Требования к лифтам для перевозки пожарных подразделений

Содержание:

Наши события

14 октября 2021, 11:58
Праздничный прямой эфир в честь Дня Рождения RusCable!

13 октября 2021, 19:20
Премьера. По следам «Герды». Эпизод I. Великокняжеский кабельный завод «ДОНКАБЕЛЬ»

12 октября 2021, 12:31
22 года RusCable.Ru! Пройди тест на кабельщика 2021!

11 октября 2021, 11:41
RusCable Insider #242 — конкурс граффити ЭКСПЕРТ-КАБЕЛЬ. 15 лет КСК-групп. Новый офис Legrand и как выбрать правильно выбрать рециркулятор

7 октября 2021, 19:09
RusCable Live — Герои недели. НПП «ГЕРДА», Донкабель, Genesis, EL-комитет. Эфир 8.10.2021

5 октября 2021, 12:50
RusCable Insider #241 — Оборудование Xinming. Genesis кабельных полимеров. Новый проект «По следам Герды»: Великокняжеский кабельный завод

ПАРТНЁРЫ

Гост лифты для перевОЗКи пожарных подразделений

Лифт для перевозки пожарных подразделений бывает снабжен системой регулировки, спецсвязи и другими приборами. Он обеспечивает передвижение пожарной бригады на необходимый этаж при тушении огня.

Лифты для перевозки пожарных подразделений

Лифт для транспортировки пожарных предназначен для монтажа в зданиях с большим количеством посетителей/жильцов, соответствующих определенным конструктивным нормам и требованиям.

При этом он отличается от обычного оборудования повышенным уровнем защиты и безопасности при соответствии особым правилам.

Ниже рассмотрим, когда нужен такой лифт и чем отличается его работа от типовых подъемных установок.

Особенности работы

Лифты для пожарных подразделений представляют собой специальные конструкции с высоким запасом прочности и стойкости к различным агрессивным факторам.

В обычное время они могут использоваться для перевозки пассажиров, но при пожаре их применение строго регламентировано для ускорения процесса ликвидации очагов возгорания и/или проведения спасательных операций.

6 Проверка выполнения требований безопасности и/или защитных мер

Выполнение требований безопасности и/или защитных мер. предусмотренных настоящим стандартом. следует проверять в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2—Подтверждение соответствия

Раздел, подраздел, пумхт

визуальная

проверка1*

Проверка соответствия пифтовои установки технической документации?)

Проверка соответствия технической документации требованиям стандарта3*

Функциональные

испытания4*

5.1.1

X

X

5.1.2

X

X

X

X

5.1.3

X

X

5.1.4

X

X

X

5.1.5

X

5.2

X

X

5.3

X

X

5.3.1

X

5.3.2

X

X

X

X

5.3.3

X

5.3.4

X

5.3.5

X

5.3.6

X

5.3.7

X

5.3.8

X

X

5.4

X

7

X

Результаты визуальной проверки должны показать наличие того, что предусмотрено настоящим стандартом. например маркировки, панели управления, инструкции по эксплуатации и т. л., а также соответствие маркировки. содержания инструкции требованиям настоящего стандарта.

2* Результатом проверки соответствия лифта технической документации является подтверждение того, что он изготовлен в соответствии с технической документацией.

Реэугътатом проверки соответствия технической документации требованиям настоящего стандарта является подтверждение того, что требования настоящего стандарта отражены в технической документации.

41 Результатом функционагъных испытаний является подтверждение того, что лифт, в том числе устройстве безопасности, функционирует так. как эго предусмотрено технической документацией.

Примечания

1 Знак «X» означает, что данный вид проверки осуществляется.

2 При использовании в лифтовой установке компонентов, составных частей и других элементов, прошедших подтверждение соответствия согласно установленным процедурам, проверку их соответствия требованиям настоящего стандарта следует проводить по технической документации {сертификатам, протоколам испытаний и т. п.).

Область применения

Согласно нормам ПБ пожарные лифты обязательны к установке на следующих объектах в:

  • зданиях учреждений для детей, престарелых, инвалидов, если высота здания превышает 10 м.
  • высотных жилых домах больше 50 м.
  • общественных, административных, производственных зданиях/сооружениях выше 28 м.
  • подземных автостояночных комплексах – при количестве этажей более двух.

Сегодня пожарные лифты становятся неотъемлемой инженерной системой противопожарной защиты современных жилых, общественных комплексов, новых производственных, инженерных объектов, технологических установок.

Когда нужен пожарный лифт и даже при его наличии, он не всегда используется. Почему – это непростой вопрос. Вызвано, это тем, что мало выполнить эту довольно сложную инженерную систему здания в полном соответствии с нормами ПБ, проектной документацией, обеспечив безопасность при использовании в условиях пожара; но и обеспечить его правильное обслуживание, ответственную эксплуатацию, взаимодействие специалистов инженерных служб объекта и сотрудников территориального подразделения МЧС.

Не секрет, что наученные печальным опытом использования такого инженерного оборудования, пожарные не без серьезных на то оснований, для чего достаточно вспомнить пожар на Останкинской телебашне; часто довольно скептически, крайне настороженно относятся к необходимости использования пожарных лифтов не в ходе учений, а в реальной обстановке по прибытии к месту вызова. Многие считают, что вести разведку, тушение пожара, лучше используя традиционные эвакуационные пути и выходы, а не полагаться на волю зачастую непредсказуемых технических устройств, становясь их заложниками в прямом смысле этого слова.

Конечно, это ни в коей мере не говорит о том, что нужно отказаться от этой инженерной системы. Для этого есть как минимум две важных причины: их установка обусловлена обязательными нормативными требованиями; а их использование экономит время, силы пожарных в ходе разведки, тушения очага, следовательно, повышает шансы на спасение людей, оперативную ликвидацию пожара.

Это интересно: Пожарная безопасность складов нефти и нефтепродуктов: требования

Установка в зданиях

Лифтом для перемещения пожарных подразделений оснащаются следующие виды зданий:

  • любые здания за исключением многоквартирных домов, по высоте превышающие 28 метров;
  • многоквартирные современные дома, имеющие высоту от 50 метров;
  • детские образовательные учреждения, имеющие высоту от 5 метров;
  • больницы, по высоте превышающие 5 метров;
  • специализированные центры для престарелых людей и инвалидов с высотой от 5 метров;
  • стальные корпуса различных учреждений для детей, высота которых составляет более 5 метров.

Монтаж пожарного лифта требует обязательного учёта некоторых нюансов. Перед его установкой предварительно изучаются пути движения спасательных расчётов, прибывающих в случае чрезвычайного происшествия на место возгорания. При этом обеспечивается их прямой доступ из лифтовой кабины во все возможные точки здания.

Пожарные лифты такого типа чаще всего устанавливаются в специально выделенном холле или располагаются рядом с кабинами для перевозки пассажиров. При этом они объединяются в группу с единым управлением. В спокойное время эти лифты могут применяться для перевозки грузов и пассажиров.

Устройства обязательно оборудуются горизонтально раздвигающимися дверями, имеющими автоматическое управление. Установленный лифт должен исправно функционировать даже тогда, когда в шахте из-за противодымовой вентиляции появляется избыток давления. Пол лифтовой кабины имеет противоскользящее покрытие, а поблизости от места расположения пожарного лифта находится эвакуационный выход на лестничную клетку.

Требования, которым соответствуют ЛТПП

Лифты для пожарных подразделений должны соответствовать межгосударственным и национальным стандартам, касающимся всех видов подъемников, имеющих кнопочное управление. Это ГОСТы 28911 и Р 52382.

Согласно национальному стандарту ГОСТ Р 53296, введенному более 10-ти лет назад, установки подобного типа должны отвечать определенным правилам, касающимся особенности конструкции:

Пожарные бригады должны иметь доступ к каждому наземному этажу объекта. Для этого необходим хотя бы один специализированный лифт.
Подъемники размещают в таких местах, чтобы был свободный подход к ним, а также возможность беспрепятственно попасть во все помещения на этаже.
Оборудованием нужно пользоваться в обычное время для перевозки людей или грузов.
Недалеко от специализированного подъемного механизма предусматривают выход на лестничную клетку для эвакуации.
Двери из кабины оснащаются автоматическим режимом открытия. Они имеют горизонтально-раздвижное центральное либо боковое открытие. Работают несмотря на скапливание избыточного давления в шахте, которое появляется в результате действия противодымной приточной вентиляционной системы. Давление составляет 20-70 Па.
Предел устойчивости дверей к огню равен минимум 60 мин

Если пассажирский лифт передвигается по общей шахте вместе с пожарным, то огнестойкость его дверей должна составлять такую же величину.
Стены, крышу и пол изготавливают либо из полностью негорючих, либо из материалов категории Г1.
Отделка для стен и потолка по горючести соответствует группе минимум Г2, по воспламеняемости — В2, по дымообразующей способности — Д3 и по уровню токсичности во время горения — Т2.
Облицовка полового покрытия имеет такие требования: горючесть — Г3, распространение огня — РП2, дымообразующая способность — Д3, токсичность — Т2.
Важно, чтобы в кабине было устройство, которое сигнализирует о ее перегрузке.

Требование к управлению лифтом при пожаре.

Вот нормативные требования из ГОСТ Р 52383-2005 Лифты. Пожарная безопасность:

Итак, необходимо использовать контакты, которые открыты при получении сигнала о пожаре.

Это нормально-закрытые контакты релейного выхода без контроля целостности состояния.

Только нормально-замкнутые контакты и никаких нормально-разомкнутых.

Контроль целостности не нужен, поскольку обрыв цепи управления будет аналогичен управляющему воздействию, переводящему систему лифта в состояние защиты.

Лифт, похоже, не является системой противопожарной защиты здания, а просто инженерной системой жизнеобеспечения здания.

Поэтому не нужно кнопок ручного местного и дистанционного пуска остановки лифта — извините за каламбур.

Не нужно также отображение состояния.

Конструктивные особенности и тех предписания

Лифтовые конструкции для осуществления транспортировки противопожарного расчета относятся к общей системе инженерных коммуникаций внутри построек любых типов. Это один из вариантов противопожарных тех средств, с помощью которых можно обеспечить перемещение служб спасения и противопожарных служб на нужные этажи любых зданий с целью выполнения мероприятий по локализации возгорания и ликвидации пожара, для проведения спасательных мероприятий. 

Главные же критерии лифтов, которые предназначаются для сотрудников противопожарных расчетов, обязаны удовлетворять следующим показателям: 

  • грузоподъемность лифтов, установленных в зданиях жилого типа, составляет не меньше 630 килограммов;
  • грузовая подъемность лифтов, смонтированных в производственных или в общественных сооружениях, – не меньше 1 тонны;
  • габариты кабины лифтов внутри жилых помещений, зданий определяются СНиПами за номером 2. 08. 01;
  • что касается сооружений производственного, либо общественного типа – то здесь нужно руководствоваться правилами, прописанными в ПУБЭЛ;
  • на крыше лифтовой кабины, согласно НПБ — 250, необходимо обустроить люк для проникновения сотрудника противопожарной службы в полной экипировке.

Необходимо также учитывать и требования пожарной безопасности к грузовым лифтам и пассажирским. Они, в частности, указывают, что любые лифты, которые перемещаются со скоростью более одного метра в секунду, должны быть оснащены кнопкой для включения специального режима функционирования в пожароопасных условиях. Необходимо обеспечить автоматическое включение данного режима. При этом такие лифты должны обеспечить возврат пассажиров на ближайшую безопасную площадку (обычно это первый этаж) и механически открыть дверь для возможности проведения эвакуации из кабины. 

Желательно, чтобы лифты были изготовлены из максимально негорючего материала, а также чтобы материалы, из которых они были изготовлены, не выделяли вредных токсичных веществ в случае соприкосновения с прямым пламенем. 

Более подробная техническая спецификация указана в Федеральном Законе «Технический регламент о требованиях по противопожарной безопасности», датированный 22 августа 2008 года за номером 123 — ФЗ (редакция от 03 июня 2016 года). 

Требования к пожарной безопасности к лифтам предписывают наличие специального переключателя, которым можно активировать вручную режим транспортировки противопожарных подразделений. Повернув ключ в позицию ON, можно включить соответствующий режим. Поворотом ключа в позицию Bypass лифт возвращается в штатный режим функционирования.

Внутри лифтовых кабин необходимо вывесить инструкции касательно того, как переключать лифты в режим транспортировки противопожарных расчетов, как нужно пользоваться лифтом, в случае возникновения пожара или локального возгорания. 

Подробные пожарные требования к лифтам указаны в соответствующих положениях. Это: НПБ 250 — 97 под наименованием «Лифты для транспортировки противопожарных подразделений внутри сооружений и зданий», ГОСТ 28911, нормативы ПУБЭЛ, а также в СНиПе 31 – 01 — 2003 «Жилые и многоквартирные здания». Кроме того, необходимые положения можно извлечь и из Федерального Закона от 10 июня 2012 года № 117 — ФЗ. 

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51032-97. Материалы строительные. Метод испытания на распространение пламени.

ГОСТ Р МЭК 63132-3-22-2005. Испытание электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 3 — 22. Распространение пламени по вертикальным пучкам проводов или кабелей. Категория А.

ГОСТ 12.1.044-89 ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

ГОСТ 22011-95. Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия.

ГОСТ 28911-91. Лифты и малые грузовые лифты. Устройства управления, сигнализации и дополнительные приспособления.

ГОСТ 30247.0-94. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования.

ГОСТ 30247.1-94. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции.

ГОСТ 30247.3-2002. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери шахт лифтов.

ГОСТ 30244-94. Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть.

ГОСТ 30402-94. Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость.

ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003). Лифты пассажирские. Лифты для пожарных.

ГОСТ Р 53299-2009 Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость.

ГОСТ Р 53300-2009 Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний.

ГОСТ Р 53301-2009 Клапаны противопожарные вентиляционных систем. Методы испытаний на огнестойкость.

ГОСТ Р 53303-2009 Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на дымогазопроницаемость.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией «Российское лифтовое объединение» (Ассоциация «РЛО»), Открытым акционерным обществом «МОС ОТИС» (ОАО «МОС ОТИС») на основе собственного перевода на русский язык немецкоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 сентября 2018 г. № 112-П)

За принятие проголосовали.

Kpartoe наименование ораны по МК (ИСО 3166) 004—97

Код ораны по МК(ИСО 3106) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по оаидартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстаедарт

Узбекистан

UZ

Узстандарг

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2018 г. № 819-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34442—2018 (EN 81 -73:2016) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 мая 2019 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту EN 81-73:2016 «Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Специальное применение пассажирских и грузопассажирских лифтов. Часть 73. Работа лифтов при пожаре» («Sichertieitsregeln fur die Konstruktion und den Aufbau von Aufzugen — Besondere Anwendungen fur Personen-und Lastenauf-zuge — Tail 73: Vertialten von AufzOgen im Brandfalt». MOD) путем изменения его структуры для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5 (подразделы 4.2 и 4.3): путем изменения фраз. слов, которые выделены в тексте курсивом; путем включения дополнительных структурных элементов (пункт 5.3.8 и подраздел 5.4). которые выделены путем заключения их в рамки из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в указанных пунктах в виде примечаний; путем включения дополнительных ссылок, которые выделены полужирным курсивом.

При этом в настоящий стандарт не включены ссылки на EN 81-20:2014. EN 81-72, EN 81-77, EN ISO 7010. EN ISO 12100:2010. а также стандарты, приведенные в библиографии европейского стандарта. которые нецелесообразно применять в настоящем стандарте в связи с различиями в законодательстве государств — участников Соглашения в области пожарной безопасности; приложение В примененного европейского стандарта в связи с тем. что приведенные в нем положения нецелесообразно применять, так как они относятся к области требований нормативных документов по эксплуатации зданий, а также приложения ZA. ZB. которые нецелесообразно применять в связи с тем. что они относятся к правилам оформления европейских стандартов в части указания связи примененного европейского стандарта с европейскими Директивами по лифтам 2014/33/EU и по машинам и механизмам 2006/42/ЕС.

Указанные структурные элементы приведены в дополнительном приложении ДА.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного европейского стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальныестандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Стандартинформ, оформление. 2018

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ 34442—2018

Применение пожарных лифтов

Возникновение возгорания в современном здании является ситуацией, которая требует наличия лифтов пожарного назначения для быстрого перемещения бригады спасателей и пожарных подразделений по этажам, а также ускоренной эвакуации людей. Пожарным лифтом называется устройство, с помощью которого обеспечивается быстрое перемещение пожарного расчёта по этажам для спасения людей и для обнаружения или тушения очага возгорания.

Обычный лифт в данной ситуации не может использоваться из-за своей невысокой грузоподъёмности, а также небольшой устойчивости перед влиянием огня и влажности. Грузоподъёмность современного лифта пожарного назначения составляет 630 кг.

Установка в зданиях

Лифтом для перемещения пожарных подразделений оснащаются следующие виды зданий:

  • любые здания за исключением многоквартирных домов, по высоте превышающие 28 метров;
  • многоквартирные современные дома, имеющие высоту от 50 метров;
  • детские образовательные учреждения, имеющие высоту от 5 метров;
  • больницы, по высоте превышающие 5 метров;
  • специализированные центры для престарелых людей и инвалидов с высотой от 5 метров;
  • стальные корпуса различных учреждений для детей, высота которых составляет более 5 метров.

Монтаж пожарного лифта требует обязательного учёта некоторых нюансов. Перед его установкой предварительно изучаются пути движения спасательных расчётов, прибывающих в случае чрезвычайного происшествия на место возгорания. При этом обеспечивается их прямой доступ из лифтовой кабины во все возможные точки здания.

Пожарные лифты такого типа чаще всего устанавливаются в специально выделенном холле или располагаются рядом с кабинами для перевозки пассажиров. При этом они объединяются в группу с единым управлением. В спокойное время эти лифты могут применяться для перевозки грузов и пассажиров.

Устройства обязательно оборудуются горизонтально раздвигающимися дверями, имеющими автоматическое управление.

Пол лифтовой кабины имеет противоскользящее покрытие, а поблизости от места расположения пожарного лифта находится эвакуационный выход на лестничную клетку.

Особенности конструкций

Лифты для перемещения пожарной бригады по типу управления отличаются от простых лифтовых кабин. Крыша пожарного устройства оснащена люком для эвакуации людей, а сам лифт управляется только с помощью нажимных кнопок, так как применение кнопок сенсорного типа не допускается.

При пожаре двери такого лифта очень медленно открываются после поданной команды находящегося во внутренней части кабины пожарного. Это делается для быстрой оценки главным ситуации на этаже и мгновенного закрытия дверей лифтовой кабины.

Пожарный лифт имеет специальную усовершенствованную систему управления, действующую при возгорании. При появлении огня все кабины немедленно спускаются к первому этажу здания и открываются до появления пожарных.

При работающей противопожарной системе они блокируются. Для разблокировки требуется применяемый пожарными ключ. Сегодня каждый современный изготовитель лифтов пользуется собственным ключом, активирующим режим перемещения пожарных расчётов.

Поэтому в здании оборудуются специальные сейфы, в которых для спасательных подразделений размещаются подходящие к определённой модели устройства ключи.

В соответствии с общепринятыми требованиями лифт для перемещения пожарных оснащается прочными огнестойкими дверями, выдерживающими воздействие пламени не менее часа.

Область применения

Лифт, установленный для перемещения пожарного расчёта, устанавливается во внутренней части или снаружи здания. Он обязательно ограждается специальной конструкцией, созданной из негорючих материалов, а также оснащённой дверными проёмами, различным оборудованием и вентиляционной системой.

Сегодня от монтажа лифтов с уличной стороны здания чаще всего отказываются, так как при этом снижается эстетическая составляющая и установленное устройство часто не подходит к окружающей архитектуре, хотя эта установка является более удобной для действий пожарных подразделений во время возгорания.

Лифты для перевозки пожарных подразделений

Лифт для транспортировки пожарных предназначен для монтажа в зданиях с большим количеством посетителей/жильцов, соответствующих определенным конструктивным нормам и требованиям. При этом он отличается от обычного оборудования повышенным уровнем защиты и безопасности при соответствии особым правилам. Ниже рассмотрим, когда нужен такой лифт и чем отличается его работа от типовых подъемных установок.

Особенности работы

Лифты для пожарных подразделений представляют собой специальные конструкции с высоким запасом прочности и стойкости к различным агрессивным факторам. В обычное время они могут использоваться для перевозки пассажиров, но при пожаре их применение строго регламентировано для ускорения процесса ликвидации очагов возгорания и/или проведения спасательных операций.

Согласно ГОСТ пожарные лифты обязательно должны устанавливаться в зданиях, где предполагается высокая посещаемость, с целью обеспечения быстрой эвакуации пассажиров и доставки пожарных к очагу возгорания. Это могут быть как жилые, так и коммерческие, офисные, учебные, культурные, развлекательные и прочие объекты.

Правилами ГОСТ Р 52382-2010 определено, что конструкцией лифтов для перевозки пожарных подразделений должна быть предусмотрена работа в двух дополнительных режимах помимо обычной эксплуатации:

  1. «Опасность». Автоматический режим, при котором система управления следует особому заранее заложенному алгоритму. При получении тревожного сигнала оборудование, игнорируя все команды (как внешний вызов, так и нажатие клавиш внутри кабины), перемещается на первый этаж с последующим открытием дверей и шахт. Затем установка блокируется в режиме принудительного ожидания.
  2. «Транспортировка пожарных». В соответствии с ГОСТ лифт для пожарных подразделений выводится из режима принудительного ожидания вручную. Для этого необходимо вставить в соответствующее гнездо на панели специальный ключ и повернуть его. После этого будут доступны необходимые функции подъемной машины.

Основные требования и стандарты

Пожарные лифты в жилых зданиях должны соответствовать ряду жестких требований к используемым материалам, размерам конструкции и функциональным возможностям. Не менее важную роль играет термостойкость деталей, которая должна во много раз превосходить аналогичные параметры комплектующих обычного оборудования.

  • Габариты. В ГОСТ Р 53296-2009 обозначено, что лифт проектируется для перевозки пострадавших на носилках. Поэтому регламент требует предусмотреть размеры кабины не менее 1100 мм в длину при ширине от 2100 мм с дверным проемом 800 мм и более.
  • Грузоподъемность. Для возможности перевозить большое количество пассажиров и укомплектованные бригады спасателей грузоподъемность пожарного лифта должна составлять как минимум 630 кг.
  • Материалы. Отделка кабины разрешается только с использованием материалов умеренной токсичности.
  • Кабельные линии (сигнализация, управления и пр.) монтируются в огнестойких оболочках.
  • Кабина должна быть оборудована индикацией (сигнализацией) о недопустимой перегрузке.
  • Управление. Согласно ГОСТ Р 53296 на панелях управления, монтируемых в кабинах, должны быть функциональные клавиши экстренного открытия створок.
  • Люк. В потолке обязательно обустраивается люк от 500х700 мм.
  • Механизмы подъема комплектуются только огнезащитными панелями.
  • Изоляция. Двери оснащаются специальными прокладками для обеспечения наименьшей газопроницаемости.
  • Вентиляция. В соответствии с требованиями нормативных актов шахта лифта должна быть оборудована автономной вентиляцией.

Для минимизации ущерба и облегчения работы спасателей помимо тамбуров на каждом этаже должен быть предусмотрен свободный доступ к эвакуационной лестнице. Также нормами пожарной безопасности указан ряд других требований, которые являются не менее важными в условиях обеспечения необходимой защиты, проведения эвакуации, ликвидационных и спасательных мероприятий.

Особенности расходных материалов и деталей для лифтов для пожарных подразделений

Особые требования предъявляются не только к конструкции, условиям обустройства и функциональным возможностям лифтов для пожарных, но и к комплектующим и расходным материалам.

При их подборе нужно обращаться только к специализированным компаниям, которые предлагают сертифицированные детали. Все необходимые запчасти для пожарных лифтов можно приобрести в ЛифтПласт по ценам производителя.

Также наша компания оказывает услуги по индивидуальному изготовлению комплектующих в соответствии с требованиями заказчика.

Боле подробную информацию можно получить у наших менеджеров.

Пожарная сигнализация в лифте

Вопрос: Нужна ли пожарная сигнализация в лифте?

По нормам – ни в машинном отделении, ни в шахте лифта, ни в кабине сигнализация не нужна.

В машинном отделении, потому что это В4, о чем есть прямое указание в СП 5.13130 по сигнализации; в кабине и шахте – они нигде не упоминаются в нормах. Так что на это вопрос можно и развернуто ответить, а можно кратко – нет, не нужна.

Пожарные извещатели в кабине лифта иногда монтируют компании производители, которые входят в систему пожарной сигнализации – это совокупность систем безопасности здания и установки обнаружения очага возгорания, смонтированной внутри лифтовой кабины. Обычно состоит из дымового пожарного извещателя в защищенном исполнении, смонтированного за подвесным потолком пассажирской кабины.

Блок управления лифтами, подключенный к системам пожарной сигнализации объекта, позволяет при срабатывании отправлять управляющий сигнал для принудительного опускания лифтовой кабины на 1 этаж здания, блокировки ее для дальнейшего использования во время пожара.

Виды сигнализации, которые устанавливают внутри строительного объекта, оснащенного лифтами, зависят от его назначения, основного вида пожарной нагрузки. Чаще всего это комплекс приемно-контрольных приборов с датчиками дыма, подсоединенных к централизованной панели управления, установленной в помещении диспетчерской (пожарного поста).

ВАЖНО: шахта лифта, по сути, является трубой, по которой открытый огонь и ядовитые дымовые газы могут чрезвычайно быстро распространиться по всем этажам строительного объекта, если не будет обеспечена комплексная пожарная безопасность лифта. Комплекс противопожарных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лифтов

Комплекс противопожарных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лифтов

Выделение лифтовых шахт, машинных отделений, лифтовых холлов, тамбуров противопожарными преградами с огнестойким заполнением проемов в них как на стадии проектирования, так и в процессе строительства, эксплуатации зданий.

Блокировка управляющей аппаратуры лифтового оборудования с системами сигнализации, противодымной защиты для оперативной доставки кабины лифта на первый этаж здания для эвакуации пассажиров, невозможности дальнейшего использования до ликвидации пожара.

Соблюдение противопожарного режима на путях эвакуации в зонах лифтовых холлов.

Заключение руководителями объектов договоров со специализированными предприятиями, осуществляющими технический сервис лифтового оборудования, систем пожарной автоматики.

Организация постоянного диспетчерского контроля за работоспособностью лифтов.

Посмотрим в сторону устройств для управления лифтом других систем безопасности.

ИСМ22 Рубикон.

Типовой проект жилого дома на АСБ Рубикон содержит фрагмент:

Адресный исполнительный модуль ИСМ22 исп. 1 имеет 2 релейных выхода, 2 не-адресных шлейфа, встроенный изолятор и возможность подключения считывателя.

Он стоит 1369р и его применение вполне оправдано для управления лифтом, хотя функционал явно избыточен для этих целей.

Гранд МАГИСТР-УР.

Является компонентом адресной системы Гранд МАГИСТР-125 и стоит 510р.

Но зачем ему внешнее питание 12В?!

Астра-824.

Блок сигнальных реле Астра-824 (БРС) на 8 реле, 100 В, 0.1А стоит 1466р.

Да, это интерфейсное (а не адресное) устройство и требует питания. Привожу его в качестве примера, как аналог «С2000-СП1».

Очень нежные указания к применению:

Подобные устройства есть в составе всех адресных систем.

Режимы работы

Существует три режима. Пожарные нормы для лифтов говорят об этом следующее:

  • Перевозка пассажиров в нормальном повседневном режиме.
  • «Пожарная опасность» – режим установленной последовательности действий управляющей системы, который предписывает его принудительное движение на основной этаж посадки пассажиров, кроме команд непосредственно из кабины и поступающих по пути вызовов с этажей/отметок. По прибытии на посадочный, как правило, первый этаж лифт стоит с открытой дверью (дверями) до прибытия первого пожарного расчета.
  • «Перевозка пожарных подразделений» – алгоритм, обеспечивающий движение лифта, исключительно по командам пожарных из кабины. Это происходит не с помощью сенсорной панели, а только посредством нажимной не фиксируемой кнопки. При этом двери не открываются автоматически по прибытии на выбранную отметку здания, а исключительно по команде из кабины. Открытие происходит небыстро, что дает пожарным возможность оценки ситуации, подачи команды на закрывание дверей в случае непосредственной опасности.

Выводы

Подъемники, предусмотренные для работы во время возгорания, должны удовлетворять требованиям нормативных документов.

Благодаря рассчитанным конструкциям и применяемым стройматериалам пожарные лифты имеют высокую надежность и безопасность.

Установка таких систем позволит ускорить мероприятия по эвакуации людей и имущества, а также тушение огня.

Для штатной работы лифтового механизма в период пожара важно своевременно производить регламентную проверку работоспособности систем. Разрешается ли пользоваться лифтом при пожаре? МЧС и подведомственными ему пожарными службами разработаны правила и нормативы, при которых лифты становятся максимально безопасными даже в критической обстановке

Разрешается ли пользоваться лифтом при пожаре? МЧС и подведомственными ему пожарными службами разработаны правила и нормативы, при которых лифты становятся максимально безопасными даже в критической обстановке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector