Шина крамера при переломе техника наложения и показания
Содержание:
- Фиксация повязки
- Оказание первой помощи при переломах
- Виды транспортной иммобилизации переломов плечевой кости
- Симптомы и диагностика переломов голени
- Техника наложения шины Крамера: алгоритм и правила, показания
- Что собой представляет шина Крамера
- Особенности применения шины Крамера
- Методы шинирования зубов
- Правила наложения
- Современные средства транспортной иммобилизации
- Правила наложения шин
- Шина Крамера
- Зачем нужна иммобилизация конечности
- Особенности наложения шины Крамера при переломах
- Как помочь пострадавшему?
Фиксация повязки
Даже если пальцы ног повреждены, их не следует бинтовать. В противном случае, медицинские работники не смогут дать оценку циркуляции крови по травмированной конечности.
Наложение шины при переломе голени открытой формы происходит следующим образом:
- Применяя вату, раствор йода и ватные палочки, следует хорошо обработать раневой участок.
- Поверх накладывается марля и плотно фиксируется на ноге.
- Необходимо сделать больному укол антибиотика, если планируется его транспортировка на дальние расстояния.
Если в наличии нет стерильной марли или бинта, проводить перевязку следует с применением чистой ткани. Так можно снизить вероятность инфицирования.
Оказание первой помощи при переломах
Открытые переломы крупных костей – бедра, голени, плеча, предплечья – часто сопровождаются сильным кровотечением. Это – первостепенная задача, которую нужно решить при оказании доврачебной помощи. Алгоритм оказания помощи:
Больного нужно обязательно уложить на ровную поверхность, осторожно придерживая поврежденную конечность, Кожу вокруг раны нужно обработать йодом, спиртом или другим антисептиком, Наложить многослойную, стерильную давящую повязку, Приступить к наложению шины таким образом, чтобы она не закрывала повязку, и можно было контролировать интенсивность кровотечения. Если выделение крови обильное, пульсирующей струей, нужно наложить жгут выше места повреждения: на нижней конечности в средней трети бедра, на верхней – посередине плеча
Убедившись, что повязка стала меньше промокать, можно накладывать шину. Под жгут обязательно подложить записку с указанием времени его наложения
Если выделение крови обильное, пульсирующей струей, нужно наложить жгут выше места повреждения: на нижней конечности в средней трети бедра, на верхней – посередине плеча. Убедившись, что повязка стала меньше промокать, можно накладывать шину. Под жгут обязательно подложить записку с указанием времени его наложения.
При подобных повреждениях может развиться травматический шок, поэтому необходимо следить за состоянием больного, пульсом, давлением, и быть готовым до приезда «скорой» выполнить реанимационные действия – непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
Быстрое и грамотное наложение шины во время оказания первой помощи при переломах имеет большое значение для предупреждения развития осложнений.
Виды транспортной иммобилизации переломов плечевой кости
Ограничение подвижности покоробленной части тела — это основной навык в травматологии и первой помощи. Транспортная иммобилизация (создание неподвижности в повреждённой или больной части тела в медицине, как раздел — десмургия, изучает правила лечения ран, повязки и методы их наложения
) призвана посодействовать пострадавшему доехать до больницы с малыми последствиями для здоровья, ведь лишь в стационаре есть возможность наложить неизменную гипсовую повязку.
Имеющиеся методики иммобилизации плеча при переломе имеют длинную историю, проверены обилием докторов, фельдшеров и обычных людей при оказании первой помощи.
Вот те из них, которые вы сможете встретить:
- Лестничная шина Крамера.
- Косыночная повязка.
- Бинтование.
- Подручные материалы.
Симптомы и диагностика переломов голени
Общие проявления:
- возникает сильная боль;
- появляется отек;
- нога приобретает синюшный оттенок;
- конечность деформируется (можно определить визуально).
При повреждении верхнего отдела нога сгибается в колене, к нему смещается голень, слышен шум обломков (при попытке движения).
Для среднего характерно изменение цвета голени (травмируются сосуды), отечность, передвижение затруднено, но реализуемо (при травме малой берцовой кости) и невозможно, если сломана большая берцовая.
Нижний характеризуют небольшие боли, выворачивание стопы, нет никакой возможности двигаться.
Чтобы точно определить заболевание, используется рентгеновское исследование, КТ, МРТ.
Техника наложения шины Крамера: алгоритм и правила, показания
Наложение шины Крамера при переломе является хорошей фиксацией поврежденной конечности после травмы. Она используется для полной фиксации конечности, чтобы доставить потерпевшего к врачу, и при этом не усугубить ситуацию.
Данный медицинский аксессуар является последователем шины Дитерихса. О том, какие существуют правила наложения шины Дитерихса, можно прочитать здесь.
Шина Крамера — длинная лесенка, она гнется и принимает нужную форму, что позволяет ее использовать при различных повреждениях. Она может использовать и для рук, и для ног. Также разрешено использовать устройство при разрыве сухожилий и связок.
Как видно, на разные конечности свой алгоритм действий при наложении транспортной шины Крамера. Сначала нужно определить, где произошел перелом, а далее оказывать неотложную помощь.
Если травма коснулась костей плечевого пояса, то повязка прочно фиксирует локтевой, плечевой, лучезапястный сустав
Рука должна быть сомкнута в локте.
Когда повреждены бедренные кости, то конечность важно полностью обездвижить, зафиксировав. Шинирование начинает от подмышки и заканчивается стопой
Обездвиживается коленный и голеностопный сустав.
Если пострадала голень, то шинирование начинается с коленного сустава. В случае, когда есть кровоподтеки, то на раны накладывают повязки или ткань, чтобы избежать инфицирования. Наложение шины Крамера на нижнюю конечность полностью ее фиксирует. Она накладывается в трех разных местах. Более подробно о том, как происходит наложение шины Крамера при переломе голени, можно узнать здесь.
Сломанная конечность должна фиксироваться в правильном положении. Это поможет избежать осложнений.
Перед процедурой больного обязательно обезболивают, чтобы не случился болевой шок.
Оказывать помощь самостоятельно можно лишь в том случае, когда человек достоверно разбирается в теме. Иначе можно нанести еще больший вред.
Показаниями к наложению шины Крамера на верхнюю конечность являются переломы, связанные с плечевым суставом.
- Обезболить пациента. Желательно процедуру проводить лицом к больному, при этом тщательно расписывать каждое свое действие, во избежание паники у травмированного.
- Больного усаживают в удобном положении.
- Если есть кровотечение, то его нужно остановить. Для этого накладывают повязку.
- Застелить шину ватой.
- Руку сгибают в локте под прямым углом. Запястье направляют к туловищу. В ладонь вкладывают валик для создания полусогнутого положения пальцев.
- Кладут ватные подкладки под выступающие кости и подмышечную впадину.
- Зафиксировать устройство на руке с помощью спиральной повязки. При перевязывании двигаться от ладони вверх.
- Также для фиксации накладывают косыночную повязку.
- Больного транспортируют в больницу.
Такую процедуру может провести не только доктор, но и любой прохожий, который хоть немного знаком с правилами оказания помощи. О том, как производится наложение шины Крамера при переломе плеча, можно узнать здесь.
- Успокоить травмированного и дать ему обезболивающее. Обязательно объяснять каждое свое действие. Нельзя допустить, чтобы от страха потерпевший начал двигаться.
- Берут 2 шины Крамера, обязательно подкладывают вату.
- Одну накладывают в виде шапочки на голову. Она должна накрыть темя, уши и плечи.
- Вторую надевают на спину. Устраивают ее между лопатками. Переходят по затылку на лоб, соединяеют с первой.
- Скрещивают и бинтуют.
- Срочно вызывают скорую помощь.
Что собой представляет шина Крамера
Внешний вид шины представлен в виде лестничной конструкции, горизонтальные структурные элементы которой изготовлены из высокопрочной стали, а вертикальные из гибкого сплава алюминия. В зависимости от локализации травмы, существует несколько вариантов фиксирующего устройства, различающихся по размерам. Лестничная шина используется в следующих клинических случаях:
- При переломе костей нижних конечностей (бедро, голень);
- При переломе костей плечевого пояса (плечо, предплечье);
- При переломе шейного отдела позвоночника;
- Также в случае разрыва связок, сухожилий и т.д.
Главными плюсами такого вида иммобилизации считаются легкость конструкции, ее гибкость и множественная вариативность применения. Помимо этого она надежна и удобна для применения в экстренных ситуациях. Наряду с массой плюсов есть несколько минусов. Среди них выделяют жесткость конструкции, которая может приносить некоторый дискомфорт, даже при подкладывании мягкой тканевой подкладки. Также это теплопроводность материалов, из которых изготавливается приспособление. Так, например, при минусовой температуре, она станет чрезвычайно холодной, и будет причинять неудобство пострадавшему.
Несмотря на немногочисленные недостатки, она прочно обосновалась во всех травмпунктах и машинах скорой помощи.
Источник
Особенности применения шины Крамера
Медицинские работники знают несколько принципов, которые необходимо соблюдать при правильном, эффективном и быстром наложении транспортной шины. Они помогают не только сократить время на фиксацию, но и сделать ее более точной и надежной. Итак, существуют несколько правил:
- Если необходима фиксация конечности, то рекомендуется смоделировать форму и длину шину на здоровой конечности. Это поможет избежать болезненных ощущений пациента, а также осложнений от дополнительных манипуляций с поврежденным участком.
- Правильная фиксация должна включать иммобилизацию двух здоровых близлежащих суставов к месту поражения. Это поможет не только надежно закрепить шину, но и обеспечить полноценный покой конечности.
- В экстренной ситуации, когда нет возможности подложить дополнительную тканевую прослойку между решеткой и кожей, рекомендуется накладывать шину прямо на одежду. Если есть мягкая ткань (шарфы, пледы и т.д.) можно использовать их в качестве подложки. Медицинские работники используют мягкие подложки на открытые участки кожи, изготовленные из ваты, обернутой в марлю. Так обеспечивается мягкость и защита от повреждений мягких тканей.
- После фиксации при переломе ноги, она должна сохранить прямое положение.
Методы шинирования зубов
На первом приеме стоматолог оценивает текущее состояние полости рта, делает рентген. Перед ним стоит задача – понять, насколько сильно истончилась костная ткань. Также нужно определить степень подвижности зубов, посмотреть, в каком состоянии находится прикус, нет ли нарушений и других проблем.
Состояние десен также имеет большое значение, потому что позволяет понять, какими методами можно будет проводить шинирование, какие есть риски того, что появится раздражение или возникнут иные проблемы.
Допускается установка шины только в том случае, если для этого нет противопоказаний, не наблюдается воспаления. Может потребоваться также проведение санации полости рта, лечение кариеса. Особенно важным это становится, когда запланирована установка постоянных несъемных конструкций.
Шинирование с использованием стекловолокна
Стекловолоконное шинирование относится к списку самых распространенных методов. Обычно оно используется в том случае, когда нужно соединить несколько зубов и максимально сэкономить. Длительность использования одной шины не превышает два года – после этого периода нужно будет устанавливать новую.
Весь процесс установки не занимает больше двух часов. Сначала нужно выполнить очистку эмали, потом создать на ней небольшую борозду. После этого лента из стекловолокна фиксируется на композитные материалы. После того как конструкция отшлифована, врач убедился, что пациенту ничего не мешает, работа считается завершенной.
Винтовой способ
Основной материал при таком шинировании – армидная нить. Можно использовать такой способ в том случае, когда человек получил травму.
Шинирование зубов при переломе челюстей, усиленной подвижности, позволяет получить заметные результаты.
Процесс установки аналогичен тому, что уже было описано выше. Сначала проводится очистка эмали, потом создается борозда. В углублении натягивается шнур из армидной нити.
Бюгельное средство
Эта методика относится к методам постоянного протезирования и подойдет в том случае, если нужно стабилизировать зубной ряд при сильном расшатывании.
Использование современных средств позволяет подготовить опорные единицы и коронки, чтобы можно было не допустить появления больших зазоров между зубами.
Закрепление коронок
Средство подойдет вам в том случае, если нужно закрепить подряд сразу четыре зуба. В таком случае, нужно будет установить коронки, которые соединяются. Установка такая же, как в описанных выше случаях. Главное отличие – лабораторная установка коронок, а также их примерка перед тем, как поставить на постоянный цемент.
Шинирование при пародонтите
Такой вариант шинирования будет использоваться в том случае, если есть сильное разрушение костной ткани. В таком случае нужно наложить шину как можно быстрее, чтобы качественно сократить подвижность и не допустить дальнейшего прогрессирования атрофии тканей.
Шинирование при травмах
Шинирование зубов при переломе – это распространенная практика. В таком случае перед врачом ставится задача не допустить проявления асимметрии. Часто назначаются временные конструкции, которые нужны для восстановления правильного положения зубов на протяжении всего времени восстановления.
Шинирование после брекетов
Иногда шинирование нужно использовать и после того, как пациент снимает брекеты. В таком случае шина выступает в качестве ретейнера. Она позволяет не допустить смещения зубов, которое могло бы привести к тому, что результат многомесячного лечения был бы испорчен.
Правила наложения
При переломе голени необходимо как можно быстрее оказать помощь пострадавшему
Следующие правила при фиксации поврежденной конечности важно неукоснительно соблюдать, чтобы не навредить человеку:
Перемещение пострадавшего без обездвиживания сломанной конечности запрещено.
Снимите обувь, если это не вызывает дополнительных страданий.
Осмотрите травму
Если есть рана – обработайте ее антисептиками.
Если есть кровотечение – остановите его.
Сделайте укол обезболивающего.
Уложите сломанную ногу максимально физиологично.
На всем протяжении наложения шины осторожно вытягивайте ногу по оси.
Обязательно полностью обездвижьте соседние с местом перелома суставы.
Во время ожидания квалифицированной помощи наблюдайте за цветом сломанной конечности. Побеление или посинение говорит о том, что шина наложена слишком туго и кровообращение затруднено
Из-за этого может возникнуть ишемия тканей (кислородное голодание), а этого допустить нельзя. В такой ситуации придется ослабить натяжение бинтов, но не в ущерб качеству фиксации.
При перекладывании пострадавшего на носилки поврежденную ногу должен кто-то дополнительно поддерживать.
Перелом голени необходимо зафиксировать как можно лучше. От этого на 80 % зависит успех дальнейшего лечения и реабилитации пострадавшего. Если допустить ошибки при наложении шины, можно доставить человеку ненужные дополнительные страдания.
Современные средства транспортной иммобилизации
Косыночная повязка является простейшим видом иммобилизации верхней конечности. применяется при повреждениях и воспалительных заболеваниях верхнего плечевого пояса и верхней конечности.
Подвешивание на косынку верхней конечности ограничивает движения в плечевом и локтевом суставах, способствует уменьшению болей, стиханию воспалительного процесса, уменьшает опасность распространения воспалительного процесса.
Для транспортной иммобилизации перелома ключицы можно воспользоваться восьмиобразной косыночной повязкой. В положении пострадавшего сидя плечевые суставы отводят назад и фиксируют косынкой. Между лопатками под связанные концы косынки подкладывают ватно-марлевую подушечку, что способствует еще большему отведению плечевых суставов назад и растяжению отломков ключицы.
Ватно-марлевый круг является простейшим средством транспортной иммобилизации головы (закрытые и открытые повреждения черепа), он предохраняет голову от сотрясений. Пострадавшего укладывают на носилки, а голову помещают на круг затылком в отверстие, чем достигается амортизация головы (смягчение толчков и сотрясений при транспортировке).
Правила наложения шин
При переломе и других травмах как накладывать шину?
Как наложить шину при переломе костей голени необходимо знать каждому человеку, потому что никто не застрахован от получения переломов, трещин, вывихов. Именно поэтому необходимо знать, как накладывать шину при переломах голени.
Какие правила для наложения шин при переломах следует соблюдать?
