окажется достаточной для того, чтобы вслед за вспышкой последовало горение, то такую температуру называют температурой воспламенения горючей жидкости.
Чем ниже температура вспышки горючей жидкости, тем больше пожарная опасность По существующей классификации все горючие жидкости разделяются на два класса. К I классу относятся жидкости с температурой вспышки менее 45°С (например, бензин, спирт, эфир, керосин и др.), а ко II классу—жидкости с температурой вспышки более 45С (например, масла, мазуты и др.). Огнеопасные жидкости I класса относят к легковоспламеняющимся жидкостям, а жидкости II класса — к горючим.
Следует отметить, что пожарная опасность ряда твердых веществ (например, нафталин, фосфор, камфора и др., которые испаряются при нормальной температуре) также характеризуется температурой вспышки.
У легковоспламеняющихся жидкостей небольшая (1—2°С) разница между температурой вспышки паров и температурой воспламенения. У горючих жидкостей эта разница достигает 30 С и более.
Пожарная опасность жидкостей увеличивается с понижением температуры вспышки, температуры воспламенения и самовоспламенения, а также с увеличением скорости испарения и уменьшением нижнего предела концентрации взрывоопасной смеси паров жидкости с воздухом.
Классификация веществ по горючести
В зависимости от горючести выделяют несколько групп:
-
Несгораемые (негорючие), которые не обугливаются и даже не тлеют.
-
Трудносгораемые — воспламеняются от источника зажигания, но после его удаления не могут гореть самостоятельно.
-
Сгораемые (горючие). Воспламеняются под воздействием огня. После удаления провоцирующего фактора они продолжают гореть самостоятельно.
Несгораемые (негорючие), которые не обугливаются и даже не тлеют.
Трудносгораемые — воспламеняются от источника зажигания, но после его удаления не могут гореть самостоятельно.
Сгораемые (горючие). Воспламеняются под воздействием огня. После удаления провоцирующего фактора они продолжают гореть самостоятельно.
К группе горючих веществ относят легковоспламеняющиеся материалы и соединения. Им для воспламенения достаточно 30 о С воздействия от источника зажигания с минимальной энергией (искры, спички, тлеющей сигареты, пламени). Легковоспламеняющимися считают жидкости, у которых температура вспышки не превышает 61 °С в закрытом тигле.
Вспышка — это быстрое сгорание смеси, при котором не допускается переход в стационарное пламя. Предел распространения огня связан со способностями строительных конструкций гореть самостоятельно
Многие бытовые материалы являются сгораемыми, это важно учитывать при разработке проектов
Условия, необходимые для возникновения и развития процесса горения
Горением называется химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением тепла и излучением света. Горение возникает и протекает при определенных условиях. Для пего необходимы горючее вещество, кислород и источник воспламенения.
Чтобы возникло горение, горючее вещество должно быть нагрето до определенной температуры источником воспламенения (пламенем, искрой, накаленным телом) или тепловым проявлением какого-либо другого вида энергии: химической (экзотермическая . реакция), механической (удар, сжатие, трение) и т. д.
Выделившиеся при нагревании горючего вещества пары и газы смешиваются с воздухом и окисляются, образуя горючую смесь. По мере накопления тепла в результате окисления газов и паров скорость химической реакции увеличивается, вследствие чего происходит самовоспламенение горючей смеси и появляется пламя.
С появлением пламени наступает горение, которое при бла-« гоприятных условиях продолжается до полного сгорания вещества.
В установившемся процессе горения постоянным источником воспламенения является зона горения, т. е. область, где протекает химическая реакция, выделяется тепло и излучается свет.
Для возникновения и протекания горения горючее вещество н кислород должны находиться в определенном количественном соотношении. Содержание кислорода в воздухе для большинства горючих веществ должно быть не менее 14—18%’.
Известно много различных видов очагов горения (горение свечи, мощной промышленной топки, пожар здания или сооружения и прочее). Все они значительно отличаются друг от друга и различны по характеру горючего вещества, однако основные явления, протекающие при горении и в процессе его, одинаковы.
Рассмотрим процесс горения простого светильника (свечи восковой, стеариновой и др.). Зажженная свеча горит устойчиво в нормальной среде воздуха до тех пор, пока хватает для этого содержащегося в ней горючего (воска, стеарина, парафина). Свеча потухнет вследствие нарушения одного из основных условий
процесса горения (наличия горючего вещества, кислорода и источника воспламенения), если не поддерживается достаточная температура для подогревания горючего вещества и образования паров горючего газа, но имеется топливо (воск, стеарин, парафин), и если прекратилась подача топлива и отсутствует окислитель (кислород воздуха).
При нормальном горении свечи (рис. 1) твердое ее вещество, расплавленное под воздействием пламени, впитывается фитилем и подается к основанию пламени. Здесь при более высокой температуре происходит первичное разложение горючего вещества, образуется углеводородный пар, который поступает в зону горения.
В верхней зоне горения происходит окончательное расщепление углеводородов, образуется светящаяся часть пламени собильным выделением его частиц и других продуктов горения, оставляющих дым и являющихся результатом разложения первоначальных молекул органического происхождения.
{module 43}
Особенности и последовательность возникновения возгорания
Основы прекращения горения базируются на понимании пожара, как совокупности реакций, сопровождающихся выделением света, посредством образования пламени, и тепла. Пожар зарождается и распространяется не мгновенно, а постепенно:
- источник тепла или огня воздействует на вещества и нагревает их до температуры горения;
- происходит активация нагреваемого или находящегося в соприкосновении с огнем предмета;
- затем начинается испарение, формирование аэрозольных составов из твердых частиц и газов – результата термических процессов;
- когда сформированные продукты достигают пороговых показателей деструкции, они готовы к экзотермической трансформации, начинается интенсивная стадия – появления непосредственного огня;
- пламя захватывает окружающее пространство, вызывая в нем те же процессы, и, когда их скорость становится тождественной очагу возгорания, формируется термодинамическая система.
Охлаждение водой
Пламя
Отвечая на вопрос о том, что такое горение, человек смог выделить в нем явление пламени, которое представляет собой зону, излучающую свет и образующуюся в ходе реакций горения. Ее температурные показатели определяются составом смесей и условиями, при которых протекает процесс. Сгорание природных газов позволяет разгонять температуру до двух тысяч кельвинов и выше.
Пламя многих видов топлива, основанных на углеводородах, обладает способностью к взаимодействию с электромагнитными полями. Это обуславливается наличием собственных частиц в заряженном состоянии. Посредством проведения экспериментов было доказано, что количество ионов в пламени может превышать в шесть порядков концентрацию анионов и катионов в процессах чистой термической ионизации. Главный механизм, отвечающий за образование ионов, — хемоионизация. Это сложный физико-химический процесс, который превращает исходные в продукты сгорания. В ходе экзотермической реакции выделяется большое количество тепла.
Варианты пожаров
В лесу источники могут появляться при неосторожной деятельности человека, а также в результате природных явлений (молнии). Подобные пожары в жаркую сухую погоду могут принимать масштабы настоящего стихийного бедствия. Выделяют два варианта пожаров: лесной (верховой либо низовой) и торфяной
Выделяют два варианта пожаров: лесной (верховой либо низовой) и торфяной.
Первый вариант, как правило, появляется в лиственных лесах. Скорость распространения огня в таких случаях незначительна, высота пламени достигает 2 метров. Для хвойных лесов характерны верховые пожары. В случае ветряной погоды скорость распространения пламени доходит до 25-30 км/ч.
Появляется второй вид пожара на естественных либо осушенных торфяниках. Для них характерно продолжительное тление торфа, появление задымленного воздуха. Данное вещество является легковоспламеняющимся полезным ископаемым, поэтому высока опасность подобных пожаров.
Результаты статистических исследований свидетельствуют о том, что причиной большего количества лесных возгораний является человеческий фактор.
Для предотвращения подобной опасности необходимо строго соблюдать противопожарный режим, особенно в сухой период, когда высока угроза быстрого распространения пожара.
Условия возникновения горения и пожара
Возгорания никогда не происходят просто так. Этому всеразрушающему физическому явлению предшествует реакция нескольких компонентов, которая и создает условия возникновения горения
Именно на них обращено внимание в нашей статье. Данный вопрос является актуальным, так как от соблюдения мер безопасности зависит жизнь и здоровье людей
Порядок действий при появлении пожара
Граждане должны в строениях и помещениях, которые являются их собственностью, иметь первичные средства для тушения пожаров. В случае обнаружения очага пламени незамедлительно сообщать о случившемся в пожарную охрану.
После прибытия бригады спасателей обеспечивать свободный доступ для ликвидации очага возгорания. Кроме того, предполагается обязательное исполнение всех постановлений, предписаний, иных законных требований от должностных лиц пожарного и государственного надзора.
Противопожарные мероприятия
При проектировании строительных конструкций важно учитывать тот факт, что огонь может распространяться между зданиями, а также непосредственно по ним. Необходимо предусматривать разделение помещений на пожарные отсеки специальными перекрытиями, обустраивать преграды для последующего распространения огня. Также организуются противопожарные ворота и двери
Также организуются противопожарные ворота и двери.
https://youtube.com/watch?v=r9WZ9Psep6U
Существуют определенные требования, которые предъявляются к противопожарным преградам по высоте, толщине стен. К примеру, стены могут не возвышаться над крышей, если для ее сооружения применяются горючие материалы.
Если здание делится на пожарные отсеки, в таком случае противопожарной должна быть такая стена, которая имеет более широкий и высокий отсек.
Разрешено размещение ворот, дверей, окон в наружной части противопожарной стены с ненормированным пределом огнестойкости на определенных расстояниях: от стен на четыре метра -по горизонтали, от кровли больше восьми метров — по вертикали.
В помещениях с подвесными потолками противопожарные перегородки должны делить пространство над ними.
Для проведения расчетов необходимо учитывать, чтобы площадь пола способствовала обеспечению тушения пожара различными средствами защиты за то время, которое бы не превышало времени утраты основными конструкционными элементами несущей способности.
Для исключения либо снижения опасности распространения пожара на ближайшие объекты между сооружениями и зданиями должны быть безопасные расстояния, называемые противопожарными разрывами.
Размеры их определяются с учетом категорий пожарной безопасности помещений и степени огнестойкости сооружений. На любом предприятии обязательным является проведение инструктажей для всех сотрудников с записью в журнал по ППБ.
Источник
Условия протекания химических реакций
Необходимое и главное условие для протекания большинства реакций между различными веществами — это их соприкосновение. Для обеспечения лучшего контакта вещества измельчают, переводят в газообразное состояние. Многие вещества лучше реагируют друг с другом, если они растворены в воде.
Во многих случаях этого недостаточно, поэтому реагирующие вещества нагревают. Деревянная лучинка, смесь железа и серы, медь могут долгое время сохраняться при комнатной температуре, реакции начинаются только при их нагревании.
Мало знать, как начать химическую реакцию, надо еще знать, при каких условиях она будет протекать дальше. Почему необходимо все время нагревать сахар, чтобы добиться его полного сгорания, а деревянную лучинку зажигают один раз и она продолжает гореть?
Если при образовании новых веществ выделяется много теплоты, то ее бывает достаточно, чтобы нагревались новые порции вещества и реакция продолжалась. Во многих случаях реакции, начавшись, продолжаются за счет теплоты, выделяемой в этих реакциях, не требуя дополнительной энергии. Примером является горение угля. Другие реакции, например разложение сахара, требуют постоянной затраты энергии на ее продолжение.
В некоторых случаях для начала химического процесса необходимо освещение. Одной из таких реакций, требующих постоянного освещения, является известная вам реакция фотосинтеза.
Таким образом, окружающий нас мир состоит из множества веществ, которые вступают в различные химические реакции. Изучая химические реакции, человек познает сущность процессов, протекающих в живой и неживой природе. Полученные знания помогают более эффективно использовать вещества для получения больших урожаев, выращивания животных, борьбы с различными болезнями. Человечество учится бережно и грамотно относиться к окружающему нас миру.
Краткие выводы урока:
- Химические реакции — это явления превращения одних веществ в другие.
- О протекании химических реакций судят по выделению газа, выпадению или исчезновению осадка, изменению цвета, появлению запаха, поглощению или выделению теплоты и излучению света.
- Необходимым условием протекания большинства химических реакций является соприкосновение реагирующих веществ.
Надеюсь урок 10 «Признаки химических реакций» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.