Как устроен человек: развивающие занятия для детей
Содержание:
- Анатомия и структура человека для художников. Мышцы и кости
- Специфика биологических закономерностей и биосоциальная природа человека
- Не рисуйте каждую фигуру с одинаковыми формами
- Не повторяйте анатомический справочник
- Как не ошибиться с выбором профильного класса
- Что поможет при изучении анатомии?
- Викторина для школьников «Интересная анатомия»
- Анатомия человека для художников. Мышцы и движения тела
- На что ориентироваться при выборе профиля
- «Организм человека. Общий обзор»
- Анатомия как теоретическая основа медицины
- Какие бывают профили
- Астрономия в школе сейчас
- Астрономия в школе раньше
- Обращайте внимание на пропорции и анатомию
- Для детей
- Функционирование мышц
- Мозг
Анатомия и структура человека для художников. Мышцы и кости
Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека.
Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела.
Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей. Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников, которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме.
Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.
Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.
Кости
Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей, обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими.
Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа.
Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.
Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.
Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.
Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.
Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза.
Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.
Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.
Мышцы
Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:
- крупные поверхностные мышечные группы, которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также
- гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица.
Это все скелетные мышцы. Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.
Мышца состоит из тысяч волокон, каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.
Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки. Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья.
Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться. Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.
Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тела: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.
Специфика биологических закономерностей и биосоциальная природа человека
В биологии человек — существо социальное, поэтому его выживание обусловлено не только и не столько биологическими механизмами. В первую очередь выживание человека зависит от труда, общества, производства, расселения и благополучия. Социальность человека свидетельствует о том, что историческое развитие человечества идет не по биологическим законам, а по социальным.
Человек в современном понимании — единство биологического и социального. В человеческом организме происходят биологические процессы, которые выполняют основополагающую функцию: определяют жизненно необходимые факторы в жизнедеятельности и развитии человечества.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Не рисуйте каждую фигуру с одинаковыми формами
Художники, применяя базовые формы для создания фигуры, часто ошибаются в использовании одних и тех же форм для построения каждой фигуры.
Подстраивайтесь к вашему собственному предмету
Создавая фигуру, вам необходимо искать и приспосабливать требующийся материал к предмету, который вы создаете. Вы же не собираетесь использовать те же самые формы для изображения культуриста, так как он будет похож на борца сумо или бегуна.
Вы должны посмотреть на предмет и выяснить, какие формы являются подходящими для создания образа. Например, некоторые люди имеют квадратовидную форму головы, которая должна быть построены из кубов, а другие — круговидную форму, получаемую из сфер.
(Эти две фигуры находятся в одной и той же позе, но созданы из разных форм. Фигура справа построена из больших блоков, что делает образ более крепким)
Не повторяйте анатомический справочник
Изображение анатомии для начинающих может показаться непреодолимым на первый взгляд, так как в теле очень много мышц. Когда вы смотрите на модель и видите множество изгибов на теле, у вас может возникнуть желание достать книгу по анатомии, чтобы понять, что находится под кожей.
Продумывайте рисунок в простых объемах
Приступая к своему рисунку, вам необходимо начать с основных объемов, используя сферы, кубы и цилиндры. Начав с этих простых основ и затем постепенно усложнив их, вы сможете сделать ваш рисунок объемным.
Если же вы копируете контуры фигуры, то вероятней всего у вас получится плоский рисунок.
(Рисунок слева чрезмерно подчеркивает мышцы модели, и он больше похож на рисунок из книги по анатомии, чем на фигуру. Художнику, прежде всего, нужно думать о трехмерной (объемной) форме мышц, чтобы придать образу иллюзию объема)
Учитывая выше сказанное, вам не обязательно всегда рисовать сферы и кубы на странице. Если вы взгляните на такого художника, как Гарри Кармен, заметите, что, хотя он иногда изображает тело схематично, очевидно, что художник думает о трехмерных (объемных) свойствах рисунка.
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.
Что поможет при изучении анатомии?
