Органы управления го

2.1. Принцип организации системы Гражданской обороны Российской Федерации

Гражданская оборона в Российской Федерации организована по территориально-производственному принципуна всей территории страны с учётом особенностей регионов, районов, населённых пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальность гражданской обороны состоит в том, что она организуется на территориях республик в составе РФ, краёв, областей, городов, районов, посёлков согласно административному делению России.

Производственная составляющая заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.

Войска гражданской обороны

Войска ГО РФ входят в соединения, которые обеспечивают безопасность и предназначены для защиты объектов, граждан при чрезвычайных положениях как в мирное, так и военное время. Кроме того, во время международных конфликтов силы ГО привлекаются к защите национальной безопасности с использованием вооруженных средств борьбы. Сейчас эти войска считаются военным формированием, которое составляет звено в составе МЧС РФ. В организацию входят:

  • подразделения, в которые включены отделения, взводы, роты и т. д. ;
  • воинские части, состоящие из отдельных батальонов и полков;
  • централизованные спасательные органы, какие входят в состав формирований, находящихся в постоянной готовности к защите населения и территорий в мирный период.

В период отсутствия военных конфликтов войска ГО начинают действовать во время стихийных бедствий, эпидемий, при крупных техногенных авариях, катастрофах и т. д. Непосредственно они начинают выполнять задачи и решать вопросы по обеспечению защиты населения, как только начнется война или Президент объявит о введении военного положения. Во время осуществления своей деятельности войска опираются:

  1. На Конституцию РФ, федеральные законы, указы Президента и т. д.
  2. На нормы международного права и договоры Российской Федерации.
  3. Уставы ВС РФ и ГОЧС.
  4. Нормативные акты Министерства чрезвычайных ситуаций и МО РФ.

Всем участникам соединений выдаются соответствующие документы и знаки отличия. Сегодня продолжается реформирование войск ГО, которое сделает их более мобильными, эффективными, улучшит систему управления и материально-техническое обеспечение.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

Бункеры гражданской обороны

Гражданская
оборона в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской
Федерации.

Руководство
гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях
осуществляют их руководители, которые по должности являются руководителями
подразделений гражданской обороны указанных органов и организаций.

Гражданскую
оборону на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований возглавляют соответственно руководители исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов
местного самоуправления, являющиеся по должности руководителями органов
гражданской обороны.

Для
осуществления мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные,
республиканские, краевые, областные, автономические округа, районные и
городские службы гражданской обороны и службы гражданской обороны организаций.

Военные
формирования, специально созданные для решения задач гражданской обороны и
организационно интегрированные в силы гражданской обороны и организации
гражданской обороны.

Военные
части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, а также другие
войска и воинские формирования привлекаются к выполнению задач гражданской
обороны в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Аварийно-спасательные
службы привлекаются к решению задач в области гражданской обороны в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Армия
гражданской обороны имеет специальное оборудование, а также ручное
огнестрельное и холодное оружие.

Деятельность
войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны,
фактического начала военных действий или введения военного положения
Президентом Российской Федерации на территории Российской Федерации или на
отдельных территориях Российской Федерации, а также в мирное время при
стихийных бедствиях, эпидемиях, заболеваниях животных, серьезных авариях,
катастрофах, угрожающих здоровью населения и требующих проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Граждане
Российской Федерации могут быть приняты в организации гражданской обороны:
мужчин в возрасте от 18 до 60 лет и женщин в возрасте от 18 до 55 лет, за
исключением призывников по призыву на военную службу, инвалидов I, II и II
групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет,
женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование и имеющих детей в
возрасте до трех лет.

Организация в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • планировать и организовывать мероприятия по гражданской обороне;
  • осуществлять деятельность по поддержанию их устойчивого функционирования во время войны;
  • готовят своих сотрудников к защите от опасностей, возникающих в результате ведения военных действий или в результате таких действий;
  • создавать локальные системы сигнализации и поддерживать их в состоянии постоянной готовности;
  • Создание и поддержание запасов материальных, технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов для целей гражданской обороны.

В
целях обеспечения осуществления деятельности в области гражданской обороны в
Организации создаются штаб-квартира и службы гражданской обороны, которые
проводят работу на основе решений руководителя службы гражданской обороны —
главы Организации.

Работу
Аппарата ГО возглавляет Руководитель Аппарата, который является Заместителем
Руководителя по Гражданской Защите Организации и несет полную ответственность
за выполнение задач, возложенных на Центральный аппарат.