Существуют несколько основных аксиом при костях сломанных, как правильно накладывать шину при переломе, которые помогут человеку без опыта. Правила наложения шины при переломах:
Пострадавшего необходимо как можно быстрее успокоить, потому, что стрессовое состояние негативно влияет на организм и может вызвать травматический шок, истерику, что нежелательно при наличии повреждений внутренних.
Надежная иммобилизация. Оказание помощи должно начинаться с осознания, что при травмах конечностей следует зафиксировать травмированное место и два близлежащих сустава — один находится выше, а другой ниже сломанной области
Если произошел перелом бедра, то необходимо обездвижить три сустава: тазобедренный, коленный, голеностопный.
Перед тем, как проводить обездвиживание поврежденного места, важно подготовить шину. Для этого следует проложить ее марлей и ватой, если их нет, то надеть на нее чехол
Желательно прикрыть костные части, которые выступают прокладками. Это поможет избежать образования пролежней.
Когда накладывают шины к поврежденным поверхностям конечности и туловища, то они должны находиться в среднефизиологическом положении, так как именно оно купирует напряжение мышц. Для этого нужно согнуть крупные суставы под углом десять градусов, не больше.
При закрытом переломе необходимо аккуратно изменить положение, например, сделать вытяжение конечности по оси, тогда шина будет накладываться поверх одежды и обуви.
Если перелом открытый, с повреждением мягких тканей и кожного покрова, то вытяжение и вправление костных обломков проводить нельзя. Они должны фиксироваться в том же положении, в котором находятся.
В случае открытого перелома следует соблюдать важное правило — на рану накладывается стерильная давящая повязка. Данные травмы сопровождаются кровотечением, которое необходимо остановить. Осуществляется это при помощи жгута, который накладывают поверх одежды. Так же следует под жгут положить записку с указанием времени его наложения — это должны учесть медицинские работники.
С потерпевшего можно снять одежду соблюдая правила – сначала одежда снимается с тех конечностей, которые были не повреждены, после этого с тех, где произошел перелом. Надевать одежду следует в другом порядке. При этом поднимать или сажать больного нельзя.
Транспортировкой пострадавшего должна заниматься бригада медиков, но если для этого нет возможности, то самостоятельно перекладывая человека на носилки, следует поддерживать поврежденную конечность.
Шину нельзя изгибать по форме конечности.
В процессе наложения шины боль не должна усиливаться, поэтому делать все следует аккуратно.
Наложение шины на голое тело не допускается. Кроме того, нельзя, что бы она своим концом упиралась в кожные покровы или сдавливала кровеносные сосуды и нервы, которые располагаются рядом.
Лечение и реабилитация разных участков тела отличается, как и если человек сломал ногу, правила наложения шины при переломе голени будут отличаться от иммобилизации головы или руки.
Шина Крамера
Шина Крамера относится к стандартизированным транспортным способам экстренной иммобилизации переломов, которые производятся в промышленных масштабах. Существует масса способов обеспечить надежную фиксацию костей при их повреждении, однако шина Крамера определяется несколькими весомыми преимуществами. Прежде всего это легкость и прочность конструкции. Сплав алюминия в сочетании со сталью помогает согнуть конструкцию в необходимую форму, при этом она без труда сохранит заданную форму. Подробнее о том, при каких травмах применим данный вид фиксации и техника наложения, будет описано в следующей статье.
Зачем нужна иммобилизация конечности
Перелом – нарушение целостности костей, которое нуждается в профессиональном лечении. К сожалению, травмы не случаются у входа в лечебные учреждения, а иногда на протяжение часов пострадавший не может получить квалифицированную помощь. Именно в этот период он и нуждается в иммобилизации (обездвиживании) поврежденного участка тела.
Чтобы максимально уменьшить действие этих 2-х факторов, облегчить состояние больного и предупредить более тяжелое смещение отломков, необходимо наложение шины для транспортной иммобилизации.
Дело в том, что к костям прикрепляются мышцы, в результате травмы они рефлекторно сокращаются, тянут за собой отломки кости, увеличивая их смещение. Второй момент – транспортировка в больницу, она всегда сопряжена с движением, изменением положения тела, что также способствует увеличению смещения, усилению болей, нарастанию отека.
Особенности наложения шины Крамера при переломах
Шина Крамера при переломе предназначена для иммобилизации поврежденного участка костей. Используется в периоды лечения и восстановления, для транспортировки пострадавшего в приемное отделение больницы.
Строение конструкции
Данная конструкция является современным аналогом деревянного устройства Дитерихса. Характеристики медицинского приспособления:
- Внешне похоже на небольшую лесенку.
- Представляет собой конструкцию решеток, выполненных из проволоки. Применяется алюминиевый сплав, благодаря легкости и гибкости которого можно закрепить сломанную конечность в оптимальном положении. Лестница прекрасно сгибается в любом направлении.
- Внутренние перемычки выполнены из стали, что гарантирует жесткое крепление.
- Наружная часть закрыта чехлом из марли, бинта, ваты либо ткани. Это предохраняет пациента от холода при соприкосновении с устройством в зимнее время.
Для фиксации используются прочные ремни, а также подручные материалы: марля, бинты, ткань.
Показания к применению
К помощи шины Крамера прибегают при таких проблемах, как:
- Перелом верхней либо нижней конечности.
- Повреждение связочного и мышечного аппарата.
- Необходимость фиксирования шейного участка позвоночника.
- Наличие тяжелого ушиба, вывиха сустава, разрыва мягких тканей.
Техника шинирования при различных травмах
Существует несколько общих правил, которые необходимо соблюдать при наложении:
- Предварительно моделируют шинирование на здоровой конечности. Это облегчает процедуру, помогает избежать ошибок при фиксации.
- Одновременно с пострадавшим участком закрепляют 2 смежных сустава.
- Накладывают шину, не снимая с пострадавшего одежду.
- Если поврежденный участок не прикрыт предметами гардероба, сначала на кожу кладут тканевые прокладки, предотвращающие передавливание и натирание.
Как использовать шину при травмировании руки:
- Сначала пострадавшему вводят обезболивающее.
- Успокаивают человека.
- Помогают принять ему максимально удобное положение.
- Обернуть шину марлей либо бинтом, надеть сверху чехол из клеенки.
- Установить приспособление, согнув сломанную конечность в локте под углом 90°.
- При открытой ране наложить жгут или стерильную повязку.
- Фиксировать устройство по типу спирали, начиная от ладони. В местах контакта с кожей подкладывать ткань.
- Пальцы должны оставаться свободными, сохранять полусогнутое положение. Ладонь повернута к корпусу.
При переломе плеча закрепляют лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, при травмировании предплечья — только лучезапястный и локтевой. Такая фиксация подкрепляется дополнительным использованием косынки.
Последовательность действий при повреждении ноги:
- Вводят анальгетик для предупреждения болевого шока.
- Устанавливают каркас так, чтобы один конец находился вдоль голени, а второй спускался к голеностопу. Приспособление при этом нужно согнуть под прямым углом.
- Вторая часть конструкции находится над бедром, что обеспечивает жесткость.
- Фиксируют спиральной повязкой от кончиков пальцев, которые остаются свободными, вверх.
Если травмирован тазобедренный сустав, алгоритм действий отличается:
- Используют одновременно 3–4 шины.
- На костные выступы ноги предварительно накладывают ватно-марлевые прокладки.
- Первое приспособление длиной 110 см размещают вдоль задней стороны нижней конечности от пятки.
- Еще 2 шины, скрепленные по длине, прикладывают от подмышечной впадины к стопе. Устройство должно охватывать пятку и заднюю конструкцию. Для этого конец изгибают под прямым углом. Такая мера предупреждает подошвенное провисание ступни.
- По внутренней стороне бедра и голени проходит четвертая конструкция. Ее окончание сгибают для подошвы.
- Закрепляют в неподвижном положении ремнями, бинтами или марлей.
При травмировании шеи:
- Для обеспечения неподвижности используют 2 шины, обвернутые мягким чехлом.
- Первую складывают в форме шапочки и закрепляют по следующей линии: плечо, ухо, темя, противоположные ухо и плечо.
- Вторую крепят между лопатками. Конструкция проходит вдоль шеи к затылочной части, обворачивается вокруг головы до лба.
- Оба каркаса перекрещивают и скрепляют ремнями либо бинтами.
Пациент с наложенной шиной немедленно доставляется в стационар.
Вывод
Применение шины Крамера позволяет доставить пациента в стационарное отделение, прочно зафиксировав пострадавший участок, что снижает в дальнейшем риски осложнений. Возможно и самостоятельное использование до приезда врачей, но только при тщательном изучении правил наложения. Нарушение техники провоцирует ухудшение состояния пострадавшего.
Как помочь пострадавшему?
Оказание первой помощи заключается в обеспечении неподвижности сломанной кости, фиксации голени между 2 шинами для ограничения коленного и голеностопного суставов
Еще до приезда скорой помощи нужно обратить внимание, имеются ли у пострадавшего травматический шок, открытые раны, кровотечение
Если больной испытывает шок, то важно обеспечить ему полный покой, дать успокоительные капли, обезболивающие препараты, горячее питье для согревания тела. Если сосуды кровоточат, то нужно немедленно остановить кровь путем наложения жгута на место травмы
Иммобилизация перелома голени является главной составляющей при оказании первой помощи, то есть нужно как можно быстрее наложить фиксирующую повязку либо транспортную шину, чтобы конечность до врачебного осмотра находилась в полном покое, что существенно отразится на качестве последующего лечения и реабилитации. Именно иммобилизация необходима для:
- уменьшения болей, появления травматического шока у больного;
- снижения риска новых, дополнительных повреждений (близлежащих костей, тканей, связок, внутренних органов);
- снижения возможного развития инфекции при открытом переломе (рана в состоянии покоя обладает большей сопротивляемостью к попавшей в нее инфекции);
- быстрого срастания костей в месте перелома при условии, что они не смещены и находятся в покое (благодаря иммобилизации лечение будет своевременным, сращивание костей – быстрым и правильным).
Какими бывают шины? Шина может быть стандартной (в условиях больницы) или импровизированной, когда нужно срочно оказать помощь, а травмпункт находится далеко. Стандартную шину используют даже в больнице временно. При длительной транспортировке больному накладывается гипсовая лонгета, приготовленная из гипсовых бинтов. Именно гипс хорошо прилегает к телу, отлично будет фиксировать в одном положении все костные отломки. Но гипсовая шина должна высохнуть, что затрудняет и откладывает перевозку больного в случае такой необходимости. Импровизированная шина представляет собой твердый предмет, которым пытаются воспользоваться для оказания первой помощи пострадавшему, когда медицинская помощь невозможна. Импровизированная шина может быть изготовлена из любого подручного материала.
При переломе голени шину нужно накладывать на обнаженное тело, не на ткань. На места с сильным давлением, например, на костный выступ, сначала хорошо положить слой ваты, пакли, любой материи.
Транспортная же шина накладывается на одежду, рана покрывается стерильной повязкой. Шину можно обернуть серой ватой, поверх ваты обернуть бинтами. Вместо ваты для прокладки можно использовать стеганое байковое одеяло, иные подстилки. Прилегание шины к голени должно быть плотным, конструкция – изогнутой, по форме стопы. Все вместе должно быть единым целым. Укрепляется конструкция бинтами. Если нет под рукой бинтов, подойдут платок, косынка, веревка, ремень.
Если костные отломки сильно смещены и могут в любой момент порвать кожу, сначала нужно слегка потянуть конечность, постараться вправить отломки, поставив их в нормальное положение, после чего наложить шину.
При открытом переломе сначала рана обрабатывается, очищается, удаляются имеющиеся инородные предметы, края раны смазываются йодом, после чего накладывается стерильная марлевая повязка. Иногда перед длительной перевозкой пострадавшего рану стоит присыпать стрептоцидом, сульфадимезином, растолченным антибиотиком.
Если перелом открытый (с торчащими наружу костными отломками) и нет условий для стерильного вправления, то во избежание занесения инфекции сначала накладывается стерильная повязка, затем фиксируется конечность, независимо от правильности положения.