Показать наглядно, как выглядит печень или легкое, вживую не получится. Здесь могут спасти анатомические атласы в картинках, иллюстрированные детские книги о строении тела человека, плакаты. Можно подключать и тематические обучающие мультики.
Чтобы закрепить изученное, важно, во-первых, не втискивать в голову ребенка всю информацию разом – одного органа для одного занятия достаточно. А во-вторых, лучший помощник в любом обучении – игра
Как можно поиграть в анатомию?
Лучше всего для этой цели подходит, конечно, игра в больничку или доктора. Но можно придумать и другие варианты. Например:
- подобрать загадки про части тела;
- найти или сочинить сказку об их приключениях и взаимопомощи;
- поиграть в тематические онлайн-игры.
А можно поиграть с карточками, на которых изображены части тела:
- ребенок берет карточку и называет орган ласково (ухо – ушко, рот – ротик);
- то же самое, но с использованием множественного числа (ухо – уши, рот – рты);
- то же самое, но нужно ответить на вопрос: много чего? (ушей, ртов).
Можно найти или придумать и другие игры, которые помогут закрепить ребенку знания о том, как устроен его организм, какие органы для чего нужны. Главное, чтобы информация, которую он получит, была правдивой, доступной и интересной.
Викторина для школьников «Интересная анатомия»
1. Самым высоким человеком, когда-либо жившим на земле, был американец Роберт Першинг Уодлоу. Его рост равнялся двум метрам семидесяти двум сантиметрам. Он родился в 1918 году и умер в 1940 году. Почему же он умер так рано, прожив всего двадцать два года? (Из-за недостаточного кровоснабжения ноги Роберта потеряли чувствительность. Незамеченная вовремя мозоль от скобок на коленных суставах привела к заражению крови и смерти)
2. Где у человека находится самый маленький сустав? (В ухе, там, где соединяются маленькие косточки — «стремечко» и «наковальня»)
3. Назовите самые большие мышцы человеческого организма. (Из шестисот тридцати девяти мышц человеческого организма самые большие — ягодичные мышцы)
4. Где расположена самая маленькая мышца человека? (В ухе. Она обеспечивает движение стремечка внутреннего уха)
5. Назовите самую активную мышцу в организме человека, которая совершает более ста тысяч движений в день. (Мышца глазного яблока)
6. Назовите самый большой внутренний орган человека. (Печень. Она весит от 1 200 до 1 500 граммов и составляет 1/36 веса всего тела)
7. Назовите самую длинную кость в теле человека. (Бедреная кость. У мужчины, ростом 180 сантиметров, она может достигать в длину пятидесяти сантиметров)
8. Назовите самую редкую группу крови человека. (АВ, или четвертая группа. Встречается всего лишь у трех процентов англичан и у одного процента жителей США)
9. Назовите самую распространенную группу крови людей. (0, или первая группа)
10. Назовите самую большую артерию. (Аорта)
11. Где в организме человека находятся самые крупные клетки? (В костном мозге кровяная клетка мегакариоцит достигает 0,22 миллиметра)
12. В каком органе человека находятся самые маленькие клетки? (Клетки мозжечка имеют размер пять микрон)
13. Клетки человеческих костей живут от десяти до тридцати лет. А клетки какого органа живут на протяжении всей жизни? (Мозга)
14. В каком органе человека происходит самое быстрое обновление клеток? (Выстилающие внутреннюю поверхность пищеварительного тракта клетки обновляются за три-четыре дня)
15. Назовите самый прочный сустав. (Тазобедренный)
16. Назовите самый подвижный сустав человеческого тела. (Плечевой. Поэтому его легче всего повредить)
17. Когда происходит наибольшая скорость выдыхания частиц (примерно сто шестьдесят семь километров в час)? (При чихании)
18. Из какой ткани «сделаны» стенки сосудов? (Из плотной волокнистой ткани)
19. Из какой ткани «сделана» кожа человека? (Из многослойного эпителия)
20. Какие виды фоторецепторов выделила наука? (Палочки и колбочки)
21. Что такое пульс? (Это колебание стенок сосудов)
22. Чем заканчивается трахея? (Бронхами)
23. Какие питательные вещества расщепляются уже в ротовой полости? (Углеводы)
24. Где происходит окончательное переваривание пищи? (В тонком кишечнике)
25. В каком человеческом органе есть стекловидное тело? (Глаз)
26. Из чего, согласно Гиппократу, образуются первые зубы человека? (Из молока матери. Потому их и называют молочными)
27. В старости японский поэт Исса, последний великий мастер хайку, написал следующее стихотворение:
«Как на ветру
Лепестки мака, колышутся
Передние…»
Закончите стихотворение. (Зубы)
28. В стрессовом состоянии в организме человека вырабатываются опасные токсины. Каким образом, чаще всего не зависящим от человеческой воли, они выводятся из организма? (Со слезами)
29. До недавнего времени считалось, что первое реалистическое изображение этого органа человеческого тела выполнено в шестнадцатом веке фламандским анатомом Андреем Везалием. Однако недавно археологи нашли в Мексике глиняный сосуд в виде этого органа, сделанный примерно на две с половиной тысячи лет раньше. Что же это за орган? (Человеческое сердце)
Анатомия человека для художников. Мышцы и движения тела
Представленные здесь принципы зарекомендовали себя как простые и эффективные в построении человеческой фигуры.
При взгляде на любой рисунок мы видим линии, плоскости или формы. В процессе рисования они могут стать движущимися линиями, движущимися плоскостями или движущимися формами.
Линия в построении идет первой, но поскольку мысленное представление должно предшествовать физическому воплощению, сначала нам нужно создать в воображении форму, потом — плоскость, и только потом приступать к рисованию линии.
Думайте в категориях форм и затем проявляйте их в линиях. Формы примерно одного размера или пропорций воспринимаются как одна, а не как несколько. Те из них, которые имеют разные размеры, в плане движения можно представить как вклинивающиеся друг в друга, как соединенные между собой или как взаимоблокирующие.
Самая эффективная концепция для понимания этого — вклинивание.
Общая анатомия
Кости представляют собой систему рычагов тела. С точки зрения архитектуры их можно представить как купол головы, арки стоп, столбы ног и так далее, а с точки зрения механики — как шарниры локтей и рычаги конечностей.
Связки представляют собой систему сжатия или растяжения и также подчиняются законам механики.
Мышечная система — это совокупность мышечных волокон человека, позволяющая двигаться через их сжатие или сокращение. В сжатии мышцы напрягаются и увеличиваются, а в расслабленном состоянии становятся дряблыми и мягкими. Мускулы, прикрепленные к костям и связкам, представляют систему движения. В них выражаются, соответственно, законы динамики и силы.
Для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, должна быть соответствующая мышца, тянущая в противоположном направлении. Таким образом мускулы соединяются по всему телу. Каждая мышца с правой стороны должна быть соединена с другой слева, для каждой сгибающей мышцы спереди должна быть соответствующая разгибающая мышца сзади.
Мышцы также представляют собой систему рычагов. Они прямо пропорциональны по отношению к длине рычага, который они двигают. Мышцы отдельных пальцев маленькие и расположены между костями руки. Они становятся больше по мере продвижения вверх по руке. Мышцы предплечья больше, чем мышцы пальцев, а мускулы плеча, соответственно, еще больше.
Мышцы и движения тела
Формы головы, грудной клетки и таза неизменны. Любые мышцы, как бы они не назывались и какой бы ни была их форма, следует понимать как мышечные группы.
Построение фигуры должно начинаться с размышления об этих группах и об их соотношениях между собой. О них следует думать подобно тому, как мы представляем себе тело осы, части тела которой соединены между собой одной вертикальной линией, то есть без учета взаимодействия этих частей между собой.
В идеале, в силу гравитации, эти мышечные группы будут симметрично сбалансированы друг с другом. Но по факту так происходит очень редко, и, тем более, никогда не бывает в движении.
В соотношении между собой мышцы ограничены тремя возможными плоскостями движения: они могут быть согнуты вперед или назад в сагиттальной, или срединной плоскости, скручены в горизонтальной плоскости или наклонены в фронтальной плоскости.
Практически все три движения присутствуют в разной степени в любой момент времени.
В этих различных движениях пределом является позвоночник. Позвоночник — это структура, которая соединяет одну часть тела с другой.
Это опорная колонна, занимающая почти центр или вертикальную ось тела и представляющая собой чередующиеся позвоночные диски и очень эластичные хрящи. Каждый сегмент — это шарнир, рычаг которого обращен к длинной бороздке в спине.
Позвоночник является естественным ограничителем для движущихся мышц, создавая в конечном счете линии фактического контура.
На что ориентироваться при выборе профиля
Результаты ОГЭ
В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.
Способности и склонности
Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.
Предметы ЕГЭ
Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.
«Организм человека. Общий обзор»
Организм человека — это сложная целостная саморегулирующаяся и самовозобновляющаяся система, состоящая из огромного количества клеток. Организм — живая система, характерными чертами которой являются потребление энергии, обмен веществ с окружающей средой, рост, развитие и размножение. Прежде всего организм представляет собой саморегулирующуюся систему, взаимосвязь всех органов и систем организма обеспечивается гуморальной и нервной регуляцией.
Анатомия, физиология и гигиена человека (организм человека) составляют основу современной медицины, педагогики, психологии. Развитие этих наук помогает разрабатывать эффективные методы профилактики и лечения заболеваний человека. Знания о строении и функциях человеческого организма позволяет человеку соблюдать правила личной гигиены, быть здоровым и физически крепким.
Ткани человека
В состав тканей входят клетки, сходные по строению, происхождению и функциям, а также межклеточное вещество. Также в организме человека различают четыре основных типа тканей, каждая из которых выполняет определенную функцию:
- эпителиальная ткань,
- соединительная ткань,
- мышечная ткань,
- нервная ткань.
Система органов человека
Ткани образуют органы, которые занимают постоянное положение и имеют определенное строение. Благодаря гуморальной и нервной регуляции органы функционально взаимосвязаны и образуют систему органов. Например, кровеносные сосуды и сердце обеспечивают транспорт кислорода, углекислого газа, питательных веществ, продуктов метаболизма и т.п. к соответствующим органам.
Система органов | Части системы | Функции |
Опорно-двигательная | Скелет | Опора тела, защита. Движение. Кроветворение |
Мышцы | Движение тела посредством работы мышц сгибателей и разгибателей. Мимика, речь. Движение стенок внутренних органов | |
Покровная | Кожа | Покровная, защитная, терморегуляционная, выделительная, осязательная |
Кровеносная | Сердце | Взаимосвязь всех органов организма. Связь с внешней средой. Выделение через легкие, почки, кожу. Защитная (иммунитет). Регуляторная (гуморальная). Обеспечение организма питательными веществами, кислородом |
Сосуды | ||
Дыхательная | Легкие | Проведение вдыхаемого воздуха, водяного пара. Газообмен между воздухом и кровью, выделение продуктов обмена |
Дыхательные пути | ||
Пищева-рительная | Пищеварительные железы | Образование пищеварительных соков, ферментов, гормонов. Переваривание пищи |
Пищеварительный тракт | Переваривание, проведение и всасывание переваренной пищи. Образование каловых масс и выведение их наружу | |
Мочевы-делительная | Почки | Выведение продуктов диссимиляции, сохранение постоянства внутренней среды, защита организма от самоотравления, связь организма с внешней средой, поддержание водносолевого обмена |
Половая | Женские половые органы | Образование женских половых клеток (яйцеклеток) и гормонов; развитие плода. Образование мужских половых клеток (сперматозоидов) и гормонов. |
Мужские половые органы | ||
Эндокринная | Железы | Гуморальная регуляция и координация деятельности органов и организма |
Нервная | Центральная | Высшая нервная деятельность. Связь организма с внешней средой. Регуляция работы внутренних органов и поддержание постоянства внутренней среды. Осуществление произвольных и непроизвольных движений, условных и безусловных рефлексов |
Периферическая |
Таблица. Система органов человека (нажмите на картинку для увеличения)
Нейрогуморальная регуляция
Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов и других веществ, которые разносятся по организму с током крови (эндокринная система)
Нервная регуляция более оперативна, поэтому взаимодействие органов с помощью нервной системы осуществляется в сотни раз быстрее по сравнению с гуморальной регуляцией. Нервные импульсы направлены к определенным органам и тканям, быстро регулируя их состояние и деятельность.
Нервная и гуморальная регуляции функций организма взаимосвязаны. На функционирование нервной системы оказывают влияния активные химические вещества, циркулирующие в криви. Образование этих веществ регулируется в свою очередь нервной системой. В результате существует единая нервно-гуморальная регуляция функций организма.
Это конспект по теме «Организм человека. Общий обзор». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Система регуляции процессов
- Вернуться к списку конспектов по Биологии.
- Проверить знания по Биологии.
Анатомия как теоретическая основа медицины
Согласно Гиппократу, врачи должны знать и понимать природу. Это вполне объясняет, почему медицинская наука пользуется общебиологическими понятиями. Теоретические исследования проводят в различных областях биологии, а их результаты используются в практической медицине.
Замечание 1
Многие врачи считают, что здоровье человечества — результат влияния среды обитания и образа жизни.
Взаимосвязь биологии и медицины начала изучаться в 19 веке, после того как была открыта клеточная теория. Р. Вихров — человек, который объединил клеточную теорию и патологию. Таким образом биология стала теоретической основой медицины.
В начале 20 века К. Бернар и И. Павлов обнаружили общебиологические основы физиологии и патологии. Развитие учений об инфекционной патологии позволили развить хирургию.
И. Мечников стоял у истоков биологических основ учения об иммунитете.
Связь биологии и медицины укрепилась благодаря генетике.
Также в 20 веке началось изучение наследственной патологии, встречающейся у людей.
Физиология, анатомия и прочие медико-биологические науки дали толчок развитию терапии и хирургии.
Иммунология, микробиология и паразитология развили эпидемиологию.
Данные анатомии, биохимии, физиологии и общей молекулярной генетики определяют теоретические основы диагностики, профилактику и лечение наследственных заболеваний.
Какие бывают профили
Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.
В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:
- естественные и математические науки;
- гуманитарные науки;
- технологии;
- социально-экономические науки.
Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.
ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:
Профиль | Предметы |
Физико-математический | Физика, математика |
Информационно-технологический | Информатика, математика, физика |
Химико-биологический | Биология, химия |
Лингвистический | Русский язык, литература, иностранный язык |
Филологический | Русский язык, литература |
Гуманитарный | Русский язык, литература, история, обществознание |
Социально-экономический | Обществознание, география |
Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.
Астрономия в школе сейчас
В 2017 году Министерство образования вернуло изучение астрономии в школы, но только для выпускных классов. Теперь задания по астрономии входят в ЕГЭ по физике.
Но при этом олимпиады по астрономии проходят для 5–11 классов — всей средней и старшей школы. Как правило, туда приходят дети, которые увлеклись наукой в раннем возрасте.
Астрономия в современной школе преподаётся только в 10–11 классах — в зависимости от учебного заведения. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» курс астрономии входит в базовую программу 10 класса.
В «Фоксфорде» есть и отдельные курсы «Занимательной астрономии» для 5–9 классов в индивидуальных образовательных маршрутах. Такие курсы подойдут юным любителям космоса — вы узнаете основы классической физики, познакомитесь с космическими явлениями, изучите строение Солнечной системы и «заглянете» в чёрную дыру.
Астрономия в школе раньше
Предмет «астрономия» в школе был введён ещё в царской России Петром Великим. Тогда наука о небесных телах была обязательной в технических учебных заведениях.
В 19 веке в Российской империи астрономия объединялась с курсом физики в программе среднего школьного образования.
В Советском Союзе астрономия преподавалась по идеологическим соображениям — считалось, что астрономические познания привьют учащимся научное мировоззрение и уменьшат распространение религии. Кроме того, роль играла начавшаяся космическая гонка.
Но уже к концу существования Советского Союза преподавание астрономии в школе сошло на нет — во многом из-за экономического положения в стране и недостатка денежных средств.
В 1993 году в российских школах отменили астрономию, убрав её из списка обязательных предметов. Но наука о небесных телах осталась на уровне факультативных дисциплин — её продолжили изучать в отдельных учреждениях.
<<Форма демодоступа>>
Обращайте внимание на пропорции и анатомию
Чтобы нарисовать реалистичную фигуру, вам нужно обратить внимание на точное принятие пропорций и анатомии фигуры. Это происходит как от изучения анатомии, так и от хороших навыков наблюдения
Не будьте слишком жесткими
Анатомия и пропорция важны. Но по-отдельности они не сделают интересного рисунка. Рисунок фигуры, который похож на личность или выглядит динамичным, будет интереснее, чем тот, который содержит в себе соблюдение всех правил.
Анатомия и пропорция играют вспомогательную роль в изображении телодвижений. Главное — передать динамику, движение, позу фигуры, а детали второстепенны. Каждый шаг вашего рисунка должен состоять в том, чтобы создать единую фигуру, которая имеет энергию, даже если это требует изменения пропорций или анатомии.
(Эта фигура имеет преувеличенные пропорции — аналогичные тем, которые используются при рисовании модной одежды
Не важно, что это неправильно, если решение преувеличить является целенаправленным. Вы можете найти множество примеров художников, которые искажают и преувеличивают пропорции по стилистическим причинам)
Для детей
Веселый скелет Гоша предлагает маленьким зрителям совершить познавательное путешествие в мир человеческого тела. Познакомить аудиторию с интересными фактами Гоше помогает мальчик Рома и Клетка-всезнайка. Фильм состоит из пяти глав, освящающих главные вопросы: особенности клеток, нервы и рефлексы, органы чувств. Фильм подойдет детям младшего и среднего школьного возраста, а родителям позволит вспомнить школьную программу по биологии.
Собранные выше уроки – начало длинного пути в изучении дисциплины. Видео, книги, статьи в журналах и блогах предлагают аудитории разные варианты подачи материала – от использования латинской терминологии и сухих фактов до развлекательно-познавательных передач, ориентированных на непрофессионалов и школьников. Выбор формата зависит от цели и начальной подготовки, но любой из них несет в себе полезную информацию, на базе которой можно понять и улучшить свою жизнь.
30 мая 2020
Функционирование мышц
Немецкий анатом Гюнтер фон Хагенс прослыл среди любопытных умов гением, изобретшим пластинацию – метод бальзамирования и консервации анатомических препаратов. В этом познавательном фильме-телешоу Гюнтер совместно с патологом Джоном Ли объясняют принципы работы мышц и их иннервацию. Видео рассчитано на взрослую, психически устойчивую аудиторию – аутопсия на камеру не самое приятное зрелище, но наблюдая процесс изнутри, легче понять устройство человеческого тела. Пока анатом демонстрирует механику простых движений на изучаемом объекте, Джон дублирует то же самое на живом обнаженном натурщике.
Мозг
Занятие ведет Олсуфьева Анна Викторовна, врач, старший преподаватель Сеченовского Университета на кафедре анатомии. Она имеет стаж более 20 лет, в том числе педагогический (от 15 лет), является автором более 10 научных работ. В этом уроке она помогает студентам освоить строение мозга, подробно объясняя расположение его составляющих на правом/левом полушарии и в поперечном разрезе. Вместе со студентами зрители имеют возможность познакомиться с внешним видом и местоположением борозд, извилин, покрышки, островка, мозолистого тела (и его частей), эпифиза, обонятельной луковицы и треугольника, переднего продырявленного вещества.