Химическое оружие

Контроль над химическими вооружениями

Необходимость дополнения запрета на применение химического оружия мерами по контролю над вооружениями и разоружению впервые была признана в ст. 171 Версальского договора. Попытки Лиги Наций в межвоенный период добиться полного запрета химического оружия потерпели неудачу. После Второй мировой войны ФРГ и Австрия отказались от владения химическим оружием на основе Парижского протокола III 1954 г. к Брюссельскому пакту 1948 г. и Австрийского государственного договора 1955 г. соответственно. После Вьетнамской войны в 1977 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, направленная на защиту человечества от методов ведения войны, основанных на пагубном воздействии на окружающую среду.

В свете затянувшихся переговоров по КХО, 1 июня 1990 г. СССР и США подписали двустороннее Соглашение об уничтожении и непроизводстве химического оружия и о мерах по содействию многосторонней Конвенции о запрещении химического оружия. В соответствии с этим Соглашением 50% совокупных запасов химического оружия каждого государства должны быть уничтожены к 31 декабря 1999 г., а к 31 декабря 2002 г. его суммарное количество должно было быть сокращено до 5000 т. Соглашение так и не вступило в силу в связи завершением согласования многосторонней Конвенции.

В 1993 году после 24 лет переговоров была принята Конвенция по химическому оружию. Конвенция запрещает разработку, производство, накопление и применение химического оружия, а также учреждает Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) с штаб-квартирой в Гааге, Нидерланды, которая должна осуществлять контроль за соблюдением положений Конвенции.

Опирающийся на широкую дефиницию химического оружия, основанную на «критерии общей цели» (использование в гражданских и правоохранительных целях не запрещено) и предусматривающее уничтожение химического оружия и объектов по его производству, режим КХО усилен всеобъемлющим механизмом проверки, включая стандартные и специальные процедуры, подробно описанные в Приложении по осуществлению и проверке. Главная цель данного механизма создать у сторон КХО уверенность в том, что выгоды от принятия обязательств ОЗХО перевешивают издержки.

Систематические проверки являются основным средством обеспечения соблюдения положений Конвенции. В их основу положено разделение обязанностей между Техническим секретариатом ОЗХО и сторонами КХО. Государства-участники должны представлять первоначальные и ежегодные объявления (ст. III, VI КХО) в отношении, среди прочего, химического оружия, старого и оставленного химического оружия, а также объектов по производству химического оружия. Технический секретариат имеет право проверять точность заявленной информации с помощью самых разных средств, от постоянного мониторинга при помощи приборов, устанавливаемых на месте, до периодических осмотров (военных и промышленных объектов) инспекционными группами.

Наиболее инновационным элементом Конвенции по химическому оружию является механизм инспекций по запросу. Этот инструмент позволяет каждому государству-участнику, если имеются сомнения в соблюдении Конвенции, просить ОЗХО проинспектировать любое место или объект на территории другого государства-участника, причем последнее не может отказаться допустить такую инспекцию.

Кроме инспекций по запросу, существует возможность проведения расследования предполагаемого применения химического оружия по запросу государства-участника. Расследование может быть инициировано в соответствии либо со ст. IX, либо со ст. X КХО. Первый случай представляет собой ситуацию инспекции по запросу, когда государство-участник запрашивает инспекцию на месте на территории другого государства-участника на основе вызывающей доверие информации, что там было использовано химическое оружие. Во втором случае государство-участник запрашивает помощь и защиту от применения химического оружия против него в соответствии с п. 8 ст. X КХО.

Запрещение химического оружия

Год Имя Эффект
1675 Страсбургское соглашение Первое международное соглашение, ограничивающее применение химического оружия, в данном случае ядовитых пуль.
1874 г. Брюссельская конвенция о праве и обычаях войны Запрещено применение яда или отравленного оружия (Не вступил в силу).
1899 г. 1-я Конференция мира в Гааге Европейские страны согласились воздерживаться от «использования снарядов, целью которых является распространение удушающих или вредных газов».
1907 г. 2-я Конференция мира в Гааге Конференция добавила использование яда или отравленного оружия.
1919 г. Версальский договор Запрещен отравляющий газ в Германии.
1922 г. Договор об использовании подводных лодок и ядовитых газов в войне Не удалось, потому что Франция возражала против статей, касающихся подводной войны.
1925 г. Женевский протокол Запрещено «использование на войне удушающих, ядовитых или других газов и всех аналогичных жидкостей, материалов или устройств» и «бактериологических методов».
1972 г. Конвенция о биологическом и токсинном оружии Механизма проверки нет, переговоры по протоколу, который восполнит этот недостаток, были приостановлены США в 2001 году.
1993 г. Конвенция о химическом оружии Всеобъемлющие запреты на разработку, производство, накопление и использование химического оружия с указанием сроков уничтожения.
1998 г. Римский статут Международного уголовного суда Считает военным преступлением применение химического оружия в международных конфликтах. ( Поправка 2010 г. распространяет запрет на внутренние конфликты.)

Ключевые положения Конвенции

  • Запрещение производства и применения химического оружия
  • Уничтожение (или контролируемое преобразование в другие функции) объектов по производству химического оружия
  • Уничтожение всего химического оружия (включая химическое оружие, оставленное за пределами территории государства-участника)
  • Содействие между государствами-участниками и ОЗХО в случае применения химического оружия
  • Режим инспекции ОЗХО для производства химикатов, которые могут быть преобразованы в химическое оружие
  • Международное сотрудничество в мирном использовании химии в соответствующих областях

Контролируемые вещества

Конвенция различает три класса контролируемых веществ, химикатов, которые могут использоваться либо в качестве оружия, либо в производстве оружия. Классификация основана на количестве вещества, произведенного в коммерческих целях для законных целей. Каждый класс разделен на Часть A, которая представляет собой химические вещества, которые могут использоваться непосредственно в качестве оружия, и Часть B, которые представляют собой химические вещества, используемые при производстве химического оружия. Помимо прекурсоров, конвенция определяет токсичные химические вещества как «любое химическое вещество, которое своим химическим действием на жизненные процессы может вызвать смерть, временную утрату трудоспособности или постоянный вред людям или животным. Это включает все такие химические вещества, независимо от их происхождения или их метода производства, и независимо от того, производятся ли они на объектах, в боеприпасах или где-то еще «.

  • Химикаты Списка 1 имеют мало или вообще не используются вне химического оружия. Они могут производиться или использоваться для исследовательских, медицинских, фармацевтических или химических испытаний в целях защиты оружия, но производство на объектах, производящих более 100 граммов в год, должно быть заявлено в ОЗХО . Страна может иметь не более 1 тонны этих материалов. Примерами являются сернистый иприт и нервно-паралитические агенты , а также вещества, которые используются исключительно в качестве химических веществ-прекурсоров при их производстве. Некоторые из этих химикатов имеют очень мелкое невоенное применение, например, миллиграммы азотистого иприта используются для лечения некоторых видов рака.
  • Химикаты Списка 2 имеют законное маломасштабное применение. Производство должно быть объявлено, и существуют ограничения на экспорт в страны, не подписавшие КХО. Примером является тиодигликоль, который можно использовать в производстве ипритных добавок, но он также используется в качестве растворителя в чернилах .
  • Химические вещества Списка 3 широко используются помимо химического оружия. Заводы, которые производят более 30 тонн в год, должны быть заявлены и могут быть проверены, и существуют ограничения на экспорт в страны, не подписавшие КХО. Примерами этих веществ являются фосген (самое смертоносное химическое оружие, применявшееся во время Первой мировой войны ), который использовался в качестве химического оружия, но который также является прекурсором при производстве многих законных органических соединений (например, фармацевтических агентов и многих распространенных пестицидов ), и триэтаноламин , используемый в производстве азотного иприта, но также широко используемый в туалетных и моющих средствах.

Сторона договора может объявить «единый маломасштабный объект», который производит до 1 тонны химикатов Списка 1 для исследовательских, медицинских, фармацевтических или защитных целей каждый год, а также другой объект может производить 10 кг в год для целей защитных испытаний. Неограниченное количество других предприятий может производить химикаты Списка 1, при условии общего годового лимита 10 кг, для исследовательских, медицинских или фармацевтических целей, но любое предприятие, производящее более 100 граммов, должно быть заявлено.

Договор также касается углеродных соединений, называемых в договоре «дискретными органическими химическими веществами», большинство из которых проявляют прямую токсичность от средней до высокой или могут быть легко преобразованы в соединения с токсичностью, достаточной для практического использования в качестве химического оружия. Это любые соединения углерода, кроме длинноцепочечных полимеров, оксидов, сульфидов и карбонатов металлов, таких как органофосфаты . ОЗХО должна быть проинформирована и может инспектировать любой завод, производящий (или планирующий производить) более 200 тонн в год или 30 тонн, если химикат содержит фосфор, серу или фтор, если только завод не производит исключительно взрывчатые вещества или углеводороды.

См. Также [ править ]

Связанное международное право

  • Австралийская группа стран и Европейская комиссия, которая помогает странам-членам определять экспорт, который необходимо контролировать, чтобы не способствовать распространению химического и биологического оружия.
  • Соглашение между СССР и США 1990 года о контроле над вооружениями
  • Критерий общего назначения , концепция международного права, которая широко регулирует международные соглашения в отношении химического оружия.
  • Женевский протокол , договор, запрещающий первое применение химического и биологического оружия

Международные договоры по другим видам оружия массового уничтожения

  • Конвенция о биологическом оружии (КБО) ( государства-участники )
  • Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) ( государства-участники )
  • Договор о запрещении ядерного оружия (ДПЯО) ( государства-участники )

История [ править ]

КХО дополняет Женевский протокол 1925 года, который запрещает использование, но не разработку или владение химическим и биологическим оружием. КХО также включает обширные меры проверки, такие как инспекции на месте, в отличие от Конвенции о биологическом оружии 1975 года (КБО), в которой отсутствует режим проверки.

После нескольких изменений названия и состава КР в 1984 г. превратилась в Конференцию по разоружению (КР). 3 сентября 1992 г. КР представила Генеральной Ассамблее ООН свой годовой отчет, в котором содержался текст Конвенции о химическом оружии. . Генеральная Ассамблея утвердила конвенцию 30 ноября 1992 года, а затем Генеральный секретарь ООН открыл конвенцию для подписания в Париже 13 января 1993 года. Конвенция оставалась открытой для подписания до ее вступления в силу 29 апреля 1997 года, через 180 дней после подписания. сдача на хранение Венгрией в ООН 65-й ​​ратификационной грамоты.

Виды и типы химического оружия

По продолжительности сохранять способность поражать организм человека отравляющие вещества делятся на два вида:

  • нестойкие или летучие;
  • стойкие.

К первой группе относится синильная кислота и фосген. Они могут наносить поражение только в течение считанных минут после применения. К стойким причисляют отравляющие вещества, эффект действия которых может длиться часами и даже сутками — например, иприт и люизит.

Отравляющие вещества отличаются и по своему тактическому назначению. Эта классификация основана на результатах воздействия ОВ на человека. Боевые газы бывают смертельные (большая часть химического оружия) и временно выводящие живую силу противника из строя. К последним относятся психотропные вещества и ОВ раздражающего действия. В настоящее время раздражающие газы активно используются правоохранительными органами различных стран для разгона демонстраций и прекращения беспорядков.

Однако даже несмертельные газы в больших концентрациях могут привести к летальному исходу.

Основная классификация отравляющих веществ основана на том, какое именно действие газ оказывает на человеческий организм. Это основная характеристика химического оружия. Различают шесть типов ОВ:

  1. Нервно-паралитические газы. Эти вещества наиболее опасны, они поражают нервную систему человека и даже в малых концентрациях приводят к его гибели. К подобным газам относятся зарин, зоман, табун, V-газы. Часть из них действует через кожу, не имеет запаха и цвета. Когда у пострадавшего появляются признаки отравления нервно-паралитическими газами, обычно что-либо предпринимать уже поздно.
  2. Отравляющие вещества кожно-нарывного действия. Поражают кожные покровы и органы дыхания. Для защиты от них противогаза недостаточно, нужен специальный костюм. К подобным газам относятся иприт, люизит.
  3. ОВ общего действия. Попадая в организм человека, воздействуют на эритроциты и нарушают их способность переносить кислород к тканям. К этой группе относится синильная кислота и хлорциан. Отличительной чертой подобных веществ является быстрота их действия. Они вызывают смерть в считанные минуты.
  4. Газы удушающего действия. Поражают органы дыхания, что приводит к мучительной смерти. К этой группе химоружия относятся фосген, дифосген, хлор.
  5. Отравляющие вещества психотропного или психохимического действия. Эти вещества часто применяют не для летального поражения живой силы противника, а для продолжительного выведения ее из строя. Вещества воздействуют на центральную нервную систему и вызывают у человека кратковременные психические нарушения. Результатом их воздействия может быть глухота, слепота, неспособность двигаться, немотивированное чувство тревоги и страха. Обычно они не приводят к смерти.
  6. ОВ раздражающего действия. К ним относятся различные слезоточивые газы, вещества, вызывающие обильный кашель, чихание. Также есть средства, обладающие нестерпимо неприятным запахом. Эти газы не являются летальными, очень быстро действуют, но время их воздействия ограничено. Активно применяются правоохранительными органами.

Еще одной классификацией ОВ является скорость их воздействия на организм человека. Есть быстродействующие ОВ (зарин, табун, синильная кислота) или медленно действующие (то есть, имеющие скрытый период воздействия на организм): иприт, фосген, адамсит.

Обзор самых опасных отравляющих веществ

Химическое оружие, созданное на основе отравляющих веществ (ОВ), активно применялось в период Первой мировой войны. Массовое использование боевых отравляющих веществ (БОВ) официально прекращено с 1997 года, хотя негласно исследования в этой области продолжаются. Данные о новых разработках находятся под контролем спецслужб и редко становятся общедоступными. Среди ОВ, получивших огласку, наиболее опасными признаны препараты из следующего списка:

VX, Ви-Экс, Ви-Икс, V-газ Группа химических соединений с нервно-паралитическими (нейротоксическими) свойствами. Долгое время считалась наиболее токсичной из всех БОВ, изобретённых человеком. Внешне ви-газ напоминает густую, маслянистую, прозрачную жидкость с высокой степенью летучести. Вдыхание газа вызывает смерть уже спустя четверть часа, при контакте яда с кожей его действие замедляется вплоть до нескольких часов. При распространении на окружающей территории сохраняется на протяжении 1–2 недель. Наиболее известный случай применения связан с убийством брата Ким Чен Ына, правителя КНДР, в 2020 году.
Хлор Одно из первых БОВ, применённых во время Первой мировой войны. Представляет собой пульмонотоксичный газ, при попадании в лёгкие вызывает сильный ожог тканей и удушье. При этом он является важным биогенным элементом, обнаружен в составе всех живых организмов на планете. Наиболее известный случай применения – битва при Ипре в 1915 году, начало массового использования химоружия (иприта) в ходе боевых действий.
Зарин Прозрачная жидкость с нервно-паралитическими свойствами, легко растворяющаяся в воде. На территории способен сохраняться до 4-х часов после распространения. При среднесмертельной концентрации приводит к летальному исходу через минуту после вдыхания или контакта с кожей. Зарин был использован в ходе террористической атаки в токийском метро в 1994 году, а также во время боевой операции в Сирии (2013 год).
Зоман Прозрачная жидкость с нервно-паралитическими свойствами, имеет запах яблок или свежескошенного сена. Более токсичный (в 2.5 раза) и более стойкий аналог зарина. Широко известных случаев применения официально не было.
Циклозарин Нервно-паралитическое БОВ, в 4 раза токсичнее зарина. Представляет собой жидкость без цвета со сладковатым запахом, напоминающим аромат персиков. Разрешён к производству, хранению и использованию в исследовательских, но не в военных целях.
Фосген Токсичный удушливый газ со специфическим запахом, напоминающим аромат прелого сена. Относится к категории удушающих БОВ, спустя четверть часа летальная концентрация приводит к отёку лёгких и смерти. Чрезвычайно опасен, но только при контакте с органами дыхания. Фосген широко использовался в ходе проведения боевых операций в начале прошлого века.
Адамсит Жёлтый порошок, получил применение в виде аэрозолей во время Первой мировой войны. Оказывает влияние только на дыхательные пути, приводит к их сильному раздражению и удушью. Высокая концентрация этого вещества приводит к смерти спустя минуту после контакта.
Синильная кислота Крайне летучая ядовитая жидкость с запахом горького миндаля. Вызывает гипоксию тканей внутренних органов, приводит к смерти спустя четверть часа. Применялась в 1916 году на реке Сомме, нацистами в концентрационных лагерях, а также в тюрьмах США при исполнении приговоров смертной казни вплоть до 1999 года.
Новичок Относится к химическому оружию третьего поколения, состоит из относительно безвредных компонентов, или прекурсоров. При их соединении образуются боевые отравляющие вещества с высокой степенью токсичности. По некоторым данным, во время действовавшей в СССР программы Фолиант отравляющее вещество с бинарными свойствами было разработано группой исследователей, однако точные данные о нём относятся к государственной тайне. Новичок получил известность в 1995 году при отравлении российского банкира Ивана Кивелиди (яд был нанесен на телефонную трубку), а в 2020 году фигурировал в деле Скрипалей.
Полоний-210 Чрезвычайно токсичное, канцерогенное и радиотоксичное вещество. В 4 трлн раз токсичнее, чем синильная кислота. Воздействует на печень, почки, селезёнку, костный мозг, а при тактильном контакте приводит к лучевому поражению кожи и всех внутренних органов. В качестве химического оружия не используется, однако получил известность при отравлении подполковника российской госбезопасности Александра Литвиненко в 2006 году.

Последующая интерпретация протокола

В 1966 году резолюция 2162B Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций призвала все государства, без каких-либо возражений, строго соблюдать протокол. В 1969 году резолюция 2603 (XXIV) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций провозгласила, что запрещение использования химического и биологического оружия в международных вооруженных конфликтах, закрепленное в протоколе (хотя и в более общей форме), является общепризнанными нормами международного права. . После этого состоялось обсуждение того, являются ли основные элементы протокола теперь частью обычного международного права , и теперь это широко признано так.

Существуют разные интерпретации относительно того, распространяется ли протокол на использование в боевых действиях раздражающих агентов, таких как адамсит и слезоточивый газ , а также дефолиантов и гербицидов , таких как Agent Orange . Конвенция 1977 года об изменении окружающей среды запрещает военное использование методов воздействия на окружающую среду, имеющих широко распространенные, долговременные или серьезные последствия. Многие государства не считают это полным запретом на использование гербицидов в войне, но это требует рассмотрения в каждом конкретном случае. Конвенция о химическом оружии 1993 г. фактически запретила использование средств борьбы с беспорядками в качестве метода ведения войны, хотя все еще разрешает их использование для борьбы с беспорядками.

В последнее время протокол интерпретируется как охватывающий как внутренние конфликты, так и международные. В 1995 году апелляционная палата Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии заявила, что «в международном сообществе, бесспорно, сложился общий консенсус в отношении принципа, согласно которому использование химического оружия также запрещено во внутренних вооруженных конфликтах». В 2005 году Международный комитет Красного Креста пришел к выводу, что обычное международное право включает запрет на использование химического оружия как во внутренних, так и в международных конфликтах.

C. Проведение Инспекций

Доступ

  1. Инспекционная группа имеет право доступа к любым и всяким районам, которые могли быть затронуты предполагаемым применением химического оружия. Она также имеет право доступа в больницы, лагеря беженцев и другие места, которые, по ее мнению, имеют отношение к эффективному расследованию предполагаемого применения химического оружия. В отношении такого доступа инспекционная группа консультируется с инспектируемым государством-участником.

Отбор проб

Инспекционная группа имеет право отбирать пробы тех видов и в таких количествах, какие она считает необходимыми. Если инспекционная группа считает это необходимым и представляет соответствующий запрос, то инспектируемое государство-участник оказывает помощь в отборе проб под наблюдением инспекторов или помощников инспекторов

Инспектируемое государство-участник также дает разрешение на отбор соответствующих контрольных проб из районов, прилегающих к месту предполагаемого применения, и из иных районов по просьбе инспекционной группы и оказывает ей в этом свое содействие.
К числу проб, имеющих важное значение при расследовании предполагаемого применения, относятся пробы токсичных химикатов, боеприпасов и устройств, остатков боеприпасов и устройств, экологические пробы (пробы воздуха, почвы, растительности, воды, снега и т.д.) и биомедицинские пробы, источником которых являются люди или животные (пробы крови, мочи, кала, тканей и т.д.).
Если отбор дубликатов проб невозможен и анализ проводится в лабораториях за пределами объекта, то любые остающиеся пробы, по соответствующей просьбе, возвращаются инспектируемому государству-участнику после завершения анализа.

Расширение места инспекции

  1. Если в ходе инспекции инспекционная группа сочтет необходимым распространить расследование на соседнее государство-участник, то Генеральный директор уведомляет это государство-участник о необходимости доступа на его территорию и запрашивает и утверждает мероприятия по безопасному приему группы.

Увеличение продолжительности инспекции

  1. Если инспекционная группа считает, что безопасный доступ к конкретному району, имеющему значение для расследования, является невозможным, то запрашивающее государство-участник незамедлительно информируется об этом. При необходимости период инспекции продлевается до тех пор, пока не будет обеспечен безопасный доступ и пока инспекционная группа не завершит свою задачу.

Опросы

  1. Инспекционная группа имеет право опрашивать и обследовать лиц, которые могли пострадать в результате предполагаемого применения химического оружия. Она также имеет право опрашивать очевидцев предполагаемого применения химического оружия, а также медицинский персонал и иных лиц, проводивших лечение лиц, которые могли пострадать в результате предполагаемого применения химического оружия, или вступавших в контакт с такими лицами. Инспекционная группа получает доступ к историям болезни, при наличии таковых, и получает разрешение принимать участие, в соответствующих случаях, во вскрытиях трупов лиц, которые могли пострадать в результате предполагаемого применения химического оружия.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector