Роль международного гуманитарного права

Содержание:

Вариант 2

А1. Совокупность международных норм, составляющих так называемые правила ведения войны

1) уголовное право
2) естественное право
3) Всеобщая декларация прав человека
4) международное гуманитарное право

А2. Кто будет находиться под защитой международного гуманитарного права?

1) военнослужащий воюющей армии
2) офицер штаба
3) ополченец
4) врач военного госпиталя

A3. Верно ли, что?

А. Военнопленные имеют право на уважение их жизни и достоинства.Б. Военнопленный — тот, кто захвачен неприятелем с оружием в руках.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что?

А. Нормы международного права запрещают использование эмблемы Красного Креста для маскировки передвижения войск.Б. Нормы международного гуманитарного права соблюдаются не всегда, но позволяют осудить тех, кто их нарушает.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Какие методы ведения войны запрещены?

1) уничтожение культурных ценностей
2) использование ядовитых газов
3) захват военнопленных
4) грабежи
5) эвакуация гражданского населения из зоны военных действий

Ответы на тест по обществознанию Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов для 9 классаВариант 1
А1-4
А2-1
А3-1
А4-1
В1. 2Вариант 2
А1-4
А2-4
А3-3
А4-3
В1. 124

Принципы для конфликтующих сторон к жертвам войн

  1. Любая сторона, которая воюет, не должна быть причиной нанесения противнику ущерба, который несоизмерим с задачами военных действий, ослаблением или полным уничтожением военной мощи противника.
  2. Запрещено применение неразрешенных типов оружия и технологий ведения войны. Запрещается создание новых типов оружия, которые нарушают принципы или стандарты международных договоренностей, гуманитарного права.
  3. Когда ведутся военные действия, конфликтующие стороны защищают природу и экологию.
  4. Запрещено вероломство, под которым понимается симуляция желания провести переговоры, применение военной формы врага, Красного Креста, обозначений ООН и прочие похожие методики.

Гуманность – основной принцип гуманитарного права, объединяющий его нормативы, составляющие части.

Истоки гуманитарного права

Важным источником считается Женевская конвенция, которая была принята в 1864 году. В ней кодифицированы разрозненные правила, законы войны, которые пошли из давних времен и являются неполными. Они касаются раненых военных. Представленная конвенция устанавливает необходимость оказания помощи людям – своим и со стороны врага. Медицинский персонал, который занимается этим вопросом, является неприкосновенным и выполняет свою роль на нейтральных позициях. Медицинских работников нельзя брать в плен. Для обозначения медиков используется особенный знак – на белом фоне Красный Крест.

Начало гуманитарного права было положено Женевской конвенцией.

МККК — Международный Комитет Красного Креста, созданный в 1880 году на базе Красного Креста Женевы. Задачей организации является оказание гуманитарной помощи государствам, между которыми происходят военизированные конфликты.

Конвенция об обычаях, законах сухопутной войны была принята на I Гаагской конференции мира, которая прошла в 1899 году, после чего подтверждена на II Гаагской конференции мира в 1907 году. Россия была участницей международных конференций, которые прошли в 1868 году в двух городах: Санкт-Петербурге и Гааге. Тогда были достигнуты соглашения относительно ограничения использования методик и средств ведения боевых действий, выделен статус комбатанта, обозначены обязанности, права и статус военных, взятых в плен. На конференциях подтвержден принцип, который был выдвинут в 1874 году Брюссельской декларацией. Обозначено, что «воюющие стороны не могут выбирать любое военное оружие и средства, которые бы могли нанести вред врагу»

Огромное внимание отводится защите граждан

Последующие Женевские конвенции, прошедшие в 1929 году, признали право за всеми мусульманскими государствами применять вместо стандартного Красного Креста Полумесяц красного цвета. Также были уточнены определенные стандарты относительно больных и раненых людей:

  • конвенции обязывают каждую воющую сторону, которая захватила медицинский персонал врага, вернуть его обратно;
  • даже в случае, если кто-то из участников конфликта не брал участие в конвенции, он в любом случае должен соблюдать принятые гуманитарные правила.

Сегодня нормы гуманитарного права, используемого в качестве международного соглашения, воплощаются и отражаются в восьмидесяти международных соглашениях.

Приняты меры международного уровня. Был создан трибунал для наказания за противоправные действия, совершенные в двух недавних конфликтах бывшей Югославии и Руанды. Будь-то индивидуально или через правительства и различные организации, разные страны могут внести важный вклад в соблюдение нормативов международного гуманитарного права.

Что делать с выполнением закона?

Необходимо принять меры, чтобы обеспечить уважение к международному гуманитарному праву. У государств имеется обязанность обучать специальным правилам свои вооруженные силы и широкую общественность. Они должны предотвращать нарушения и наказывать нарушителей, если такие имеются. В частности, на государственном уровне принимаются законы относительно наказаний за самые серьезные нарушения Женевской конвенции и Дополнительных протоколов, в которых рассматриваются военные преступления. Страны должны также принять законы, защищающие логотипы Красного Креста, Кристалла и Полумесяца.

Происхождение международного гуманитарного права

Своими истоками оно уходит в период зарождения первых цивилизаций. Всегда глобальные воины или небольшие вооруженные конфликты подчинялись определенным правилами и обычаям.

Постепенно начали появляться двухсторонние соглашения между странами. Подписывались такие договоры уже после сражений. Затем само государство издавало небольшой список правил, предназначенный для своих вооруженных сил, в котором прописывало правила ведения битв и правильное поведение на поле боя.

Все нормы, прописанные в соглашениях, были ограниченны во времени, т.е. распространялись на одну битву или на конкретную войну, а затем они теряли свою силу. В течение времени эти правила подвергались трансформации в зависимости от эпохи, нравов и места проведения военных конфликтов.

Со временем правила решили упорядочить, систематизировать. Начало кодификации приходится на первую половину девятнадцатого века. Итогом этого стала Женевская Конвенция 1864 года, которую подписали 16 государств. В ней регулировалось положение раненых и больных солдат. Данный международный договор направлен на улучшение их позицию во время ведения военных конфликтов.

Постепенно они дополнялись, основываясь на практическом опыте ведения войны других государств. Эти правовые нормы помогают максимально уменьшить урон от военных действий и соблюдать права людей, не участвующих в сражениях.

Многие государства принимали активное участие в дополнение этих правил, их развитии. Благодаря этому сейчас международное право войны можно назвать универсальным для всех стран.

Воюющие (комбатанты).

Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, принимающие участие в международном вооруженном конфликте (за исключением медицинского и духовного персонала), признаются законно воюющими и на современном языке ПВК называются комбатантами.

Комбатанты вправе применять боевые средства и выводить из строя комбатантов противника, а также любое его движимое и недвижимое имущество, используемое в военных целях. За эти действия они не могут быть привлечены к ответственности. Оказавшись во власти противника по причине ранения, болезни, кораблекрушения или пленения, они получают статус военнопленных и пользуются правовой защитой. Комбатанты обязаны соблюдать нормы ПВК и отличаться от гражданского населения при участии как в боевых действиях, так и в мероприятиях, связанных с подготовкой к бою.

Как правило, военнослужащие регулярных вооруженных сил государства отличают себя ношением военной формы и знаков различия установленного образца. ПВК запрещает использовать флаги, военные эмблемы, воинские знаки различия и форменную одежду противника в ходе боя, для прикрытия военных действий или защиты своих войск. Кроме того, запрещается использовать военную форму и национальную атрибутику нейтральных государств или других государств, не участвующих в конфликте, а также отличительную эмблему ООН без разрешения этой организации.

Военный плен не является ни местью, ни наказанием, а применяется сторонами, находящимися в международном вооруженном конфликте, как вынужденная мера, предпринимаемая для того, чтобы не допустить возвращения военнопленных в боевые порядки своих войск*.

Исторически в России, как и в других государствах мира, добровольная сдача в плен из-за трусости или малодушия расценивалась как поступок, порочащий честь русского воина. В то же время в плену можно оказаться по различным, не зависящим от самого военнослужащего причинам. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ (ст. 20) допускает возможность захвата военнослужащего в плен, если он оказывается в отрыве от своих войск и исчерпывает все средства и способы сопротивления или же находится в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии.

Отличие международного гуманитарного права от стандартов в области прав человека

Международное гуманитарное право является самостоятельной отраслью международного права, принципы и нормы которой регулируют отношения между субъектами международного права (воюющими сторонами) в экстремальных условиях — в период вооруженных конфликтов — с целью ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны, защиты прав лиц, оказавшихся во власти неприятельской державы (стороны). Начало становления международного гуманитарного права было положено принятием в 1864 г. Конвенции о защите раненых и больных во время войны.

Права человека также являются самостоятельной отраслью международного права, представляющей собой совокупность многосторонних международных договоров, содержащих стандарты в области прав человека, которые направлены на урегулирование отношений между государством и его гражданами, а также другими лицами, находящимися под его юрисдикцией и контролем. Исторически принцип уважения прав и свобод человека впервые был закреплен в 1945 г. в Уставе ООН.

В договорных источниках, содержащих нормы МГП, не значится положений, позволяющих их участникам в каких-либо ситуациях отступать от принятых государствами обязательств. Так, например, в Дополнительном протоколе I закреплено, что «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются соблюдать настоящий Протокол и обеспечивать его соблюдение при любых обстоятельствах» (ст. 1).

В отличие от этого в документах, закрепляющих нормы о правах человека, государства-участники могут при определенных обстоятельствах (например, в условиях военного или чрезвычайного положения) устанавливать отдельные ограничения прав и свобод человека, но только лишь в такой степени, в какой этого требует острота сложившегося положения. Однако и в этом случае не допускается умаление или лишение человека его неотъемлемых прав, предусмотренных, например, ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 2-4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (право на жизнь, запрет на пытки, жестокое обращение и наказание, рабство и работорговлю и др.).

Как видим, в отличие от стандартов в области прав человека, которые должны обеспечиваться властями государства в любое время, т.е. в мирное время и в период вооруженных столкновений в отношении всего населения, находящегося на территории этого государства, нормы МГП применяются в период вооруженных конфликтов к лицам противной стороны в пределах территории военных действии воюющих государств (сторон). Однако еще в мирное время государства обязаны распространять знания об МГП в вооруженных силах и других силовых структурах, включать изучение Женевских конвенций и Дополнительных протоколов, а также других международно-правовых документов, относящихся к МГП, в программы военной подготовки и поощрять их изучение гражданским населением (ст. 83 Дополнительного протокола I), избегать размещения военных объектов в густонаселенных районах или вблизи от них и предусматривать все возможные меры для защиты гражданского населения (ст. 58 Дополнительного протокола I), проводить работу по подготовке квалифицированного медицинского персонала (ст. 6, 82 Дополнительного протокола I) и др.

В то же время нормы МГП и стандарты в области прав человека взаимосвязаны, дополняют друг друга и имеют много общего в силу того, что те и другие направлены на защиту прав личности, что дает основание некоторым ученым объединять их в одну отрасль современного международного права — международное гуманитарное право.

Почему стоит сосредоточиться на позитиве?

Недавние психологические исследования эффективности воздействия на поведение, например Морселья и др. «Справочник по поведению человека», показали, что делая акцент на негативных последствиях, поменять отношение человека к чему-то сложно

И наоборот, если обращать его внимание на примеры желательного положительного поведения, можно подтолкнуть его к изменениям

МККК уверен, что если описывать случаи применения МГП в более позитивном ключе, это может улучшить его соблюдение в дальнейшем. Будучи хранителем МГП, МККК имеет возможность наблюдать примеры соблюдения МГП. Хотя такие примеры многочисленны, широкую общественность о них информируют недостаточно.

МГП — это язык, на котором говорят все стороны в конфликте…

Например, в Колумбии МГП сыграло главную роль в смягчении последствий конфликтов и, в конечном счете, в том, чтобы стороны нашли точки соприкосновения и вступили в переговоры. Благодаря этому недавно было подписано соглашение о прекращении огня. Как сказал осенью посол Колумбии в Женеве, «МГП — это язык, на котором говорят все стороны в конфликте, поэтому оно является необходимым средством для открытия канала, который в долгосрочной перспективе дает возможность наладить диалог».

Соблюдение некоторых договоров, запрещающих или ограничивающих применение определенных видов оружия, например Оттавской конвенции, оказалось образцовым. Так, значительно сократилось число жертв противопехотных мин: в середине 90-х ими ежегодно становились 20 000 человек, а сейчас — несколько тысяч.

Такие «Истории успеха» — это уроки, которыми можно поделиться, чтобы лучше реализовать право на практике. Вот почему МККК в настоящий момент осуществляет инициативы по сбору и распространению доказательных аргументов, стремясь вновь подтвердить и усилить положительное влияние МГП в современных вооруженных конфликтах.

Кто находится под защитой норм МГП

Под защиту международного гуманитарного права подпадают следующие категории людей:

  1. Жертвы вооруженных конфликтов (раненые и больные, военнопленные, гражданские, находящиеся в районе боевых действий).
  2. Медицинский персонал (люди, которые ухаживают за ранеными, занимаются хозяйственным обеспечением медицинских пунктов, работают на санитарных транспортных средствах).
  3. Духовные лица (выполняют исключительно религиозные функции).
  4. Парламентеры и люди, входящие в состав их делегаций. Парламентеры — это лица, назначенные командованием для ведения переговоров с противником. В делегацию парламентеров входят переводчик, знаменосец и трубач или барабанщик.
  5. Персонал гражданской обороны (люди, которые оказывают гуманитарную помощь населению и ликвидируют последствия военных действий).
  6. Люди, которые отвечают за защиту и охрану культурных ценностей (специально назначенные люди, которым полагается личное оружие).
  7. Журналисты находятся под защитой международного гуманитарного права и приравниваются к гражданским лицам до тех пор, пока они не совершат действий, несовместимых с этим статусом.

По принципам международного гуманитарного права нападение на данные категории граждан запрещено. 

Общие принципы права и международное обычное право.

Общие принципы права имеют особое значение для права, регулирующего такой сложный феномен, как вооруженный конфликт.

В современной формулировке оговорки Мартенса, содержащейся в Дополнительном протоколе I, подчеркивается, что в случаях, не предусмотренных конкретными положениями международного права, «гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания» (ст. 1.2). Ссылаясь на заявление, сделанное в Деле о канале Корфу, в своем решении 1986 года по Делу о военной и военизированной деятельности в Никарагуа (Никарагуа против США) Международный суд отмечает, что общая статья 3 отражает «элементарные соображения гуманности» (п. 218). Таким образом, оговорку Мартенса можно понимать как общепринятое выражение принципа гуманности, адаптированного к условиям войны.

Принцип пропорциональности (соразмерности) и принцип проведения различия особенно актуальны для регулирования применения силы в вооруженном конфликте. Согласно принципу пропорциональности, сила, используемая для достижения определенной законной цели, должна быть пропорциональна военному значению данной цели. Другими словами, следует воздержаться от нападения, «которое, как можно ожидать, вызовет случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается получить» (ст. 57.2.a.iii Дополнительного протокола I). Часто неизбежные попутные потери среди гражданского населения или ущерб гражданским объектам должны оставаться в разумном соотношении с военным преимуществом, ожидаемом при достижении цели операции. Соответственно, военному командованию всегда приходится соизмерять предполагаемые военные результаты с интересами гражданских лиц, затронутых запланированными военными действиями.

Принцип проведения различия требует, чтобы стороны вооруженного конфликта всегда проводили различие между комбатантами и военными объектами, с одной стороны, и гражданским населением и гражданскими объектами – с другой. Статья 48 Дополнительного протокола I кодифицирует данную норму, а последующие статьи (ст. 49–60) раскрывают ее содержание. Наконец, в статье 52.2 впервые в истории международного гуманитарного права дается определение понятия «военных объектов».

Еще в 1868 году в Санкт-Петербургской декларации получает осуждение использование оружия, которое «без пользы увеличивает страдания людей, выведенных из строя». Статья 35.2 Протокола I дала этому важнейшему принципу международного гуманитарного права новую формулировку, запретив «применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания». Международный суд в своем Консультативном заключении по ядерному оружию от 1996 года отнес данные положения к числу «незыблемых принципов международного обычного права» (п. 79).

Согласно Международному Суду, международное обычное право играет решающую роль в качестве независимого источника правовых норм, применимых в области международного гуманитарного права (Консультативное заключение по ядерному оружию, п. 75). Недавно опубликованное исследование МККК определило нормы, которые, по его мнению, должны рассматриваться как обычное право, то есть нормы, применимые в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера. Хотя исследование не претендует на официальную кодификацию норм международного обычного права, в его перечне подробно отражена сложившаяся практика, подкрепленная opinio juris. Один из его основных выводов заключается в том, что важнейший источник международных норм, регулирующих ведение военных действий, носит обычно-правовой характер. Более того, эти обычные нормы применяются в равной степени и к международным, и к немеждународным вооруженным конфликтам, тем самым заполняя пробелы плохо кодифицированного письменного свода законов, применимых во внутригосударственных вооруженных столкновениях.

Bibliography

Aleshin V.V. Mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo: ponyatie, soderzhanie i osnovnye instituty // URL: http://www.k-press.ru/bh/2002/2/ralyoshin/ralyoshin.asp.

Arcibasov I.N., Egorov S.A. Vooruzhennyj konflikt: pravo, politika, diplomatiya. M., 1989.

Batyr’ V.A. Mezhdunarodno-pravovaya reglamentaciya primeneniya sredstv vedeniya vooruzhennoj bor’by v mezhdunarodnyx vooruzhennyx konfliktax // Gosudarstvo i pravo. 2001. N 10.

Blishhenko I.P. Obychnoe oruzhie i mezhdunarodnoe pravo. M., 1984.

Evans M.D. International Law. Oxford, 2003.

Ferdross A. Mezhdunarodnoe pravo. M., 1959.

Gasser X.-P. Mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo. M., 1995.

Isakovich S.V. Mezhdunarodno-pravovye problemy prav cheloveka v vooruzhennom konflikte // Vestn. Kievskogo un-ta. Ser. Mezhdunarodnye otnosheniya i mezhdunarodnoe pravo. 1976. N 3.

Kalugin V.Yu. Mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo. Minsk, 1999.

Kapustin A.Ya. Mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo. M., 2009.

Kapustin A.Ya., Martynenko E.V. Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo: Ucheb. posobie. M., 1991.

Kartashkin V.A. Prava cheloveka i mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo // Yurist-mezhdunarodnik. 2006. N 2.

Kotlyarov I.I. Mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo. M., 2003.

Lukashuk I.I. Mezhdunarodnoe pravo. Osobennaya chast’. M., 2010.

Mezhdunarodnoe pravo / Otv. red. G.M. Melkov. M., 2009.

Mezhdunarodnoe pravo / Pod red. V.I. Kuznecova, B.R. Tuzmuxamedova. M., 2010.

Mezhdunarodnoe pravo. Osobennaya chast’ / Pod red. R.M. Valeeva, G.I. Kurdyukova. M., 2010.

Mezhdunarodnoe pravo: Ucheb. / Pod red. G.V. Ignatenko, O.I. Tiunova. M., 2007.

Mezhdunarodnoe pravo: Ucheb. dlya bakalavrov / Pod red. A.N. Vylegzhanina. M., 2012.

Mezhdunarodnoe publichnoe pravo: Ucheb. / Pod red. K.A. Bekyasheva. M., 2003.

Opengejm L. Mezhdunarodnoe pravo. M., 1949. T. 2.

Panov V.P. Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo. M., 1997.

Rusinova V.N. Narusheniya mezhdunarodnogo gumanitarnogo prava: individual’naya ugolovnaya otvetstvennost’ i sudebnoe presledovanie: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2005.

Shaw M.N. International Law. Cambridge, 2008.

Smol’nikov O.Yu., Shapochka A.G. Krasnyj krest i mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo v sovremennom mire. M., 1989.

Suxarev A.Ya. Sovremennye vojny: Gumanitarnye problemy. M., 1988.

Teoriya gosudarstva i prava: Ucheb. dlya vuzov / Pod red. Yu.A. Dmitrieva, A.S. Pigolkina. M., 2010.

Vitctum V. i dr. Mezhdunarodnoe pravo. M., 2011.

Шпионы и террористы

Шпионы и террористы охраняются только законами войны, если «власть», которая их удерживает, находится в состоянии войны, и до тех пор, пока они не станут «незаконными комбатантами». В зависимости от обстоятельств они могут подчиняться гражданскому праву или военному трибуналу за свои действия. На практике они часто подвергаются пыткам и казни. Законы войны не одобряют и не осуждают такие акты, выходящие за рамки их действия. Шпионы могут быть наказаны только после суда, если они захвачены после воссоединения своей армии, их следует рассматривать как военнопленных. Подозреваемые в терроризме, захваченные в ходе вооруженного конфликта, без участия в военных действиях, могут быть задержаны только в соответствии с ГК IV и имеют право на регулярное судебное разбирательство. Страны, подписавшие Конвенцию ООН против пыток, обязываются не применять пытки ни по какой причине.

После окончания конфликта лица, совершившие какое-либо нарушение законов войны, и особенно зверства, могут быть привлечены к ответственности за военные преступления в рамках закона.

Гуманитарное право: понятие, источники нормы и основные принципы на News4Auto.ru.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Ограничение методов и средств при ведении военных действий

Нормативно-правовые акты международного права войны запрещают применять оружие массового поражение, т.е. то, которое может причинить вред неопределенному кругу лиц, в том числе и мирному населению. Нельзя применять оружие, которое причиняет комбатанту сильные страдания. Установлен запрет на применение средств, которые способны нанести ущерб окружающей среде.

Таким образом, запрещено использовать:

  • разрывные пули;
  • химическое и биологическое оружие;
  • лазерное ослепляющее оружие
  • противопехотные мины.

Во время ведения боевых действий разрешено применение военных летательных аппаратов. При условии, что авиацию не будут использовать для уничтожения жилых домов, больниц и госпиталей.

Запрещено подвергать обстрелу города и небольшие населенные пункты, которые не имеют возможности защищаться, в них отсутствуют военные базы.

Базовые положения международного гуманитарного права

  1. Лица, участвующие в боевых действиях (вне боя) и те, кто не участвует в военных действиях в условиях вооруженного конфликта (например, нейтральные граждане), должны быть защищены при любых обстоятельствах.
  2. Раненых и больных должно выхаживать и защищать всем сторонам конфликта. Эмблема «Красного Креста» или «Красного Полумесяца» должна уважаться как знак защиты.
  3. Захваченные лица должны быть защищены от актов насилия и репрессий. Они имеют право переписываться со своими семьями и получать помощь.
  4. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
  5. Стороны конфликта не имеют неограниченного выбора методов и средств ведения войны.
  6. Стороны конфликта всегда проводят различие между комбатантами и некомбатантами.
  7. Нападения должны быть направлены исключительно против законных военных целей.

Соотношение МГП со смежными отраслями МП

Ю.А. Дмитриев и А.С. Пиголкин определяют смежные отрасли как родственные, на которые в полной мере распространяются общие правовые принципы <1>. Одним из основных принципов МГП является принцип гуманности: «Общечеловеческие ценности имеют безусловный приоритет в сравнении с любыми частными интересами отдельных групп людей, социальных слоев и стран» <2>. Данный принцип может быть применен и к таким отраслям, как международное право прав человека, право международной безопасности, международное уголовное право и право вооруженных конфликтов (которое рассматривается иногда в качестве самостоятельной отрасли МП).

<1> Теория государства и права: Учеб. для вузов / Под ред. Ю.А. Дмитриева, А.С. Пиголкина. М., 2010. С. 433.<2> Алешин В.В. Международное гуманитарное право: понятие, содержание и основные институты // URL: http://www.k-press.ru/bh/2002/2/ralyoshin/ralyoshin.asp.

Инициативы

МГП в действии

«МГП в действии» — это собрание исследований реальных ситуаций, в которых МГП соблюдалось. В него входят находящиеся в открытом доступе тематические исследования МККК и четырех его научных партнеров (юридического факультета университета Эмори, Лейденского университета, Междисциплинарного центра в Герцлии и Римского университета III ). Проект был запущен недавно и осуществляется до сих пор. Внести свой вклад в его развитие может любой желающий.

Цель этого проекта — продемонстрировать конкретные примеры соблюдения МГП, которые можно в дальнейшем использовать для преподавания, переговоров, в официальных заявлениях и политической деятельности.

Цель этого проекта — продемонстрировать конкретные примеры соблюдения МГП.

Материалы можно отсортировать по стране (с помощью интерактивной карты) или теме (ведение боевых действий; защита лиц и объектов; комбатанты и военнопленные; механизмы имплементации). Для каждого исследования приводится краткое изложение ситуации, подборка официальных документов по МГП из открытых источников и раздел обсуждений, где поднимаются вопросы, заставляющие задуматься.

Важно отметить, что хотя в этих исследованиях приводятся примеры соблюдения МГП, не следует воспринимать их как попытку преуменьшить значение каких бы то ни было нарушений, которые, возможно, были совершены во время обсуждаемых конфликтов. Не следует воспринимать их и как попытку легитимизации одной из сторон

Кроме того, некоторые исследования показывают, как в том или ином конфликте со временем изменилось поведение сторон. По этой причине в данных исследованиях упоминаются предполагаемые нарушения, которые ускорили необходимость проведения таких изменений. Эти исследования приводятся для того, чтобы продемонстрировать, что практика с течением времени может меняться и в одном и том же конфликте могут присутствовать случаи как соблюдения, так и нарушения МГП. И, конечно же, этими примерами случаи соблюдения МГП не исчерпываются, таких примеров можно найти намного больше.

Польза от соблюдения МГП и печальные последствия нарушений

Зачем сторонам в конфликте или другим заинтересованным сторонам соблюдать МГП? Цель второй инициативы МККК — привести практические аргументы в пользу соблюдения права. Мы планируем поразмыслить о том, какие выгоды дает заинтересованным сторонам соблюдение права и каковы последствия — или цена — нарушений.

Многие трагические последствия войны — гуманитарные, социальные, финансовые, психологические и т.д. — часто остаются незамеченными. В какой степени соблюдение МГП может смягчить или даже уменьшить эти последствия в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе? Проект МККК признает, что в современном мире анализ соотношения издержек и выгод может позволить эффективнее договариваться со сторонами в конфликте и другими влиятельными акторами.

…анализ соотношения издержек и выгод может позволить эффективнее договариваться…

Поскольку мы хотим предоставить конкретные доказательства влияния МГП на местах, исследования в рамках проекта начнутся со следующих тем:

  • МГП и миграция. Сокращает или стимулирует миграцию соблюдение МГП ?
  • МГП и миростроительство. Укрепляет ли соблюдение МГП в ходе конфликта основу, на которой можно построить мир?

Помимо сбора эмпирических доказательств, Форум МККК по праву и стратегии также создаст междисциплинарную сеть ученых и практиков, работающих в этой области. Одним из элементов этой работы станет рассылка сообщения в начале 2018 г. с просьбой присылать материалы. Также будут организованы встречи экспертов для обсуждения этих тем.

***

Посетите нашу базу данных и внесите свой вклад в ее работу, отправив рассказ об истории успешного соблюдения МГП по адресу ihl_tools@icrc.org.

***

Оригинал статьи на английском языке можно найти в блоге Humanitarian Law and Policy.

Авторы

Венсан Бернар — главный редактор Международного журнала Красного Креста. Он также является руководителем Форума политики и стратегии, который координирует взаимодействие МККК с экспертами, заинтересованными в преподавании, изучении и обсуждении международного гуманитарного права (МГП). Помимо этого сотрудники Форума руководят деятельностью конференц-центра «Гуманитариум» в Женеве. Венсан Бернар работал в представительствах МККК в Дакаре, Найроби и Иерусалиме, а также совершил много поездок в других регионах, где МККК ведет оперативную деятельность. До начала работы в организации он изучал политологию, право и международные отношения в Женеве, Страсбурге и Лондоне.

Гражданское население и гражданские объекты

Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооружённых конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными протоколами 1977 г.

В соответствии с этими документами запрещается:

• делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями ударов;

• наносить неизбирательные удары (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность неизбирательного удара), а также удары, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;

• использовать голод среди мирного населения как средство войны;

• наносить удары по объектам, имеющим важное значение для жизнеобеспечения мирного населения;

• наносить удары по сооружениям, обладающим значительным энергетическим потенциалом (к таковым относятся плотины, дамбы, АЭС), если высвобождение этой энергии может привести к значительным потерям среди мирного населения (за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооружённым силам и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку);

В то же время, наличие гражданского населения в определённом месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование гражданского населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

К комбатантам относятся:

• личный состав регулярных вооружённых сил и включенные в них полувоенные или вооружённые организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включённые в состав вооружённых сил;

• партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления, если они отвечают 4 требованиям, приведённым выше;

• население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками;

• вооружённые участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права на самоопределение (только для стран-участниц Дополнительного протокола I 1977 г.).

Военные журналисты, интендантский, военно-медицинский состав и военные юристы считаются некомбатантами, несмотря на то, что входят в состав вооружённых сил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector