Карл булла

биография

Карл Освальд Булла родился в Leobschütz в Пруссии (ныне Głubczyce , Польша ). Точный год его рождения неясен: одни ссылки указывают на 1853 год, а другие — на 1855 год. В 1865 году предприимчивый мальчик сбежал из своей семьи в Санкт-Петербург , Российская Империя . Причины, побудившие мальчика выбрать из всех возможных направлений Россию, неизвестны.

Приехав в Санкт-Петербург, Булла начал работать посыльным в фирме Dupant, которая занималась производством и продажей фототоваров. Вскоре в его обязанности входило ручное изготовление (покрытие и сенсибилизация) негативных пластин из фотостекла. В возрасте двадцати Булла открыл небольшую фабрику по производству «мгновенная сухого брома — желатиновые пластинки». Покупать готовые фотоматериалы было намного удобнее, чем делать их вручную, и вскоре пластинки Буллы стали популярными, их продавали не только в Санкт-Петербурге, но и по всей Российской Империи. В феврале 1876 года Булла потребовал его натурализации и в июле 1876 года стал подданным Российской империи.

В 1875 году Булла открыл свое первое фотоателье на Садовой улице, 61 и вскоре стал модным фотографом. Десять лет он проработал там павильонной портретной фотографией. Затем, в 1886 году, он получил разрешение петербургской полиции, позволяющее фотографировать повсюду. При этом он не отказался от студийной фотографии (фактически открыл еще две студии: на Екатерининском канале и на Невском проспекте ), но больше увлекся фотографией городской жизни.

В конце 19 века технология печати газет позволяла публиковать фотографии. В 1894 году Русское отделение почты и телеграфа также разрешило использование почтовых открыток . Оба мероприятия значительно повысили спрос на фотографии. В 1895 году Булла прекратил производство фототоваров и направил всю свою энергию на фотографию. В своей рекламе он написал: «Старейший фотограф-иллюстратор Карл Булла фотографирует для иллюстрированных журналов что угодно и где угодно, без ограничений от пейзажа или здания, в помещении или на улице днем ​​или ночью при искусственном освещении».

Действительно, он фотографировал все и вся: жизнь царской семьи и собрания антиправительственной интеллигенции , звезд сцены и рабочих, дворцы и общежития для бомжей, даже такую ​​экзотику, как гей-вечеринки. Булла входил в редколлегии многих журналов, в том числе популярной «Нивы». В 1910-е годы годовой доход фирмы «Булла и сыновья» достиг 250 тысяч рублей .

В 1916 году Булла передал управление фирмой «Булла и сыновья» своим сыновьям Александру и Виктору и переехал на остров Осель (ныне Сааремаа , Эстония ). Он жил там тихой жизнью, фотографировал местные этнографические материалы и обучал эстонских мальчиков основам фотографии до своей смерти в 1929 году.

Сыновья

Карл Булла и его сыновья

После ухода Карла Буллы на пенсию его фирмой управляли его сыновья Александр и Виктор. Виктор Булла сам по себе был заметным фоторепортером. Он был автором серии о русско-японской войне и Первой мировой войне . В то время, до изобретения телеобъектива , фотография была очень сложной и опасной миссией.

Позже Виктор Булла фотографировал Октябрьскую революцию и Гражданскую войну в России . Был назначен главным фотографом Ленинградского Совета . Он много фотографировал Владимира Ленина и других большевиков . В 1938 году во время Великой чистки он был арестован по обвинению в шпионаже в Германии и расстрелян.

Трагически закончилась и жизнь Андрея Буллы. Его арестовали в начале 30-х годов и отправили в трудовые лагеря Беломорско-Балтийского канала . Он вернулся через пять лет и вскоре умер.

Признание заслуг

  • 1901 — кавалер Ордена Короны Румынии.
  • 1901 — Орден Льва и Солнца (Персия) 4-й степени.
  • 1902 — болгарская серебряная медаль с короной «За заслуги».
  • 1 мая 1902 — высочайшая благодарность императрицы Александры Фёдоровны за альбом снимков выставки драгоценностей.
  • 29 марта 1902 — благодарность великой княгини Ксении Александровны за труды по фотографированию исторической выставки одежды и костюмов в Таврическом дворце.
  • 27 февраля 1904 — высочайшая благодарность от императрицы Александры Фёдоровны за альбом снимков Саровской пустыни.
  • 28 марта 1904 — высочайшая награда, нагрудный знак, Золотая медаль на Анненской ленте «За усердие».
  • 8 апреля 1904 — подарок от Николая II — золотые часы с цепочкой с изображением государственного герба за альбом псковских манёвров.
  • 1 мая 1904 — высочайшая благодарность от императрицы Александры Фёдоровны за альбом снимков исторической выставки.
  • 28 августа 1904 — подарок от Николая II — серебряный портсигар с изображением государственного герба за альбом «Проводы войск на Дальний Восток».
  • 30 октября 1904 — почётное звание личного фотографа Его Величества короля Италии.
  • 23 февраля 1905 — подарок от князя Михаила Александровича — золотая булавка с короной и вензелем, изображением Его Императорского Высочества.
  • 29 октября 1906 — нагрудный золотой знак — знак I степени попечительства о глухонемых, ведомства императрицы Марии.
  • 22 апреля 1907 — высочайшая награда — шейная Золотая медаль на Станиславской ленте «За усердие».
  • 1909 — кавалер Ордена Короны Италии
  • 1909 — кавалер Ордена Полярной звезды.
  • 1909 — кавалер ордена Академических пальм (Франция)
  • 1910 — нагрудная Золотая медаль Китайской империи.
  • С 1910 года — потомственный почётный гражданин Петербурга
  • 6 мая 1910 — высочайшая награда — потомственное почётное гражданство, за труды по попечительству «о безприютных детях, усердием Ольги Марицовны Михельсон».
  • 25 мая 1910 — Летучего отряда Красного Креста бронзовая медаль «В память 200-летия Полтавской битвы» на Андреевской ленте — за фотографирование 200-летнего юбилея Полтавской битвы в Полтаве.
  • 26 ноября 1910 — всемилостивейшее почётное звание придворного фотографа Его Величества короля Сербии.
  • 1911 — Серебряная звезда I степени Его Величества Эмира Бухарского.
  • январь 1912 — благодарность Николая II за царское групповое фото с офицерами Каспийского полка.
  • 2 февраля 1912 — благодарность императрицы Марии Феодоровны.
  • 20 февраля 1912 — с высочайшего соизволения — почётное звание Поставщика Двора Ея Императорского Высочества великой княгини Марии Павловны.
  • 18 марта 1912 — всемилостивейшее почётное звание придворного фотографа Короля Черногорского Николая I.
  • август 1912 — нагрудная бронзовая медаль «100-летие Бородинского сражения» на Владимирской ленте — за фотографирование столетия Бородинского боя.
Удостоен
  • Ряд благодарностей от высокопоставленных лиц и различных учреждений, а также подарки от министра двора и градоначальников
  • Почётного звания и зачислен специальным фотографом:
    • 18 февраля 1899 — попечительства государыни Марии Феодоровны о глухонемых.
    • 23 марта 1904 — Императорской Публичной библиотеки (по Министерству народного просвещения).
    • с января 1904 — Императорского Пожарного общества с зачислением пожизненным членом общества.
    • с 1904 — Императорского российского аэроклуба.
    • 7 июля 1904 — Управления Санкт-Петербургского градоначальства.
    • 14 декабря 1904 — Главного управления Российского общества Красного Креста.

Историческая справка

Точная дата основания фотоателье в доме на Невском проспекте неизвестна. Историки считают, что это произошло до 1858 года. Музей носит имя своего последнего частного владельца Карла Буллы. После Октябрьской революции фотосалон национализировали, одного из сыновей Карла Буллы отправили в ссылку, второго — расстреляли.

Карл Булла считается основоположником репортажной фотографии, он прославился не только своими пейзажными фотографиями Санкт-Петербурга и портретами известных современников, но и известен как настоящий мастер светописи.

Известно, что до Буллы хозяевами ателье были несколько человек. О первом владельце — Карле Людвиговиче Кулише практически не сохранилось информации, кроме нескольких фотопортретов его работы. Второй владелец — Иван (Джованни) Бианки стал одним из первых городских фотографов, работающих в жанре репортажа.

dualia1

Фотосалон работал непрерывно даже в период блокады в годы Великой Отечественной войны. В начале 2000-х помещение снова вернулось в частные руки. Его новый владелец — Валентин Евгеньевич Эльбек — вернул фотосалону не только исторический облик, но и имя последнего хозяина. А также создал фонд исторической фотографии.

Сегодня фотосалон-музей имени Карла Буллы проводит выставки фотографий, картин, книг, участвует в международных фотоконкурсах. Самый известный из них — «Эпохи зримые черты» — проводится один раз в два года. В нем участвуют фотографы из разных стран, представлены несколько номинаций. Следить за анонсом событий можно на официальном сайте музея Карла Буллы, а также в группе ВКонтакте.

dualia1

Что посмотреть

Фонд исторической фотографии включает действующий фотосалон, музей, галерею и смотровую площадку. Располагается музейный комплекс на 4 этаже (лифт отсутствует). Начинается музей уже с вестибюля. Его стены украшены работами Карла Буллы, есть даже автопортрет мастера.

В зале музея воссоздан старинный интерьер, здесь можно увидеть оригиналы и репродукции фоторабот начала ХХ века. Кроме фотоснимков, в музее выставлена образцы старинных фотоаппаратов, в том числе, принадлежавших самому Карлу Булле. В исторической фотомастерской со стеклянной крышей, высажено множество цветов, это место больше похоже на оранжерею.

Музейный зал совмещает историческую экспозицию с выставочной галереей, где проходят выставки. Из нее можно пройти к самой увлекательной локации — смотровой площадке фотомузея Карла Буллы. Она представляет собой небольшую террасу, с которой открывается шикарная панорама на Невский проспект. Часто на смотровую площадку приходят фотографы, работы некоторых из них можно увидеть в музее.

Также в музее есть две пятиметровых панорамы Невского проспекта (сняты они со шпиля Адмиралтейства, первая в 1861 году, а вторая (с того же ракурса) — в 1998-м). Хотя общий облик города сохранился, при рассмотрении панорам можно проследить, как изменялись набережные Санкт-Петербурга и какие здания были снесены.

dualia1

Фотосалон при музейном комплексе оказывает услуги по фотосъемке, печати и реставрации фотографий. Фонд исторической фотографии также занимается издательской деятельностью. Описание книг можно посмотреть на сайте учреждения. В настоящее время сайт фонда находится в разработке, к просмотру доступны лишь несколько страниц. Основную информацию можно узнать по телефонам +7 (812) 314-33-01, +7 (812) 571-08-38, +7 (812) 312-20-83.

dualia1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector