Федеральный закон от 11.06.2021 n 168-фз
Содержание:
- Содержание текста ФЗ №69
- Изменения в монтаже по лицензии МЧС
- Сфера действия законодательства пожарной безопасности
- Управление системой
- Ответственность
- Ответственность за нарушение законодательства
- Изменения в перечне работ и услуг по пожарной безопасности
- Обязанности предприятий и организаций
- Какие были внесены изменения?
- Последние изменения в Законе «О пожарной безопасности»
- Письмо МЧС России от 24 февраля 2021 г. № ИГ-19-533 “О рассмотрении обращения”
- Структура законодательства пожарной безопасности
Содержание текста ФЗ №69
Последующий текст ФЗ № 69 о пожарной безопасности разъясняет направления противопожарной системы по отдельности:
- Вторая глава. Здесь описывается структура пожарной безопасности, ее цели, миссию и задачи. Отдельно прописаны категории: от гослужб до частной охраны. Означен перечень: состава, его права, назначение и обязанности, особенности финансирования, поставок спецтехники и соцзащита. Устанавливаются последовательность регистрации и предписания к службам различного уровня.
- Третья глава. В этом разделе говорится о том, что органы пожарной безопасности, какого либо уровня они ни были, располагают большим объемом правомочий. Они вменяются инстанциям и службам в связи с тем, что от их действий зависит здоровье и благополучие граждан. Глава содержит четыре статьи, в каждой из которых расписаны полномочия и меру ответственности каждого органа и каждой службы, профессионально занимающихся противопожарной безопасностью.
- Четвертая глава. Здесь регламентируются мероприятия, которые направлены на предотвращение, предупреждение и тушение возгораний. Устанавливаются требования по разработке новых более эффективных средств пожаротушения, ими занимаются научно-технические организации под руководством специальных органов. Предписывается порядок исследований и реализации новых средств и способов тушения пожаров и спасения людей.
- Пятая глава. Раздел посвящен правам и обязанностям граждан по предупреждению, предотвращению и тушению возгораний. Определяется круг лиц, действия которых попадают под ответственность. Таковыми являются граждане, чьи действия стали причиной возгораний, чье неучастие в комплексе противопожарных мероприятий стало косвенно причиной возникновения огня.
- Шестая глава. В заключительный раздел включены дополнительные сведения и требования, а так же условия реализации закона.
Любое действие на пожаре регламентируется законом
Разработка ФЗ по пожарной безопасности регулирует только Конституция России. Другие акты и законы дополняют и уточняют.
Изменения в монтаже по лицензии МЧС
-
Лицензиаты будут обязаны каждые 3 года подтверждатьсоблюдение лицензионных требований путем представления в уведомительной форме соответствующей информации в МЧС России:– если лицензия получена до 1 января 2012 — информация подается в течение года после вступления данного закона;– если с 1 января 2012 по 31 декабря 2015 — в течение второго года;– если 1 января 2016 — в течение третьего года, если самой лицензии больше трех лет.
-
Лицензиаты будут обязаны уведомлять МЧС России о выполненных работах на объекте заказчика. Например, установили систему пожаротушения — сообщили в МЧС адрес объекта, где установлена система.
-
МЧС России сможет приостанавливать действие лицензии в случае неоднократного или грубого нарушения лицензионных требований;
-
Исключены положения, согласно которым лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается со дня установления саморегулирования этого вида деятельности.
-
Место осуществления лицензируемого вида деятельности должно совпадать с местом нахождения организации и (или) его филиала: фактический и юридический адреса должны совпадать, с учетом филиалов.
Отдельно отметим, что на портале проектов НПА также опубликованы уведомления о разработке новых проектов:
Сфера действия законодательства пожарной безопасности
Законы о пожарной безопасности распространяются на все типы недвижимости, учреждения, наземные и подземные виды транспорта, любой формы собственности. Нормативные требования предъявляются к техническим процессам на производстве, эксплуатации различных объектов, транспортировке грузов, реализации и хранении товаров/ материалов, утилизации веществ. Для объектов защиты специального назначения (места хранения химического оружия, горные выработки, наземные космические комплексы, склады со взрывчатыми веществами, предприятия по переработке или уничтожению радиационных материалов) разработаны дополнительные нормативные акты.
Положения Федерального закона в области пожарной безопасности о техническом регламенте для различных зданий обязательны для применения в случаях проектирования и строительства, переделке существующих объектов недвижимости, полном ремонте, проведения технического обслуживания или внесения изменений в функциональное назначение. Обязательно соблюдение действующих законов при разработке технической документации, связанной с обеспечением защиты на объекте.
Если здание было построено давно (исторический объект, культурное наследие и т.д.), но в согласии с действующими на тот момент нормами пожарной безопасности, то нынешние законы на него не распространяются, при условии, что оно не представляет угрозу для здоровья или жизни граждан перемещающихся в нем.
Управление системой
Комплексное понятие обеспечение пожарной безопасности состоит из множества взаимосвязанных аспектов работы всей системы. Общественные отношения в сфере пожарной безопасности должны регулироваться законодательными и нормативными актами.
Они обеспечивают и нормальное функционирование системы, организовывают работу подведомственных подразделений. В них описаны правила для организаций в части технического оснащения и правильных действий по недопущению пожаров или во время их возникновения.
Многие правила и нормативы информируют о производстве различной продукции. Изготовители обязаны маркировать свой товар, указывая класс пожароопасности или другие подобные характеристики. Эта часть документа сообщается с законодательством о техническом регулировании, как и вопросы о сертификации.
Здесь описано тушение пожаров, последовательность других работ. Интересно, что есть отдельный Лесной кодекс, а тушить пожары и контролировать исполнение правил безопасности обязаны силы специальной службы.
Далее обозначены структура, организация и функции пожарно-спасательных гарнизонов, которые разделяют на территориальные и местные. Упомянуто и законодательство, регулирующее их существование.
Внимание уделено и профильным работам ведомств в сфере пожарной безопасности. В соответствующей статье приведен подробный перечень с разъяснениями
Выделено, что работа пожарной охраны производится без какой-либо оплаты.
Ответственность
Глава об ответственности касается граждан, руководителей и уполномоченных лиц. Все перечисленные категории обязаны соблюдать правила пожарной безопасности. Каждый человек имеет право на защиту, возмещение ущерба, получение информации и посильное участие в определении возможных причин появления возгораний.
Обязанности граждан: своевременно сообщать о возникновении возгораний, помогать в тушении, спасении, также и до прибытия пожарной охраны. На территории владений или объектов они должны установить первичные средства огнетушения, соответствующие нормам.
Руководители получают увеличенный список обязанностей, связанных с безопасностью и защитой. Ответственность несет руководитель организации, владелец объекта, руководители государственных органов, ответственные за пожарную безопасность, собственники имущества. Нарушения неминуемо приводят к различного рода ответственности – вид ее устанавливает соответствующее законодательство.
В конце указаны условия вступления в силу этого законодательного акта. Также описан порядок его передачи далее для исполнения. Определен промежуток времени, чтобы согласовать и привести в соответствие взаимосвязанные документы.
Ответственность за нарушение законодательства
За несоблюдение требований законодательства относительно пожарной безопасности может наступать дисциплинарная, административная или уголовная ответственность, в зависимости от обнаруженных признаков проступка. Дисциплинарным мерам подвергаются сотрудники за ненадлежащее выполнение свои обязанностей. Мерой может быть выговор или увольнение. Административная ответственность предусматривает штрафы юридических и физических лиц от 10 до 300 МРОТ. Уголовная ответственность влечет лишение свободы сроком до 5 лет.
Наша компания ТРИО оказывает полный комплекс услуг по обеспечению всех требований в области пожарной безопасности на любых типах объектов. Обратившись к нам можно привести в порядок документацию, выполнить проверку на соответствие и организовать средства по пожарной безопасности в полном соответствии с законодательством.
Изменения в перечне работ и услуг по пожарной безопасности
Актуализирована статья 24 ФЗ «О пожарной безопасности» в части перечня видов деятельности, осуществление которых направлено на обеспечение пожарной безопасности. Новое выделено красным.
Новые виды деятельности в настоящее время не подлежат лицензированию. Законопроектов об их лицензировании также пока нет.
Было
-
охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе ;
-
производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;
-
выполнение проектных, изыскательских работ;
-
проведение научно-технического консультирования и экспертизы;
-
испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;
-
осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;
-
огнезащитные и трубо-печные работы;
-
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;
-
ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;
-
строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;
-
другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Стало
-
профилактика пожаров в организациях и населенных пунктах на договорной основе;
-
тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
-
опытно-конструкторские работы, производство и проведение испытаний пожарно-технической продукции;
-
испытание, ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, наружных пожарных лестниц и ограждений кровли, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;
-
испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на соответствие требованиям пожарной безопасности;
-
проведение научно-технического консультирования и экспертиз;
-
выполнение проектных и изыскательских работ по обеспечению пожарной безопасности;
-
разработка деклараций пожарной безопасности;
-
разработка специальных технических условий для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности таких объектов защиты и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности;
-
проведение расчетов пожарного риска, а также иных расчетов в целях обеспечения пожарной безопасности;
-
независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности);
-
осуществление противопожарной пропаганды (издание и распространение специальной литературы и изготовление предметов наглядной агитации, проведение тематических выставок, смотров, конференций и использование других форм информирования населения);
-
обучение населения мерам пожарной безопасности;
-
кладка печей (каминов), монтаж дымовых каналов, их техническое обслуживание и ремонт;
-
проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
-
монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Обязанности предприятий и организаций
Предприятия и организации, в рамках действующего законодательства, имеют право подключаться, пересматривать или отказываться от услуг подразделений пожарной охраны, функционирующих за их счет. Для них всегда доступна информация от органов управления по любым вопросам пожарной безопасности. Так же имеется право на внесение предложений по улучшению норм и мер для обеспечения безопасности.
Среди обязанностей организаций и предприятий следующие:
- Соблюдать предписанные законом и его представителями требования по пожарной безопасности.
- Проводить обучающую работу с персоналом относительно способов поддержания высокого уровня безопасности на объекте и способах первичного тушения пожара (желательно с практичными занятиями).
- Содержать в исправном состоянии краны, рукава, систему сигнализации, пожарные выходы и лестницы. Не использовать эти предметы не по назначению.
- Сотрудничать с органами пожарной охраны и создавать собственные подразделения (назначать ответственных лиц) следящих за безопасностью.
- Всячески содействовать тушению пожара предоставляя для этого необходимые ресурсы и материалы.
- Предоставлять доступ проверяющим инстанциям к документации и осмотру помещений с целью контроля уровня пожарной безопасности.
- Сразу сообщать о возникших пожарах и применять первичные средства для их устранения.
Какие были внесены изменения?
Последние изменения в закон были внесены 29 июля 2017 года с принятием ФЗ номер 216. Изменения произошли только в статье 20, добавилась часть 8. В новой восьмой части, согласно изменениям в ФЗ 69, пишется о том, что только в инновационных научно-технических центрах безопасность сотрудников при возгорании контролируется и регулируется не ФЗ 69, а ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 19 регулирует и контролирует полномочия в области пожаров и возгораний органов местного самоуправления. Среди полномочий любые способы организации добровольных групп и обучение граждан первой помощи при возникновении возгораний. Контроль и помощь в устройстве технического оснащения зданий и помещений, установка схем и маршрутов, оснащение районов городов системами воды или водонапорными башнями, совершение неотложных мер по спасению граждан в случаях, если возгорание произошло.
Ст. 20 регулирует и контролирует создание и принятие органами государственной власти и федеральными органами актов и законов, помогающих спасать и предупреждать граждан в случаях возникновения возгораний. Правовые акты и законы создаются и принимаются при соглашении с Правительством Российской Федерации. Единственные территории — это инновационные научно-технологические центры, в которых действует не ФЗ 69, а закон об инновационных научно-технологических центрах.
22 статья регулирует и контролирует процессы и действия по тушению пожаров и проведению противопожарных работ. Аварийно-спасательные работы включают в себя меры по спасению граждан, имущества, детей и домашних питомцев и проведение операций по устранению очага возгорания, доведение пожара до минимума во избежание появления чрезвычайных ситуаций. Федеральные органы исполнительной власти контролируют установку и создание технических средств по вызову пожарных бригад. Выезды пожарных бригад являются безусловными, сотрудники не имеют права отказаться. Работники бригад имеют право на запрещение и ограничение доступа для окружающих лиц внутрь помещения и приостановку работы организации.
Согласно 25 статье пожарные бригады, государственные, муниципальные и федеральные органы, работающие в описываемой сфере, обязаны проводить обучение и пропаганду защиты и спасения во время возникновения возгорания. В организациях проводится инструктаж и описывается и рассказывается пожарно-технический минимум. Порядок обучения сотрудников организаций, компаний и фирм определяется Федеральным органом исполнительной власти. Обучение происходит непосредственно на территории организации.
Статья 28 утратила силу 22 августа 2004 года при принятии Федерального закона номер 122.
30 описывает особый режим, включаемый при возникновении возгораний и чрезвычайных ситуаций
Если органы местного самоуправления или государственные и федеральные органы установили на определенной территории особый противопожарный режим, меры предосторожности усиливаются в разы. Совершаются дополнительные действия по предотвращению возгораний, гражданам запрещено посещать леса, создаются условия по локализации уже возникших пожаров и т
д.
Согласно 34 статье, граждане в сфере противопожарной безопасности имеют право на:
- Защиту собственной жизни, здоровья и имущества;
- Получение ответов на интересующие вопросы по защите жизни и здоровья и ответы на вопросы об эффективности определенных действий во время возгорания;
- Получение денежных сумм, согласно законам РФ, по возмещению ущерба;
- Участие в расследовании и выявлении причин возникновения пожара;
- Сбор в добровольные группы по осуществлению мер для тушения пожара и защиты граждан.
Однако гражданин обязан соблюдать меры пожарной безопасности, по первой надобности вызвать бригаду и не пытаться потушить сильный огонь самостоятельно, иметь в помещениях или зданиях системы или технические оснащения для тушения возгораний, содействовать бригаде, федеральным, государственным и муниципальным органам и органам, проводящим расследования.
Скачать новую редакцию закона
Закон о пожарной охране создан и принят государством для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан
Лица, проживающие или находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать меры защиты и предосторожности. Лица и организации, не соблюдающие описанные меры, либо бездействуют при возникновении возгораний будут нести ответственность по всей строгости закона, так как это угрожает жизни и здоровью окружающих людей
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Последние изменения в Законе «О пожарной безопасности»
На сегодняшний день закон № 69 ФЗ о пожарной безопасности с изменениями представляет собой целостный документ, в котором разработана каждая деталь. Последняя корректировка была сделана в 2017 году:
в последней редакции упразднен перечень организаций и учреждений, что подразумевает, что ответственность за противопожарную безопасность лежит на всех ЮЛ и ФЛ;
в статьях 1, 6, 25 и 34 были откорректированы отдельные формулировки, согласно общим законодательным изменениям;
в статье 1 изменились регламенты проведения независимой оценки и уточнены полномочия экспертов, и мера их ответственности;
в ст.19 на органы местного самоуправления ложиться контроль и регулирование мер противопожарной безопасности, от разработки эвакуационных маршрутов до создания и обучения волонтеров, они же отвечают за тушение пожара и спасение людей в ЧС;
в ст.20 закона о противопожарной безопасности была добавлена 8 часть, которая для научно-технических инновационных центров отменяет для ППБ общий ФЗ и переводит их под действие ФЗ №216, прочие объекты остаются под действием ФЗ №69, который контролируется и регламентируется госорганами власти, все дополнительные требования разрабатываются под руководством Правительства России;
в статье 22 уточняются действия и их последовательность во время чрезвычайных ситуаций, осуществлении спасательных мероприятий относительно различных категорий спасаемых объектов — людей, животных, движимого и недвижимого имущества, федеральные власти производят общий контроль, бригады пожарных обязаны выезжать на все вызовы, так же в их полномочия поступает объект, куда они могут запретить вход любому гражданину, включая должностные лица;
в статье 24 дополнен перечень оборудования и средств пожаротушения;
в ст.25 федерального закона о пожарной безопасности обязывает органы любого уровня и подразделения МЧС всячески пропагандировать меры предосторожности, чтобы предупредить возгорания, проводить занятия по пожарно-техническому минимуму, так же уточняется последовательность проведения обучения в учреждениях, организациях и коммерческих предприятиях, его контролируют федеральные исполнительные власти;
вместо статьи 28 продолжает действовать ФЗ №122;
в статье 30 подробно описывается регламент особого режима, когда на территории увеличивается опасность возгораний, в это время противопожарные меры увеличиваются на порядки, вплоть до полных запретов населению посещать лесные массивы.
Права граждан России в сфере противопожарной безопасности устанавливаются в 34 статье:
- гражданам РФ разрешено защищать свою жизнь и свое имущество;
- во время пожаров гражданам разрешается получать информации о защите жизни и имущества, и эффективности проводимых мероприятий;
- принимать посильное участие в действиях следственных органов относительно причин возгорания;
- участие в волонтерских группах, помогающих профессиональным пожарным устранять ЧС.
Тушение пожара с вертолета
ФЗ №69 был разработан с целью формирования безопасности граждан, которые, как и лица, пребывающие на территории России, обязаны придерживаться предписанных им мер. Предприятия и люди, игнорирующие утвержденные положения, несут ответственность по всей их строгости. И еще раз стоит напомнить, что приоритетными являются предупредительные меры.
Письмо МЧС России от 24 февраля 2021 г. № ИГ-19-533 “О рассмотрении обращения”
3 марта 2021
Вопрос: В связи с вступлением в силу новых Правил противопожарного режима в РФ изменилась формулировка одного из видов обучения мерам ПБ — вместо пожарно-технического минимума некоторым категориям работников теперь необходимо получать дополнительное профессиональное образование (ДПО) как обязательное условие допуска к работе (абз. 2 п. 3 Правил N 1479). Указанная норма новых Правил ППР противоречит ч. 2 ст. 25 Федерального закона N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в которой упомянут пожарно-технический минимум, а не ДПО. Однако формулировка ч. 3 ст. 25 69-ФЗ делает эти два вида обучения фактически равнозначными. Вместе с тем действующий Приказ МЧС России от 12.12.2007 г. N 645, регулирующий обучение работников мерам ПБ, не содержит понятия «дополнительное профессиональное образование».
В связи с этим вопросы:
1. Какие категории работников должны получать дополнительное профессиональное образование в области ПБ?
2. В каких образовательных организациях проводится обучение в форме ДПО по пожарной безопасности?
3. Необходимо ли проводить с 01.01.2021 г. обучение пожарно-техническому минимуму и каким категориям работников?
4. Необходимо ли проводить обучение и внеочередную проверку знаний работников в связи с принятием новых НПА в области ПБ? Если да, то как их организовать?
Ответ: Департаментом надзорной деятельности и профилактической работы Ваше обращение от 19.02.2021, поступившее в МЧС России в форме электронного документа и зарегистрированное, рассмотрено.
Статьей 25 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях по программам пожарно-технического минимума, осуществляется в форме дополнительного профессионального образования.
Дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, установлена необходимость наличия лицензии при осуществлении данного вида обучения.
По программам дополнительного профессионального образования проходят обучение лица, поименованные в пункте 36 приказа МЧС России N 645.
В соответствии с пунктом 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее — Правила), руководитель организации распорядительным документом определяет порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Требования к проведению противопожарного инструктажа изложены в приказе МЧС России от 12.12.2007 N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее — Нормы).
На основании пункта 6 Норм противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций.
Согласно пункту 26 Норм внеплановый противопожарный инструктаж проводится при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности.
Учитывая изложенное, в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года Правил, необходимо провести внеплановый противопожарный инструктаж с учетом требований, изложенных в пункте 27 Норм.
Заместительдиректора Департаментанадзорной деятельностии профилактической работы | С.А. Дмитриев |
Структура законодательства пожарной безопасности
Структура законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности построена на ряде нормативных документов, которые приняты с целью защиты здоровья и жизни людей, сохранности имущества физических и юридических лиц, предупреждению опасных ситуаций на объектах любого размера и вида собственности. Главным основанием законодательства является Конституция РФ, выступающая за ценность человеческой жизни и собственности.
Далее основные законы в области пожарной безопасности сформулированы в следующих документах:
- Федеральный закон №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который принят 30 декабря 2009 г. В нем содержатся требования и нормы к проектам и обслуживанию действующих объектов.
- Федеральный закон №184-Ф3 «О техническом регулировании», принятом 27 декабря 2002 г.
- Закон №69-Ф3 «О пожарной безопасности», который вступил в силу 21 декабря 1994 года.
Указанный свод регулирует техническую и правовую стороны в области пожарной безопасности. К нормативным документам могут добавляться национальные стандарты или иные правовые акты, касающиеся сфер безопасности граждан. Кроме Конституции и вышеупомянутых законов субъекты Российской Федерации на местном уровне имеют право принимать местные законы, но они не являются действительными, если их нормы ниже, чем действующие требования.