Обзор-тестирование garmin etrex 10, 20, 30

Энергопотребление

Заявленные Garmin 25 часов автономной работы – отличное время для навигатора с поддержкой карт. Правда, это с выключенной подсветкой, а вы наверняка не захотите постоянно работать без подсветки.

При тестировании в навигаторах были включены обе системы (GPS и ГЛОНАСС), подсветка устанавливалась на максимум, таймаут 15 секунд, встроенный компас в eTrex 30 выключен. Я работал с предустановленной картой «Дороги России» (в eTrex 20, 30) , записывал треки, создавал, редактировал и удалял точки. Обычный «походный» режим: немного компаса, немного «путевого компьютера», немного карты, немного наблюдения за спутниками, и, конечно, прогулки по меню. Иногда навигатор использовался в режиме «пойти на точку» – как правило, когда я отправлялся к очередному геокешерскому тайнику. Батарейки – обычные щелочные элементы Sony Stamina Plus, как и в предыдущих тестах. Приборы выключались на ночь, а во время эксплуатации, главным образом, кочевали из руки в карман куртки и обратно. Навигатор eTrex 20, который я использовал наиболее интенсивно, работал 19 часов 05 минут (в последние часы периодически подавал сигналы о низком заряде батареи). Его старший собрат eTrex 30 продержался 20 часов 50 минут. Это ожидаемое и вполне нормальное время автономной работы. Что же касается eTrex 10, то он показал рекорд в 27 часов 20 минут. Кажется, впервые за время моих тестов реальный результат побил предел, обозначенный Garmin. Вероятно, не только менее интенсивное использование, но и более скромный экран и отсутствие потребности в панорамировании/масштабировании карты позволили eTrex 10 достичь такого показателя. Правда, я бы не торопился открывать бутылку шампанского. Если вы купите навигатор, то, вероятно, станете использовать его более активно, чем я в этот раз. И, возможно, не добьетесь такого впечатляющего результата. Как бы то ни было, все три прибора показали очень хорошее время автономной работы. Поклонники серии eTrex не будут разочарованы.

Внешний вид, конструкция

Прибор отлично ложится в руку. По сравнению с предыдущими eTrex новый навигатор стал чуть меньше и утратил сужение в нижней части. Теперь это ровный кирпичик со скругленными краями. Джойстик прежнего размера, он остался на лицевой панели над экраном, но переехал на другую сторону и теперь ложится под большой палец правой руки. (Правши должны оценить). В мужской руке большой палец лишь чуть-чуть перекрывает экран; женщины и дети не встретят никаких проблем. Торцы навигатора обрезиненные. Из того же материала выполнена вся задняя часть навигатора, кроме снимающейся крышки. Можно надеяться, что производитель наконец-то победил известную проблему eTrex – отклеивание резиновой полоски на торцах прибора. Теперь просто нечему отклеиваться. Конструкция навигатора выглядит цельной и надежной. «Резиноподобный» материал на ощупь чуть более твердый, чем у прежних eTrex. Специальные выступы призваны повысить «ухватистость» прибора.

Торцевые кнопки (их по-прежнему пять) оказались лишены маркировки в виде углублений (кроме кнопки включения-отключения). Они стали более плоскими и гладкими. Кнопки правого торца разнесены на то же расстояние, что и в прежних моделях eTrex, а вот расстояние между кнопками левого торца уменьшилось на пару миллиметров. Подписи выполнены на лицевой части с помощью краски.

На нижнем торце – ушко для ремешка. Хоть и пластмассовое, но достаточно толстое, чтобы не опасаться за навигатор при случайном рывке. Сзади в верхней части под резиновой заглушкой прячется разъем microUSB. Как и прежде, заглушка не отделяется от корпуса, поэтому нет риска потерять ее. Под заглушкой видны шляпки двух винтиков. Кроме того, сзади есть еще шесть доступных винтов (два снаружи и четыре под крышкой).

Съемная задняя крышка оснащена стандартным фирменным креплением Garmin, совместимым с креплениями навигаторов Oregon/Dakota/62. (Один пользователь написал мне: «На купленное раньше велокрепление для Орегона замечательно встал мой eTrex 30»). Правда, здесь крепление пластиковое. Крышка снимается привычным металлическим «ключиком». Достаточно поддеть ногтем и повернуть на 90 градусов. Отсек для батареек окаймлен защитной резинкой. Крышка плотно прижимается к ней в закрытом положении. Батарейки (2 х АА) вставляются и вынимаются легко. Значки полярности выдавлены в пластике. Цветом они не отличаются, но держатели контактных площадок выполнены таким образом, что ошибиться с полярностью батареек вы не сможете. Под батарейками размещен слот для карточки microSD.

Модели легко различить не только по названию (оно прямо над экраном), но и по цвету пластика корпуса. У eTrex 10 он желтый, у eTrex 20 коричневый, а eTrex 30 получил темно-серую окраску. По-видимому, компания Garmin утвердилась в цветах для своих приборов, хотя мне как путешественнику трудно согласиться с таким выбором. Я уже не раз писал, что более яркий корпус помогает не потерять прибор в траве или среди камней, особенно если наступили сумерки. С другой стороны, трудно спорить с тем, что желтый, оранжевый или салатовый «гаджет» издалека выглядит, скорее, как игрушка, чем как солидный GPS-навигатор.

Чтобы услышать малейший скрип корпуса, нужно приложить заметное усилие. Прибор собран добротно и оставляет впечатление надежного, «трудноубиваемого» устройства.

Вода и холод

Моей традицией становится беспощадно топить предоставленные на тестирование приборы, а потом засовывать их в морозилку между брюссельской капустой и крабовыми палочками. Ни разу ни один из навигаторов Garmin меня не подвел. (Стандарт IPX7: полчаса на глубине 1 м без последствий). Но раз уж на дворе зима… Я уложил eTrex 10 на дно небольшой керамической емкости, заполненной холодной водой, и выставил на мороз. Навигатор провел два с половиной часа при температуре воздуха -15 градусов. Когда я вернулся к прибору, вода замерзла и образовала линзу. Навигатор успел выключиться: очевидно, батарейкам (которые были «на исходе») не понравилась низкая температура. Я достал вмороженный в лед eTrex, растопил этот мини-айсберг под струей теплой воды, аккуратно вытер и заглянул сначала под заглушку порта USB, а затем в батарейный отсек. Вода не попала ни туда, ни сюда. Дал прибору отлежаться внутри помещения, чтобы высохла последняя влага, нажал на кнопку включения, и навигатор заработал, как ни в чем не бывало. Естественно, подобные опыты призваны продемонстрировать возможности прибора; я не советую владельцам навигаторов экспериментировать в том же духе, особенно если вы не хотите лишиться гарантии.

Подключение к компьютеру

Если подключить eTrex к USB-порту компьютера, навигатор по умолчанию определяется как дисковый накопитель. На самом деле, в настройках есть два варианта: «Накопитель» и «Garmin». Если выбрать второй, то при подключении eTrex будет предлагать выбор из двух вариантов.

Одна папка в памяти прибора (eTrex 20 и 30) называется «Documents». Тут я обнаружил руководство пользователя, в том числе на русском языке (формат PDF). Другая папка (все три модели) носит имя «Garmin». Она оказалась более разнообразной. Так, в «Garmin\Text» нашлись файлы перевода интерфейса, в том числе на русском языке (Russian.gtt). Аккуратно изменив содержимое файла в обычном &qu \ot;Блокноте» Windows, вы можете поправить перевод по своему вкусу. В папке «JPEG» хранятся фотографии, которые eTrex готов продемонстрировать, если выбрать соответствующий пункт меню. (Правда, мне трудно придумать, зачем человеку может понадобиться смотреть фотографии на крошечном экранчике, учитывая, что встроенной камеры ни один eTrex не имеет). Папку «Garmin\GPX» можно использовать для хранения и загрузки GPS-точек (в том числе геокешерских тайников). Карта «Дороги России» обнаружилась в файле gmapprom.img.

С точками в формате GPX все просто: достаточно скопировать файл в папку «Garmin\GPX» на eTrex. Загрузка точек WPT в навигатор напрямую (через меню) из популярной программы OziExplorer прошла успешно. (Навигатор нужно подключать в режиме накопителя). Возможно, вам понадобится обновить OziExplorer, так как старые версии этой программы не поддерживают eTrex 10, 20, 30. Можно загрузить точки другим способом: экспортировать их из OziExplorer в формат GPX и потом скопировать в папку «Garmin\GPX». Такая же ситуация с треками и геокешерскими тайниками. Гарминовская программа BaseCamp (ранее известная, как MapSource) весьма удобна для работы с точками и треками.

Загрузка карт

Когда начинаешь работать с картами, становится ясно, что USB 2.0 тут нет. На копирование относительно маленького файла размером 33 Мб у меня ушла целая минута.

Чтобы загрузить в навигатор векторную карту, достаточно скопировать файл .img (это собственный формат Garmin) в папку Garmin. Название файла значения не имеет. Устраивать особую подготовку карты или собирать все карты в один файл не нужно. Закачав несколько разных img-карт одного и того же населенного пункта в навигатор, я мог переключаться между ними, выбирая через кнопку «Меню» пункт «Настройка карты» – «Выберите карту».

Что касается растровых карт, то современные навигаторы от Garmin воспринимают и показывают на своих экранах так называемые Garmin Custom Maps в Google-формате .kmz. Раньше я уже рассказывал, как подготовить такую карту вручную с помощью Google Earth, а также пробовал (и успешно) загружать готовые растровые карты в формате .kmz в навигатор. В этот раз я зашел на marshruty.ru, сохранил фрагмент растровой карты в формате .kmz на компьютер и записал файл в папку Garmin\CustomMaps. Полученная таким образом растровая карта нормально отобразилась в навигаторе. В месте «стыка» с векторными «Дорогами России» было видно, как продолжаются линии улиц – вполне точная привязка. С помощью программы «SAS.Планета» я сохранил в .kmz кусочек космоснимка Хибинских гор и загрузил его в навигатор. Все прошло гладко.

Но так бывает не всегда. Некоторые карты .kmz, найденные в сети, навигатор воспринимать отказывался. А однажды мне «удалось» загрузить в GPS-навигатор неплохую карту Москвы и Подмосковья, но со сбитой привязкой, так что родное Ясенево перепрыгнуло через МКАД и улетело куда-то южнее Пахры. Виноваты не приборы, а карты? Соглашусь. Но в целом, ситуация с загрузкой растровых карт в навигатор сегодня напоминает мне установку драйвера для какого-нибудь редкого видеоадаптера в ранних версиях Windows. Существуют разные драйверы, и каждый, вроде бы, работает, но немножко не так, как хотелось бы. Или должен работать, надо лишь залезть в файл настроек и подправить… в общем, вы меня понимаете. Например, интернет предлагает инструкции «как загрузить растровую карту, привязанную Ozi Explorer, в навигатор Garmin» (вопрос, который волнует многих). Советы для энтузиастов. Для тех, кто готов пройти десяток шагов и попробовать парочку незнакомых программ, тоже не всегда совершенных: эта условно-бесплатная, та устарела, а третья требует сначала установить какой-нибудь Microsoft .NET Framework 3.5 SP1. Предложив для своего платного сервиса BirdsEye проприетарный формат JNX, компания Garmin дала новую пищу для изобретательных умов. Простой, понятный, быстрый и безошибочный способ конвертировать карты разных форматов и загружать полученный результат в навигатор – способ, который вы могли бы с чистой совестью рекомендовать новичку – пока остается делом будущего.

Думаю, было бы хорошо иметь возможность включать/отключать отдельные растровые карты (сейчас их можно включить или отключить только «всем скопом»).

Комплектация

Коробки небольшие, аккуратные, из толстого глянцевого картона. Торцы украшены фрагментами природных ландшафтов. Garmin подчеркивает главное предназначение eTrex – быть компаньоном во время прогулок на свежем воздухе. Внутри каждой коробки:

  • Навигатор
  • USB-кабель
  • Бумажная документация: «быстрый старт», руководство пользователя (общее для eTrex 10, 20, 30), гарантийный талон и руководство по безопасности. Все на русском языке

Прошивка во всех предоставленных мне приборах – версии 2.40. На момент написания статьи для eTrex 10 была доступна прошивка 2.50, для eTrex 20 и 30 – 2.60. Полагаю, владельцам GPS имеет смысл использовать новые прошивки, в которых исправлены недочеты прежних версий.

Навигаторы eTrex 20 и 30 были укомплектованы векторными картами «Дороги России. Топо. 6.09 » от компании «Навиком», загруженными во внутреннюю память. Следует отметить, что та же карта более новой версии 6.11 имеет объем, превышающий 1.7 Гб памяти приборов. Выход – покупка карточки microSD. Garmin сообщает, что приборы поддерживают карточки объемом до 32 Гб. У меня навигатор eTrex 30 заработал с 16 Гб microSDHC фирмы Transcend без каких-либо проблем.

Кстати, компания не включает в поставку карточки microSD. Производители электронных устройств вообще делают это редко. (Или суют в коробку дешевую малоемкую карточку). Вместо диска с программным обеспечением Garmin предлагает скачивать нужный софт со своего сайта в интернете. Тоже можно понять. Но вот что странно: компания лишила покупателей практичного ремешка, который ранее входил в комплект. Жаль

Ремешок – важное дополнение к туристическому навигатору

Экран

По своим размерам схож с экранами предшественников серии eTrex. У моделей 20 и 30 – трансрефлективный TFT (65 тысяч цветов), у модели 10 простой монохромный. Точнее, он отображает четыре градации серого. На солнце оба экрана выглядят вполне прилично. В eTrex 20 и 30 можно выбрать цветовую схему и установить режим «день/ночь», а в eTrex 10 отрегулировать контрастность. Цветные экраны мне понравились. Возможно, немного уступают экрану знаменитой 60CSx, но выигрывают у Oregon/Dakota и не хуже прежних моделей eTrex. Экран eTrex 10 визуально темнее по сравнению со старшими моделями. Во всех трех приборах заявлено разрешение 176 х 220, но у eTrex 10 оно кажется меньшим. Картинки и шрифты выглядят угловатыми, с «лестничным» эффектом. Присмотревшись, понимаешь, что дело не в разрешении. Просто экран eTrex 10 не может демонстрировать сглаживание, как его цветные собратья. Тайм-аут и уровень подсветки во всех моделях легко регулируются.

Интерфейс

Навигатор включается нажатием на правую нижнюю торцевую кнопку. Заставка Garmin, и через пару секунд мы видим главное меню. Оно составлено в традициях последнего ПО от Garmin и может слегка озадачить истинного приверженца eTrex. На мой взгляд, крупные пункты меню на маленьком экране – это хорошо. По ним удобно перемещаться джойстиком, особенно если вы уже привыкли к нему. Меню «закольцовано», то есть, достигнув последнего пункта, вы по нажатию джойстика «вниз» переходите на первый. По умолчанию главное меню – единственная установленная в навигаторе страница. Я люблю иметь несколько «рабочих столов», поэтому в пункте «Последов.страниц» добавил несколько наиболее часто используемых мной: «Карта», «Компас», «Путевой комп.» и «Спутник». Листать страницы можно правой верхней кнопкой.

Компас Спутники Меню

Поддерживаются сменные профили (для туристов, геокешеров, автомобилистов и т.д.). Каждый профиль настраивается. Настройки сохраняются при переключении между профилями. Можно приспособить под себя и главное меню: убрать некоторые кнопки или изменить их порядок. Например, если вам не нужны секундомер и расчет площади, а «Менеджер маршрутных точек», наоборот, надо передвинуть в самую верхнюю строчку.

Русский интерфейс доступен с момента первого включения навигатора и выбором из 25 языков в настройках.

Обычно я тестирую навигаторы, не заостряя внимание на бумажном руководстве, но в этот раз мне захотелось узнать, как производитель объясняет разницу между режимами подключения «Накопитель» и «Garmin». К моему удивлению, в руководстве не упоминались ни возможность выбора, ни даже пункт меню

Авторы руководства игнорировали поддержку ГЛОНАСС (соответствующие настройки описывались будто для другого прибора). Описаний некоторых настроек найти не удалось. Иногда авторы руководства вводили читателя в заблуждение. (Например, под заголовком «Настройки направления» в руководстве написано «Эта функция доступна на eTrex 30», хотя первые три пункта доступны и на eTrex 20). Названия пунктов меню оказались переведены иначе, чем в приборе, и даже ссылка на местоположение электронной версии руководства (в приборе) оказалась неправильной.

Выводы

Навигаторы мне понравились. Владельцы прежних eTrex с менее чувствительными чипсетами и без поддержки карт могут присмотреться к семейству eTrex 10-20-30.

Garmin eTrex 10. Чувствительный приемник, возможность определять собственное положение, идти на заданную точку, запоминать трек, обмениваться данными с компьютером по USB. Весь этот «минимальный джентльменский набор» выполнен в надежном влагозащищенном корпусе. Но без поддержки карт и со скромным экранчиком. Всегда были и будут люди, которым достаточно базовых возможностей, и чего-то большего от GPS-навигатора они не хотят. Таких людей порадует сравнительно невысокая цена, а бонусом станет «живучесть» eTrex 10 при питании от батареек.

Garmin eTrex 30 имеет те же отличительные черты, которые присущи всем старшим моделям в линейках навигаторов Garmin: наличие компаса, барометрического альтиметра и возможности беспроводного обмена данными с некоторыми другими навигаторами этого производителя. Кроме того, eTrex 30 умеет искать и программировать устройства Garmin Chirp (специальные «маячки», иногда используемые в геокешинге).

Поэтому, говоря о плюсах и минусах, я подразумеваю eTrex 20 – «золотую середину» новой линейки eTrex.

Плюсы:

  • Хороший высокочувствительный приемник
  • Поддержка двух систем (GPS и ГЛОНАСС)
  • Общая компактность исполнения
  • Продуманная конструкция, хорошая эргономика
  • Неплохой экран
  • Большой объем внутренней памяти + поддержка карточек microSD
  • Поддержка векторных карт и относительно простая их загрузка в навигатор
  • Поддержка растровых карт/космоснимков
  • «Встроенная» русификация

Минусы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector