Уроки истории надо учить, чтобы они не повторялись в виде трагедии

Геноцид армян в Османской империи вспоминали в Русском центре

Юлия Озёрная, Русский центр в Луганске22.04.2015

В Центре русской культуры и литературы (Русском центре) Луганской библиотеки им. М. Горького прошёл День памяти жертв геноцида в Армении.

В этот день состоялось официальное открытие выставки архивных фотоматериалов о произошедшем 100 лет назад геноциде армян в Османской империи «Мы помним эту страшную весну» и книжной экспозиции, изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Культура Армении».

Нынешняя выставка – небольшая документальная страница страшных преступлений, которые до сих пор Турция в полной мере отрицает.

На открытии присутствовали представители национально-культурных обществ Луганска и общественных организаций, преподаватели и студенты вузов.

На круглом столе «Геноцид – уроки истории» обсуждались причины нетерпимости, исторические сведения о геноциде, значение признания и осуждения геноцида для будущих поколений, а также роль армянского народа в современной жизни Луганщины.

Докладчики в своих выступлениях говорили о необходимости борьбы против политики отрицания геноцида. И.о. председетеля молодёжной армянской организации «Крунк» Амелия Григорян отметила, что армяне и евреи находятся по одну сторону борьбы с ксенофобией и отрицанием.

Массовые депортации и убийства армян в Османской империи в 1915 году унесли жизни около 1,5 миллионов человек – почти половины армянского народа. Основными организаторами геноцида считаются лидеры младотурок Талаат, Джемаль и Энвер, а также руководитель «Особой организации» Бехаэддин Шакир. Одновременно с геноцидом армян в Османской империи имели место геноцид ассирийцев и геноцид понтийских греков. Большая часть армянской диаспоры возникла из бежавших из Османской империи армян.

День памяти жертв геноцида армян отмечается ежегодно 24 апреля. 

Не только гастрономический интерес

Кроманьонцы за несколько тысяч лет перебили и съели всех неандертальцев.

Шательперонские ножи

Некоторые палеоантропы явно пытались напрячь мозг и понять, как же этим пришельцам удаётся быть такими хитрыми. В слоях того времени археологи находят так называемые шательперонские орудия. Судя по всему, изготовленные неандертальцами, но больше похожие на грубые попытки повторить материальную культуру кроманьонцев.

Потому что в 2010 году генетики установили: кровь неандертальцев всё же течёт в наших венах. Отношения двух видов не сводились исключительно к вопросам борьбы за земли или взаимным кулинарным экспериментам. И судя по всему, такие отношения — добровольные и нет — были достаточно распространённым явлением.

Ведь генов самых древних европейцев в нас немного — 3-5%. Но зато они есть у подавляющего большинства наших современников. От марокканцев и до индейцев Патагонии. Нет их лишь у обитателей Транссахарской Африки, чьи предки не ходили за Синай.

Геноцид в современном обществе

Политические и научные деятели единогласно утверждают, что такие нарушения прав встречаются и в наши дни. Геноцид и его проявления в современном обществе в ряде ситуаций отличаются от всемирно известных событий, таких как, например, Варфоломеевская ночь. В наши дни он все больше становится не прямым, а косвенным. Но это, по мнению специалистов, еще более опасно. Экономические и информационные войны часто приводят к стандартизации мировоззрения, поведения.

Что такое косвенный геноцид:

  1. Изменение природных условий.
  2. Экономическое и информационное воздействие.

Не все ученые признают, что такой вид преступления существует. И их мнение тоже основано на данных статистики и исторических аспектах. Раскол среди специалистов при обсуждении этого вопроса длится до сих пор, ни одна из точек зрения не имеет должной доказательной базы. Поэтому определение косвенного типа преступления размыто, ряд ученых придерживается мнения, что надо существенно ограничить влияние человека на генетику и природу, другие не соглашаются с этим. Ведь исследования ДНК и изменение условий проживания подчас необходимость.

Культурный геноцид

Явление известное еще с древних веков. Понятие геноцид не применялось во времена тех же крестовых походов, но, по сути, истребление культурного наследия иноверцев считается доказанным фактом. В наши дни подобные преступления связывают не только с фактическим сжиганием книг, картин и музыкальных записей. Но и с навязыванием, в том числе и скрытым, чужого мировоззрения. Ряд специалистов считают, что рекламирование или принижение определенного образа жизни нации тоже может считаться уничтожением культуры.