Как
правило, в организации создаются следующие сервисы: предупреждение и связь,
радиационная и химическая защита, медицина, экстренная инженерия,
противопожарная защита, охрана общественного порядка и др.

В
средних учебных заведениях в зависимости от образовательного профиля,
количества учителей и учеников и наличия учебных материалов могут быть созданы
следующие объекты: спасательные группы, посты радиационного и химического
наблюдения, группы по охране общественного порядка и подразделения гражданской
обороны для размещения в убежищах и жилых помещениях. Они укомплектованы
учителями, репетиторами и учениками.

Основные понятия и задачи

Точное понимание целей и задач служб ГОЧС (расшифровка — гражданская оборона и чрезвычайные ситуации), методы их решений — важное условие продуктивной деятельности в этой сфере. Основные направления для выполнения главной цели по защите населения прописаны в Федеральном законе «О гражданской обороне»

К ним относятся:

  1. Предварительная подготовка населения — включает в себя планирование и проведение обучения граждан с обеспечением нормативно-методическими материалами. Образование, обеспечение учебных центров и других учреждений, предназначенных для дополнительного образования должностных лиц и сотрудников ГО. В общеобразовательных школах преподают предмет по обеспечению безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) гражданской обороны. На сайте Сергея Кульпинова участники подразделений делятся друг с другом наработанным опытом при устранении результатов чрезвычайных ситуаций.
  2. Своевременное информирование граждан об угрозах, которые возникают при военных конфликтах, чрезвычайных положениях природных и техногенных свойств. Для этого проводится комплексное применение средств единой сети связи, радио, телевизионного вещания и других способов технической передачи информации.
  3. Обеспечение граждан предметами индивидуальной и коллективной защиты. Для решения этой задачи проводится строительство и техническое обслуживание подземного оборудования или использование уже готовых строений. Кроме того, силами ГО обеспечивается накопление и хранение необходимого количества индивидуальных защитных средств.
  4. Определение перечня объектов и проведение работ по обеспечению их светомаскировки.
  5. Осуществление аварийно-спасательных работ, если есть любая степень угрозы населению при военных конфликтах или ЧС природного характера. В этом случае проводятся действия по спасению населения с использованием современных технологий и технических устройств.
  6. Силами ГО и ЧС осуществляется жизнеобеспечение граждан, пострадавших в результате военных конфликтов или при чрезвычайных положениях. Для этого выполняется планирование и организация важных видов обеспечения безопасности жизнедеятельности (ГО БЖД).
  7. Мероприятия, связанные с тушением пожаров, которые возникли в результате военных действий или чрезвычайных случаев природного происхождения. Чтобы выполнить эти функции, проводится формирование противопожарных подразделений и обеспечение их необходимыми материалами и оборудованием.

Кратко об истории создания

В 1932 году в Советском Союзе была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), которая стала прототипом будущей системы ГО. В начале шестидесятых годов прошлого века МПВО была реформирована в новую общегосударственную защитную службу — гражданскую оборону СССР.

Основной целью этой системы стала защита населения и народного хозяйства от ракетно-ядерного, химического и бактериологического оружия. Мероприятия по спасению и проведению восстановительных работ строились по территориально-производственному принципу, поэтому Министерство обороны постепенно отошло от участия в делах организации.

Кроме того, существовали причины отставания от перспектив потенциального назначения системы ГО, так как в конце сороковых годов Женевская конвенция признавала защиту населения только в период военных действий. На разногласия влияли некоторые факторы:

  1. Ведущие страны блоков НАТО и Варшавского договора относились друг к другу с недоверием, что привело к ситуации холодной войны.
  2. У противостоящих государств в наличии уже имелось ядерное оружие и методы его доставки.
  3. Во многих развитых государствах ГО была составной частью оборонительной системы, что считалось преимуществом над другими странами.
  4. В тот период к системе защиты населения еще не относили природные и техногенные катастрофы.
  5. Оборонительное мышление и авторитет военных начальников, принимавших участие в Великой Отечественной войне, продолжало властвовать над инициативами, которые исходили от новых руководителей шестидесятых годов.

Ближе к концу прошлого века ЦК партии СССР посчитал необходимым, что систему ГО следует ввести в Министерство обороны. Чуть позже эта процедура была выполнена. В то время вероятный противник разработал доктрину первого удара, разместив в Западной Европе ракеты средней дальности, поэтому организация ГО заняла передовую позицию по обеспечению стратегического равновесия.

Основные документы по ГО и ЧС

Перечень документов организации по ГО и ЧС в 2021 г. состоит из приказов и Положений по организации, планов, расчетов и журналов. Приводим список документов по гражданской обороне, без которых нельзя обойтись.

Приказы:

  • об организации гражданской обороны и назначении сотрудников, ответственных за ГО, с приложениями: Положение о структурном подразделении по ГОЧС; Положение о службах ГО; состав и оснащенность НАСФ и НФГО в случае их создания;
  • на выполнение мероприятий первой очереди по гражданской обороне, о введении общей готовности ГО, о проведении эвакуации в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в военное время;
  • о создании объектового звена РСЧС — подразумевает 2 приложения: Положение об объектовом звене: Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) и обеспечению пожарной безопасности;
  • об итогах обучения в прошедшем году и задачах обучения на текущий год. В приложениях обозначается тематика обучения, дается перечень групп обучающихся и руководителей занятий, план подготовки руководителей и расписание занятий по ГО и ЧС с сотрудниками предприятия;
  • проект приказа о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
  • о составе эвакуационной комиссии — прилагается Положение о ней;
  • о комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта — в приложении: Положение и состав комиссии по ПУФ;
  • о назначении лиц, которые отвечают за содержание защитных сооружений гражданской обороны.

Планы:

  • основных мероприятий на текущий год, согласовывается с органами РСЧС;
  • действий по предупреждения и ликвидации ЧС;
  • гражданской обороны;
  • служб гражданской обороны, если они есть на предприятии;
  • план эвакуации в военное время;
  • план эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
  • планы текущей работы отдела по ГО и ЧС и комиссии по ПУФ.

К документам по гражданской обороне, разрабатываемым организациями, также относятся: документы НАСФ и НФГО (в случае их создания), расчеты по материально-техническому обеспечению мероприятий ГОЧС, учетные документы на средства индивидуальной защиты, журналы, в которых ведется учет занятий с сотрудниками по ГОЧС.

Среди документов по ГО некатегорированной организации обязательно должны быть: договоры на обслуживание защитных сооружений специализированными предприятиями, схемы оповещения и сбора КЧС и ОПБ, а также отдела ГОЧС, схемы размещения сотрудников в помещениях для оперативной работы.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Организационная структура ГО

Согласно Федеральному закону (ФЗ) о гражданской обороне, организацией и ведением ГО Российской Федерации руководит Председатель Правительства. Он же считается начальником ГО РФ, а организационные обязанности по спасению населения и устранению последствий стихийных бедствий возложены на руководителя Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС), который является первым заместителем Председателя Правительства.

В краях, республиках, городах организация этой службы осуществляется по территориальному принципу, а в министерствах, ведомствах и на предприятиях образование подразделений ГО происходит по производственному. В субъектах России и городах руководители исполнительной власти выполняют обязанности начальников ГО, а в учреждениях и на предприятиях эту должность занимают непосредственно директора.

В обязанности всех руководителей любого ранга входит организация, выполнение мероприятий, образование и осуществление мер по сохранности накопленных запасов средств, оборудования для защиты населения и имущества ГО. Первыми заместителями руководителей считаются начальники штабов по ГО и ЧС. В структуру организации входят службы для выполнения специальных функций: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты и т. д.

2.2. Режимы функционирования системы ГО

В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов:

1. Режим повседневной деятельности. Действует в мирное время при нормальной обстановке, с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

2. Режим повышенной готовности. Вводится при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, угрозе развязывания войны.

3. Чрезвычайный режим. Вводится с момента объявления войны, фактического начала военных действий или при введении Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях, а также при возникновении ЧС природного или техногенного характера.

Выводы по второму учебному вопросу

1. Система гражданской обороны в Российской Федерации организована по территориально-объектовому принципу. При этом ответственность за проведение мероприятий гражданской обороны на территориях РФ несут соответствующие руководители органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а в министерствах, ведомствах и организациях — руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители организаций. Общее руководство гражданской обороной на территорией Российской Федерации осуществляет премьер-министр.

2. Система гражданской обороны РФ состоит из органов управления, сил и средств, фондов и резервов, а также систем связи, оповещения, управления и информационного обеспечения, имеющих иерархическую структуру.

3. В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов: повседневной деятельности, повышенной готовности или в чрезвычайном режиме. Введение и отмена режимов функционирования системы на территориях РФ осуществляется соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в министерствах, ведомствах и в организациях (на объектах) — руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководителями организаций (объектов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector