Постановка продукции на производство. стандарт предприятия

Головной образец по ГОСТ Р 15.301-2016

Головной образец по ГОСТ Р 15.301-2016

Изделие, изготовленное по вновь разработанной документации, выступающее одновременно в роли первых образцов несерийной и мелкосерийной продукции, реализуемой заказчику на особых условиях поставки. Примечания:

  1. К несерийной продукции относятся отдельные экземпляры изделий или партия, материалы и вещества ограниченного объема, изготовляемые по мере возникновения потребности (эпизодически).
  2. Мелкосерийная продукция — это продукция, выпускаемая небольшими партиями под потребности конкретного заказчика (потребителя).
  • Головной
  • Образец

5 Разработка технического задания на ОКР

5.1 Основанием для
выполнения ОКР является ТЗ, утвержденное заказчиком, и договор (контракт) с
ним. В качестве ТЗ может быть использован иной документ, содержащий необходимые
и достаточные требования для разработки продукции и взаимопризнаваемый
заказчиком и разработчиком.

Требования по анализу
договора (контракта) приведены в 4.3 ГОСТ Р ИСО
9001.

В случае инициативной
разработки продукции основанием для выполнения ОКР является утвержденное
руководством предприятия-разработчика ТЗ (или заменяющий его документ),
базирующееся на результатах исследования рынка продукции, а также патентных
исследований по ГОСТ
Р 15.011.

При разработке ТЗ
разработчик учитывает информацию об аналогичной продукции, содержащуюся в базах
данных (общероссийской и региональных), созданных в Госстандарте России на
основе каталожных листов продукции.

5.2 В
ТЗ рекомендуется указывать технико-экономические требования к продукции,
определяющие ее потребительские свойства и эффективность применения, перечень
документов, требующих совместное рассмотрение, порядок сдачи и приемки
результатов разработки.

В ТЗ предусматривают
реализацию всех обязательных требований, распространяющихся на данную
продукцию.

В ТЗ указывают
предусмотренную законодательством форму подтверждения соответствия продукции
обязательным требованиям.

В ТЗ рекомендуется
предусматривать учет интересов всех возможных потребителей.

Конкретное содержание ТЗ
определяют заказчик и разработчик, а при инициативной разработке — разработчик.

Не допускается включать в ТЗ
требования, которые противоречат законам Российской Федерации и обязательным
требованиям.

5.3 В ТЗ рекомендуется
предусматривать следующие положения:

— прогноз развития
требований на данную продукцию на предполагаемый период ее выпуска;

— рекомендуемые этапы
модернизации продукции с учетом прогноза развития требований;

— соответствие требованиям
стран предполагаемого экспорта с учетом прогноза развития этих требований;

— характеристики
ремонтопригодности;

— возможность замены
запасных частей без применения промышленной технологии;

— доступность и безопасность
эффективного использования продукции инвалидами и гражданами пожилого возраста
(для соответствующей продукции, предусмотренной законодательством Российской
Федерации).

5.4 ТЗ разрабатывают и
утверждают в порядке, установленном заказчиком и разработчиком. К разработке ТЗ
могут привлекаться другие заинтересованные организации (предприятия):
изготовитель, торговая (посредническая) организация, страховая организация,
организация-проектировщик, монтажная организация и др.

5.5 Для подтверждения
отдельных требований к продукции, в том числе требований безопасности, охраны
здоровья и окружающей среды, а также оценки технического уровня продукции, ТЗ
может быть направлено разработчиком или заказчиком на экспертизу (заключение) в
сторонние организации. Решение по полученным заключениям принимают разработчик
и заказчик до утверждения ТЗ.

5.6 На любом этапе
разработки продукции при согласии заказчика и разработчика в ТЗ или документ,
его заменяющий, могут быть внесены изменения и дополнения, не нарушающие
условия выполнения обязательных требований.

Журналы и бланки

БухгалтерияОхрана труда и техника безопасностиМЧСКадровая работа: Журналы, бланки, формыЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФ, РосгвардииКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоПромышленностьГостиницы, общежития, хостелыСвязьЖурналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЛифтыКомплекты документов и журналовНефтебазыБассейныГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМЖКХЭксплуатация зданий и сооруженийЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы для образовательных учрежденийЖурналы и бланки для армии, вооруженных силБанкиГеодезия, геологияГрузоподъемные механизмыДокументы, относящиеся к нескольким отраслямНефтепромысел, нефтепроводыДелопроизводствоЖурналы для медицинских учрежденийАЗС и АЗГСЭлектроустановкиТепловые энергоустановки, котельныеЭнергетикаШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияТуризмДрагметаллыУчреждения культуры, библиотеки, музеиПсихологияПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиРаботы с повышенной опасностьюПожарная безопасностьОбложки для журналов и удостоверенийАптекиТранспортРегулирование алкогольного рынкаАвтодороги, дорожное хозяйствоСамокопирующиеся бланкиСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоМетрологияКанатные дороги, фуникулерыКладбищаЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетовАрхивыАттракционы

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

3 Определения

3.1 В настоящем стандарте
использованы термины с соответствующими определениями по , а также
приведенные ниже:

3.1.1
народно-хозяйственная продукция:
Продукция, разрабатываемая и изготовляемая
для удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и экспорта.

3.1.2 продукция
производственно-технического назначения:
Продукция, предназначенная для
использования в качестве средств промышленного и сельскохозяйственного
производства.

3.1.3 обязательные
требования:
Требования, устанавливаемые государственными стандартами и
другими нормативными документами на основе законодательства Российской
Федерации для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей
среды, жизни, здоровья и имущества, технической и информационной совместимости,
взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и единства маркировки,
а также иные обязательные требования, установленные законодательством
Российской Федерации.

3.1.4 конкурсная основа:
Принцип распределения заказов на разработку (производство) продукции,
заключающийся в использовании состязательного отбора по результатам торгов
(конкурсов).

3.1.5 модель организации
работ:
По ГОСТ
Р 15.000.

3.1.6 модуль организации
работ:
По ГОСТ
Р 15.000.

3.1.7 органы
государственного надзора:
Органы федеральной исполнительной власти,
осуществляющие надзор за выполнением обязательных требований.

Общие положения [из разд. 4 ГОСТ Р 15.301-2016]

Общие положения

Настоящий стандарт рассматривает следующие стадии и виды работ жизненного цикла продукции, установленные ГОСТ Р 15.000:

  • стадию «Разработка», вид работ «ОКР по разработке продукции»;
  • стадию «Производство», вид работ «Постановка на производство».

Отдельные виды работ по разработке и постановке продукции на производство, характеризующиеся целевой направленностью, организационной законченностью, определенным последовательным порядком выполнения и планирования, наличием определенных исполнителей, объединяют в модули организации работ

В зависимости от наличия целевых программ развития продукции, наличия или отсутствия заказчика, характера взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности разработку и постановку продукции на производство осуществляют по следующим моделям организации работ:

  • модель 1 — создание продукции по государственному и муниципальному заказам, а также другим заказам, финансируемым из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее — по госзаказу);
  • модель 2 — создание продукции по заказу конкретного потребителя;
  • модель 3 — инициативная разработка продукции без конкретного заказчика при коммерческом риске разработчика и изготовителя.

Модель организации работ выбирают, исходя из статуса заказчика, источника финансирования и условий рынка сбыта

При создании продукции по госзаказу заключают договор (контракт) на выполняемые работы, оформленный в установленном порядке, и разрабатывают ТЗ или заменяющий его документ (далее — ТЗ) на выполняемые работы. В качестве заменяющего документа может быть использован документ, содержащий необходимые и достаточные требования для разработки продукции и взаимо-признаваемый заказчиком и разработчиком.

Общие принципы и требования по контрактам для государственных нужд и регулирование контрактной системы в сфере государственных и муниципальных нужд — по Федеральным законам

На основе исходных требований заказчика (при его наличии) разработчик продукции проводит необходимые опытно-конструкторские и технологические работы, обращая особое внимание на обеспечение следующих требований:

  • безопасности, охраны здоровья и окружающей среды, в том числе и в процессе эксплуатации продукции;
  • ресурсосбережения;
  • установления для условий использования продукции значений показателей, определяющих ее технический уровень;
  • устойчивости к внешним воздействиям;
  • взаимозаменяемости и совместимости составных частей и продукции в целом;
  • при необходимости утилизации и (или) уничтожения и захоронения продукции, отходов от нее и удаления опасных отходов.

Решение о разработке продукции в инициативном порядке принимают с учетом условий маркетинга

Стадия «Разработка» и стадия «Производство» в общем случае предусматривают:

  • разработку ТЗ на ОКР;
  • проведение ОКР, включающей разработку КД и ТД, изготовление опытных образцов, испытания опытных образцов, приемку результатов ОКР;
  • доработку рабочей КД опытного образца;
  • постановку на производство, включающую подготовку производства, освоение производства (изготовление установочной серии, квалификационные испытания).

Этапы конкретной ОКР (составной части ОКР), а также порядок их приемки должны быть определены в ТЗ на ОКР (составную часть ОКР) и договоре (контракте) на ее выполнение

На всех этапах ОКР (составной части ОКР) и при постановке продукции на производство исполнители обеспечивают выполнение обязательных требований стандартов и ТР.

Достигнутые показатели, соответствие их требованиям ТЗ на ОКР (составную часть ОКР) оценивают при приемке этапов и отражают в протоколах (актах) испытаний опытных образцов продукции и актах приемки этапов ОКР и ОКР в целом

Взаимоотношения разработчика (изготовителя) с органами государственного надзора (контроля) осуществляются в соответствии с действующим законодательством

В органы государственного надзора (контроля) в соответствии с их правилами представляют документы подтверждения соответствия обязательным требованиям стандартов и ТР.

Состав документов устанавливает соответствующий орган государственного надзора (контроля)

Продукты интеллектуального труда, полученные в процессе создания и постановки продукции на производство и являющиеся объектами защиты интеллектуальной собственности, используют в порядке, установленном в Федеральном законе

  • Общий
  • Положение
  • Стандарты
  • Группы
  • 3 Производство (постановка на производство, единичное повторяющееся, серийное, массовое производство) СРПП

7 Приемка результатов разработки продукции

7.1 Результаты разработки
продукции оценивает приемочная комиссия, в состав которой входят представители:
заказчика, разработчика и изготовителя. В работе комиссии могут участвовать
эксперты сторонних организаций, а по продукции, на которую установлены
обязательные требования, — органы государственного надзора (или представлено
заключение этих органов).

При наличии заказчика
назначают председателем комиссии его представителя. Состав комиссии формирует и
утверждает заказчик или, при согласии заказчика, разработчик.

7.2
Приемочная комиссия проводит приемочные испытания опытных образцов (опытных
партий) продукции в соответствии с 6.5.

По требованию заказчика или
в соответствии с правилами оценки соответствия обязательным требованиям
проведение испытаний может быть поручено специализированной испытательной
организации (испытательному центру) или изготовителю, если это оговорено в ТЗ
на выполнение ОКР (договоре, контракте).

В проведении приемочных
испытаний, независимо от места их проведения, вправе принять участие
изготовитель и органы государственного надзора, которые должны быть
информированы о предстоящих испытаниях за один месяц до их начала.

Все органы государственного
надзора, определенные действующим законодательством для данной продукции, либо
участвуют в приемочных испытаниях, либо дают заключения по результатам
испытаний.

При отсутствии представителя
органа государственного надзора или его заключения считают, что орган
государственного надзора согласен на приемку разработки или не заинтересован в
ней.

7.3 Разработчик представляет
приемочной комиссии ТЗ на выполнение ОКР, проект технических условий (ТУ) или
стандарта технических условий (если их разработка предусмотрена),
конструкторские и (или) технологические документы, требующие совместное
рассмотрение, отчет о патентных исследованиях, другие технические документы и
материалы, требуемые по законодательству, подтверждающие соответствие
разработанной продукции ТЗ и договору (контракту) и удостоверяющие ее
технический уровень и конкурентоспособность. Приемочной комиссии, как правило,
представляют также опытные образцы продукции, а если их изготовление не было
предусмотрено — головной образец или единичную продукцию, созданную в рамках
выполнения ОКР.

7.4 По результатам
проведения приемочных испытаний и рассмотрения представленных материалов комиссия
составляет акт, в котором указывает:

1) соответствие образцов
разработанной (изготовленной) продукции заданным в ТЗ требованиям, допустимость
ее производства (сдачи потребителю);

2) результаты оценки
технического уровня и конкурентоспособности продукции, в том числе в
патентно-правовом аспекте;

3) результаты оценки
разработанной технической документации (включая проект ТУ);

4) рекомендации о
возможности дальнейшего использования опытных образцов продукции;

5) рекомендации по
изготовлению установочной серии и ее объеме при выполнении работ по постановке
продукции на производство;

6) замечания и предложения
по доработке продукции и документации (при необходимости);

7) другие рекомендации,
замечания и предложения приемочной комиссии.

Акт приемочной комиссии
утверждает заказчик.

Утверждение акта приемочной
комиссии означает окончание разработки, прекращение действия ТЗ (если оно не
распространяется на дальнейшие работы), согласование представленных ТУ,
технической документации.

7.5 В акте приемочной комиссии
при согласии соответствующих органов государственного надзора могут быть
отражены требования 4.9, 4.10, 5.2, 6.5.15, 7.2, 8.3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector