Безопасность полетов
Содержание:
- Падение президентского борта Польши
- Источники информации
- Падение президентского борта Польши
- Крушение Boeing 737 в Казани. Погибли 50 человек
- Что делать при декомпрессии в салоне
- «Клевок» или скала?
- 2.5. Меры, направленные на предотвращение авиационных происшествий
- Авария «Ту-154» под Иркутском в 2001
- Какие модели лайнеров наиболее безопасны
- Причины и последствия
- Список крупнейших авиакатастроф России
- Статистика аварий на водном транспорте
- Теракты «Ту-154» и «Ту-134» в году
- Что делать при пожаре в салоне самолета
- Какие модели лайнеров наиболее безопасны
- В чем опасность и как защититься
- Авиакатастрофы в России в 2017 году
- Падение «Ту-154» Минобороны РФ в Сочи
- Виды и классификация
Падение президентского борта Польши
Крушение «Ту-154» в Смоленске стало катастрофой, в которой погибло практически все высшее военное командование Польши, президент с супругой, известные польские политики. Делегация направлялась в Россию, чтобы посетить траурные мероприятия по случаю годовщины расстрела в Катыни.
Экипаж самолета, как выяснилось, был недостаточно подготовлен к полету. По факту только лишь бортинженер в день вылета имел действительный допуск к полетам на «Ту-154». Кроме того, экипаж не имел актуальных метеорологических данных по смоленскому аэропорту, а также точных координат. Впоследствии некоторые СМИ назвали одной из причин катастрофы давление на пилотов со стороны президента Польши. Ранее уже имел место случай, когда президент потребовал изменить курс, но пилот отказался выполнить это требование, так как в противном случае пассажиры подверглись бы опасности.
На борту были девяносто шесть человек, восемьдесят восемь из них – пассажиры. Этим рейсом, как уже упоминалось, летел президент Польши Л. Качиньский с женой, руководитель канцелярии, замминистра иностранных дел, замминистра культуры, глава нацбанка, руководитель бюро нацбезопасности и другие видные политические, общественные, военные и религиозные деятели. На борту должен был находиться еще и родной брат Леха Качиньского, но ему не удалось полететь из-за резко ухудшившегося состояния здоровья матери.
Полет проходил в штатном режиме, заход на посадку тоже поначалу выполнялся правильно. Самолет столкнулся с деревьями, но, как потом установила комиссия, условия были таковы, что даже если бы воздушное судно не встретилось с препятствием, через несколько секунд все равно произошла бы катастрофа.
Согласно окончательному протоколу расследования, причинами катастрофы стали сложные метеорологические условия, игнорирование пилотами сигналов системы предупреждения и снижение ниже минимальной высоты, т. е. ошибки экипажа. Кроме того, было выявлено несовершенство оборудования, установленного на борту.
Источники информации
- Кузинкова А. «Авиационные катастрофы и аварии: список, причины, расследования», электронный ресурс https://www.syl.ru/
- Макашев В.А., Петров С.В. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них»: учебное пособие. 2008
- Руководство по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (РПАП-2002)
- Чикенева И.В., Лутовина Е.Е. «Аварийно — спасательные работы как минимизация экологических рисков»: учебное пособие / Оренбург,2016.-143с.. 2016;
- Аварии на воздушном транспорте, их основные причины и последствия, электронный ресурс https://studfiles.net/
- Влияние метеорологических условий на авиакатастрофы; http://www.refbzd.ru/viewreferat-749-4.html
- Проблема столкновения самолетов с птицами. Справка
- https://ria.ru/20090116/159413848.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Столкновение_с_птицами
- https://pilotgid.ru/
- https://thebiggest.ru
- https://studfiles.net/preview/6047320/page:3/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Авиационное_происшествие
- gotovimyrok.com Анализ причин авиакатастроф в РФ
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Авиационная_катастрофа
Падение президентского борта Польши
Крушение «Ту-154» в Смоленске стало катастрофой, в которой погибло практически все высшее военное командование Польши, президент с супругой, известные польские политики. Делегация направлялась в Россию, чтобы посетить траурные мероприятия по случаю годовщины расстрела в Катыни.
Экипаж самолета, как выяснилось, был недостаточно подготовлен к полету. По факту только лишь бортинженер в день вылета имел действительный допуск к полетам на «Ту-154». Кроме того, экипаж не имел актуальных метеорологических данных по смоленскому аэропорту, а также точных координат. Впоследствии некоторые СМИ назвали одной из причин катастрофы давление на пилотов со стороны президента Польши. Ранее уже имел место случай, когда президент потребовал изменить курс, но пилот отказался выполнить это требование, так как в противном случае пассажиры подверглись бы опасности.
На борту были девяносто шесть человек, восемьдесят восемь из них – пассажиры. Этим рейсом, как уже упоминалось, летел президент Польши Л. Качиньский с женой, руководитель канцелярии, замминистра иностранных дел, замминистра культуры, глава нацбанка, руководитель бюро нацбезопасности и другие видные политические, общественные, военные и религиозные деятели. На борту должен был находиться еще и родной брат Леха Качиньского, но ему не удалось полететь из-за резко ухудшившегося состояния здоровья матери.
Полет проходил в штатном режиме, заход на посадку тоже поначалу выполнялся правильно. Самолет столкнулся с деревьями, но, как потом установила комиссия, условия были таковы, что даже если бы воздушное судно не встретилось с препятствием, через несколько секунд все равно произошла бы катастрофа.
Согласно окончательному протоколу расследования, причинами катастрофы стали сложные метеорологические условия, игнорирование пилотами сигналов системы предупреждения и снижение ниже минимальной высоты, т. е. ошибки экипажа. Кроме того, было выявлено несовершенство оборудования, установленного на борту.
Крушение Boeing 737 в Казани. Погибли 50 человек
Самолет авиакомпании «Татарстан», выполнявший рейс из Москвы, рухнул при заходе на посадку в аэропорту Казани в ноябре 2013 года. Погибли все находившиеся на его борту 50 человек — 44 пассажира и 6 членов экипажа.
Причиной крушения МАК назвал неподготовленность экипажа. При уходе на второй круг никто в кабине «не распознал факт отключения автопилота и допустил попадание самолета в сложное пространственное положение на кабрирование». У командира судна не было навыков вывода самолета из сложного пространственного положения. В итоге пилот потерял ориентировку в пространстве, самолет ушел в крутое пике и врезался в землю. В качестве дополнительных факторов, которые назвали эксперты, значатся:
- отсутствие у командира судна первоначальной летной подготовки;
- члены экипажа, получившие допуск к переучиванию на Boeing 737, недостаточно хорошо владели английским языком;
- методическое несовершенство процесса переучивания, формальный контроль за результатами и качеством переучивания;
- низкий уровень организации летной работы в авиакомпании;
- систематическое нарушение режима труда и отдыха членов экипажа и большая задолженность по отпускам. Это могло привести к чрезмерной усталости пилотов.
Что делать при декомпрессии в салоне
Действия при аварии на воздушном транспорте, связанной с разряжением воздуха в салоне в результате разгерметизации фюзеляжа воздушного судна заключаются в быстром надевании кислородной маски, даже без соответствующей команды от экипажа.
Главной ошибкой является желание помочь сначала близким или что-то сказать. Воздух из легких при декомпрессии выходит быстро, и замедлить процесс вы не в состоянии. Если вы промедлите с маской, то через пару минут потеряете сознание. Правильным будет без лишних движений и разговоров одеть маску, а затем помогать близким.
Обязательно пристегните ремни безопасности. Помните, что при разряжении воздуха возможно появление звона в ушах, а также может временно ухудшиться зрение.
Правила поведения на воздушном транспорте
«Клевок» или скала?
По мнению Олега Смирнова, возможной причиной крушения стал «клевок» при заходе на посадку при выпуске закрылок, когда менялась конфигурация крыла, для того чтобы увеличить подъемную силу и уменьшить скорость перед посадкой.
— Происходит скос потока, который отрицательно влияет на подъемную силу стабилизатора, и образовывается «клевок». Это мгновенное явление, из которого невозможно вывести самолет, потому что идет очень резкое снижение. Пилотов готовят к тому, чтобы в такие ситуации не попадать. Есть вероятность, что в этом случае экипаж не доучили, — предположил летчик.
Однако, судя по тому, что обломки самолета были найдены в море и у горы, предпочтительнее другая версия произошедшего, подчеркнул пилот.
На склоне горя3
Спасатели на вездеходах продолжают следовать на место крушения самолета АН-26
Фото: ГУ МЧС России по Камчатскому краю
— Столкновение с возвышенностью при заходе на посадку весьма вероятно. Нужно разобраться, есть ли в аэропорту радиолокатор, посадочные системы для помощи оператору. Когда летишь в облаках, ничего не видно кроме приборов. Если пилот вслепую заходил на посадку ниже безопасной высоты, это самоубийство. Столкновение с горой — грубейшее нарушение. Летчик не мог не знать расположение возвышенностей, тогда причиной крушения будет признан человеческий фактор
Но важно еще и то, как был подготовлен экипаж, оборудован аэропорт, как работал диспетчер. Списывать всю вину на пилота пока не стоит, хотя зачастую происходит именно так, — отметил он.Напомним, днем 6 июля в ГУ МЧС России по Камчатскому краю поступила информация о том, что самолет Ан-26, совершавший пассажирский рейс Петропавловск-Камчатский–Палана, в указанное время не вышел на плановый сеанс связи
Радиосвязь с экипажем воздушного судна, принадлежавшего АО «Камчатское авиапредприятие», пропала примерно за 10 минут до времени посадки. В 05:55 мск в аэропорту Палана была объявлена тревога и организована поисково-спасательная операция. Позднее в 3,8 км от поселка с вертолета были обнаружены обломки пропавшего самолета. Часть из них упала в море. К месту крушения были направлены спасатели, оперативная группа МЧС по Камчатскому краю, а также сотрудники правоохранительных органов. Предположительно, все 28 человек, которые находились на борту, погибли.
Справка «Известий»
Самые крупные катастрофы с Ан-26 в России и мире
Чугуев, 2020 год. 25 сентября недалеко от украинского города Чугуев в Харьковской области разбился самолет Ан-26. Он выполнял учебный полет с курсантами. На борту находилось 27 человек, 26 из них погибли.
Хмеймим, 2018 год. 6 марта российский Ан-26 потерпел крушение при заходе на посадку на сирийском аэродроме Хмеймим. Он столкнулся с землей, не долетев около 500 м до взлетно-посадочной полосы. На борту самолета находилось 26 пассажиров и шесть членов экипажа, все они погибли.
Киншаса, 2018 год. 20 декабря потерпел крушение транспортный Ан-26 компании GomAir в 40 км от международного аэропорта Нджили (Киншаса, Демократическая Республика Конго). На борту находилось 23 человека.
Провинция Идлиб, 2015 год. 18 января Ан-26 ВВС Сирии разбился при заходе на посадку на аэродроме Абу-Духур (провинция Идлиб). Погибло 30 человек.
Багдад, 2007 год. Грузовой Ан-26, арендованный Турцией у молдавской авиакомпании, потерпел катастрофу 9 января 2007 года. Самолет пытался зайти на посадку в условиях плохой видимости из-за тумана и разбился во время второй попытки. На борту находилось 35 человек, 32 из них погибли.
Архангельск, 2002 год. 21 февраля Ан-26 потерпел крушение при заходе на посадку в районе аэродрома Лахта в Архангельской области. 17 из 20 находящихся на борту человек погибли. Основной причиной катастрофы были названы метеоусловия: из-за плохой видимости и сильного бокового ветра самолет трижды заходил на посадку и последняя попытка стала роковой.
2.5. Меры, направленные на предотвращение авиационных происшествий
Предотвращение авиационных происшествий подразумевает поиск, выявление и оценку факторов опасности, разработку методов, рекомендаций для уменьшения возможности авиационных происшествий и инцидентов.
Отечественный опыт и материалы ICAO показывают, что обычно авиационные происшествия происходят вследствие сочетания нескольких различных неблагоприятных факторов, каждый из которых в отдельности в большинстве случаев не представляет серьезной опасности, а в совокупности с другими может быть завершающим звеном и привести к авиационному происшествию.
Все авиационные происшествия, в конечном счёте, являются следствием «ошибок человека», которые в свою очередь являются следствием несовершенства организации управления, планирования и контроля. В целях предотвращения «ошибок человека» в РФ действует Руководство по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (РПАП-2002) .
Руководство определяет порядок деятельности в области государственной авиации по вопросам предотвращения авиационных происшествий, обязанности руководителей (командиров, начальников) органов управления, задачи и права специалистов органов безопасности полетов. В нем изложены основные методы, формы и способы работы должностных лиц по предотвращению авиационных происшествий.
Главным содержанием работы по предотвращению авиационных происшествий является приоритет мер, направленных на повышение роли человеческого фактора:
- подбор, подготовка и воспитание руководящих кадров и авиационных специалистов;
- высокая профессиональная подготовка личного состава;
- качественная подготовка авиационной техники к полетам;
- строгая плановость в летной работе;
- высокая натренированность летного состава и лиц группы руководства полетами;
- своевременное и качественное информационное обеспечение личного состава;
- обеспечение высокого уровня социально-бытовых условий .
Безопасность полетов обеспечивается:
- строгой регламентацией проектирования, постройки, испытания и сертификации воздушных судов, авиационных двигателей и оборудования;
- полным перечнем технических требований и нормативов к характеристикам воздушных судов, их элементам, системам, агрегатам и оборудованию;
- системой технической эксплуатации воздушных судов с перечнем обязательных правил по их подготовке и обслуживанию;
- техническими требованиями и нормативами к аэропортам, аэродромам, воздушным трассам;
- правилами организации управления воздушным движением;
- порядком работы метеослужб, обеспечивающих авиадвижение;
- системой расследования авиапроисшествий .
Работа по предотвращению авиационных происшествий преследует цели:
- научить каждого авиационного специалиста пониманию потенциальной опасности его ошибочных действий, профессиональной настороженности и работе безопасными методами;
- исключить непрофессиональные действия, приводящие к авиационным происшествиям;
- исключить нарушение требований нормативных документов, безответственность руководящего состава;
- не допустить выпуска в полет неподготовленных экипажей и авиационной техники, обеспечить законность каждого полета;
- предупредить отказы авиационной техники в полете;
- исключить низкое качество подготовки аэродромов и всех видов обеспечения полетов;
- предвидеть возникновение опасных погодных условий и воздушной обстановки;
- исключить необъективность расследования и установления причин авиационных происшествий и авиационных инцидентов.
Международная организация гражданской авиации ICAO регулярно проводит тщательный мониторинг всех авиапроисшествий. Это кропотливая работа комиссий, состоящих из пилотов, экспертов, авиадиспетчеров, инженеров, которые отрабатывают и анализируют самые сложные варианты, учитывая разные нюансы. Поскольку самолёт — это не только прочная железная машина, а громадный технический комплекс всевозможных узлов и агрегатов, причины падения очень разные и индивидуальные, а расследования длятся в несколько этапов от нескольких месяцев до нескольких лет.
Авария «Ту-154» под Иркутском в 2001
В среду, 4 июня 2001 года, «Ту-154» совершал рейс Екатеринбург – Владивосток с дозаправкой в Иркутске.
На день крушения лайнер, который получил имя «Уссурийск», совершил более 11 тысяч взлетов и посадок, налетал почти 21 тысячу часов. Самолет, с которым случилась данная авиационная катастрофа, был выпущен в 1986 году. Управлял лайнером опытный экипаж, командир воздушного судна налетал практически 13,5 тысяч часов, второй пилот – 6,8 тысяч часов, работал в авиакомпании 20 лет, штурман – налетал 6,4 тысяч часов, бортинженер – 954 часа, все на «Ту-154».
На борту находились 145 человек, из них 9 членов экипажа. Большая часть пассажиров являлась гражданами РФ, также летели рейсом 12 граждан КНР.
Полет проходил в штатном режиме до момента посадки в аэропорту Иркутска. Катастрофическая ситуация развивалась стремительно (всего 15 секунд). Все попытки экипажа воздушного судна выровнять лайнер были безуспешными из-за недостатка высоты. Самолет вошел в штопор и свалился на землю. «Ту-154» исчез с радаров в 02:08, уже в 03:25 обломки были обнаружены в 22 км от Иркутска.
5 июля 2001 года, следующий после трагедии день, был объявлен траурным в РФ. Погибли все, кто находился на борту. Расследование авиационной катастрофы велось недолго, так как все три самописца были найдены сразу же. Причиной крушения эксперты назвали ошибки экипажа.
