Организация пожарной охраны в российской федерации
Содержание:
- Ключевые обязанности
- Муниципальная ПО
- Караул
- I. Общие положения
- Подчиненность и качественные характеристики МПО:
- Средства связи работников пожарной охраны
- 3 дежурная смена СПТ
- Перспективы и оплата труда
- Муниципальная пожарная охрана
- Порядок создания
- Порядок принятия граждан в добровольные пожарные
- Задачи МПО
- ПС субъектов Российской Федерации
- Виды связи по функциям и назначению
Ключевые обязанности
ГПО должен выполнять такой спектр обязанностей:
Использовать свой потенциал и вооружения с максимальным КПД для решения устранения пламени и спасения жизней (ключевых задач). Создавать оптимальные условия для этого.
Создавать единый механизм контроля над своим потенциалом.
Взаимодействовать с МЧС, медицинскими, правоохранительными структурами. Для этого должны разрабатываться специальные договора о сотрудничестве
Устраивать совместные мероприятия для любых пожарных и спасательных ведомств, значащихся в его составе.
Тщательно продумывать использование своего оснащения и сил для борьбы с огнем и спасательной работы.
Следить за своим штатом и вооружением.
Подготавливать личный штат с помощью необходимых занятий, тренировок, семинаров и т. д.
Устраивать связь при решении ключевых задач.
Налаживать прием и фиксацию вызовов, и информационные технологии.
Привлекать личный штат, не занятый в службе, к устранению различных возгораний и последствий ЧС.
Муниципальная ПО
Муниципальный вид ПО образуется на территории с местным самоуправлением. Местная администрация работает в соответствии с законодательством России, законов субъекта РФ, с учетом этнических, экономических, исторических особенностей, местных традиций. Она имеет право самостоятельно определять порядок создания, организации муниципальной ПО, ее цели и задачи, взаимоотношения с другими видами пожарной службы России.
Тем не менее, это тоже не означает полной независимости от государственной власти. Муниципальная ПО находится в оперативном подчинении пожарной службы МЧС России, которая привлекает ее к тушению огня. Кроме того, муниципальная ПО входит в состав (это определение означает совокупность, комплекс всех органов управления и подразделений пожарной службы, находящихся на определенной территории).
Финансирование деятельности этого вида ПО происходит соответственно из муниципального бюджета.
Караул
Организация гарнизонной и караульной службы регламентирована для пожарной охраны Приказом МЧС №167. Документ устанавливает порядок и регламенты поддержания боеготовности караулов. Руководит ей то же должностное лицо, что и ГС на принципах единоначалия. К несению караульной работы привлекается личный состав гарнизона, учащиеся профильных заведений. Главная задача этого формирования заключается в поддержании состояния оперативной готовности сил и техсредств, включая инструмент, экипировку, аппаратуры связи к действиям. Презентация организации караулов ГС ГПС и особенностям несения службы можно посмотреть на этом видео:
I. Общие положения
1. На должность пожарного назначается лицо, имеющее профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программе переподготовки рабочих, служащих, программе повышения квалификации рабочих, служащих по профилю деятельности
или
среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
2. Назначение на должность пожарного, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
3. Дополнительные требования:
— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);
— прохождение противопожарного инструктажа и проверки знаний мер пожарной безопасности;
— прохождение инструктажа по охране труда;
— прохождение ежегодной проверки теоретических знаний;
— обязательное страхование жизни и здоровья;
— к работе допускаются лица мужского пола не моложе 17 лет;
— прохождение обязательного психиатрического освидетельствования;
— ежегодное выполнение контрольных упражнений и нормативов, определяющих развитие основных физических качеств.
4. Пожарный должен знать:
4.1. Нормативы и способы применения средств индивидуальной защиты и снаряжения
4.2. Первичные признаки пожара
4.3. Способы проведения разведки
4.4. Классификацию пожаров
4.5. Опасные факторы пожара и последствия их воздействия на людей
4.6. Нормативные правовые акты и локальные акты организаций по тушению пожаров
4.7. Правила пользования, устройство и способы применения мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, пожарного снаряжения и средств индивидуальной защиты, приспособлений и средств оказания первой помощи пострадавшим
4.8. Тактику тушения и правила борьбы с распространением пожара в составе подразделений пожарной охраны
4.9. Способы тушения возгораний в электроустановках
4.10. Правила применения средств индивидуальной защиты при наличии взрывчатых и радиоактивных веществ в очаге возгорания
4.11. Адресное расположение объектов и оперативная обстановка в районе выезда пожарной охраны
4.12. Принцип организации сетей противопожарного водопровода, расположение пожарных гидрантов в районе выезда подразделений пожарной охраны
4.13. Способы локализации горения
4.14. Способы ликвидации горения
4.15. Способы локализации и ликвидации пожара в неблагоприятных погодных условиях и в труднодоступной местности
4.16. Пожаровзрывоопасные свойства веществ и материалов
4.17. Требования охраны труда и личной безопасности
4.18. Правила проведения аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с применением средств индивидуальной защиты и спасения
4.19. Правила ведения телефонной и радиосвязи
4.20. Особенности осмотра и проведения поиска при пожарах и аварийно-спасательных работах
4.21. Инструкции, порядок действий, методы и способы спасения людей и имущества
4.22. Инструкции, методические рекомендации по оказанию первой помощи пострадавшим, виды травм, поражений
4.23. Правила оказания первой помощи пострадавшим
4.24. Оборудование, приспособления, применяемые при оказании первой помощи, поиске и спасении
4.25. Психологические особенности общения с пострадавшими
4.26. Способы вскрытия конструкций и разборки завалов
4.27. Перечень документов, регламентирующих организацию караульной службы в подразделениях пожарной охраны
4.28. Распорядок дня при несении дежурства
4.29. Права и обязанности должностных лиц дежурного караула
4.30. Участки, на которых неисправно противопожарное водоснабжение
4.31. Должностную инструкцию
4.32. _____________________________________________________________________
5. Пожарный подчиняется непосредственно ______________________________
6. На время отсутствия пожарного (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
7. ________________________________________________________________
Подчиненность и качественные характеристики МПО:
- оперативное подчинение МПО осуществляется головным подразделением противопожарной службы субъекта РФ;
- руководство охраны назначается органами местной власти, но кандидатуры проходят утверждение в противопожарной службе субъекта РФ;
- руководство объектовых отрядов назначается администрацией объекта, кандидатура согласовывается в органах местного управления;
- количество и качество технического оснащения МПО осуществляется согласно нормам, установленным ГПС;
- вся деятельность подразделения регламентируется положением о МПО, разработанном в местных органах управления, и утвержденном в определенном порядке.
Также вы может посмотреть презентацию на видео пожарной охраны муниципалитетов.
Средства связи работников пожарной охраны
Отдельно выделяются в пожарной охране, ключевыми фигурами в которых являются руководитель и исполнительная бригада. Между ними поддерживается связь благодаря работе пожарных подразделений. Через них сотрудники передают важную информацию и отсылают запросы. Подобным способом держат связь не только главные фигуранты мероприятия тушения пожара, но и начальники боевых участков, которые могут по запросу предоставить автомобили, оборудованные противопожарными установками.
Основные виды пожарной охраны постоянно поддерживают оптимальное количество разнообразных групп, которые специализируются на пожаротушении. С помощью действия всех служб обеспечиваются массовые профилактические акции по недопущению пожара, а у машин есть возможность приезжать по вызову вовремя.
3 дежурная смена СПТ
Разработка и корректировка Перечня объектов (сельских населенных пунктов) республики (области, края), на которые необходимо разрабатывать планы и карточки тушения пожаров, схемы и планы подвалов сложной планировки. Осуществление контроля за своевременной разработкой, отработкой и корректировкой планов и карточек тушения пожаров, схем и планов подвалов сложной планировки. Контроль за порядком хранения данной документации на пунктах связи (дежурных диспетчерских служб) пожарных подразделений, на центральном пункте пожарной связи гарнизонов, единых дежурных диспетчерских служб (ЕДДС) органа управления подразделениями пожарной охраны. Проведение ежегодного анализа данной работы;
Подготовка сведений о боевой работе подразделений, основных показателей работы Главного управления МЧС России по субъекту и отчет по форме 1-ПО;
Контроль за эксплуатацией и ведением рукавного хозяйства в подразделениях ГПС субъекта, правильностью и своевременностью ведения соответствующих документов. Ведение учёта наличия рукавов в подразделениях республики (области, края), контроль за их списанием;
Проведение работы по расширению и оборудованию рукавных постов (баз) механизмами и приспособлениями, заменяющими тяжёлый ручной труд;
Определение порядка доставки рукавов на пожары и их обмен, обобщение и распространение передового опыта работы в этой области;
Определение количества и контроль наличия на пожарных автомобилях ранцев с рукавами для работы на высотах, переходных соединений различного диаметра для соединения пожарных рукавов;
Подготовка анализа показателей оперативного реагирования подразделений ГПС республики (области, края). Контроль за качеством и правильностью составления карточек действий по тушению пожаров в подразделениях;
Отработка вопросов подготовки и тушения пожаров в зданиях повышенной этажности и механизированных складов. Ведение их учёта в местных гарнизонах (отрядах) республики (области, края) с указанием характеристик. Анализ и разработка рекомендаций по организации тушения пожаров на этих объектах. Обобщение и распространение положительного опыта, проведение разборов анализа таких пожаров. Ведение учёта специализированных отделений по тушению пожаров в зданиях повышенной этажности. Контроль за организацией данной работы в местных гарнизонах пожарной охраны;
Ведение учёта пожаров с гибелью людей и анализ работы пожарных подразделений на данных пожарах, разработка мероприятий по исключению имеющихся недостатков, подготовка информации, обзоров и рекомендаций по данному вопросу. Ведение оперативного учёта спасённых людей на пожарах;
Проверка знаний начальствующего, личного состава и водителей пожарных автомобилей подразделений ГПС по субъекту требований по организации рукавного хозяйства;
Контроль за разработкой и корректировкой инструкций по взаимодействию со службами жизнеобеспечения городов (объектов) республики (области, края) при ликвидации пожаров и аварий согласно специализации смены, их наличием в подразделениях;
Ведение документации с описаниями пожаров с гибелью людей, журнала учёта разбора пожаров и схем тушения пожаров. Контроль за своевременным проведением разборов пожаров в пожарных частях;
Контроль за составлением анализа боевых действий подразделений;
Организация и контроль подготовки начальствующего и личного состава по вопросам тушения пожаров на объектах добычи, переработки нефти, нефтехимии и на магистральных нефтегазопроводах, элеваторах, на мукомольных и комбикормовых предприятиях. Учёт этих объектов. Анализ организации тушения пожаров, происшедших на таких объектах в республике (области, крае) и в Российской Федерации. Разработка рекомендации для подразделений по совершенствованию тушения таких пожаров и обеспечение их внедрения в пожарных частях. Обобщение и распространение положительного опыта, и проведение разбора таких пожаров;
Подготовка отчетов по специализации смены.
Перспективы и оплата труда
Движение по карьерной лестнице зависит от диплома, личных качеств и умения выполнять поставленные задачи.
Наличие документа об окончании колледжа позволяет занять должность начальника оперативного расчета, стать инспектором пожарной охраны.
Высшее образование предполагает неограниченное продвижение вверх.
Официальный оклад в подразделениях МЧС не превышает уровня средней заработной платы по стране. Но благодаря надбавкам (от 40 до 60%), ежегодной дополнительной материальной помощи, проездным льготам уровень дохода специалистов пожарного дела достаточно высок. Даже новичок в профессии может рассчитывать на получение 30–40 тысяч в месяц.
Муниципальная пожарная охрана
Муниципальная пожарная охрана формируется в любой местности, где решит разместить такое учреждение орган местного самоуправления. Разрешается создание данной организации только в пределах четких границ одного муниципального образования. Сотрудники занимаются решением вопросов обеспечения безопасности. Основные виды пожарной охраны помогают сократить число вызовов, если работают регулярно.
В перечень элементов данной организации включены:
Главные цели, которые ставятся перед работниками муниципальной охраны:
- Организация и проведение сотрудниками работ по профилактике и предотвращению последствий пожара, а также осуществление прекращения огня.
- Аварийно-спасательные работы, в том числе и при выгорании массивов леса, если ситуация представляет угрозу для конкретного муниципального учреждения.
- Спасение людей и ценного имущества из огня.
- Принятие участия в тушении пожаров, которые охватывают другие муниципальные образования, если на отвечающем за этот процесс пункте наблюдается нехватка работников.
Порядок создания
Добровольные пожарные объединения любого типа могут быть созданы по завершении следующих этапов:
- Организация мер по созданию.
- Создание собственного устава.
- Регистрация в органах государственной власти (обязательна для общественной организации, но не для общественного учреждения).
Добровольные пожарные объединения могут быть представлены в двух формах:
- Общественная организация. Представляет собой объединение, которое основано исключительно на членстве всех его участников. Инициировать создание могут физические лица (не менее 3 человек) или общественные объединения, или граждане совместно с общественными объединениями. Основываются с целью защиты общих интересов всех членов организации, осуществления их совместной деятельности и соблюдения устава. Члены общественной организации могут пользоваться членскими удостоверениями установленного образца.
- Общественное учреждение. Представляет собой общественное объединение в котором нет членства. Его формирование происходит с целью предупреждения и профилактики пожаров, их ликвидации, проведения аварийно-спасательных работ. Участниками являются добровольные пожарные. ДПК и ДПД фоомируются в форме общественного учреждения.
ДПД не требуют регистрации, так как они не являются общественной организацией и могут быть созданы обычными гражданами и предприятиями. Все участники ДПД должны обладать статусом добровольного пожарного. Статус выдается после регистрации физического лица в реестре МЧС.
Порядок принятия граждан в добровольные пожарные
Работники, желающие стать добровольными пожарными, должны написать на имя руководителя предприятия заявление, в котором просят принять их в ряды добровольцев. Также необходимо заполнить и передать согласие на обработку персональных данных добровольца.
Руководитель дружины направляет в управление МЧС сведения о каждом новом добровольном пожарном. Данные сведения подлежат внесению в реестр.
Перед принятием в дружину, претендент обязан пройти медкомиссию и предоставить справку о состоянии здоровья. Подходящие кандидатуры проходят специализированное обучение в организациях, имеющих лицензию Министерства образования РФ.
Добровольным пожарным может стать физическое лицо достигшее 18 летнего возраста. Принятие работника в добровольные пожарные происходит на основании Устава (Положения) ДПО предприятия.
Обязанности начальника и членов ДПД (ДПК)
Обязанности членов дружины прописывают в табеле, где перечислен список профилактических мер и действий при пожаре. Документ должен находиться на видном месте. Для невыездных бригад его помещают на стенд, для выездных — недалеко от пожарного автомобиля.
К основным обязанностям начальника ДПД относятся:
- осуществление контроля за полноценным соблюдением противопожарного режима;
- контроль за готовностью к действию первичных средств пожаротушения, системы водоснабжения, систем пожарной автоматики;
- проведение разъяснительных бесед о мерах пожарной безопасности;
- проведение занятий с личным составом;
- проверка боеготовности подразделения;
- руководство тушением очагов возгорания до прибытия профессиональной службы;
- информирование руководства о нарушении режима пожарной безопасности;
- проверять присутствие личного состава;
- проверять противопожарное оборудование по завершению работ, устранять выявленные недочеты.
Члены ДПД (ДПК) обязаны:
- четко знать и соблюдать, а также требовать от других соблюдения режима противопожарной безопасности;
- знать табель боевого расчета, свои прямые обязанности по нему;
- принимать активное участие в пожаротушении;
- следить за надлежащим состоянием и готовностью всех противопожарных систем, техники, инвентаря;
- самостоятельно устранять выявленные недостатки и докладывать об этом начальнику ДПД (ДПК);
- выполнять распоряжения начальника;
- повышать навыки тушения огня и противопожарные знания;
- посещать тренировки и учебные занятия.
Ежегодно проходят обучение пожарно-техническому минимуму члены дружины на взрывоопасных производствах, раз в три года обучение проходят члены дружины остальных предприятий. Обучение проводят с отрывом от производства в учебных центрах.
Задачи МПО
Муниципальная пожарная охрана создается, как объектовый отряд, для обеспечения противопожарной безопасности на конкретной территории. На возгорания за ее пределами он может быть привлечен по особому распоряжению. Задачами подразделения являются:
- реализация мер профилактики возгораний на вверенной территории и осуществление первичной противопожарной безопасности;
- при возникновении пожара – его ликвидация, спасение людей и их имущества;
- организация комплекса мер для эффективных действий в чрезвычайных ситуациях;
- участие в ликвидации возгораний и их последствий на других территориях, согласно плановым регламентам ГПС МЧС.
Экскурсия дошкольников в ПЧ
ПС субъектов Российской Федерации
В отличие от Федеральной ПС служба пожарной безопасности края, области, республики организуется органом исполнительной власти субъекта РФ. В их компетенции создание положения, структуры, штатного расписания, устава. Однако, разговор о полной самостоятельности не идет, в своей работе субъекты РФ пользуются рекомендации МЧС России, единый подход связывается с индивидуальными особенностями.
Как правило, дислокация и численность подразделений по тушению огня принимается из расчета времени прибытия спасателей: для городов – 10 минут, для сельской местности — 20 минут. Их основные функции и задачи направлены на:
- тушение огня;
- спасение людей, имущества, ценностей, культурного наследия;
- профилактические меры.
Противопожарная пропаганда
По договоренности с федеральными структурами выполняются и другие важные функции:
- анализ безопасности, прогнозирование возгораний;
- ведение статистического учета;
- участие в научной работе и создании новых нормативных актов (законов, положений, постановлений);
- обеспечение противопожарной грамотности;
- участие в региональных программах.
Кроме этого, ПС субъектов РФ сотрудничает с ведомственными, добровольными ПО.
Если ФПС существует за счет государственного обеспечения, то финансирование ПС краев, областей, республик происходит за счет:
- бюджета субъекта РФ;
- целевых средств, выделенных для проведения региональных программ;
- денежных средств от оказания платных услуг;
- пожертвований, взносов, не противоречащих законам России.
Виды связи по функциям и назначению
В зависимости от своих функций в пожарной охране разделяют следующие виды связи:
- извещения;
- оперативно-диспетчерскую;
- на пожаре;
- административно – управленческую
По назначению:
- оперативные – средства для передачи информации, числящиеся на вооружении и предназначенные для повседневной работы пожарных подразделений;
- учебные – средства, служащие обучающим материалом личного состава части. На них делается специальная пометка «Учебное».
Использование оперативных средств для проведения обучения строго запрещено.
Связь извещения
Служит для передачи сообщений о пожароопасной ситуации в ЦУС и пожарную часть от граждан и автоматизированных сигнальных устройств.
Основные функции:
- Соединяет ЦУС и городскую телефонную линию специальными линиями, которые предназначаются именно для информирования о пожарах. Связь абонентов с пожарной охраной по АТС обеспечивается набором номера «01», а по ручной станции с помощью передачи слов «Пожар».
- Передача сообщений от автоматизированных сигнальных устройств о пожароопасной ситуации.
- Соединяет напрямую ЦУС, пожарную часть с наиболее важными городскими учреждениями и объектами.
- Соединяет напрямую ЦУС с городскими отделениями МВД и охраны для извещения их о пожароопасной ситуации.
- Обеспечивает связь между ЦУС, пожарной частью и Государственной противопожарной службой.
Оперативно-диспетчерская
Способ обмена сообщениями между диспетчером, пожарной бригадой и ЦУС. Также используется для передачи информации о пожароопасной ситуации всем городским службам и учреждениям.
Этот вид связи помогает своевременно получить нужную информацию о месте возгорания, быстро отреагировать и предпринять соответствующие меры – выслать противопожарную бригаду на борьбу с огнем.
Основные функции:
- Передача распоряжений пожарным бригадам.
- Обработка сообщений от участков, где проходит тушение пожара.
- Обмен сообщений между диспетчером, ЦУС и бригадами, высланными на борьбу с неконтролируемым огнем, на служебном транспорте.
- Передача сообщений об изменении локаций пожарного транспорта.
- Информирование городских учреждений и служб о чрезвычайной ситуации.
Связь на пожаре
Используется для координации всех человеческих и технических ресурсов в борьбе с огнем. Она помогает производить своевременный обмен информацией, благодаря чему происходит слаженная работа всех структур.
Для организации обмена сообщениями между подразделениями создаются стационарные и передвижные пункты связи.
К ним относятся:
- ПСЧ (пункт, находящийся в пожарной части);
- ЦУС (центральное управление силами и техникой);
- ППС (подвижный пункт);
- ПСО (пункт связи отряда).
ПСЧ – это станция пожарной охраны, которая может напрямую по телефонным линиям вести обмен сообщениями с ЦУС и городскими важными объектами, учреждениями, передавать им сообщения о пожароопасной ситуации.
ЦУС – контролирующий орган, осуществляющий проверку эффективности работы пожарных подразделений.
ППС – мобильная станция, временно созданная для обмена информацией на пожарах и повышения эффективности работы противопожарных бригад.
ПСО – пункт обеспечивает взаимодействие между руководящим составом и пожарными подразделениями. Через него ведется управление силами, и передаются данные с места тушения пожара.
Если пожар принимает серьезные масштабы, то связь обеспечивается не только между оперативной бригадой и начальником, но и с начальником тыла и начальником боевых участков, а также, при необходимости, и с пожарными машинами.
На пожаре для передачи сведений используются переносимые радиостанции, переговорные аппараты и полевые телефоны. Для координации работ служат радиостанции и устройства с усилением звука, такие как: микрофоны, громкоговорители, мегафоны, громкоговорящие устройства пожарных машин.
В случае если невозможно пользоваться вышеописанными средствами связи, применяют сигналы управления.
Административно-управленческая
Применяется для осуществления координации работы и контроля пожарной части. С ее помощью передаются данные о работе ГПС. Для этого используются городские, сельские и ведомственные телефоны.
При возникновении чрезвычайных ситуаций данные аппараты можно использовать для передачи срочной информации, но при условии, что это не нанесет ущерб исполнению в настоящий момент оперативно – тактических операций.
Для этой связи оборудуются стационарные и мобильные пункты передачи сведений, оборудованные всем необходимым для эффективной работы.
Передача сигналов идет через телефон, факс, сеть Интернет, телеграф и противопожарной сигнализации.