Основные задачи противопожарной службы
Содержание:
- Организационные аспекты ВПО
- Организация работоспособности
- Создание советов
- Основные термины и определения
- Нормативно-правовое регулирование и управление
- Добровольная ПО
- Иерархия в управлении
- Полномочия
- Подразделения ГС ГПС
- Как сегодня отмечают праздник
- Положение о пожарно-спасательных гарнизонах
- Нештатный орган управления гарнизоном
- Перспективы и оплата труда
- Основные задачи
- Структура МЧС России
- Историческая справка
- История образования пожарной службы в России
- Обязанности инспекторов Госпожнадзора
Организационные аспекты ВПО
Ведомственная пожарная охрана – это структура, состоящая из управленческого органа и боевых подразделений. Она создается согласно регламенту, установленному ФЗ№69. Право на осуществление деятельности организаций появляется с момента получения лицензии от ГПС МЧС. Документ выдается на определенный срок, по его истечению нужно получать новый допуск. Конкретный объем задач определяет специальная комиссия, которая создается до формирования команды пожарников. Она устанавливает:
- список объектов, подлежащих контролю: здания, оборудование, площадки, сооружения;
- определяется степень пожарной опасности объектов;
- устанавливается уровень пожарной защищенности объектов;
- виды работ, которые будут выполнять сотрудники ВПО и их объем;
- обязанности должностных лиц и рядовых сотрудников охраны;
- численность отряда;
- особенности дислокации на территории предприятия;
- уровень технического обеспечения и его количество;
- особенности снаряжение пожарных;
- структура отряда;
- финансирование ведомственной команды.
Прекращение деятельности или реорганизация пожарной охраны ведомственного типа осуществляется согласно законодательству, с обязательным уведомлением федеральных исполнительных структур и ГПС МЧС.
Учебные практические занятия
Организация работоспособности
Пожарная охрана — сложный государственный инструмент. Управлять такой системой можно лишь при планировании и жестком контроле. Работа любого органа, подразделения и даже добровольца регулируется Федеральной противопожарной службой.
Чтобы обеспечить исправное функционирование системы необходимо знать реальное положение дел в пожарной охране. Производится сбор и обработка данных о технических средствах пожаротушения.
Контролируется работа всех подразделений, принимаются меры по модернизации оборудования, повышения квалификации служащих. Также Федеральная служба решает административные вопросы, связанные с кадрами, курирует материально-техническое обеспечение.
Согласно регламентам принимает участие и содействует проведению специальных экспертиз противопожарного оборудования и работам по лицензированию.
Отчасти координирует деятельность аккредитованных органов сертификации в пределах своей компетенции. Это касается и испытательных лабораторий. Организации должны входить в систему МЧС.
Немаловажна охрана труда и жизни сотрудников пожарной охраны. Силами МЧС разработаны и внедрены нормативные акты для пожарных, определяющие меры их защиты.
Работники Государственной противопожарной службы имеют право на получение бесплатной одежды и экипировки специального назначения. Поставляемые машины, оборудование для тушения, средства индивидуальной защиты и подлежат сертификации.
Оценка эффективности производится благодаря показателям. Так, реализация целевых программ безопасности прошлых лет привела к снижению смертности, общего количества пострадавших, экономического ущерба более чем на 20 % при пожарах. Программы направлены на внедрение передовых технологий и улучшение материальной базы.
Создание советов
Выполнение основных задач МЧС России невозможно без создания советов. О чем идет речь, вы сможете узнать в данном разделе статьи.
Если необходимо рассмотреть и выработать рекомендации, касающиеся важных проблем компетенции органа МЧС РФ, то создается специальный научно-технический совет. Кто же входит в его состав? Сюда относятся представители органов исполнительной власти, научных и общественных организаций. При этом положение обязательно утверждается Министром.
Если необходима разработка направлений международного сотрудничества, то при МЧС РФ создается совет, который решает важные вопросы:
- оценка международной деятельности;
- стратегическое планирование деятельности.
Как и в предыдущем случае, положение обязательно утверждается министром.
В заключение данного раздела хочется заметить, что МЧС России — это юридическое лицо, имеющее печать, на которой изображен государственный герб России и наименование. Помимо этого существуют другие печати, штампы, бланки и так далее, которые должны строго соответствовать установленному образцу. МЧС России имеет эмблему и флаг.
Основные термины и определения
Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Пожарная опасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Пожарная безопасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Пожарное депо – объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.
Эвакуация – процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.
Эвакуационный выход – выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.
Эвакуационный путь (путь эвакуации) – путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
Нормативно-правовое регулирование и управление
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности – установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.
Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем принятия соответствующего технического регламента.
Добровольная ПО
Добровольцем называется человек, который выполняет определенную деятельность по собственному желанию, можно сказать – по велению души, при этом, не рассчитывая на материальное вознаграждение. Добровольная ПО на предприятиях создается с привлечением добровольцев, которые изъявили желание вступить в борьбу с возгоранием. Потребность в организации добровольной пожарной дружины (ДПД) может возникать по таким соображениям:
- Предприятие находится в черте города, но проезд затрудняется пробками, неудобными транспортными развязками, узкими дорогами и т.д.
- Предприятие находится в сельской местности: при нормативе приезда на возгорание в 20 минут после вызова, имущество успевает сгореть.
Добровольные пожарные дружины
Сами пожарные часто советуют начинать тушение пожара до приезда спасателей, ведь дорога каждая секунда. Поэтому создается отряд, члены которого выполняют следующие функции:
- Следят за соблюдением противопожарного режима.
- Проверяют системы оповещения и тушения.
- При возгорании оказывают первую помощь пострадавшим, организуют эвакуацию, используют имеющиеся средства тушения.
Добровольцы обязательно проходят обучение, принимают участие в учениях, в том числе совместных с государственной ПС.
Популярное пожелание пожарных
Иерархия в управлении
Первое звено в цепи управляющих органов — Правительство РФ, осуществляющее общее руководство. На второй позиции находится МЧС, но достаточно большая часть подразделений подчиняется другим ведомствам.
Например, тушение лесных пожаров не относится к официальной обязанности указанного министерства, а подчиняется Рослесхозу. Однако ведомственные пожарные охраны согласовывают свою деятельность с органами МЧС.
В целевых программах принимают участие все ведомства. Интересно, что обеспечение пожарной безопасности консульств РФ в других странах в основном происходит по российским законам.
Полномочия
После рассмотрения задач МЧС РФ необходимо ознакомиться и с полномочиями данного органа. Этим мы сейчас и займемся. Итак, к полномочиям МЧС РФ можно отнести:
- издательство различных нормативно-правовых актов, касающихся вопросов гражданской обороны;
- осуществление контроля за выполнением принятых НПА;
- создание, реорганизацию и ликвидацию учреждений, которые находятся в ведении данного органа;
- создание межведомственных, координационных и совещательных органов (комиссий или групп), помимо этого возможно создание других органов — научных, научно-технических, методологических, которые необходимы в ходе обсуждения актуальных вопросов, касающихся деятельности органа МЧС;
- проведение проверок, которые показывают готовность федеральных органов для осуществления мероприятий, касающихся гражданской обороны;
- осуществление проверки готовности органов к осуществлению мероприятий по гражданской обороне;
- возможность связи с воздушными и морскими судами, специализированными транспортными средствами посредством специального оборудования;
- осуществление деятельности за пределами Российской Федерации по установленному порядку;
- осуществление надзора по соблюдению требований в установленном законодательством порядке;
- проведение проверок, в результате которых становится ясно, насколько выполнены федеральные целевые программы в установленном порядке;
- осуществление функций управления государственным имуществом в установленном порядке;
- МЧС России — это главный распорядитель средств всего федерального бюджета;
- запрос и получение необходимых материалов и информации, которые относятся к компетенции МЧС РФ, помощь оказывается различными органами: исполнительная власть, местное самоуправление и другие организации;
- заключение договоров с организациями (речь идет о международных и неправительственных структурах) в установленном порядке для ликвидации последствий ЧС и помощи иностранным государствам.
Подразделения ГС ГПС
Для объемной реализации всех задач гарнизонной службы сформированы различные виды подразделений внутри структуры пожарной охраны:
- Оперативные. В состав этого отдела входят все оперативные сотрудники ГПС, включая командный состав. Отдел создается для обеспечения своевременного реагирования, минимизации времени подготовки, сбора и выезда. В этих целях проводятся регулярные учения и проверки. Руководит ей штатный начальник.
- Газодымозащитная. Этот отдел специализируется на действиях при тушении возгораний на объектах, где в воздухе образуются соединения, опасные для дыхания. Сотрудники контролируют технические средства, включая дымососы и оборудование, формирующее защиты от дыма, средства, используемые для обучения сотрудников, тренировочные снаряды и устройства. Руководит структурой один из командиров ГПС.
- Связь. Отдел занимается обеспечением эффективной связи: телефония, средства компьютерной коммуникации, радиосвязь и другие.
- Техническая. В ведомстве этого отдела находятся вся совокупность техсредств, включая ГСМ и огнетушащие составы. Руководство осуществляет штатный командир от ГПС.
- Профилактика. Сотрудники этого отдела занимаются проведением профилактики: предупреждение возгораний, выявляют нарушения порядка, обеспечивают эффективные факторы для ликвидации ЧС и оперативного устранения последствий.
Проверки гарнизонной и караульной службы выполняются начальниками подразделений пожарной охраны. Общую готовность проверяет руководитель всего формирования.
Неплановая проверка состояния пожарных
Как сегодня отмечают праздник
День образования специальной пожарной охраны отмечается разнообразными торжественными мероприятиями. За период существования специальной пожарной охраны, возникли и некоторые праздничные традиции.
Официальная часть торжества в день специальной пожарной охраны МЧС России начинается с общего построения всего личного состава в парадной форме. Важным пунктом является вынос знамени соответствующего управления. Как правило, к этому событию приурочивают вручение различных отличительных знаков МЧС России. Часто на данные мероприятия приглашают ветеранов пожарной службы, которым вручают благодарственные письма и подарки. После официальной части могут быть организованны соревновательные конкурсы или спортивные мероприятия по оттачиванию приобретенных знаний и передачи имеющегося опыта.
В некоторых городах России 9 октября в день специальной пожарной охраны организовывают специализированные выставки для взрослых и детей. На них представляют различное пожарно-техническое противопожарное оборудование. Гости таких мероприятий могут не только примерить на себя обмундирование настоящего пожарного, побывать в кабине пожарной машины и подать воду в очаг пожара.
Сотрудники СПО на праздничном мероприятии
Положение о пожарно-спасательных гарнизонах
Этот документ является первым приложением к приказу №467 МЧС от 25.10.2017 г.
Его параграфы:
- основные положения, в которых дано определение структуры и общая суть документа;
- порядок организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов;
- регламент привлечения ресурсов в зоны бедствий.
К Положению прилагаются образцы:
- плана мероприятий гарнизона;
- записки с указанием сведений по личному составу (строевой);
- расписания (графика) выезда;
- распределения техники по объектам (плана вовлечения ресурсов);
- оценки потенциала опорного пункта (расчет);
- описания техники и оборудования бригады;
- списка документов для регламентирования действий частей;
- перечня параметров пожароопасных предприятий;
- списка поселений и предприятий в них (с планируемыми мероприятиями в случае возникновения возгорания);
- программы составления необходимых документов по датам;
- книги учета работ.
Нештатный орган управления гарнизоном
Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в гарнизоне создается нештатный орган управления гарнизоном (далее – Управление гарнизона) и назначаются следующие нештатные должностные лица гарнизона:
- начальник гарнизона;
- заместитель (заместители) начальника гарнизона (по оперативному реагированию, по взаимодействию со службами жизнеобеспечения, по тыловому обеспечению, по проведению профилактических мероприятий);
- оперативный дежурный гарнизона;
- диспетчер гарнизона;
- начальники нештатных служб гарнизона (оперативного реагирования, газодымозащитной, технической, связи, профилактики пожаров, радиационно-химической, охраны труда).
Более подробно о должностных лицах пожарно-спасательного гарнизона (начальник и его заместитель, оперативный дежурный, диспетчер) в материале:
Пожарно-спасательный гарнизон
В случае создания местного гарнизона на территории нескольких муниципальных образований, в целях координации подразделений гарнизона, находящихся на удалении, при необходимости может назначаться отдельный заместитель начальника гарнизона из числа должностных лиц указанных подразделений.
В Управление гарнизона могут включаться представители администрации субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, служб жизнеобеспечения и подразделений, входящих в состав гарнизона.
Порядок создания Управления гарнизона, перечень должностных лиц гарнизона и их обязанности определяются приказом начальника территориального органа МЧС России – органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее – ГУ МЧС России).
В целях организации и проведения совместных мероприятий подразделений гарнизона начальником гарнизона ежегодно разрабатывается и утверждается План гарнизонных мероприятий.
Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в пожарно-спасательных гарнизонах создаются нештатные службы гарнизона.
О них читайте далее в материале:
Нештатные службы гарнизона
Перспективы и оплата труда
Движение по карьерной лестнице зависит от диплома, личных качеств и умения выполнять поставленные задачи.
Наличие документа об окончании колледжа позволяет занять должность начальника оперативного расчета, стать инспектором пожарной охраны.
Высшее образование предполагает неограниченное продвижение вверх.
Официальный оклад в подразделениях МЧС не превышает уровня средней заработной платы по стране. Но благодаря надбавкам (от 40 до 60%), ежегодной дополнительной материальной помощи, проездным льготам уровень дохода специалистов пожарного дела достаточно высок. Даже новичок в профессии может рассчитывать на получение 30–40 тысяч в месяц.
Основные задачи
Кроме ликвидации возгораний различной сложности, у спасателей есть другие цели. Разберемся в этом детально.
Профилактика
Термин пожарная безопасность – это такое состояние различных охраняемых объектов, при котором, появление возгорания максимально минимизировано. А если произошло, то будет проведена его ликвидация.
Профилактические меры заключаются в следующем:
- подготовка мероприятий, направленных на тушение огня, причин его появления с последующей реализацией;
- создание условий, которые позволяют эвакуировать граждан, а далее их имущества, если возник пожар;
- монтаж систем, дающих возможность обнаруживать возгорание либо дым;
- установка сигнализации, автоматических средств, которые тушат огонь.
Спасение людей и имущества
Основная задача пожарной охраны – это, при возникновении ЧС, сберечь жизнь, здоровье граждан. Их требуется эвакуировать с опасной зоны. Пути отхода определяет руководитель операции.
Для спасения людей применяются технические средства. Эвакуация граждан проводиться в таком случае:
- если им угрожает ОФП;
- при возможном взрыве либо обрушении;
- люди не имеют возможности покинуть территорию ЧС;
- будут применяться опасные огнетушащие вещества;
Методы спасения следующие:
- вывод граждан с опасной зоны по задымленным путям, по которым самостоятельно уйти они не могут;
- вынос на носилках либо на себе тех, кто не может передвигаться;
- спуск по пожарным лестницам (стационарным, автоматическим или ручным), когда выходы отрезал огонь.
Тушение пожара
В зависимости от классификации и вида возгорания, его ликвидируют такими способами:
- механический срыв пламени. Для этого подается мощная струя воды со стационарного лафета либо машины. Используются огнетушители, подручные средства, включая ветки деревьев;
- перекрытие доступа кислорода. На очаг набрасывают специальное полотно или кошму, заливают пеной, порошковыми составами, негорючими веществами;
- химическое ингибирование. Вводят огнетушащие вещества специальными установками;
- охлаждение. На очаг подается жидкость или различные солевые растворы;
- разбавление. Для этого используют пар, туман, инертные газы;
- полоса пожаротушения. На всех расстояниях, куда может достать огонь, поливают водой, кладут соль. Всеми возможными путями охлаждают близлежащие здания.
Кроме непосредственной ликвидации воспламенения, на территории, где оно распространяется, сливают горючие жидкости. Также устанавливается дополнительная оборона.
Структура МЧС России
В целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868 принято Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В соответствии с Положением МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, международными договорами РФ, а также настоящим Положением.
В систему МЧС входят:
1. центральный аппарат;
2. территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ;
3. Государственная противопожарная служба МЧС РФ;
4. войска гражданской обороны;
5. Государственная инспекция по маломерным судам МЧС РФ;
6. аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС РФ.
МЧС России возглавляет Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В Указе Президента (от 11 июля 2004 года N 868) устанавливается предельная численность работников центрального аппарата МЧС РФ в количестве 825 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе 140 лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы МЧС РФ и 250 военнослужащих войск гражданской обороны, предельная численность работников территориальных органов МЧС РФ в количестве 26 900 единиц. Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.
Историческая справка
27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета Министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». В 1995 г. Указом Президента РФ 27 декабря было объявлено Днем спасателя Российской Федерации. 17 апреля 1991 г. — постановлением Совета Министров РСФСР № 207 заместитель председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем Российского корпуса спасателей. 30 июля 1991 г. — постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР № 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).
10 января 1994 г. — Указом Президента РФ № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ГКЧС России преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Ему также переданы функции Госкомитета по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других катастроф и Комитета по проведению подводных работ особого назначения.
История образования пожарной службы в России
Древесина — одна из самых больших ценностей нашей страны. Русские строили из дерева дома, деревни, села, города. Всем хороша древесина, но это очень горючий, легко воспламеняемый материал. Огонь всегда был главным врагом наших предков. Что уж говорить о всей Руси, если Москва сгорала более, чем 100 раз.
Тушение пожаров на Руси
Царь Алексей Михайлович Романов, прозванный «Тишайшим» за доброту и рассудительность, известен своими государственными реформами. 30 апреля 1649 года он подписал «Наказ о градском благочинии». И хотя до этого документа правители занимались защитой от пожаров, даже была создана первая команда для тушения огня, именно в нем появились первые очертания пожарной службы.
Городской наказ содержал сведения о количестве тушителей, финансировании их деятельности. Он обязывал служивых нести дежурство, а нарушители правил обращения с огнем подвергались наказанию. За 369 лет развития служба ПО появилась в каждом селе, городе, крупных предприятиях, а 30 апреля отмечается день ПО России.
Обязанности инспекторов Госпожнадзора
Инспекторы Государственного пожарного надзора обязаны:
- разрабатывать мероприятия (в установленном порядке), связанные с оснащением подразделений разного уровня техническими средствами пожаротушения;
- проводить мероприятия по улучшению эффективности исследований, связанных с разработкой новых технологий пожаротушения и техники;
- внедрять новые технологии и технику, связанную не только с тушением очагов возгорания, но и с обнаружением огня;
- участвовать в мероприятиях, касающихся организации противопожарных мер в населенных пунктах и объектах хозяйственной деятельности;
- разрабатывать рекомендации по усилению требований ПБ;
- помогать отдельным производственным объектам в обучении по ПБ сотрудников и работников;
- проведение учета количества пожаров по стране, проводят их анализ, и на основе все этого разрабатываются меры, которые помогают не допускать их снова;
- инспекторы пожарного надзора проводят расследования возникновения пожаров, а также грубых нарушения правил и требований ПБ.
Основная же обязанность инспекторов пожарного надзора – инспектировать объекты разного назначения на предмет выявления недостатков. Если таковые были обнаружены, то они составляют предписания на их устранение с указанием недостатков и сроками исправления. Если в предписанные сроки недостатки не были устранены, то руководители или собственники объектов подвергаются административным или уголовным наказаниям.
Чаще всего инспекторы накладывают штрафы. Причинами могут быть не только невыполнение предписаний, но и грубые нарушения требований противопожарной безопасности: неисправность средств пожаротушения, использование их и техники не по назначению (например, пожарные шланги используют для полива призаводской территории), несоответствие реального количества средств и техники с паспортной.
К уголовной ответственности руководители объектов привлекаются не часто. Обычно такое происходит на основе заключения комиссии после пожара. Если возгорание повлекло за собой человеческие жертвы, то это усугубляет положение.
Государственный пожарный надзор – независимый орган. Он не подчиняется никому кроме руководства МЧС. Ни политические партии, ни общественные организации или объединения, ни депутатский корпус не вправе влиять на его работу, а тем более, на проводимые им мероприятия по правилам ПБ.