Какие модели лайнеров наиболее безопасны
На сегодняшний день в мире по моделям лайнеров самыми безопасными считаются:
Марка лайнера | Начало выпуска (год) | Одна авария на количество летных часов | Количество жертв |
Boeing 777 | 1995 | 19 млн | 540 |
Airbus A340 | 1993 | более 13 млн | только потерпевшие |
Airbus A330 | 1993 | 14 млн | около 300 |
Boeing 747 | 1970 | 17,5 млн | около 1000 |
Boeing 737 NG | 1997 | 17 млн | около 500 |
Boeing 767 | 1982 | 15 млн | более 800 |
Airbus A320 | 1988 | 15 млн | более 3000 |
Boeing 757 | 1982 | 15 млн | точной цифры нет |
Boeing 737 CFMI | 1984 | 5,5 млн | менее 600 |
McDonnell-Douglas MD-11 | 1990 | 4 млн | около 500 |
По маркам самыми опасными считаются:
Марка самолета | Год выпуска | Одна авария на количество летных часов |
Boeing 737 JT8D моделей 100 и 200 | 1967 | 508 000 |
Ил-76 | 1974 | 550 000 |
Ту-154 | 1971 | 1 000 000 |
Еще в СССР было отмечено, что практически каждая авария самолета Ту-154 происходит по вине человека. Тогда как это один из самых надежных пассажирских лайнеров. Его техническое строение отличается сложностью и требует к себе соответствующего профессионализма со стороны диспетчеров и пилотов.
Причины и последствия
Происшествия на воде неизменно сопровождаются рядом возникающих трудностей и особенностей:
- скорость движения транспорта, как правило, высока, что становится причиной травм пострадавших и их быстрой гибели;
- задержка при оказании помощи из-за сбоя в получении достоверной информации о ЧП. На момент прибытия спасательной группы в большинстве случаев происходит увеличение количества жертв;
- незнание пассажирами элементарных навыков выживания на воде;
- отсутствие специальной техники для эвакуации и тушения пожаров на начальном этапе;
- затруднение при определении количества пострадавших, а также невозможность доставки их в специализированные медицинские учреждения;
- организация поисков останков на больших площадях;
- необходимость восстановления транспортного сообщения в максимально сжатые сроки.
Осенью количество аварий морских объектов возрастает многократно. В этот период море часто штормит, а из-за разницы температур водной поверхности и воздуха возникают туманы.
Причины аварий могут быть как природного характера, так и по вине человека. К первым относятся: густые туманы, дрейфующие айсберги, мели, шторм, подводные скалы,бури, метели. Человеческий фактор включает ошибочные решения капитана судна либо оплошности других членов экипажа, недоработки на этапе строительства и проектирования корабля, безответственное отношение к плановым осмотрам и текущим ремонтным работам, перегруз и/или неравномерное распределение груза на борту.
Частым последствием кораблекрушений является гибель людей. Это происходит в результате полученных трав, утопления, гипертермии (переохлаждение) в холодной воде, отравления ядовитыми токсинами при пожарах. Нередко при затоплении корабля образуется воронка, которая затягивает людей, находящихся в ее зоне, на дно. Выбраться из водоворота удается немногим.
Самые разрушительные последствия аварий на водном (морском) транспорте связаны с попаданием нефтепродуктов в морские воды при столкновении или разрушении нефтеналивных судов. В результате таких катастроф образуется пленка на водной поверхности, вызывающая массовое уничтожение птиц, рыб, растений и млекопитающих. Всей экосистеме, включая рыбный промысел, наносится непоправимый ущерб.
Список крупнейших авиакатастроф России
За последние несколько лет на долю России пришлось довольно много очень печальных катастроф. Одна из самых “свежих”, это крушение ТУ-154, направлявшимся в Сирию, года. Это самая крупная авария за 2016 год.
ТУ-154 компании Utair.
Причины катастрофы еще не выяснены, в связи с трудностями в расшифровке черных ящиков. Известно только, что самолет рухнул в Черное море, забрав с собой жизни всех пассажиров и экипажа.
19 марта того же года разбился самолет FlyDubai, направляющийся в Ростов-на-Дону из ОАЭ. Все люди погибли. Причины катастрофы тоже еще выясняются, а пока объявлены только промежуточные результаты.
В ту ночь были сложные погодные условия, из-за чего самолет заходил два раза на посадку. После второго раза он стал резко снижаться и просто рухнул на ВВП.
Крупнейшая катастрофа за 2013 год, падение Боинга 737, возле Казани. Все пассажиры и экипаж погибли. Авария также произошла при заходе на посадку.
Причиной называется халатность и неисполнение экипажем своих обязанностей, а также недостаточная его подготовленность к полетам.
Самолет ТУ-134.
Другая ужасная катастрофа, произошедшая на территории Карелии, гибель ТУ-134 при заходе на посадку. Самолет столкнулся с деревьями в результате чего рухнул. Одна из причин, плохая видимость в условиях тумана. 47 человек погибли, но 5 удалось выжить.
Авиакатастрофа под Ярославлем самолета ЯК-42 привела к гибели всей хоккейной команды “Локомотива”. В этой катастрофе выжил только 1 человек. При взлете самолет врезался в радио маяк и рухнул на берегу реки. Причиной также оказалась неподготовленность экипажа.
Понедельник — года — оказался последним днем для большинства пассажиров и экипажа рейса 120 компании Utair. Только 10 удалось выжить в этой катастрофе. Авария произошла после самого взлета, через 42 секунды.
Причиной оказался отказ КВС от противообледенительной обработки, что привело к ухудшению аэродинамических способностей самолета. Плюс ко всему, экипаж не смог вовремя заметить сваливание самолета.
Статистика аварий на водном транспорте
По статистике самым безопасным видом транспорта признан железнодорожный. На 2 месте по безопасности самолеты. Самым опасным транспортом признаны мотоциклы и мопеды (на их долю приходится 20% смертей на дорогах). Остальные сведения статистики представлены на диаграмме:
Сегодня более 60% мирового грузооборота совершается по морю. Морские просторы по приблизительным расчетам бороздят более 60 тыс. судов, рассчитанных на перевозку крупных грузов, а также чуть более 20 млн. мелких судов, выполняющих разнообразные цели (прогулочные катера, парусные яхты, лодки). Каждый день в акваториях пребывают 30 тыс. судов, а общая численность экипажей на них превышает 1 млн человек.
Статистика аварий водного транспорта по данным Регистра судоходства Ллойда, содержит информацию касательно ежегодной гибели 300–400 судов и авариях на 8 тыс. суден. Количество человеческих жертв также ужасает. Ежегодно при крушениях водного транспорта погибают свыше 200 тыс. человек по всему миру. Крупнейшие катастрофы за 2011–2016 годы в мире:
Дата | Место катастрофы | Количество жертв |
2.05.2011 | Конго | 100 |
5.07.2011 | Судан | 197 |
10.07.2011 («Булгария») | РФ, Татарстан (Куйбышевское водохранилище) | 122 |
10.09.2011 (MV Spice Islander) | Занзибар-Танзания | 240 |
17.12.2011 | Ява | 51 |
30.04.2012 | Индия | 100 |
18.07.2012 (Karama Star Gate) | Танзания | 69 |
29.08.2012 | Зондский залив | 105 |
16.08.2013 | Филиппины | 51 |
3.10.2013 | Остров Лампедуза | 345 |
22.03.2014 | Озеро Альберт (граница Уганды с Демократической Республикой Конго) | 251 |
16.04.2014 | Южная Корея | Одна из крупнейших аварий на водном транспорте в современной истории. Погибло – 295 человек |
12.05.2014 | Остров Лампедуза | 17200 пропали |
4.08.2014 (Pinak-6) | Бангладеш | 100125 пропали |
22.08.2014 | Ливия | 250 |
15.09.2014 | Ливия | 221 |
2.10.2014 | Ливия | 10100 пропали |
13.12.2014 | Демократическая Республика Конго | 129 |
Статистика аварий водного транспорта имеет данные также о гибели подводных лодок. За последние 60 лет в результате этих крушений погибло большое количество членов экипажа.
Для наглядности статистика аварий водного транспорта (включая подводные лодки) в России и СССР:
Дата | Место | Количество жертв |
12.1952 (С-117) | Японское море | 52 |
21.11.1956 (М-200) | Эстония | 28 |
26.09.1957 (М-256) | Таллинский залив | 35 |
27 января 1961 (С-80) | Баренцево море | 68 |
4 июля 1961 (К-19, Северный флот) | 8 | |
11.01.1962 (Б-37) | Военно-морская база Северного флота | 78 |
8.09.1967 (К-3) | Норвежское море | 39 |
8 марта 1968 (К-129) | Гавайские острова | 98 |
12.04.1970 (К-8) | Бискайский залив | 52 |
24.06.1983 (К-429) | Камчатка | 16 |
6 октября 1986 (К-219) | Саргассово море | 4 |
7.04.1989 (К-278) | Норвежское море | 42 |
12.08.2000 («Курск», Северный флот) | Баренцево море | 118 |
30.08.2003 (К-159) | 9 | |
8.11.2008 («Нерпа») | Японское море | 20 |
В интернете можно посмотреть огромное количество видео и документальных фильмов о крушениях морских судов.
https://youtube.com/watch?v=PArdirujKw0
Теракты «Ту-154» и «Ту-134» в году
В августе 2004 практически одновременно в самолетах «Ту-154» (авиакомпания «Сибирь», маршрут Москва – Сочи) и «Ту-134» («Авиаэкспресс», Москва – Волгоград) сработали взрывные устройства, которые были пронесены на борт смертницами. Оба самолета разбились, в «Ту-154» погибли сорок шесть человек, в «Ту-134″ – сорок четыре человека. Первый рейс вылетел из «Домодедово» в 21:25, второй – в 22:00, тоже из «Домодедово». Первым с экранов пропал Т»у-134» (в 22:56), через несколько минут связь оборвалась и с «Ту-154».
Обломки и останки пассажиров, погибших в авиационной катастрофе с «Ту-134», были обнаружены в Тульской области в 2:00, «Ту-154» – в 08:15 в Ростовской области. Следствие быстро установило причины крушения.
Причины авиационной катастрофы были одинаковыми – теракт. Совершили его чеченские смертницы А. Нагаева и С. Джебирханова. Террористки собрали взрывные устройства уже на борту, в туалетах. Мощность взрывов могла быть небольшой. В результате терактов погибли все находившиеся на борту и одного, и другого воздушного судна. Общее количество жертв составило 90 человек.
Это интересно: Правила поведения туристов на отдыхе
Что делать при пожаре в салоне самолета
Действия при пожаре в самолете
Токсичный дым, заполняющий салон в случае возгорания представляет большую опасность для человека, чем сам огонь. Обязательно следует позаботиться о защите рта и носа. Дышите только через влажную ткань (любой платок, шарф, шапка, воротник). При эвакуации передвигайтесь к аварийному выходу, пригнувшись к полу или ползком. Внизу скопления дыма минимально.
Девушкам следует снять туфли на высоком каблуке и капроновые колготки. Колготки относятся к быстровоспламеняющимся вещам. Они могут загореться от любой искры. Туфли в случае падения или бега также способны стать причиной получения серьезных травм. Более того случайно в задымленном салоне вы можете травмировать другого пассажира при передвижении ползком.
На открытые участки тела лучше накинуть любую одежду, плед или покрывало. Это убережет от сильных термических ожогов. Как действовать при получении ожога Вы можете посмотреть в нашем видео: «Действия при ожогах». Если к выходу трудно пробраться из-за скопления народа или завала вещами, то пробирайтесь по креслам, предварительно опуская их спинки. Руки должны быть свободны не берите с собой сумки. Действуйте согласно указаниям бортпроводников.
В случае аварии используются все имеющиеся выходы, включая запасные. Их легко можно обнаружить по специальной маркировке. Для удобства все надписи на них подсвечиваются при любом освещении. Рядом с аварийным люком находится подробная и доступная инструкция по вскрытию замка.
Покинув салон самолета, не стойте рядом. Пожар может спровоцировать взрыв. В этом случае вы можете пострадать от сильной взрывной волны и разлетающихся обломков. Оптимальным вариантом будет – отойти подальше или лечь на землю, защитив голову руками.
Какие модели лайнеров наиболее безопасны
На сегодняшний день в мире по моделям лайнеров самыми безопасными считаются:
Марка лайнера | Начало выпуска (год) | Одна авария на количество летных часов | Количество жертв |
Boeing 777 | 1995 | 19 млн | 540 |
Airbus A340 | 1993 | более 13 млн | только потерпевшие |
Airbus A330 | 1993 | 14 млн | около 300 |
Boeing 747 | 1970 | 17,5 млн | около 1000 |
Boeing 737 NG | 1997 | 17 млн | около 500 |
Boeing 767 | 1982 | 15 млн | более 800 |
Airbus A320 | 1988 | 15 млн | более 3000 |
Boeing 757 | 1982 | 15 млн | точной цифры нет |
Boeing 737 CFMI | 1984 | 5,5 млн | менее 600 |
McDonnell-Douglas MD-11 | 1990 | 4 млн | около 500 |
По маркам самыми опасными считаются:
Марка самолета | Год выпуска | Одна авария на количество летных часов |
Boeing 737 JT8D моделей 100 и 200 | 1967 | 508 000 |
Ил-76 | 1974 | 550 000 |
Ту-154 | 1971 | 1 000 000 |
Еще в СССР было отмечено, что практически каждая авария самолета Ту-154 происходит по вине человека. Тогда как это один из самых надежных пассажирских лайнеров. Его техническое строение отличается сложностью и требует к себе соответствующего профессионализма со стороны диспетчеров и пилотов.
В чем опасность и как защититься
Последствия аварии на суднах различны, самым серьезным является гибель людей. Причины:
- паника среди пассажиров;
- переохлаждение;
- утопление;
- различные травмы;
- ожоги;
- отравления;
- жажда;
- голод;
- недостаточное количество спасательных средств.
Отмечается также и возникновение на месте катастрофы воронки, затягивающей на дно все, что оказалось в зоне ее действия. Не менее опасно для акватории разлитие нефтепродуктов при крушении крупных нефтеналивных судов. Под угрозой оказываются семейства рыб, растений и млекопитающих. При такой техногенной катастрофе экосистеме наносится непоправимый ущерб.
Защититься от последствий аварий на воде можно при соблюдении установленных правил поведения на судне, а также строгого следования установленным указаниям при использовании водного транспорта.
Авиакатастрофы в России в 2017 году
Список авиационных катастроф за 2017 год на территории России включает всего 15 происшествий. Это меньше прошлогоднего показателя на 53,1%. В 2016-м число катастроф и авиационных аварий, которые произошли в РФ, составило 32 случая. Жертвами происшествий с воздушными судами в 2017 году стали всего 22 человека. По сравнению с показателем предыдущего года зафиксировано уменьшение на 81,1% (в 2016-м – 119 жертв). Число пострадавших тоже существенно сократилось: 29 человек в 2017-м против 132 – в 2016-м. Согласно официальным данным МЧС, больше всего катастроф в предыдущие годы происходили в Южном и Дальневосточном (по двадцать четыре процента), а также в Центральном (семнадцать процентов) ФО. Больше всего самолетов терпели крушения в Южном ФО (33%), вертолетов – в Дальневосточном (45%).
Падение «Ту-154» Минобороны РФ в Сочи
25 декабря 2016 года участники Академического ансамбля летели на авиабазу Хмеймим в Сирии, чтобы поздравить российских военнослужащих с наступающими новогодними праздниками. Дозаправка сначала планировалась в Моздоке, но из-за неблагоприятных погодных условий ее перенесли в Сочи. Лайнер успешно вылетел из Сочи, но уже через две минуты пропал с радаров. Воздушное судно рухнуло в Черное море. Погибли все люди, находившиеся на борту (а это восемьдесят четыре пассажира и восемь членов экипажа).
Для авиационной катастрофы характерны некоторые обстоятельства, которые обычно заканчиваются трагедией. В данном случае, вероятно, к катастрофе привели техническая неисправность самолета и ошибки экипажа или перегруз. Именно это установила комиссия. Есть также версия, что в кабине экипажа находился посторонний человек, который не имел допуска к полетам.
Виды и классификация
Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:
- кораблекрушение — гибель судна или его полное конструктивное разрушение;
- авария — повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (для пассажирского — 12 часов);
- аварийное происшествие – меньшая по продолжительности авария;
- катастрофа – кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой гибель людей.
Все возникающие аварии в зависимости от повреждений делятся на несколько основных групп:
- Нарушения целостности корпуса судна, возникающие в результате столкновений с природными объектами или другим транспортом.
- Значительные разрушения в результате взрыва или пожара (терроризм, нарушение правил пожарной безопасности).
- Потеря плавающим средством остойчивости (способность судна сохранять равновесие даже при сильном воздействии внешних сил).
- Поломки механизмов или оборудования.