Экологический геноцид

Самый спорный тип нарушения прав человека. Не все экологи, физики и генетики признают, что данный вид существует. Такие события относят к косвенным проявлениям. Заключаются они в существенном изменении природных условий, например, создании искусственных водоемов, загрязнении окружающей среды, которые приводят к уменьшению продолжительности жизни и рождаемости.

Последствия геноцида данного типа часто описываются, как нарушение привычного уклада жизни и отказ от него из-за перемены климата, природного ландшафта и других схожих явлений. И, такие события имели место быть. Но, в ряде случаев эти же перемены были сделаны для того, чтобы спасти людей от голода или последствий стихийных бедствий. Поэтому вопросы о признании этого типа преступления продолжаются до сих пор.

В международном сообществе тема ответственности за нарушения прав человека и истребление людей, культуры или языка является очень острой. Уже не одно десятилетие ведутся споры о том, как классифицировать такие события, как предотвращать их прежде, чем потери станут существенными. Меры пресечения и наказания тоже обсуждаются очень остро. К сожалению, современная юридическая практика не может дать точный ответ на вопрос, как прийти к общему взгляду на проблему геноцида и избежать повторения страшнейших событий истории.

«Остров людоедов»

Первые случаи каннибализма на Назинском острове произошли уже на десятые сутки пребывания там репрессированных. Черту переступили находившиеся среди них уголовники. Привычные выживать в суровых условиях, они сколачивали банды, которые терроризировали остальных.

Государственный исторический музей Южного Урала/russiainphoto.ru

Жители близлежащей деревни стали невольными свидетелями творившегося на острове кошмара. Одна крестьянка, которой в ту пору исполнилось всего тринадцать лет, ]]>вспоминала]]>, как одну красивую юную девушку обхаживал один из охранников: «Когда он ушел, люди схватили девушку, привязали ее к дереву и зарезали, съев все что смогли. Они были голодны и хотели есть. По всему острову можно было увидеть, как человеческое мясо рвут, режут и развешивают на деревьях. Поляны были завалены трупами».

«Я выбирал таких, которые уже не живые, но еще и не мертвые», — ]]>показал ]]>позже в ходе допросов обвиненный в каннибализме некий Углов: «Видно же, что доходит, через день-два все равно дуба даст. Так ему ж легче умереть будет… Сейчас, сразу, не мучиться еще два-три дня».

Другая жительница деревни Назино Феофила Былина ]]>вспоминала]]>: «На квартиру к нам попадали высланные. Однажды побывала у нас и старушка со Смерть–Острова. Ее везли этапом… Я увидела, что у старушки на ногах срезаны икры. На мой вопрос она ответила: «Это мне на Смерть–Острове отрезали и зажарили». Вся мякоть на икрах была срезана. Ноги от этого мерзли, и женщина обертывала их тряпками. Она самостоятельно двигалась. Выглядела старухой, но в действительности ей было 40 с небольшим лет».

Александр Родченко/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Спустя месяц изголодавшиеся, больные и измучившиеся люди, перебивающиеся редкими крошечными продовольственными пайками, были эвакуированы с острова. Однако бедствия для них на этом не закончились. Они продолжали умирать в неподготовленных холодных и сырых бараках сибирских спецпоселений, получая там скудное пропитание. В общей сложности за все время долгого путешествия из шести тысяч человек в живых осталось чуть более двух тысяч.

Всем было не до этого…

Весной и летом 1994 года в небольшой африканской стране Руанде творился настоящий ад.

Страна едва не обезлюдела, экономика перестала существовать, государство чудом осталось в прежних границах — а мировому сообществу было наплевать. 99% из тех, кто хоть что-то знал про Руанду, и слышать не хотели о творившемся там ужасе.

Руанде не повезло — на международной сцене она играет скучную роль без слов. Её влияние даже в региональном масштабе весьма незначительно. В стране нет ни нефти, ни редкоземельных минералов, ни алмазов или платины. Она совершенно не интересна глобальным корпорациям, которые, как утверждают конспирологи, диктуют свою волю законно избранным демократическим президентам сверхдержав.

(Фото: Gil Serpereau)

Руандийский геноцид не имел расистской подоплёки. Африканцы убивали африканцев, и глобальным медиакорпорациям всё было до лампочки.

Небольшая африканская страна стала превосходным примером того, какмировое сообщество» на самом деле относится к реальным трагедиям, если они не затрагивают его напрямую.

Мир остановился и просто смотрел

После Второй мировой войны и Холокоста Организация Объединенных Наций приняла резолюцию 9 декабря 1948 года, в которой говорилось, что «Договаривающиеся стороны подтверждают, что геноцид, совершенный во время мира или во время войны, является преступлением по международному праву, которое они обязуются предотвращать и наказывать «.

Очевидно, что массовые убийства в Руанде представляют собой геноцид, так почему же мир не вмешался, чтобы остановить его?

По этому точному вопросу было проведено много исследований. Некоторые люди говорят, что, поскольку умеренные хуту были убиты на ранних стадиях, тогда некоторые страны полагали, что конфликт — это скорее гражданская война, а не геноцид. Другое исследование показало, что мировые державы осознали, что это был геноцид, но они не хотели платить за необходимые материалы и персонал, чтобы остановить его.

Независимо от причины, мир должен был вмешаться и остановить бойню.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Армянские христиане являлись одной из многих значительных этнических групп Османской империи. В конце 1880-х годов некоторые армяне создавали политические организации, которые добивались получения большей автономии, что усиливало сомнения османских властей в лояльности широких слоев армянского населения, проживавшего на территории страны.

17 октября 1895 года армянские революционеры захватили Национальный банк в Константинополе, угрожая взорвать его вместе более чем со 100 заложниками, находящимися в здании банка, в случае отказа властей предоставить армянской общине региональную автономию. Хотя благодаря французскому вмешательству данный инцидент закончился мирно, османские власти провели серию погромов.

В общей сложности в 1894-1896 годах было убито по меньшей мере 80 тыс. армян.

Долой бородатых цзе!

В третьем веке нашей эры на нынешней территории Северного Китая творилось нечто почищеИгры престолов». После очередного жестокого переворота там основали варварское государство Чжао. Владыки, происходившие из племени цзе, бодро резали друг друга, пока на трон не взошёл некто Жань Минь, китаец по происхождению.

Правители цзе усыновили его в детстве, но приёмную родню он почему-то не любил. И первым делом велел всем цзе разоружиться. Поскольку цзе стали благоразумно валить из столицы — Ечэна — Жань Минь назначил китайским подданным награду за голову каждого убитого некитайца. Гражданскому — повышение на три ранга, военному — перевод на службу в Верховное командование. Голов принесли двести тысяч.

Цзе вычисляли, в основном, по густой бороде и более высокому, чем у китайцев, носу. Исключительная расовая ненависть.

Какое-то время после зачистки Жань Минь правил собственной империей Жань Вэй, затем его свергнул Мужун Цзунь, провозгласивший новую империю — Янь.

А народа цзе больше не существует.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРИКАЗЫ

Хотя термин «геноцид» появился лишь в 1944 году, большинство ученых сходятся во мнении, что массовые убийства армян соответствуют определению геноцида. Правительство, контролируемое партией «Единение и прогресс», пользовалось чрезвычайным военным положением в стране для проведения долгосрочной демографической политики, направленной на увеличение доли турецкого мусульманского населения в Анатолии за счет сокращения численности христианского населения (преимущественно армян, но также исповедовавших христианство ассирийцев). Османские, армянские, американские, британские, французские, немецкие и австрийские документы того времени свидетельствуют о том, что руководство партии «Единение и прогресс» преднамеренно истребляло армянское население Анатолии.

Партия «Единение и прогресс» отдавала приказы из Константинополя и обеспечивала их исполнение при помощи своих агентов в Специальной организации и местных административных органах. Кроме того, центральное правительство требовало ведения тщательного контроля и сбора данных о количестве депортированных армян, типе и количестве оставленных ими единиц жилья, а также числе высланных граждан, поступивших в лагеря.

Инициатива относительно тех или иных действий исходила от высших членов руководства партии «Единение и прогресс», ими же велась и координация действий. Центральными фигурами данной операции были Талаат-паша (министр внутренних дел), Исмаил Энвер-паша (военный министр), Бехаэддин Шакир (руководитель Специальной организации) и Мехмет Назим (руководитель службы демографического планирования).

Согласно постановлениям правительства, в определенных регионах доля армянского населения не должна была превышать 10 % (в некоторых регионах — не более 2 %), армяне могли проживать в поселениях, в состав которых входило не более 50 семей, в удалении как от Багдадской железной дороги, так и друг от друга. Чтобы выполнить эти требования, местные власти раз за разом проводили депортации населения. Армяне пересекали пустыню туда-обратно без необходимой одежды, продуктов питания и воды, страдая от палящего солнца днем и замерзая от холода ночью. Высланные армяне регулярно подвергались нападениям со стороны кочевников и своих собственных конвоиров. В результате под воздействием природных факторов и целенаправленного истребления численность депортированных армян значительно снизилась и стала соответствовать установленным нормам.

Геноцид — виды

В исторических и юридических документах указано 4 основных типа таких преступлений. Каждая форма имеет свои отличительные особенности. В большинстве стран, рассуждая, что значит геноцид, и какие его типы существуют, соглашаются с данным перечнем, в который входят:

  1. Физическое истребление.
  2. Биологическое насильственное ограничение рождаемости.
  3. Создание социально-экономических условий непригодных для жизни.
  4. Уничтожение культурного наследия.

Этнический геноцид

Сущность преступления заключается в истреблении представителей какой-либо народности. Примером того, что значит геноцид народа, является вырезание понтийских греков. Методами этого типа нарушения прав человека бывают:

  1. Массовые казни.
  2. Создания специальных зон, в которых содержаться люди, подвергнувшиеся гонениям.

Национальный геноцид

Проявляется в массовых убийствах, искоренении культуры и языка, ограничение или полное запрещение деторождения. Геноцид как проявление национализма заключается в том, что гражданами одного народа делается все, для возвышения собственного государства, включая методы, относящиеся к тяжким преступлениям. По своему смыслу, явление близко к ксенофобии, но выражается оно в крайней, экстремистской форме. Убийства, теракты, призывы к подавлению воли и ограничению свободы нации – вот что такое геноцид этого типа. Еще одно название такого поведения – этнократия.

Религиозный геноцид

Факты убийств на фоне неприятия вероисповедания известны с глубокой древности. В этом случае, геноцид и его проявления заключаются в:

  1. Принуждении к смене религии, нередко под страхом смерти или нанесения вреда здоровью.
  2. Изъятии детей из семей.
  3. Убийствах.

В некоторых научных трудах указывается, что данный тип нарушения прав человека является самым часто встречающимся за всю историю человечества. При принуждении к смене религии, людей заставляют отказываться от совершения обрядов, культовых действий и смене мировоззрения. Часто это сопровождается массовыми убийствами, показательными казнями и даже жертвоприношением. Музыкальные и художественные произведения на тему вероисповедания или включающие подобные мотивы сжигаются.

Конвенция о геноциде 1948 года.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Конвенция о геноциде) принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 г. и вступила в силу 12 января 1951 г. Конвенция о геноциде считается первым договором о правах человека, принятым под эгидой ООН. По состоянию на декабрь 2017 г. ее ратифицировали или присоединились к ней 149 государств.

Конвенция объявляет геноцид преступлением по международному праву независимо от того, совершается ли он в мирное или военное время, в ходе международного вооруженного конфликта или немеждународного вооруженного конфликта. Следует отметить, что, осуждая геноцид как преступление, Конвенция «подтвердила» существование международной обычно-правовой нормы.

Действия, составляющие преступление геноцида в соответствии с Конвенцией, были впоследствии включены в Проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1954 г., а геноцид был включен в число преступлений против человечности при рассмотрении данной темы Комиссией международного права. Квалификация геноцида в качестве преступления согласно обычному международному праву была также подтверждена Международным Судом в его консультативном заключении об Оговорках к Конвенции о геноциде, где указывается, что «принципы, лежащие в основе Конвенции, являются принципами, которые признаны цивилизованными нациями как обязательные для государств, даже без каких-либо договорных обязательств». Запрет геноцида носит характер императивной нормы международного права (jus cogens), от которой не допускается никаких отступлений.

Ратификация конвенции о геноциде. 14 октября 1950 г.

Статья II Конвенции определяет геноцид как любое из деяний, совершенных с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу:

  1. убийство членов такой группы;
  2. причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  3. предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
  4. меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
  5. насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Это особое намерение является уникальным элементом состава преступления геноцида: жертвы выбираются именно потому, что они принадлежат или связаны с определенной группой, а не в силу их индивидуальных характеристик. На практике определить намерения преступника может быть невозможно и при отсутствии признания такое намерение должно быть выведено из презумпции факта в контексте других преступных действий, совершенных в отношении конкретной группы, масштаба злодеяний, исключения лиц, не являющихся членами группы и т. п.

Статья III Конвенция объявляет наказуемым не только сам акт геноцида, но и заговор с целью совершения данного преступления, прямое и публичное подстрекательство к его совершению, покушение на совершение геноцида и – довольно неопределенное понятие – соучастие в геноциде. Кроме того, в статье IV Конвенции прямо говорится, что наказанию подлежит любые лица, совершившие преступление, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, государственными деятелями или частными лицами.

Статья V Конвенции предусматривает, что договаривающиеся стороны (в силу обычно-правового характера преступления – все государства) должны принять необходимые законы по имплементации его положений и, в частности, установить эффективные меры наказания лиц, виновных в совершении геноцида и других преступлений, упомянутых в Конвенции.

В статье VI говорится, что обвиняемые должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено преступное деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда. Однако следует учитывать, что геноцид как наиболее серьезное преступление по общему международному праву подлежит универсальной юрисдикции, подразумевающий, что государства наделяются компетенцией по привлечению к уголовной ответственности и наказанию лиц безотносительно к месту совершения преступления либо гражданству обвиняемого или потерпевшего.

А до геноцида 1994 они между собой ладили?

Нет. К концу 1950-х годов хуту заявили о себе как об отдельной нации и потребовали расширения прав.

Бельгия тогда занималась своей главной колонией, Конго, и Руанде особого внимания не уделила. К тому же в Брюсселе посчитали, что лучше поддерживать большинство, и бывшая элита внезапно оказалась вне фавора. Почуяв это, хуту взялись за оружие.

Положение не изменила даже спешно дарованная в 1962 году независимость. Хуту вошли во вкус и убиваликак по паспорту, так и по морде». Тутси снялись с насиженных мест и массово начали уходить — к 1964 году из Руанды бежали более 300 тысяч человек. Те же, кто остался в стране, превратились в людей второго сорта.

В 1973 году к власти пришёл генерал Жювеналь Хабиаримана — жёсткий, но довольно прагматичный. Полностью дискриминацию тутси он не прекратил, но их хотя бы перестали убивать.

Однако число беженцев-тутси за границами Руанды росло — и не все из них соблюдали христианские заповеди о всепрощении. Вооружённые отряды тутси время от времени вторгались в Руанду, а местные власти отвечали на это террором в отношении тех, кто жил в стране.

К началу 1990-х тутси, жившие в Уганде, решили, что пора вернуться на родные холмы и восстановить былой порядок. Боевые отряды партииРуандийский патриотический фронт»(РПФ) вторглись в Руанду — и началась гражданская война.

К неприятному удивлению властей, отряды РПФ разбить не удалось. Больше того — война пошла так успешно, что правительство Хабиариманы вынудили сесть за стол переговоров.

В 1993 году в танзанийском городке Аруша подписали мирное соглашение.

Засекреченная трагедия

Никто бы за пределами района так и не узнал бы о случившейся трагедии, если бы не инициатива инструктора Нарымского окружного комитета партии Василия Величко. Он был направлен в одно из трудовых спецпоселений в июле 1933 года, чтобы сделать репортаж о том, как успешно перевоспитывают «деклассированные элементы», но вместо этого полностью погрузился в исследование произошедшего.

Свой подробный отчет, основанный на свидетельствах десятков выживших, Величко отправил в Кремль, где тот вызвал бурную реакцию. Прибывшая в Назино специальная комиссия провела тщательное расследование, обнаружив на острове 31 массовое захоронение с 50-70 трупами в каждом.

Архивное фото

Больше 80 спецпоселенцев и охранников были привлечены к суду. 23 из них приговорили к высшей мере наказания за «мародерство и избиение», 11 человек были расстреляны за каннибализм.

После окончания следствия обстоятельства дела засекретили, как и отчет Василия Величко. Его сняли с должности инструктора, но никаких дальнейших санкций в его отношении больше не предпринималось. Став военными корреспондентом, он прошел всю Вторую мировую войну и создал несколько романов о социалистических преобразованиях в Сибири, однако про «остров смерти» написать так никогда и не решился.

Широкая общественность узнала о Назинской трагедии лишь в конце 1980-х годов, накануне распада Советского Союза.

И в стране наступил мир?

И в стране началась скрытая подготовка к геноциду.

Радикальные хуту не желали делиться властью. Они считали, что тутси вообще не место в Руанде. Ответ на вопроскак от них избавиться?» напрашивался сам собой.

Влиятельные круги хуту постановили, что с тутси необходимо покончить. И сразу же начали планировать массовые убийства.

Французский армейский джип спокойно проезжает мимо воинственно настроенных хуту – мало ли, по какому поводу толпа с палками собралась…

ООН разместила в стране миротворческую миссию, но она оказалась бесполезной. Власти же полным ходом закупали оружие.

За три года одна из беднейших стран мира закупила вооружения на 120 миллионов долларов США. К руандийцам выстроилась очередь — оружие поставляли французы, египтяне, южноафриканцы… В страну потоком шли 60 и 82-миллиметровые миномёты, артиллерийское вооружение, включая 120-миллиметровые гаубицы, РПГ, ПЗРК, взрывчатка, мины и т. д. Автоматы, винтовки и пистолеты никто не считал — в 1993 году одних только патронов к ним импортировали больше трёх миллионов.

Доходило до того, что ручные гранаты продавали на рынках на одном прилавке с овощами. Под предлогом восстановления сельского хозяйства в страну ввезли более миллиона мачете. Вовсю шло формирование отрядов народного ополченияИнтерахамве» — платили им гроши, зато вовсю раздавали оружие.

Параллельно с этим шла информационная обработка населения. Во всю мощь работала популярная радиостанцияСвободное радио и телевидение тысячи холмов». Ведущие не ограничивались шутками провырубку высоких деревьев»(тутси, как правило, были повыше ростом) иистребление вредных насекомых»(отряды боевиков-тутси называли себятараканами»), но и прямо призывали убивать.

Геноцид поляков

Поляки — славяне, а значит, существа, которых априори нельзя считать равными немцам. Поляки должны лишь прислуживать людям «высшей расы» и быть покорными, то есть быть бессловесными рабами, которых и убить-то не грех…

За годы Второй мировой войны нацистами было уничтожено почти три миллиона поляков.

Волынская резня

Пожалуй, самой известной является Волынская резня, когда украинские националисты совершили на территории Волыни массовое уничтожение поляков. Одна часть Волыни в то время принадлежала Польше, другая — Украине. И, конечно же, во всех населенных пунктах мирно жили и украинцы, и поляки, и люди других национальностей. Но такое положение дел не устраивало украинских националистов, которые неоднократно нападали на поляков, убивая их целыми семьями.

Бандеровцы с рвением взялись помогать немцам и очищать населенные пункты от «врагов» — поляков, евреев и т. д. Они давно стремились освободить эти земли от представителей «недостойных» наций, и стали это делать с такой жестокостью, от которой вставали волосы на голове даже у фашистов.

Самая кровавая расправа произошла 11.07.1943 года, когда одновременно были «зачищены» от поляков 176 деревень. Молодчики окружали деревни со всех сторон, чтобы никто не мог ускользнуть, и, переходя из избы в избу, убивали поляков. Причем не просто убивали, а сначала издевались с какой-то особо изощренной жестокостью — колотили дубинками, расчленяли топорами и пилами, вспарывали животы, отрезали носы, выкалывали глаза.

Эта участь не миновала и детей, более того, украинские националисты считали, что польские малыши должны быть уничтожены в первую очередь.

В деревнях, конечно же, было немало смешанных семей, в которых были и поляки, и украинцы. В этом случае нацисты требовали, чтобы украинцы собственноручно убивали свою польскую родню.

В ходе Волынских репрессий, по неокончательным данным, погибло около шестидесяти тысяч поляков.

Геноцид — что это такое?

В юридическую практику термин введен Р. Лемкиным. Значение слова геноцид он расшифровывал как намеренные действия, направленные на истребление следующих групп:

  1. Национальных.
  2. Расовых.
  3. Этнических.
  4. Религиозных.

В современной международной практике смысл термина остается неизменным. Под геноцидом понимаются действия, приводящие не только к физическому уничтожению, но и к искоренению культурных ценностей, в том числе и языков. Юридическая практика по признанию и наказанию подобных преступлений запутана. Часто факт нарушения не признается рядом государств, в ряде случаев осуждение таких действий проводится спустя десятилетия после их свершения.

Гражданская война

В 1990 году тутси решили вернуть власть и создали Руандийский патриотический фронт (далее РПФ), который начал воевать против правительства хуту. Возглавлял РПФ нынешний президент Руанды — Поль Кагаме.

Поль Кагаме

Тутси вели активную партизанскую войну. Делали это они настолько успешно, что в 1993 году оба народа подписали договор, согласно которому РПФ вошел в состав временного правительства. Тутси могли вернуться на Родину, и обе стороны сложили оружие.

Несмотря на эти договоренности, хуту-радикалы были недовольны положением дел. Появились молодежные боевые группы, которые тренировали и вооружали военные. Начали распространяться шовинистические агитационные листовки с призывами уничтожить тутси. Но, так как население страны в своем большинстве было неграмотным, гораздо большую популярность имело радио. Этим активно пользовались пропагандисты. Людям внушали, что тутси хотят восстановить положение в обществе и господствовать над хуту.

МОТИВЫ

Османский режим преследовал цели укрепления военных позиций страны и финансирования «отуречивания» Анатолии путем конфискации имущества убитых или депортированных армян. Возможность передела собственности также стимулировала широкие массы простых людей к участию в нападениях на своих соседей. Многие жители Османской империи считали армян зажиточными людьми, однако на самом деле значительная часть армянского населения жила бедно.

В некоторых случаях османские власти соглашались предоставить армянам право проживания на прежних территориях при условии принятия ими ислама. В то время как по вине властей Османской империи погибли тысячи армянских детей, они нередко пытались обратить детей в ислам и ассимилировать их в мусульманское, прежде всего турецкое, общество. Как правило, османские власти избегали проведения массовых депортаций из Стамбула и Измира, чтобы скрыть свои преступления от глаз иностранцев и извлечь экономическую выгоду из деятельности проживавших в этих городах армян в целях модернизации империи.

Библейская классика

В XIII в до нашей эры жили-были мадианитяне, полукочевой народ, упоминаемый в Библии и Коране. На Синайском полуострове водились, Ваал-Фегору молились и сильно обидели Моисея.

Согласно Ветхому завету евреи уничтожили всех взрослых женщин, мужчин и детей мужского пола из народа мадианитян. Господь так повелел, в конце концов. Города и селения мадианитян сожгли. Кстати, поначалу женщин решили не убивать и хотели просто забирать их себе, но Моисей разгневался и велел оставить только девственных девочек. Судя по тому, что девочек было 32 тысячи, можно представить, сколько народу полегло.

Доктор политологии Адам Джонс и доктор социологии Дэниэл Кирот дружно соглашаются по поводу этого эпизода: геноцид, как он есть.

Наследие съеденной расы

Вполне возможно, что память об этой долгой резне отпечаталась в исторической памяти человека. Наше воображение до сих пор бередят, с одной стороны, образы могучих и свирепых великанов-людоедов, а с другой — всепожирающих орд мелких, но хитрых и опасных пришельцев.

Мне лично очень симпатична народная теория, что рыжеволосость или свойственная кельтам свирепость — это то самое наследие неандертальцев. Тем более, что рыжих и кельтов больше всего как раз в Западной Европе.

Может оно и так, вот только генетики говорят: у азиатских народов неандертальского наследия больше. И какой-нибудь японский геймер оказывается ближе к суровым неандертальцам, чем брутальный шотландец с роскошной рыжей бородой.

Целый ряд генов, отвечающих за всяческие неприятные явления — от склонности к психозам и до болезней кожи — относятся именно к фрагментам неандертальской ДНК. Они же отвечают за депрессии и даже за склонность к курению.

Так что если вы мрачны и раздражительны, да ещё и не можете обойтись без пачки сигарет в день, то можете гордиться. В ваших генах явно немало наследия древних грозных обитателей Европы.

Но это не повод кушать печень налогового инспектора с бобами и кьянти. Всё же у нас тут несколько более цивилизованные времена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector