Что такое рсчс? рсчс: задачи, уровни, режимы функционирования
Содержание:
- Силы и средства РСЧС
- 2.2. Силы и средства системы РСЧС
- Катастрофы технологического и искусственного характера
- Цели и задачи РСЧС
- Мероприятия, направленные на ликвидацию ЧС
- Органы управления РСЧС
- Эшелонирование сил и средств РСЧС
- Задачи и функции РСЧС
- Силы и средства РСЧС
- Режимы функционирования РСЧС
- Цели РСЧС
- Классификация задействованных сил
- Основные направления деятельности РСЧС
Силы и средства РСЧС
Для предотвращения и устранения различного рода катаклизмов сформированы контролирующие службы и аварийно-спасательные подразделения. В состав сил и средств РСЧС входят:
- Контролирующие и надзорные службы РСЧС. Осуществляют постоянный мониторинг потенциально опасных объектов (создающих угрозу жизнедеятельности человека) и окружающей среды обитания. Кроме того, они контролируют эпидемиологические, гидрологические, геофизические и другие службы.
- Силы оперативного реагирования. В состав входят аварийно-спасательные, пожарные, ремонтные подразделения, используемые в экстремальных ситуациях. К ним также относятся отдельные военизированные формирования, санитарно-эпидемиологическая служба и другие подразделения.
Главным средством связи и координации действий служит автоматизированная информационно-управляющая система. Этот комплекс обеспечивает обмен данными и анализирует сведения из разных источников. Спасательные подразделения оснащаются современным оборудованием: телевизионными и акустическими устройствами для поиска потерпевших, радиолокационными приборами, пневматическим, гидравлическим и другим инструментом.
Для устранения последствий и материальной помощи пострадавшим используется Резервный фонд РФ.
Статью прислал: R600
0 46
ФГБУ ВНИИПО МЧС России
Опубликовано: 7 ноября, 2017
История
ФГБУ ВНИИПО МЧС России
Опубликовано: 7 ноября, 2017
- Международная ассоциация спасательных и противопожарных служб (CTIF)
- Пожар в Монбланском тоннеле. Тушение пожаров в туннелях.
- Авария на ЧАЭС. Пожарные Чернобыля. Ликвидаторы ЧАЭС.
2.2. Силы и средства системы РСЧС
Силы и средства РСЧС представлены специально подготовленными силами и средствами:
- Федеральных органов исполнительной власти:
- МЧС России;
- МВД России;
- Минобороны России;
- Спецстрой России;
- Минздравсоцразвития России;
- Минобрнауки России;
- Минприроды России;
- Минпромторга России;
- Минтранса России;
- Минкомсвязи России;
- Минсельхоза России;
- Минэкономразвития России;
- Минрегиона России;
- Минэнерго России.
- Госкорпорации «Росатом»;
- Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Органов местного самоуправления.
- Организаций и общественных объединений.
Все вышеперечисленные силы и средства РСЧС в зависимости от своего функционального предназначения подразделяются на:
- Силы и средства наблюдения и контроля.
- Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств наблюдения и контроля
Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. Благодаря деятельности этих сил предупреждается значительная часть чрезвычайных ситуаций, прогнозируется их возможное возникновение, оповещаются об угрозе органы управления и население. К ним относятся:
- Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
- Формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Геофизическая служба Российской академии наук;
- Оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Состав сил и средств ликвидации ЧС
Силы и средства ликвидации ЧС применяются в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или военного характера. Их основными задачами являются защита населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды от опасных факторов ЧС, локализация ЧС и ликвидация их последствий. К ним относятся:
- Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
- Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Формирования гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
- Специально подготовленные силы и средства Войск гражданской обороны Российской Федерации, Министерства обороны РФ (соединения и части РХБ-защиты, части и подразделения инженерных войск), других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
- Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения Российской Федерации;
- Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Катастрофы технологического и искусственного характера
Эта группа включает в себя не так уж много пунктов, но по силе ничуть не уступает первой группе:
- Происходящие на транспорте (речном, морском, ж/дорожном, космическом или авиа-).
- Связанные с производством. Катастрофы химического, термического, радиационного или механического характера.
Катастрофы, связанные с химическими авариями, приводят к серьезным отравлениям химпродуктами. Термические факторы вызывают ожоги или обморожения различной степени тяжести. Радиационные грозят лучевой болезнью, поражениями внутренних органов и лучевыми ожогами кожи. Механическое воздействие страшно травмами и ранениями. От быстрой и слаженной работы медиков зависят жизни многих людей.
Цели и задачи РСЧС
Главные цели РСЧС можно сформулировать, исходя из названия данной организационной структуры:
- предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
- уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
- быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.
Для выполнение этих целей руководящим органам необходимо решать следующие задачи РСЧС:
- Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
- Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
- Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
- Координация работы контролирующих органов РСЧС.
- Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
- Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
- Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
- Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
- Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
- Развитие сотрудничества на международном уровне.
Мероприятия, направленные на ликвидацию ЧС
Ликвидационные действия, осуществляемые РСЧС (что означает аббревиатура, теперь не является для вас секретом), включают в себя следующие мероприятия:
- Немедленную локализацию территории, на которой возникла ЧС.
- Осуществление мер по прекращению воздействия факторов поражающего действия.
- Введение контроля с целью ограничения доступа на территорию ЧС.
- Проведение экстренных аварийно-спасательных действий, направленных на спасение людей и оказание им неотложной медицинской помощи.
- Уменьшение вреда, наносимого в результате ЧС.
- Организация мер по снижению размера материальных потерь.
Органы управления РСЧС
Все управляющие органы РСЧС подразделяются на постоянные, координирующие и органы РСЧС повседневного управления.
Постоянно действующие органы РСЧС
Центры и отделения, функционирующие на постоянной основе, предназначены для прямого контроля за исполнением запланированных мероприятий.Такими центрами являются: МЧС центрального подчинения, ГУ МЧС в федеральных субъектах, региональные и муниципальные отделения МЧС.
Координирующие органы РСЧС
Для координации всех звеньев РСЧС формируются комиссии. Состав и полномочия КЧС утверждается федеральным или региональным органом, а также органом местного самоуправления. Главной задачей КЧС является обеспечение взаимодействия и скоординированной работы всех подразделений.
Органы РСЧС повседневного управления
Пункты управления РСЧС осуществляют круглосуточный мониторинг обстановки на подконтрольной территории. Высшей инстанцией является Центральный командный пункт. В субъектах, муниципальных образованиях действуют центры и отделения, которые имеют дежурные и диспетчерские службы. На объектах действуют диспетчерские отделы.
Это интересно: Категория пожарной опасности объекта
Эшелонирование сил и средств РСЧС
Силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются по эшелонам. Всего их три.
В первом эшелоне принимают участие:
- ведомственные аварийно- спасательные формирования (газо- и горноспасатели);
- противопожарные подразделения; подразделения медицинской скорой помощи;
- подразделения постоянной готовности спасательных воинских формирований и дежурные подразделения поисково- спасательной службы МЧС России.
Срок их прибытия в район бедствия – не более 30 минут.
Основные задачи сил и средств: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание медицинской помощи пострадавшим.
Если силы и средства первого эшелона не способны справиться с ликвидацией чрезвычайной ситуации, то привлекаются силы и средства второго эшелона. К ним относятся:
- подразделения спасательных воинских формирований и поисково-спасательной службы МЧС России;
- ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности;
- специализированные подразделения экстренной медицинской помощи.
Срок их прибытия – не более трех часов.
Основные задачи: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, локализация радиоактивных загрязнений, химических и биологических заражений, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.
Если силы и средства второго эшелона не способны справиться с ликвидацией чрезвычайной ситуации, то в третьем эшелоне принимают участие:
спасательные воинские формирования и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
- ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
- соединения и воинские части Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;
- специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др.
Срок их прибытия – от трех часов до нескольких суток.
Основные задачи: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям своими силами не может справиться с локализацией и ликвидацией чрезвычайной ситуации, то она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Задачи и функции РСЧС
Такая система необходима для выполнения трех наиболее важных функций:
-
профилактика и устранение возможности наступления крушений, стихийных бедствий и других патогенных ситуаций;
-
значительное снижение количества вреда, принесенного ЧС;
-
предотвращение самих происшествий и их результатов.
В соответствии с задачами РСЧС необходима для:
-
создания и предварения в жизнь нормативно-правовых актов, содержание которых связанно с защитными действиями от ЧС;
-
воплощения специализированных программ по профилактике и уничтожению ЧС;
-
обеспечения режима и готовности органов, специально созданных для исполнения всех необходимых действий при ЧС;
-
предварительной работы с различными категориями населения страны по подготовке к действиям в ЧС (проведение специальных учений, тренингов, квестов и других мероприятий);
-
расчета ущерба, нанесенного ЧС;
-
организации резерва необходимых ресурсов — как финансовых, так и материальных, необходимых для сведения на нет самой ситуации и ее последствий;
-
проведения акций и других мероприятий для сбора денег и другой необходимой помощи людям, понесшим утраты или получившим ранения при ЧС (организуются места сбора пострадавших, обеспечивается горячее питание, первая медпомощь и т. д.);
-
международного сотрудничества (осуществляется при масштабных катастрофах, поражающих большую часть площади страны, в этих случаях гуманитарная помощь может оказываться при помощи поддержки других стран).
Силы и средства РСЧС
Силы и средства РСЧС состоят из сил и средств наблюдения и контроля, сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень этих сил и средств утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации.
Силы и средства наблюдения и контроля призваны осуществлять наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарно-эпидемиологической обстановкой, качеством пищевого сырья и продуктов питания на подведомственных объектах и территориях. Эти силы и средства имеют различную ведомственную принадлежность и входят в состав Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Федерального агентства но гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и других ведомств.
Наиболее мобильными, хорошо подготовленными и оснащёнными силами ликвидации чрезвычайных ситуаций в настоящее время являются:
• спасательные центры и воинские части гражданской обороны, поисково-спасательные службы и отряды МЧС России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• региональные специализированные отряды и территориальные специализированные части, а также разветвлённая сеть пожарных частей общего назначения Государственной противопожарной службы МЧС России;
• формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
• подразделения Государственной лесной охраны, военизированные горноспасательные части, отряды угольной и горнорудной промышленности, спасательные подразделения Государственной инспекции по маломерным судам и некоторые другие.
Наличие этих сил позволяет в короткие сроки после возникновения чрезвычайной ситуации привлечь к её ликвидации соответствующие формирования.
Особое место среди сил и средств РСЧС занимают силы постоянной готовности МЧС России. В состав этих сил входят:• Национальный центр управления в кризисных ситуациях (орган повседневного оперативного управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций);
• Центральный аэромобнльный спасательный отряд;
• поисково-спасательные службы;
• Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер»;
• мобильные сводные отряды соединений и воинских частей войск гражданской обороны Российской Федерации; отдельные вертолётные отряды и отдельные смешанные авиационные эскадрильи;
• региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров Государственной противопожарной службы.
Национальный центр управления в кризисных ситуациях является основным органом управления силами, средствами и ресурсами РСЧС в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций.
Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России (Центроспас) — специальное поисково-спасательное формирование, предназначенное для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации. С 1992 г. отряд участвовал в сотнях крупнейших спасательных и гуманитарных акций. В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство, поэтому спасатели и специалисты готовы вылететь в район бедствия через 30 мин после оповещения, а персонал аэромобильного госпиталя через 50 мин после прибытия начинает оказывать помощь потерпевшим.
Многие спасатели отряда за мужество и высокопрофессиональные действия награждены орденами и медалями Российской Федерации. Двоим из них — Андрею Рожкову (посмертно) и Владимиру Легошину присвоено высокое звание «Герой Российской Федерации».
Поисково-спасательные службы представляют собой совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединённых в единую систему, основу которой составляют поисково-спасательные формирования.
Следующая страница Основными задачами сил и средств РСЧС
Режимы функционирования РСЧС
Режим функционирования РСЧС зависит от обстановки, связанной с чрезвычайными ситуациями.
Следовательно, существует 3 возможных режима:
- ЧС нет;
- ЧС возможна;
- возникновение ЧС.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Теперь о каждом из режимов немного подробней.
- Режим повседневной деятельности (в отсутствии ЧС). Проводимые мероприятия:
- мониторинг окружающей среды;
- прогнозирование вероятности ЧС;
- разработка и реализация программ по предупреждению ЧС;
- подготовка к возможным ЧС (техническое оснащение и обучение соответствующих подразделений, информирование населения);
- резервирование материальных ресурсов на случай наступления ЧС;
- подготовка возможностей для эвакуации населения и материальных ценностей в случае ЧС;
- ведение статистической отчетности и анализ уже произошедших ЧС.
- Режим деятельности в состоянии готовности к возможной ЧС. Мероприятия:
- усиление мониторинга окружающей среды и уточнение прогнозов относительно возникновения ЧС;
- усиление готовности органов управления и органов быстрого реагирования к возникновению ЧС;
- информирование населения о возможной ЧС посредством всех возможных средств связи (объявление по радио и телевидению, смс-оповещение и т.д.);
- принятие мер по снижению возможного ущерба от потенциальной ЧС;
- уточнение планов действий (планов развертывания сил быстрого реагирования, эвакуации населения и т.д.);
- эвакуация людей и мат.ценностей при необходимости.
- Режим деятельности при возникновении ЧС. Проводимые мероприятия:
- непрерывный контроль за обстановкой;
- оповещение населения и органов управления РСЧС о чрезвычайной ситуации;
- выполнение действий по защите людей и территорий от ЧС;
- выполнение работ по ликвидации последствий ЧС;
- информирование вышестоящих уровней РСЧС;
- восстановление или организация системы жизнеобеспечения населения.
Цели РСЧС
Основные цели организации определены уже самим ее названием:
- Объединить усилия всех органов власти (независимо от уровня), имеются в виду силы и средства, находящиеся у них в арсенале, для осуществления предупреждения ЧС в мирное время; а в случае если чрезвычайная ситуация все-таки происходит, — для защиты населения и территорий.
- Информировать граждан о своей деятельности и о том, что такое РСЧС.
- Осуществлять общее управление силами и средствами, находящимися в ведении исполнительных органов.
- Подготовить население страны к действиям и мероприятиям в случае развития ЧС техногенного, природного или другого характера.
Классификация задействованных сил
Все задействованные силы подразделяют на следующие:
- Формирования штатные. Они включают в себя не только аварийно-спасательные службы и формирования, но и МЧС. Постоянно работают и в случае чего моментально реагируют. Могут в течение трех суток автономно находиться в зоне ЧС, так как полностью укомплектованы всем необходимым для этого.
- Нештатные подразделения. Они созданы на основе медицинских, ремонтных, химических или строительных служб.
- Общественные объединения и организации (например, добровольные дружины по охране общественного порядка). Имеют необходимую подготовку, которую подтверждают в аттестационном порядке. Работают исключительно под руководством определенных органов управления по делам ГОЧС.
На заметку! В случае необходимости (для полной ликвидации последствий ЧС) к работам могут быть привлечены средства и силы не только Вооруженных Сил Российской Федерации, но и ОВД (органов внутренних дел) в соответствии с указом президента РФ.
Основные направления деятельности РСЧС
Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:
- Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
- Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
- Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
- Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
- Материально-техническое снабжение структурных подразделений.
Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для подразделений разных уровней РСЧС. Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (В прошлом эти вопросы решались самостоятельно каждым подразделением).